О земном и о небесном. Празднование в честь явления Тихвинской иконы Божией Матери

10 июля 2023 г.

Сегодня поговорим о праздновании в честь явления Тихвинской иконы Божией Матери. По преданию, это одна из икон, написанных евангелистом Лукой. О чудесах, связанных со святыней, поговорим с преподавателем отделения теологии Пятигорского государственного университета священником Владимиром Зегнуном.

– Прежде всего необходимо вспомнить, почему икона носит именно такое название – Тихвинская. С каким чудесным свечением это связано? И правда ли, что удивительное явление иконы очевидцы фиксировали в общей сложности семь раз?

– Большинство почитаемых образов Пречистой Богородицы имеют некую географическую привязку и называются или по месту явления, или по месту поклонения в том месте, где они пребывают. Тихвинский образ действительно стал одним из наиболее полюбившихся образов не только с эстетической точки зрения, но и в связи с теми историческими событиями, при которых являлся этот образ.

– В какой период времени это было?

– Эту икону можно идентифицировать по-разному. И историки ее по-разному идентифицируют. Вообще речь идет о событиях XIII века, когда на Ладожском озере рыбаками было замечено некое непонятное им свечение: они обратили внимание, что над водами сияла икона, которая парила над водой. Но тогда они не обрели эту икону, она как-то скрылась от них.

– Где икона содержалась ранее? Правда ли, что она исчезла каким-то загадочным образом?

– Далее по всему северо-западу время от времени появлялась эта икона, и люди обращали на это внимание. Народ у нас боголюбивый, и это отмечается не только историческими заметками современников, но и простыми свидетельствами. Только обрели икону – сразу поставили небольшую церковь или часовню, чтобы ее там положить. Икона же не должна где-то пылиться, складироваться; она должна использоваться в богослужении, чтобы перед образом молиться.

Мы знаем из истории этого образа, что только ставили храм или часовню, где располагали эту икону, проходило некоторое время – и икона опять исчезала. Так происходило несколько раз, пока в последний раз икона не остановилась на берегу небольшой речки Тихвинки. Собственно, поэтому она и названа Тихвинской. Позднее, когда будут описывать историю этого образа, скажут, что наконец-то икона Пречистой Владычицы нашей Богородицы нашла свое место.

– Чем было знаменательно это место? Ведь там практически не жили люди в тот период времени.

– Это и является одним из важных свидетельств почитания этого образа. Но чуть-чуть вернемся назад. Сама икона появляется в хрониках в XIII веке. Но часто люди связывали эту икону с другим очень почитаемым образом, который хранился во Влахернском храме в Константинополе. За семьдесят лет до падения Константинополя икона пропала; как отмечалось в преданиях, она уплыла по воде. Когда на реке Тихвинке обрелась икона Божией Матери, многие люди начали связывать явление иконы на реке и уход иконы из Влахернского храма, отождествляя эти иконы. Не факт, что это действительно именно та самая икона, но вполне может быть.

Иконописный образ достаточно распространенный – это «Одигитрия»; икона написана именно таким иконописным стилем. Как правило, на иконах «Одигитрии» Богородица изображена с Младенцем, и Младенец сидит на руках у Богородицы. Есть похожий образ – «Умиление», но он немножко отличается тем, что там Богородица ликует, как бы целует Младенца или еще каким-то образом выражает материнскую нежность. А на образах «Одигитрии» Господь, как правило, сидит в виде Вседержителя (хоть и Младенец) на руках Богородицы как на некоем троне, в Его руках – или свиток, или изображение Книги Священного Писания.

Есть иконописная особенность, по которой всегда можно отличить Тихвинский образ: это образ «Одигитрии», на котором ножки Богомладенца Христа скрещены, одна заведена за другую и выглядывает пяточка. Вот такой умилительный акцент, который изобразил иконописец, стал одной из отличительных форм.

Вернемся к истории этого образа. Многие исследователи склонны полагать, что, возможно, это и есть тот самый образ. Может быть, это не он, но с точки зрения мистического ореола и осмысления того, что происходило в это время, – это очень хороший, красивый символ. Может быть, ввиду именно этого символа и произошло такое отождествление. Символ заключается в том, что восстает новый Рим (согласно концепции, Москва – третий Рим), а второй Рим падет. И этот образ – как некое преемство от второго Рима к третьему Риму.

Более того, икону, хранящуюся во Влахернском храме, называли «Богоматерь Римляныня», что также имеет некую связь (от первого Рима – ко второму Риму, от второго – к третьему). Может быть, ввиду того, что художественное исполнение, то, как прописан образ, очень походит на изображение римской Матроны.

– Чудес, связанных с помощью и заступничеством Божией Матери, действительно происходило немало в тот период времени. Об этом писали и насельники Тихвинского монастыря, который возник вокруг святыни.

– Как часто бывает, вокруг почитаемого образа, некой святыни очень быстро возникает некий посад, а позднее – монастырь. Святыня как бы объединяла вокруг себя людей и так или иначе становилась центром не только культурной, но и некой социальной жизни.

Так произошло и здесь: был возведен монастырь. В этом монастыре было не так много насельников, но для северных земель это был действительно культурный центр. Там было 50–70 насельников. Нам сегодня может показаться, что это не очень много, но для того времени и для этого региона это очень много. Более того, монахи организовали при монастыре богадельню для солдат-ветеранов различных войн. Как правило, это были инвалиды, о которых некому было позаботиться, и обездоленные люди, которые нуждались в попечении. Монахи оказывали этим людям милость и поддержку.

Что касается различных описаний свидетельств присутствия Божьего и ответа на молитвы перед этим образом, то многие люди, которые молились перед Тихвинским образом Богородицы, получали ответы на свои просьбы и прошения. Одно из наиболее ярких событий, с которым связан этот образ, – освобождение монастыря от шведов по молитвам к Пречистой Божией Матери. Была сложная, кровопролитная война. Сначала со шведами был некий союз против поляков. Согласно одним источникам шведская армия была недовольна предложенным жалованьем (воины выступали в качестве наемников); по другим источникам им вообще не заплатили. И они ополчились и на насельников монастыря, и на жителей нашего Отечества.

Существует предание, что все вышли оборонять стены монастыря от шведов. В храме осталось лишь несколько монахов, старики и женщины с детьми, которые молились. Одному из служителей монастыря было явление, что Владычица Богородица защитит монастырь. И произошло нечто, что заставило шведов отступить. Согласно преданию, шведы увидели некое войско и подумали, что сейчас попадут в окружение. Вот так по молитвам к Богородице произошло чудо.

– Правда ли, что икона была настолько почитаема, что в XVII веке служила даже гарантией мира? Точнее – не сама икона, а список с нее.

– Да. Собственно, как раз после того, как война со шведами прекратилась, со своей стороны наше государство в качестве гаранта мира предложило список Тихвинской иконы Божией Матери. Тихвинская икона, как и многие почитаемые иконы на Руси, связана с войнами, военными походами, военными кампаниями. Перед этим образом молились часто. Эту икону любил и очень почитал Василий III. Перед этим образом молился его сын Иоанн перед тем, как отправился на Казань.

История этого образа неизбежно связана с историей нашего Отечества, с войнами. Во время Великой Отечественной войны икона пропала. Когда Тихвин попал под немецкую оккупацию, икона Божией Матери была перенесена в Псков (там находилась православная миссия), и каждый воскресный день эту икону передавали в собор для поклонения верующих. Со временем икона была перенесена в Ригу, а из Риги попала на территорию Германии, где оставалась до конца Великой Отечественной войны. Позднее она была перенесена в Соединенные Штаты Америки. Икона очень долго переходила из места в место, пока не остановилась в Чикаго.

– Как удалось вернуть святыню в Россию?

Глобальные исторические события, как правило, связаны с личностями. Епископ Рижский был настоятелем собора в Чикаго и являлся хранителем этой иконы. Он написал завещание, в котором указывалось, что Тихвинскую икону Божией Матери следует вернуть в Россию, когда будет восстановлен Тихвинский монастырь. Так и произошло, завещание было исполнено. В 2004 году этот образ был перенесен сначала в Ригу, из Риги – в Москву, из Москвы – в Санкт-Петербург. Из Санкт-Петербурга икона отправлена на место своего нахождения в Тихвин.

– Путь возвращения на Родину был сложным и долгим, но самое главное, что икона вернулась и находится у нас в Тихвинском монастыре.

 Ведущая Маргарита Рекко

Записал Максим Заливакин

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать