Православный взгляд. Психическое здоровье

31 декабря 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Мы стараемся выбирать актуальные темы для наших передач. Вот одна из них – психическое здоровье. Не в том смысле, что все сошли с ума, но время настало такое, что многие испытывают тревогу. Естественно, с ней пытаются бороться. На Ваш взгляд, что нужно делать, помимо молитвы, чтобы чувствовать себя умиротворенным?

– Нужно сначала выяснить, каковы причины этой тревоги. В зависимости от причин выбирается и лекарство. На мой взгляд, помимо обычных в жизни испытаний, проблем, возникла особая ситуация, в которой сейчас находится весь мир.

Мы все почувствовали себя в одной лодке, жителями одной планеты, которая, во-первых, не такая уж большая, во-вторых, достаточно уязвимая в разных отношениях: не только из-за возможной глобальной войны, но и из-за той же эпидемии, которая может разом охватить весь мир. Причем необязательно это инфекционное заболевание. Это может быть эпидемия информационная, когда оказывается мощное воздействие на психику, что наталкивает на определенные выводы.

– Вы считаете, что масштабы бедствия, связанные с пандемией коронавируса, несколько преувеличены?

– Вы сразу конкретизировали эту тему. Я-то говорил все-таки в более широком аспекте, имея в виду не только пандемию коронавируса. Мне кажется, не менее серьезным является, например, нарастание вражды и на межличностном уровне, и особенно на уровне международном, межгосударственном, что мы наблюдаем в последние годы. Это характеризуется не только нагнетанием нетерпимости друг к другу, но и некой абсурдностью. Все больше и больше чего-то иррационального, что не объяснить здравым смыслом.

– Можете привести пример такого иррационального?

– Конечно, я в данном случае размышляю, как большинство наших граждан, обывательски. Например, я не могу объяснить активности западного мира, в частности по отношению к России, но и не только, национальными интересами его стран. Мне кажется, с точки зрения национальных интересов этих народов должна проводиться более здравая политика, хотя, конечно, они с нами дружить не будут.

Ведь нынешняя политика часто оборачивается и против самих народов, то есть граждан этих стран. И возникает впечатление, что политические деятели, которые на виду, на самом деле ничего не решают, что они фигуры в чьей-то игре, которыми движет невидимая рука. Происходит травля не только геополитических противников, но порою и собственного народа. Насколько могу судить, такое впечатление создается не у меня одного.

Нарастает иррациональность и в геополитике, и даже в экономике. Я не экономист, но какие-то вещи мне кажутся абсурдными. Та же пандемия, которая, безусловно, есть. Но разве не было пандемий в недавнем прошлом? Вирус Эбола,  свиной грипп тоже были достаточно серьезными.

– Эбола Россию практически не затронула.

– Но такой истерии во всем мире почему-то не возникало. Понятно, что всегда есть причина. Важно, чему она служит. Когда волнующих известий много на разных уровнях, в разных сферах жизни, то понятно, чем подогревается чувство тревоги, может быть, даже безысходности, неуверенности в завтрашнем дне.

Но с христианской точки зрения подобные факторы не могут быть окончательной причиной для уныния и отчаяния. Христиане, в отличие от людей неверующих, с первых своих шагов в Церкви знают, что этот мир закончится, что все идет ко злу, к царству антихриста, к полному отказу от веры и даже богоборчеству. И тем не менее в них это не рождает отчаяния, бездеятельности; наоборот, порой становится причиной для более активных действий. Вопрос – каких действий. Часто активность проявляется в демонстрациях, забастовках, революциях. Из истории мы видим, что из этого редко получается что-то хорошее. Может быть, каких-то временных результатов, положительных для определенной группы, достичь и удается, но в перспективе это все равно всегда оборачивается какими-то потерями.

– Революция вообще, как правило, пожирает своих зачинщиков.

– Совершенно верно. Поэтому с христианской точки зрения все-таки предпочтительнее другая реакция – не внешняя активность по переустройству мира, который, по словам Священного Писания, лежит во зле, причем это лежание во зле принципиальное, его не устранить до Второго Пришествия в мир Христа. В первую очередь должно быть внутреннее противостояние – начинать нужно с себя.

Кстати, принцип «начни с себя» не только христианский, это просто правило здравого смысла, мудрости. Мы мало можем повлиять на окружающий мир, но на себя уж точно можем. Если мы начнем стараться приводить свою душу в мирное устроение, то здесь, по крайней мере, перспектива более очевидная, чем если мы будем делать это со всем человечеством. Поэтому у революционеров в конечном счете ничего не получилось. Их проекты рано или поздно заканчивались фиаско. А вот те люди, которые обращали свою энергию на собственное сердце, нередко достигали выдающихся результатов, становились святыми.

Вот Вы сказали о молитве. Конечно, в первую очередь нужно обращаться к Богу, потому что Он есть абсолютное благо и абсолютная истина. Большая проблема у людей, которые не признают Его существование, так как у них нет этого вневременного, абсолютного, ни от чего не зависящего источника, который бы наполнял их жизнь смыслом, вдохновлял, дарил энергию, силы. Для верующего человека это точка отсчета. Мы знаем, что Бог сильнее зла, Он побеждает зло и в истории, и в вечности, и в жизни отдельного человека, и в жизни целых народов. Поэтому если мы Ему доверяем и это доверие не мечтательное, не только в голове, но проявляется и в наших делах, пожеланиях, устремлениях, то такая вера становится своеобразным проводом, который нас соединяет с Богом – как электрическая лампочка соединена с электростанцией. Тогда какие бы обстоятельства нас ни окружали, мы в них не запутаемся. Человек – не только дух, он и душа, и тело. Поэтому нужно и в психологическом, и в соматическом (то есть в телесном) плане предпринимать то, что в нашей власти.

– Мы отвлечемся от темы. Вы уже немного касались вопроса, который меня теперь очень волнует. Вы говорили о неких кукловодах, которые, на Ваш взгляд, быть может, присутствуют. Вы верите во всемирный заговор масонских лож?

– Знаете, дело не в словах. Особенно в последние годы наиболее отчетливо я вижу, что, безусловно, есть люди злой воли, старающиеся реализовать свои планы всеми доступными им средствами: через государственные институты разных стран, используя экономические рычаги, в информационном пространстве, в культуре – везде. Я также вижу, что они похожи на менеджеров, не они главные идеологи. Они куклы, только более высокого порядка. И я усматриваю в абсурдной логике событий, может быть, последних десятилетий руку извечного врага рода человеческого.

– Мы знаем, кто отец всякой лжи.

– Да. Только с этой точки зрения все становится на свои места и все эти события укладываются в одно русло, их можно объяснить. Эта логика разрушения, логика ненависти объяснима только тогда, когда мы видим за ней отца лжи, то есть дьявола, – он делает свое дело. Но о чем мало говорят сейчас – его власть ограничена волей людей. И она потому сейчас проявляется с такой силой, что большинство ей покоряется. Это не делается осознанно, дескать, «я хочу служить врагу рода человеческого». Но когда люди делают то, на что провоцирует их родоначальник зла, они, по сути, ему служат. Грех – это служение отцу лжи, а добро, исполнение заповедей – служение Богу. Если раньше об этом трудно было говорить, то сейчас я слышу такую трактовку из уст очень уважаемых людей, ведь это становится уже настолько очевидно, что уже трудно чем-то другим объяснить ситуацию, которая складывается в мире.

– Если Вы говорите, что эта ситуация с вероятностью 99 процентов сложилась из-за врага рода человеческого, который проявляет свою власть над людьми, правильно ли я понимаю, что в этой ситуации психологи отдельно взятому человеку вряд ли помогут? Или все-таки, если есть душевное терзание, стоит к ним обратиться? Когда я беседую с людьми, они говорят: «Вокруг бушует пандемия, я боюсь не столько за себя, сколько за своих родных, что они могут заболеть». Имеет ли смысл воспользоваться помощью врачей?

– Если сравнить жизнь души с жизнью тела и проблемы души с болезнями тела, то для телесных недугов есть лечение, которое снимает симптомы, и которое направлено на устранение самой причины болезни. Так вот, идти к психологам – это симптоматическое лечение, оно снимает напряжение. Причины же устраняет только духовное врачевание, которое, на мой взгляд, нигде, кроме как в Церкви, нельзя найти. Потому что здесь возникает духовная жизнь не как какая-то метафора, иллюзия, а как нечто реально существующее, как онтологическая реальность. Что такое духовная жизнь? Это общение с Богом, Который есть Дух по преимуществу. И вот это общение, живая связь, и активизирует духовную жизнь. А без этого общения дух, конечно, в нас тоже пребывает, но он как бы спит, дремлет, пребывает латентно. И поскольку душа есть одежда духа, а тело – одежда души, то чтобы врачевать душу, без духовного не обойтись. Точно так же как и врачевать телесное невозможно без здоровья души. Это я слышал от известных медиков, занимающихся сердечно-сосудистыми заболеваниями, которые на своем опыте убедились, что много проблем возникает не на телесном уровне, а на душевном. Не только в этой сфере, но и в других системах организма душевное нездоровье может себя проявлять. Поэтому психологи могут оказать помощь, и, наверно, в наше время они нужны, но причину устранить не в их власти, у них просто нет инструментов для этого.

– Я уточню свой вопрос. Мне довелось в интернет-пространстве увидеть самопиар одного из психологов, который пишет: «Освобождая тело от эмоциональных блоков, научу выбросить накопившиеся обиды, дав волю эмоциям, поделюсь древнеславянскими ведическими способами очищения домов. Практика поддержки женского здоровья с учетом личностного гороскопа. Очищение рода».

Мне кажется, что здесь как раз есть связь душевного и духовного, но только это вряд ли связь с Богом. Как не попасть в такую ловушку?

– Здесь я вижу сразу два момента. Во-первых, мы все равно видим потребность в обращении к духовным истокам. Правда, в данном случае это истоки со знаком «минус»...

– Это опасно?

– Безусловно. Духовный мир – это не только мир Бога и ангелов, но и мир падших демонов. Поэтому, в зависимости от того, к кому человек обращается, результат будет либо положительным, либо отрицательным. Я все-таки хотел бы обратить внимание и на то, что сама подача этого объявления явно носит характер рекламы.

– Конечно.

– То есть реклама входит и в ту сферу, где ей, в общем-то, совсем не место, потому что в конечном счете это попытка навязать человеку то, что ему не нужно. А нужно это тому, кто эту рекламу размещает. Я могу понять бизнесменов, у которых цель деятельности – заработать, а какая цель у психолога?

– Психологи платные.

– Тоже заработать.

– Конечно.

– Значит, для него предметом поиска является не человек, а возможность заработать. Я бы всем порекомендовал никогда не вестись на рекламу такой психологической помощи. Когда так навязываются, причем за плату, не вы интересны, а деньги, поэтому вам будут «помогать» ровно столько, сколько это будет выгодно этим психологам. А в Церкви все бесплатно.

– Многие, наверное, сейчас ехидно усмехнутся и скажут: «А требы порой?..»

– Да. Но свечки и записки для духовной помощи не нужны. Нужна исповедь, беседа со священником, а это бесплатно.

– И все-таки, наверное, центральный вопрос – как отличить психолога, который не то что не поможет, а навредит, загонит в рабство к темным силам?

– Первое я назвал. Агрессивная реклама – верный признак того, куда ходить не надо. И второй признак – духовная традиция, к которой апеллирует психолог. Но это уже зависит от религиозного вкуса, так это можно назвать, насколько духовно чуткий человек ищет встречи с психологом. Если он всеядный, тогда его можно только пожалеть, потому что всеядный человек всегда терпит урон. Если он в свою душу берет все что ни попадя, то будут проблемы. Духовный поиск должен быть ориентирован на созидание. Нужно потрудиться, отнестись к этому крайне серьезно, потому что для человека духовная сфера сопряжена либо с жизнью, либо со смертью.

– Даже так стоит вопрос?

– Безусловно, именно так он и стоит.

– Владыка, давайте теперь поговорим о светлом. Церковь 19 декабря отмечает праздник, который очень почитаем в России, – день памяти святителя Николая, архиепископа Мирликийского, Чудотворца. Иногда в народе этот праздник называют Николой Зимним. Давайте поговорим об этом святом.

– Святитель Николай почитаем не только в нашей стране и даже не только в православном мире, но во всем христианском мире. С одной стороны, это является следствием особо жертвенной ради Бога и ближних жизни, а с другой – обилия духовных даров, которые в ответ на эту его жертвенность дал ему Господь. Это обилие разных благодатных дарований проявлялось как при жизни святителя, так и после его кончины.

Если говорить о его жизни, то это был человек, который жил не для себя. Да, он жил для Бога, но, будучи епископом, архипастырем, в первую очередь заботился о своей пастве, порой не жалея не только своего имущества, но даже идя на риск для жизни. Например, он ходатайствовал за осужденных на смерть и чуть ли не встал между занесенным топором и приговоренными. Он был беспощаден к себе, это и есть свидетельство совершенной богоподобной любви. Именно такая любовь привлекает благодать свыше, которая выражается в обилии чудес. Я не буду перечислять чудеса святителя Николая. Их сотни, если не тысячи только описанных, известных при его жизни и по смерти, вплоть до настоящего времени.

Святитель Николай был и защитником веры. В истории христианской Церкви мы не встречаем примеров нравственности без веры, это невозможно. За высотой нравственности всегда стоит чистота веры. Так вот, святитель Николай, будучи любвеобильным человеком, совершил в своей жизни один поступок, о котором повествует его житие. На Первом Вселенском Соборе обсуждалась проблема будущего христианства, Церкви – ересь Ария, арианство. Арий отрицал Божество Христа. Он считал Его просто человеком, творением таким же, как все остальные, может быть, самым совершенным, но все же творением.

– Во всяком случае, не Сыном Божиим.

– Да. А для христианства принципиально, что Христос – именно Бог, Который одновременно стал и Человеком. Да, вместить эту истину трудно, и именно из-за этой проблемы и рождались ереси. В рамках земной философии ее трудно рационально осмыслить. Ее можно принять только верой и уже потом стараться как-то осмыслить.

У Ария этого не получилось. Поскольку он не успокоился, когда с ним стали полемизировать вначале вполне мирно, то организовали Собор, на котором его осудили и анафематствовали его учение. И поскольку он и тогда не успокоился, доказывая свою правоту, святитель Николай поднялся на кафедру и ударил его по щеке, для того чтобы остановить его хулу. Возможно, это выглядело безнравственным, так показалось и участникам Вселенского Собора, и за это они сняли сан со святителя Николая. Но затем Сам Бог явился во сне некоторым из отцов Первого Вселенского Собора и открыл им, что это произошло по Его воле, по вдохновению свыше. Это такая пророческая ревность, которую мы встречаем в Ветхом Завете. Поэтому, с одной стороны, мы видим абсолютную жертвенную любовь, которая указывает, что святитель Николай сделал это не по гневу, не по ненависти к Арию, то есть вообще не из земных, страстных, греховных человеческих побуждений, а это был меч Божий.

Этот эпизод очень важный, потому что он показывает, что мудрость Божия превышает мудрость человеческую и даже религиозную – это во-первых. Во-вторых, он учит, что не стоит судить сразу, даже если мы видим то, что не укладывается в какие-то рамки. И в-третьих, мы видим, в чем выражается служение Богу: в том, чтобы исполнять Его волю, то есть в послушании, в абсолютном доверии Ему. Это доверие есть камень преткновения, то есть человек, который ищет только понятной человеческой нравственности, доходит до этого предела и не может через него переступить. Это становится камнем преткновения – когда нужно умирать за Христа. Ну а для многих этим камнем являются гораздо менее важные вещи. Простить обидчиков – даже это уже становится не по силам, что уж говорить о мученическом подвиге. Так вот, святитель Николай, по сути, шел на риск быть осмеянным, оплеванным, осужденным, но сделал то, что в данной исключительной ситуации повелел ему Бог. Это не было правилом. Конечно, мы не можем подражать святителю Николаю, потому что мы бы делали это по-человечески. Он остался в памяти христианского мира благодаря множеству своих удивительных знамений и чудес, которые являл и после своей кончины. В нем христиане видят своего заступника.

Кстати, строгость, проявленная к Арию, встречается в истории Церкви. Те, кто недостаточно благоговейно относился к святыне, порой наказывались святителем Николаем. Он добрый, благой, любвеобильный, но любовь никогда не бывает вопреки правде Божьей, высшей, безусловной. Правда и любовь – две стороны одной медали, и святитель Николай – яркая иллюстрация этой истины.

– Мы можем говорить о святителе Николае очень много и долго, тем более что в России он особо почитаем. Достаточно зайти в квартиру любой верующей семьи и увидеть на домашнем иконостасе в центре икону Христа и по обе стороны от Него иконы Богородицы и Николая Чудотворца.

– Да и редко можно найти в России город, где был бы только один храм во имя святителя Николая.

– Кем бы Вы стали, если бы не приняли монашество?

– Трудно представить. До того как я пришел в Церковь, у меня были разные желания. Я хотел быть писателем, кинорежиссером, хотел быть переустроителем мира, но на добрых началах. Так что в любом случае это были какие-то творческие вещи: что-то приводить из небытия в бытие, из безобразия к красоте. Наверное, это было мне близко, что-то такое я искал. Я нашел себя в Церкви, и я занимаюсь именно этим; стараюсь, конечно, насколько это у меня получается.

– Почему на территории Колпашевского района часто происходят жестокие преступления, в том числе убийства? Следствие того, что это был край ссыльных?

– Мне трудно ответить на этот вопрос. У меня нет статистики, отличается ли чем-то Колпашевский район от других районов, области, Сибири, да и страны в целом. У меня нет ощущения, что там на улицах потоками льется кровь. Люди вполне обычные, такие же, как и везде, со своими достоинствами и недостатками.

– Вы говорили, что люди там более открытые.

– Я сказал более простые и отчасти более открытые. Может быть, тут дело в нюансах. Нельзя провести четкой грани между жителями областного центра и глубинки. Наверное, степень простоты или искренности, и не только в добром, но и в плохом, увеличивается прямо пропорционально расстоянию от областного центра. Я не знаю, что это. Наверное, какая-то инерция, все-таки раньше люди были более открытыми, более простыми, искренними, и в глубинке это сохраняется дольше, чем в крупных городах. Наверное, близость природы тоже играет роль, потому что природа воспитывает человека. Это естественная здоровая среда его обитания, в которой он становится и проще, и, наверное, добрее.

– Если любимый человек сказал, что больше не любит, нужно расставаться?

– Здесь может быть по-разному. Бывает, что это сказано в состоянии аффекта: поссорились – и рвем отношения. Не надо спешить с выводами. Но если это становится очевидным, то, мне кажется, здесь не надо любым способом пытаться его удерживать, потому что это невозможно.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записали Игорь Лунёв и Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 28 апреля: 05:30
  • Четверг, 02 мая: 12:30
  • Воскресенье, 05 мая: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать