Православный взгляд. Митрополит Томский Ростислав отвечает на вопросы

15 сентября 2022 г.

– Тему, которую я хочу сегодня предложить, к сожалению, радужной не назовешь: 16 августа 1999 года в Волгодонске произошел террористический акт. Тогда погибли 19 человек и более 200 человек были ранены. Поэтому я хотел бы обсудить с Вами тему «террор». Мне кажется, в последнее время мы начали сталкиваться с таким явлением, как тотальный террор. Сейчас все наши школы вынуждены быть своеобразными мини-крепостями, чтобы как-то противостоять этому явлению. На Ваш взгляд, почему в последнее время мы сталкиваемся с этим все чаще и чаще?

– Видимо, мир, в котором мы живем, вошел в какую-то особую стадию своего развития или своей деградации, когда он подвергается некой турбулентности, когда сдвигаются политические пласты и в мире происходит трансформация того устойчивого его положения, которое было создано после Второй мировой войны большими усилиями мировых лидеров. Все это создает некую нестабильность и подталкивает или провоцирует террористов к совершению террористических актов.

Конечно, любые террористические акты – это проявление падшей природы человека. Когда первые люди – Адам и Ева – отпали от Бога, их природа была повреждена, и человек наполнился уже не Божественной благодатью, а страстями и пороками, которые, как змея, съедают его изнутри и побуждают к подобного рода действиям. Если человек не борется с грехом, то происходит деградация его духовной жизни, а значит, и мира в целом.

К сожалению, сегодня мы видим, что терроризм достиг какого-то определенного уровня, причем все это происходило, как мы сейчас видим и знаем наверняка, не спонтанно. За этим стояли не какие-то преступники из подворотен, а спецслужбы некоторых мировых держав, создавшие такие организации, как Аль-Каида и подобные ей. Эти организации формировали, полагая, что они будут культивировать терроризм и возведут его в ранг некой нормы и даже героизма.

Создававшие подобные организации рассчитывали целенаправленно использовать их против определенных государств, в частности против нашей страны. Но оказалось, что если этого джина, образно говоря, выпустить из бутылки, он станет неуправляемым. Так и произошло. С другой стороны, терроризм – явление не совсем новое. Терроризм существовал и раньше, и мы знаем, что у нас даже названы улицы в честь некоторых террористов. Когда я учился в школе, в наших учебниках как нечто позитивное описывались террористы, которые организовывали теракты против царской власти.

В Санкт-Петербурге недалеко от Невского проспекта есть красивейший храм Спаса-на-Крови, который был построен на месте трагической гибели в результате теракта императора Александра II. Нам преподавали, что совершившие этот теракт являются борцами за  свободу, следовательно, есть хорошие террористы, которые совершают террор ради каких-то великих и благородных целей – свободы человека, освобождения его от тирании, и есть террористы плохие. Таким образом, джин из бутылки был выпущен, и сейчас, по сути, мы все чаще становимся свидетелями явления «терроризм».

Многие террористы чаще всего совершают свои теракты, будучи замотивированными и считая себя правыми борцами за какую-то свою, пусть и ложную, идею. Самым лучшим лекарством от терроризма была бы здоровая духовная жизнь, потому что, как правило, террористы произрастают в среде, которая противопоставляет себя традиционным религиозным верованиям.

В Церкви такие группы отщепенцев называют сектами либо приверженцами ересей, и поэтому, когда, к примеру, в рамках ислама определенные группы людей противопоставляют себя традиционному исламу, считая только себя и свою группировку подлинными носителями высшей истины, они, по сути, разрушают и свою собственную религию, становясь на платформу терроризма.

Это касается не только ислама, но и других религиозных исповеданий. Мы помним теракты, совершенные в токийском метро нашумевшей в свое время сектой «Аум Синрикё», которая активно пропагандировалась в том числе и в нашей стране. Но мы вовремя остановились, вовремя сказали «нет» подобным псевдорелигиозным течениям и избавились от негативных последствий, связанных с этой сектой.

– Владыка, есть понятие «аксиома». Это то, что принимается без доказательств. На мой взгляд, терроризм – это как раз аксиома того, что он является злом. Как в этом контексте стоит воспринимать фразу Христа из Нагорной проповеди: Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую?

– Во-первых, эта заповедь не является руководством для государственной власти. Для государственной власти есть другие места Священного Писания. Например, апостол говорит, что представитель власти носит при бедре своем меч, для того чтобы, когда нужно, употребить силу. Здесь же говорится о частных взаимоотношениях между людьми, о том, что, когда мы пытаемся злу противопоставить зло, зла в мире становится не меньше, а больше.

И когда какой-то человек в состоянии запала раздражается на нас или даже пытается на нас напасть, добрым словом и миролюбивым отношением мы можем погасить его злобу, не дать подлить масла в костер вражды и из потенциального врага сделаем его своим другом. Это особенно актуально для каких-то внутрисемейных отношений, отношений в трудовом коллективе, во взаимоотношениях между соседями. Но это касается только самого человека.

В Священном Писании не сказано, что если кто-то распоясался и начинает бить по щеке всех подряд, то нужно подставить под удар этого распоясавшегося щеку соседа. Наоборот, Церковь учит, что если кто-то угрожает жизни, свободе, безопасности другого человека, то нет большего подвига, чем встать на защиту этого человека и даже душу свою положить за него. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.

И поэтому противостояние такого рода беззаконию, угрожающему безопасности огромного количества людей, не только является богоугодным делом, но это священный долг как отдельно взятого человека, так и государственной власти, которой даны, в том числе и свыше, все полномочия, чтобы противостоять таким явлениям, как терроризм.

– Можно ли считать мучениками людей, которые случайно оказались жертвами насилия, погибли в террористических актах?

– Существует религиозное понятие мученичества. Мучеником считается исповедник, свидетель Божественной истины, душу свою полагающий за веру, за Христа. И другое дело – невинно пострадавший человек. Даже святых, которые невинно пострадали, смерть которых не носила характер исповедания веры и от которых не требовали отречься от Христа (скорее, от них требовали измены принципам христианской жизни), Церковь называет не мучениками, а исповедниками. И поэтому не следует считать мучениками тех, кто погиб в результате террористических актов, хоть они и невинно пострадали.

Я считаю, что таким людям ради их страданий Господь прощает какие-то грехи, которые они совершили, но мы можем это только предполагать, потому что человек не может предвосхитить суд Божий. Мы надеемся и уповаем, что ради перенесенных страданий Господь изольет Свои милости на души людей, которые ушли при таких трагических обстоятельствах.

– Полностью согласен с Вами, что мы не можем говорить за Бога, можем только предполагать. В связи с этим я хотел бы задать следующий вопрос. Люди, которые сталкиваются с таким явлением, как терроризм, видят в новостях какие-то страшные события, задаются вопросом, почему Бог это попускает.

– Бог создал человека свободным. Когда мы говорим о терроризме, сродни этому вопросу другие вопросы в зависимости от масштабов конкретной ситуации: а почему Бог попускает, что у нас есть пьяницы, наркоманы, клеветники? Когда мы задаем такие вопросы, мы предполагаем, что Бог должен что-то с этими людьми сделать, как-то их, так сказать, перезагрузить: «Вот он не хочет быть добрым, а Я сделаю так, что он станет добрым и не сможет творить зло», – либо просто уничтожить этих людей.

Помните, как к Иисусу Христу привели блудницу, которую застали в прелюбодеянии? Согласно существовавшему тогда закону и предписанию Ветхого Завета, таких людей побивали камнями. Почему камнями? Потому, что считалось, что если ты возьмешь в руку палку, то через палку скверна от этого человека может передаться тебе, а когда ты бросаешь в человека камень, ты его не касаешься и остаешься чистым.

Так вот, когда к Спасителю привели эту женщину и потребовали у Христа ответа, позволительно ли, с Его точки зрения, побить ее камнями, Господь сказал: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И толпа стала постепенно расходиться, и в итоге не осталось никого, кроме этой женщины. Тогда Господь сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя. Поэтому, когда мы считаем, что нужно положить чему-то конец, давайте посмотрим, сколько у нас самих немощей и грехов.

Человеку дана свобода, и до поры до времени Господь терпит его в каких-то определенных параметрах, потому что у него есть еще какой-то потенциал либо раскаяться, либо вразумиться. На самом деле мир, в котором мы живем, переполнен убийцами, и убийц не так мало, как может показаться на первый взгляд. Практически в каждом городе, в каждом доме есть убийцы – это люди, которые делают аборты. И как нам относиться к таким убийцам?

Поэтому, когда мы требуем какой-то высшей справедливости, мы должны понимать, что  иногда поступаем ничуть не лучше. Господь терпит до поры до времени, но высший суд ждет любого грешника, если он не раскается и не положит конец своим злодеяниям. Так и террористов, если они останутся при своих убеждениях, ждет страшная посмертная участь.

– Простите меня за провокационный вопрос, но я все же его задам. На Ваш взгляд, уместна ли смертная казнь для террористов?

– Смертная казнь Церковью не отрицается как что-то совершенно невозможное, и мы знаем, что во всех христианских государствах, в том числе и в Российской империи, смертная казнь существовала. Но с духовной точки зрения каждая мера воздействия должна носить либо воспитательный, либо охранительный характер. И тут мы должны четко понимать, чего мы хотим, когда требуем для кого-то смертной казни: выместить  свою злобу на этом человеке либо достигнуть каких-то других целей?

Вполне может быть и пожизненное заключение, когда человека полностью изолируют и он уже не может никому причинить зла. Более того, когда человек не лишается жизни, а отбывает пожизненное заключение, как мы видим по некоторым документальным фильмам, которые демонстрировались в последнее время, условия эти настолько суровы и безрадостны, что тут невольно задумаешься, что, может быть, смерть – это более благоприятный исход для этого человека.

С другой стороны, если человек не лишается жизни, у него остается шанс переосмыслить свою жизнь и покаяться перед Богом, осознав свои ошибки. Иногда мы говорим: «А что толку? Вот они покаялись, но назад же ничего не вернуть». Да, это так, но если этот человек станет лучше, это все-таки будет явление со знаком «плюс», а не со знаком «минус». Ведь главная заповедь христианской Церкви – это заповедь о любви.

Наделенный многими духовными дарами старец Зосима Сокур, подвизавшийся на Донбассе, говорил, что наша любовь проявляется в том, что мы жалеем каждого человека, в том числе и грешника. И если человек поражен какой-то болезнью, в том числе и страшной греховной, мы желаем не того, чтобы он скорее умер, а чтобы он излечился и был здоровым.

– Владыка, давайте перейдем к более позитивной части нашей программы. 17 сентября празднование в честь иконы Божией Матери «Неопалимая купина». Что это за икона, чем она знаменита?

– Этот образ известен на Руси с древних времен. Икона Божией Матери «Неопалимая купина» находилась в одном из деревянных храмов центральной Москвы. Как известно, большая часть Москвы когда-то тоже была деревянной. Москва многократно горела и иногда выгорала чуть ли не полностью.

Москвичи заметили, что квартал, состоявший исключительно из деревянных домов, где находилась деревянная церковь с этой иконой, за всю историю ни разу не горел. И тогда народное сознание стало связывать с этой иконой ее помощь в противодействии огню, пожару, сохранении от возгорания домов и помощь тем, кто противостоит огненной стихии, – пожарным с оказанием им духовной поддержки.

Если мы посмотрим на эту икону, то увидим, что Пресвятая Богородица держит в руках не только Младенца Христа, как на других иконах, но свободной рукой Она придерживает лестницу. Многие считают, что это пожарная лестница, поэтому еще теснее связывают эту икону с темой противодействия пожарам. На самом деле богословский смысл этой иконы более глубокий.

Почему эта икона имеет название «Неопалимая купина»? Мы помним ветхозаветный  библейский сюжет о том, как однажды пророк Моисей, идя по пустыне, увидел куст, охваченный огнем. Куст горел, но не сгорал, и даже листья на нем оставались зелеными и свежими. Когда же Моисей, пораженный этим, захотел подойти поближе, он услышал голос Бога из огня: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. Моисей, разувшись, подошел ближе и услышал повеление от Бога.

Так вот, этот горящий и несгораемый куст, купина, горящая и несгораемая, с точки зрения христианского богословия является прообразом Божией Матери: как куст был охвачен огнем, но не сгорал, так и Матерь Божия стала матерью, не разрушив печати Своего девства. Ее девство, как и куст несгораемый, не было разрушено, и поэтому мы называем Божию Матерь Приснодевой. Этот горящий и несгораемый куст стал прообразом пророчества Пресвятой Богородице о воплощении от Нее Сына Божия.

В Ветхом Завете есть и другие прообразы Божией Матери, но на этой иконе Она держит в руках лестницу, соединяющую небо и землю, которую видел ветхозаветный праведник Иаков. Божия Матерь стала именно той лестницей, по которой Бог сошел с небес в наш земной мир в день рождения Христа, и той лестницей, по которой мы восходим к небесам.

По углам этой иконы изображены некие другие события. Это непроходимая, закрытая дверь, через которую никто не мог пройти. Прошел через нее только Господь, а дверь, как была, так и осталась закрытой. Это камень, который без человеческих рук был отсечен от горы. Все эти пророчества древних пророков нашли свое воплощение в Пресвятой Богородице. И мы видим, что эти символы присутствуют по углам иконы, но в центре – Божия Матерь с лестницей Иакова.

Богородица заключена как бы в ромбические фигуры, одна из которых, как правило, зеленого, а другая красного цвета. Зеленый цвет – это цвет того куста, купины, который видел Моисей, а красный ромб – символ огня, которым куст был охвачен. В духовном смысле это означает пересечение земного и небесного, сочетание девства и материнства, воплощение Бога, Который является Духом, но стал плотью в день Своего воплощения. Поэтому эта икона имеет глубоко богословский смысл, и 17 сентября совершается празднование в честь этой иконы.

Многие благочестивые люди стараются иметь у себя дома хотя бы маленький образок Пресвятой Богородицы «Неопалимая купина», полагая, что этот святой образ оказывает помощь не только москвичам, но и сохраняет от возможного возгорания любое помещение. И в наше время были многочисленные случаи помощи Божией Матери в пожарах, когда верующие люди выходили с этой иконой. Так что это святыня, которая помогает и в житейских делах, а не только является выражением глубокого богословия в христианской Церкви.

– У нас еще есть вопросы телезрителей.

«Стоит ли читать молитвы, если понимаешь, что не можешь собраться? Ведь такая молитва не будет услышана, потому что она должна проходить через сердце».

– Когда молитва проходит через сердце, то это уже идеальное устроение человека. Для того чтобы молитва шла исключительно из сердца, нужно достигнуть духовного совершенства, а поскольку каждый человек начинает с каких-то азов и не является совершенным, то рассчитывать только на это не стоит.

Если мы, поддавшись своим мыслям о том, что сегодня мы невнимательны, не сосредоточены, оставим молитву, этим тут же воспользуется враг нашего спасения дьявол. Такие состояния будут повторяться у нас все чаще и чаще, и в конце концов мы вообще забросим молитву и, по сути, станем беззащитными перед силами зла, утратив свою молитвенную связь с Богом. Поэтому, в каком бы настроении мы ни были, нужно понуждать себя к молитве. Это особого рода подвиг, и когда у нас нет молитвенного настроя, через понуждение себя мы приводим себя в нормальное духовное состояние.

– Согласны ли Вы с фразой, что на земле нет любви, а есть только ее отражение?

– Ну, смотря как понимать эту фразу. Что значит «нет любви»? В большом, истинном, глубинном смысле любовь – это Бог. А поскольку Бог Вездесущ, то нельзя сказать, что где-то нет любви. Мы сегодня уже говорили о том, что человек немощен и греховен, и если бы у Бога не было любви, то не было бы и нас, и этого мира. А если мы существуем, если вокруг нас зеленеет трава, сияет солнце, дует ветерок, цветут луга, это значит, что любовь Божия проявляется и к нам, и к этому миру.

Конечно, каждый человек в меру своих сил пытается исполнять заповеди Божии, воплощать в своей жизни заповедь о любви. В наших передачах мы не раз вспоминали отрывок из Послания к Коринфянам апостола Павла, этот отрывок обычно называют гимном любви. Апостол Павел, всесторонне описывая любовь, говорит, что любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла.

А если в человеке есть зависть, какая тут любовь? Любви нет; или она несовершенна. Значит, человек должен удалить зависть из своей жизни, и в его сердце появится любовь. И чем больше человек занимается своей духовной жизнью, тем выше и выше восходит он по лестнице добродетелей, вершина которой – союз добродетелей веры, надежды и любви. Поэтому нельзя согласиться с тем утверждением, что в нашем мире нет любви. Любовь Божия есть, и человек должен стремиться к ней.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 28 апреля: 05:30
  • Четверг, 02 мая: 12:30
  • Воскресенье, 05 мая: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать