Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом

29 декабря 2022 г.

– Владыка, какая бы сложная ситуация сейчас ни была, все-таки у многих людей настроение предпраздничное, предновогоднее. Мы с Вами в этой студии уже обсуждали тему Нового года, и Вы говорили, что Новый год – это всегда повод по-новому взглянуть на свою жизнь, изменить что-то в будущем. А сегодня, в преддверии праздника, хотелось бы поговорить немножко о другом. Как Вы относитесь к новогодним торжествам, которые приходятся на пост? И стоит ли маленьким детям, ребятишкам говорить, что на Новый год случаются разные чудеса?

– Я считаю, что детям можно говорить о том, что чудеса происходят не только на Новый год, но и всегда, когда человек способен принять эти чудеса от Господа. Что же касается первого вопроса, то он не такой уж и простой, каким может показаться на первый взгляд. Ведь что мы понимаем под празднованием Нового года? Преподобный Иоанн Лествичник в книге «Лествица» пишет, что человек, который любит Бога, зная о приближении праздника, думает о том, какими добрыми делами почтить этот праздник, а человек, который любит свое брюхо, думает о том, какие яства ему приготовить, чтобы насытить его.

А вообще каждый из нас вкладывает свой смысл в празднование Нового года. Церковь призывает своих чад – людей, которые способны услышать ее голос, или в Новый год, или в преддверии Нового года обязательно прийти в храм Божий и встретить новогодний праздник живым общением с Богом, Который является источником чудес и благословений для каждого человека.

Чтобы получить милости от Бога, мы не должны закрываться, отделяться от Него, и молитва – это как раз то, что позволяет нам открыть наши сердца, нашу жизнь перед Богом, чтобы Господь вошел в нее и благословил нас и чтобы наступающий год действительно был Богом благословленным.

В эти дни мы часто слышим из уст окружающих нас людей поздравления с Новым годом, с новым счастьем, но для того чтобы эти пожелания осуществились, необходимо не просто чего-то желать друг другу, но и встретить Новый год молитвой, ведь источником любого блага является Господь. Наверное, это самое большое, радостное и плодотворное, что можно пожелать каждому человеку.

У нас в Томской митрополии давно сложилась традиция накануне Нового года, 31 декабря, по окончании вечернего богослужения совершать особое молебное пение, молебен на начало нового года, в котором мы благодарим Бога за все Его благодеяния, полученные нами в уходящем году, приносим Богу покаяние в наших грехах и немощах, которыми, вольно или невольно, мы оскорбили или прогневали Бога, и просим у Бога благословения на год наступающий.

Многие благочестивые христиане, не ограничиваясь этим новогодним молебном, стараются в Новый год принять участие в Божественной литургии и готовятся приступить к Причастию Святых Христовых Таин, чтобы, причастившись Божественного Тела и Крови Христа Спасителя, вступить в наступающий новый год с Господом. Поэтому встреча нового года молитвой и богослужением – дело весьма отрадное.

Кроме того, я знаю, что и в Сибири, и в центральной части России на многих приходах ровно в полночь начинаются ночные Божественные литургии. И в то время, когда люди, полностью погруженные в мирскую стихию, сидят за обильно накрытым столом и раздается звон бокалов с шампанским, многие находятся в храме Божием и, представ пред взором Божиим, молятся и за себя, и за своих близких, и за нашу страну. Наверное, это самое лучшее из всех возможных празднований Нового года.

Тем не менее многие люди привыкли встречать этот праздник в кругу семьи, и даже благочестивые верующие люди, которые пришли в храм на новогодний молебен, торопятся домой, к своим близким, чтобы встретить праздник за праздничным столом. Но мы не должны забывать, что Новый год приходится на Рождественский пост, и стол может быть праздничным, но он не должен нарушать святость Рождественского поста и какие-то очень важные устои нашей духовной жизни и духовного труда.

– Однажды Спаситель сказал, что закон создан для человека, а не человек для закона, но не все люди глубоко воцерковлены. Может быть, в день празднования Нового года имеет смысл сделать небольшое послабление?

– Знаете, не все люди у нас окончили медицинские институты, и поэтому здесь может быть задан как бы параллельный вопрос: беспокоит ли Вас такое явление, как аллергия? Многие люди болезненно реагируют на те или иные продукты или запахи, на пыльцу растений, и даже вкушение небольшого количества такого продукта вызывает у них сильную аллергическую реакцию. Действительно, закон – не самоцель, и стоит ли на Новый год что-либо отменять? Принесет ли это кому-нибудь пользу или вызовет какое-то разрушительное действие?

Это будет сродни тому, что Министерство здравоохранения примет какое-нибудь постановление или рекомендацию по отмене в новогоднюю ночь диеты для людей, страдающих панкреатитом или какими-то другими заболеваниями желудочно-кишечного тракта, чтобы они позволили себе жирную и острую пищу. Для них это может закончиться больничной койкой, а для некоторых даже летальным исходом. И поэтому это совсем не тот случай, когда мы можем применить икономию (или послабление) церковных правил и законов.

Если мы так легко относимся к посту, это значит, что мы не понимаем, что пост важен не для Бога (Богу безразлично, едим мы мясо, рыбу или хлеб), а для нас, что Церковь установила пост для нас. И если человек вдруг начинает нарушать пост, даже исходя из каких-то, казалось бы, добрых побуждений, он разрушает тот процесс духовного оздоровления, духовной терапии, который Церковь предлагает каждому из нас.

Если же применение церковной икономии действительно необходимо, Церковь позволяет смягчение поста, а иногда и полную его отмену. Скажем, если человек страдает какими-то заболеваниями, препятствующими соблюдению им строгого поста, если это беременные женщины, кормящие матери или люди преклонного возраста, Церковь делает для них послабление, а то и отмену поста, полагая, что это не нанесет никакого духовного вреда этим людям. В других же случаях это будет совершенно неразумно и губительно для них.

– Владыка, сейчас мы ведем летоисчисление от Рождества Христова, но при этом Рождество Христово и Новый год празднуются в разные дни. Где же здесь логика?

– Когда мы говорим, что летоисчисление ведется от Рождества Христова, имеется в виду год от Рождества Христова. Раньше люди так и писали: 1876 год от Рождества Христова. Здесь имеется в виду не день, а год от Рождества Христова. А что касается Нового года, в разные исторические эпохи новогодний праздник отмечался в разные дни.

Например, церковный Новый год до сих пор празднуется тогда же, когда начинается и новый учебный год, – 1 сентября. Правда, учебный год начинается 1 сентября по новому стилю, а если бы по старому стилю, то это было бы 14 сентября. Поэтому в церковных богослужебных книгах молитвы и песнопения, касающиеся темы Нового года, помещены не под 1 января, а под 1 сентября. В древнерусской традиции существовал обычай празднования Нового года 1 марта, причем эта традиция даже более древняя, своими корнями она уходит в библейскую древность.

Привязка Рождества Христова к Новому году стала возможна только после петровских реформ, потому что Новый год стали праздновать 1 января только в эпоху Петра I, поэтому и появился этот новогодний день – 1 января по юлианскому календарю. Он соответствует 14 января современного григорианского календаря, и в народе этот праздник называют Старым Новым годом, но на самом деле не такой уж он и старый, потому что празднование Нового года в этот день началось, как я уже сказал, только со времени царствования Петра I.

А если говорить о более старом Новом годе, то это сентябрьский или мартовский Новый год. Поэтому празднование Нового года – это некая условная дата, которая, как Вы сказали вначале, всегда позволяла и позволяет человеку каким-то образом осмыслить год прошедший, проанализировать происходившие события, поблагодарить Бога за полученные от Него блага, принести покаяние за грехи, которые мы совершили, и заглянуть в будущее, попросив у Бога благословения на год грядущий. Поэтому праздник Нового года, хоть он и является нецерковным, светским, гражданским, наполнен глубоко религиозным содержанием, если мы сами не выхолащиваем все это.

– Скажите, не является ли в праздновании Нового года Санта-Клаус, символизирующий святителя Николая Чудотворца, более уместным, нежели наш Дед Мороз?

– Этот вопрос до сих пор открыт. В постсоветский период многие ратовали за возвращение Санта-Клауса или святого Николая в празднование Нового года, но мне кажется, что это не такой уж и простой вопрос, потому что к Деду Морозу и Снегурочке все, в том числе и дети, относятся как к сказочным персонажам. И если просто убрать Деда Мороза и на его место поставить Санта-Клауса, это значит, что и святитель Николай Чудотворец превратится в какого-то сказочного героя, в реальное существование которого дети до поры до времени верят, а потом начинают понимать, что это не более чем сказка, фольклор и так далее. Поэтому я считаю, что к Санта-Клаусу или святителю Николаю все-таки должно быть более благоговейное и трепетное отношение.

Что же касается Деда Мороза, то, по моему мнению, этот сказочный персонаж может оставаться сказочным персонажем. По крайней мере, никакого вреда для духовной жизни детей я в этом не вижу, хотя некоторые говорят, что происхождение Деда Мороза имеет какие-то языческие корни, что это чуть ли не какое-то древнее языческое божество. Я считаю, что нынешний Дед Мороз никак не соотносится с какими-то языческими культами или с чем-то подобным.

– Давайте поговорим и о другом святом: 31 декабря, в канун Нового года, Церковь празднует память Симеона Верхотурского. Это достаточно известный сибирский святой, но знают о нем далеко не все.

– Подвижник Симеон Верхотурский, как и святитель Николай, во время своей земной жизни отличался особой любовью, милосердием и благотворительностью по отношению к своим ближним. В отличие от Николая Чудотворца, который жил в IV веке, праведный Симеон Верхотурский, можно сказать, почти наш современник – это святой XVII века.

Когда первопроходцы пришли на эти земли, стали их осваивать и основали город Томск, в это же время из центральных районов России за Уральские горы пришел человек по имени Симеон. Он был знатного происхождения, но пришел в Сибирь для того, чтобы разорвать связь со своей прежней мирской жизнью и в полной безвестности для мира нести здесь подвиги ради Христа, осуществляя в своей жизни заветы Господа, которые Он дал нам в Святом Евангелии.

Симеон пришел в Верхотурье – в то время достаточно густонаселенное место, где было достаточно суетно, поэтому он удалился еще дальше и жил в окрестностях села Меркушино, где вел христианский образ жизни. Он не был монахом или священнослужителем, был мирянином, но большую часть времени проводил в молитве, посте и воздержании.

Чтобы общаться с Богом в молитве, он вел уединенный образ жизни в таежной глуши, но периодически выходил оттуда, чтобы добыть себе пропитание исключительно трудами рук своих. В летнее время он ловил рыбу, а в зимнее время нанимался к местным жителям на работу – шить шубы, в чем он был весьма искусен, и этим зарабатывал себе пропитание.

Такой образ жизни праведный Симеон вел достаточно долгое время, и в вечность он ушел в молитвенном устроении. Поскольку при жизни он старался скрывать свою высокую добродетельную жизнь, через какое-то время о нем стали забывать, но Господь Сам явил миру этого великого праведника, когда недра земли выдавили из себя гроб с останками святого праведного Симеона, сохранившимися нетленными.

У его мощей начали совершаться самые невероятные чудеса – после молитвы и призывания на помощь святого подвижника у его гроба отступали болезни. Об этом было донесено церковному начальству, у которого находилась в подчинении эта область в то время, – митрополиту Тобольскому.

В село Меркушино, где был погребен праведный Симеон, освидетельствованы его мощи и зафиксированы многочисленные чудеса, которые там совершались, была направлена комиссия. Установить имя подвижника удалось не сразу, потому что местные жители хоть и помнили о праведнике, который здесь жил и подвизался, не могли вспомнить его имя, ведь с тех пор прошло уже не одно десятилетие.

И тогда праведный Симеон стал одновременно являться многим людям и открыл им свое имя. С тех пор он вошел в историю русской святости под именем праведного Симеона Верхотурского. До причисления его к лику святых на его мощах служились панихиды, и Господь по молитвам этого подвижника подавал благословение молящимся, а когда он уже был канонизирован, его мощи были перенесены в Верхотурский Свято-Николаевский монастырь, где они находятся и по сей день, и к нему уже стали прибегать с молитвой.

Многие считают святого Симеона Верхотурского покровителем всякого рукоделия, ремесла, рыбаки считают его покровителем рыбной ловли. Кроме того, ему молятся о ниспослании благословения на добрые дела, а также об исцелении от различных болезней, он помог многим людям, страдавшим заболеваниями глаз или параличом. Поэтому это великий праведник и чудотворец Сибирской земли и всей нашей Русской Церкви.

– У нас еще есть вопросы телезрителей.

«Почему Церковь признает народные приметы в природе, но не признает их в житейских ситуациях, хоть они часто сбываются? Например, говорят, если просыпается соль, обязательно случается ссора и так далее».

– Во-первых, далеко не факт, что, если просыпать соль, будет ссора. Я часто просыпаю соль, но что-то ссор после этого не бывает. Поэтому нельзя сказать, что это какая-то примета, которой нужно держаться. Это суеверие, отвергаемое Церковью. Что же касается каких-то примет, относящихся к природе, далеко не всем им Церковь доверяет, потому что есть приметы, которые тоже носят некий фольклорный характер, не соответствующий действительности, и Церковь, конечно же, ставит их под сомнение.

Другое дело – какие-то природные явления, которые воспринимаются как некие приметы, но они основаны на объективных законах природы. Скажем, если ласточки или стрижи летают низко над землей, то говорят, что это к дождю, к грозе. Но это происходит потому, что снижается атмосферное давление, и мошкара, обычно летающая выше, начинает летать ближе к земле, и птицы, питающиеся этой мошкарой, тоже спускаются ближе к земле, чтобы добыть корм себе и своим птенцам. Именно потому и происходит это явление. Здесь нет ничего мистического, и примета эта имеет научно обоснованное объяснение. А что касается соли и ссоры, никакой связи между одним и другим я не вижу.

– «Как Вы относитесь к такому явлению, как сглаз? Может ли кто-то кого-то сглазить? Лично мне довелось увидеть, как маленький ребенок после того, как его сглазили, был сам не свой, пока родители не умыли его святой водой».

– Если человек идет по жизни с Богом, то никакое зло его не коснется. Мне вспомнились слова преподобного Иоанна Лествичника о капельке ртути, которая, попадая в пыль, не смешивается с ней. Вот так же можно сказать и о различных негативных, темных воздействиях на человека. Если человек с Богом, то зло остается вне его, потому что оно не может насильственно проникнуть в человека, если он сам не даст для этого повода.

Если же речь идет о детях, то здесь стоит обратить внимание на образ жизни родителей. И если родители прибегают к каким-то святыням, это может как бы оградить и защитить их ребенка, но не является панацеей от всех бед, потому что самое главное – правильный духовный образ жизни детей и особенно родителей.

– «Можно ли считать человека с родимым пятном меченым? Петр I не брал таких людей на ключевые посты, а в Советском Союзе взяли Горбачева – и развалилась вся страна. Нужно ли выводить родимые пятна? Современная медицина это позволяет».

– Мне кажется, что этот вопрос задан не совсем по адресу, потому что здесь я не вижу никакой духовной связи между родимым пятном и каким-то участием человека в тех или иных процессах. Если родимое пятно мешает человеку нормально жить и трудиться, если он чувствует некий дискомфорт, то это чисто медицинская проблема, и современная медицина позволяет ее решить.

Я считаю, что развал Советского Союза нельзя связать с тем, что руководитель оказался с родимым пятном. Огромное количество людей, у которых было множество родимых пятен, оставили достаточно позитивный, очень важный след в истории того или иного государства и народа. Поэтому этот факт  какая-то случайность, а такое отношение к родимым пятнам – суеверие.

– Владыка, благодарю Вас за очень интересную беседу.

– В преддверии Нового года я желаю всем крепкого здоровья и обильных благословений Божиих. Да хранит нас всех Господь!

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 28 апреля: 05:30
  • Четверг, 02 мая: 12:30
  • Воскресенье, 05 мая: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать