Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом

15 июня 2023 г.

– Владыка, 16 июня – очень важная дата в жизни нашей страны. В этот день исполняется 60 лет со дня полета в космос первой женщины – Валентины Терешковой. И поэтому я предлагаю сегодняшнюю нашу программу посвятить теме «Женский крест».

Если говорить непосредственно о полете в космос, давайте смотреть правде в глаза: в то время полет в космос первой женщины, советской женщины, в первую очередь был связан с идеологией. А на Ваш взгляд, была ли какая-то ценность в том, что именно женщина полетела в космос, или это не имело никакого смысла?

– С научной точки зрения какой-то смысл это имело. Но, пожалуй, этот вопрос не столько к Церкви и ко мне, сколько к ученым, потому что на протяжении уже нескольких десятилетий ведутся исследования, как, например, ведут себя в космосе растения, как может адаптироваться к той среде то или иное живое существо.

Юрий Гагарин оказался в космосе не сразу, не вдруг. Перед этим в космосе побывали некоторые животные, говорят, что их было достаточно много, и запускали в космос животных как наша страна, так и Соединенные Штаты Америки. Поэтому желание изучить, как женский организм реагирует на пребывание в космосе, вполне объективная реальность, и с научной точки зрения это имело определенную ценность.

Что касается Валентины Терешковой, конечно, для нее это был большой риск и, пожалуй, жертвенный подвиг, как, в общем-то, и для первого человека, оказавшегося в космосе, – Юрия Гагарина, потому что быть первым всегда трудно.

Тогда никто не мог гарантировать того, что человек вернется на Землю, и вернется в добром здравии. И, конечно же, было совершенно непонятно, как отразится пребывание в космосе на организме женщины, репродуктивных особенностях ее организма. Поэтому, несмотря на определенный научный интерес и научную значимость всего этого, здесь я вижу жертвенность со стороны первой женщины-космонавта, оказавшейся в космосе.

– Ваша монашеская колыбель – Троице-Сергиева лавра. Вы не раз рассказывали, что там частенько бывали космонавты. Была ли там Терешкова?

– Честно говоря, я этого не помню, хотя знаю, что еще в советские времена Валентина Терешкова принимала участие в различных мероприятиях с участием Русской Православной Церкви. Чаще всего это были какие-то мероприятия, связанные с защитой мира, другие знаковые события.

Вероятно, она бывала и в Троице-Сергиевой лавре. Было бы удивительно, если бы она там не побывала, потому что тогда старались устроить посещения Троице-Сергиевой лавры даже для почетных иностранных гостей.

– Давайте перейдем к теме: «Женский крест». В наше время женщины стараются быть наравне с мужчинами. Это дух времени, какая-то неизбежность или все-таки то, чего именно в таком виде, в котором мы видим сейчас, быть не должно?

– Ситуации, когда женщина равняется на мужчину, а мужчина равняется на женщину, мне кажутся нездоровыми. Все-таки у каждого свое призвание, и каждый должен оставаться в том призвании, в том звании, к которому призвал его Господь. Поэтому у женщины в этом мире должно быть свое служение, свое предназначение.

Если мужчина будет смотреть на женщину и копировать ее в поведении, то это, конечно же, неправильно. И когда женщина пытается сделать из себя мужчину, это тоже неправильно. Другое дело – реализация тех даров, задатков, которые Господь дает каждому человеку, будь то мужчина или женщина.

Когда женщина старается максимально реализовать дары, которые она получила от Господа, в этом нет ничего плохого, это всегда воспринимается положительно. Но чем бы женщина ни занималась, ей не нужно забывать о том, что она должна оставаться еще и матерью, и хранительницей семейного очага.

Занимает ли женщина высокую должность в Государственной Думе,  является ли руководителем какого-то предприятия либо просто домохозяйкой, она не должна забывать главного своего служения, которое Господом возложено на нее. Наверное, именно это самое главное и самое важное.

Существующее в настоящее время так называемое феминистское движение по своей сути нездорово, потому что у его основания, по-видимому, стояли женщины, которые испытывали чувство какой-то неполноценности. Они во всем хотели быть похожими на мужчин, начиная от причесок и одежды.

На самом деле это совершенно неправильно, потому что у женщин есть свои достоинства, которые ничуть не хуже достоинств мужчин. Они своеобразны, по-своему прекрасны,  поэтому женщины должны развивать в себе те задатки, которые у них есть. Хотя, скажем, Некрасов, воспевая образ русской женщины, утверждал, что русская женщина и коня на скаку остановит.

Может быть, каким-то женщинам и свойственно останавливать коня на скаку, ведь женщины тоже бывают разными, но мы все-таки больше воспринимаем женщину как создание нежное. Ну, называют иногда женщин слабым полом, но вовсе не потому, что это свидетельствует о какой-то их ущербности, в этом есть некое преимущество женщин, нечто очень привлекательное.

Я думаю, что женщина не может быть самодостаточной без мужчины, потому что она не в состоянии в полной мере раскрыться как мать и супруга, но и мужчина нуждается в женщине, чтобы ощущать себя мужчиной.

– Я понимаю, что сейчас, наверное, вызову негативное к себе отношение, тем не менее все-таки скажу, что терпеть не могу смотреть любые женские единоборства, и мне невозможно представить себе более отвратительное зрелище, чем мужское синхронное плавание. Согласны ли Вы, что эмансипация – это зло?

– Ну, смотря какой смысл вкладывать в это слово. Еще раз повторюсь: когда, скажем, мужчина пытается стать женщиной, а женщина – мужчиной (я не имею в виду смену пола, имею в виду некий тип поведения), то это неправильно, потому что у каждого свое предназначение, своя задача. А задача каждого – в раскрытии даров, полученных от Бога. И если под эмансипацией понимается подлинная борьба за достоинство, будь то женщины или мужчины, в этом нет ничего зазорного.

Первое упоминание об абсолютном равенстве мужчины и женщины мы видим в Священном Писании, в Новом Завете. В частности, апостол Павел в своем Послании к Ефесянам говорит: мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь. Он призывает их быть готовыми положить душу свою за своих жен, за свою семью, как Христос умер на кресте за Свою Церковь. Соответственно, и жена должна прилепляться к своему мужу.

Иногда при совершении таинства Венчания обращают внимание на фразу из Послания апостола Павла: жены, повинуйтесь своим мужьям, как бы ставя в упрек апостолу Павлу то, что он (а значит и Церковь) говорит о каком-то неравенстве положений мужчины и женщины. На самом деле в этих словах кроется не столько какой-то животный страх жены, сколько ее трепетное отношение к своему мужу. Точно так же и от мужа требуется не менее трепетное отношение к жене.

Нельзя ожидать гармонии, если движение будет только с одной стороны. И когда речь идет об эмансипации, мне кажется, правильно было бы ставить вопрос о том, чтобы мы заботились о гармоничных взаимоотношениях между мужьями и женами, между мужчинами и женщинами.

– Наверняка многие телезрители сейчас скажут, что ничто не стоит на месте, даже те ценности, о которых мы сейчас говорим; что сейчас часто встречаются такие термины, как «бизнесвумен», «автоледи» и так далее. Тем не менее, если посмотреть статистические данные, в нашей стране многие годы количество разводов превышало количество заключенных браков. На Ваш взгляд, есть ли здесь какая-то прямая связь?

– Причин этому очень много, и одной из них является то, что иногда женщина слишком уж увлекается карьерой и забывает о том, что она еще и мать. В последнее время в средствах массовой информации, различных аналитических передачах часто говорится, например, о печальных судьбах детей известных артистов, когда мамы строили карьеру и действительно становились всеми узнаваемыми, горячо любимыми артистками с мировым именем, но дети их оказывались обделенными любовью, вниманием и лаской, поэтому их несчастные души так глубоко травмированы.

Это относится не только к артистам, просто они медийные личности, поэтому мы о них знаем. Часто так происходит, когда родители, чрезмерно увлекшись своей карьерой, забывают о самом главном, самом важном. Я думаю, эти известные люди на закате своей жизни понимали, что они упустили. Но, к сожалению, младшие поколения не всегда учатся на таких примерах, не всегда извлекают из них полезные уроки.

Я считаю, причины не только в этом и не только в женщинах, которые стали другими, но и в мужчинах, которые тоже стали другими. ХХ век был разрушительным не только для традиционных представлений о семье, о благочестии. Это были годы безбожия, атеизма, которые не прошли бесследно в нашей стране.

Если во многих странах мира до настоящего времени вполне нормальным считается тот факт, что мужчина является активным членом религиозной общины своего города, поселка, то абсолютное большинство прихожан православных христианских храмов составляют женщины. И когда мы говорим, что причинами семейных конфликтов, разводов, каких-то других проблем является исключительно то, что женщины, перестав стремиться быть хорошими матерями, больше хотят стать успешными бизнес-леди, то здесь есть вопросы и к мужчинам.

Если мужчина не является тем человеком, который в Церкви предстоит перед Господом, если он не посещает богослужения, то он тоже утрачивает какие-то очень важные ориентиры в этой жизни, позволяющие ему твердо стоять на земле и быть лидером в своей семье. Так что проблем здесь очень много.

– Давайте перейдем ко второй части нашей программы. В ближайшее воскресенье мы будем праздновать Неделю всех святых, в земле Российской просиявших. На Ваш взгляд, кто из наших российских святых самый известный, кого нам сегодня нужно обязательно упомянуть?

– Я думаю, что перечислять известных святых смысла нет, потому что их и так все знают. Церковь установила праздновать один день в году Собор всех святых. Этот праздник всегда совершается во второе воскресенье после праздника Святой Троицы, и в этом есть свой смысл, потому что первое воскресенье после Троицы именуется в церковном календаре праздником вообще всех святых, которые как бы являются следствием или результатом, что ли, плодом Духа Святого, пребывающего в Церкви.

Святой свят не своей собственной святостью, а благодаря причастию Божественной святости, Божественной благодати Духа Святого. Он принял от Бога то, что по человеческому естеству ему не принадлежало, потому что святость – это свойство Бога.

Господь наделяет определенных людей, живущих по Его заповедям, открывающих Ему свое сердце, Своими свойствами – святостью. Это святые люди, поэтому сразу же после праздника Сошествия Святого Духа на апостолов, который часто называют днем рождения Церкви, в следующее воскресенье Церковь празднует день всех святых как плод Церкви, как результат освящающего действия Божественной благодати здесь, на земле.

Проходит еще одна неделя, и мы совершаем праздник всех русских святых. В эти дни поется замечательная стихира, церковное песнопение: якоже плод красный Твоего спасительного сеяния, земля Российская приносит Ти, Господи, вся святыя, в той просиявшия. То есть мы воспринимаем святых как прекрасный плод, результат спасительного сеяния Христа.

Как земледелец бросает семена в землю и ожидает плодов и потом наступает время жатвы, время урожая, так и Господь, посеяв семена Своего Божественного слова евангельского в души наших предков, ожидал плодов от Русской Православной Церкви, появившейся более тысячи лет назад.

И вот эти плоды начали появляться. Они процвели и наконец принесли свой плод, и это святые угодники Божии. В этот день мы вспоминаем всех святых, которые подвизались и трудились на Русской земле, чтобы воздать им должное, прославить их подвиг, а самое главное – всмотреться в этот подвиг и стать его продолжателями, потому что Господь каждого человека призывает к святости.

Призван к святости и каждый из нас, живущих в XXI веке. Господь ожидает, что и мы принесем Ему такие же плоды, какие были принесены подвижниками в прежние времена. И когда мы празднуем Собор русских святых, мы понимаем, что там, на небесах, есть за нас крепкие молитвенники, близкие нам, и надеемся, что и мы близки им, потому что они жили и трудились на этой земле.

И, конечно же, когда они возносят молитву ко Господу, наверное, в первую очередь они воздыхают и просят Господа о тех, кто живет в тех местах, где они трудились и подвизались. В замечательной стихире всем русским святым святые угодники земли Русской именуются неким божественным полком, который стоит на страже Русской земли, ее покрывает, сохраняет и защищает.

Преподобному Серафиму Саровскому однажды было видение. Во время молитвы во мгновение ока он увидел всю Русскую землю, которая представилась его взору, и эта Русская земля была покрыта светлым лучезарным облаком. Преподобный Серафим воскликнул: «Господи, что это такое?» И услышал ответ: «Это молитвы Пресвятой Богородицы и русских святых, покрывающие Русскую землю». Поэтому праздник русских святых – это праздник вышнего покрова над нашим Отечеством, нашей страной,  народом.

– У нас еще есть вопросы телезрителей.

«Владыка, посоветуйте, как бороться с суетой. В любимой Вами Троице-Сергиевой лавре насколько благодатно, настолько и суетно, а от попрошаек вообще отбоя нет. Они могут подойти к тебе даже во время службы».

– Если бы наше суетное состояние зависело от внешних условий и от попрошаек, то нам было бы проще отделиться от каких-то внешних возбудителей нашего спокойствия. Когда к старцу Амвросию Оптинскому приходили люди и спрашивали, как достигнуть правильного устроения жизни, он говорил, что им нужно угомониться. А что такое «угомониться»? Гомон или шум – он ведь не вовне, а внутри нас. Если мы имеем внутренний мир, внутренний покой, то никакие внешние возбудители не могут выбить нас из колеи.

Святитель Иоанн Златоуст говорил, что Адам хоть и был в раю, согрешил, а праведный Лот спасся в Содоме, и это действительно так. Вот человек думает, что его устроение зависит от внешних условий, и он, не меняя себя, пытается изменить условия: «В Троице-Сергиевой лавре слишком суетно. Поеду-ка я в деревню. Но и в деревне тоже суетно, уйду в тайгу». Но даже в тайге этот человек оказывается в какой-то суетности, потому что суета – в его сердце. Ему нужно менять не внешние обстоятельства, а самого себя.

А человек, ведущий сосредоточенную жизнь, даже если и окажется в самой гуще толпы,  эта толпа не только не будет разрушать его мирное устроение, но, наоборот, будет настраивать его на должный лад. Поэтому достигнуть мирного устроения можно при любых условиях, даже среди шумного города. А если в душе какофония, то добиться умиротворения и спокойствия невозможно даже в пустыне.

– «Знаю много людей, которые пришли к вере из-за проблем в жизни. Они как бы уходили от мира, но проблемы оставались с ними. Насколько лучше приходить к вере не из-за ненависти к миру, не отвергая его, а из любви? Как произошел уход из мира в Вашей жизни?»

– У каждого своя жизнь, и каждый человек идет по жизни своим путем. Кто-то приходит к Господу от великой радости, кто-то от великой печали, поэтому здесь с одним аршином к каждому человеку не подойдешь. В известном поэтическом произведении есть такие слова: «Чем ночь темней, тем ярче звезды».

Какой-то человек вспоминает о Боге, когда ему тяжело. Именно в такие минуты он начинает чувствовать присутствие Бога, раскрывается перед Богом его душа. Другой человек приходит к Богу не через какие-то скорби и печали, а когда его душа особенно чувствительна к радости.

А сколько людей стали верующими, когда они пришли в храм Божий и вдруг почувствовали то, чего раньше никогда не ощущали, – присутствие особой Божественной благодати. Кого-то поразила красота церкви. Помните, князь Владимир отправил своих послов в Византию, чтобы они посмотрели, как греки славят Бога, и, вернувшись, они сказали: «Не знаем, на небе мы были или на земле. Знаем только, что пребывает там Бог с людьми».

Подобный опыт переживали не только посланники князя Владимира, но и многие наши современники. Почувствовав красоту богослужения, они смогли прозреть красоту Божественную, красоту иного, духовного мира. Поэтому пути к Богу самые разные, и каждый человек должен идти своим путем.

А что касается меня, у меня тоже свой путь. Я имел перед глазами пример доброй христианской жизни, который, пожалуй, стал для меня определяющим. Мои родители в то время были нецерковными, но бабушка была глубоко верующим человеком. Она не воспитывала меня в церковном ключе, у нее не было такой возможности, но пример ее жизни, конечно же, не прошел для меня бесследно. Это первый фактор, который повлиял на мой выбор в жизни.

А второй фактор – это, наверное, действие Божественной благодати, потому что в подростковом возрасте я начал отдаляться от всего того, что было связано с Церковью, а потом в один момент Господь сделал так, будто пелена спала с моих глаз; я увидел, что главная ценность, которая есть в этом мире, это Господь, вера, Церковь. Так что у каждого свой путь к Богу.

– Спасибо большое, владыка. А нашим телезрителям я скажу: если вы желаете узнать больше о том, как у владыки происходил уход в монастырь, рекомендую вам найти на просторах Интернета фильм, который называется «Крест архипастыря».

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 19 мая: 05:30
  • Вторник, 21 мая: 03:00
  • Четверг, 23 мая: 12:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать