Православный взгляд. Митрополит Томский Ростислав отвечает на вопросы

2 сентября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Владыка, в августе многие телеканалы, включая центральные, показывали фильмы о Ванге: в этом году исполняется сто десять лет со дня рождения этой известной болгарской провидицы и двадцать пять лет со дня ее смерти.

В связи с этим возникает вопрос: как относиться к этому действительно уникальному человеку? С одной стороны, многие болгарские священники рассказывают, что она обладала силой духа. С другой, смущают некоторые моменты. Можно ли считать ее святой, относить к этой категории? Или это нечто другое?

– Говорят, что короля делает его свита. Очень часто мы судим о человеке либо по его окружению, либо по тому, что о нем рассказывают, свидетельствуют люди, так или иначе соприкасавшиеся с ним.

Личность этой женщины обрастает мифологическими подробностями, которые не всегда соответствуют действительности, поэтому выносить вердикт с каждым годом становится все сложнее и сложнее. Наверное, окончательный суд о каждом человеке, в том числе и о Ванге, произнесет Господь на Своем Страшном суде, которого мы все ожидаем. Тем не менее какие-то нюансы и подробности из жизни и деятельности Ванги меня, по крайней мере, заставляют насторожиться.

Вы сказали, что этот человек обладал особой силой духа, но еще апостол Павел и другие апостолы говорили, что не всякому духу нужно верить. Помимо Духа Святого и духов добрых, ангельских, есть и темные, демонические силы. В истории известны многочисленные случаи, когда люди пророчествовали и предсказывали будущее, говорили о судьбах людей, указывали на какие-то нюансы из их прошлой или будущей жизни, действуя не Духом Святым, а какой-то иной силой.

Есть замечательный учебник духовной жизни – книга известного древнехристианского подвижника преподобного Иоанна Лествичника «Лествица». В частности, когда он пишет в этой книге о даре, который иногда был свойствен некоторым святым – даре прозорливости, провидения или предсказания будущего, – он говорит, что тот бывает у людей по трем причинам.

Бывает дар по естеству: человек наделен особым аналитическим умом, и, сопоставляя и складывая множество нюансов, которые иногда ускользают от внимания другого и не складываются в общую картину, он может сделать выводы и построить прогнозы, которые потом в значительной степени сбываются и оправдывают себя. Такую «прозорливость» преподобный Иоанн Лествичник называет «предведением по естеству».

Бывает предведение от Бога: Бог открывает Своим особым избранникам, подвижникам Свою волю, приоткрывает завесу будущего. Господь делает это не для того, чтобы удовлетворить человеческое любопытство, а только ради духовной пользы человека и спасения его души. И делает Он это исключительно через тех людей, которые духовно возросли в подвижнической жизни и, несомненно, имеют такую добродетель, как смирение.

Человек гордый и превозносящийся никаких даров от Бога получить не может, потому что он сразу начинает эти дары приписывать себе, кичиться, раздуваться, питать свое самомнение, а значит – губить и самого себя, и окружающих его людей.

И, наконец, бывает якобы предведение от темных, дьявольских, демонических сил – бесов. И хотя бесы сами по себе не имеют способности  провидеть будущее, они иногда обладают, во-первых, неким аналитическим подходом, сознанием, а во-вторых – сами провоцируют многие греховные вещи. Предсказав ситуацию заранее, они стараются загнать в нее человека, и таким образом некоторые их предсказания иногда начинают сбываться.

Относительно Ванги: действительно, даже в самой Болгарии идут дискуссии о том, кем же она была, какой силой обладала. Это был человек незаурядный, и то, что в ее жизни осуществлялось, действительно выходило за рамки обыденного. Но какая это была сила: Божия или дьявольская?

По многочисленным рассказам, она позиционировала себя человеком верующим: более того, православным, поскольку Болгария, где она жила, страна по преимуществу православная. В беседах с посетителями она часто указывала на необходимость веры в Бога и довольно жестко критиковала тех, кто отрицал бытие Божие. Может ли это считаться несомненным признаком того, что этот человек Божий? Однозначно об этом сказать нельзя, потому что в Священном Писании апостол говорит о том, что бесы тоже веруют.

– И трепещут.

– Для бесов нет проблемы в разрешении вопроса, существует ли Бог, –  они знают, что Он существует. Тем не менее, зная это и будучи в этом убежденными, они пребывают во зле и преисполнены им. Поэтому само по себе утверждение существования Бога каким-то человеком еще ни о чем не говорит.

Заставляют насторожиться отдельные моменты из жизни Ванги, которые (по крайней мере, мне) однозначно говорят о том, что она и сама до конца не понимала, какие силы обладали ею. Вполне возможно, что это силы не добрые, а дьявольские, демонические.

– Можно я расскажу, что меня насторожило?

– Да.

 – Из рассказов очевидцев, которые записывали ее ощущения, мы знаем, что после того, как она слышала некий голос, который ей что-то указывал, она (по своим же словам) пребывала в разбитом, угнетенном состоянии практически целый день. Мне кажется,  если человек встречается с чем-то высшим, светлым, святым, ощущения и внутреннее убранство души должны быть совершенно другими.

– Конечно. Ибо святые, которые по воле Божией открывали будущее для людей, действовали в Духе Святом. А Дух Святой, как говорит апостол Павел, источник радости, мира, долготерпения: того, что не опустошает человека, а, наоборот, создает ощущение внутренней духовной полноты.

Бесы же действительно разрушают и опустошают. Такое опустошение испытывала не только сама Ванга, но часто ее посетители и люди, которые пользовались ее советом. Кроме того, в тех практиках, которые Ванга использовала, чтобы предсказать будущее или дать совет, были определенные магические ритуалы, больше присущие колдунам, магам, чародеям. Например, она просила, чтобы ей обязательно приносили сахар, который человек клал на ночь под подушку. Дух Святой не нуждается в материальном носителе, на который, как на некую флэшку, записывается информация. С христианской точки зрения эти вещи довольно сомнительные.

Есть еще более вопиющие факты, подчеркивающие духовно нездоровый характер предсказаний Ванги. Однажды она попросила, чтобы ее посетил местный владыка, митрополит Нафанаил. Владыка давно с настороженностью наблюдал за деятельностью Ванги: он видел нездоровую в духовном отношении тенденцию и ажиотаж, который еще при ее жизни создавался вокруг ее имени.

Вдруг Ванга попросила, чтобы он ее посетил, ссылаясь на то, что сама она прийти не может: в то время она уже была крайне немощна, стара, ей было трудно передвигаться. Владыка сначала обрадовался и подумал, что, может быть, Ванга желает получить какой-то духовный совет; либо, чувствуя приближение земной кончины и уход из этого мира на Суд Божий, она желает покаяться в своих грехах или делах, которые совершала запрещенными средствами и способами.

Когда митрополит прибыл к Ванге, она вела прием. Причем в той комнате, где она общалась с людьми, находилось сразу несколько человек – Ванга очень активно и громко с ними разговаривала. Чтобы не разрушить беседу, митрополит очень тихо переступил порог комнаты. Что же произошло с Вангой? Она не могла видеть того, кто к ней зашел (об этом ей не докладывали), но вдруг стала громко кричать, и ее крик дошел почти до истерического. Она спросила: «Кто зашел сюда? Пусть он удалит то, что у него в руках, потому что это не дает мне ясно видеть то, что я предсказываю людям».

Владыка принес с собой крест-мощевик, в капсулы которого были вложены частицы мощей великих святых – дьявол и демонические, бесовские силы не выносят святыни. Как только владыка зашел в это помещение со святым животворящим крестом, дар, которым пользовалась Ванга, вдруг от нее отступил, она утратила способность предвидеть. Осознав, какие силы здесь действуют, он тихо покинул помещение этой горе-провидицы.

Вспоминаю, что когда я был молодым иеромонахом, в моей практике был немного похожий случай: мама привезла ко мне на беседу в Троице-Сергиеву лавру своего сына-подростка, который оказался одержим злыми силами. Не буду рассказывать подробности того, как это стало ясно. Я решил прочитать над ним молитвы о здоровье и принял этого мальчика у себя в ризнице: тогда я нес послушание ризничего одного из храмов Троице-Сергиевой лавры. Там было помещение, где хранилась церковная утварь; удобное место, чтобы побеседовать с этим мальчиком, а потом над ним помолиться. Я посадил его, а сам пошел в келью, чтобы взять епитрахиль, священное облачение, священные сосуды и крест.

Когда я вернулся в ризницу, этот молодой человек сидел ко мне спиной и не видел, какие действия я совершаю. Я решил осенить его крестом, который был у меня в руке. Когда я совершил крестное знамение, то произошедшее поразило меня: мальчик вскочил и завопил, как будто на него вылили целую кастрюлю кипятка. Его реакция на святой крест была страшной.

В примере с Вангой сразу проявляется, кто есть кто. Когда митрополит вошел со святым крестом с мощами в помещение, то бесы, которые были с ней (и, очевидно, в ней), не смогли стерпеть присутствия этой святыни.

Поскольку (в том числе в Болгарии) велись довольно ожесточенные споры и дискуссии о том, что же собой представляет феномен Ванги, то изучению этого феномена посвятил много времени и сил один из священнослужителей Болгарской Православной Церкви, монах афонского монастыря Зограф.

Так как на Афон часто приезжали люди и интересовались, что же собой представляет Ванга,  он решил отвечать им не просто из своего духовного опыта, но тщательно изучив феномен Ванги. По результатам своих исследований он написал книгу, в которой сделал однозначный вывод о том, что за опытом ясновидения Ванги стояли темные, демонические силы.

Еще раз хочу сказать, что вокруг личности Ванги многое мифологизируется, обрастает слухами и привносится рассказчиками, которые додумывают и дорисовывают картину. Тем не менее, если мы отбросим все постороннее, – сущность становится ясна. Поэтому люди, которые начинают превозносить Вангу, поступают крайне неосмотрительно.

Некоторые даже пытаются ставить вопрос чуть ли не о ее канонизации, полагая, что этот человек – действительно человек Божий, сравнивают ее подвиг, жизнь и труды с жизнью и трудами Матроной Московской. Та тоже была слепой – наверное, это единственное, что делало ее похожей на Вангу. Опыт духовной жизни Матроны и Ванги – совершенно противоположный: опыт человека Церкви и вне Церкви. Хотя некоторых, например, вводят в заблуждение слова Ванги о том, что Бог существует, а также то, что у нее находились священные изображения.

– Она построила часовню святой Параскевы на свои деньги.

– Она построила не часовню, а храм. С моей точки зрения, самое печальное  то, что один из болгарских епископов, в епархии которого эта церковь была построена, все-таки решился ее освятить. Почему он это сделал – вопрос открытый.

В древности даже языческие капища иногда переосвящались в христианские храмы. Помещение само по себе не может быть скверным. Если освятить и посвятить Богу любое помещение, оно станет храмом Божиим. Видимо, владыка предполагал, что если храм будет освящен и там будут совершать служение, то добрый, мудрый пастырь своим влиянием и словом сможет помочь Ванге скорректировать жизнь; избавить от заблуждения тех людей, которые приходили к ней при жизни и до сих пор тянутся после кончины.

Все эти надежды не оправдались. Во-первых, Ванга строила этот условный храм по своему проекту, и те образы, которые трудно назвать иконами и даже картинами, – это страшнейшие полотна. Если посмотреть на лики якобы святых, которые там изображены, сразу видно, какой дух в этом присутствует.

И когда впервые встал вопрос об освящении этого храма, когда владыка прибыл к Ванге и пытался в чем-то скорректировать ее позицию, здесь проявилось подлинное лицо этой «провидицы», а вернее, тех сил, которые стоят за нею. Она сразу утратила благодушное, мирное устроение и стала буквально хамить, грубить архиерею, вести себя с ним не как с пастырем и отцом, а крайне непочтительно, сорвав, по сути, с себя маску.

Причем эта встреча записывалась на камеру и потом многократно воспроизводилась в различных фильмах. Думаю, наверняка она выложена в Интернете, поэтому желающие могут ее посмотреть. Вот даже с этим храмом все не так просто, даже при условии, что храм этот освящен. Сам по себе факт, что Ванга построила церковь, тоже не является свидетельством духовной подлинности ее поступков и жизни.

– Владыка, настало время перейти ко второй, более благодатной части нашей программы. На Руси очень любят праздник Успения Пресвятой Богородицы. У Вас есть объяснение, почему он нам так близок?

– Этот праздник любят не только на Руси, но и во всем христианском и даже западном мире. На Руси иногда его называют Богородичной Пасхой. В Италии праздник Успения Божией Матери до сих пор является государственным праздником и общим выходным днем.

На Руси особое отношение к празднику Успения Божией Матери выразилось в том, что все основные храмы были посвящены Успению Пресвятой Богородицы. Это и самый древний храм на Руси – Успенский собор Киево-Печерской лавры, это и Успенский собор Владимира-на-Клязьме, куда из Киева была перенесена кафедра киевских митрополитов после разорения Киева монголо-татарами.

Это и главный храм Московского Кремля, который в настоящее время является главным храмом Русской Православной Церкви: Успенский собор, под сводами которого происходило венчание царей на царство. Именно там, под сводами Успенского собора, происходило избрание и интронизация патриархов Московских и всея Руси. Под сводами этого храма покоятся останки всех предстоятелей нашей Русской Православной Церкви. И этот главный храм посвящен Успению Божией Матери.

Почему такое отношение к этому празднику? Во-первых, это праздник особого почитания христианами Пресвятой Богородицы. Казалось бы, этот праздник должен быть траурным днем, а если и праздником, то с какой-то скорбью и печалью, потому что это, по сути, земная кончина Пресвятой Богородицы. Но нет, Церковь в этот день совершает не просто праздник, а праздник торжественный, потому что в этот день Пресвятая Богородица не покинула нас. Это не праздник расставания, это праздник особой близости Пресвятой Богородицы к каждому из нас.

Успению Божией Матери посвящена одна из проповедей хорошо известного в Православной Церкви составителя Великого покаянного канона святого преподобного Андрея Критского, который составлял не только каноны. Ему принадлежат и некоторые проповеди, сохранившиеся до наших дней.

Святой преподобный Андрей Критский, обращаясь в проповеди к Пресвятой Богородице, произносит такие слова: «О, Пречистая Дева! Когда Ты жила здесь, на земле, Тебя в круге своего общения имело малое число людей. Когда же Ты преставилась от земных обителей к Обителям Небесным, Ты стала близка к каждому верующему христианину». Действительно, представ в день Своего Успения Престолу Божию, там, в Боге, в Духе Святом, Она видит этот мир, видит каждого нуждающегося в Ней и призывающего Ее на помощь человека, который просит Ее материнских молитв к Ее Сыну, Иисусу Христу. Матерь Божия проявляет поистине материнскую заботу о каждом человеке, который обращается к Ней с молитвой. Поэтому праздник Успения Божией Матери – это праздник близости Пресвятой Богородицы и Ее молитв к каждому из нас.

– У нас еще есть вопросы телезрителей.

«Может быть, мой вопрос покажется Вам странным, но мне важно получить Ваш совет. В моей жизни часто бывает так, что я совершаю поступки, о которых потом жалею. Причем зачастую я потом не могу сам себе объяснить, зачем я это сделал. Это приносит мне много проблем. Может ли быть какое-то объяснение этому?»

– Причин здесь может быть много, и, конечно, с такими проблемами нужно обращаться не на телевидение, а лично к духовнику, к священнику. Конечно же, дать какой-то объективный ответ на расстоянии трудно.

Что же касается совершения каких-то поступков, то, во-первых, греховная природа человека сама по себе взращивает грех; как земля, если ее не обрабатывать, начинает взращивать сорняки. Если не бороться с сорняками на грядках, то весь огород зарастет ими. И даже если мы посеем что-то доброе, сорняки заглушат добрые всходы.

Так же бывает и в нашей духовной жизни. Поскольку наша греховная природа взращивает эти сорняки, единственное средство борьбы с ними – их искоренение. Поэтому нужно обязательно идти на исповедь и каяться в этих грехах. Может быть, человека смущает то, что он был на исповеди, а через какое-то время грех стал проявляться снова. Но разве не так же происходит и на наших огородах, когда мы, казалось бы, вырвали сорняк с корнем, но какая-то часть корешка осталась в земле и снова дала свой побег? И тогда требуется, чтобы этот побег мы вырывали снова и снова.

Только если человек настойчив в борьбе со своими грехами и страстями, ему удается навести порядок на ниве своей собственной души, привести в порядок духовный сад, ухаживать за которым мы призваны.

– Правда ли, что дети, которые покинули этот мир, становятся ангелами?

– Довольно странная постановка вопроса. Что значит – дети становятся ангелами?

– В народе есть такое поверье.

– То есть они перестают быть людьми, что ли? Ангелы – это ангелы, а люди – это люди. Существуют какие-то теории о переселении душ, когда человек превращается то в баобаб, то в какое-то животное. Конечно же, человек остается человеком, а ангел остается ангелом.

Другое дело, что Господь иногда говорил о чистоте детей, их непорочности, сравнивая их с небожителями, с духовными силами. Да, невинность и непорочность младенца в чем-то напоминают ангельскую непорочность, тем не менее человек остается человеком. Если младенец вдруг уходит из этой жизни в мир иной, он не становится ангелом, он становится человеком, но уже зрелого возраста. То есть младенцы, почившие в Боге, там, в жизни вечной, становятся людьми зрелыми, но безгрешными.

– Будет ли в этом году молебен на начало учебного года и как узнать время его совершения?

– Я думаю, что и в Томской епархии (а нашу передачу смотрят не только в Томской епархии), и в любой другой епархии в канун нового учебного года во всех храмах совершаются молебны. Чтобы узнать время их совершения, нужно обратиться в конкретный храм, потому что в каждом храме такие молебны совершаются в разное время. Где-то их совершают накануне 1 сентября, то есть 31 августа, а в некоторых приходах существует традиция совершать такой молебен после Божественной литургии в воскресенье, предшествующее 1 сентября. Поэтому интересуйтесь в том храме, который вы посещаете. Думаю, там вам скажут, когда молебен будет совершен.

Я желаю Божией помощи и благословения нашим дорогим телезрителям. С праздником Успения Пресвятой Богородицы! А всех, кто пойдет в студенческие или школьные аудитории, поздравляю с началом нового учебного года.

Ведущий Виталий Стёпкин

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 30 октября: 10:30
  • Воскресенье, 31 октября: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​