Православный взгляд. Митрополит Томский Ростислав отвечает на вопросы

30 июня 2022 г.

– Владыка, мы всегда говорим, что стараемся не избегать острых тем, но, на мой взгляд, есть и не очень острые темы, обсудить которые весьма полезно, как, например, сегодняшняя. Многие наши телезрители, признаюсь, и я в том числе, задаются вопросом, как правильно понимать слова Христа: не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться. Мы же не можем совсем абстрагироваться от реалий нашей жизни и не думать о работе, о том, как прокормить семью, как прожить месяц до следующей зарплаты. Как же правильно понимать то, что я сейчас процитировал из Евангелия?

– Человеку свойственно впадать в какие-то крайности. И в Евангелии мы видим, как Господь Иисус Христос одергивал ветхозаветных фарисеев и книжников, которые, взявшись исполнять ветхозаветные предписания закона Моисеева, доводили их до такой крайности, что выхолащивался весь смысл заповедей.

Например, заповедь о субботнем покое была дана не для того, чтобы человек в один из дней недели предавался праздности. Она была дана для того, чтобы в этот день он был свободен от земных житейских забот и попечений, предавался размышлениям о духовной жизни, о своей душе и больше времени уделял своему духовно-нравственному состоянию.

Но когда книжники воспринимали предписания как нечто формальное, запрещающее любую деятельность, и даже когда человек нуждался в какой-то помощи, они ему отказывали, это уже было не соблюдением заповедей Божиих, а неким их извращением. Мы помним, как внешние блюстители закона Моисеева обличали Иисуса Христа в том, что Он исцелил больного человека в субботу и оказал помощь нуждающемуся.

И мы можем уклоняться либо в одну, либо в другую крайность, исполняя, например, заповедь о нестяжании: мы можем полностью посвятить нашу жизнь накопительству, стяжанию, направив всю энергию нашей души на созидание исключительно земных благ, либо мы можем предаться полной беспечности, живя в праздности и тунеядстве. И одно, и другое является грехом. И поэтому здесь, как, наверное, и во всем, нужна определенная умеренность и трезвенность. Этот трезвенный подход всегда был свойствен православной аскетике, православному духовному образу жизни.

Приведу такой пример. Я встречал людей, которые имели такой огромный гардероб, что какую-то вещь из этого гардероба они в своей жизни надевали всего лишь один или два раза. Эти люди считали, что выйти в свет в этом же костюме второй раз они не могут, и поэтому приобретали все новые и новые костюмы. Иногда у таких людей бывает настолько большой гардероб, что целые комнаты отведены для того, чтобы хранить одежду, которую они, наверное, никогда больше не наденут.

Конечно же, это можно назвать не просто крайностью, а какой-то греховной привязанностью к вещам. У некоторых людей можно было видеть десятки, если не сотни пар обуви, которые им явно не нужны. И здесь страшно не то, что человек имеет такое огромное количество одежды или обуви, а то, что он становится рабом, пленником желания приобретать все новые и новые вещи и занимается стяжательством. Этот человек скорбит, печалится, впадает в уныние, начинает роптать, если ему не удается приобрести какую-то новую супермодную модель обуви. 

Как-то в нашей передаче мы приводили пример, который в свое время меня просто поразил. Молодая девушка ссорилась со своими родителями из-за того, что те не покупали ей достаточного количества обуви; у ее подружек было по десять пар туфелек, у нее их было всего лишь три. Но однажды она с мамой вышла из подъезда и увидела, как мимо них провезли девушку на инвалидной коляске, ее сверстницу, у которой были ампутированы обе ноги, и обувь ей совсем была не нужна. И тогда эта девушка поняла, что здоровье является куда большим даром от Бога, чем какая-то одежда или обувь.

Когда Господь велит нам не заботиться о земном – что нам есть, что пить, во что одеваться, Он прежде всего пытается избавить нас от крайности, для обозначения которой в светском лексиконе появилось новое слово – «вещизм». То есть это некая порабощенность этой земной стихией – вещами, предметами. От этого и хочет избавить нас Господь.

С другой стороны, конечно же, человеку даны руки, даны какие-то таланты. А после того как первый человек согрешил и был изгнан из рая, Господь дал ему повеление возделывать землю, на которой он живет. И хотя эта земля уже и не столь плодородная, человек получил заповедь в поте лица своего добывать себе хлеб. И поэтому созидание необходимых благ, без которых человек не может прожить, не только не является греховным делом, но, наоборот, является делом добрым.

И совсем другое, когда это выходит за какие-то рамки и границы и становится самоцелью. В Евангелии есть притча Иисуса Христа об одном богаче, у которого в плодородный год случился огромный урожай, так что и собирать его уже было некуда. Казалось бы, если у тебя есть запасы, и запасы достаточные и на долгое время, излишки можно обратить на пользу людям, которые испытывают в этом недостаток, кто голодает, является инвалидом или одиноким и не может сам себя обеспечить.

Казалось бы, святое дело – оказать благотворительную помощь от тех излишков, которые есть. Но как рассуждал этот богач? Он думал: «Этот год урожайный, но, возможно, со временем будет еще и неурожайный год, и хоть у меня запасено зерна надолго, я сломаю свою житницу, построю еще большую и набью ее зерном, чтобы оно там лежало».

Если перейти от евангельской притчи к нашим дням, должен сказать, что я видел много людей, которые в той или иной ситуации бежали в магазин и скупали там мешками гречку, рис, какие-то другие крупы. Когда же к ним возвращалась некая трезвость мышления, здравомыслие, они начинали понимать, что столько съесть невозможно, и эти крупы лежали у них и год, и два, и пять лет. Потом там заводились насекомые, истекал срок годности этих круп, и в лучшем случае они становились пищей для птичек, а в худшем – их просто выбрасывали. И, конечно же, и от этого предостерегает нас Господь, поэтому во всем нужны умеренность и здравомыслие.

– Я думаю, нашим телезрителям будет понятнее, если мы объясним это на конкретном примере. Недавно Вы привели пример из своей жизни, а я позволю себе привести свой пример. Мои бабушка с дедушкой, которые уже, к сожалению, отошли в мир иной, были так называемыми детьми войны. В принципе, они всегда жили скромно, но не голодали, и у них была такая особенность – в их ларях всегда было припасено по мешочку разных круп и сахара, и эти запасы они регулярно пополняли. Конечно, у них не было каких-то житниц или чего-то подобного, но такой стратегический запас был всегда. Как сейчас нужно к этому относиться – как к многостяжательству или как к умеренной хозяйственности?

– Опять же следует руководствоваться теми принципами, которые я озвучил ранее. Если это сверх необходимого, если всему этому грозит опасность прийти в негодность, если это излишки, которые явно никогда не пригодятся, то, конечно же, это недопустимо. Наверное, здесь не столько стяжательство, сколько другой грех. Этот грех преподобный авва Дорофей называл грехом против вещи, когда мы что-то приобретаем и доводим это до полной негодности, не использовав эту вещь по ее предназначению. Конечно же, какой-то запас должен быть в каждом хозяйстве, но мы должны понимать, что на всю жизнь мы все равно всего не запасем. Если вдруг произойдет какой-то катаклизм, конечно, лишний килограмм или два килограмма крупы погоды не сделают.

Если же человек делает слишком большие запасы, здесь просматривается другой грех – некое недоверие Богу. Это не значит, что человек должен пребывать в праздности, считая, что Господь все ему пошлет. Человек должен трудиться, и Господь дал ему на это силы. Но если человек лодырь, бездельник, тунеядец, то Господь ничего ему не пошлет за такое его греховное устроение. Когда же наступают какие-то критические моменты, Господь человека никогда не оставляет.

Господь в Евангелии приводит, казалось бы, парадоксальные примеры, например, предлагает человеку посмотреть на красивые лилии полевые, которые Отец Небесный одевает такой красотой, какую, пожалуй, ни один современный дизайнер не может воссоздать, чтобы сделать настолько же красивым человека. Или Господь говорит о птицах небесных, которые не сеют, не жнут, не собирают в житницы свои, но Отец Небесный питает их.

Когда человек полагается исключительно на себя, на какие-то свои запасы, он может потерпеть фиаско. В Ветхом Завете есть такие слова: что сломанный зуб и расслабленная нога, то надежда на ненадежного человека в день бедствия. А здесь можно сказать: что надломленная трость или сломанный зуб – надежда на какие-то припасы в день бедствия. И поэтому в первую очередь мы должны возлагать упование на Господа и помнить, что Он всегда протянет руку помощи и поддержит человека в какой-то исключительной ситуации.

Не раз и не два я убеждался в этом в своей жизни. В этом убеждают нас примеры и из церковной истории, и вообще из жизни. Вспомним историю, связанную с пророком Илией. Пророк Илия – один из самых известных и почитаемых дохристианских ветхозаветных святых, который жил в непростую эпоху богоотступничества. Господь послал тогда на землю сильную засуху, и в течение трех с половиной лет был неурожай, так что и пророк Илия голодал.

Как-то он пришел в город, называемый Сарепта Сидонская. В этом городе жила вдовица, у которой осталась лишь горсть муки и на дне сосуда немного масла. Илия сказал ей: «Испеки лепешку и дай мне поесть». Вдовица ответила: «У меня только горсть муки и совсем немного масла, но я испеку из этого лепешку, и мы съедим ее – я, мой сын и ты, и больше ничего не останется».

Она не пожалела последнего для пророка Илии, хотя можно было поступить совсем по-другому – растянуть эту муку на какое-то время, может быть, еще на день или на два. И Господь за любовь этой вдовицы к страннику – Илии-пророку, благословил вдовицу, и мука в ее житнице не оскудевала, и не оскудевал сосуд маслом.

Подобные примеры случаются и в нашей жизни. Я неоднократно бывал на Святой Горе Афон и во многих монастырях видел вещественные памятники событиям, подобным происшедшему с пророком Илией в Сарепте Сидонской. К примеру, в монастыре Ватопед как-то закончилось масло, взять его было неоткуда, и насельники монастыря стали молиться Господу и Пресвятой Богородице. И вот совершенно пустой сосуд сам собой наполнился маслом, и его было столько, что оно переливалось через край. До сих пор в монастыре показывают этот сосуд как нечто особенное – как знак милости Божией.

Подобное бывало и в других монастырях. Например, в монастыре Пантократор есть икона Пресвятой Богородицы, которую называют «Старица» (или по-гречески «Геронтисса»). На этой иконе у ног Божией Матери изображен преизливающийся сосуд. Поэтому, если мы будем возлагать упование не только на свои силы, но и на Бога, Господь благословит наши труды и даже скромные запасы обратит нам на пользу.

– Давайте перейдем ко второй части нашей программы. 5 июля томичи будут отмечать день памяти святого праведного старца Феодора Томского. Я думаю, что большинство томичей прекрасно осведомлены об этом святом, но многие из тех, кто смотрит нас далеко за пределами России, возможно, не совсем знакомы с этим праведником. Расскажите о нем, пожалуйста.

– Опыт моего общения с людьми подсказывает, что старца Феодора Кузьмича знают далеко за пределами Томска и даже России. Более того, многие выделяют город Томск из других сибирских городов не только из-за большого количества университетов в городе, но и благодаря святому старцу Феодору Томскому. Когда я общался с людьми и они узнавали, что я из Томска, многие спрашивали меня: «У вас подвизался праведник Феодор Кузьмич. А кем он был до того, как прославился подвигом старчества и молитвы?»

Здесь, в Сибири, существует версия, что он принадлежал к императорскому дому – был государем-императором Александром I. Есть и другие версии, согласно которым он был какой-то другой высокопоставленной особой той эпохи. Но, не касаясь этого вопроса и оставив эту дискуссию ученой аудитории, хотелось бы сказать, что старец Феодор здесь, в Сибири, прославился именно как великий подвижник и молитвенник. Еще при жизни он стяжал обильные благодатные дары от Господа – дар исцеления больных, дар духовного совета, за которым к нему приходили многие люди.

И хотя этого праздника нет в церковном календаре (это местный праздник), 5 июля мы отмечаем день обретения его святых мощей. Именно в этот день мощи старца Феодора, некогда захороненные на кладбище Богородице-Алексеевского мужского монастыря города Томска, были обретены и открыто положены в монастырском храме, где они покоятся и до настоящего времени. В монастыре у мощей есть довольно толстая книга, куда братия монастыря записывает чудесные случаи благодатной помощи старца Феодора нашим современникам. Иногда это поистине удивительные, невероятные случаи неожиданной помощи старца Феодора.

– Владыка, один из тех, чьи записи есть в той книге, сейчас перед Вами. Моего сына зовут Федор. Мы не знали, как назвать своего ребенка, но когда у жены по всем медицинским признакам возникла опасность потерять ребенка, я взмолился: если ребенок родится, мы назовем его Федором. А случилось это как раз накануне празднования дня памяти старца Феодора. В этом году мой сын сдавал ОГЭ.

– Еще одно интересное мое наблюдение. Когда я совершаю службу в Богородице-Алексеевском монастыре в день памяти святого старца Феодора Томского, к Чаше для Причастия подходит много мальчишек с именем Федор. Я стал интересоваться, почему родители называют сыновей именем старца Феодора. Оказывается, не только потому, что этот святой очень почитаем у нас в Томске. Большинство этих мальчишек родились у родителей, которые уже отчаялись когда-либо стать отцом и матерью, то есть многим из них медицина поставила неутешительный диагноз – бездетность. И когда они стали молиться старцу Феодору, по его молитвам обрели великую радость отцовства и материнства.

День памяти старца Феодора мы празднуем дважды в году – день его кончины 2 февраля и день обретения его мощей 5 июля. На месте, где почивают его святые мощи, проходят торжественные службы, на которые прибывает множество паломников, и не только из различных сибирских регионов, но и из Центральной России, а раньше приезжали паломники и из-за рубежа. Сейчас логистика несколько нарушена, может быть, паломников из-за рубежа будет немного, но почитание святого старца Феодора с каждым годом становится все большим и большим.

– У нас еще есть вопросы телезрителей.

«Митрополит Тихон на встрече с семинаристами Саратовской епархии однажды рассказывал, что он советовал студентам Сретенской семинарии подчеркивать или даже выписывать из Евангелия прямую речь Спасителя и затем это перечитывать. По его словам, от этого восприятие Евангелия приобретает новые оттенки. Не хотели бы и Вы предложить вашим студентам поступать так же?»

– Я думаю, человек получает большую пользу от чтения Евангелия вообще. Я никогда не выделяю из Евангелия прямую речь Спасителя, апостолов или кого-то еще. Может быть, в этом и есть некий смысл, поэтому я не противник такой практики. Но я знаю, что каждая буква Священного Писания преисполнена действием Божественной благодати, поэтому чтение слова Божия – для нас большое приобретение, ведь оно не только назидает наш ум и снабжает нас определенной информацией, но и питает нашу душу, оживотворяет, укрепляет, одухотворяет ее.

– «Присоединение крымских приходов к Русской Православной Церкви – это уже решенный вопрос?»

– Во-первых, никакие приходы ни к чему не присоединялись и ни от чего не отсоединялись. Украинская Православная Церковь, как и Русская Православная Церковь, – это единая Церковь. Все мы принадлежим к Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Епархии, которые находятся в Крыму, относились к Киевской митрополии и за богослужением возносили молитвы за Святейшего Патриарха, за Предстоятеля Украинской Православной Церкви и за своего епископа.

Но мы знаем, что сейчас ситуация на Украине непростая – нарушены связи между областями, которые находятся на территориях, подконтрольных ДНР и ЛНР и подконтрольных Киеву. Общения между ними практически нет, поэтому епархии Украинской Православной Церкви на территории Крыма утратили какие-либо связи с Киевом.

Недавно в Киеве состоялся Собор, на котором принято решение о том, что в это непростое время такие епархии могут самостоятельно решать, какой вариант управления или самоуправления им избрать. Архиереи, возглавляющие епархии в Крыму, посоветовавшись со своим народом, приняли решение в связи с невозможностью сообщения с Киевом обратиться к Святейшему Патриарху, чтобы Святейший принял эти епархии под свое непосредственное окормление.

Я считаю, что в данной ситуации это вполне разумное решение, которое позволяет правильно выстраивать взаимодействие этих епархий с центром не через Киев, потому что сейчас это почти невозможно, а напрямую. Но это никак не нарушает единство нашей Церкви. Церковь как была, так и будет единой, несмотря на то, что политическая ситуация может меняться.

Можно провести аналогию со временем Великой Отечественной войны. Тогда некоторые территории были оккупированы фашистами, а какие-то были освобождены Красной Армией. Кто-то имел связь с Москвой, а кто-то был лишен такой возможности, на время был дистанцирован от Москвы, потому что поддерживать связь с Москвой на оккупированных территориях было небезопасно для жизни людей. Но со временем жизнь все расставила по своим местам. Я надеюсь, когда эта напряженная ситуация уйдет в прошлое, церковная жизнь во всех ее проявлениях войдет в свое нормальное русло.

– Владыка, мне кажется, Ваше разъяснение очень важно. Благодарю Вас за ответы на вопросы и вообще за очень содержательную беседу.

– Спасибо и Вам, Виталий, за наше общение. А нашим дорогим, уважаемым телезрителям  желаю милости Божией и благословения. Да хранит нас всех Господь!

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 28 апреля: 05:30
  • Четверг, 02 мая: 12:30
  • Воскресенье, 05 мая: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать