Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом

22 июня 2023 г.

– Владыка, сегодня мы будем говорить о 22 июня – Дне памяти и скорби. Вы не раз говорили, что немецкая машина вроде бы все предусмотрела, но в 1941 году немцы напали на Советский Союз именно в тот день, когда отмечался день всех святых, в земле Российской просиявших, которые оказали огромную молитвенную, духовную помощь нашему русскому воинству и помогли ему одержать победу.

Скажите, Вас не удивляет тот факт, что, несмотря на то что в то время Советский Союз был атеистическим государством с атеистической идеологией, люди, оказавшиеся на передовой, в большинстве своем атеисты, были готовы умереть? А как умирать, если ты в Бога не веришь? Это же страшно.

– Во-первых, я глубоко сомневаюсь в том, что там, на передовой, исключительно все были атеистами, что мобилизовали, к примеру, членов Союза воинствующих безбожников, бросили их на передовую – и они спасли Русскую землю.

Нашу страну защищал русский народ, и, если верить результатам переписи 1937 года, 80% населения нашей страны назвали себя людьми религиозными, верующими, несмотря на то что в то время за такое признание в лучшем случае можно было поплатиться карьерой, свободой, а в худшем случае даже своей жизнью. Но даже это не остановило людей назвать себя верующими.

Прошло несколько лет, и куда же все они подевались, эти верующие люди, и защитниками Отечества вдруг оказались исключительно атеисты? Поэтому я думаю, что все-таки абсолютное большинство людей были верующими или, по крайней мере, принадлежащими церковной традиции. Дома у этих людей остались их мамы, папы, бабушки, дедушки, которые были не просто верующими в душе, как молодое поколение того времени, но они были глубоко религиозными по своей жизни.

Конечно, я не могу сказать, что среди солдат абсолютно все были верующими, но я совершенно не согласен с тем, что все они были безбожниками. И то, что до начала Великой Отечественной войны государство провозгласило в качестве своей главной идеологической линии безбожие, совсем не означает, что весь народ в мгновение ока перековался и утратил свою веру.

С началом войны это атеистическое государство начало несколько корректировать свою позицию по отношению к вере. Кто-то делал это искренне, кто-то – из каких-то чисто земных соображений, но религиозный фактор стал учитываться даже атеистическим государством.

Буквально в первые дни войны прозвучало известное обращение Сталина к советскому народу, в котором он сказал, что войну с фашистской Германией нельзя считать обычной войной, что эта война является великой войной всего советского народа против немецко-фашистских войск.

В этой войне наших бойцов вдохновляли мужественные подвиги наших великих предков – Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова – глубоко православных людей, многих из которых Церковь почитает в лике святых угодников Божиих.

Мы знаем, что в 1943 году состоялась встреча Сталина с иерархами Русской Православной Церкви, которые до войны не были брошены в тюрьму или расстреляны. На этой встрече Сталин ознакомился с насущными проблемами Церкви, и именно тогда, в разгар войны, начали массово открываться храмы, монастыри, духовные учебные заведения.

Поэтому в Великой Отечественной войне фашизму противостояли не какие-то безбожники, а люди, которые, может быть, и не исповедовали христианство на ментальном уровне, не были открыто православными верующими, но на которых, как и на менталитет нашего народа в целом, не могла не оказать воздействия тысячелетняя православная история нашей страны.

Почему русский народ, любящий свою Родину, защищающий свое Отечество, так отличается от других народностей? Потому, что таким его воспитала духовная традиция за время тысячелетнего пребывания его в Православной Церкви.

– Могла ли стать причиной того, что не сработал план «Барбаросса», недооценка нашей Красной Армии?

– Я не такой уж глубокий специалист, чтобы давать оценку состоянию Красной Армии. Но большинство свидетельств говорят: хотя Красная Армия была усилена и все в нашей стране понимали, что рано или поздно война начнется, проходившая в то время реформа армии не была закончена, и мы к этой войне явно не были готовы в той степени, в какой оказалась к ней готова фашистская Германия. Когда война началась, силы были явно неравными, иначе фашисты не дошли бы до Москвы.

Про Отечественную войну 1812 года говорят, что Россию спасли мороз и русский Бог, то же говорят и про Великую Отечественную войну. Конечно, много важных факторов сыграло свою роль в победе нашей страны над фашизмом – это и мужество, и отвага нашего народа. Но нельзя забывать и о немаловажном духовном факторе, который тоже способствовал тому, что русский народ оказал такое мужественное сопротивление фашистам, какого они нигде больше не встретили – ни в Западной, ни в Восточной Европе. К примеру, Франция была завоевана всего за несколько недель, да и другие страны глазом не успели моргнуть, как были захвачены фашистами.

– Говорят, кое-где фашисты прошли без единого выстрела.

– Да, и только в России они встретили такое сопротивление. Куда более мощные армии оказались неспособными противостоять фашистской угрозе, как в более раннее время никто не мог противостоять  самой развитой, самой сильной армии Наполеона. Но опять же мощь армии Наполеона уперлась в стойкость российской армии.

– Давайте обсудим еще такой момент: говорят, что в России нет семьи, которой так или иначе не коснулась бы Великая Отечественная война. А Вашу семью коснулась каким-то образом эта война?

– Тогда действительно практически все взрослое мужское население было призвано в армию. Мой отец был еще слишком молодым, чтобы быть призванным на фронт, но, как и моя мама, они были вынуждены прекратить учебу в школе. Не завершив седьмого класса, они пошли работать, поэтому мои и мама, и папа были ветеранами труда. Мама рассказывала мне о том, как ей приходилось работать в годы Великой Отечественной войны. Она работала на швейной фабрике – шила обмундирование для солдат. Вставали они очень рано, трудились по полторы, а то и по две смены.

Из моих родственников участником военных действий стал старший брат моей мамы – мой старший дядя, который, к сожалению, с фронта так и не вернулся. Участвуя в одном из сражений в сентябре 1941 года, он отдал свою жизнь, защищая Родину. Причем там была такая мясорубка, что обнаружить конкретно тела участников этого сражения не удалось, поэтому его матери, моей бабушке, пришло извещение о том, что он пропал без вести в ходе этого боя.

Но мать всю свою жизнь ждала, что ее сын вернется с войны. Помню, в 70-е годы, когда прошло не одно десятилетие после окончания войны, моя бабушка уже служила панихиды в храме по своему сыну, но все еще не решалась совершить отпевание, потому что надеялась на то, что, может быть, он был захвачен в плен или был ранен, но выжил и когда-то объявится.

Она завещала отпеть его только тогда, когда умрет сама, вместе с ней. И когда мы отпевали бабушку, вместе с ней мы заочно отпевали и воина Василия, моего дядю, погибшего в годы Великой Отечественной войны.

– Владыка, когда мы читаем истории из жизни монахов советского времени, часто мы сталкиваемся с тем, что хорошие монахи были еще и хорошими воинами-фронтовиками. Не знаю, можно ли назвать это парадоксом или, наоборот, это какая-то закономерность. На Ваш взгляд, может ли дать какой-то новый импульс монашеству специальная военная операция?

– Я не думаю, что Великая Отечественная война дала монашеству какой-то импульс. Понятно, что в войне принимали участие разные люди – художники, композиторы, и, вернувшись с фронта, каждый перенес свой фронтовой опыт в ту сферу деятельности, которая была ему близка.

Мы до сих пор удивляемся военным ролям, сыгранным комедийными артистами, например Юрием Никулиным. Мы привыкли воспринимать его в фильмах в роли Балбеса, но роль фронтовика он играет насколько искренне и глубоко, что мы понимаем, что все это он пережил в годы Великой Отечественной войны.

Монахи, священники, старцы 60-х, 70-х, 80-х годов были бывшими фронтовиками, и, конечно, их фронтовой опыт никуда не исчез, он обогатил их во многих отношениях, дал им возможность получить более глубокий и житейский, и военный опыт. Это проявлялось в их пастырском, священническом служении. Некоторые из них подвиглись к служению Богу именно в годы Великой Отечественной войны.

Известный старец отец архимандрит Кирилл (Павлов) много раз рассказывал о том, что в боях за Сталинград (а он был защитником Сталинграда) в развалинах одного дома он нашел Евангелие. Хотя его родители были верующими, в то время он, молодой человек, понятное дело, Евангелие регулярно не читал. И тут вдруг под бомбежками, обстрелами в полыхающем Сталинграде он находит Евангелие, начинает его читать и чувствует, что это те живительные струи, которые так ему необходимы. По сути, это Евангелие перевернуло его жизнь, оказало решающее влияние на формирование его как старца Кирилла.

Кстати, есть замечательный двухсерийный документальный фильм, первая серия которого называется «Сталинградское Евангелие Ивана Павлова», а вторая – «Сталинградское Евангелие Кирилла (Павлова)». Этот фильм одновременно и о Великой Отечественной войне, и о подвижнике Троице-Сергиевой лавры архимандрите Кирилле. Рекомендую всем его посмотреть.

– Насколько я знаю, в годы Великой Отечественной войны Церковь оказывала нашем народу не только духовную помощь, но и материальная помощь была весьма велика.

– Да. Во всех храмах (правда, тогда их было не так уж и много) собирались посильные пожертвования. Люди несли свои трудовые копейки, чтобы оказать помощь фронту. И мы знаем, что на средства, собранные Церковью, была построена целая эскадрилья самолетов, названная именем святого благоверного князя Александра Невского, создана танковая колонна имени Дмитрия Донского, и все это было передано Красной Армии митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем (Ярушевичем).

Есть многочисленные фотографии, фотохроника того времени, запечатлевшие эти события. Было и другое вооружение, созданное на средства Церкви, и оно тоже носило имена легендарных героев нашей страны, которые являлись и святыми угодниками Божиими, как, например, преподобный Илия Муромец.

– Давайте перейдем ко второй части нашей программы: 25 июня отмечается Собор сибирских святых. Слава Богу, на нашей Томской земле тоже есть люди, которые причислены к лику святых и к которым мы обращаемся за молитвенной помощью. Давайте поговорим об этом подробнее.

– Есть такая русская пословица: «Не стоит село без праведника, а город без святого».  Действительно, святые являются тем духовным стержнем, который позволяет нам твердо стоять на ногах. Их молитвами, примером благочестивой жизни, их подвигом стоит этот мир.

В день (23 июня), когда совершается память одного из первых подвижников Сибирской земли – святителя Иоанна, митрополита Тобольского, который является как бы начатком святых земли Сибирской, Церковь установила праздновать память и всех святых, в земле Сибирской просиявших.

Это великие святители Иннокентий и Софроний Иркутские, Филофей Тобольский и, конечно, святые, подвизавшиеся на нашей земле. Это наш великий угодник Божий, подвижник святитель Макарий Невский, который отдал служению на Сибирской земле более 50 лет своей жизни сначала в качестве обычного миссионера, затем священника в Алтайской духовной миссии, а потом и архиерея, возглавившего в те времена Томскую епархию.

Это известный не только в Сибири, но и далеко за ее пределами подвижник земли Сибирской святой праведный старец Феодор Томский. Это блаженная Домна, прославившаяся подвигом Христа ради юродства. Это святой Петр Томский, который достиг высот в духовной жизни благодаря добродетели  послушания своему старцу, и в этом послушании он стал искусным делателем Иисусовой молитвы.

И, конечно, это и новомученики Церкви Русской. Часто Сибирь в целом и Томск в том числе называют русской Голгофой. Сюда в 30-е годы ссылалось огромное количество людей, в том числе невинно осужденных за веру, религиозные убеждения. Это епископы, священники, монахи, миряне.

Среди этих страдальцев за правду, за веру есть и те, кто уже официально причислен к лику святых, в частности святая новомученица Татиана Томская. Когда начались гонения на Церковь, святая Татиана не только не спряталась, не ушла в тень, но в открытую собирала пожертвования и оказывала помощь заключенным, которые томились в сталинских застенках за веру Христову.

В конце концов на нее обратили внимание, и она была арестована, подвергнута преследованиям, тюремному заключению и в 1937 году расстреляна на Бутовском полигоне под Москвой. Татиана Томская причислена к лику святых угодниц Божиих как новомученица. Для нас она является образцом социального служения, помощи нуждающимся людям.

Она была еще и очень талантливым человеком. В наше время издан целый сборник ее удивительных, замечательных стихов, и, пожалуй, ее творчество, хотя оно, к сожалению, и менее известно, можно поставить в один уровень с творчеством ее более ранних современниц – Анны Ахматовой, Марины Цветаевой.

– Раз уж мы заговорили о наших сибирских святых и Вы упомянули о старце Феодоре Кузьмиче, хотелось бы уточнить, состоится ли в этом году многодневный Феодоровский крестный ход.

– Каждый год в преддверии дня обретения мощей великого угодника Божия старца Феодора из соседней Мариинской епархии, из Анжеро-Судженска, отправляется крестный ход. Верующие люди отправляются с Кузбасса в пеший крестный ход, чтобы прийти к святыне более подготовленными, сосредоточенными, совершившими некую духовную работу над собой. Пожалуй, многодневный крестный ход способствует этому наилучшим образом.

Я знаю, что к этому крестному ходу присоединяются многие верующие и из других регионов. Конечно, духовная работа, которую проделывают над собой люди во время крестного хода, приносит немалые положительные результаты. В этом году крестный ход тоже в свое время отправится в путь, и все желающие смогут принять в нем участие.

– Уместно ли сейчас отдыхать за границей, когда весь мир против нас, а наши бойцы сражаются на полях специальной военной операции?

– Человек нуждается в отдыхе, он должен запасаться силами и энергией, несмотря ни на что. Как говорят в армии, война войной, а обед по расписанию. Даже военнослужащим во время войны иногда предоставляется отпуск, чтобы они могли восстановить свои силы. А где человек будет проводить отпуск – это уже другой вопрос.

Конечно, я всегда ратую за то, чтобы люди отдыхали в своей родной стране. У нас есть много прекрасных мест для отдыха, но если кто-то все-таки отправится за границу, нужно внимательно смотреть, куда и зачем он едет. Ну и, конечно, отдых всегда должен быть по-христиански умеренным, и тогда он принесет свои положительные оздоровительные результаты.

– «Если молитва не исполняется, это значит, что человек просит то, что неполезно, а значит, нужно перестать это просить или, наоборот, нужно просить еще более усердно?»

– Просить у Бога мы можем все, если наша совесть не подсказывает, что это нам во вред. Но нужно не домогаться, а именно просить. Когда мы, например, читаем молитву «Отче наш», мы как бы просим у Господа, чтобы Он послал нам и хлеб насущный, и другое. Но, с другой стороны, мы всё оставляем на волю Божию.

Когда Господь молился гефсиманской молитвой, Он завершил Свою молитву словами: впрочем не как Я хочу, но как Ты. И поэтому лейтмотивом каждой молитвы должно стать: «Впрочем, Господи, не моя, но Твоя воля пусть будет».

А ведь иногда бывает так, что мы просим о чем-то, что кажется нам очень полезным, на самом деле у нас слишком узкий кругозор для того, чтобы мы увидели какие-то не совсем положительные и даже погибельные результаты исполнения нашей молитвы. Господь иногда не исполняет каких-то наших просьб, потому что нам это неполезно.

Другое дело, если человек в молитве представляет себе Господа неким слугой, исполнителем каких-то желаний, прихотей. Здесь мне вспоминается злая дочка из сказки «Морозко» – капризная Марфуша, которая топала ногами и кричала: «Хочу, хочу, хочу!»

Конечно, нам следует вспоминать слова апостола Иакова, брата Господня, который в своем послании говорит: просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений. Поэтому мы можем просить Господа, представлять Ему наши нужды, проблемы, но Господь, зная, что нам полезно, пошлет только это.

– «Владыка, как Вы отнесетесь к идее провести в епархии среди воспитанников воскресных школ фестиваль советских детских игр, например игр в лапту, прятки, казаки-разбойники? К сожалению, сейчас в эти игры почти никто не играет».

– Но почему все перечисленное Вы назвали советским? Мне кажется, что такого явления, как советская власть, еще и в замыслах ни у кого не было, а русские люди уже играли в эти игры. Я считаю, что этим должны заниматься не только и не столько воскресные школы, сколько общеобразовательные школы и другие воспитательные учреждения.

Сегодня много говорят о приобщении молодого поколения к нашей отечественной культуре, а она очень многоплановая. Это, конечно, и наша музыка, и изобразительное искусство, к которому тоже нужно приобщать молодежь. И приобщение наших детей к каким-то русским играм – тоже очень важная задача, и этим должна заниматься не только Церковь.

Я думаю, что перед воскресными школами стоит много куда более актуальных и важных задач, чем игры, хотя это тоже вопрос весьма немаловажный; это тоже было бы неплохо и полезно реализовать.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 19 мая: 05:30
  • Вторник, 21 мая: 03:00
  • Четверг, 23 мая: 12:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать