Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом

1 декабря 2022 г.

– Владыка, не раз мы уже говорили о том, что мы не избегаем острых тем и пытаемся найти ответы на самые непростые вопросы. Сегодня я предлагаю обсудить одну из таких тем, и назвал я ее так: «Казнить нельзя помиловать». Сейчас в интернет-сообществе очень активно обсуждается тема отмены моратория на смертную казнь. Нас исключили из каких только можно международных организаций, нам вроде бы и терять уже нечего, и тут поступила такая инициатива. Что Вы скажете по этому поводу?

– Наверное, здесь вопрос не столько о моем личном отношении к отмене моратория на смертную казнь, сколько об отношении к этому Церкви. Что касается смертной казни, Церковь об этом высказалась вполне определенно, в отличие от многих вопросов современности, на которые она еще окончательно не сформулировала своих ответов и не выразила эти ответы соборным разумом.

В 2000 году, когда весь христианский мир праздновал 2000-летие Рождества Христова, в Москве состоялось знаменательное событие – освящение Храма Христа Спасителя, и в это же время проходил Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, на котором был принят ряд важнейших документов, в том числе и документ, который называется «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», – достаточно необычный документ для православного мира и вообще христианства.

В этом документе Русская Православная Церковь от лица всего своего епископата попыталась дать ответы на злободневные вопросы, которые по тем или иным причинам не были сформулированы предшествующими поколениями верующих людей, иерархов в силу того, что тех или иных явлений (к примеру, таких, как Интернет) прежде не существовало. Как нужно относиться к Интернету? Интернет – это либо великое зло, либо великое благо.

Нужно сказать, что смертная казнь присутствует в человеческом обществе с древних времен. Она была и в тот период человеческой истории, когда, казалось бы, христианская вера, христианское благочестие ценились весьма высоко, когда Церковь была неотъемлемой частью общества и смертная казнь никого не вводила в смущение. В Священном Писании мы находим многочисленные упоминания о смертной казни тех или иных преступников.

Как-то журналисты обратились с вопросом отмены моратория на смертную казнь к нашему президенту. Он высказался весьма убедительно, сказав, что жизнь дается Богом и человеку не дано права отнимать ее. Следовательно, каким бы ни был человек, в отношении которого стоит вопрос – лишить его жизни или нет, ему нужно дать шанс на исправление, покаяние, и это как бы весьма разумная позиция.

Что же касается ответа Церкви на этот вопрос, то, как это часто бывает, истина находится где-то посередине. Жизнь человеческая бесценна. Иоанн Лествичник сказал, что весь мир не стоит одной души, потому что мир преходит, а душа нетленна и пребывает вовеки.

Когда смертная казнь только вводилась, предполагалось, что она будет применяться тогда, когда не останется никаких других шансов спасти общество от человека, погрязшего в пучине греха, порока, страсти, озлобленности, потому что, даже находясь в заключении, этот человек будет являться источником угрозы для окружающих его людей. В наше же время в нашей стране, каким бы ни был человек греховным, какое бы страшное преступление он ни совершил, у него всегда должна оставаться возможность переосмыслить свою жизнь.

Когда в нашей стране совершаются какие-то страшные преступления, например теракты или еще что-то подобное, конечно же, в обществе с новой силой встает вопрос об отношении к смертной казни. Казалось бы, человеческое сообщество, желая справедливости, требует самого жесткого возмездия совершившим это людям, полагая, что смертная казнь является здесь единственно верным решением, но на самом деле это далеко не так.

Я считаю, что когда этот вопрос поднимается, его нужно рассматривать в совершенно спокойном ключе, чтобы здесь включался разум, а не чувства и эмоции. А когда пробуют решать этот вопрос на эмоциях, то забывают о том, что нередко смертная казнь применялась в отношении невиновных, несправедливо обвиненных и осужденных людей. Только спустя десятилетия после казни того или иного человека становилось очевидно, что казнен был невиновный человек, и, когда лишали его жизни, совершали не менее тяжкое преступление, чем вмененное этому человеку.

Кроме того, с моей точки зрения, задача человеческого сообщества и правосудия здесь, на земле, должна заключаться не в возмездии, а в том, чтобы дать человеку возможность исправиться, осознав всю тяжесть своего преступления. Скажем, если вдруг какой-то отъявленный преступник, переосмыслив свою жизнь, станет добрым, порядочным человеком, мир в целом и, конечно же, Господь от этого только приобретут, а не потеряют. Но для этого необходимо подлинное глубокое раскаяние и переосмысление позиции этим человеком.

Кто-то может возразить: «Но ведь своим преступлением этот человек нанес невосполнимый ущерб конкретным людям, семьям, обществу, и, как бы он ни каялся, людей, которых он лишил жизни, не вернуть». Да, это так, но если по отношению к этому человеку мы будем максимально жестокими и лишим его возможности раскаяться, зла в мире меньше не станет. И поэтому у каждого человека должен оставаться шанс на духовное выздоровление.

В нашей стране высшей мерой наказания является пожизненное заключение, чего, кстати, не было в советское время. Я ни разу не посещал исправительные учреждения, в которых отбывают наказание такие осужденные. Кстати, такие учреждения в правоохранительной системе называются не наказательными, а исправительными, то есть их задачей изначально мыслилось не возмездие, а исправление преступников.

Я думаю, многие наши телезрители видели многочисленные фильмы о том, как отбывают свое наказание приговоренные к пожизненному заключению, и, нужно сказать, здесь еще стоит задуматься, что лучше для человека в таком прагматичном, что ли, отношении. Условия содержания заключенных настолько суровы и даже невыносимы, что, как мне кажется, оказавшийся в таких условиях человек просто мечтает о смертной казни как о великом благе, как об освобождении от этих невыносимых условий существования. Но для таких людей лишение их жизни будет слишком легким наказанием.

Конечно же, у верующих людей остается вопрос, что ожидает этих людей в вечности. Если они уходят в вечность, не раскаявшись, то ничего хорошего там их не ждет. Грех, в стихии которого они оказались здесь, на земле, будет источником их вечного мучения в вечности.

– Владыка, попробую Вам возразить. Однажды в нашей студии Вы рассказывали, что наш князь Владимир Красное Солнышко, будучи суровым язычником, загубил не одну тысячу душ, но, приняв христианство, он полностью духовно переродился. Он даже отменил смертную казнь, но по просьбе греческих епископов, обеспокоенных разгулом преступности на Киевской земле, с большой неохотой снова ввел наказание смертью.

Я считаю, да и от представителей правоохранительных органов не раз слышал, что смертная казнь не может выступать в роли какой-то профилактической меры, когда человек, замысливший преступление, задумается о том, что за это его могут лишить жизни. И если, например, мы имеем дело с человеком, который предал государство, возможность раскаяния для него не сравнить с тем, какой урон нанес он миллионам людей, живущим в этом государстве. Можете как-то это прокомментировать?

– К тому, что я уже сказал, трудно что-то добавить. Дело в том, что ответ греческих священников на отмену князем Владимиром смертной казни не имел цели профилактики каких-то правонарушений. Иначе за любое, даже самое незначительное преступление нужно было бы вводить смертную казнь в расчете на то, что тогда уж точно никто ничего не будет нарушать.

На самом деле это не всегда так, и аналитика показывает, что в странах, где есть смертная казнь, может быть, эта мера в какой-то степени и удерживает кого-то от совершения преступлений, но далеко не всех. Мы знаем, что смертная казнь есть в Китайской Народной Республике, и она достаточно часто применялась и применяется, в частности, к коррупционерам и, наверное, какие-то результаты это приносит. В большинстве штатов США тоже есть смертная казнь, но говорить о том, что эти штаты в криминогенном отношении более благополучны по сравнению с другими штатами, не приходится.

Нельзя однозначно говорить, что наличие смертной казни как меры наказания приносит какие-то неоспоримые плоды. Несмотря на то, что я не считаю смертную казнь каким-то страшным преступлением, совершенно недопустимым с христианской точки зрения, я бы, по крайней мере в настоящее время, не стал бы решать вопрос о преодолении этого моратория. С моей точки зрения, благодаря этому добиться каких-то позитивных результатов невозможно.

– Владыка, как Вы считаете, допустимо ли преступников кастрировать за насилие над детьми? Ведь страшно себе представить, что переживали ребятишки в руках маньяков. Думаю, многие родители со мной согласятся.  

– Во многих странах, которые принято называть цивилизованными, такие законы существуют. В этих странах производится так называемая химическая кастрация, когда при помощи достижений современной химии человек утрачивает тягу к тем или иным страшным преступлениям, которые свойственны людям с нездоровой психикой или крайне извращенным духовным устроением. Мне кажется, что это вполне допустимый метод.

В нашем государстве такой меры наказания нет, и, может быть, в отличие от смертной казни и надлежало бы подумать об этом как о каком-то альтернативном методе, особенно тем людям, которые требуют смертной казни для той или иной категории преступников. Люди, осужденные за подобного рода преступления, рано или поздно оказываются на свободе, и во многих странах есть опыт, что они находятся под особым надзором, в какой-то степени лишающим их, даже теоретически, возможности повторить преступление.

К сожалению, у нас подобного рода работа на должный уровень пока не поставлена, и поэтому здесь вопросы могут быть обращены и к нашей Государственной Думе, нашему законодательному органу, и к правоохранительной системе в целом.

– Мы уже убедились, что нас смотрит много людей, и я думаю, что Ваши размышления по этому поводу тоже будут услышаны. Давайте перейдем ко второй части нашей программы. 4 декабря отмечается великий православный праздник – Введение во храм Пресвятой Богородицы. Расскажите о нем подробнее.

– Праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы – это один из двенадцати важнейших праздников, отмечаемых Православной Церковью. Его еще называют двунадесятым праздником от славянского слова «дванадесять», или двенадцать.

Этот праздник установлен в честь события, связанного с детством Пресвятой Богородицы. Родители Пресвятой Девы Марии, будучи бесплодными, дали обет Богу, что если у них родится ребенок, они отдадут его на служение Господу, и у них рождается девочка. Когда Деве Марии исполнилось три года, Иоаким и Анна привели ее в Иерусалимский храм, в котором были своего рода училища, где проходили обучение и мальчики, и девочки.

Приход Девы Марии в храм Божий сопровождался особой торжественностью. Церковное Предание говорит о том, что, вопреки существовавшим обычаям и логике, она даже вошла во Святая святых, куда не мог входить никто, кроме первосвященника, да и то всего один раз в год.  

Этот праздник имеет огромное духовное значение в том плане, что Та, Которой  надлежало стать храмом Божиим, вместилищем Божества, Божественной Лествицей, через Которую Господь сойдет в этот мир, приняв от Нее человеческую плоть, должна была прежде пройти воспитание, возрастание в самом святом на земле месте – в Иерусалимском храме.

Помимо церковно-исторического аспекта этот праздник для каждого из нас имеет и некое назидательное значение. Если мы хотим, чтобы наша жизнь была наполнена позитивным содержанием, чтобы душа наша была преисполнена благодатью Духа Святого и добродетель стала неотъемлемой частью нашей жизни, мы должны пройти должное возрастание, воспитание, вскармливание Священным Писанием, молитвой и, конечно же, храмом Божиим.

И если Матерь Божия нуждалась в особой духовной атмосфере храма, чтобы духовно предуготовить Себя для того, чтобы стать вместилищем Невместимого Бога, то и каждому из нас необходима святыня храма для предуготовления нашей души, нашего сердца к принятию в нас Бога.

Задача земной жизни каждого человека – святость, а святость – это не какое-то внешнее благочестие, не набор каких-то добродетелей, свойственных человеку. Это не столько нравственная норма, сколько причастность человека Богу, когда человек становится живым храмом Живого Бога. Именно такая цель должна стоять перед каждым из нас. Достигнуть же этой цели можно только тогда, когда мы любим храм Божий, посещаем его, когда, участвуя в церковных таинствах, мы достигаем освящения нашего ума, сердца и тела.

Многие святые отцы говорили, что храм Божий – это точка соприкосновения двух миров: мира Божественного и мира земного. На земле есть такие места, оказавшись в которых, мы попадаем одновременно и в земное, и в небесное измерение, и это храмы Божии. И поэтому, когда мне задают вопрос, какая самая высокая точка на нашей планете, я называю не какие-то хорошо известные всем горные вершины, а храмы Божии, потому что выше этих точек, подвигающих нас к Богу, ничего нет. Поэтому этот праздник напоминает нам о важности и значимости храма Божия для каждого из нас.

– У нас еще есть вопросы телезрителей.

«Когда о чем-то просишь, можно ли обращаться сразу к нескольким святым или молиться нужно одному святому?»

– Здесь нам сама жизнь это подсказывает, ведь когда мы испытываем в чем-то нужду или чувствуем какую-то опасность, мы, верующие люди, часто обращаемся за молитвенной поддержкой не только к святым, но и окружающим нас братьям и сестрам по вере. Мы просим наших близких помолиться, когда нам предстоит операция или какой-то серьезный экзамен. Среди этих близких может быть не один человек, и мы понимаем, что чем больше людей за нас помолится, тем сильнее будет молитва перед Престолом Божиим.

И поэтому, если мы обращаемся за такой же молитвенной поддержкой не только к членам Церкви земной, но и Церкви Небесной – к святым угодникам Божиим, то, конечно же, мы можем обращаться за поддержкой не к одному, а ко многим и многим святым.

– «Если маленький ребенок дома поет слова молитвы, но не понимает смысла этих слов, просто услышал их в храме, как реагировать на это?»

– Мне сразу вспомнилась одна древняя история, как один человек жаловался старцу на то, что он слабо понимает значение псалмов, текстов Священного Писания. Он спросил, стоит ли ему читать Священное Писание, если он понимает далеко не все. И старец вручил ему ведро и заставил носить воду из отдаленного колодца. Но ведро было дырявым, и когда этот человек приходил с ведром, оно становилось пустым. И так повторялось несколько раз.

Тогда старец спросил у него: «Ну что, принес мне воды?» И человек, который до пота трудился, нося воду, ответил: «Нет, я не принес воды, потому что ведро оказалось дырявым». На это старец ему сказал: «Зато сравни, каким грязным было это ведро вначале и каким чистым оно стало теперь».

Так и чтение слова Божия, молитв очищает, освящает человека. А что касается непонимания смысла молитв ребенком, это придет с возрастом. Если у ребенка уже с детства есть любовь к произношению имени Христова, каких-то молитвословий, это уже хорошо. Это способствует доброму расположению детского сердца и делает его открытым для Бога.

– «Владыка, сейчас многие говорят о том, что нужно усердно молиться за близких, которые на войне. А какие молитвы лучше читать и каким святым?»

– Здесь, наверное, вопрос даже не в том, какие молитвы читать и каким святым, а в том, как молиться. Господь смотрит не на слова, которые мы произносим, и не на тех, кого мы призываем в свои сомолитвенники из духовного воинства Царя Небесного, а на то, насколько глубокая и искренняя наша молитва, исходит ли она из нашего сердца и насколько мы усердны и постоянны в своей молитве.

Если мы один раз помолились, а потом по лености или нерадению забросили наш молитвенный труд, полагая, что выполнили некую норму, поставили галочку о выполненном пунктике своих обязанностей, то такая молитва вряд ли достигнет Престола Божия. Мы должны с усердием молиться Господу обо всех наших близких и особенно о тех, кто оказался в каких-то непростых условиях и подвергается опасности. И, конечно же, молитва, идущая из чистого сердца, от души, достигает Престола Божия.

Поэтому я хотел бы обратить ваше внимание на то, что не важно, как и при каких обстоятельствах молиться, кого призывать в молитвенную помощь, а важна глубина молитвы, искренность ее и, самое главное, ее неопустительность. То есть делать это нужно не один раз, а всегда, и эта молитвенная связь человека с Богом будет покрывать людей, о которых мы возносим свою молитву.

Поэтому молитесь Господу, призывайте на помощь тех святых угодников Божиих, к которым расположена ваша душа. И еще я бы рекомендовал читать об этих людях Священное Писание.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 28 апреля: 05:30
  • Четверг, 02 мая: 12:30
  • Воскресенье, 05 мая: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать