Беседы с батюшкой. Юродивые Христа ради. Священник Василий Равлик. 6 февраля 2024

6 февраля 2024 г.

Сегодня в гостях клирик храма Святой Животворящей Троицы в Пушкино иерей Василий Равлик.

– Тема сегодняшнего разговора: «Юродивые Христа ради». Сегодня день памяти блаженной Ксении Петербургской. Давайте вспомним, кто она такая.

– В первую очередь поздравляю Вас с этим праздником и всех наших слушательниц, кто носит имя этой святой. Без преувеличения можно сказать, что блаженная Ксения одна из тех святых, кто наименее нуждается в представлении, потому что является одной из любимых русских святых. Но несмотря на то, что блаженная Ксения жила довольно недавно, в XVII веке, на удивление, нам о ней известно очень мало. Как принято считать, она родилась в промежутке между 1719 годом и 1730-м. В 16 или 18 лет вышла замуж за придворного чиновника и, прожив с ним около 8 или 10 лет в браке, внезапно стала вдовой.

Муж ее скончался, и в 26 лет в жизни блаженной Ксении происходит переворот. На похоронах своего мужа Андрея Федоровича она объявляет, что умер не он, а Ксения. И дальше на протяжении 45 с лишним лет она несет подвиг юродства, называя себя Андреем Федоровичем. В этом послушании, которое она на себя взяла, был огромный подвиг любви. Она очень сильно скорбела, что ее муж умер без покаяния, без исповеди и причастия, ведь мы понимаем: придворная жизнь связана со многими соблазнами. Она этим подвигом любви хотела искупить его бессмертную душу. И мы верим, что ей это удалось. Но она спасла не только его душу, но и свою. И не только спасла, но и дала нам всем пример жизни во Христе.

– Что такое юродство и чем оно отличается от блаженства?

– Юродство, наверное, один из самых загадочных видов святости, если можно так выразиться. Мы часто применяем слова «юродивый» и «блаженный» по отношению к одним и тем же людям. Например, та же блаженная Ксения Петербургская. Мы говорим: блаженная Ксения, Христа ради юродивая.

Здесь нужно немножко окунуться в историю. Есть небольшое различие между восточной традицией, нашей православной, и западной традицией, устоявшейся в Римско-Католической Церкви, которая возымела влияние и на русскую культуру. А именно: в Римско-Католической Церкви «блаженный» применяется к святому, который на ранг ниже по святости, чем общепризнанный святой. Есть такой процесс – беатификация, как раз признание того или иного человека блаженным. То есть сначала Римско-Католической Церкви надо, чтобы он был блаженным, а уж потом его признают святым. Это некие ранги святости.

Восточная традиция употребляла слова «блаженный» и «святой» как синонимы. Тем не менее в течение времени в силу каких-то традиций слово «блаженный» стало применяться к необычным (условно говоря, нетрадиционным) видам святости. Есть у нас преподобные, есть святители, то есть люди, облеченные епископским саном. Юродивые Христа ради всегда были немножко в сторонке, они необычные, поэтому принято называть их блаженными, давать им такой титул. Хотя мы знаем, что есть блаженные святые, которые не были юродивыми. Например, святой Алексий, человек Божий. Он также именуется блаженным. «Блаженный» вообще переводится как «счастливый». Счастливый человек. И речь здесь идет о каком счастье? Как раз о подлинном счастье: единстве с Богом. Для современного человека, если он познакомится с житиями Христа ради юродивых, может показаться странным: где здесь вообще было счастье? Но если мы посмотрим на отблески их внутренней жизни, внутреннего состояния, то действительно убедимся, что, несмотря на внешнее неблагополучие, эти люди были подлинно счастливыми. Поэтому мы и называем их блаженными и юродивыми. Сейчас снова эти слова можно употреблять как взаимозаменяемые термины.

– А насколько распространен был данный подвиг?

– Если мы обратимся к истории, то обнаружим, что на протяжении всей истории существования Церкви этот подвиг не был столь распространенным. Даже можно так сказать: если мы посмотрим первые века христианства, то подвига юродства как такового не было.

Но в то же время апостольскую проповедь можно назвать юродством. Первых мучеников считали безумными, потому что от них требовалось только отказаться от своей веры, принести жертву императору, но они были готовы лишиться своей благополучной жизни, были готовы умереть, но не подчиняться тем требованиям. По сути, это было безумство, равное юродству.

А уже в поздней Византии мы встречаем именно юродивых как некий вид несения подвижнического жития. Как мы помним по празднику Покрова Пресвятой Богородицы, покров во Влахернском храме увидел именно блаженный Андрей, Христа ради юродивый.

Можно сказать, что на Руси этот подвиг также был распространен в определенный период истории, а именно с XIV по XVI век. С этого периода в святцах мы чтим около 40 человек, которые были юродивыми.

Блаженная Ксения жила в XVIII – начале XIX века. Она умерла примерно в 1803 году. И далее говорить о феномене юродивых, которые были бы прославлены Церковью, не приходится. Хотя, безусловно, они были. И особенно в советский период был какой-то очередной всплеск как реакция на наступившие времена, но эти святые сегодня не так часто канонизируются, не признаны Церковью среди святых, как это было по отношению к тем, кто жил в XIV–XVI веках.

Из самых последних святых можно вспомнить преподобного Гавриила (Ургебадзе). Это человек, чья жизнь имела черты юродивой, и сегодня он признан Церковью в лике святых. Наверное, его можно назвать самым современным Христа ради юродивым.

– Вы стали говорить про апостольское служение. А как правильно понимать цитату апостола Павла, который пишет к коринфянам: Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Господу юродством проповеди спасти верующих.

– Да, это известный отрывок. И здесь я бы, наверное, предложил посмотреть контекст более широко, не одну цитату, а целый абзац, который предшествует этому выражению. Там есть такие слова: ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия. Святитель Иоанн Златоуст, толкуя Первое послание к Коринфянам, как раз приводит замечательный пример: Платон со своим учением и все его системы не особо приводили людей ко Христу, а немудрые рыбаки приводили. Из этого всего он выводит такую истину для себя: если мы посмотрим на Христово учение, то оно не соответствует каким-то нашим мирским установкам. Христиане во все века и сегодня, можно так сказать, как будто безумцы. Христово учение противоречит общепринятым нормам, потому что Христос говорит: «Если тебя ударили по щеке, подставь другую». А мир говорит: «Дай сдачи». Христос говорит: «Если кто просит у тебя взаймы, отдай безвозмездно». А мир диктует нам нечто иное. Поэтому эти слова абсолютно спокойно можно понимать буквально. Действительно, с точки зрения мирского обывателя, наше христианское учение как будто безумное. Мы безумцы, которые следуют этому. Но нам нужно понимать, что Бог показывает, что Ему угодно. И это, казалось бы, мнимое безумство на самом деле дает прикоснуться к Божественному, и наши Христа ради юродивые – наилучшее тому подтверждение. Хотя все святые этому подтверждение.

– Юродивые как-то объясняли свою позицию окружающим людям, почему они так себя ведут?

– При жизни не объясняли. У нас есть замечательные слова Христа: по плодам их узнаете их. И нужно заметить, что юродивые при жизни не так часто понимались как святые. Блаженная Ксения Петербургская не сразу была принята людьми как угодница Божия. Многие ее обижали, детишки часто оскорбляли и бросали в нее камни. Ее считали именно безумной, ведь она объявила себя Андреем Федоровичем, своим мужем, и носила его одежду. А когда одежда уже истлела, она носила либо красную кофточку и зеленую юбку, либо зеленую кофточку и красную юбку в напоминание его служебного кафтана, в котором он должен был как чиновник ходить при жизни. И это по-человечески может показаться каким-то безумием. И только со временем людям стало понятно, что это безумие мнимое, что под этим нечто кроется.

Конечно, сами юродивые даже не стремились объяснить, зачем они это делали. Но тем не менее люди через их поступки это понимали. Позволю себе привести пример блаженного Василия Московского, Христа ради юродивого. Мы традиционно в честь его именуем собор на Красной площади, который изначально является Покровским. Но все привыкли его называть: собор Василия Блаженного.

Так вот, при жизни он совершил такой поступок: перевернул стеллажи с калачами некого пекаря. Из-за этого местные торговцы его изрядно поколотили. Казалось бы, за дело, все вроде бы справедливо, по-человечески, но потом этот купец признался, что вместо муки подмешивал в свои калачи мел. То есть мы понимаем, что блаженный Василий, чтобы не раскрывать свои духовные дарования, не творил добрые дела, не вразумлял людей словом, потому что тем самым он обнаружил бы высоту своего духовного состояния. Блаженные намеренно скрывали это. И поэтому такой человек совершал некий поступок, который должен был согрешившего натолкнуть на размышление: «Почему со мной это произошло? Может быть, где-то во мне есть неправда?» И вот такими действиями Христа ради юродивые преображали не только свой внутренний мир, но и мир вокруг себя. Это была часть их мотивации, но, конечно, они об этом никому не говорили.

– Вопрос от телезрителя Евгения из Белгорода: «Вы сейчас сказали: спасение бессмертной души. Но из теологии известно, что бессмертен только один Бог. Все остальное Им создано и бессмертным быть не может. А вот источник учения о бессмертной душе – это греческая философия. Об этом говорили Сократ, Платон, Аристотель. Во времена Византии это выражение плавно перекочевало в православие. Оно фигурирует и сейчас. А если душа бессмертна, она становится равной Богу, и тогда Он ей уже не нужен. Она становится на один уровень с Богом, а такого быть не может. Кто первый соврал об этом еще в начале веков? Сатана, который сказал Еве: «Не умрете, но будете как боги». И к тому же бессмертные. Так как же душа может быть бессмертной?»

– Наш источник не греческая философия, а Библия. Она дает нам однозначное понимание бессмертия нашей души. Это нисколько не делает нас конкурентами Богу, потому что у Бога нет ни начала, ни конца. У человеческой души есть абсолютное начало, но нет конца. И это была воля Самого Бога сотворить нас такими, потому что из первых глав Книги Бытия мы узнаем, что Он сотворил нас по Своему образу и подобию. А одно из признаков образа Божия в нас – это бессмертная душа.

Даже скажу больше, Бог потенциально закладывал для нас даже и бессмертие тела. Если бы мы не согрешили. Искушение, которое дьявол предлагал Адаму и Еве в раю: он говорил, что они сами могут стать богами, что им не нужен Творец. Здесь мы имеем дело с другим. У нас есть бессмертная душа. Например, возьмем праотца Иакова: когда он узнал о мнимой смерти своего сына Иосифа, то сказал: с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю. Будучи потомком Адама, он является носителем ветхозаветного знания о том, что после смерти для него ничего не заканчивается. Если душа смертная, тогда, в принципе, в этой жизни можно творить что угодно, потому что мы не понесем за это никакого наказания. Мы умрем, и за смертью для нас ничего не последует. Это глубоко антихристианское утверждение. Конечно, греческая философия была хорошей служанкой для христианского богословия, но наш источник – Библия. И она однозначно говорит нам о том, что человеческая душа имеет начало, но не имеет конца. Такова воля Божья.

– В чем Церковь видит подвиг юродства? Для тех, кто сам взял его на себя, ценность и миссия понятны. А какая была польза для окружающих?

– Мы уже начали немножко об этом говорить, что поступки юродивых так или иначе заставляли окружающих их людей о чем-то задуматься. Вообще те действия, которые предпринимали юродивые, очень часто роднят их с пророческим служением. Мы привыкли немножко по-язычески считать пророка за прорицателя, за человека, который должен предсказать нам будущее. В библейском понимании пророк – это человек, который возвещает волю Божью. И она может быть как для современного ему общества, так и для будущего. И вот в этом плане юродивые выполняли пророческое служение.

Например, тот же Василий Блаженный, которого мы сегодня упомянули, имел дерзновение во время богослужения бросить камень в икону. И это вопиющий поступок, он рушит наше традиционное представление о святом. Но почему он это сделал? Не для того, чтобы надругаться над святыней, а чтобы напомнить окружавшему его обществу, что битье поклонов перед иконой или благоговейное ее целование могут быть сопряжены с теплохладностью к внутренней духовной жизни. То есть любое действие юродивых сопровождалось напоминанием, что есть формальная сторона, внешняя, а есть внутренняя. И, разрушая какие-то стереотипы относительно внешней стороны, они взывали к внутреннему.

Продолжая эту мысль, скажу, что, в принципе, у нас есть определенное представление о святости. Например, чаще всего люди обращают внимание на преподобных. Значит, нужно уйти в лес или в монастырь, молиться по четкам – и тогда будешь спасен. Христа ради юродивые показывали обществу, в котором они жили, что и без монастыря, и без каких-то даже формальных форм христианской жизни (что обязательно нужно столько-то вычитать, столько-то поклонов сделать) можно быть спасенным. Христа ради юродивые позволяли себе есть мясо в пост, но опять-таки не потому, что были одержимы страстью чревоугодия и не могли выдержать без этого. Нет, они намеренно ели, чтобы показать, что даже это необязательно отлучает нас от Бога. Здесь очень глубокий смысл.

И нужно заметить, что Церковь при жизни этих святых очень осторожно относилась к подвигу юродства, потому что, как и в любом деле, дьявол пытается навредить, и были люди юродивые, но не ради Христа, а скорее ради себя. Вообще юродство Христа ради в основном феномен русской святости, и на Руси были много людей, которые, видя, как относятся к юродивым, пытались подражать им, но не для того, чтобы достичь какого-то уровня духовной жизни, а чтобы иметь почитание среди народа.

Юродивые, безусловно, были почитаемы. Один путешественник, который был в Москве времен Ивана Грозного, восхищался тем, что такие люди в лохмотьях могли даже царю высказать обличительные речи и при этом остаться безнаказанными. Потому что люди боялись как-либо оскорбить человека Божьего. Церковь всегда относилась к юродивым осторожно, присматривалась, какие плоды принес тот или иной человек, считавшийся юродивым.

Возьмем Ксению Блаженную, которую мы сегодня почитаем: ее канонизация состоялась только в 1988 году, то есть почти через 200 лет после ее упокоения. И это было уже просто свершившимся актом признания ее святости, потому что за эти 200 лет тропа к ее могиле не зарастала, как не зарастает и сегодня. И даже в страшные блокадные годы ленинградцы слабыми ногами шли к могилке блаженной Ксении, молились и получали от нее помощь.  

Здесь можно вспомнить еще такой замечательный пример. В Пскове также был некий Христа ради юродивый Симеон. Когда Иван Грозный прибыл в Псков и хотел город себе подчинить, тот предложил ему подобру-поздорову удалиться из города. «Иначе пешком отсюда будешь уходить». Иван Грозный не внял его замечанию, приказал лишить город главного колокола, который возвещал жителям о каких-то бедствиях или какой-то тревоге. И как только колокол был снят, царский конь внезапно умер. Иван Грозный устрашился этого и удалился. Поэтому Христа ради юродивые – это действительно феномен людей, которые влияли на многие вещи, даже не касавшиеся порой религиозной жизни. Церковь видела именно плоды – они добивались сохранения человеческих жизней.

Некоторый юродивый (сейчас не вспомню точно имя) Ивану Грозному предложил при его прибытии к нему на разговор поесть мяса. И ему Иван Грозный ответил, что в пост мясо не ест. Тот говорит: «А кровь человеческую пьешь». Поэтому Церковь видит такое дерзновение и уровень именно этой духовности. Сегодня жития этих святых нам предлагают для назидания, чтобы показать, как действительно удаление от каких-то стереотипов, от формального восприятия христианства как лишения себя благ жизни позволяет сохранять внутреннюю чистоту и высоту духа.

– Вопрос телезрительницы Анны из Карелии: «Когда молишься и что-то просишь не знаешь, как поступить правильно. И как это лучше сделать через Евангелие? Потому что не знаешь, как обращаться, как правильно поступить, искушений много в жизни. Как правильно: по Евангелию или через молитву? Иногда путаница такая получается».

– Я постараюсь по Евангелию Вам ответить, но, индивидуально подбирая ответ, от себя скажу: если люди с такими просьбами обращаются (это, например, часто касается какого-то важного жизненного выбора), я предпочитаю предложить послужить молебен на начало всякого доброго дела. Или обратитесь к Богу своими словами, помолитесь о чем-то, но обязательно после этого все происходящее воспринимайте как ответ Бога. То есть молитва (тот же молебен или наши личные слова, которые мы к Богу обратили) для чего? Это приглашение Бога в нашу жизнь, это наша просьба помочь. Поэтому наша задача после этого довериться и воспринимать все происходящее именно как тот ответ, о котором мы просили. Потому что часто бывает, что мы просим что-то, но подразумеваем нечто свое. Бог отвечает на нашу молитву, а мы начинаем противиться, потому что немножко другого ответа ожидали. Но если уже мы Бога пригласили, тогда нужно считаться с тем, как дальше Он действует. И это все лучше делать со своим духовником или со священником в ближайшем храме, который Вы посещаете. Попросите его помолиться вместе или совершить молебен, а дальше воспринимайте происходящее как ответ Бога на Вашу просьбу.

– Люди становились юродивыми по собственному выбору, по собственной воле либо это призвание Божие с какими-то определенными духовными дарами, которые Он давал?

– Если мы обратим внимание на житие блаженной Ксении Петербургской, ее выбор в пользу юродства был сопряжен с определенным трагическим обстоятельством жизни – это потеря мужа. Она очень хотела отмолить его душу. Но в то же время мы не можем сказать, что здесь не было призвания Божия, потому что есть такое понятие в богословии, как синергия – взаимодействие Бога и человека. Невозможно было бы ей этот подвиг совершить, если бы Бог ее на него не призвал, потому что это не каждому человеку под силу. Бог видит тех, кто способен на себя поднять такой труд, ведь у Него есть планы на каждого из нас, и в данном случае мы дерзаем утверждать, что Бог через нее хотел и многих других людей привести к спасению.

Именно блаженная Ксения была тем, кого Бог усмотрел для Себя в городе Санкт-Петербурге XVIII века, кто бы мог окружающих людей приводить ко спасению. Как мы видим, ни через священника, ни через епископа, а именно через эту безумную женщину. И ей это действительно удавалось. И удается до сегодняшнего дня, потому что сегодня (в день ее памяти особенно) принято людям делиться, присылать в редакции свои чудеса личные, которые происходили по молитвам святой, и делиться той радостью, как она пришла на помощь. И так можно сказать о многих святых, о многих Христа ради юродивых, по молитвам которых мы и сегодня можем получить просимое, но только с пользой для нашей души.

– Батюшка, всякое ли странное и безумное поведение православного человека можно называть юродством?

– Конечно, нет, потому что сегодня наш секулярный мир вообще нам навязывает такую форму, что юродивый – умалишенный. Если возьмем происхождение этого слова, то оно это и означало. Тогда, если уж следовать этой логике, мы можем сказать, что есть юродивые, но не все юродивые Христа ради.

– Мы часто слышим: вот он юродивый.  

– Да, в церковных кругах так любят говорить. И где-то, может быть, мы имеем право так сказать, но именно вкладывая смысл – «безумный». А Христа ради юродивый – это не безумный, это человек абсолютно психически здоровый, который намеренно на себя берет такой подвиг. И как замечательно говорят некоторые священники, юродство – это самый краткий путь ко смирению.

В каком смысле? Мы все в той или иной мере (особенно это можно сказать о родителях или о людях пожилого возраста) этим недугом болеем (в этом в корне кроется гордыня), что мы хотим быть любимыми. Нам кажется, что мы заслуживаем любви от близких, от людей, которым мы как-то послужили. И одна из самых больших трагедий для людей, что они никому не нужны. Страх одиночества или обида: я столько вложил добра, столько сделал, а меня не любят. Здесь кроется обида, какая-то гордыня: я заслуживаю этой любви.

А что делали юродивые? Они, осознавая кроющуюся гордыню, которая в нас, к сожалению, есть, выбирали стать таким мусором. Есть такое некрасивое выражение – «человеческий мусор». Так иногда говорят про кого-то, хотя так говорить нельзя. Но они именно намеренно становились такими людьми, которых пытались вычеркнуть из жизни. Они максимально старались быть неприятными, непереносимыми для того, чтобы в себе это искоренить. Поэтому нам очень это непонятно, нам очень это все загадочно, но, освобождаясь от этой гордыни, они действительно стяжали такие духовные дары, что были и прозорливыми, и чудеса творили уже при жизни. Это пример того, что их усилия  не были напрасными и уж точно не были направлены на то, чтобы получить от людей какую-то славу и почитание. Поэтому, конечно, феномен этот для нас загадочен, но по плодам мы действительно убеждаемся, что Богу это угодно.

– Всегда ли Церковь относилась сочувственно к подвигу юродства?

– Церковь как богочеловеческий организм признает этот феномен святости. Но Церковь – это и люди, потому те, кто ходил в храм в воскресенье, на богослужении причащался, могли себе позволить юродивых и поколотить, и выругать их, быть на них очень озлобленными. При их жизни, как мы понимаем, очень тяжело отличить, психическая это болезнь, безумный человек или юродивый. В этом случае при жизни надо тоже обладать определенным духовным зрением или какой-то высотой духовной жизни, чтобы уметь это отличить. И это не всегда было просто, не всегда отличали. Те же священники или епископы, которые, возможно, привыкли к традиционным формам святости, могли также того или иного святого отвергать.

Не так давно в Сербии жил старец Фаддей (наверное, он еще не канонизирован,) но один  сербский епископ его изгнал из своей епархии как раз из-за определенной зависти, а другой его принял и всячески с ним советовался. То есть мы видим, что кто-то может их не принимать, но это не говорит нам о том, что человек не святой, это говорит о том, что, может быть, тот самый Христа ради юродивый задел внутренние недостойные стороны души человека, которые тому было невмоготу выносить. Потому человек старался удалиться от этого источника обличения, не желая меняться как-то внутри. Наверное, вот так.

– Возможен ли подвиг юродства в наши дни?

– Наверное, в условиях, когда наш мир, к счастью (по крайней мере, Россия), снова христианизируется, снова звучит проповедь, будут у нас и свои юродивые, которые нам напомнят о том, что важно исполнять не только формальную сторону. То есть наполнение наших храмов людьми – это не самый лучший показатель того, что Русь возрождается. А вот количество людей, которые желают причащаться, прибегать к Святым Таинам, – это будет наилучший показатель того, что мы воцерковляемся неформально. И юродивые, наверное, нам нужны, чтобы нам об этом напомнить. Но есть риск, по моему мнению, что мы можем их не заметить, потому что сегодня мы стали очень образованными в психологии, в психиатрии (очень легко навешиваем ярлыки безумия или психического расстройства), мы можем их проглядеть. Но дай Бог, чтобы нам хватило какой-то духовной зрелости распознать эту святость и даже от нее чему-либо поучиться и напитаться.

– Батюшка, давайте ответим на вопросы наших телезрителей, которые приходят к нам в Telegram. Елена спрашивает: «Счастлива замужем, но вернулись чувства к бывшему, часто думаю о нем, представляю, что могли бы быть вместе. Это измена? Как это побороть в себе?»

– Это измена, к сожалению. И с этим надо очень строго бороться. И опытные духовники всегда скажут, что это дьявольское искушение. Если Бог союз мужчины и женщины уже благословил, то все остальное должно остаться в прошлом. И такие мысли нужно воспринимать не иначе как дьявольское искушение. Здесь очень важно будет прибегать к исповеди, наверное, налагать на себя какую-то молитву в те моменты, когда эти мысли лукавые, грешные приходят.

С таким интересным сравнением столкнулся, что часто люди говорят: вот мысли какие-то греховные пришли, я молился-молился – не помогло. И кто-то из священников говорит: представь, сидишь ты в окопе, по тебе ведут огонь, ты три-четыре раза отстрелялся, бросил винтовку в сторону и сказал, что не помогает. Продолжается обстрел… Не выход, да? Надо держать оборону, получается, до конца. Какое-то упорство поможет вам это преодолеть, но обязательно не стоит пренебрегать исповедью и причастием как духовным врачебным средством, которое поможет быстрее преодолеть эту напасть.

– «В браке шесть лет, муж просит подождать с детьми, что делать?»

– Это малая церковь, и никто, кроме супругов, не должен решать вместо них какие-то вопросы. Но здесь, конечно, проблема налицо. И надо заметить, что сегодня в церковных документах о браке упоминается, что нежелание одного из супругов иметь детей иной раз даже бывает поводом к расторжению брака, хотя, конечно, стоит призвать ни в коем случае к этому не прибегать без крайней нужды. Если Бог этот союз уже благословил – шесть лет брак продолжается, значит, уже многие кризисы первого, третьего или пятого года жизни удалось преодолеть. Да, здесь, возможно, следует посоветовать супруге наложить на себя какой-то подвиг молитвы. Вспомним апостола Павла: жена верующая может спасти мужа неверующего. Поэтому, конечно, и мудрость женская, и какая-то смекалка, и христианская молитва могут свое дело сделать. Тут давать универсальные советы неправильно, потому что мы не знаем подробностей. Если без подробностей давать советы, то можно навредить. Поэтому каждой семье желательно иметь общего духовника. В идеале это человек, который венчал и который затем осуществляет пастырское окормление супругов. Он может выслушать обе стороны, попытаться услышать и помочь каждой из сторон тоже друг друга услышать. Лучше прибегать таким путем к решению сложностей.

– Батюшка, как в своей жизни понимать, где правда, а где ложь?

– Если кратко ответить – сравнивать с Евангелием. У нас любят говорить, что у каждого своя правда. Но если мы к слову «правда» как знак равенства поставим «истина», то истина, наоборот, одна, и она заключена в Евангелии. Поэтому следует обращаться к этой Божественной Книге, читать ее. Для этого христиане, кстати, и призваны ежедневно открывать Евангелие, а прочитывая его, начинать заново. Каждый раз, прочитывая заново,  открываешь для себя что-то новое. Именно там и кроются ответы на многие вопросы. Нравственные вопросы из века в век одни и те же, проблемы одни и те же, и ответом на них и является Евангелие сегодня; и будет являться и через 100 лет, и через 200.

– «В чем должно выражаться отвержение своей воли и разума для мирянина?»

– На самом деле звучит довольно громко: отвержение своей воли, своего разума. Мы говорим о том, что нам надо стремиться волю Божию понять и приводить нашу волю в согласие с волей Божией. Здесь и подразумевается то самое отвержение, когда мы пытаемся нашу волю привести в согласие с волей Божией. А воля Божия заключается в жизни добродетельной, в исполнении заповедей, в служении ближним, в любви, если  кратко сказать. Поэтому все то, что будет с нашей стороны проявлением любви, будет исполнением воли Божией. Иной раз мы можем сохранить и свою волю, и свой разум. Если они в согласии с Богом, то их отвергать, наверное, ни к чему. Если же наша плоть над нами довлеет и нас тянет к чему-то другому, то мы в молитвах утренних и вечерних читаем: «Господи, хочу или не хочу, спаси меня». А также: «Да будет воля не моя, но Твоя». Потому что я внутри чувствую, что моя воля меня ведет совершенно не туда.

– «Батюшка, помогите разобраться. Сказано, что по вере и гора может подвинуться, просите – и дастся вам. Но как узнать, стоит ли просить чего-то, не зная, на пользу это будет или нет?»

– Вопрос очень правильно поставлен. Есть такая фраза: бойся своих желаний. И действительно, иной раз мы сами потом от своих же просьб полученных тяготимся. Поэтому даже в этом вопросе уже фактически оформлена формулировка, с которой к Богу нужно обращаться: Господи, если есть воля Твоя, подай мне вот это и вот это, если это полезно моей душе. Если же это вредно, то, пожалуйста, не отвечай на мою просьбу, но помоги мне принять Твою волю и то, как Ты видишь устроение этих вещей.

– «Подскажите, что вообще входит в понятие «милостыня»? Только материальная поддержка или духовная тоже?»

– Это, конечно, широкое понятие. Мы с вами понимаем, что бывают случаи, когда человек нуждается даже не в деньгах, а просто в каком-то добром слове – его просто надо обнять и сказать что-то приободряющее, и ему уже будет легче. Понести вообще чье-то горе, пополам разделить, иной раз даже может быть большей милостыней, чем материальное. Поэтому понятие это широкое, и надо смотреть на ситуацию. Кто-то, например, потерял близкого человека, мы хотим ему деньгами помочь, а ему надо, чтобы с ним просто рядом посидели и вместе поплакали. Большей милостыней будет вместе с ним поплакать, его поддержать.

– Батюшка, прошу Вас дать наставление нашим дорогим телезрителям.

– Дорогие слушатели, телезрители, всех вас еще раз поздравляю с днем памяти святой блаженной Ксении Петербургской. Пускай по ее молитвам Всемилостивый Господь позволит нам, прикасаясь к этому феномену святости, преобразить и наш внутренний мир, чтобы вместе со святыми, Христа ради юродивыми, прославлять Пресвятую Троицу у Престола Божия.

Ведущий Павел Денисик

Записали Анна Вострокнутова и Елена Чурина

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает член Епархиального отдела по делам молодежи, ответственный по работе с молодежью в Домодедовском благочинии Московской епархии, настоятель Никольского храма села Лямцино Домодедовского района протоиерей Александр Трушин.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать