Православный взгляд. Митрополит Томский Ростислав отвечает на вопросы

20 января 2022 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Владыка, во-первых, позвольте поздравить Вас с небольшим юбилеем – эта программа у нас 160-я.

– Я тоже Вас поздравляю. Время идет быстро. Казалось, только-только полагали начало этой программе, а уже 160 выпусков увидели свет.

– Сегодня я хочу предложить Вам достаточно близкую мне и моим коллегам тему – 13 января отмечается День российской печати. На самом деле принято считать, что в этот день праздник всех средств массовой информации. Как Вы оцениваете состояние нынешних СМИ?

– Конечно, любое средство массовой информации призвано доносить до людей информацию (здесь само название говорит за себя), а во-вторых, доносить какие-то, может быть, очень важные и нужные вещи, которые формировали бы определенное мировоззрение народа в целом.

В настоящее время в силу того, что средства массовой информации стали появляться и в электронном виде, информация доходит до каждого человека очень быстро; и, как мне кажется, мир теперь перенасыщен ею. Еще лет 20–30 назад сказывалась недостаточность информации, информационное пространство было очень узким, новости о каких-то событиях, которые происходили у нас в столице или за рубежом, иногда доходили до регионов через неделю, а то и через две.

Это же касалось и церковной области. Я помню, когда в Москве проходило очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, о его решениях мы иногда в лучшем случае узнавали через несколько дней, а то и через несколько недель. В настоящее же время не успеет какое-то событие совершиться, как благодаря СМИ сразу становится общеизвестным, и, конечно же, такая скорость передачи информации хороша. С другой стороны, когда информации становится слишком много, человек ею перегружается.

А вообще средства массовой информации рассматриваются мною как некая служба или служение словом. Но служить вообще и служить словом и слову можно по-разному. Слово – это своего рода инструмент, который может быть использован как во благо, так и во зло человека.

– В начале было Слово.

– Ну, во-первых, эту фразу из Евангелия очень часто употребляют не к месту. Здесь речь идет о Предвечном Божественном Слове. Так евангелист Иоанн Богослов обозначает Вторую Ипостась Святой Божественной Троицы, подчеркивая Ее нематериальность, духовность. Как говорит Священное Писание, Бог есть Дух, и к человеческому слову эта фраза не имеет никакого отношения.

А что касается слова человеческого, конечно же, средства массовой информации призваны служить этому слову. Но, как я уже сказал, слово можно использовать по-разному. Священное Писание дает на этот счет четкое указание: никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим.

Господь говорит, что причиной каких-то добрых либо злых слов, а значит, положительной или негативной информации, являются не столько внешние обстоятельства, сколько человеческое сердце тех, кто формирует информационное пространство или информационную повестку, кто доносит ее до человека, кто руководит средствами массовой информации либо финансирует их. Господь вопрошает: «Что вы ожидаете плодов добрых от дерева гнилого?» Дерево гнилое приносит гнилые плоды, а дерево доброе, добротное приносит плоды добрые.

Если человеческое сердце наполнено грехом, страстями, пороками, то оно и рождает виды информации, которые не только не служат пользе человека, но и, наоборот, каким-то образом отравляют его, а иногда могут разрушить чью-то жизнь. Поэтому отношение к средствам массовой информации не может быть ровным и однозначным. Человек должен со всей ответственностью относиться к слову. Только таким образом средства массовой информации могут принести какую-то существенную пользу.

– Вы заговорили о слове. На Ваш взгляд, должна ли быть какая-то цензура, которая корректировала бы это слово? Мне кажется, в последнее время под словом «цензура» мы стали понимать что-то совсем негативное.

– Мы должны четко понимать, что такое цензура. Цензура – это когда какие-то люди, уполномоченные государством либо средствами массовой информации, предварительно просматривают материалы и дают или не дают добро на их публикацию в СМИ. Во-первых, с появлением электронных СМИ делать это стало очень трудно, а во-вторых, нужно ли это делать? С другой стороны, на мой взгляд, правовое регулирование информационного поля должно быть, и, мне кажется, пока оно недостаточное.

И если человек, используя средства массовой информации, преступает закон, если он распространяет клевету на кого-то, совершает противоправные действия в информационном пространстве, он должен нести за это ответственность. Думаю, что осознание ответственности будет не менее эффективно, чем цензурирование тех или иных материалов.

Как мне кажется, в этом отношении, помимо правового регулирования, всякий служитель средств массовой информации должен иметь некие нравственные критерии, весьма важные для тех, кто трудится на поприще слова. Если же таких нравственных критериев нет, то тогда, конечно же, сам человек начинает деградировать, начинает деградировать его слово, и средство массовой информации служит уже не созиданию, а разрушению.

Когда в средствах массовой информации появляются какие-то разрушительные материалы, что за этим стоит? Какие-то человеческие страсти. Прежде всего мне здесь видится страсть сребролюбия либо тщеславия. Тщеславие – когда человек, ради того чтобы прославиться, чтобы о нем говорили, публикует какие-то жареные факты, чаще всего необъективные материалы, которые вызовут нездоровый интерес к этому.

Как следствие – это средство массовой информации будет читаемо, узнаваемо, о нем будут говорить. И, гоняясь за дешевой известностью, популярностью, движимые духом гордыни и тщеславия, некоторые прибегают к такому трюку. И, конечно же, если человек размещает в СМИ какой-то добрый, теплый материал, такого внимания к этому СМИ это не привлечет.

Мне помнится интервью, которое давал на телевидении один блогер. Ему задали вопрос, почему он, ранее публиковавший в своем блоге исключительно позитивные, очень хорошие материалы, вдруг переключился на всякие дешевенькие материалы. И он ответил следующее: «Когда я раньше публиковал полезные, казалось бы, очень нужные, востребованные материалы, у меня было пять или десять тысяч подписчиков. Когда же я стал выкладывать материалы негативные, подписчиков у меня стало сотни тысяч, если не миллионы».

Гоняясь за подписчиками, за лайками, люди иногда выкладывают что угодно, не ориентируясь на какие-то нравственные нормы и критерии. С другой стороны, если у этого человека больше подписчиков, значит, на него обращают внимание рекламодатели, и этот человек начинает что-то зарабатывать. Поэтому у некоторых цель связана не с тщеславием, а с их карманом, заработком.

Они понимают: если они будут публиковать что-то доброе, светлое, вряд ли наберут большое количество подписчиков, а значит, рекламодатель на них внимания не обратит и они ничего не заработают либо заработают очень мало. В то же время, идя по второму пути, они могут заработать очень много.

В этом отношении мне вспоминается замечательная басня Ивана Крылова, которая называется «Свинья». Она очень поучительная и сразу расставляет все точки над «i» по тому вопросу, который мы сегодня затронули. Я даже взял с собой выписку.

Свинья на барский двор когда-то затесалась;

Вокруг конюшен там и кухонь наслонялась;

В сору, в навозе извалялась;

В помоях по уши досыта накупалась;

И из гостей домой

Пришла свинья свиньей.

«Ну, что ж, Хавронья, там ты видела такого? –

Свинью спросил пастух. –

Ведь идет слух,

Что все у богачей лишь бисер да жемчуг;

А в доме так одно богатее другого?»

Хавронья хрюкает: «Ну, право, порют вздор.

Я не приметила богатства никакого:

Все только лишь навоз да сор;

А, кажется, уж, не жалея рыла,

Я там изрыла

Весь задний двор».

Действительно, иногда создается такое впечатление, что изрывают весь этот задний двор, но, кроме нечистот, ничего не поднимают, в то время как в мире есть много позитивного. И поэтому я еще раз хотел бы напомнить слова апостола Павла, с которых мы начали сегодняшнюю беседу: Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере.

– Владыка, я думаю, ни для кого-то секрет, что на телевидении, в газетах, а тем более в Интернете используются так называемые «заказные материалы». Особенно это проявляется в ходе предвыборных кампаний, когда один кандидат в депутаты желает очернить другого. С этим периодически сталкивается и Православная Церковь. А Вам лично приходилось сталкиваться с таким явлением?

– Мне трудно судить, насколько какие-то материалы заказные. Я знаю, что во время очередной предвыборной кампании негатив появляется и в отношении Церкви, и в отношении каких-то кандидатов в депутаты. Чаще всего за такими материалами стоит определенная цель – скажем, разрушить мир, согласие, взаимопонимание в нашем обществе, в нашем народе. Поэтому иногда такие материалы носят разрушительный характер.

А насколько они проплачены или не проплачены, мне трудно судить. Как говорится, по плодам их узнаете их. Уже по тому, каких целей пытаются достигнуть этими публикациями, становится ясно, откуда ветер дует и кто за этим стоит.

– Владыка, мы уже затронули тему цензуры. Иногда средства массовой информации, особенно федеральные, обвиняют в том, что они занимаются пропагандой, а пропаганда – это плохо.

– Честно говоря, само слово «пропаганда» мне не очень нравится. Есть в этом термине что-то агрессивно-навязчивое, поэтому я не сторонник того явления, которое можно охарактеризовать словом «пропаганда». С другой стороны, когда средства массовой информации носят какой-то воспитательный характер, здесь с пропагандой нет ничего общего.

Ведь что такое «средства массовой информации?» Это лишь инструмент, за которым кто-то стоит. По сути, любые СМИ – это своего рода трибуна или амвон, с которого может быть произнесена проповедь или речь, может быть прочитан какой-то доклад. Именно от лектора, проповедника, выступающего, учителя зависит, чем наполнен этот контент, чем наполнено содержание этих выступлений.

Хорошо, если наши средства массовой информации и те, кто трудится в этой сфере, будут нести для людей некий элемент воспитания и формировать патриотическое сознание у нашего общества, особенно у молодежи, будут обращать внимание на какие-то высокие духовные семейные ценности. Ведь большинство или значительная часть средств массовой информации финансируется государством из бюджета, а значит, за наш с вами счет. Поэтому, конечно же, государство должно формировать такую повестку в средствах массовой информации, которая бы соответствовала задачам и пользе государства, общества, народа, а не разрушала их.

– На телевидении есть программа, которая называется «Слово пастыря». Как правило, ее ведет Святейший Патриарх. Может быть, вопрос чисто философский, но можно ли назвать проповедь своего рода пропагандой религии?

– Я уже обозначил свое отношение к слову «пропаганда» и противопоставил ему некие другие формы донесения информации, доброго чувства. Пропаганда лишена, что ли, некой душевности, сердечности. Проповедь же – это всегда беседа отца со своими детьми. Можно ли назвать пропагандой какой-то задушевный разговор за обеденным столом родителей со своими детьми, которые пытаются внушить им даже какие-то очень важные вещи? Вряд ли. Так вот, мне кажется, наши средства массовой информации тоже должны приобретать именно такой оттенок.

Один не так давно скончавшийся афонский старец – монах Иосиф Ватопедский, ученик Иосифа Исихаста, великого подвижника Афона, однажды, беседуя с паломниками, прибывшими на Афон, произнес такую фразу: «Мир устал от слов». Мир нуждается не в словах, а в добрых делах. И поэтому, когда мы хотим что-то пропагандировать, навязывать, но наша собственная жизнь далека от того, что мы говорим, эта фальшь сразу же обнаруживается, мир устает от таких слов.

Старец говорил, что мир нуждается не в словах, а в делах, потому что дела являются лучшей проповедью добра и созидания, нежели наши слова. Я особенно хотел бы обратить на это внимание.

– Давайте перейдем ко второй части нашей программы. 14 января Русская Православная Церковь, да и не только Русская, отмечает праздник Обрезания Господня. Многим современным людям непонятно, в чем величие этого праздника.

– Прежде всего, все знают, в этот день празднуется старый Новый год, то есть Новый год по юлианскому календарю (или по старому стилю). В этот же день Церковь совершает память святителя Василия Великого – величайшего подвижника и богослова древности. Но в первую очередь в календарях, по крайней мере, в церковных, название этого праздника обозначено как праздник Обрезания Господня.

В ветхозаветные времена, до пришествия в мир Христа Спасителя, человек мог стать членом Ветхозаветной Церкви как раз через особое посвящение, когда всех лиц мужского пола подвергали обрезанию крайней плоти. По сути, как в настоящее время крещение является дверью в Церковь Христову, так в ветхозаветные времена дверью в Ветхозаветную Церковь было обрезание. И как в настоящее время младенцу при его крещении нарекается имя, так и в ветхозаветные времена во время обрезания тоже происходило наречение имени.

Важность этого праздника в том числе заключается и в следующем: в этот день Иисус Христос не только был обрезан, но Ему было наречено имя, которое еще до рождения Христа Спасителя было возвещено ангелом и Деве Марии, и Иосифу, и это имя Иисус. На древнееврейском языке это имя звучит Иешуа, что означает Спаситель. В русском языке часто Иисуса Христа мы называем кратко Спаситель, но на самом деле это перевод на русский язык Его имени.

Так вот, в чем же важность этого дня? В Священном Писании есть много цитат, которые говорят об особом величии, святости и силе имени Божия. Имя Господа – крепкая башня: убегает в нее праведник – и безопасен. Только вдумаемся в эти слова: имя Господа – это крепкая башня, это крепость, которая может нас защитить, оградить, укрепить, обрадовать, исцелить.

И поэтому апостол Павел говорит, что нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись, кроме имени Господа нашего Иисуса Христа, перед Которым преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних. Поэтому святые отцы, опытно познав силу имени Иисуса Христа, всегда творили молитву, которая вошла в историю христианской Православной Церкви под названием «молитва Иисусова», и они заповедали людям произносить эту молитву как можно чаще.

Эта молитва, наверное, самая кратенькая, она состоит всего лишь из восьми слов, причем большая часть из этих слов – призывание имени Иисуса Христа: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий... Многократное произнесение этой молитвы, призывание имени Христова с любовью, вниманием и смирением привлекает в душу человека Божественную благодать, делает Бога ближе к нам.

Имя Христово, многократно призываемое, человека защищает, окрыляет, вдохновляет,  поэтому святые отцы советовали как можно чаще творить Иисусову молитву, тем более что она удобна для всегдашнего ее произнесения. Идет ли человек дорогой, занимается ли хозяйка приготовлением обеда, находится ли водитель за баранкой автомобиля – всегда удобно произносить эту молитву. Причем необязательно произносить ее вслух, своими устами, главное – чтобы молилось наше сердце.

Поэтому праздник Обрезания Господня – это праздник в том числе и всесвятейшего имени Господа нашего Иисуса Христа, и Церковь напоминает нам в этот день, что призывать его необходимо, потому что в этом наша сила и наше спасение.

– У нас еще есть вопросы телезрителей.

«Во время святок много церковных традиций перемешалось с языческими. Как их отличить? Когда ряженые ходят по домам, это хорошая традиция»?

– Даже если мы будем говорить не конкретно о ряженых, а вообще о каких-то традициях, всегда задавайте себе вопрос: «А какая цель этого?» Если просто попаясничать или позаниматься шутовством?..  Иногда какое-то веселье человеку и необходимо, чтобы у него была какая-то разрядка. По-моему, как-то мы целую передачу посвятили вопросу уместности или неуместности юмора, шуток, смеха в жизни человека.

Но когда речь идет о святках, само название этих дней говорит о том, что мы должны проводить их свято. Я не думаю, что такой образ жизни каким-то образом сделал бы нас лучше, благочестивее. Когда я хочу ответить себе на вопрос, стоит так поступить или не стоит, всегда думаю: «А Пресвятая Богородица так бы поступила?» Можем ли мы представить себе Божию Матерь, Которая, разодевшись в какие-то шутовские одежды, ходит где-то и совершает какие-то действия? Вряд ли.

И когда мы хотим ответить себе на вопрос, что уместно, а что неуместно в дни святок, нужно спросить себя: «А сделает ли это нас лучше, благочестивее, чище?» И если нет, лучше от этого отказаться.

– Грядут крещенские купания. Можете ли Вы обратиться к тем, кто считает, что достаточно нырнуть в прорубь и все грехи смоются? А бывает, что приходят пьяные и при этом сквернословят. Разве это нормально?

– Я думаю, если человек делает любое благочестивое дело в нечестивом состоянии, оно становится не только не богоугодным, но даже опасным. Апостол Павел в одном из своих посланий пишет христианам, среди которых он увидел, что многие из них болеют, а некоторые даже умерли: «Почему многие из вас болеют и даже умирают? Потому, что недостойно причащаются Святых Христовых Таин».

Любое недостойное соприкосновение со святыней нас не освящает, а, наоборот, испепеляет, сжигает. Поэтому все, что мы делаем (связанное с Богом, с Церковью), нужно делать в чистом состоянии. Это во-первых. Во-вторых, любое деяние, даже самое благочестивое, совершаемое формально, не принесет нам пользы, потому что центром нашей духовной жизни является наше сердце. Если сердце безучастно, то сколько бы мы ни окунались в прорубь, это будет не более чем моржевание.

Если мы хотим получить не только физическую, но и духовную пользу (а ведь человек – духовно-физическое существо), конечно же, нужно идти окунаться с чистыми помыслами, с открытым сердцем. Часто я вижу, что люди не просто трижды окунаются, а каждый раз осеняют себя крестным знамением, и хорошо, если они это делают с молитвой и не формально, потому что крестное знамение тоже может быть разным.

Если человек просто по инерции машет рукой, имитируя изображение креста, то, как сказал святитель Иоанн Златоуст, такому крестному знамению бесы только радуются, они не трепещут от такого крестного знамения. Только благоговейно совершенное крестное знамение страшно для всех темных сил и способно нас освятить, укрепить и спасти.

– Владыка, как Вы относитесь к тому, что некоторые прихожане отмечают Новый год с 13 на 14 января?

– По-моему, у нас была отдельная передача по Новому году. Когда начинается новый год – это довольно условное понятие. Скажем, раньше на Руси Новый год отмечался 1 марта.

– И 1 сентября.

– Начинался церковный год, когда собирался урожай и подводились итоги. И поэтому все богослужебные книги, включая нынешние, в том числе годового круга (как Минеи), начинаются не с января, а с сентября. А 1 января Новый год стал отмечаться лишь в начале XVIII века. Петр Первый ввел тогда празднование Нового года по образцу некоторых европейских стран. Хотя, скажем, мартовское празднование Нового года в Древней Руси соотносилось с ветхозаветным, библейским празднованием, с воспоминанием о творении Богом мира сего.

Именно Петр Первый ввел празднование Нового года 1 января. Тогда действовал юлианский календарь, а в настоящее время в соответствии с современным григорианским летоисчислением новый год начинается с 14 января, и разница между старым и новым стилем составляет 13 дней.

И поскольку мы привыкли праздновать Новый год не в марте и не в сентябре, а в январе, то, думаю, нет ничего удивительного в том, что кто-то празднует так называемый старый Новый год. Но опять же как и Новый год по новому стилю, так и Новый год по старому стилю нужно отмечать скромно; прежде всего начинать его отмечать с молитвы, с призывания благословения Божия на год грядущий. Ну а посидеть в кругу семьи за столом, вспомнить о делах года минувшего, поставить себе какие-то цели и планы на год грядущий, думаю, никогда не лишне.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 28 апреля: 05:30
  • Четверг, 02 мая: 12:30
  • Воскресенье, 05 мая: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать