О земном и о небесном. Успенский пост

14 августа 2023 г.

(В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи)

Сегодня мы поговорим о разном. Программу решили построить в непривычном формате, но прежде всего – Успенский пост. Мой собеседник – пресс-секретарь Пятигорской епархии протоиерей Михаил Самохин.

– Начинается Успенский пост – один из четырех многодневных постов церковного года. В чем его особенности, расскажите, напомните нам.

– Этот пост – один из самых коротких. Он всегда длится две недели – с 14 по 28 августа. Он единственный посвящен Пресвятой Богородице. Хотя он не длинный, но достаточно строгий. По строгости где-то приближается даже к Великому посту. Он напоминает нам о том, что Пресвятая Богородица проводила Свою жизнь, особенно после вознесения Спасителя, в молитве, посте и приготовлении Себя к тому служению – благовестию, проповеди Евангелия, которое Господь ей доверил, как и апостолам, и многим Своим ученикам. В воспоминание о том, что Божия Матерь проводила постническую жизнь, устанавливается этот пост. Божия Матерь была заранее извещена о Своей кончине и усугубила пост перед тем, как расстаться с земным миром. Мы знаем из церковного Предания, что это прощание было особым – Сам Господь и Спаситель Христос в окружении ангелов забрал душу Пречистой Богородицы на Небеса. Она готовилась к этому удивительному событию в жизни.

– Как должны пост провести? Какие основные правила?

– Основные правила Успенского поста – это воздержание от пищи животного происхождения, воздержание от каких-то шумных развлечений, от всякого греха по возможности. Самое главное состоит именно в этом. И, конечно же, исповедь и Причащение Святых Христовых Таин. Любую постную историю всегда нужно отличать от диеты только по одному признаку: постящийся человек исповедуется и причащается Святых Таин. Поскольку этот процесс требует сам по себе пощения и посты для этого самое удобное, специально приготовленное Церковью время, то, конечно, грех было бы не воспользоваться такой замечательной возможностью исповедоваться и причаститься.

– Итак, к другим темам. Как известно, в конце июля в Пятигорске прошла в режиме телемоста конференция ко дню Крещения Руси с участием ученого богослова с мировым именем. Расскажите об этом подробнее.

– Алексей Ильич Осипов – заслуженный профессор Московской духовной академии, богослов, педагог с огромнейшим опытом, который воспитал многие поколения студентов Московских духовных школ, несущих сейчас послушания архиереев, священнослужителей, церковнослужителей, трудящихся в различных структурах Русской Православной Церкви, – напомнил нам о том, что Крещение Руси стало особым моментом в жизни нашего общества, моментом присоединения к мировой культуре. Не просто моментом выбора между языческими божками и единым Богом. Хотя с духовной точки зрения это, конечно, на первом месте.

Еще важнейшим событием стало обретение письменности, литературы, обретение возможности приобщиться ко всей сокровищнице античной культуры, позднее средневековой тоже. Уже не просто приобщиться к тому, что создали другие народы, а к тому, что и сам русский народ, получив письменность, Священное Писание на национальном языке (а именно в этом была миссия Кирилла и Мефодия – дать славянам Священное Писание на национальных языках), сами наши предки стали создавать достаточно высокую культуру. Мы знаем, что до монгольского нашествия культура Руси высоко оценивалась окружающими соседними народами. Русь даже называли Гардарикой – страной городов. Не о каждой стране раннего Средневековья такое можно было сказать.

Обо всех этих и общественных, и духовных, и цивилизационных факторах напомнил Алексей Ильич Осипов. Он рассказал о том, что возможность богообщения на национальном языке способствовала развитию особой национальной культуры. Не каких-то копий культуры, исходящих из одного источника, допустим, латинской культуры, исходящей из Рима, имеющей совсем небольшие национальные вариации, потому что богослужение в то время в Западной Европе совершалось прежде всего на латыни. А здесь воцерковление национального языка и привнесение в него высоких духовных понятий, привнесение вместе с ними понятий нравственности, морали. Внесение в язык очень многих важных вещей, выражающих понятие мира духовного, способствовало тому, что мы пошли своим путем. У нас появилась удивительная, уникальная культура, которая объединила Запад и Восток, которая успешно позволяет уживаться людям разных религиозных и национальных традиций, она позволила русскому человеку создавать именно русскую культуру с удивительным сохранением желания, возможности богообщения на своем родном языке, что называется, напрямую между человеком и Богом.

– А ведь сохранение исконно русских культурных, духовных традиций, особенно сейчас, в современном мире, на фоне того, что происходит на Западе, обретает особый смысл и особое значение.

– К сожалению, мы видим, что снова делаются попытки унифицировать мировую культуру по определенным лекалам, правда, уже не римским, а англосаксонским. Мы видим, что на пути к унификации людей их ведут снова вниз. Вести вверх всегда труднее, чем вниз. Мы помним это со времен античности. Есть античная притча, когда за блудницей шло вниз гораздо больше людей, чем за философом вверх.

Ничего не изменилось в природе человека. Чтобы упростить управление людьми, нужно сделать их менее умными, менее образованными, менее грамотными, более развращенными. Т.е. разнуздать человека до такой степени, чтобы он ничего, кроме своих инстинктов, желаний, сиюминутных требований, безудержного потребительства, не хотел. К сожалению, мы видим, что сейчас такой процесс имеет место. Национальная культура, любая традиционная культура нацелена как раз на то, чтобы обуздать в человеке зверя, чтобы человек оставался человеком, чтобы страсти человека не управляли им, а, наоборот, он управлял своими страстями. Сохранение культуры сейчас приобретает характер острого противостояния, потому что само культурное противостояние становится важной частью нынешнего конфликта цивилизаций, во время которого мы живем.

– Чудовищно, когда духовные ценности становятся материальными, как, например, сокровища Киево-Печерской лавры, которые укронацисты якобы в октябре планируют выставить на торги в Парижском аукционном доме. Действительно ли святыни могут уйти с молотка или все-таки это фейковая информация?

– Парижский аукционный дом, о котором идет речь, трижды от этого отрекся, утверждая, что на самом деле никакого аукциона не планируется. Но, к сожалению, цена таким отречениям невелика. Мы уже были свидетелями того, что древнейшие иконы XXI веков вдруг оказались в Лувре и выставлялись там в качестве гуманитарного жеста спасения святынь от «ужасов войны», как они говорят. На самом деле возвращать иконы на Украину никто не собирается. Во всяком случае, ничего о возможном их возвращении не говорится. 

Дело в том, что то же самое может произойти со святынями Киево-Печерской лавры. Если вдруг мы обнаружим, что все многочисленные святые мощи угодников Божиих, которым молились поколения православных в Киеве, вдруг окажутся вывезенными в Западную Европу, это уже превращает святыню в музейный экспонат. Как мы говорили, рассуждая о Троице Рублева: превращать святыню в музейный экспонат означает ее профанировать.

Есть понятие сакрального (святого) и профанного (мирского). Профанность – это всегда более низшая категория по сравнению с сакральным, т.е. всегда мирское более утилитарное, чем духовное. Когда мы профанируем святыню, превращаем ее в музейный экспонат, мы ведь начинаем относиться к ней по-другому. Те люди, которые собираются вывезти святыни из Киево-Печерской лавры, изначально не воспринимают для себя святые мощи Киево-Печерских угодников как святыни. Для них это в лучшем случае музейный артефакт.

– Но ведь и саму Лавру хотят превратить в музей. Кстати, что происходит сейчас? Суды продолжаются?

– Суды, конечно, продолжаются с переменным успехом. Потихонечку, корпус за корпусом, происходит захват помещений Лавры, разгон монахов. Пока этот процесс можно назвать вялотекущим, но, к сожалению, неотвратимым. Дело в том, что там хотят сделать не просто музей, а нечто подобное реабилитационному центру для так называемых нацбатов (нацистских батальонов) – для тех, кто совсем никак не связан с православием зачастую, для кого язычество более близко, чем православие. Во многих случаях это, к сожалению, так. Там собираются устроить не только музей, а какой-то реабилитационный центр для боевиков из запрещенных в России националистических формирований.

– Даже, как показывает история, стены не простят и не допустят.

– Мы не верим, что это будут стены. Мы знаем, что есть Господь, Который поругаем не бывает, знаем, что именно Господь делает святых святыми, святыни святынями, а сами стены благодатными и безблагодатными. Мы знаем, что Господь так или иначе все равно скажет Свое последнее слово. Каким будет это слово, как Господь управит ситуацию, мы не знаем, но знаем одно, что те, кто борется с Богом, – обречены на поражение.

– А ведь тема гонений на Украинскую Православную Церковь стала предметом особого обсуждения на Архиерейском собрании РПЦ в Троице-Сергиевой лавре. Владыка ведь тоже участвовал? И какова позиция Патриарха по этому поводу?

 – Это Архиерейское совещание Русской Православной Церкви – единственная возможность сейчас в таком формате пообщаться архипастырям, т.е. руководителям нашей Церкви. Гонения вызвали прежде всего нормальную реакцию христианина – молитву. Мы знаем, что на момент начала Архиерейского совещания уже арестован митрополит Вышгородский Павел, который был наместником Киево-Печерской лавры. Мы знаем, что он до сих пор остается в заключении, и первым выражением позиции наших архипастырей по отношению к этим беззаконным действиям была молитва. Возгласили многолетие митрополиту Павлу и прямо, четко проговорили, что нынешние власти Украины являются в своих действиях по отношению к Украинской Православной Церкви, объединяющей большинство верующих, наследниками большевиков. Это очень важно для церковного сознания, для исторического сознания православного человека – четко и прямо сказано: те люди, которые сейчас громят Лавру, – это прямые наследники большевистской диктатуры.

– Конечно, параллели тут очевидны. Хотелось бы несколько поговорить о нашей епархии. Как мы знаем, у владыки очень плотный рабочий график. Во время поста где можно посетить его богослужения?

– Пост завершается Успением Пресвятой Богородицы – великим двунадесятым праздником, к тому же этот день – престольный праздник Успенского Второафонского Бештаугорского мужского монастыря, где, собственно, живет владыка, этим монастырем он руководит. Всегда Успение Пресвятой Богородицы – это большой и красивый праздник в нашей святой обители – Бештаугорском монастыре. Я бы хотел всех вас пригласить именно на Успение – на престольный праздник обители. Заканчивается сооружение величественного Успенского собора в византийском стиле, отреставрирован прекраснейший летний храм. Думаю, что торжества и богослужения будут очень красивыми и масштабными. Весь Успенский пост будем молиться, готовиться, чтобы достойно отпраздновать Успение во главе с нашим архипастырем.   

  Ведущая Маргарита Рекко

Записала Людмила Кедысь 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать