Православный взгляд. Беседа с протоиереем Андреем Туровым

7 марта 2024 г.

– Отец Андрей, мы с Вами встречаемся в преддверии Международного женского дня. Понятно, что этот праздник абсолютно не церковный, но, поскольку Вы являетесь руководителем Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Томской епархии, я предлагаю поговорить именно на эту тему, ведь она сегодня очень актуальна.

– Да, давайте обсудим аспекты и вопросы, которые Вас интересуют.

– Я думаю, что эти вопросы интересуют не только меня, но и наших телезрителей. Сегодня я назвал бы нашу программу так: «Духовная эмансипация». Ни для кого не секрет, что в современном мире женщина находится как бы не за мужем, а перед мужем, и я заметил, что иногда это актуально даже для жен священников. Скажите, опасна ли такая духовная эмансипация? Согласны ли Вы с утверждением, что сейчас такое происходит, и что нам с этим делать? 

– Ну, я бы не сказал, что это повсеместная ситуация, но мы, конечно же, видим, что сегодня женщина часто старается играть первые роли, выходить на первый план, когда по каким-то причинам ей нужно быть первой, нужно главенствовать. Чтобы осмыслить это явление, нам нужно рассмотреть его и в плане библейского повествования, потому что очень важно понять замысел Божий о человеке.

Мы можем фантазировать, придумывать любые конструкты, но если мы хотим ощутить полноту жизни, полноту существования, то мы должны задуматься о том, что Бог, промышляя о Своем творении – человеке, наверняка каждому отвел в жизни свою роль. Первые главы библейского повествования говорят нам о сотворении венца творения – человека и его помощницы – женщины.

Когда Господь творил этот мир, каждая часть Его творения завершалась тем, что Он, взирая на результат, говорил: хорошо весьма. И когда Господь сотворил венец Своего творения – Адама, Он сказал: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.  И Господь сотворил из ребра Адама женщину – Еву, и это подчеркивает равенство природы мужчины и женщины.

Когда Адам увидел Еву, он сказал: это кость от костей моих и плоть от плоти моей. Адам принял Еву с открытым сердцем, как творение, которое дал ему Господь. И мы видим первую семью в эдемский, райский период существования человечества, видим их семейные отношения.

Далее Библия повествует нам о грехопадении людей, после чего Господь дал каждому – и мужчине, и женщине – особый признак их существования: мужчина будет добывать хлеб в поте лица своего, будет возделывать землю, которая отныне по большей части будет давать ему волчцы и тернии (то есть это будет очень трудно, непросто), а женщина будет иметь тяготение к мужу. Вот почему мы говорим, что женщина смотрится органичнее и гораздо натуральнее, когда она именно за мужем, а не перед ним.

Ну и, конечно, не стоит нам забывать народную мудрость, говорящую о том, что жена красна своим мужем. Поэтому созидание женщиной семейной жизни, помощь в созидании личностного роста мужа – это Богом данная задумка, Промысл Господа о женщине.

Мы знаем, что бывает, когда человек нарушает данные Богом законы физики, – происходит беда, а во многих случаях и катастрофа. Но в процессе творения мира в мир вложены не только законы физики. В мироздание, во взаимоотношения людей были вложены и духовные законы, нарушение которых приводит к разного рода искажениям, аберрациям, когда человек, думая, что он делает шаг вперед, на самом деле откатывается назад, и этот мнимый прогресс оказывается регрессом.

Есть такая социальная, что ли, точка зрения, что женщина должна иметь равные права с мужчиной. Но мы можем задать себе вопрос: почему женщина и мужчина должны быть равными, если они разные и замысел Божий о них разный? И, может быть, далеко не лучшая ситуация, когда женщина действительно уравнивается в правах с мужчиной, что мы видим иногда в нашей социальной жизни.

Существует теория о том, что капитализм вынужден был рекрутировать женщину как работника, чтобы получить дополнительную рабочую силу, а для этого нужно было социальным образом уравнять права женщин и мужчин, и мы видим, к чему это привело. Теперь женщина наравне с мужчиной может укладывать шпалы, выполнять другие тяжелые работы, и равенство это очень сомнительное.

Когда же подобное равенство возникает в семейной жизни, часто это приводит к разного рода семейным нестроениям и даже  катастрофам, когда семьи разрушаются только потому, что женщина ставит во главу угла себя, свое мнение, свой статус. Но ведь важно быть не первым или вторым, а быть на своем месте.

Об этом стоит подумать накануне того дня, который Вы обозначили, который, не будучи церковным праздником, является символом эмансипации, некого бунта, протестного отношения к существующим устоям. Но, повторюсь, очень часто эта мнимая победа в действительности приносит поражение, а не какие-то преференции, которые якобы дает женщине ее первенство.

– Для меня 8 марта ассоциируется не только с Международным женским днем. Наверное, символично, что в этот день мы почитаем память святой блаженной Матроны Московской, но об этом мы поговорим чуть позже.

Митрополит Крымский Тихон (Шевкунов) как-то в своей проповеди сказал, что он изучал вопросы семьи, и оказалось, что в 90% случаев распада брака (а по статистике у нас распадается более половины браков) виновата женщина. На Ваш взгляд, как должен вести себя православный мужчина, если его жену, что называется, понесло не в ту сторону? 

– Дело в том, что здесь важно, кто проявит мудрость в семейных отношениях. Конечно же, не приходится ждать быстрого результата, когда есть какое-то нестроение, когда, как Вы сказали, жену понесло не в ту сторону. Это время долгого созидания отношений, время расстановки акцентов и принятия этих акцентов, потому что каким-то командным, административным методом сделать здесь что-либо будет трудно.

Это и молитва к Богу, потому что для каждого человека источником всех благ является Господь. Мы уже говорили о том, что Господь промышляет о каждом из нас, и Промысл Божий, замысел Божий о человеке, его существовании в этом мире, о тех отношениях, которые выстраивает человек, должен реализовываться правильным образом, и тогда для мужчины это действительно крест.

Здесь я приведу, возможно, несколько неожиданный образ, – образ таинства Венчания. Все мы прекрасно знаем, что семья созидается не только благодаря тем чувствам, которые люди испытывают друг к другу, но еще и испрашивается благословение Бога на семейную жизнь.

И вот те, кто присутствовал при таинстве Венчания или, может быть, что очень важно и похвально, сами венчались, помнят, что во время венчания наступает такой момент, когда на главы венчающихся возлагаются венцы. Собственно, таинство поэтому так и называется – Венчание. Но очень часто это воспринимается лишь как красивый обряд, интересный элемент.

На самом же деле в это время прославляются святые мученики, то есть призывается молитвенная помощь тех людей, которые мученически пострадали за Христа и были, по слову Евангелия, верны Ему до смерти. И вот эта верность до смерти и должна быть признаком брачного союза, семейной жизни.

Мужчина рассматривается как глава семьи, об этом говорит нам апостол Павел в своих посланиях, и отрывок из его послания читается при венчании пред алтарем в храме. Но здесь очень важно понять, что и супруг должен быть действительно добрым образом и тем авторитетом, который жена принимает.

Очень часто мы, мужчины, злоупотребляем своим статусом главы семьи, но любой статус и любой пафос нужно чем-то наполнять. И если мужчина являет собой образ христианской жизни, образ настоящего мужа и отца, то такое главенство принимается гораздо легче, и мужчинам не стоит об этом забывать. Но даже если при добром примере мужа женщина ошибается, делает какие-то неверные шаги, то многое должна покрывать любовь, которая, как говорится в Священном Писании, не требует своего.

Когда есть это искушение, о котором мы говорим, когда муж порой видит некий протестный настрой жены, ее негативное отношение и даже некоторую агрессию к себе, с помощью которых ею достигается первенство, ему нужно постараться силой своей любви, силой своей просьбы к Богу об удалении всего этого из семьи постараться вернуть добрые отношения. А жизнь в ладу, соединение двух сердец, когда два разных человека становятся одной плотью, и есть добрый итог семейной жизни, многолетнего совместного шествия по жизни.

– Я думаю, что для наших телезрителей стоит сделать небольшую ремарку. Мы сегодня не говорим о том, что женщина хуже или лучше мужчины, ведь женщина прекрасна сама по себе. Мы говорим о том, что мужчина и женщина – это все-таки разные понятия, и так задумано Самим Господом Богом.

– Да, у Господа есть Свой замысел и о мужчине, и о женщине и о жизни мужчины и женщины в семье. Мы говорим о том, что Господь создает очень близкое существо мужчине – женщину как помощницу. Даже в библейском тексте понятия «муж» и «жена», «мужчина» и «женщина» обозначаются однокоренными словами.

– Скажу больше. В годы лихолетья, в годы советской власти, когда Церковь претерпевала гонения, именно женщины, бабушки в белых платочках спасли нашу Церковь.

– Да и сейчас в наших храмах большинство женщин. Они несут на себе крест молитвы за себя, своих детей, за своих супругов, близких. И, может быть, нам, мужчинам, это доброе научение, потому что Господь ждет обращения к Богу и мужчин. Мужчина не только добытчик, кормилец, он не только обустраивает внешнюю, бытовую сторону жизни, но прежде всего это тот, кто имеет дерзновение помолиться за всю свою семью.

Так было и в ветхозаветные времена, до Рождества Христова, когда глава семьи мог, подобно священнику, обратиться к Богу и попросить у Господа того, что требуется его родным и близким. Если сейчас мужчины будут уходить от этого, если они будут думать, что молитва в храме – это, в общем-то, женское дело, то это может стать тем изъяном, который позволит женщинам почувствовать свое мнимое первенство и претендовать на главенство в семье.

– На самом деле то, о чем Вы говорите, и есть одна из составляющих секрета счастливой семейной жизни. Ведь как сказано? Семья – это малая церковь, и еще говорится, что жена должна быть послушна мужу так, как муж послушен Христу. А если муж не ходит в церковь?

– Мы снова возвращаемся к тому, что муж должен быть авторитетом, примером для женщины, и не просто в силу своего статуса, который, в общем-то, он не заработал. Он должен наполнить, утвердить этот свой статус, чтобы женщина чувствовала его первенство в семье.

– Думаю, Вы прекрасно знаете книгу «Домострой», которая наделала много шума среди светских людей. Скажите, применимо ли содержание этой книги в нашей современной жизни? 

– Когда мы говорим о «Домострое», мы должны понимать, что опять же нормы, которые там описываются, должны рассматриваться через призму любви. Если нет любви, то любое построение превращается в какую-то доктрину, что ли, подавляющую человека, в некотором смысле оскорбляющую его.

Сегодня мы вспоминали повествование о творении человека, и еще одна характеристика сотворенного Богом человека – это то, что человек сотворен по образу и подобию Божию. А если мы зададимся вопросом, в чем же заключается подобие человека Богу, то, рассматривая наше отношение к другим людям, особенно к близким нам, мы вспоминаем аскетическое определение: ты такой, какой ты есть со своими близкими людьми.

С человеком посторонним, с которым ты мимолетно сведен жизнью, быть корректным, галантным, вежливым достаточно просто. Но когда ты оказываешься в лоне своей семьи, среди родных и близких, которых видишь ежедневно, ты расслабляешься, снимаешь социальную маску и становишься таким, каким являешься на самом деле.

Поэтому каждый верующий человек, спрашивая себя, как же в нем проявляется образ и подобие Божие, должен понимать, что этот образ Божий есть любовь, наполняющая его сердце, которую он стяжал в течение своей жизни. По слову апостола Павла, какие бы мы ни несли духовные труды, какими великими в чем-то ни были, если мы не имеем любви, то мы практически ничто, тогда ничто не роднит нас с Богом. Это сказывается и на отношениях между супругами.

– Отец Андрей, настало время перейти ко второй части нашей программы. Церковь  марта вспоминает святую блаженную Матрону Московскую. Лично мне эта святая очень близка. Для меня до сих пор важным событием в жизни является мое пребывание у ее святых мощей в Покровском монастыре города Москвы. То незабываемое чувство, ту благодать, которую я там ощутил, сложно с чем-то сравнить. Расскажите, пожалуйста, об этой святой.

– Святую блаженную Матрону Московскую знают многие наши соотечественники. Вспоминаю, как я оказался в Москве в составе группы православных семинаристов из Сибири. Мы предприняли большие усилия, чтобы в числе святынь православной Москвы побывать и на могиле Матроны Московской на кладбище Данилова монастыря.

Тогда эта святая еще не была прославлена, не было официально объявлено о ее святости, но многие и многие люди приходили к месту упокоения блаженной Матроны Московской, чтобы попросить ее помощи, заступничества и ее святой молитвы. Почитание этой великой святой угодницы Божией и тогда было очень велико.

Когда мы прибыли на кладбище, мы увидели огромную очередь из людей, которые хотели подойти к месту упокоения Матроны Московской, помолиться ей о себе и о своих близких. Множество людей, которое мы там увидели, стало для нас зримым свидетельством огромного почитания этой святой, несмотря на то что она еще не была прославлена, не была причислена к лику святых.

Многие люди свидетельствуют о том, что блаженная Матрона Московская является очень скорой помощницей в каком-то важном для души, для сердца, для вечной участи деле. Многие испрашивают у блаженной Матроны потомства, детей, просят, чтобы она помолилась Богу о даровании им ребенка, свято веря в то, что детей дает именно Господь.

Святая блаженная Матрона Московская почитается и на нашей Томской земле. В нашем главном храме – в Богоявленском кафедральном соборе – есть образ блаженной Матроны Московской с частицей ее мощей. Есть чтимый ее образ и в храме святых апостолов Петра и Павла.  

– Настоятелем которого Вы также являетесь.

– Да. И я могу свидетельствовать о том, что многие люди, приходя в этот храм, чтобы помолиться Матроне Московской, спрашивают, где эта особенная ее икона. Известно, что при жизни блаженная Матрона Московская была незрячей, а на этом образе она изображена с открытыми глазами, поскольку, как правило, на иконе изображается человек, уже преображенный благодатью Божией, в своем спасенном, райском состоянии. Поэтому святая блаженная Матрона Московская не только слышит молитвы, просьбы о помощи, обращенные к ней, но она еще и видит пришедших к ней за помощью.

В эту икону вмонтирован ковчежец, маленькая капсула с частицей ее святых мощей, поэтому наши томичи могут испросить заступничества, помощи, молитвенной поддержки у Матроны Московской, явившей для нас образец чистоты веры, твердости в вере. Годы жизни святой Матроны пришлись на богоборческую эпоху, на годы лихолетья, но это не сломило ее, она осталась верна Господу до самой смерти.

Почитание святого состоит не только в памяти о нем, не только в чествовании его перед святыми иконами, но и в посильном подражании этому святому. И вот сейчас, когда мы порой чувствуем недостаток, оскудение любви в нашей жизни, мы можем подвигнуть себя к тому, чтобы любовь прирастала в наших душах, в наших сердцах. И духовным ориентиром в этом может стать для нас блаженная Матрона Московская – молитвенница, заступница за каждого из нас.

– У нас еще есть вопросы телезрителей.

«Скоро в России пройдут выборы президента. Для чего принимать в них участие верующим, если все делается по воле Божией, а мы, люди, можем совершить ошибку, делая свой выбор?»

– Воля Божия очень часто выражается через человека. Если мы надеемся на то, что наша власть будет слышать людей, то мы должны принять участие в голосовании и, рассудив и помолившись, выполнить свой гражданский долг. Священнослужители, как граждане государства, тоже голосуют, и каждый делает свой выбор, решает, кого из кандидатов поддержать.

Если же человек не проголосовал, то, наверное, потом у него не будет возможности что-либо критиковать, каким-то образом обращаться к власти как к оппоненту, ведь когда у него была возможность изъявить свою волю, он не стал этого делать. Поэтому каждый должен обязательно сделать свой выбор и проголосовать.

– «Были ли в Вашей священнической практике случаи, когда Вы понимали, что совершили ошибку? И если да, то как Вы исправляли эту ошибку?»

– Ну, ни один человек не застрахован от ошибок, особенно когда у человека еще недостаточно опыта и, может быть, есть некая горячность, присущая молодости. Какие-то ошибки были и у меня. Если у меня была возможность объясниться, каким-то образом выправить сложившуюся ситуацию, то я делал это.

А вообще любой священник перед тем, как осуществить какое-то действие, прежде всего молится и просит Господа, чтобы поступить не столько своим разумением, сколько Божиим промышлением.  

– «Поздравляете ли Вы свою матушку с 8 Марта?»

– Я поздравляю свою матушку с праздником святых жен-мироносиц в третье воскресенье по Пасхе, когда уже совершится торжество Воскресения Христова. Праздник святых жен-мироносиц посвящен тем, кто был верен Господу во время Его земной жизни. О святых женах-мироносицах мало написано в Евангелии, но они являют для нас пример стойкости в вере, верности, преданности, любви, поэтому этот праздник традиционно считается женским православным днем. В этот день моя матушка получает от меня поздравления, какие мужчина обращает к женщинам в православный женский день.

– Ну а я все же поздравляю наших телезрительниц со светским праздником 8 Марта.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 28 апреля: 05:30
  • Четверг, 02 мая: 12:30
  • Воскресенье, 05 мая: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать