Православный взгляд. Митрополит Томский Ростислав отвечает на вопросы

17 марта 2022 г.

Аудио
Скачать .mp3

– Владыка, одна из тем, которые активно обсуждаются: високосный год. С високосным годом связано очень много поверий. В основном люди побаиваются таких годов, говорят, что если жениться в високосном году, то это приведет к несчастью. Есть ли у Церкви какое-то сформированное отношение к этому?

– Я думаю, что люди, в жизни которых не присутствует Бог, пугаются и собственной тени, и не потому, что Бог их оставил, а потому, что они оставили Бога. И даже если эти люди считают себя верующими, но жизнь их далека от христианской, они испытывают некую незащищенность и боятся всего, что их окружает. Они боятся, что кто-то косо на них посмотрит и сглазит, боятся своих соседей, которые могут сотворить с ними что-то недоброе. Они боятся гороскопов, которые предсказывают им несчастливый день, боятся сочетаний звезд, которые показывают какие-то несчастливые периоды в их жизни.

В Священном Писании о таких людях есть очень показательная фраза: убояшася страха, идеже не бе страх, то есть они боятся того, чего не стоит бояться. В том числе это касается и високосного года. Високосный год – это некая условность, это не объективная реальность. Наш год состоит не ровно из 365 дней, в нем есть еще шесть часов и сколько-то минут и секунд, поэтому год никак не укладывается в эти 365 дней – и за 4 года набегают еще почти сутки.

Календарная система, которая приписывается известному римскому императору Юлию Цезарю (поэтому календарь называется юлианским), устроена таким образом, что год состоит из 365 дней, а дополнительные часы один раз в 4 года составляют еще одни сутки, поэтому добавляется еще один день – и год уже состоит из 366 дней. Конечно же, в этой календарной системе, в самой системе исчисления нет ничего угрожающего, опасного, чего человек должен бы опасаться.

– Говорят, опасны сами по себе цифры 66 в числе дней такого года.

– Чем число 66 хуже других? И когда люди начинают чего-то бояться, их страхи еще увеличиваются. Например, если человек, который боится темноты, оказывается в темной комнате, ему кажется, что эта темнота наполнена какими-то чудовищами, врагами, которые причинят ему зло. Но стоит включить свет, и оказывается, что это вполне уютная комната, где нет ничего, что бы угрожало существованию человека.

Так и в нашей жизни. Если мы руководствуемся заповедями Божиими, если знаем, что в нашей жизни есть Господь, на Которого мы возлагаем все наше упование, то чего нам бояться? Когда святитель Иоанн Златоуст подвергся преследованию со стороны императора Феодосия Младшего и его жены царицы Евдокии, он обратился к своей пастве с проповедью и сказал: Чего бояться нам? Смерти ли? Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение. Ссылки ли? «Господня земля и что наполняет ее».

Поэтому человеку, который уповает на Бога, бояться нечего. Господь всегда его покроет и защитит. И когда мы действительно испытываем какие-то опасности или трудности, нам есть к Кому обратиться, на что опереться. Это наша вера в Бога, наша молитва к Богу, которая связывает нас с Богом и возвращается к нам обильными дарами и Божьими милостями.

И только человек, который не имеет упования на Бога, может совершенно неразумно бояться таких явлений, как високосный год. Иногда люди, которые пытаются нагнать больше страху, приводят данные, что в такой-то високосный год были такие-то бедствия. Но если посмотреть статистику, в эти годы были и хорошие события, которые остались за рамками внимания людей, специально выискивающих какие-то бедствия.

С другой стороны, другие годы, не високосные, не менее обильны какими-то произошедшими катаклизмами: в каких-то странах были и засухи, и эпидемии, и наводнения, и пожары, люди болели и умирали. Я думаю, что високосный год в этом отношении не отличается от другого времени, поэтому при упоминании високосного года не нужно наполняться каким-то страхом.

Нужно смотреть в будущее с оптимизмом, а главное – нужно возложить упование на Господа Бога. Если мы будем жить по Божиим заповедям и идти по жизни с Богом, то нам ничего не грозит.

– Владыка, наверняка сейчас многие у экранов пытаются Вам возразить: «В високосный год началась эпидемия коронавирусной инфекции».

– А за несколько лет до этого были эпидемии птичьего гриппа, в Африке была лихорадка Эбола, были еще какие-то эпидемии, и это были не високосные годы. Говорят, в Соединенных Штатах Америки в год, предшествующий распространению коронавирусной инфекции, заболевших обычным гриппом и умерших от него было значительно больше, чем заболевших и умерших от так называемого коронавируса. Поэтому я думаю, что это не большее зло, чем те бедствия, которые происходили в годы не високосные.

– Когда я готовился к этой программе, на просторах Интернета нашел различные страхи людей перед високосным годом. И один из самых замысловатых, который мне удалось найти и которому приписывают даже некую христианскую подоплеку, следующий. Один святой четыре года без передышки колотит цепями чертей, но в Новый год он поднимает глаза, и земля его утешает. Утешившись, этот святой начинает с особым остервенением стегать чертей, которые вредят тому, что его утешило, например траве, зверям и даже людям. Вы что-нибудь слышали об этом?

– У меня создается впечатление, что это поток сознания не вполне здорового человека. Даже просматривается некая языческая мистерия, когда пытаются таким образом толковать какие-то события окружающей нас действительности. На самом деле никаких таких святых нет.

Правда, иногда какие-то страшилки приписываются святому, память которого совершается 29 февраля, – преподобному Иоанну Кассиану Римлянину. В народе даже говорили: на что Касьян ни взглянет в високосный год, все это несет на себе печать бедствий (гибнет скотина, возникают пожары, начинаются болезни и так далее).

– Что же это за святой, да?

– Такое отношение к преподобному Иоанну Кассиану Римлянину – это клевета на святого, потому что ничего подобного в его житии, в его подвиге и святости нет.

Этот святой жил в конце IV – начале V века. Он родился в Галльской области, недалеко от Милана, был сыном знатных родителей. Иоанн Кассиан Римлянин получил хорошее образование, но еще в юности он стал испытывать тягу к подвижнической монашеской жизни. Поскольку в то время подъем монашеской жизни наблюдался не на Западе, а на Востоке, он ушел со своим другом в Вифлеем – в город рождения Христова, где в одном из монастырей принял монашество. Затем, услышав о подвигах монашеской жизни пустынников египетской пустыни, он направился туда.

В пустыне он познакомился со многими святыми, видел их удивительную ангелоподобную жизнь, и это настолько его вдохновило на такие же подвиги, что он пришел из Египта в Константинополь, где в то время был епископом Иоанн Златоуст. Иоанн Златоуст, видя ревностного молодого монаха, посвятил его в сан диакона.

Когда Иоанн Златоуст был изгнан с кафедры в Константинополе и отправлен в ссылку, где впоследствии и погиб, Иоанн Кассиан Римлянин тоже покинул Константинополь и уехал на свою родину. Там, недалеко от Милана, он основал монастырь, а потом им было основано еще несколько монастырей.

Иоанн Кассиан Римлянин оставил несколько удивительных духовных творений о борьбе со страстями, об основах монашеской жизни. Кстати, его труды выборочно, фрагментарно входят в состав «Добротолюбия», поэтому он всегда почитался Церковью как великий подвижник, наставник подлинно духовной жизни, учитель борьбы со страстями, поэтому мы молимся ему, как и другим святым.

Почитание памяти этого святого несет человеку только благо, оно никак не связано с какими-либо бедствиями, и этот святой не находится в ущемленном положении. Хотя память его 29 февраля, но по церковному уставу, если год не високосный, день его памяти переносится на предыдущий день – 28 февраля. Память этого святого празднуется наряду с памятью тех святых, которые всегда празднуются 28 февраля.

И мы еще должны иметь в виду: хотя в народном сознании с Иоанном Кассианом Римлянином связаны какие-то опасения, если мы посмотрим православный календарь на 29 февраля, то не увидим там никакого Касьяна. На самом деле 29 февраля по новому стилю – это 16 февраля по календарю юлианскому, и в этот день празднуется память других святых, а 29 февраля по календарю юлианскому будет позднее.

Здесь мы видим разницу между новым и старым стилем, и когда говорят, что нужно опасаться 29 февраля високосного года, то по какому календарю, по новому или старому стилю? Наши предки связывали это с Иоанном Кассианом Римлянином, а в наше время по новому стилю, получается, эта дата не является 29 февраля. Тем не менее Касьяна все равно иногда поминают.

– Владыка, мы с Вами поулыбались над какими-то замысловатыми поверьями. Понятно, что относиться серьезно к ним нельзя. Но здесь возникает более важный вопрос. Прошло более тысячи лет после Крещения Руси, но все равно остается какой-то микс православия и язычества. Откуда это? Это никак нельзя вытравить из народа?

– В падшей человеческой природе и вообще в природе человека есть много неискоренимого. В человеке остаются те же самые страсти. Например, страстями, которыми была наполнена душа Каина, наполнены души многих и сегодня, в наши дни, спустя многие и многие тысячелетия после той первой трагедии, которая разыгралась на земле. Грех сребролюбия, который завладел душой Иуды, владеет душами многих и многих людей и в настоящее время.

Если человек удаляется от Бога, конечно, он становится одержимым какими-то страхами. Это не зависит от эпохи, от каких-то обстоятельств, от устроения человеческой души, как и наличие каких-то положительных или нейтральных чувств человека. То же самое и в отношении к високосному году. Для того чтобы изжить негативное отношение к этому, нужно ближе быть к Богу.

Слово «суеверие» означает суету, то есть что-то пустое, напрасное. Это было в человеческом роде, есть и, наверное, будет, но Церковь всегда говорит, что это зло, грех, что не следует этого держаться, нужно это искоренять. Каждый должен заботиться об искоренении этого недуга в своей собственной жизни, в собственной душе.

И не нужно уповать на какие-то счастливые годы. Мы знаем, что многие молодые пары хотели вступить в брак 2 февраля 2020 года. Считалось, что тогда жизнь наверняка будет счастливой. Бедные, несчастные люди: считают, что счастье в их жизни зависит от каких-то циферок, а не от того, испросили ли они благословение у Господа Бога.

Нужно жить по заповедям Божиим, нужно освятить свой брак в таинстве Венчания, и тогда Господь будет помогать, чтобы жизнь была хорошей, семья – крепкой, а дети – послушными. Для этого нужно стараться, а не полагаться на стечение каких-то обстоятельств.

– Давайте поговорим еще об одном святом, память которого совершается 29 февраля и который очень близок нашей земле, – о святителе Макарии, митрополите Московском и Коломенском. Почему день его памяти празднуется 29 февраля?

– В Русской Православной Церкви церковные праздники отмечаются по календарю юлианскому, старостильному, и то, что приходится на 29 февраля, это 16 февраля по старому юлианскому календарю. Именно в этот день святитель Макарий скончался, душа его ушла к Господу, поэтому в этот день установлен день памяти этого святого.

Поскольку 16 февраля по старому стилю попадает на 1 марта современного гражданского летоисчисления или григорианского календаря, если год не високосный, и на 29 февраля, если год оказался високосным, память святителя Макария, особенно близкого и дорогого нам, жителям земли Томской, в високосный год празднуется 29 февраля, а в остальные годы – 1 марта.

Святитель Макарий около 50 лет прослужил в Томской губернии. В качестве миссионера, а потом в качестве епископа, сначала викарного, а потом и правящего, он служил на Алтае; 23 года он был в Томске правящим архиереем. В 1891 году он был возведен на Томскую кафедру и убыл в Москву. В 1912 году был назначен митрополитом Московским и Коломенским.

Святителя Макария еще при жизни почитали великим святым. И это действительно так. Его молитва обладала великой силой, даже когда он был жив, и томичи это хорошо знали и помнили. Когда же он скончался, стал еще ближе к Богу, молитва его обрела особую силу, и она помогает очень многим людям. Когда томичи молятся ему и просят: «Святитель Макарий, помоги, благослови», – он откликается на молитву каждого человека, и необязательно томича.

Как мне кажется, близость его к Томску объясняется следующим. Когда в 1912 году митрополита Макария назначили на Московскую кафедру и он должен был покинуть Томск, последнюю службу он совершил в кафедральном соборе Томска. Проститься со своим архипастырем собрался чуть ли не весь город, и храм не мог вместить всех желающих.

Святитель Макарий произнес проповедь, и в контексте этой проповеди он заключил с томичами договор, завет, как он его назвал. Он сказал: «Мы расстаемся надолго, может быть, навсегда. Близкие люди, когда им предстоит разлука, заключают некий договор. И я хочу заключить договор с вами. Обещайте мне, что вы не забудете меня в своих молитвах, а я со своей стороны обещаю, что и я не забуду вас в молитвах». И все, кто находился в храме, заверили святителя Макария, что они будут всегда поминать его в молитвах.

Мы до сих пор молимся святителю Макарию, помним его житие, и если мы обращаемся к нему с молитвой, просим его о помощи, то он в силу данного обещания тоже не забывает нас, когда молится там, на небесах, перед Престолом Божиим.

Мощи святителя Макария перенесены из Троице-Сергиевой лавры в Горный Алтай, где святитель Макарий миссионерствовал в свои молодые годы, а десница – правая рука святителя Макария, которой он рукополагал священников и диаконов, благословлял народ Божий, которую воздвигал, вознося молитву к Господу, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла пребывает в нашем Богоявленском кафедральном соборе.

Молитва, которая возносится святым перед их святыми мощами – источниками Божественной благодати, особенно сильна. Так что мы счастливы, что у нас есть такая святыня. В день памяти святителя Макария в кафедральном соборе всегда совершается торжественная соборная служба, на которую собирается много духовенства. Приглашаю всех чтить святителя Макария и в день его памяти, и в нашей повседневной жизни, и молитвы его будут со всеми нами.

– Владыка, мне вспоминается Ваш удивительный рассказ. В свое время Вы поведали о том, что семинаристы стали свидетелями некоего чуда – после того как десница святителя Макария была привезена в кафедральный собор, они слышали его голос. Это действительно так?

– Да. Богоявленский кафедральный собор двухэтажный. На втором этаже проходят праздничные богослужения, а на первом этаже в десять часов вечера семинаристы всегда совершают молитву перед тем, как отойти ко сну.

Когда однажды они открыли храм и зашли в нижний придел, они услышали, что на втором этаже кто-то молится старческим голосом. Дежурный по храму перепугался, он подумал, что закрыл кого-то из прихожан на втором этаже после утреннего богослужения, и человеку в запертом храме ничего не оставалось делать, как долгое время молиться.

И он, взяв с собой несколько семинаристов, поднялся наверх, открыл ключами верхний придел, но там никого не обнаружили. Голос прекратился, а возле сени, под которой находится ковчег с мощами святителя Макария, семинаристами были обнаружены мокрые следы. Видно, что кто-то шел от этой сени.

Храм убирали довольно рано, и предположить, что следы остались после влажной уборки храма, невозможно, потому что за это время любые влажные следы должны были исчезнуть. Поэтому семинаристы были убеждены, что святитель Макарий таким образом показал, что своими молитвами, своим предстательством пред Престолом Божиим он с нами. И это не единственный случай, подобных проявлений помощи святителя Макария довольно много.

– Ведется ли какая-то тетрадь об этом, как со старцем Феодором?

– Мы собираем записки, письма, которые дают нам люди, ставшие свидетелями того или иного чуда, и их накопилось уже довольно много.

– Надеюсь, что в скором времени по этим запискам выйдет какое-то издание.

– Что-то из этих чудес мы печатали на страницах «Томских епархиальных ведомостей», в других изданиях. Наверное, когда-то опубликуем все в совокупности.

– У нас еще есть вопросы телезрителей.

«В свое время проходила информация о том, что Церковь подписала соглашение с ФСБ. Это правда или очередной информационный вброс?»

– Я такого не слышал. Церковь подписывала соглашения со многими силовыми структурами на предмет того, что Церковь готова к помощи. Например, было подписано соглашение с УФСИН о помощи как заключенным, так и тем, кто призван их перевоспитывать, и Церковь оказывает здесь свою пастырскую помощь.

Были заключены соглашения с военными структурами, но насчет ФСБ я ничего не слышал, вряд ли это было. Но если таковое соглашение имело место, Церковь же простирает слово назидания ко всем, и она пытается делать так, чтобы во всех сферах жизни человеческой, во всех профессиях люди услышали голос Евангелия.

– В любом случае, думаю, тайне исповеди точно ничего не угрожает.

– По крайней мере, таких соглашений в принципе не может быть. А то, что мы заключили соглашение, например, с УФСИН, вовсе не означает, что священник, который посещает заключенных, пытается нанести им какой-то вред либо настроить их против своих воспитателей и так далее.

Церковь несет слово Евангелия всем без исключения, а тайна исповеди охраняется нашим законом. В законе о свободе совести прописано, что священник не может и не должен свидетельствовать о том, что ему стало известно из исповеди.

Исповедуясь, человек рассказывает какие-то греховные обстоятельства своей жизни не священнику, а Богу, а священник лишь свидетель. И после того как исповедь закончена и священник прочитал разрешительную молитву, он забывает то, что слышал, потому что это становится достоянием только Бога, Который отпустил этому человеку грехи, если тот глубоко покаялся. Поэтому я думаю, что по этому соглашению, которое Вы назвали, скорее всего, нагнетаются какие-то недостоверные слухи.

– А их в последнее время много вокруг Православной Церкви. Я думаю, понятно – почему.

«По учению Данте, есть девять кругов ада. Согласна ли Церковь с этим? И есть ли круги у рая?»

– Церковь не знает никаких кругов ада, но знает различные состояния грешников. Ведь что такое ад? Это не место, а состояние. По мере удаления души человека от Бога страдания этой души становятся всё большими. Например, чем дальше растение от источника света, тем труднее ему расти. Если же его поместить в совершенную темноту, оно начинает увядать и погибает.

Так же и человек без Бога. Бог есть любовь. И чем дальше мы от Бога, тем больше  лишаемся любви Божией. А как тяжело жить вне любви, в атмосфере злобы, ненависти, томления! Действительно, посмертные состояния грешников разные, но определить какие-то круги или степени здесь крайне сложно.

И поэтому каждый грешник должен понимать, что если он не кается в своих грехах, то  несет на себе бремя этих грехов, и они будут терзать его не только в этой жизни, но и в будущей. Поэтому нужно позаботиться о том, чтобы избавиться от грехов еще здесь, на земле. Для этого Господь и дал нам эту земную жизнь.

– Соответственно, приближенность к Богу тоже имеет огромное значение.

– Что такое рай? Это не какой-то сад, где мы будем кушать яблочки и груши и слушать щебетание птиц. Когда однажды Христа спросили о Царстве Божием, Он сказал: Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: «Вот, оно здесь», или: «Вот, там». Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть.

Если мы близки к Богу, Царство Божие осуществляется в нас еще здесь, на земле, в этой земной жизни. В загробной же жизни оно будет лишь еще больше раскрываться. Поэтому рай – это пребывание души человека с Богом и в Боге.

– Думаю, что следующий вопрос навеян приближением весны: «Владыка, есть ли у Вас загородная резиденция для отдыха и молитвы?»

– Загородной резиденции у меня нет. Я живу в служебном здании, – здании епархиального управления. С одной стороны, это накладывает на меня некие трудности, потому что все 24 часа в сутки я на рабочем месте. С другой же стороны, когда нужно что-то оперативно, срочно решить, не нужно откуда-то ехать, преодолевать пробки. Я всегда рядом со своим рабочим местом.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 28 апреля: 05:30
  • Четверг, 02 мая: 12:30
  • Воскресенье, 05 мая: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать