Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом

13 июля 2023 г.

– Владыка, мы с Вами периодически обсуждаем не самые простые темы, и сегодня я предлагаю обсудить одну из таких тем. 17 июля – день памяти царской семьи, которая, как известно, причислена Церковью к лику святых. Думаю, что не открою для Вас секрет: когда шел процесс канонизации, далеко не все даже верующие люди были согласны с тем, что царская семья – святая.

Люди вспоминали какие-то моменты из истории, что Николая II в свое время за Кровавое воскресенье даже называли Николаем Кровавым. Можете ли Вы от лица Церкви объяснить, почему Церковь все-таки пришла к выводу, что семью императора нужно канонизировать?

– В Вашем вопросе уже есть несколько утверждений, что это какие-то несомненные факты, хотя на самом деле это не так, поэтому мне несколько трудновато напрямую отвечать на этот вопрос. Я хотел бы сразу внести коррективы, во-первых, по поводу того, что не все верующие были согласны с тем, что царская семья – святая.

Дело в том, что канонизация Царственных страстотерпцев проходила на Архиерейском Соборе после тщательной подготовки. Канонизация никогда не происходит по воле или желанию одного человека или группы людей. Этот вопрос тщательно изучается, изучаются все «за» и «против». Церковь никого не наделяет титулом святости, святость – это дар Божий. Церковь может только свидетельствовать о наличии святости либо ее отсутствии.

Так вот, только когда Церковь убедилась в святости Царственных страстотерпцев после тщательного изучения всех обстоятельств, в том числе и критических мнений, которые высказывались до канонизации, она вынесла свой вердикт о том, что святые Царственные страстотерпцы, несомненно, являются благоугодившими Богу носителями Божественной благодати Духа Святого.

Во-вторых, если кто-то и после канонизации оспаривает решение Церкви, которое было вынесено на Соборе (а, как известно, на Соборе действует Дух Святой), то можно ли этих людей называть церковными людьми? Я знаю нескольких очень авторитетных людей Церкви, которые до канонизации выражали некий скепсис и высказывались против канонизации царской семьи.

Среди них известный профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов, которого мы часто видим на экранах телевизоров. Это ни для кого не секрет, потому что Алексей Ильич и сам этого не скрывал. Когда же состоялась канонизация, он заявил: «Я – человек Церкви, и раз Церковь так решила, значит, так и есть». Вот позиция верующего церковного человека.

А если говорить о наименовании царя Николаем Кровавым, то кто его так наименовал?

– Нас так учили на уроках истории в школе.

– В школе, конечно, нас так учили, но одно дело, когда какие-то стереотипы навязаны нам пропагандой, продиктованы некими политическими соображениями. Понятно, что советская власть, пытавшаяся свергнуть и всячески дискредитировать ту власть, на смену которой она пришла, не упускала ни одного случая, чтобы любое событие, любое обстоятельство истолковать в выгодном для нее свете. А как было на самом деле и что происходило в так называемое Кровавое воскресенье – сегодня на этот счет проведено очень много исследований.

Когда этот вопрос рассматривается объективно, все выглядит совершенно иначе, не так, как его преподносила советская пропаганда. Оказывается, вины самого государя императора в этом нет вообще. Более того, когда эта трагедия по многим причинам все-таки произошла и исследователи все разложили по полочкам, Николай II всячески старался как-то облегчить пострадавшим во время этой трагедии их участь, оказывал помощь и поддержку раненым и так далее. Поэтому это не может быть аргументом.

Наверное, у государя-императора были какие-то свои слабости, немощи. Некоторые ставят ему в вину излишнюю жестокость, обвиняя его в трагедии Кровавого воскресенья, другие, наоборот, обвиняют его в мягкотелости и слабости, потому что он не подавил переворот, когда на смену царской власти пришло Временное правительство, и легко отказался от царского венца, царской власти.

На самом же деле Церковь причисляет к лику святых не за то, что кто-то хорошо или плохо исполнял какие-то свои обязанности, а за то, насколько жизнь человека соответствовала Божественным заповедям, был ли он Человеком с большой буквы.

О том, что император Николай II – Человек с большой буквы, свидетельствуют его дневники. Лучше узнать человека можно не по газетным публикациям, которые все без исключения носят явно предвзятый характер (и те, которые публикуются «за», и те, которые публикуются «против»), а из дневников, которые пишутся людьми для самого себя и для Бога, для узкого круга людей и не предназначены для широкого обнародования.

Сейчас печатаются, издаются дневники и самого Николая II, и его супруги, царицы Александры, и даже их детей. И когда мы читаем эти тексты, мы понимаем, что эти люди искренне любили свою Родину, были готовы даже отдать жизнь, лишь бы принести пользу России.

В этом проявляется богатство внутреннего мира этих людей, их высокая планка духовной жизни, которую они сами для себя определили. И естественно, что для них этой планкой было Евангелие Христово. А в том, что они были благочестивыми и верующими людьми, нет никакого сомнения. Что же касается каких-то личных немощей государя, то, например, говорят: «Какой же он святой? Он же трубку курил».

– Еще его обвиняют в связи с балериной.

– Знаете, в святцах есть много людей, которые с точки зрения суда человеческого, наверное, подлежали бы казни, четвертованию или, по крайней мере, общественному порицанию. Например, благоразумный разбойник, на совести которого были многочисленные человеческие жертвы.

– Мария Египетская.

– В последний момент своей жизни благоразумный разбойник, будучи распятым не по навету, не по наговору, не по несправедливому обвинению, а за свои преступления, за свои дела, умирая на кресте, увидел рядом с собой в страждущем Иисусе Христе Спасителя мира. Он исповедовал веру во Христа, принес покаяние в своей беззаконной жизни и не только удостоился первым войти в Царство Божие, но Церковь почитает его в лике святых.

Вы назвали преподобную Марию Египетскую, которая значительную часть своей жизни прожила в страшных грехах, но потом принесла покаяние и достигла величайшей святости. И таких примеров можно привести огромное количество.

По учению Церкви, безгрешен только Бог,  поэтому причислены к лику святых не те люди, которые за всю свою жизнь ни разу не споткнулись, не ошиблись, а те, которые действительно устремлялись к Богу, боролись со своими немощами и грехами и уврачевали их, были открыты для Бога.

В Священном Писании, в частности в Апокалипсисе, говорится о том, что Господь будет судить человека в том состоянии, в каком Он его застанет в день Суда. И вот подвиг мученичества, страстотерпчества царственной семьи (смерть, которую они мужественно приняли) стал как бы последней точкой, завершающей их жизненный путь.

Если люди именно так завершают свой путь, конечно, это свидетельствует о том, что все прежние немощи (если они у них были) омыты их кровью, и эти последние минуты их жизни, вне всякого сомнения, были их переходом из этого земного мира к Богу.

Об этом свидетельствуют и различные благодатные знамения, которыми Сам Господь прославлял память святых Царственных страстотерпцев. И не только люди в конце концов пришли к убеждению, что они святы, и увидели в их лике светлое осуществление евангельских идеалов, но и Господь прославлял их.

Есть многочисленные свидетельства благодатной помощи Царственных страстотерпцев, когда люди к ним молились. Они приходили на помощь людям в различных тяжелых жизненных ситуациях, исцеляли болезни.

Я думаю, что очень немногие из православных людей в России не слышали о мироточивой иконе святого страстотерпца Николая II, которая до недавнего времени пребывала в Москве в церкви святителя Николая. Настоятель этого храма известный священник отец Александр Шаргунов был одним из наиболее активных сторонников канонизации царской семьи, потому что в его храме был обильно мироточащий образ государя, написанный еще до его официальной канонизации.

Почему же в храме оказался образ еще не канонизированного императора Николая II? А дело здесь в том, что до этого он уже был канонизирован Русской Православной Церковью за границей, и отец Александр дерзнул этот образ, написанный в Зарубежной Церкви, поместить в храме, и образ еще до канонизации у нас начал обильно мироточить. Причем это был не какой-то единичный акт мироточения, когда икона помироточила день или два – и мироточение прекратилось. Насколько я знаю, икона продолжает мироточить до сих пор.

Такие проявления силы Божией, указывающие на святость царской семьи, конечно, не подвергаются никакому сомнению. Отношение народа Божия к прославлению царственных новомучеников проявляется в ежегодном многотысячном крестном ходе, который движется от храма в Екатеринбурге, построенного на месте расстрела царской семьи, до Ганиной Ямы.

На этот крестный ход ежегодно стекаются огромные тысячи людей, а, как известно, к безводному источнику никто не приходит. Люди чувствуют благодатную силу Божию, которая даруется всем участникам подобного рода священнодействий молитвами этих святых.

– Может быть, кто-то из наших телезрителей не знает, но и Томск, к сожалению, имеет отношение к расстрелу царской семьи. Процессом расстрела командовал часовых дел мастер Яков Юровский из Томска, примкнувший к революционному движению.

Владыка, я помню выпуски новостей, когда уже шло торжественное перезахоронение останков царской семьи и Церковь, скажем так, скептически отнеслась к тому, что были обретены эти останки. Скажите, остался ли сейчас этот скепсис? Или все сомнения развеяны?

– Я бы слово «скепсис» заменил словом «осторожность». Когда были обнаружены эти останки, Церковь должна была либо признать их святыми мощами, поскольку на тот момент Церковь уже причислила к лику святых царственную семью, либо не признавать.

Эти останки были тщательно исследованы специалистами, и по материалам, предоставленным Церкви, возник целый ряд вопросов. Церковь желала услышать ответы на эти вопросы, но власть, проигнорировав в то время эти требования, просто отказала Церкви в этом праве.

Шло время, но этот вопрос продолжал витать в воздухе, и наконец по указанию нашего президента, по ходатайству Святейшего Патриарха возобновилось некогда закрытое дело. Снова была подключена прокуратура, лучшие эксперты в этой области нашей страны, а также зарубежные лаборатории, которые должны были сделать независимую генетическую экспертизу. И когда полученные данные совпали, а результаты всех экспертиз были совершенно идентичными, это стало дополнительным свидетельством в пользу подлинности этих останков.

Проводились и другие многочисленные исследования. Насколько я знаю, сейчас эта работа уже завершена. Я пока не знаком в подробностях с ее результатами, как, думаю, и большинство людей, но в ближайшие дни в Москве будет проходить Архиерейское совещание, и, насколько я знаю, этот вопрос тоже предполагается рассмотреть.

Церковь, проанализировав данные исследований, должна будет либо признать эти останки останками Царственных страстотерпцев, а значит, объявить их мощами, либо сдержанная позиция Церкви сохранится, если у Церкви останутся какие-то вопросы и недоумения.

– Владыка, давайте перейдем ко второй части нашей программы: 17 июля Церковь отмечает день памяти святого иконописца Андрея Рублева. Наверное, это достаточно редкий случай, когда известность произведений автора кратно превосходит известность самого автора. Благодаря Вашему участию Томск теперь тоже имеет отношение к «Троице» Андрея Рублева, ведь у нас есть список этой иконы. Расскажите об этом иконописце, за что Церковь причислила его к лику святых.

– С чего мы начали, к тому и возвращаемся: Церковь никого не причисляет к лику святых за что-то. Церковь свидетельствует – человек святой или не святой. Вы сказали, что произведения преподобного Андрея Рублева известны больше, чем он сам. А почему? Потому, что это не его произведения. Икона в отличие, скажем, от картины или даже от другого выдающегося художественного произведения – это дело рук не только и не столько иконописца, сколько Божественного Духа, Господа, Который, по сути, является Источником любой иконы.

И поэтому, чтобы стать иконописцем в подлинном, абсолютном смысле этого слова, а не тем иконописцем, который копирует иконы, воспроизводит то, что уже есть, нужно достигнуть боговидения. Потому что как можно изобразить то, чего не видишь, или поведать миру о том, чего не знаешь?

Прежде чем написать икону, нужно достигнуть состояния богосозерцания и, созерцая небесную духовную реальность, полученную от Бога, передать ее не языком слов, а языком линий, красок, тонов, оттенков, композиции тем людям, которые будут предстоять пред этой иконой.

Вспомните известное высказывание великого ученого начала ХХ века священника Павла Флоренского: «Есть “Троица” Андрея Рублева, следовательно, существует Бог». И это действительно так.

Преподобный Андрей Рублев был духовным учеником преподобного Сергия; правда, неизвестно, успели ли они встретиться при жизни, но совершенно очевидно, что дух преподобного Сергия проявился в творчестве Андрея Рублева. Поэтому, несомненно, он является одним из учеников преподобного Сергия.

Преподобный Андрей достиг высоты духовной жизни, высоты богосозерцания, и, конечно, он обладал талантом живописца (а без этого дара тоже невозможно передать то, что видишь), поэтому его иконы так известны.

О преподобном Андрее мы знаем очень мало, потому что истинные подвижники, истинные труженики на ниве Христовой всегда отличались скромностью и тем, что Церковью называется смирением. Понимая, что источником их талантов в конечном счете является Господь, они никогда не подписывали своих произведений, никогда не выставляли свое «я».

Вы правильно сказали, что о его произведениях мы знаем больше, чем о нем самом, и поэтому, зная, где находятся произведения преподобного Андрея (я все-таки употребляю слово «произведения», понимая, Кто является Источником его икон), мы можем проследить его жизненный путь.

Мы знаем, что преподобный Андрей принимал участие в росписи Благовещенского собора Московского Кремля. Но тогда, по всей видимости, он был совсем еще молодым, поскольку его иконы присутствуют там с иконами более старшего по возрасту известного иконописца того времени Феофана Грека, само имя которого говорит о том, что это был иконописец, приехавший из Греции.

Преподобный Андрей Рублев расписывал храм во Владимире, там до сих пор остались его фрески, собор в Звенигороде, где тоже сохранились некоторые его духовные произведения – фрески и иконы. Именно поэтому мы можем как-то выстроить жизненный путь преподобного Андрея.

Документально зафиксировано только создание преподобным Андреем Рублевым иконы Пресвятой Живоначальной Троицы. Летописцы говорят, что написал он ее для Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры в память о своем учителе преподобном Сергии Радонежском, выразив духовный подвиг преподобного Сергия и удивительно воплотив в этой иконе православное христианское учение о Триедином Боге.

Согласитесь, что крайне трудно изобразить в образах Единого Бога и одновременно Троицу, и когда смотришь на эту икону,  понимаешь, что Бог Один, но видишь перед собой Троих. На логическом уровне это всегда трудно понять, это непостижимая Божественная тайна. Но преподобный Андрей воплотил это в красках художественным языком, поэтому эта его икона самая известная.

Преподобный Андрей закончил свой жизненный путь в московском Спасо-Андрониковом монастыре, построенном в честь Спаса преподобным Андроником – учеником преподобного Сергия. Гробница преподобного Андрея, к сожалению, не сохранилась. Полагают, что на месте его захоронения была воздвигнута колокольня.

Поскольку преподобный Андрей достиг великой святости, эта святость проявлялась не только в его поступках, но и в иконах, которые он писал. Взирая на эти иконы, мы тоже приобщаемся к тому духовному миру, свидетельства о котором пробовал донести до нас преподобный Андрей Рублев.

– У нас еще есть вопросы телезрителей.

«В послании одного из апостолов сказано: не многие делайтесь учителями. Значит ли это, что в педагогический университет должны идти только люди с особым призванием?»

– Я думаю, что в любой университет, в любой профессионально-технический колледж и даже на работу в какую-то организацию должны идти люди, которые имеют призвание именно к этому. Область педагогики – это такая же важная и ответственная область. Если человек имеет призвание к педагогике, если он любит детей, понимает важность этой профессии и чувствует, что у него есть к этому способности, талант, то это его путь.

И если кто-то становится на этот путь, ему следует не просто довольствоваться тем, что у него есть этот талант, но всячески его развивать. Для этого и существуют университеты, педагогические колледжи, где человек может заложить какие-то конкретные знания, наработки выдающихся педагогов прежних поколений в свой талант, чтобы использовать их как некий инструментарий.

– «Владыка, после того как не стало архимандрита Кирилла (Павлова), обращаетесь ли Вы к кому-то за духовными советами?»

– А это имеет какую-то значимость для человека, который задал этот вопрос? Да, к кому-то я обращаюсь. Понятно, что человек всегда нуждается в том, с кем ему можно чем-то поделиться, у кого нужно исповедоваться. У каждого верующего человека есть духовник, поэтому, естественно, есть он и у меня.

– «Жители Магадана не раз тепло отзывались о Вас после Вашего отъезда. А приезжали ли Вы хоть раз в Магадан, чтобы встретиться с ними и вознести совместные молитвы? Может быть, Вы собираетесь в будущем поехать туда?»

– Знаете, у каждого архиерея есть епархия, которая дарована ему Господом через церковное священноначалие. У меня сейчас такая епархия – Томская. Посещать же другие епархии по церковным канонам, по церковному этикету принято только по приглашению.

После своего отъезда из Магадана я однажды был там, когда город праздновал свой юбилей. Тогда я с удовольствием совершал там богослужения, встречался с некоторыми нашими бывшими прихожанами.

В этом году я отмечал свое 60-летие, до которого Господь сподобил меня дожить, и мне было очень по-человечески приятно, что среди поздравлений были и поздравления магаданцев, которые помнят того, кто трудился у них 25 лет назад.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 07 марта: 12:30
  • Воскресенье, 10 марта: 05:30
  • Четверг, 14 марта: 12:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать