Беседы с батюшкой. XXIХ Международные образовательные чтения

26 мая 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает председатель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии священник Андрей Щукин.

– Минувшая неделя ознаменовалась важным и по-настоящему знаменательным событием: состоялись XXIX Международные образовательные чтения «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа». Вы были непосредственным участником от делегации Екатеринбургской епархии. Поделитесь своими впечатлениями, расскажите о программе чтений и с чем вообще связан выбор такой темы.

– Этап Образовательных чтений в Москве – последний. Первый этап проходит в муниципалитетах, потом – региональный этап. В нашей области  региональный этап прошел в начале ноября. Последний этап Образовательных чтений проходит в мае, и это связано с двумя особенностями этого года. Во-первых, мы живем во время пандемии. Традиционно московский этап Рождественских образовательных чтений проходил в январе, но они не могли состояться в традиционной форме в январе и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла были перенесены на май, чтобы у людей была возможность встретиться друг с другом. Конечно же, мы могли поучаствовать в Образовательных чтениях дистанционно, но Святейший Патриарх обратил внимание на то, что надо все-таки встретиться и пообщаться лицом к лицу. Это первый важный момент, связанный с переносом Образовательных чтений с января на май.

– Да, у людей может возникнуть вопрос, почему Рождественские чтения проходят в мае.

– На некоторых секциях форума постоянно звучало, что это Рождественские чтения, хотя уже и май. И еще одна особенность этого года связана с благоверным князем Александром Невским: день его памяти выпадает как раз на май, поэтому форум был перенесен на май. И на самом деле это очень хорошо, потому что в мае люди действительно смогли приехать в столицу и пообщаться друг с другом. Многие секции, конференции, круглые столы проходили в прежнем формате, люди участвовали в них и были действительно очень рады видеть друг друга, общаться друг с другом.

– То есть люди могли не просто присутствовать в каком-то кабинете, зале или помещении, но еще и общаться.

– Да, и это очень важно. Мы переживаем время пандемии; уже больше года весь мир страждет от этого, и наша страна тоже по-особенному борется с этим явлением. Людям было очень важно друг с другом поговорить, кому как удалось перенести тяготы этого времени. Потому что все проекты, которые обычно идут в образовании и других областях общественной, церковной, государственной жизни, претерпели изменения. Важно поговорить о том, какие проекты удались, можно ли какие-то проекты осуществлять удаленно. Не скажу, что все проекты, которые мы вместе делаем, тяготеют к тому, чтобы вернуться в прежний формат. Все-таки надо понимать, что те технологии, которые есть, позволяют нам решать многие вопросы на расстоянии, и за это время мы это поняли.

– Только Свердловская область с севера на юг – тысяча километров.

– Достаточно плотно в нашу жизнь входят эти технологии, и теперь надо научиться правильно ими пользоваться. В каких-то случаях они работают и приносят пользу, а в каких-то современные информационные технологии неприемлемы. И об этом Святейший Патриарх говорил, выступая перед участниками Рождественских образовательных чтений в «Крокус Сити Холле». Также Святейший Патриарх обратил на это внимание, когда общался с депутатами Государственной Думы (это традиционные парламентские встречи в рамках Образовательных чтений), что мы не должны забывать: человек важнее, чем технологии. Невозможно заменить человека технологией ни в сфере государственных, ни в сфере общественных отношений и уж тем более – в образовательной среде.

– Патриарх Кирилл отдельно обратился к педагогам различных образовательных организаций с призывом сфокусировать свои усилия на процессе личностного роста молодых людей. Каким образом этого можно достичь? Что может предложить Русская Православная Церковь?

– Тезис прежний. Дело в том, что сотрудничество Русской Православной Церкви с государственными образовательными учреждениями – это уже многолетний труд, многолетний опыт. Мы друг друга хорошо знаем, понимаем возможности друг друга, у нас есть определенные ресурсы, и мы совместно используем эти ресурсы, которые позволяют решать образовательные и воспитательные задачи. Но здесь разговор прежде всего о том, что мы ни в коем случае не должны исключать из воспитательного и образовательного процесса духовно-нравственную составляющую. Часто мы подменяем духовно-нравственные темы просто культурными. Мы можем много говорить об искусстве и так и не дойти до нравственности.

Духовно-нравственная составляющая образовательного и воспитательного процесса очень важна, потому что затрагивает духовные ценности, которые государство защищает. И общественные усилия тоже с этим связаны, чтобы все наши святыни, все наши ценности наилучшим образом были переданы подрастающему поколению. Русская Православная Церковь, конечно же, не может не напомнить об этом, и если мы объединяем какие-то усилия в воспитании молодого поколения, то просим не исключать из образовательных проектов духовно-нравственную составляющую.

Духовно-нравственная составляющая – это разговор не только о религиозной культуре; это разговор и об истине, совести, милосердии, щедрости, о том, как это в жизни человека появляется, рождается. Невозможно решить очень серьезные вопросы, написав какую-то программу или выпустив какой-то учебник. Мы понимаем, что это связано прежде всего с присутствием учителя с большой буквы в жизни ребенка. То есть это связано со взрослым сообществом. Мы понимаем, что образовательные и воспитательные процессы, которые происходят в нашем обществе, связаны с тем, какие мы взрослые, как мы живем перед лицом наших детей, что любим, чего желаем. Не являются ли наши желания недостойными нашего высокого призвания? Сопряжены ли наши желания с человеческим достоинством?

В христианской культуре человеческое достоинство мы обретаем вновь, видя красоту этого достоинства во Христе. Во Христе – полнота любви. Взрослое сообщество, конечно, должно помнить, что оно ответственно перед своими детьми за сохранение любви. Не дай Бог нам приуменьшить значение любви в высшем ее понимании для наших детей. Сначала мы приуменьшаем это значение для самих себя, то есть отказываемся от любви и заменяем ее, допустим, успехом: главное – не любовь, а успех. И успех мы можем осуществлять разными способами: можем так настроить образовательный процесс, что главным в нем станет единый государственный экзамен, например. То есть все подвести под него.

Дай Бог, чтобы ребенок сдал ЕГЭ на все сто баллов по каждому предмету и не потерял веру в то, чему он посвящает время. Потому что страшно, когда ты вдруг осознаешь, что просто потерял время. А нынешнее молодое поколение, школьники – это люди, которые могут быть даже впереди своих учителей именно в отношении использования современных средств навигации в образовании, культуре, искусстве и так далее. И здесь возникает серьезная проблема или, скажем так, искушение нашего времени: может быть, взять и заменить весь образовательный и воспитательный процесс просто технологией? То есть значение педагогов свести к минимуму. Сейчас высшие учебные заведения как раз переживают этот кризис, когда студенты, сдающие сессию, педагога видят только на экране компьютеров, смартфонов. Эта удаленность снижает возможности для общения, для передачи конкретного опыта, и все сводится просто к выполнению задания. Тогда получается трагедия: мы образование теперь считаем выполнением заданий. То есть это не какая-то любознательность, не изобретательство. Мы не заботимся о том, чтобы наши дети были изобретателями, что-то придумывали, меняли, творчески подходили к жизни.

Творчество, изобретательность, любовь к жизни – все это невозможно дать и сделать без человека, без учителя. Если в нашей жизни будет больше технологий, мы можем просто убить в наших детях вкус к творчеству. Поэтому для высших учебных заведений и для обычной школы сейчас действительно встает важная проблема – присутствие педагога в жизни учащегося. У нас в школах еще есть хорошие педагоги, которые действительно понимают, что такое образовательный и воспитательный процесс, и они не исключают себя из жизни учащегося. Но идет смена поколений, в том числе педагогов. Приходят молодые педагоги, которые легко и просто пользуются современными технологиями, переходят на какие-то проектные работы и так далее. Легче и проще решать образовательные задачи, заставляя учащегося делать самостоятельную работу, обозначая процесс именно таким образом. А если не успел? А если не понял? Тогда всё: не справился.

Я просто знаю, как родители остро переживают все те процессы, которые происходят в школе. Они стали очень требовательны. Это, с одной стороны, хорошо, с другой стороны, иногда это переходит границы разумного: иногда от школы требуют то, что невозможно возложить на школу. Есть какие-то границы возможностей и у школы, а у родителей есть определенные обязанности, о которых они забывают. Я понимаю, что родители первоклассников сейчас ищут в школах педагогов, делают какие-то неимоверные действия, чтобы...

– ... уловить того человека, к которому привести своего ребенка.

– Да. И это говорит о том, что сегодня школа нуждается в педагоге.

– По роду своих увлечений достаточно продолжительное время я занимался физкультурой у тогда еще советского с большой буквы педагога классической школы. Я к тому, что разницы нет, педагог это в спорте или педагог-предметник. Педагог – это не просто профессионал своего дела, который обучает конкретному предмету. Личность педагога – это нечто большее. Гораздо больше молодой человек черпает от общения с педагогом.

– Могу с этим согласиться. Даже если этот педагог – учитель физкультуры, то физкультуру можно преподавать по-разному: увлеченно, участвовать в различных соревнованиях и так далее. Когда хороший, внимательный педагог физкультуры видит перед собой ученика, он хорошо понимает, что у этого школьника есть еще масса каких-то особенностей его жизни и увлечений, успехов и неудач в том числе, на которые он, как педагог, должен обращать внимание. Если он действительно очень хороший педагог, он присутствует в жизни ребенка как добрый советчик, как проводник. Он не просто показывает ему мир спорта, мир физических упражнений, но рассказывает о том, как надо заботиться о себе.

Я могу представить себе хорошего педагога физкультуры, который может со своими учениками говорить не только о физкультуре, но и о том, как ребенок успевает по другим предметам. Физкультура должна помогать ребенку в чем-то другом, если это не главный его урок. Ребенок все равно выбирает главный для себя предмет, а какие-то другие должны в этом помогать. Это межпредметные связи. Хороший педагог всегда знает о существовании межпредметных связей.

– Полностью согласен.

– Педагог по физкультуре начинает разговор с бега, потом переходит к волейболу, а заканчивает российскими спортсменами, которые в жизни не только занимались спортом, но были прекрасными людьми, хорошими и верными товарищами, друзьями. То есть это разговор о жизни. И для ребенка, мне кажется, всегда радостно, когда он для себя на каждом уроке открывает маленькую частичку своей жизни. Потому что каждый урок должен приводить учащегося к самому себе. Да, он попутешествовал по великим мирам математики, литературы, истории, но потом он возвращается к себе, в реальность, в свой дом, к своим родным. Педагог показывает, как все великое, открытое и существующее в мире взрослых связано с детством...

– Непростая задача на самом деле.

– Это и есть задача педагога. Какие искушения у современного педагога? Процесс школьной жизни педагога – это же не только общение с детьми, но и заполнение журналов, проверка тетрадей, сверка каких-то документов, рабочие программы. Все это может отвлекать от самого главного.

– Это Вы еще мягко сказали.

– Педагог от этого может просто заскучать. Он может унывать от того, что не успевает пообщаться с детьми, потому что времени очень мало. Я сам преподавал и понимаю, что сорок минут урока – это очень мало, когда можно непосредственно общаться, вести диалог с учащимися. А диалог подразумевает живое общение, реакцию учащихся.

– Вы сейчас подметили важную деталь общения. Как ученик обращается к учителю, на какие темы они разговаривают? Только лишь про уроки, занятия, нерешенные вопросы или есть еще что-то?

– Но надо помнить о границах школы. Есть темы, на которые нет необходимости говорить в школе. Мы живем в такое время, когда уже спокойно относимся к тому, что в школе можно говорить о религиозной культуре, например. За последние десятилетия к этому спокойно начали относиться.

Раньше были определенные стереотипы, связанные с религиозной культурой, и мы не всегда готовы были от них отказаться. Сегодня и родительское, и педагогическое сообщества подготовлены к тому, чтобы вести разговоры о религиозной культуре и ее значении в жизни ребенка, жизни семьи, общества, государства. В этом направлении уже есть определенный успех, определенный опыт.

Но надо понимать, что и о религиозной культуре можно рассказать так, что она покажется очень странной в мире людей. Мы часто группируем что-то в нашей жизни по принципу: вот это нам понадобится, а это не понадобится; вот это важное, а это – второстепенное, этому мы будем уделять время, а этому – нет. С радостью можно наблюдать педагогов, образовательные учреждения, в которых понимают, что религиозная культура – это не то, что можно поставить в самый конец образовательного и самое главное – воспитательного процесса в школе. Это то, что как раз говорит о духовно-нравственных ценностях, и их исключать нельзя, иначе все духовно-нравственное или духовно-безнравственное учащиеся будут черпать без всякого участия взрослых.

В нашей жизни существуют определенные области, в которые мы просто ныряем и в которых плаваем, не чувствуя времени. Это социальные сети и так далее. Там иногда невозможно почувствовать не то что значимость, но очень сложно почувствовать опасность. Я уж не говорю про детей, но даже взрослые не чувствуют иногда опасности, когда в их жизни экранного времени становится больше. То есть люди исключают себя из повседневной жизни и просто переходят в виртуальный мир. Ладно бы они там книжки читали. Я просто помню то время, когда все гуляют на улице, а ты сидишь и читаешь книжку. Но сейчас речь не о том, кто гуляет на улице, а кто не гуляет – можно гулять в виртуальном пространстве, и время будет просто улетать. Человек в этом пространстве может оказаться совершенно одиноким, и все те искушения, от которых мы пытаемся оградить детей, могут присутствовать и властвовать над любым человеком, который погружается в виртуальную реальность.

Поэтому у нас еще очень много работы. Образовательные чтения как раз и направлены именно на то, как скоординировать совместную работу в отношении использования того, что у нас сегодня есть. А у нас сегодня есть очень много из того, что создал сам человек. Раньше мы думали о том, как мы пользуемся дарами Божиими. Мир – дар Божий, жизнь – дар Божий. Сегодня эти вопросы не ушли из нашей жизни, они актуальны и по сей день, но еще больше вопросов связано с массовой культурой, искусством, с тем, что сам человек исключается из жизни. Это очень опасно. Чем это заканчивается? Тем, что жизнь человека перестает иметь ценность.

Святейший Патриарх вновь много внимания уделил проблеме абортов. Мы сейчас занимаемся взаимопомощью, стараемся помочь друг другу, все силы бросаем на то, чтобы побороть пандемию, первые лица государства поддерживают идею народосбережения, и в то же время мы не исключаем из своей жизни, например, аборт. Святейший Патриарх обратил внимание также и на то, как мы помогаем многодетным семьям; это тоже очень серьезная тема. Вроде бы государство им помогает и есть определенные программы, но что такое многодетная семья на законодательном уровне? Здесь тоже очень много недоделано.

Мы видим большую работу в отношении внесения изменений в Конституцию Российской Федерации. Конечно же, мы приветствуем это, и уже есть определенные успехи в этом направлении. Но есть проблемы, которые связаны не только с главным документом страны, но и с другими законодательными актами. И в образовательной сфере тоже очень много изменений.

Если каждый будет действовать отдельно друг от друга, мы можем не успеть сделать того, что нужно сегодня не только нам, но и нашим детям. Если мы объединим усилия, если будем искать компромиссы, будем работать над какими-то проектами совместно, тогда у нас может что-то получиться. Тогда будет определенный задел на будущее, мы будем готовы к новым вызовам. Ведь некоторые страны не справляются с ситуацией пандемии. А в Российской Федерации есть определенный успех. И слава Богу!

Но нельзя думать, что здесь мы молодцы, у нас есть вакцина и дальше можно не уделять этому внимание. Наоборот, сейчас мы возвращаемся к обычной жизни, заботимся о здоровье, но заботимся в том числе и о том, как нам вести диалог друг с другом, как общаться, как вместе что-то строить, созидать, менять. Это все очень важные моменты, которые надо обговаривать, совместно решать.

Я очень рад тому, что позицию Русской Православной Церкви в нашей стране слышат. И не только с государственной властью, но и с общественными институтами мы взаимодействуем. Я рад, что и в образовательной среде, и в родительской находятся люди, которые говорят, что только совместно мы можем достичь максимального успеха. Значит, мы сохраним все то, что Господь нам даровал.

Ведущий Тимофей Обухов

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать