Православный взгляд. Митрополит Томский Ростислав отвечает на вопросы

25 ноября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Скажу телезрителям по секрету: за достаточно непростую  предложенную мной тему владыка меня уже немножко пожурил. Но мы же пытаемся найти ответы даже на самые необычные вопросы. 20 ноября – день памяти трансгендерных людей. По традиции спрошу: есть ли какое-то сформированное отношение Русской Православной Церкви к таким людям?

– У Церкви сформировано однозначное отношение ко всем людям: каждый человек – это творение Божие, возлюбленное чадо Божие, для которого Господь приготовил вечную жизнь и вечное блаженство; в том случае, если этот человек будет жить по заповедям Божиим и всецело соизмерять свою жизнь с Господом.

У сибирского подвижника XVIII века святителя Иоанна Тобольского есть книга, которая называется «Илиотропион», что по-гречески означает «солнце». В этой книге святитель Иоанн говорит о том, что каждый человек должен уподобляться подсолнечнику, который всегда обращен в сторону солнца. Человек должен так ориентироваться на заповеди Божии.

Церковь, прежде всего, относится ко всем как к людям. В каждом человеке Церковь однозначно пытается рассмотреть образ Божий, и даже если какой-то человек оступился, она всегда молится и печалуется о том, чтобы он исправился, покаялся и в конечном итоге не погиб для вечности, а наследовал жизнь вечную.

Церковь, однозначно с любовью относясь к любому человеку, тем не менее категорически не принимает грех, потому что любой грех  есть вражда против Бога, даже вражда против Богом зданного мира, против той природы, которую сотворил Господь. Осуждая грех, Церковь никогда не судит человека, оставляя его на суд Божий.

Отвечая на вопрос, как Церковь судит о трансгендерах, я должен сказать, что прежде всего любой человек – это творение Божие, но насколько греховно поведение того или иного человека, это уже не категория человека, а категория греха. И поэтому Церковь рассматривает как смертный грех любое проявление так называемых блудных грехов, связанных с плотью, с нарушением седьмой заповеди, которая говорит: не прелюбы сотвори.

Дело в том, что каждый человек создан Богом и призван к тому, чтобы создавать семью. Священное Писание определяет только два пола – мужчину и женщину, и это вполне естественно. Одной из главных целей создания семьи является рождение и воспитание детей и продолжение человеческого рода. Любые же злоупотребления в отношениях между полами в лучшем случае являются излишествами, в какой-то степени и греховными,  поэтому любой грех, связанный с блудодеянием, является смертным грехом.

И вот то, что в настоящее время принято называть явлением трансгендерности, является своего рода проблемой, которая кроется не столько в физиологии, сколько в поврежденной грехом душе человека. Современные ученые (медики, психологи) говорят о том, что причины этого явления либо психологические, либо травмы, которые человек получил в детстве, в процессе воспитания; или, возможно,  у матери, которая носила ребенка во чреве, произошел некий гормональный сбой.

В любом случае это является некой аномалией, но аномалией не физиологической, а духовной. И каждый человек, который заботится о своей духовной жизни и пытается правильно ее выстраивать, конечно, способен благодатью Божией уврачевать любой изъян, любую аномалию, которые появляются в духовной жизни. Я думаю, то же можно сказать по этому вопросу.

– Владыка, в этой теме мы можем рассматривать еще и такой аспект, как смена людьми пола, когда мужчина становится женщиной, а женщина – мужчиной, при этом они создают семьи, рожают детей. Насколько это приемлемо? Может ли, условно говоря, природа ошибиться, когда мальчик должен был родиться девочкой?

– По сути, законы природы – это законы Божии, и может ли ошибиться Господь? Конечно же, нет.

– Но Вы говорили про гормональный сбой.

– Любой сбой – это последствие греха. А что такое грех? Грех – это когда человек пытается выстраивать свою жизнь вне Божественных заповедей. Иногда некий негатив, балласт передается детям от родителей. В древности женщины, которые думали о рождении ребенка, особенно берегли себя в духовном отношении. И в настоящее время, если женщина беременна, по отношению к ней всегда проявляется особое внимание, особая забота. А когда мы говорим о гормональном сбое, он ведь происходит не сам по себе, за этим всегда что-то стоит.

Наверное, в настоящее время говорили бы о каких-то стрессовых ситуациях и прочем. Но что такое «стрессовая ситуация»? В любом случае за всем этим стоит некий грех, некое зло, которое каким-то образом пытается разрушить Богом зданный мир в целом и каждую отдельно взятую человеческую личность.

Конечно, против духовных опасностей, которые могут угрожать человеку, существуют и некие духовные противодействия. Это, прежде всего, евангельские заповеди, которые мы имеем, и правильный духовный образ жизни, который помогает справиться со всем этим негативом.

– Может быть, вопрос покажется Вам слегка провокационным, но действительно интересно узнать ответ на него. Представим себе ситуацию: женщина сменила пол на мужской, стала мужчиной и затем поняла, что совершила непоправимую ошибку, и захотела раскаяться. Может ли этот человек, став мужчиной, быть крещен уже с новым именем – мужским?

– Во-первых,  на сегодняшнем уровне развития науки даже с научной точки зрения сменить пол невозможно. Можно скорректировать внешность, какие-то внешние физиологические черты, то есть можно мужчине посредством вкалывания каких-то гормонов придать облик женщины и, наоборот, женщине придать облик мужчины. На самом деле даже в такой внешней оболочке пол человека никуда не девается.

Это становится очевидным, понятным, когда, скажем, в некоторых западных странах подобных людей-трансгендеров, например, вводят в международные спортивные команды. В том числе они принимают участие в Олимпийских играх, причем бывшие мужчины, якобы сменившие пол и ставшие женщинами, вошедшие в женские команды, спокойно, как говорится, одной левой побеждают любую, даже самую тренированную женщину. О чем это говорит? О том, что, несмотря на какие-то внешние изменения, мужчина все равно остается мужчиной, а женщина остается женщиной.

Если человек все-таки проводит какие-то операции, которые внешне, по сути, уродуют или изменяют его облик (мужчина начинает выглядеть как женщина, а женщина – как мужчина), конечно, это греховно. Но рано или поздно человек может раскаяться, и мы знаем, что случаев такого раскаяния огромное количество.

Мы видим негативные плоды этого на Западе, где уже достаточно давно это стало очень широко практиковаться. Особенно это касается детей, подростков, когда они еще не созрели и не могут принять самостоятельное решение;  под воздействием родителей,  каких-то внешних обстоятельств они решаются на якобы смену пола, а потом вдруг в какое-то время  понимают, что сделали ужасную ошибку, но поменять это в медицинском плане уже невозможно. Огромное количество таких людей оканчивают свою жизнь самоубийством. То есть они оказываются в неком тупике, в некой безысходности.

Что касается Церкви, Церковь не знает никаких тупиков, поскольку тупиковые ситуации могут быть у людей, но у Бога их нет. Как бы глубоко человек ни погряз в каком-то грехе, даже в самом страшном, у него всегда остается возможность раскаяния, если он изменит свое отношение к тому, что сделал.

По сути, если мужчина сменил пол, он так и остался мужчиной, несмотря на свою внешность. Если человек осознал свой грех, если он глубоко в этом раскаивается, то Церковь принимает его покаяние, и этот человек принимается Церковью не как тот, кем он себя позиционировал в последнее время, после так называемой смены пола, а как тот, каким он был рожден своими родителями. Такие люди могут быть крещены, и, естественно, рожденный мужчиной будет крещен с мужским именем, а рожденная женщиной – с женским именем.

Но крещению человека, совершившего такую ошибку, должно предшествовать покаяние. Этого требует Священное Писание, в котором мы читаем: и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа. Крещение не просто полностью духовно корректирует человека, оно изменяет, переплавляет его. Человек, по сути, обретает новую жизнь.

Апостол Павел в одном из своих посланий говорит о разных человеческих пороках, в том числе и о страшных пороках и грехах. Он говорит: и такими были некоторые из вас;но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего. Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое.

Церковь никогда не закрывает двери покаяния, спасения перед такими людьми, и, конечно, такой человек не должен отчаиваться, если он вдруг осознал свою роковую ошибку жизни. Он должен через покаяние прийти ко Христу, и Господь способен уврачевать его.

– Насколько я понимаю, этот день памяти был установлен в честь того, что такие люди раньше подвергались очень сильным гонениям. Если посмотреть на мир сегодняшний, мне кажется,  у людей с какими-то отклонениями, о которых Вы недавно говорили, не только у трансгендеров, в принципе, прав в обществе чуть ли не больше, чем у людей традиционных взглядов. Это что? Мы все настолько низко пали?

– К сожалению, мир не развивается, а все более и более деградирует. Кто-то из наших поэтов, по-моему, Роберт Рождественский, говорил: «Не говорите мне о прогрессе, если он сопровождается регрессом человеческой личности». Так вот, к сожалению, технический прогресс, прогресс в области различных IT-технологий не сопровождается прогрессом развития человеческой личности, духовности.

Говорят, что мир якобы развивается, но если мы, например, посмотрим на духовное состояние или даже интеллектуальное развитие древних греков и попытаемся найти в наше время каких-то мыслителей, которых мы могли бы поставить на один уровень с Платоном, Аристотелем, то их, как говорится, надо еще поискать. На самом деле в интеллектуальном и духовном отношении мир не прогрессирует.

Что касается какого-то негативного отношения к каким бы то ни было людям, я еще раз скажу, что это происходит опять же от деградации духовной жизни человека, когда человек утрачивает главную добродетель, которая заповедана нам Богом, – добродетель любви. Церковь всегда призывает любить человека и ненавидеть грех. Мы иногда любим грех, но ненавидим человека. А то явление, за которым не стоит любовь, не стоит Бог, а стоит ненависть, разрушительно, погибельно. И поэтому сама по себе борьба за какие-то свободы отдельных людей тоже должна иметь определенные  границы.

– Владыка, давайте перейдем к церковной теме; 21 ноября празднуется Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Давайте поговорим об этом празднике.

– Действительно, весьма важный праздник – Собор Архангела Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Это праздник не только Архангела Михаила, но и день ангела каждого человека, потому что в этот день мы празднуем и день нашего ангела-хранителя – того ангела, который дан каждому человеку при его крещении. Церковь установила этот праздник в честь святых, которые никогда не жили на земле и были сотворены Богом еще до сотворения человека. Это сонм Небесных Сил духовных, во главе которого стоит Архангел Божий Михаил.

Из Священного Писания и Церковного Предания мы знаем: после того, как Господь сотворил мир ангельский, в этом ангельском мире произошла духовная катастрофа:  самый высший из них, Денница, возгордился перед Богом и лишился Божественной благодати, по сути, стал дьяволом, а те ангелы, которые были им увлечены, стали бесами.

Это разделение в мире ангельском привело к некому противостоянию, и на защиту правды, истины встал Архангел Божий Михаил,  поэтому Господь соделал его главой всех ангельских сил вместо падшего Денницы. Поэтому в церковном понимании Архангел Михаил был тем ангелом, который всегда приходит к людям на защиту истины, правды, на защиту обижаемых. Он всегда помогает людям противостоять злу, в каком бы проявлении это зло ни осуществлялось.

Наши древнерусские воины, когда шли защищать свое Отечество, понимали, что их война носит не завоевательный характер, а характер защиты тех, кто стоит за их спинами, – жен, детей, родной земли, веры православной. На шлемах древнерусских воинов и на русских знаменах часто было изображение святого Архангела Михаила. Именно с именем Архангела Михаила многие наши древнерусские воины шли в бой, и силы Архангела Михаила побеждали всякого рода зло.

Когда мы празднуем день святого Архангела Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, через молитву к ним, через участие в богослужении мы как бы привлекаем их в нашу жизнь. Мы призываем их к тому, чтобы они приняли деятельное участие в наших делах, помогали и нам справиться с тем злом, которое мы обнаруживаем как внутри себя как грехи и немощи, так и вне нас. И ангелы всегда приходят нам на помощь.

Хотел бы сказать, что ангел-хранитель, который дан нам Богом при крещении, сопровождает человека  всю его жизнь и пытается оберегать и ограждать его, но лишь до той степени, до какой человек не отвергает его помощь, нуждается в этой помощи.

Когда же человек отвергает своего ангела-хранителя  сознательно порочной, греховной жизнью либо своим неверием, то, как говорят, ангел-хранитель отходит в сторону и горько плачет, оплакивая греховность этого человека и молясь Богу, чтобы Господь каким-то образом привел его к покаянию. Но когда человек, даже немощный, даже согрешающий, понимает, что ему необходима поддержка, защита, помощь духовного невидимого друга, который всегда рядом с ним, ангел-хранитель приходит к нему на помощь.

– У нас остались вопросы телезрителей.

«Мир сейчас разделился на два лагеря – условно говоря, прививочников и антиваксеров. На чьей стороне Вы? Противники принудительной вакцинации в качестве своего аргумента приводят неоднозначный состав некоторых вакцин и отсутствие исследований результатов вакцинации в долгой перспективе».

– Во-первых, я должен спросить: ваксеры и антиваксеры, они кто – ученые, медики? Мы не специалисты,  поэтому давать какое-то заключение по вакцинам, насколько они исследованы, я не могу. Я могу судить лишь по тому, какие сведения мы получаем из средств массовой информации и прочего. Опыт же подсказывает, причем опыт уже не одного поколения людей, что вакцинирование – это доброе дело, которое человек не должен отрицать.

Однажды в проповеди я даже говорил о том, что некоторые люди, не желая ставить себе прививку, говорят: «Я – верующий человек, Господь меня и так защитит». По этому поводу я привел не какую-то цитату из святых отцов, а рассказал один достаточно известный анекдот о том, как человек попал в кораблекрушение.

Он оказался в море и, будучи верующим человеком, плыл и молился, чтобы Господь его спас. И вдруг увидел, что рядом проплывает лодка. Он оттолкнул эту лодку и сказал: «Нет. Я горячо верующий, поэтому эту лодку я не приму. Бог меня спасет». Спустя какое-то время он увидел, что мимо проплывает бревно, но он оттолкнул это бревно со словами, что Бог спасет его. Он видел, что рядом проплывал обломок корабля, деревяшка, но и это отверг. В конце концов человек утонул. Когда он пришел на суд Божий, стал предъявлять Господу претензии: «Я в Тебя так веровал, почему же Ты меня не спас?» И Господь сказал: «Я трижды посылал тебе различные средства для твоего спасения, но ты их отверг».

Конечно, в настоящее время человек не должен игнорировать какие-то медицинские средства, тем более что вакцины, как мне кажется, показывают свою полезность, причем вакцины апробированы уже десятилетиями. Говорить о том, что они недостаточно исследованы, не совсем правильно. Недостаточно исследована не вакцина, а эта новая эпидемия, которая преподносит все новые и новые сюрпризы, тем более что коронавирус постоянно мутирует.

Конечно, специалисты работают с этим, они пытаются эти вакцины каким-то образом модифицировать, чтобы они соответствовали нынешнему уровню эпидемиологической угрозы. Но мое личное мнение: пренебрегать вакцинированием все-таки не следовало бы.

– А Вы привиты?

– Я совсем недавно поставил одну из вакцин, пока первым компонентом. Сейчас ожидаю второго компонента. Долгое время я не прививался, потому что ждал, когда в Томск придет вакцина, которой я по своим внутренним убеждениям отдавал предпочтение. Сейчас такая вакцина здесь появилась.

– Владыка, я слышал, что настоятели храмов обязаны сдавать массу отчетов, в том числе о том, сколько человек было на причастии. Это правда? Если да, то зачем?

– Такого постановления нет. Я помню, еще в советские времена, когда я был ребенком, храмов было не очень много, и когда начинался Великий пост, огромное количество людей было в храмах, чтобы исповедоваться и причаститься. Например, в первое воскресенье Великого поста в нашем приходе было более тысячи причастников.

Я помню, что накануне шла исповедь, храм был полон исповедниками, и батюшки просили всех после исповеди подойти к регистрационным столикам и записаться. Там не нужно было указывать какие-то данные – фамилию, имя, отчество, адрес. Просто нужно было назвать имя – Анна, Петр, Денис, Сергей…

Это нужно было для того, чтобы батюшкам можно было правильно сориентироваться, сколько исповедников и причастников, чтобы потом  Святых Даров хватило для всех, чтобы не получилось так, что Святых Даров будет заготовлено меньше, а причастников окажется больше и кого-то будет нечем причастить. Поэтому иногда такие случаи были, но в настоящее время никакого учета и статистики нет.

– На Ваш взгляд, где грань между трусостью и смирением? Например, если кто-то оскорбляет вас и ваших родственников, когда нужно ввязываться в драку, а когда просто стерпеть? Это всегда очень сложно понять.

– В любом случае каждый человек внутренне должен быть движим не чувством мести, а чувством пользы, в том числе и пользы духовной. Если ваш достаточно твердый отпор негодяю может его отрезвить, то это не только не является грехом, но, наоборот, даже является своего рода добродетелью.

Никогда не следует давать кому-то отпор исходя только из чувства ненависти или мести, потому что всегда во всем нужно искать добро. И конечно, если кто-то угрожает не только вам, но и вашим близким, окружающим людям, то вступиться за них – святое дело.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 28 апреля: 05:30
  • Четверг, 02 мая: 12:30
  • Воскресенье, 05 мая: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать