Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Ни то, ни другое.
– Нечто посередине?
– Нет. Добро и зло – это нравственные категории, связанные со свободой. Интернет – это средство, которое можно использовать и в добрых, благих целях, и ради чего-то злого. К сожалению, в нашем мире, который характеризуется Священным Писанием как лежащий во зле, чаще всего незлые изначально средства употребляются во зло. Это правда.
– Знаете, что меня смущает в виртуальной реальности? Я не претендую на какую-то объективность, но в этом пространстве человек перестает быть собой. В этом пространстве я уже буду не Виталием Стёпкиным, а неким ником, отражением самого себя. Вам так не кажется?
– Парадокс заключается в том, что в этом пространстве человек как раз и пытается быть самим собой. Порой он выворачивается наизнанку, сообщает такие подробности своей жизни, своих переживаний, о чем, может быть, не всегда говорит в очном общении. Но, совершенно верно, цели он не достигает, потому что это своеобразная игра.
Виртуальная реальность – это реальность игры, это некое возвращение в детство, но, в отличие от апостола Павла, который призывает учеников Христовых быть детьми злобы: «Злобой младенчествуйте, а умом будьте совершеннолетние», – мне кажется, в интернет-пространстве порой происходит ровно обратное. То есть человек как раз выплескивает все, что в нем есть, не всегда рассудительно, трезвенно к этому относясь, не отдавая себе отчета в том, какие последствия вызовет его слово и для него самого, и для тех, кто будет это читать.
– А человек, когда изливает какую-то злобу в интернет-пространстве, изначально тоже грешит? Быть может, это, наоборот, лучше в том плане, что он выплеснул свои эмоции там, в виртуальном мире, негативное из него вышло – и он остался добрым человеком в реальности. Или так не бывает?
– В физическом мире есть закон сохранения энергии. Своего рода закон сохранения энергии существует и в мире духовном. Если ты излил какое-то зло и кто-то это прочитал, кого-то оно задело, то все это пошло дальше. Кого-то это ранит, а кем-то воспроизводится, поэтому ответственность увеличивается, когда человек об этом уже даже не знает. Конечно, это грех.
– Но то, что Русская Православная Церковь (в том числе и ваша Колпашевская епархия) достаточно широко представлена в интернет-пространстве, говорит о том, что Церковь с этим считается?
– Вернемся к тому, что Интернет может быть обращен и во зло, и во благо. И вообще он дает очень широкие возможности, и не только для свидетельства о церковной традиции, но и вообще для реализации возможностей человека, его способностей, его образования, для здравоохранения. Он делает мир более единым, если хотите, более мобильным.
Теперь, находясь в какой-нибудь глуши, человек может быть причастен к ведущим произведениям культуры, мысли. Ему открыты библиотеки, исполнители музыки, шедевры кинематографа, театрального искусства и так далее. Он может общаться с умными людьми, не преодолевая на телеге тысячи километров, чтобы поговорить, а просто войдя во Всемирную паутину. Это определенный плюс, но вместе с этим плюсом есть и минусы.
– Мне кажется, их можно перечислять до утра.
– Наверное, но мне хотелось бы сказать о тех, которые лично меня, может быть, больше всего волнуют, кажутся существенными. Первое – это то, о чем мы сказали, некоторая виртуализация жизни, превращение ее в игру. Игра вообще становится одной из главных причин пребывания в Интернете. Компьютерные игры развиваются с огромной скоростью, и они поглощают внимание и силы. И человек уже порой перестает различать грань между жизнью виртуальной и реальной. Это очень серьезное и плачевное следствие развития информационного мира.
Второе – девальвация слов. Слов стало так много, что они перестали что-то значить. В свое время старец Паисий Святогорец сказал: «Мир устал от слов». Это было сказано еще до всеобщего распространения Интернета, что же говорить о нашем времени? Когда слишком много слов, они не воспринимаются, поэтому люди, даже говоря на одном языке, не понимают друг друга. Каждый вкладывает в свою речь какие-то свои смыслы, и часто даже не смыслы, а эмоции.
Чаще всего общение происходит на какой-то спонтанной колеблющейся базе эмоциональных сиюминутных переживаний. Смысловая составляющая общения уходит на второй план, поэтому в этом общении человек, выражая себя, в действительности не стремится понять другого. Он старается как бы навязать ему себя: вот я такой – и принимай меня такого. Когда все исходят из этой позиции, то никакого взаимопонимания и единения не получается. Вроде бы социальные сети призваны всех объединить, а на самом деле человек чувствует все большее отчуждение.
Я не могу сказать, что Интернет – причина этого, но Интернет – катализатор этого процесса. Причина глубже, она в греховности каких-то замыслов, мотивов человека. Если человек отдает себя злу, отсюда все и истекает. Но Интернет – мощный драйвер этого процесса. Он как раз ведет к отчуждению, нарастанию вражды, взаимопротивопоставления. К сожалению, это так.
– Если возвратиться к интересной мысли о том, что стало много слов, мне кажется, в Интернете стало не просто много слов, стало много пустых слов. Эти пустые слова наваливаются огромным комом, и в этом случае отделить слова правильные, искренние, отделить зерна от плевел становится не то что трудно – невозможно.
– Да. Я больше говорил о стороне качественной, Вы сказали о количественной. Избыток слов своей массой, безусловно, тоже давит, и человек устает, ему иногда хочется информационной тишины. Поэтому мы иногда сталкиваемся с ситуацией, когда люди меняют смартфоны на старенькие телефоны, на которых нет выхода в Интернет, а некоторые вообще отказываются от постоянного ношения телефона.
Когда организуются какие-то особые мероприятия и человек пребывает вне интернет-пространства, когда вообще нет доступа к Интернету (выезд на природу и еще что-то), люди осознают, ощущают эту проблему, эту драму, связанную в том числе и с развитием передовых информационных технологий.
– Я слышал, что Интернет придумали злые силы; это уже потому, что он просто пожирает у человека время.
– Не могу с этим согласиться. Злые силы – это не творческие силы. Творчество – это свойство Божие, потому Бог Творцом и называется. Человек, созданный по образу Божьему, воспринял это свойство. Проблема не в творчестве, не в том, что создается что-то принципиально злое, а в отсутствии чувства меры.
Вспомним, с чего началась человеческая история (с точки зрения Библии, разумеется), – с грехопадения прародителей в раю. По поводу чего произошло это падение? Из-за древа познания добра и зла. Бог не препятствует познанию человека, но Он вносит в это познание некую ценностную шкалу.
Что нужно познать в первую очередь, а что во вторую? В первую очередь нужно познать Бога, поэтому в первую очередь Адаму следовало бы идти не к древу познания, а к древу жизни, и тогда, утвердившись в этом единении со своим Творцом, Адам получил бы тот самый критерий истины, который и регламентировал бы и направление, и меру его познавательных усилий.
В истории науки проблема часто в том, что ученые не имеют чувства меры, они не знают, когда остановиться. Так появилось ядерное оружие, и потом сами же ученые, которые его изобрели, об этом тяжело сожалели. Они же не бомбу придумывали, им был интересен сам процесс – ядерная реакция, и они не задумывались, к чему это приведет. Сейчас то же происходит в генной инженерии.
Где остановятся эти люди и остановятся ли, когда не будет пути назад, и к чему это приведет – вот в чем проблема. То же самое с Интернетом, поэтому здесь важно чувство меры. И вот это чувство меры дается только причастностью к объективной истине, которой является Бог.
– Вы сейчас говорили про познание добра и зла, про райский сад, про древо. И ведь действительно можно допустить, что со временем, если бы Адам и Ева познали Творца, они получили бы благословение отведать и от этого дерева, и это был бы уже не запретный плод.
– Я убежден, что это было бы вторым шагом. Все ограничения были бы сняты, потому что Бог не случайно насадил это древо в раю. Не для того, чтобы преградить Адаму путь, а чтобы дать ему это, но в свое время: после того, как Адам утвердился бы своим свободным выбором в любви и послушании Богу, то есть в истине.
– Интернет дает большие возможности в том числе и для того, чтобы люди могли посещать богослужения. Нет ли у Вас опасения, что с развитием Интернета даже постоянные прихожане уйдут в виртуальную реальность и будут ходить в храм путем нажатия определенных клавиш по электронному адресу?
– У меня нет такого опасения, потому что те, кто действительно являются прихожанами не по имени, а по факту, никогда не уйдут ни в какую виртуальную реальность, поскольку она не может заменить реального присутствия в храме, в пространстве соборной молитвы, и особенно не может заменить участия в церковных таинствах.
Именно об этом сказано в недавно выпущенном обращении Священного Синода по поводу коронавирусной эпидемии, где как раз проанализированы последние месяцы и подчеркнуто, что никакие информационные технологии реального участия в церковной жизни, особенно в богослужении, которое является ядром церковной жизни, заменить не могут. Ну а те, что в церковь не ходили, и так сидят у экранов телевизоров. В конце концов, лучше так, чем никак. Но как они были «захожанами», так и останутся ими. Виртуально участвуя в богослужении, прихожанами они, конечно, не станут.
– Много лет назад, еще на заре Интернета, я с удивлением обнаружил на одном из сайтов, якобы православном, некую виртуальную исповедальню. Как Вы думаете, в самых отдаленных уголках нашей планеты, где священник может появиться только теоретически, подобное может иметь место?
– Теоретически да, но это не должно быть правилом. Это всегда исключение и таким должно оставаться. Как-то регламентировать его не надо. Это случалось и раньше. Известны случаи, когда духовные старцы исповедовали по телефону. Бывает, у человека есть какая-то крайняя нужда в откровении своих помыслов, в исповеди. И если его духовный наставник находится за тысячи километров, а это все-таки срочно – излить свою душу и как бы подорвать в себе силу греха, то здесь все средства хороши. Можно и по телефону, и такое случалось.
Духовник может вознести молитву об этом человеке, но это исключение. Это не заменяет очную исповедь в пространстве храма, как и положено. Но дух дышит, где хочет, и Господь не формалист, не начетчик. Он всегда идет навстречу человеку, и когда есть какая-то объективная нужда, бывают удивительные вещи, которые выходят за рамки всех регламентов, но это всегда исключение.
А мы люди, и мы должны придерживаться и канонов, и уставов, и даже обрядов. Они вносят дисциплину в нашу жизнь, и если соблюдать чувство меры, тогда все на пользу и все во благо.
– Признаться, я об исповеди по телефону не слышал. А разрешительная молитва в этом случае тоже имеет силу?
– Конечно. Потому что власть прощать и решать дана апостолам, через них епископам, а от епископов – священникам. Но, повторяю, это исключение, правилом это стать не может никогда.
– Как-то в этой студии мы уже обсуждали с Вами, что многие священники имеют свои собственные страницы. На тот момент Вы еще для этого не созрели. А сейчас какие-то мысли в этом направлении у Вас появились?
– Нет. Пока я остаюсь при прежнем образе мыслей, в том числе по тем причинам, о которых сказал. Мне кажется, сейчас много умных, обладающих даром слова, достаточно опытных людей. И не важно, где ты живешь – в Москве, в Америке или Греции, в Интернете слово доступно из любой точки мира. И я не вижу, что могу добавить к тем, кто уже там присутствует.
Если в силу, может быть, какого-то вдохновения от Бога или в силу каких-то других мотивов они туда уже пришли и там свидетельствуют в меру своих сил о евангельской истине, то я могу это только приветствовать. Помоги им Господь, и главное, чтобы они сохранили чувство меры и убереглись от тех искушений, что преследуют публичные фигуры. К сожалению, бывает, некоторые проповедники отпадают от Церкви или, по крайней мере, от истины в Церкви и впадают в заблуждения. В нашем новейшем времени мы имеем примеры этого.
– Давайте перейдем ко второй части нашей программы: 24 сентября Русская Православная Церковь отмечает память преподобного Силуана Афонского – святого, имя которого Вы носите. Я думаю, сегодня у Вас получится рассказать об этом особенно ярко и интересно.
– Да. Преподобный Силуан был, наверное, первым святым вслед за преподобным Сергием, который вошел в мою жизнь. Его книга духовных писаний лежала у меня на столе вместе с Евангелием. Я читал и то, и другое на протяжении многих лет подряд, повторяя много раз одно и то же, потому что его слова трогают не только ум, но и сердце. Они очень глубокие, хотя и простые, очень проникновенные, исполненные и какого-то молитвенного духа, подлинной и неотмирной духовности. Они не надуманы.
Много есть умных людей, но святых единицы. Старец Силуан именно святой человек, и это чувствуется из его писаний. Он очень поддерживал меня в первые годы моей духовной жизни и во многом помог определиться с выбором жизненного пути, чтобы стать монахом, священником. И помог не одному мне. Я знаю многих и многих людей, и не только русских, но и греков, которые после знакомства с его книгой, его личностью, подвигом пошли в монахи. Это были молодые люди.
– А Вы как-то ощущали его близость на физическом уровне?
– Что значит «на физическом уровне»? Безусловно, я ощущал его поддержку через чтение его писаний, через молитву к нему.
– Я могу конкретизировать свой вопрос. Когда Антоний Сурожский начал читать Евангелие, он в буквальном смысле ощутил, что рядом находится Христос. Нечто подобное случалось с Вашим святым и с Вами?
– Нет, в моей жизни было иначе. Я так полюбил старца Силуана, что во мне родилось искреннее желание в монашеском постриге быть нареченным в честь его. Где-то за полгода до своего монашества, когда я уже окончательно принял это решение, созрел, как говорится, я обратился с молитвой к Богу и к старцу Силуану, что, если Богу угодно, пусть мне будет дано это имя. Больше никаких разговоров об этом ни с кем у меня не было. И когда я услышал над собой это имя, для меня это было небольшим чудом. Конечно, в глазах человека светского это может выглядеть как совпадение...
– Из тысяч имен именно то имя, о котором Вы мечтали?
– Да. Поэтому для меня это был, конечно же, очень вдохновенный момент. Я считаю, что постригающего меня пастыря вдохновил на это старец Силуан. Я убежден в этом. Сам старец Силуан, как я уже говорил, был очень простым человеком, но в своей духовной жизни, по свидетельству его ученика Софрония (Сахарова), тоже великого подвижника, он достиг меры древних святых.
Главной темой всех его писаний и всего его подвига была тема любви и смирения. Святые ведь тоже разные, они живые люди, поэтому на пути, в общем-то, в одном направлении у каждого есть какие-то свои особенности. Мы часто читаем у святых отцов о посте, молитве, о подвигах, покаянии, и все это очень важно, но для меня (и вообще, наверное, для нашего времени) очень важно слово, которое бы не пугало, а вдохновляло. И это слово о любви. Старец Силуан так говорит о любви, что за этим чувствуется опыт. Он знает, о чем говорит.
И второе, что очень важно, он буквально через строчку подчеркивает, что источником, мерилом любви, ограждением, которое хранит любовь, является смирение. Он говорит о том, что такое смирение, что вся духовная борьба идет за смирение. Не за то, чтобы больше поститься или носить какие-то вериги, уйти далеко в лес и скрыться от всех; речь даже не о количестве молитв, а о любви. И действительно, это очень просто: что любишь, к тому и стремишься. Любовь сама несет тебя на крыльях, и все тогда становится легким.
Поэтому опыт богообщения, которым старец Силуан действительно обладал, позволяет очень просто все объяснить. Главное, что в этих словах такая сила, такая достоверность, что доказательства не нужны. Они убедительны сами по себе. Это действительно такой святой, читать которого и о котором я очень бы рекомендовал современным людям, чтобы понять, что такое христианство.
– Владыка, как Вы относитесь к идее архиерейского подворья в Нарымском крае? Возможно ли это вообще?
– Ну, архиерейское подворье существует в Тогуре. Это древнейший храм в наших краях – храм Воскресения Христова. Поэтому не совсем понятно, что имеется в виду в этом вопросе.
– Может быть, идет речь о некой архиерейской заимке?
– Наш край сам по себе достаточно уединенный, хотя, конечно, какую-нибудь келью в лесу, где можно было бы на недельку спрятаться, я хотел бы иметь.
– Но возможность такая есть?
– Пока эта идея не осмыслилась в практическом русле.
– Какие приходы созидаются сейчас в вашей епархии и когда они будут достроены?
– Сразу все и не перечислишь. Их, наверное, больше десятка. Да, мы строим храмы. Это сравнительно небольшие храмы, но у нас и поселки небольшие. Уже построен целый ряд храмов там, где их не было. В Колпашевском районе это Саровка, в Парабельском районе – Заводской, Новоселово, Кедровый. В Каргасокском районе – Вертикос, в Кривошеинском – три населенных пункта: Володино, Пудовка, Красный Яр. Сейчас достраивается церковь в Парбиге в Бакчарском районе.
Практически везде, во всех районах что-то да строится. Либо уже введено в эксплуатацию, освящено и там совершаются службы. Да, это бывает сложно, и иногда небольшой храм строится годами, но таковы наши ограниченные возможности.
– Я нечасто бываю в храме, потому что не знаю, как в нем себя вести. Можно ли сделать так, чтобы были некие брошюрки, которые рассказывали бы именно об этом храме: где какие иконы находятся и как себя вести новоначальным?
– Да, хорошо бы, чтобы так было, и, в общем, настоятели приходов стараются, чтобы так было. Во многих храмах это есть, а если где-то нет, думаю, это пожелание станет поводом отнестись к этому более тщательно.
– В Томске есть желание, но пока нет возможности открыть православную гимназию. Есть ли такая возможность в Колпашевской епархии?
– В Колпашево такая возможность еще более ограниченная, потому что здесь вопрос упирается в две принципиальные вещи. Даже если есть очень горячее желание, все-таки гимназия – это не лужайка посреди леса. Это какое-то здание, которое должно соответствовать требованиям, причем довольно жестким, предъявляемым к такого рода учреждениям, поэтому нужны средства, и немалые.
Вторая, не менее важная проблема – нужны кадры, причем не просто грамотные в своей области специалисты-предметники или администраторы, но люди воцерковленные или, по крайней мере, достаточно внутренне глубоко, с теплотой сердечной относящиеся к православной традиции.
Что может сделать гимназию православной? Если мы повесим там иконы, это, конечно, хорошо, но это еще не сделает ее православной. Должна быть соответствующая атмосфера, а это в первую очередь могут задать только педагоги, педагогический коллектив.
– Я думаю, что святой Нарым ассоциируется не только с кровью мучеников, но еще и с газовиками и нефтяниками, поэтому есть подозрение, что там проще открыть гимназию.
– Ну, может быть, нефтяники и газовики услышат нас.
– Владыка, как Вам идея проводить культурно-спортивные мероприятия между двумя епархиями?
– Сама по себе идея неплохая, нечто подобное существует. Но здесь надо подумать, для чего это будет проводиться, кто в этом будет участвовать. Всегда важна цель. Я противник мероприятий для галочки. Собственно, важно, что здесь церковного-то.
Вот если мы ответим на этот вопрос положительно, если будет какой-то плод, в том числе для духовного, а не только физического становления, тогда да. А если плода не будет, то зачем нам православные турниры, когда есть просто турниры светские, гражданские? Их достаточно много, и людям есть где и оздоровить свое тело, и укрепить мышцы, и провести соревнование.
Ведущий Виталий Стёпкин
Записала Людмила Белицкая
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 27 апреля 2024
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!