Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом

7 декабря 2023 г.

– Владыка, давайте сегодня поговорим на тему: «Уверенность и самоуверенность». Многие тренеры, напутствуя своих спортсменов на какой-то поединок или матч, всегда говорят: «Вы должны быть уверенными в себе». Но мы с Вами, естественно, будем говорить не о спорте, а об уверенности и самоуверенности с точки зрения христианина.

Мне бы хотелось узнать Ваше мнение вот о чем. Неуверенный в себе человек, наверное, и для Царства Небесного не очень благонадежен, потому что он во всем сомневается. С другой стороны, самоуверенный человек в любой момент может быть посрамлен, потому что у человека должно быть упование на Бога. Где же золотая середина между уверенностью и самоуверенностью и где она должна начинаться и заканчиваться?

– Есть такая редкая, но, наверное, очень нужная и необходимая добродетель, как трезвение. Это такое состояние, когда человек реально оценивает все происходящее. А что касается уверенности и самоуверенности, если человек неуверенный, нерешительный, то как он может быть духовным человеком? Мы помним слова Христа Спасителя: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия, – и чем это не образ неуверенного человека?

Преподобный Иоанн Лествичник, христианский учитель духовной жизни, автор прославленной «Лествицы», завершая свое второе слово этой книги, то есть возводя своих читателей на вторую ступень, говорит, что всякий христианин должен уподобляться праведному Лоту, но ни в коем случае не жене Лотовой.

Из Ветхого Завета мы знаем: когда Содому за его беззакония грозило уничтожение и Господь, явившись Лоту, повелел ему и его семье бежать из города, Лот побежал, устремившись вперед, а жена его, хоть и шла вместе с Лотом, душой и сердцем осталась в Содоме. И когда она обернулась назад и глянула на Содом, она застыла и превратилась в соляной столб.

И вот преподобный Иоанн Лествичник говорит, что в духовной жизни мы должны взирать на Лота, но не на жену Лотову, потому что озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия. О такой духовной ревности, целеустремленности говорят и другие тексты Священного Писания.

Вы начали свой вопрос со спортсменов, и апостол Павел в духовной жизни тоже ставит нам в пример спортсменов, вопрошая о том, как спортсмен может победить и получить венец (в древности победителей награждали не кубками, а лавровыми венками, отсюда и пошло выражение, что святые получат венец вечной жизни), если он не будет целенаправленно идти к своей цели.

Но уверенность и самоуверенность – разные понятия. И хотя это вроде бы и однокоренные слова, но приставка «само» совершенно меняет его смысл.

– Как слова «вера» и «суеверие».

– Да. Здесь то же самое. Как самоуверенный человек теряет какое-то здравомыслие – хорошо видно. Если человек, вдруг ослепнув, в своем ослеплении пытается идти за какими-то иллюзорными целями, то такая ревность или такое стремление уже не приносят ему никакой пользы. Наоборот, это приносит ему только вред.

На этот счет у Евгения Евтушенко есть очень хорошее, назидательное стихотворение, которое называется «Проклятье века – это спешка». В этом стихотворении он говорит:

Есть в нерешительности сила,

Когда по ложному пути

Вперед на ложные светила

Ты не решаешься идти.

Казалось бы, нерешительность – отрицательное качество человека, но в нем, по слову автора стихотворения, есть сила. А когда человек в своем ослеплении идет к каким-то ложным целям, когда он пытается добиваться чего-то совершенно ненужного и даже вредного, то такая самоуверенность окончательно перечеркивает весь его подвиг.

С другой стороны, человек, конечно же, ограничен в своих силах. И что толку, если он будет внушать себе, что он может все, чего бы ни захотел, если это явно не соответствует действительности? Человек имеет целый ряд определенных ограничений, и реальная оценка своих сил и возможностей – залог успеха дела. Ведь важно не просто куда-то ревностно идти, но важно – достичь цели. Если же человек куда-то идет, не проявляя при этом здравомыслия, от этого происходят только беды.

Я человек не военный, но я знаю, что украинские средства массовой информации все лето вещали о так называемом контрнаступлении войск Зеленского. И хоть они убедились в том, что оборонительные рубежи, созданные российской армией, одолеть невозможно, в эту мясорубку бросались все новые и новые силы, несмотря на то что результат был заведомо очевиден и для экспертов на Западе, и для самого руководства Украины. Так какой смысл в этой ни на чем не основанной самоуверенности?

С другой стороны, разве можно сказать, что у нашего полководца Кутузова самоуверенность отсутствовала, когда в свое время он оставил Москву и говорил, что потерянная Москва – это еще не потерянная Россия? Многие тогда его критиковали, осуждали, но этого человека никогда не покидало здравомыслие, и его можно считать уверенным в себе человеком, потому что он мог просчитать дальнейшие шаги.

Христианин знает, что любая цель достигается и приносит благодатные, добрые плоды только тогда, когда на это есть Божие благословение. И какие бы добрые цели верующий человек ни ставил перед собой, какие бы усилия он ни предпринимал, на все это он испрашивает благословения Божия.

Это давно поняли наши благочестивые предки. Они говорили: «Без Бога ни до порога». И вот человек идет по жизни с Богом, уповая на Господа, Который никогда его не оставляет, и добивается успехов в намеченных целях. Поэтому уверенность и самоуверенность – это совершенно разные позиции.

Уверенность – это своего рода добродетель, положительная черта, а самоуверенность – признак гордыни, причем гордыни неразумной. Многие психологи считают, что гордыня – это компенсация чувства собственной неполноценности. Когда человек ощущает свою неполноценность, чтобы как-то это восполнить, он пытается надувать щеки, что он что-то значит… Но если человек сам по себе является личностью, ему не нужно надувать щеки.  

– Про людей, которые любят кичиться собой, говорят, что у них мания величия на фоне комплекса неполноценности. Владыка, когда мы представляем себе кроткого, смиренного христианина, внешне он выглядит неуверенным в себе. А можно ли быть кротким и смиренным и при этом уверенным в себе человеком?

– Мне кажется, эти качества совершенно друг другу не противоречат. Разве уверенный в себе человек – это тот, кто может ругаться трехэтажным матом или съездить человеку по физиономии, если тот вдруг ему не понравится? Или это человек, наполненный миром, а значит, здравомыслием, который излучает позитив и несет его всем окружающим людям? Поэтому настоящие кротость и смирение не имеют ничего общего с какой-то забитостью или неполноценностью.

Смирение – это состояние, когда человек оценивает себя таким, какой он есть, когда он видит свои положительные и отрицательные качества и не думает, что он – высший идеал на земле, что все, что он делает, идеально, а вокруг все болваны, идиоты и люди второго сорта.

Смиренный человек борется со своими отрицательными качествами, старается их преодолеть, а положительные качества, наоборот, развивает. Это признак того, что он открывает для себя перспективы своего оздоровления, а значит, приведения в порядок своей духовной жизни. А кротость – это состояние безгневия. Когда человек на всех срывается, спускает всех собак, скрежещет зубами, вряд ли это позитивный образ успешного человека.

– Не помню, кто сказал, что монах достигает величия тогда, когда он начинает считать себя грешнейшим изо всех людей. Как же такой человек может быть уверенным в себе, если он считает себя величайшим грешником? Где же тут уверенность?

– Разве признаком самоуверенности являются заявления человека о том, что он безгрешен, а все остальные люди грешные? По-моему, это признак какой-то полнейшей глупости и духовной слепоты. И если человек видит свои изъяны, то где здесь признак какой-то его ущербности? Человек, видящий в себе грехи, занимается не только созерцанием этих грехов и самолюбованием.

Преподобный Иоанн Лествичник пишет, что люди идут в монахи по трем причинам. Одна из причин – чтобы стяжать Царство Небесное более коротким путем. Вторая причина – человек идет в монастырь из-за множества своих грехов, чтобы оплакивать их и залечивать свои духовные раны. И третья побудительная причина для тех, кто идет в монашество, – это любовь к Богу.

Иоанн Лествичник говорит, что если кто-то идет в монастырь, но не имеет ни одной из этих причин, то этот человек крайне неразумный (если говорить по-гречески – алогичный), поэтому для него оставление мира бессмысленно. То есть одной из побудительных причин, которая может привести человека в монастырь, является покаяние, и когда человек кается, он должен знать, в чем он кается.

Что же касается святых, которые видели в себе множество грехов и считали себя самыми великими грешниками, то это признак не какой-то их ущербности или ничтожности, а признак их величия. У аввы Дорофея есть на эту тему размышления. Он говорит, что Бог есть свет духовный. Об этом говорит и Священное Писание, и Сам Христос в Евангелии говорит: Я свет миру. И чем дальше человек от света, тем более он погружается во тьму.

И вот авва Дорофей предлагает представить себе человека, который заходит в комнату, не имеющую ни окон, ни каких-то светильников. За ним закрывается дверь, и он погружается в абсолютный мрак. Что же увидит человек в комнате, в которой нет света? Он не увидит там ничего.

Если же он зайдет в эту комнату днем и если в этой комнате есть окна, то он увидит все, что в ней есть. И когда в комнату сквозь окошко заглянет солнечный лучик, то в этом солнечном лучике он увидит даже летающие пылинки. Отсюда следует: чем больше света, тем больше мы видим.

А когда человек говорит: «Я – само совершенство, во мне все хорошо, все правильно», – это признак не его духовного здоровья, а того, насколько он далек от света. И чем ближе человек к свету, тем больше он обнаруживает в себе того, на что другой не обратил бы внимания. Он видит все пылинки, которые в нем есть.

Когда подвижники считали себя самыми великими грешниками, это говорит о том, что они настолько приблизились к Богу, столько стяжали Божественной благодати, что  видели даже небольшие изъяны в своей духовной жизни, которые они оплакивали и старались залечить, и от этого они восходили на новую ступеньку духовного совершенствования. Это, конечно, позитивно, а не негативно.

– Владыка, давайте перейдем ко второй части нашей программы. Церковную тему я предлагаю посвятить празднованию в честь иконы Божией Матери, именуемой «Знамение». Память ее отмечается 10 декабря. В нашем городе есть любимый томичами храм, который посвящен именно этому образу.

– Икона Божией Матери, которую на Руси называют «Знамение», это образ, носивший в Византии название «Оранта», что значит «Молящаяся», потому что на этой иконе, в отличие от многих других образов Пресвятой Богородицы, Дева Мария изображена с воздетыми в молитве руками.

Почему же на Руси эту икону стали называть «Знамение»? Подобный древний образ когда-то находился в Софийском соборе Новгорода Великого. Это было еще в домонгольский период, когда Русь была раздроблена на множество княжеств, а князья враждовали друг с другом. Они были единокровными, единоверными братьями, но, к сожалению, проливали кровь друг друга.

Церковь многократно пыталась примирить враждующих князей, призывала их к единству, но это единство было достигнуто далеко не сразу, потому что не сразу князья пришли к признанию необходимости единства.

Однажды войско суздальское подступило к Новгороду Великому, желая воевать с этим городом. Новгородцы, не имея желания проливать ни свою кровь, ни кровь суздальцев, пытались образумить пришедших к ним непрошеных гостей. Когда же никакие увещевания не возымели действия, в Софийском соборе новгородцами была совершена усердная молитва ко Пресвятой Богородице пред древним Ее образом, на котором Богородица была изображена в молитвенном положении, с воздетыми руками.

С этой иконой был совершен крестный ход по Новгороду, и икона была поднята на городские стены и установлена ликом к суздальцам, чтобы они, увидев образ Пресвятой Богородицы, устыдились своего нехристианского поступка, отступили от города и возвратились в свои родные суздальские земли.

Но сердце суздальцев не только не умягчилось – они еще больше ожесточились и начали стрелять. Как говорят церковные летописи, одна из стрел вонзилась в лик Пресвятой Богородицы, и из глаз Ее стали истекать слезы, а икона повернулась к городу. Ободренные этим чудом (а на славянском языке слово «чудо» звучит как «знамение», то есть некий знак свыше), новгородцы стали защищать свой город уже в бою и наголову разбили суздальцев, отогнав их от пределов своей земли.

С тех пор на Руси эту икону стали называть «Знамение Пресвятой Богородицы» или «Чудо Пресвятой Богородицы». Хотя чудеса или знамения происходили от многих чудотворных икон Пресвятой Богородицы, но именование «Знамение» закрепилось только за этой иконой. С этой иконы позднее делались различные списки, и один из таких списков прославился чудесами на земле Сибири.

Недалеко от города Тобольска есть Абалакский Знаменский монастырь, который был основан вскоре после освоения русскими сибирских просторов на месте явления этой иконы Пресвятой Богородицы, получившей название «Знамение» Абалакская. Эта икона почитается всей Русской Православной Церковью, но, конечно, особо чтима она в Сибири.

У нас в Томске Знаменская церковь освящена в честь Абалакской иконы Пресвятой Богородицы «Знамение». 10 декабря престольный праздник этого храма, и мы чтим этот дивный и чудный образ Пресвятой Богородицы, извлекая из этого события духовно-нравственные уроки о том, что нам нужно быть детьми мира, примирения и стараться удалять вражду, ненависть из нашей жизни, из наших сердец, и тогда благословение Божие будет пребывать со всеми нами.

– У нас есть вопросы телезрителей.

«Как Вы относитесь к тому, что некоторые люди любят своих питомцев, например собак, больше людей, утверждая, что они лучше людей?»

– Вообще мы любим кого-то не потому, что кто-то лучше, а кто-то хуже. Образец любви дает нам Господь. Он говорит в Евангелии: да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Так и наша любовь должна распространяться на всех.

Если же кто-то говорит, что он не любит каких-то людей, потому что в его глазах они нехорошие, что ж, к сожалению, после человеческого грехопадения все не идеальны. Но, конечно, это не тот критерий любви, которым должен руководствоваться человек.

А что касается животных, есть заповеди, которые повелевают нам и к животным относиться с добром. Конечно, любовь к животным не такая же, как любовь к человеку,  поэтому тот, кто уравнивает человека и животного, поступает неправильно.

У Соломона есть слова: блажен, иже и скоты милует. Здесь под скотами следует разуметь всех домашних животных и питомцев, которых человек заводит и о которых он заботится. Но, конечно, эта забота по отношению к животным совершенно иная, нежели любовь к человеку.

Если человек имеет действительно любящее сердце, если он благочестив, то он не будет людей любить, а животных терзать, мучить, морить голодом. Человек, который жестоко обращается с животными, не может полноценно любить и человека. И, наоборот, тот, кто действительно милостиво относится к животным – старается накормить какую-то голодную собачку, не обижает кошку, любое другое животное, он будет относиться так же милостиво и к окружающим его людям.

– «Владыка, Вам не кажется, что каждый раз петь имениннику “Многая лета” очень однообразно? Почему Церкви нельзя придумать другие поздравления? Молитв ведь много, почему же не может быть много церковных поздравлений?»

– Церковь существует не для того, чтобы придумывать поздравления. Вообще поздравление – это не то, что заключено в словах “Многая лета”, ведь “Многая лета” – это лишь завершение молитвы, связанной не только с именинником, но и с любым человеком. Поэтому так называемое многолетие (по сути, молитва) может быть вознесено о любом человеке.

О чем же говорится в этой молитве? «Благоденственное и мирное житие, здравие же и спасение и во всем благое поспешение подаждь, Господи (такому-то) и сохрани его на многая и благая лета». Скажите, что в этом молитвенном прошении к Богу не учтено? Разве может сказать человек, которого не удовлетворяет это прошение, что ему не нужно здоровья? Что же Церковь должна здесь придумывать? Каждому по «Мерседесу» и по яхте с золочеными шелковыми парусами, что ли? Конечно, нет.

В этом прошении есть пожелание и здоровья для тела, и спасения для души, и во всем благого поспешения, то есть помощи Божией во всем добром, что мы задумали. Чего же еще можно пожелать? Честно говоря, я не знаю. Говорят, что краткость – сестра таланта, и те церковные молитвословия, которые у нас есть, в краткой форме содержат все, что нам необходимо.

Когда ученики спросили у Господа, как нужно молиться, Он же не сказал: «Открывайте свои записные книжки, сейчас Я буду надиктовывать вам двести текстов». Он дал им молитву «Отче наш» – краткую молитву, в которой есть всё. И если кто-то вне храма хочет что-то пожелать, сказать добрые слова человеку, который для него дорог, то почему бы это и не сделать? И почему Церковь должна что-то изобретать и сочинять? Церковь сказала всё, что человеку необходимо.

– Спасибо большое, владыка, за сегодняшнюю беседу.

– А нашим дорогим телезрителям мне хочется пожелать благоденственного и мирного жития, здравия, спасения, во всем благого поспешения и многих благих лет жизни. Храни всех Бог!

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Вторник, 14 мая: 03:00
  • Четверг, 16 мая: 02:05
  • Четверг, 16 мая: 12:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать