Православный взгляд. Митрополит Томский Ростислав отвечает на вопросы

20 октября 2022 г.

– Владыка, у нас сегодня юбилейный (двухсотый) выпуск, с чем я и хочу Вас поздравить.

– Да, время быстро идет. Казалось бы, только положили начало нашей передаче и записали первый выпуск, а уже двести выпусков увидели свет. Поэтому и я поздравляю Вас с нашим юбилейным выпуском, с юбилейной встречей и желаю, чтобы наша программа и дальше приносила пользу людям и продолжали сеяться семена веры Христовой и благочестивой жизни.

– Спасибо большое, владыка. В связи с тем, что сегодня юбилейный выпуск, хотел бы предложить поговорить на тему юбилеев. Как-то в этой студии мы с Вами говорили о том, что по большому счету цифры никакого значения не имеют. Тем не менее юбилеи мы празднуем, в том числе и какие-то церковные юбилеи, например храма, Томской епархии, Томской духовной семинарии. На Ваш взгляд, почему же мы празднуем юбилеи?

– Юбилей не связан с цифрами, дело здесь не в цифрах. Понятие юбилея находит свое отражение уже в Библии, Священном Писании. В библейском смысле юбилей – это пятидесятилетие, то есть число, кратное пятидесяти, поэтому сегодня у нас выпуск поистине юбилейный, ведь в него уложилось четыре таких библейских юбилея.

Когда Господь сотворил этот мир, были запущены эти космические, что ли, часы, когда время получило начало своего бытия. Ведь с каких слов начинается Библия, Священное Писание? Со слов: в начале сотворил Бог небо и землю. И вот в момент появления этого мира и появилось время.

Когда тварного мира не было, в мире пребывал только Бог, Который не имеет ни начала, ни конца и имя Которого Священное Писание определяет как Сущий, то есть Тот, Который есть. Не было тогда и времени, потому что Бог неизменен, непреложен. Но когда Бог сотворил этот мир, получило свое начало и время, и по Божию повелению оно приобрело свойство некого круговращения.

Когда Господь творил небесные светила, Он предложил человеку кругооборот этих светил в качестве некого мерила времени. Это, во-первых, суточный кругооборот. Библейские сутки начинаются не в полночь, как принято считать в светском обществе, а с вечера, с момента захода солнца, и когда сутки проходят, все как бы возвращается на круги своя.

Есть недельный круг в память того, что Господь сотворил в семь дней седмицы. Шесть дней Бог творил этот мир и сотворил человека, а в седьмой день Он почил ото всех дел Своих. Это положило начало новому круговращению времени – седмице. И когда семь дней проходят, все возвращается на круги своя. Так же и месяц имеет свое кругообращение. Месяцы складываются в год, а годы складываются в десятилетия, в столетия и так далее.

И вот пятидесятилетний рубеж в библейском смысле определен как юбилей. Что же происходило в библейские времена по истечении пятидесяти лет? Тогда предлагалось как бы обновить и бытовую, и духовную жизнь. Например, пашня нуждалась в отдохновении, поэтому по истечении определенного периода времени ей давали время отдохнуть. Если люди утрачивали свою свободу, в пятидесятый год они отпускались на волю и начинали всё с чистого листа. Если кто-то оказывался в рабстве из-за долгов или попадал в плен, ему также все покрывалось.

В христианскую эпоху время имеет особое значение, и оно всегда освящалось и освящается Церковью. Существует церковный календарь, в котором каждый день года отмечен какими-то священными воспоминаниями и чтением определенных отрывков из Священного Писания. Когда год проходит, все снова возвращается на круги своя.

И, конечно, когда счет годам достигает какого-то круглого числа, в частности числа, кратного пятидесяти, это рассматривается Церковью как юбилейная дата. Поэтому у нашей передачи, которая выходит в свет в двухсотый раз, тоже юбилей, дающий нам повод не только порадоваться о пройденном пути, но и возблагодарить Бога за то, что Он дал нам возможности, силы и способности выпустить эти двести передач в надежде, что многим людям они окажутся полезны и послужат их духовному возрастанию и укреплению в вере.

Возблагодарив Бога за пройденный путь, мы должны сделать какие-то выводы и заглянуть в будущее, спрогнозировать, как мы будем строить дальнейшие наши дела и что можем предложить в будущем нашим телезрителям. Как любой юбилей, это время духовного анализа пройденного пути и некого прогноза на будущее.

– Предлагаю прямо сейчас обратиться к нашим телезрителям. Может быть, у них есть какие-то пожелания на следующие выпуски «Православного взгляда», что бы они хотели увидеть в программе, какие новшества, нововведения. Владыка, может быть, какая-то наша программа Вам особенно запомнилась?

– Я бы не стал выделять какую-то одну программу, потому что передач интересных и содержательных было очень много. Некоторые передачи были для меня достаточно трудными, потому что мы не всегда касались чисто церковных вопросов. Скорее всего, наша программа строилась на том, как Церковь оценивает то или иное событие или явление современной жизни, и для того чтобы дать церковную оценку этим событиям и явлениям, нужно быть специалистом не только в церковной области, но и в каких-то других областях.

Скажем, когда мы касались вопроса, связанного с биоэтикой, конечно, намного проще было бы давать церковную оценку этого человеку, который не только облечен священным саном, но и имеет диплом врача. Так же и в некоторых других областях. Тем не менее мы пытались оценивать такие вещи.

Какие-то темы были мне более знакомы, более близки моему сердцу. Не раз в наших передачах я говорил о том, что я очень люблю русскую живопись, очень ценю живопись русских художников XVIII, XIX, начала XX века, полотна которых находятся в наших известных хранилищах – в Третьяковской галерее, Русском музее в Санкт-Петербурге. Передачи, которые мы посвящали русской живописи, мне давались как-то особенно легко и действительно ложились на сердце.

Также мне запомнилась программа, вышедшая в 2021 году, когда мы праздновали круглую дату полета Юрия Гагарина в космос. Тогда мы говорили о Юрии Алексеевиче Гагарине, давали оценку его личности, его вкладу в развитие космонавтики, и передача получилась очень интересной.

Я думаю, что нет смысла перечислять все интересные передачи, потому что их было очень много, и было очень много интересных тем, которые мы рассматривали. И важно не то, как мы сами оцениваем свои труды, но очень важна оценка наших телезрителей.

– Вот об этом я и хотел спросить Вас, владыка. Для меня было большим откровением то, что в нашу программу стали приходить письма из-за рубежа, и Вам задавались вопросы в том числе и от людей, которые находятся в монастырях. А получали ли Вы какую-то обратную связь от наших телезрителей?

– Да, получал, но я получал ее не в каком-то письменном виде. Посещая разные регионы вне Томска и Томской области, к моему удивлению, я часто встречал людей, которые, как оказывалось, смотрят наши передачи не от случая к случаю, а регулярно и проявляют к ним большой интерес. Мне это было очень приятно.

Есть телезрители и среди томичей, и из многих других регионов, которые, как только посмотрят очередную нашу программу, сразу мне звонят и говорят либо о том, что они полностью удовлетворены передачей, либо о том, что на какие-то свои вопросы они ответ не получили. Часто они говорят, что было бы хорошо продолжить ту или иную тему. Так что такая двухсторонняя связь есть.

– Несомненно, это очень приятно. Скажите, помогает ли Ваш телевизионный опыт Вам в служении? Или, может быть, мешает?

– Я бы рассматривал этот вопрос по-другому, потому что телевизионный опыт – это не то, что может мешать либо помогать в служении. Это и есть служение, потому что служение священника заключается не только в том, чтобы надеть ризу, встать в храме перед престолом Божиим и возносить молитву. Служение священнослужителя многообразно и многопланово.

Конечно, молитва – это некая вершина служения, когда священнослужитель перед престолом Божиим возносит молитвы Господу не только за себя, но и за всю свою паству, вверенную его руководству. Священник не перестает совершать свое служение и вне молитвы, когда он, например, совершает таинство – принимает у людей исповедь; или когда он беседует с людьми, которые пришли к нему со своими скорбями, печалями, проблемами, радостями, когда священник словом Христовым напутствует военнослужащих, посещает учебные заведения, выстраивает взаимоотношения, например, с какими-то предприятиями или организациями.

Когда священник пишет статьи в газету или принимает участие в той или иной телепередаче, он тоже продолжает свое служение, и при этом он не ищет какой-то своей выгоды или славы. Еще апостол Павел говорил: когда мы возвещаем слово Божие, мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа.  

Поэтому и мое участие, и участие моих собратьев в различных телепрограммах – это тоже особый вид служения, в котором продолжается пастырское душепопечение, потому что общаться с людьми можно не только один на один, но и посредством телевидения. Современные технологии позволяют это делать.

– Владыка, давайте перейдем ко второй части нашей программы: 22 октября Церковь отмечает память апостола Иакова Алфеева. Давайте поговорим об этом апостоле.

– К сожалению, даже верующие люди, считающие себя постоянными прихожанами того или иного храма, знают об этом апостоле меньше, чем, скажем, об апостоле Петре или апостоле Иоанне Богослове.

Если мы внимательно читаем Евангелие, то видим, что Господь Иисус Христос в самые важные моменты Своей жизни из двенадцати учеников выбирает троих и делает их участниками особо таинственных событий Своего земного евангельского служения. Так, когда Господь перед Своими страданиями уединяется в Гефсиманском саду, чтобы вознести молитву Богу, Он берет с Собой троих учеников – Петра, Иоанна и Иакова.  

Апостол Иаков Алфеев был родным братом апостола и евангелиста Матфея и, как и Матфей, тоже служил мытарем. Апостол Иаков вошел в число двенадцати избранников Божиих, стал свидетелем чудес, совершаемых Господом, Его последователем и проповедником веры во Христа. Приняв с другими апостолами Духа Святого, сошедшего на них в виде огненных языков в Сионской горнице, он отправился к язычникам проповедовать Христа и наставлять заблудших на путь спасения.  

– У нас еще есть вопросы телезрителей.

«Расскажите, пожалуйста, о судьбе храма на улице Клюева в Томске. Не случится ли так, что часовня, которую стали строить вместо храма, так и останется там навсегда? Ведь нет ничего более постоянного, чем временное».

– Во-первых, там не часовню строят, а поставили небольшой храм. Понятно, что большой храм построить непросто. Община там существует давно, и верующие люди должны где-то молиться. В настоящее время они арендуют полуподвальное помещение в многоэтажном доме. Конечно, это не самое лучшее место для молитвы верующих людей, и поэтому православная община приняла решение сначала построить небольшой временный храм рядом со строящимся храмом и проводить там богослужения.

А что касается основного храма, то строительство его не прекращалось, оно как продолжалось, так и продолжается. Первый этап был связан с оформлением документов. Тот, кто занимался какой-нибудь стройкой, и не только церковных зданий, но и светских, знает, что иногда оформить бумаги намного сложнее и дольше, чем построить здание. И вот вся проектная документация была оформлена – это был первый этап.

Второй этап – после того как были собраны деньги и пожертвований хватило на следующий этап строительных работ, был выполнен нулевой цикл. Следующий этап – это уже возведение стен. В настоящее время приобретается кирпич на строительство этих стен, собираются определенные средства, и как только мы увидим, что их достаточно для того, чтобы выложить не десять рядов, а, скажем, все стены до куполов, под кровлю, то второй этап тоже будет осуществлен.

Поэтому работы там не останавливаются. Внешне может показаться, что строительство как бы замерло, на самом деле оно продолжается, и все по милости Божией идет так, как и предполагалось.

– «В Колпашево состоялся крестный ход, который называется “Молитвенный щит”. Он посвящен защите силой молитвы наших бойцов во время специальной военной операции. Будут ли такие акции в других уголках области и в самом Томске?»

– Во-первых, это не какая-то акция. Когда кто-то пытается привлекать Церковь к каким-то мероприятиям, акциям в пользу или поддержку чего-то, то это дело обречено на неудачу. Верующие люди считают своим долгом присоединить свою молитву к тому делу, которое они считают важным, нужным, значимым.

Иногда это делается внутри храма, иногда верующие люди выходят со святыми иконами за пределы храма и возносят свои молитвы под открытым небом, и это приобретает характер крестного хода. Верующие Колпашева посчитали, что уместно и хорошо совершить молитву именно таким образом.

Молитва совершается за пределами храма еще и для того, чтобы напомнить людям, которые еще не дошли до храма, что молитва имеет далеко не второстепенное место в решении каких-то важных задач. Если мы хотим, чтобы на какое-то дело было Божие благословение, то к этому нужно присоединить и нашу молитву.

Сейчас в России стали призывать не только тех людей, которые добровольно захотели принять участие в военных действиях, но и военнообязанных. Здесь, вдали от боевых действий, у них остались матери, жены, дети, отцы – люди, которым эти бойцы очень дороги и близки. Поэтому, пользуясь нашим эфирным временем, я хотел бы обратиться к этим близким, родственникам и друзьям, чтобы они не забывали возносить свою молитву дома и приходили в храм Божий, где будут молиться все вместе.

И совсем неправильно делает тот человек, который просит батюшку: «Батюшка, ты помолись за наших», – а сам не молится. Священник-то помолится, конечно, но ведь очень важно, чтобы к этой молитве присоединялись именно те люди, у которых близкие, родственники, друзья, знакомые находятся в какой-то опасной ситуации. Молитва – это великая сила, и она станет помощью, поддержкой этим людям.

Сейчас многие задаются вопросом: «Чем мы можем быть полезными?» Кто-то оказывает благотворительную помощь – собирает теплые вещи, продукты питания, и это очень важно и нужно. Но если помощь наша ограничится только этим, разве сможет это сохранить жизни людей, защитить их от опасности? Конечно же, этого недостаточно. А молитва – это та сила, которая сейчас особенно нужна.

– Будет ли крестный ход организован в других районах области?

– Может быть, где-то и будет. Крестный ход – это лишь одно из проявлений совместной молитвы за наших воинов. Я, например, дал указание томским батюшкам, когда родители, или близкие, или знакомые воинов будут обращаться в храм, предлагать им не просто приходить в одиночку в храм и индивидуально молиться, а всем вместе регулярно (скажем, раз в неделю) собираться по каким-то определенным дням в определенные часы на кратенькую, минут на пятнадцать, молитву. Я думаю, что Господь оценит такой труд.

И совсем необязательно ходить крестными ходами. Если батюшки будут ходить крестным ходом с тремя и так постоянно бывающими в церкви прихожанками, то никакой пользы от этого не будет. А вот когда все будут обращать свои умы и сердца к Господу, тогда, конечно же, будет большая польза.

Я знаю, что некоторые верующие нашей епархии дали обет Господу: кроме среды и пятницы, которые являются постными днями, до установления мира на нашей земле, пока не закончатся военные действия, нести пост еще в один из дней недели, например в понедельник. Как-то Святейший Патриарх Великим постом призвал верующих каждый день читать канон молебный ко Пресвятой Богородице. Конечно, кто-то читал, кто-то не читал.

Так что я считаю, что проявление молитвенного усердия человека может иметь разные формы, и не нужно зацикливаться только на крестном ходе. Но если в каком-то районе пожелают пройти крестным ходом, это очень хорошо. Но если этим все и завершится, то это станет лишь бессмысленным топтанием земли, потому что Господь смотрит не на то, прошли мы или не прошли крестным ходом, Он смотрит, горят ли наши сердца верой, любовью, благочестием, молитвенным дерзновением и ревностью. Именно это дорого Господу.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 28 апреля: 05:30
  • Четверг, 02 мая: 12:30
  • Воскресенье, 05 мая: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать