Почти 30 лет святитель Феофан Затворник проживал в этом монастыре.
Епископ Питирим, Скопинский и Шацкий:
– Святитель Феофан здесь подвизался и написал основной корпус своих трудов. Казалось бы, к Рязанской земле святитель не имеет никакого отношения, потому что Шацк тогда входил в Тамбовскую епархию, а Тамбовская кафедра – это первая кафедра святителя Феофана. И настолько это место ему полюбилось, что, когда он был еще тамбовским архиереем, ему запала мысль уйти в затвор именно здесь, на Выше. Фраза есть его знаменитая, что выше Выши может быть только рай. И действительно, здесь место райское.
Святой Феофан возглавлял Тамбовскую, Владимирскую кафедру, но в 51 год решил уйти на покой. Владыка хотел уединения и тишины, чтобы заняться духовным писательством. Свое внутреннее состояние архиерей выразил в одном из писем: «В делах никакой трудности не вижу, только душа к ним не лежит».
17 июля 1866 года святитель Феофан был освобожден от управления Владимирской епархией, а 28 июля отправился прямо на Вышу. Сначала он поселился в настоятельских покоях, но позже, к 1867 году, переселился в деревянный флигель.
Монахиня Татиана (Немченко), благочинная монастыря:
– Мы с вами находимся в музее святителя Феофана в Успенском Вышинском монастыре. Музей наш – это не что иное, как кельи, где святитель подвизался в затворе 22 года.
Уникальны и сами помещения, потому что, несмотря на то, что в советские годы здесь находилась психиатрическая больница, удалось восстановить эти комнаты примерно так, как это было при святителе Феофане. Здесь в основном собраны экспонаты по описи, сделанной после кончины святителя Феофана, но есть и уникальный экспонат. Это икона, которую написал сам святитель.
В музее посетители могут увидеть старинную фисгармонию.
Монахиня Татиана:
– Уникальная вещь… Святитель Феофан в своих письмах пишет о том, чем он занимался здесь, будучи в затворе. Мы бы, пожалуй, ничего не знали об этом, если бы не его письма. Одним из его увлечений была музыка. Он учился играть на фисгармонии, поэтому у нас здесь этот замечательный инструмент. Также есть упоминания о скрипке, на которой он хотел научиться играть.
И в своих письмах духовной дочери владыка Феофан советует не оставлять музыкальных занятий. Фисгармония очень способна выражать должным образом церковное пение. Но главным занятием святителя-затворника была молитва и создание духовных творений.
Епископ Питирим:
– Он говорил в своих проповедях, что благосостояние народа в том, чтобы быть верующим, в том, чтобы быть благочестивым. Это самое главное, от чего зависит благосостояние народа. А счастье его зависит от того, живет ли народ небесными, а не земными попечениями.
О внутреннем распорядке в обители святитель писал так: «Мне здесь крепко, хорошо. Порядки здесь истинно монашеские. Из братии есть лютые подвижники. Образчик – 80-летний старик – никогда не присядет в церкви и ворчит на других за это. Служб наберется 8–10 часов. Начинаются с трех часов утра. Последнее бывает в 7 часов вечера – пение Саровское».
Успенская Вышинская обитель начала свою историю четыре века назад.
Монахиня Татиана:
– В 2025 году будем отмечать 400-летие со дня основания монастыря – официальная, так скажем, дата. То есть основан он в 1625 году. Хотя есть сведения, что он раньше существовал, но в другом месте. В 1625-м началось его строительство именно на этом семейном участке.
По документам, игумен Тихон, в то время настоятель этой обители, обратился с братией с челобитной к инокине Марфе Иоанновне Романовой, чтобы им благословили начать строительство монастыря на этой земле. Получив разрешение, они и начали его здесь строить. До этого монастырь существовал в 8 километрах выше по течению реки Выши. Но создались условия, которые заставили братьев искать новое место. В конце своих поисков, так скажем, они пустили по реке икону Матери Божией и молились, где эта иконочка остановится. Она остановилась именно здесь.
В 1827 году монахиня Миропия Данкова подарила пустыни чудотворный Казанский образ Божией Матери. По молитвам перед иконой стали происходить чудеса, и известность обители начала возрастать. Еще большую известность обитель приобрела во второй половине XIX века. Тогда монастырем управлял архимандрит Аркадий (Чистонов). Как раз в это время здесь и поселился святитель Феофан. Это был действительно значимый период в истории обители. Так, в одном из залов музея можно увидеть фотографии представителей рода Нарышкиных.
Монахиня Татиана:
– Нарышкины были благодетелями монастыря в XIX веке. Пожалуй, самыми близкими к монастырю и самими значительными благодетелями. Они жертвовали большие участки земельные, денежные средства. Были лично знакомы с архимандритом Аркадием. О них, кстати, упоминает в своих письмах святитель Феофан, называя их «наши соседи».
При архимандрите Аркадии построили двухэтажный каменный братский корпус с аптекой, богадельню, две каменные гостиницы, пекарню, конюшню и постоялый двор. Приезжали многочисленные паломники. Так, в святых стенах монастырских храмов молились великий князь Сергей Александрович и княгиня Елизавета Федоровна Романовы, будущая святая преподобномученица. И, конечно, в наши дни сюда также могут приехать путешествующие по святым местам.
Монахиня Татиана:
– Главная святыня – это, конечно же, мощи святителя Феофана и чудотворные иконы Матери Божией – Казанская, Вышинская. Но также у нас очень много икон с частицами мощей святых. Это и Киево-Печерские святые, и святой Иоанн Шанхайский, и князья Петр и Феврония, и Иов Почаевский, и Амфилохий Почаевский, и мученица Татиана. Даже древние святые: Вифлеемские младенцы с частицами мощей, Лазарь Четверодневный… Очень много всего.
Святой Феофан скончался в 1894 году в праздник Крещения Господня и был погребен в Казанском соборе. А в его келье нашли телескоп, два микроскопа, фотографический аппарат, анатомический атлас, шесть атласов по географии, а также издания по церковной и библейской истории. К сожалению, из этих предметов ничего не уцелело, но главное – уцелели мощи подвижника.
Епископ Питирим:
– И особенно, конечно, должны жители Рязани, Рязанской области почитать и заботиться о благоукрашении Вышинской обители. Это их прямая обязанность. Потому что, еще раз повторяю, нет большей святыни на Рязанской земле, чем мощи святителя Феофана. И нет лучшей обители, наверное, чем Вышинская. Это не мои слова. Это слова самого святителя Феофана.
В советские годы на территории монастыря находилась психиатрическая больница. В 1973 году мощи Феофана Затворника были тайно обретены на территории медучреждения. Позже святыня пребывала в Троице-Сергиевой лавре, затем в храме преподобного Сергия Радонежского, села Эммануиловка, пока в 2002 году мощи не были возвращены в возрожденный Вышинский монастырь.
Епископ Питирим:
– Рязанская земля особо благодатная. И святитель Феофан самый, наверное, выдающийся святой этой земли, хотя земля и очень богата на святость – очень много подвижников. И первые подвижники, которые приходили сюда, были очень богаты на святость. Первый епископ Рязанский, святитель Василий, очень почитаем здесь. Но святитель Феофан известен во всем мире. И поэтому мы, конечно, должны особо трепетно относиться к почитанию его памяти. И понимать, особенно те, кто здесь живет, какая милость Божия то, что святитель Феофан пришел сюда, в Вышинскую обитель, подвизался здесь и почил мощами своими здесь.
Святитель Феофан Затворник утверждал: «Не говорите „не могуˮ – это слово не христианское. Христианское слово „все могуˮ, но не сам по себе, а в укрепляющем нас Господе». Познакомиться с наследием угодника Божия, побывать в храмах, где молился святой, и поклониться его мощам могут гости Свято-Успенского Вышинского монастыря.
Автор и ведущая программы Надежда Калинина
Записала Елена Чурина
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Свет невечерний. Благородная зависть
Стихи над миром. Стихотворения Зинаиды Миркиной
Град креста. Рождественский пост. Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл
Хранители памяти. Храм преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках. Часть 3
Плод веры. Руководитель фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!