Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом

8 февраля 2024 г.

– Владыка, 10 февраля – день памяти Александра Сергеевича Пушкина, поэтому сегодня я хотел бы поговорить с Вами о поэзии и тему озаглавил так: «Поэт в России – больше, чем поэт». На Ваш взгляд, эта фраза из стихотворения Евгения Евтушенко имеет место или это просто красивое выражение?

– Как правило, за красивыми выражениями всегда стоят определенные смыслы, и здесь определенный смысл тоже присутствует. Наверное, не только в России любое слово публичного человека доходит до большего числа людей. Поэтому таких людей в наше время, да и во все времена считали лидерами общественного мнения, что ли, и к ним всегда относили поэтов.

К людям общественным, людям культуры всегда относились более внимательно, чем к частным лицам, и поступку, совершенному частным лицом, дается одна оценка, а поступку человека публичного – совершенно другая.

Поступок публичного человека – благородный, добродетельный, связанный со служением Родине, ближнему, с помощью бедному человеку, является примером для подражания для других людей. А какой-то предосудительный, порочный поступок публичного человека, особенно совершенный публично, может способствовать развращению людей. Важность слова человека, особенно слова поэтического, в нашей культуре трудно переоценить. Мы же помним отрывок из стихотворения Тютчева:

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется.

Действительно, слово человеческое может отозваться по-разному. Какого-то человека оно может подвигнуть к чему-то благородному, пробудив в его душе самые добрые, светлые чувства; либо, наоборот, оно может пробудить темные силы человека падшего, связанные с грехом, с человеческими страстями. Поэтому любое слово поэта имеет общественно значимый характер.  

– Как-то мне довелось посмотреть интервью с одной известной актрисой, в котором она привела строки из стихотворения Бориса Слуцкого:

Грехи прощают за стихи.

Грехи большие – за стихи большие.

Честно говоря, эти строки заставили меня задуматься. Прокомментируйте их, пожалуйста.  

– Пожалуй, с литургической или богословской точки зрения эту фразу можно оспорить. Действительно, как можно простить грехи человека за стихи? Прощать грехи может только Господь и только в таинстве Покаяния, в таинстве Исповеди. Но если этой фразе придать более широкое, что ли, значение, не конкретизировать ее, а вскрыть некие глубинные смыслы, то получится то же, о чем мы говорили немногим ранее.

Если стихи помогают человеку оставить греховную жизнь, то, наверное, они являются большими стихами. Ведь что такое покаяние? Покаяние – это же не просто перечисление человеком своих недостойных греховных поступков, в которых он хочет покаяться, но это желание изменить свою жизнь, осуществить «перезагрузку» своей внутренней жизни, навести в ней порядок. И если поэтическое наследие того или иного автора служит внутреннему духовному оздоровлению, то стихи действительно могут стать частью  покаянной практики.

– Владыка, а Вы когда-нибудь пробовали сочинять стихи?

– У каждого человека есть какие-то определенные дарования. У меня дарования к стихам никогда не было, и, может быть, это и хорошо. Мне приходилось встречать людей, которые говорили, что они пробовали писать стихи, но то, что иногда у них получалось и что они цитировали, иначе чем рифмоплетством не назовешь.

Писать стихи непросто, ведь здесь нужно подбирать какие-то зарифмованные фразы. Настоящие стихи содержат глубокие смыслы, в них выражена душа человека. Когда художник пишет портрет, в нем должно присутствовать не только фотографическое сходство с оригиналом, художник пытается отобразить и какой-то внутренний настрой человека, и его характер, и его душу, в конце концов.

То же и с написанием стихов, поэтому для того, чтобы писать стихи, нужно иметь талант. А когда человек начинает заниматься чем-то не своим, к примеру, не имея таланта, берется за написание картины или, вообразив себя иконописцем, пытается написать икону, на самом деле не получается ни картины, ни иконы, ни стихов. Понимая это, я даже не пробовал писать стихи.

– А если какой-то талантливый человек решит переложить на стихи, скажем, текст какой-нибудь молитвы или акафиста, это уместно?

– Ну, если это талантливый человек и если душа его открыта для слова Божия, то это возможно. Ведь для того, чтобы положить на стихи, например, псалмы Давида или какие-то другие молитвословия и тексты, необходимо не просто понять их смысл, но пережить их, пропустить через свое сердце. То есть для того, чтобы положить молитву на стихи, сначала нужно научиться молиться и еще быть талантливым, способным к этому. Когда у человека есть талант и некий опыт молитвы, то это не только уместно, но и дает очень хороший результат.

Говоря о Пушкине, можно вспомнить известное его произведение, которое называется «Отцы пустынники и жены непорочны». Александр Сергеевич Пушкин здесь полагает на стихи одну из самых известных молитв Великого поста – молитву преподобного Ефрема Сирина, услышав которую все верующие, посещающие храм Божий, сразу ощущают, что они вступили в Великий пост. Мы знаем, что накануне Великого поста совершается вечерня с чином прощения, и тогда впервые читается молитва преподобного Ефрема Сирина с коленопреклонением, и все вдруг начинают ощущать – пришел Великий пост.

Так вот, чтобы положить эту молитву на стихи, конечно, нужно было не просто иметь талант поэта, но и быть глубоко верующим православным человеком, имеющим церковный опыт, в том числе и опыт Великого поста. Александр Сергеевич Пушкин все это имел, и в этом своем стихотворении он не просто изложил в стихотворной форме слова преподобного Ефрема Сирина, но и передал атмосферу Великого поста:

Отцы пустынники и жены непорочны,

Чтоб сердцем возлетать во области заочны,

Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,

Сложили множество божественных молитв;

Но ни одна из них меня не умиляет,

Как та, которую священник повторяет

Во дни печальные Великого поста.

И дальше следует сама молитва в его понимании:

Владыка дней моих! дух праздности унылой,

Любоначалия, змеи сокрытой сей,

И празднословия не дай душе моей.

Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,

Да брат мой от меня не примет осужденья,

И дух смирения, терпения, любви

И целомудрия мне в сердце оживи.

Замечательное стихотворение. Кстати, если кто-то из наших телезрителей его не помнит, очень рекомендую перечитать. Я думаю, что здесь может быть и обратный эффект. Когда мы читаем положенные на стихи молитвы, в том числе и молитвы великопостные, это дает нам повод более глубоко приобщиться к опыту Великого поста, который имел и Александр Сергеевич Пушкин.

А если говорить о стихотворной форме молитв, то абсолютное большинство песнопений, которые есть сегодня в Православной Церкви, изначально появились именно в стихотворной форме. Псалмы Давида – это поэзия Ветхого Завета, древнего Израиля, и они, по сути, составляют большую часть, ядро всего богослужения. Стихиры и каноны в основном переведены с древнегреческого языка, они являются наследием византийской церковной культуры. Большинство этих произведений были написаны именно в стихотворной форме, и у всех у них есть определенный ритм и размер.

Одним из самых выразительных поэтических церковных произведений является акафист Пресвятой Богородице, где первый кондак звучит так: «Взбранной Воеводе победительная», – а на греческом языке: Τῇ ὑπερμάχῳ στρατηγῷ τὰ νικητήρια, ὡς λυτρωθεῖσα. Здесь Пресвятая Богородица прославляется в стихах.

Попытки составления современных богослужений в стихотворной форме предпринимали и некоторые наши современники старшего поколения. Так, Святейший патриарх Сергий (Страгородский), возглавлявший Русскую Православную Церковь в годы Великой Отечественной войны, составил в стихотворной форме согласно древневизантийской традиции, канон и службу в честь иконы Пресвятой Богородицы «Боголюбская». Но поскольку это произведение изначально писалось на русском языке, оно сохранило все эти стихотворные особенности. Поэтому поэзия и молитва – это тесно соприкасающиеся друг с другом явления.

– Владыка, давайте перейдем ко второй части нашей программы. Предлагаю обсудить праздник, который Русская Православная Церковь отмечает 11 февраля, – перенесение мощей священномученика Игнатия Богоносца.

– Люди живут в ритме времени. Каждый день меняются числа календаря, и, наверное, очень печально, если за этими числами для человека ничего не стоит. Когда мы говорим о мире, в котором живем, мы придаем большое значение такому явлению, как освящение. Верующий человек старается освящать всю свою жизнь молитвой, чтением Священного Писания, посещением богослужений.

Когда человек вступает в Церковь Христову, дверью в нее для него является освящение в таинстве Крещения. Вступая в брак, человек освящает его, испрашивая благословения Божия в таинстве Венчания. Когда человек покидает этот мир, над ним произносятся молитвы в чине отпевания. Поэтому все в этом мире освящается. Освящается каждый день нашей жизни, благодаря тому что каждый день мы совершаем воспоминание какого-то священного события либо святого человека, пример жизни которого может быть для нас очень важным, ведь все святые являются образцами исполнения святых евангельских заповедей.

Священномученик Игнатий Богоносец – один из древнейших святых Православной Церкви. Он был учеником святых апостолов, по сути, жил во времена Христа Спасителя и поэтому является носителем апостольской традиции. Когда мы держим в руках Новый Завет, кроме Евангелий, мы видим в нем и послания святых апостолов – ближайших учеников Христовых, которые оставили письма своим современникам-христианам, а через них и нам с вами. Мы читаем эти послания как часть новозаветного канона Священного Писания.

К Священному Писанию примыкает огромный пласт духовной литературы, которую оставили нам ученики апостолов, их младшие братья, среди которых был и священномученик Игнатий Богоносец. Церковь сохранила целый ряд посланий Игнатия Богоносца, адресованных христианам того времени – первой половины II века. Эти послания позволяют нам окунуться в атмосферу Древней христианской Церкви, почувствовать дух того времени, и там мы черпаем для себя очень много назидательного, поучительного, что расширяет наше понимание новозаветного Священного Писания.

Священномученик Игнатий служил Церкви в качестве епископа Антиохийского. Жизнь его была сопряжена со многими подвигами в деле проповеди христианства. В то время Церковь Христова существовала в языческом обществе. Христиане периодически подвергались преследованиям и гонениям, подвергся таким гонениям и святой Игнатий Богоносец. Ему предстояла депортация в Рим, где его должны были предать суду и смертной казни. У него была возможность избежать этого, но он сознательно решил пройти до конца путь страдания за веру Христову.

Когда святому Игнатию сказали, что он будет выведен на арену Колизея, где разъяренные львы растерзают его тело, в своем Послании к Римлянам он написал: «Я пшеница Божия: пусть измелют меня зубы зверей, чтоб я сделался чистым хлебом Христовым». Есть очень интересная древняя икона, на которой изображен священномученик Игнатий Богоносец, а справа и слева от него два льва. Причем один лев изображен чуть ли не стоящим на задних лапах, и голова его оказалась вровень с головой священномученика Игнатия, а другой лев изображен стоящим на передних лапах вниз головой. Эти два льва напоминают жернова, готовые измолоть святого Игнатия, как бы находящегося между ними. Но страдания священномученика Игнатия перевели его в иную жизнь, в иное бытие – туда, где Господь. 

– У нас еще есть вопросы телезрителей.

«Слышал, что многие современники Есенина не верили, что он покончил жизнь самоубийством, а в Международном есенинском обществе сообщили, что он был отпет и что за него можно молиться. Скажите, при каких обстоятельствах отпевают самоубийц? Ведь это один из тягчайших грехов».

– Был Есенин отпет или нет, я не знаю, я не задавался этим вопросом. Существуют церковные каноны, согласно которым самоубийство является тяжким грехом отчаяния из-за утраты человеком веры в Бога. Если человек отчаялся, значит, он не верит, что Господь может ему помочь, поэтому это страшный грех.

Поскольку человек ушел из жизни в грехе и уже не имел возможности покаяться, исправиться, такого человека в Церкви обычно не отпевали, потому что церковные каноны предписывают лишать самоубийц церковного погребения. Церковь о них не молится, но предает их в волю Божию, потому что Господь, любящий каждого человека и желающий каждому спасения, Сам взвесит на Своем праведном суде, мог ли человек понести тот груз, который ему выпал. Как правило, Господь не попускает человеку испытания выше его сил.

Но в Церкви все же существуют некие исключения, как и из любых правил. В тех или иных случаях Церковь всегда применяла каноны как с позиции акривии (то есть со всей строгостью канонических правил), так и с позиции икономии (снисхождения, практической пользы, удобства).

Строгость канонов не относится к тем случаям, когда человек заканчивает свою жизнь в состоянии психического заболевания, не отдавая себе отчета в своих поступках. В таком случае для его отпевания потребуется предоставление медицинской справки, подтверждающей, что этот человек, страдая каким-то психическим расстройством, не позволяющим ему совершать адекватные поступки, действительно состоял на учете в медицинском диспансере.

А что касается Есенина, я где-то читал, что в последний период жизни у него вроде бы были какие-то довольно непонятные, странные галлюцинации, что позволяет предположить наличие у него некоего расстройства психики. Так это в действительности или не так, я не знаю. 

– Его близкие говорили, что следствие было недостаточно добросовестным; многие факты указывали на то, что он не добровольно покинул эту жизнь, а был убит.

– Знаете, если каждый из нас начнет анализировать данные следствия, то получится, что сколько есть людей, столько же есть и мнений, и выводов. Бывает, если какой-то человек вдруг заканчивает жизнь самоубийством, близкие приходят в церковь, пытаясь получить разрешение на его отпевание, и начинают убеждать в том, что он был не вполне здоров, просто никогда не обращался к врачу. Но если он никогда не обращался к врачу, значит, его здоровье все-таки было не настолько критическим, чтобы он не мог отдавать себе отчета в своих поступках. Поэтому здесь мы всё как бы оставляем на волю Божию.

Если священник все же совершает отпевание таких людей, то, как правило, он делает это по благословению епископа. Здесь в качестве последней судебной инстанции выступает епископ, который, взвесив медицинские данные, показания каких-то людей, принимает решение, действительно ли человека можно отпеть.

– «По учению Церкви бессмертная душа есть только у человека. Однако, судя по тому, как спокойно животные относятся к смерти, не покидает ощущение, что они точно знают, что для них жизнь не закончится. Что Вы думаете об этом?»

– У животных душа есть, но она не бессмертна. Об этом есть многочисленные свидетельства святых отцов.

– «Владыка, как Вы относитесь к детям в алтаре? Не все священники это поощряют».

– Ну, все дети разные, и совершенно недопустимо, когда алтарь становится проходным двором для детей, которые там чуть ли не играют и не забавляются. А другое дело, когда детишки, обучающиеся в воскресной школе, уже с ранних лет изъявляют желание помогать священнику несением каких-то пономарских послушаний.

В моем родном городе есть воскресная школа, и дети моих хороших знакомых посещают ее. Эти детишки рассказывали мне, как они соревнуются между собой, кто же в следующий воскресный день будет помогать батюшке за богослужением в качестве пономаря. Если у детей есть такой благоговейный настрой, то, конечно, это следует поощрять.

Но если у детей нет такого желания и их приводят туда чуть ли не насильно либо они, приходя в алтарь, не осознают важности и значимости этого места, то, может быть, и не следует этого делать. Либо батюшке следует обратить внимание на то, что важно не просто допустить детишек в алтарь, но и сделать следующий шаг – объяснить им, с каким благоговением нужно относиться к этому святому месту.

Меня всегда радует, когда детишки в стихариках появляются в алтаре. Я помню себя в детстве, правда, тогда были советские времена, и священник мог оказаться за решеткой, если он вдруг привлечет детей к каким-либо церковным делам. Но я все время думал, как бы мне оказаться там, в алтаре. В те времена это мне казалось чем-то недостижимым. И поэтому счастливы те детишки, у которых есть такая возможность.

– Ну да, и выглядит это очень умилительно. Я видел ребятишек, действительно трепетно относившихся к послушанию, которое им выпало, и душа радовалась за них. Владыка, Вы, как всегда, были замечательным собеседником, и я от всего сердца благодарю Вас за это.

– Я Вас тоже благодарю, Виталий. А нашим дорогим телезрителям я желаю здоровья крепкого и радости духовной. Да хранит нас всех Господь!

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 12:30
  • Воскресенье, 21 апреля: 05:30
  • Четверг, 25 апреля: 12:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать