Оно появилось еще в былинные времена и означало светлую Русь, родную землю, а в религиозном смысле стало употребляться в XVI веке у известного старца Филофея, где он говорил, что перед Россией стоит колоссальная духовная задача сохранить в чистоте православие. Он писал, что пока будет держаться Россия, этот Третий Рим, не наступит конец света. Об этом же писал и князь Курбский.
В начале XIX века поэтический образ Святой Руси стал широко использоваться в российской литературе. Поэт Петр Вяземский писал о Светлой Руси как о духовном идеале, который есть в России и которого Россия должна быть достойна. Когда нет надежды на государство, на монархию, остается надежда на Бога и Святую Русь.
Святая Русь – это пространство, где живут и спасаются русские люди, не связанные ни с какими политическими системами, границами или конкретной государственной властью, объединенные православной верой, русским языком и русской культурой. Святая Русь осуществляется на земле через конкретных людей, которые стремятся жить по воле Божией, по вере, хотят исполнять заповеди, готовые исповедовать свою веру даже до мученичества.
Святая Русь – это сонм мучеников и исповедников, какими были последний российский император и его семья. Их идеал – жить с Богом, посвятить свою жизнь и свою землю Богу. А наши сегодняшние идеалы о чем? Это не праздный вопрос, а очень важный вопрос, потому что там, где сердце наше, там и остальное, как известно, тоже будет. Если ты мечтаешь о чужих идеалах, презираешь свой народ, стыдишься своей культуры, своей истории, то Святая Русь – это не про тебя…
Отказываясь от Святой Руси, выбирая чечевичную похлебку вместо шапки Мономаха, мы рискуем отказаться не только от великого, духовного, культурного, исторического наследия, которое оставили нам наши предки и которое определяет нашу идентичность, понятие русской нации, но и от данного Богом места в истории. Места, которое займут другие.
Причем в древности говорили, что тот, кто не помнит и не чтит своего прошлого, не будет иметь и будущего. Сомнительный выбор, за который будут расплачиваться наши дети, что даже не вспомнят наши имена. И одна надежда – на Бога. Наш великий поэт Федор Тютчев писал:
Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде царь небесный
Исходил, благословляя.
На Него будем уповать. Такие дела.
Записала Елена Чурина
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Житие и труды составителей Литургий. Третья огласительная беседа епископа Веневского Феодорита
Житие и труды составителей Литургий. Вторая огласительная беседа епископа Веневского Феодорита
Читаем Ветхий Завет. «Обличение иудеи. Попранная справедливость». Священник Константин Корепанов
Свет невечерний. Славобесие
Стихи над миром. Стихотворения Зинаиды Миркиной
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!