– Сейчас у вас в храме пребывает святыня – пояс святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского. Это святой XX века, пока еще не очень известный в нашей стране. Нам кажется странным: православный святой с американской земли.
– В России много людей, которые про него не знают. Но в Америке нет ни одного верующего или маловерующего человека, который бы не знал про святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского.
В воскресенье Церковь праздновала память всех святых, в земле Русской просиявших. Святитель Иоанн является ярчайшим примером евангельской жизни и служения русского человека. Он объединил всех, кто находился в рассеянии в связи с кровавыми событиями XX века, когда страшное время пришло на Русь. В Америке есть много храмов и монастырь святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского. Там он достаточно известный святой.
Люди в Москве особенно любят, когда в наш храм привозится эта великая святыня. Это часть его одежды, которую он ежедневно носил на своем подряснике. Огромное количество людей стекается в наш храм, чтобы помолиться святителю Иоанну. В акафисте он именуется заботливым отцом тех, кто находится в скорби, в болезни. Он помогает, когда возникают какие-то проблемы с детьми.
Пояс был выставлен в прошедшее воскресенье. Иногда его привозили в Россию два раза за год: 2 июля, в день кончины отца Иоанна, и 12 октября, в день его прославления. Уже на протяжении 8 лет эта святыня приезжает в Москву из Канады, из скита преподобного Серафима Саровского. Хранителем этой великой святыни является владыка Ириней (Рошон), правящий епископ Канадской митрополии. Блаженнейший митрополит всей Америки и Канады Тихон благословляет и всячески поддерживает принесение святыни в Россию. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл лично вовлечен в то, что святыня привозится в Россию и находится у нас в храме. Она является великим утешением для всех. Даже во времена ковида, когда зараза немного спадала, Святейший владыка разрешал ее привезти.
Расскажу несколько слов о святом Иоанне. Он родился в 1896 году в селе Адамовка в Харьковской губернии. С детства он был набожным ребенком, читал жития святых, отличался от сверстников. Его родителей звали Борис и Глафира. Важно знать их имена, потому что опыт и образ жизни святой Иоанн унаследовал от них. Преподобный Сергий Радонежский говорил: «Прежде чем прийти ко мне, поклонитесь родителям моим». Он особенно благоволит тем, кто молится за его родителей. Эта же история повторяется много раз в житиях других святых, которые прославлены в России. Мы должны знать имена родителей святого Иоанна и записать их в личный «синодик», потому что это особенно важно и ценно для него.
Его родители были богатые, обеспеченные, очень щедрые и богобоязненные люди. В воспитании и образовании юного Михаила (так звали святителя Иоанна до пострижения в монашество, в честь Архангела Михаила) участвовала гувернантка-француженка. Она была католичкой, но образ жизни отца Иоанна сподвиг ее принять православие. Уже можно удивиться только этому факту: образ его юности подвиг другого человека принять православие.
Отец направил его на обучение в кадетский корпус. Потом он получил юридическое образование в Харьковском университете. Затем семья переехала в Сербию, где он познакомился с митрополитом Антонием (Храповицким), великим иерархом Русской Церкви и особенно зарубежья. Антоний особенно благоволил святителю Иоанну и постриг его в монашество. Святой Иоанн остался преподавать в Битольской семинарии.
Архиерей святитель Николай Сербский (Велимирович) много общался с людьми и говорил: неправда, что святые закончились, посмотрите на иеромонаха Иоанна, который являет собой пример евангельской жизни и христианской любви.
Отец Иоанн с момента пострижения в монашество не ложился на кровать. Взял на себя такой образ по примеру святого, прославленного в области, где он родился. Святой Иоанн отказался от сна лежа в кровати и где бы то ни было.
– Нам известен такой пример преподобного Нила Столобенского.
– Можно уже и закончить только на этом факте, что человек никогда не ложился на кровать. Любой из нас имел опыт, когда не мог лечь в кровать в дороге или вынужденно. Через несколько дней все греховное естество начинает выходить наружу. Ты раздражаешься от мельчайших вещей, раздуваешь из мухи слона. Но владыка Иоанн решился на это и до конца своей жизни не ложился горизонтально. Он взял на себя этот подвиг еще до того, как стал иеромонахом.
Затем его рукополагают в епископы и отправляют в Шанхай, где он становится столпом для людей, иммигрировавших из России. Он не американский святой, а всемирный. Везде, от Шанхая до Сан-Франциско, он проявлял свою любовь и объединял людей вокруг себя.
– Получается, Россия, Китай, США.
– И Европа: Франция, Сербия. Он потом еще был Западно-Европейским епископом.
В Шанхае он объединяет вокруг себя иммигрантов. Люди уехали в другую культуру, в другую страну, другую часть света. Основание их жизни разрушено. Любви владыки Иоанна хватало, чтобы всех этих людей окормить, защитить, успокоить.
В большинстве случаев акафист – это отражение жития святого. В акафисте отцу Иоанну сказано, что он имел особое попечение о детях. В Шанхае была нищета, родители не могли обеспечить жизнь своим детям, и владыка Иоанн брал их к себе. Таким образом организовался огромный приют воспитанников отца Иоанна: несколько тысяч детей.
Владыка Иоанн приходил в приют поздно вечером. Весь день проводил в трудах: ходил в больницы, общался с людьми, искал, кто мог бы явиться благодетелем приюта. Это была ежедневная работа. Он кушал строго до двенадцати, потому что каждый день служил Божественную литургию. Когда служили раннюю, он был в алтаре, а позднюю возглавлял сам. Ежедневно служил литургию до конца своей жизни. Так и умер: отслужив службу и сидя на кресле; действительно как архиерей.
Известен случай, когда ему вечером сообщили, что на завтра совсем нет еды. Он помолился, а наутро приходит человек и жертвует огромные мешки каких-то круп и муки. Произошло чудо, ведь это кажется невозможным. Хотя это тоже условно. Чудеса не являются свидетельством нашей веры. Если вера основана только на чуде, тогда нет живого общения со Христом.
– Это уже не вера, а какой-то поход в цирк, чтобы посмотреть на какие-то веселые представления.
– Есть еще такой образ: ты в ресторане и обращаешься ко Христу как к официанту, когда тебе что-то нужно. А потом: «Уйди, я дальше без Тебя». Это странно, но, к сожалению, мы так иногда живем.
После службы владыка Иоанн приходил в больницы, искал в списках русские фамилии и сам подходил к больным, общался с ними. Он нес очень жертвенное служение. О нем можно рассказывать днями. Говорю это уже из своего небольшого опыта, сколько читаешь, смотришь о владыке. Есть книга, в ней показаны чудеса, которые произошли именно от святыни, что приносят в наш храм.
– За эти восемь лет? Уже есть книга с чудесами?
– Да, и даже не одна. Восемь лет – это много. Уже очень много свидетельств, очевидцев. И еще есть много людей, которые устно что-то рассказывают, но не хотят публиковаться, говорят, что это личное.
– Но это тоже проповедь. Хотя вера на чудесах не строится.
– У этих людей вера не заканчивается чудом. У них загораются глаза и появляется благодарность к святителю Иоанну. Человек начинает узнавать о нем глубже: откуда у него эта сила, кто он такой, он же не Бог, тогда как это сделал? И тогда всплывают все аспекты его жития, и человек начинает менять свою жизнь. И это ценно. А вера, основанная на чудесах, ничего не значит, если за этим ничего не следует, если не продолжается живого общения с Богом.
Владыка Иоанн приходил к больным людям и преподавал им Тело и Кровь Христа. Все аспекты его жизни мы можем транслировать на свою личную жизнь и так приближаться к Богу. Часто, когда мы говорим о святых, на этом и останавливаемся. Мы говорим, что владыка Иоанн был великим, не ложился на кровать. Это умиляет нас и вдохновляет. Каждый день служил литургию. Но ведь он был таким же человеком, как мы.
Один священник, проповедуя в храме, увидел аналой, на котором не было иконы, и, обращаясь к верующим, сказал, что каждый должен прожить такую жизнь, чтобы в конце на аналое лежала его икона. А мы думаем, что владыка Иоанн от нас высоко, как орел в небе, а мы внизу. Конечно, не нужно строить никаких иллюзий, но он же до этого неба как-то взлетел. И взлетал с этой же земли, на которой мы живем.
– Просто он вовремя откликался, когда к нему обращался Бог, принимал то, что Он ему подавал. Каждый из нас может делать то же самое.
– Он – пример того, что это реально и в наше время. Он скончался в 1966 году. Это наш современник. Это святой, который ездил на автомобилях, летах на самолетах. И он, читая Евангелие, исполнял его в своей жизни и стал святым.
Мы иногда воспринимаем так, что Антоний Великий, преподобный Сергий и другие святые жили совсем в других условиях. Что им было делать-то, раз телефонов и развлечений не было? Работай да служи Христу.
– И магазинов не было. Нужно было пахать огород, чтобы просто прокормиться.
– Да, а сейчас у нас условия жизни вроде как лучше, все блага цивилизации. Условия жизни улучшились, а духовность уменьшилась.
Все зависит от духовного устроения. Если преподобный Сергий родился бы в наше время, в его жизни ничего бы не поменялось, потому что он был бы так же близок ко Христу. Он ушел от мира, а мир пришел за ним. И теперь он известен во всем мире и является центром православия в России. Если бы апостол Павел оказался в нашем времени, то использовал бы все те средства коммуникации, которые сейчас доступны, и еще умножил бы свою проповедь о Христе.
Поездки в Рим или Эфес занимали много времени, были сложности, и он рассказывал, что даже много раз умирал, – но всегда использовал эти средства. Владыка Иоанн приходил к больным, преподавал им Тело и Кровь Христовы, много молился у постели болящего.
Очень важное свидетельство о том, что Тело и Кровь Христа ничем не заражают человека, от этого невозможно заразиться, этого в истории никогда не было. Святитель Иоанн взял Запасные Дары (Евхаристию) и пошел в больницу к больному человеку, который был заражен какой-то инфекцией и находился в отдельном боксе. Владыка пришел к нему, все врачи были в специальных защитных халатах, чтобы не заразиться. И вот они общаются, больной принимает Причастие и выплевывает его на пол; случилось так, что он проявил такое небрежение. Святитель Иоанн, не сказав ему ни слова, встал на четвереньки, съел все и ушел. И не заболел. А тот человек потом выздоровел, пришел к нему и раскаялся. Это свидетельство жизни.
Когда мы об этом рассказываем, это все опирается на веру или личный опыт. Если после нашего разговора люди обратятся к нему и станут к нему ближе, тогда они скажут, что он действительно великий (можно привести много самых разных эпитетов), и тогда они уже будут верить исходя из своей личной жизни.
В 2000 году известный русский режиссер Родион Нахапетов поехал с супругой в Америку в поисках лучшей жизни. Это свидетельство широко распространено, но я расскажу, если вы не слышали. Они приезжают и начинают искать лучшей жизни, но ничего не клеится. Наступает последняя черта, им надо уезжать к родственнице, которая живет в США, на какое-то время, чтобы в дальнейшем вернуться обратно в Россию, потому что все рушится, ничего не получается, деньги истощились. И Родион хватается за соломинку – идет на собеседование к директору киностудии, чтобы там предложить свои работы. Его супруга дает небольшую открытку святителя Иоанна, говорит: «Положи ее к себе в карман». Он подумал: какой-то бородатый дед, одет во все черное.
Я ничего обидного не хочу сказать о владыке Иоанне, не хочу его как-то унизить. Наоборот, это яркое свидетельство того, что из этого щупленького, сгорбленного, косноязычного (он заикался, поэтому говорил непонятно; если кто-то захочет послушать архивные записи, ничего не поймет; но сейчас есть субтитры, благодаря чему можно понять) человека исходила благодать. В этом маленьком человеке была благодать Христа, о которой мы так много рассказываем и которую так мало видим. Возможно, мы с ней никогда не соприкасались (или прикоснулись, но так и не заметили), а из него она прямо изливалась.
Режиссер положил эту открытку себе в пиджак, пришел на собеседование. Он общается с директором, рассказывает, тот скучно и невнимательно слушает. И он понимает, что все плохо, разговор заканчивается – и в глазах директора уже написано: до свидания, мы вам перезвоним. И тут он вдруг ощущает в области груди особую теплоту: «Я подумал, что у меня сосуд лопнул, там растекается кровь, поэтому тепло». В голове промелькнула мысль: что-то произойдет. А его супруга в это время молилась святителю Иоанну. И вдруг отвернувшийся директор разворачивается к нему с измененным лицом и говорит: «Оформляйтесь, все нормально, мы будем работать вместе». Это ярчайший пример того, что это все работает. Жизнь одного человека со Христом с маленькой простой открыточки (даже не из иконы) распространяется и на других людей, и случилось такое чудо.
В Шанхае произошла революция, спасенные дети – тоже пример чуда. Вот яркий пример. Он приходит к себе в приют вечером, говорит своей помощнице: «Бери две бутылки водки, мы идем». Она в недоумении: аскетичный человек, ест мало. Он ел один раз в день, при этом служил каждый день литургию, спал сидя, постоянно молился. После литургии не выходил из алтаря по нескольку часов, продолжая молиться, как бы «остывал» после молитвы. Он был очень строг к разговорам в алтаре, если в этом не было необходимости по ведению богослужения.
Когда он обращался к Богу и воздевал руки, он как будто видел Самого Христа и Пречистую Деву Марию, святых. Об этом говорят люди, которые у него алтарничали; они видели, как он весь горел литургией. Это не какие-то мистические образы, это реальные свидетельства людей, которые говорили, что они сами этого не ощущают и не видят, а у него это было. У него было очень много икон, в его комнате все стены были обклеены иконами. Когда его отец сказал, что достаточно, надо с этим заканчивать, он попросил разрешения принести еще одну. «Хорошо, только одну», – сказал отец. Сейчас это актуально вспомнить, когда мы празднуем праздник всех святых, в земле Российской просиявших, – именно эту икону он принес в свой дом.
Помощница думает: «Владыка сказал, надо делать». Берет две бутылки водки, и они идут в те районы Шанхая, куда и днем небезопасно заходить, а они идут ночью. Владыка говорит: «Этому мужчине отдай одну бутылку». Она отдает. Оказывается, он несколько мгновений назад выкинул в мусорку своего новорожденного младенца, потому что был в отчаянии от своей нищеты и алкоголизма. Владыка Иоанн забирает этого ребенка. Потом они идут в другой район, и эта история повторяется. Они вышли из приюта с двумя бутылками водки, а пришли с двумя детишками. Помощница была удивлена: детей в приюте совсем нечем было кормить, а тут еще двое. Но владыка знал свое дело.
И вот в Шанхае произошла революция. В это время там был очень жесткий комендантский час. Даже людей убивали, кто его нарушал, оказывался на улице в это время; не было никакого разбирательства, просто стреляли. Владыка Иоанн ходил по городу безо всякого свидетельства, но ни у властей Шанхая, ни у солдат не возникало сомнения, что в него не нужно стрелять. Для него были открыты двери везде. Мы и сейчас относимся к нему с великим уважением, но он был такой же человек, как и все.
Потом в Шанхае сменилась власть, и нужно было уезжать, а ехать было некуда. Единственное государство, которое согласилось их взять, – это Филиппины. К чести властей, им отдают целый остров Тубабао. Но этот остров находился на пути тайфунов, и местные жители это знали, поэтому не селились рядом с побережьем или селились в определенное время года, зная, что все построенное – разрушится.
И вот 5 000 беженцев из Шанхая приезжают на Тубабао. Они находились там 27 месяцев, и за это время не случилось ни одного тайфуна. Лишь один приблизился, но обошел их. Некоторые скажут: случайность, так бывает. Нет. Жители свидетельствуют, что именно в это время тайфунов не было. Они были всегда: до и после того, как беженцы покинули остров. Тем, кто боялся, местные жители говорили: «Вы не бойтесь, у нас русские, они с четырех сторон осеняют крестным знамением ваше жилище и палатки. Не бойтесь, не случится ничего плохого». Так и было. Когда русские ушли, пришел тайфун, и все было сметено и уничтожено.
Святитель Иоанн летит в Вашингтон. Это один из ярчайших примеров его служения. Садится у дверей Конгресса, Капитолия. Странный человек в черном подряснике, сидит и благословляет всех входящих туда сенаторов. Вообще как это возможно? Сидит там несколько дней, пока они не стали спрашивать: «Что тебе нужно? Чего ты хочешь?» Он им говорит: «Там у меня люди, которым надо дать гражданство, потому что им некуда идти». И не все были здоровы, не могли работать и приносить какую-то пользу Америке. Это невозможно представить, но конгрессмены вносят изменение в законодательство США. И это факт жизни, люди переезжают: три тысячи в США и две тысячи в Австралию.
В Сан-Франциско святитель Иоанн строит храм в честь иконы «Всех скорбящих Радость». Мы в России говорим: Скорбященский храм. А он акцент делал именно на слово «радость». Он достраивал храм, но и там были недоброжелатели, как и на протяжении всей его жизни. Не нужно думать, что у него жизнь была ровной, что он был в Шанхае, Тубабао, потом в Америке. Всегда была нужда, тяжелый труд.
Он достраивает храм, но нашлись люди, которые обличили его даже в воровстве, на святителя было возбуждено уголовное дело. Его помощники говорили, что знают, кто это делает, можно было их разоблачить, но владыка сказал: «Не стоит, потому что это дьявол, а не люди». Настолько он был духовным человеком. И все эти рассказы не про сказочного героя, а про конкретного человека, который жил не так давно, который был прославлен в 1994 году.
Недавно мы отмечали 25-летие подворья Православной Церкви в Америке в храме во имя святой великомученицы Екатерины и 25-летие прославления великих святых. Если вы придете в наш храм (мы будем рады всех видеть), вы увидите икону, на которой изображены великомученица Екатерина и святитель Иоанн. До того как он перевез людей в Америку, его отправляют на служение в Европу, в Париж. И там было все сложно, он служил в гаражах. Ему дали два гаража, где он соорудил храм…
В какое-то время он отправился в Сиэтл послужить в храме, так как был архиереем. После служения литургии он около трех часов находился в алтаре, молился. Еще он был хранителем Курско-Коренной иконы Божьей Матери «Знамение». Он ее взял с собой до того, как уехать в Сиэтл. Но, уже садясь в автомобиль, выскочил и забежал снова в свою комнату. У него был там небольшой аналой, на который он каждый день ставил икону святого, память которого празднуется в этот день. Он знал наизусть жития всех святых, потому что они были его друзьями, и это тоже факт его жизни.
Он вдруг поставил иконочку апостола Иуды (имеется в виду святой апостол Иуда, не Искариотский). Воспитанники думали: «Владыка уже сколько лет не спит и вот забывает. Ведь это произойдет не сегодня и не завтра, через длительное время будет память этого святого». Он поставил эту икону на аналой и ушел, сел и уехал.
И вот именно 2 июля, в день памяти апостола Иуды, владыка Иоанн скончался. То есть он знал, когда умрет. Отслужив Божественную литургию, он пришел к себе в келью, встал на колени перед иконой Божьей Матери Курской Коренной. Находившиеся в коридоре услышали шум, открыли дверь в келью, увидели, что владыка упал. Он был еще жив, его посадили в кресло, он благословил всех, сказал какие-то последние слова и скончался. Так он отдал свою жизнь Богу.
Реальное чудо произошло, еще когда владыка был в Европе. Был женский монастырь. Сестрам сказали, что через год или раньше их выселят. Монахини жили вместе с игуменьей, их было около 20 человек. А уйти им было некуда. Прошел год, их чемоданы выставляют, они выходят в полной растерянности. Останавливается почтальон, спрашивает игуменью по ее имени в миру, она отвечает: «Да, это я». Он говорит: «Вот, распишитесь, Вам в конверте послание».
Как это может быть? Он вышел, знал, где остановиться. Игуменья расписалась. В конверте была записка от святителя Иоанна, где он говорил, чтоб они шли на такой-то вокзал, купили билеты до такой-то станции. И еще в конверте были деньги – так как владыка, наверное, переводил какую-то ровную сумму, но в переводе на местную валюту получилась сумма неровная.
Они идут пешком от этого монастыря на вокзал – много людей, одетых в черное: в Европе это, конечно, вызывало резонанс. Приходят на вокзал, говорят, что им нужно до такого-то места, их самих столько-то. И им выдается чек, где ровно до цента сумма, которую дал владыка Иоанн.
По поводу смерти расскажу одну историю. У владыки Иоанна было, конечно, много духовных чад. И вот ярчайший пример того, каким удивительным был владыка: священник из Голландии рассказал, что у него в жизни больше не будет такого духовника, который позвонил бы в 12 часов ночи и сказал: «Иди отдыхай. То, о чем ты сейчас молился, исполнится». Ты молишься, а тебе звонят и говорят: «Все хорошо».
– О таком можно только мечтать.
– Сейчас такое тоже есть… Не буду сейчас уходить в эту скользкую для меня тему. Но для меня это актуально – недавно умер мой духовник отец Анастасий из Николо-Угрешского монастыря. К нему приходили люди, он с ними общался, несмотря на то, что у него и так было огромное количество духовных чад. И когда ты с ним общался, было ощущение, что никого нет, ты один для него, он знает твои проблемы, твою жизнь, интересуется всем, не забывает ничего. Вот это очень важно. И у владыки Иоанна мы это тоже видим. Да, об этом можно только мечтать.
Можно еще сказать по поводу пребывания в нашем храме пояса. Он уже выставлен. В прошедшее воскресенье служился первый акафист. И до 2 июля молебен с акафистом будет служиться на протяжении всех будних дней в 18 часов как раз у пояса. Можно подавать имена родственников, друзей, знакомых – мы помолимся.
На протяжении всего дня с 8:30 можете свободно зайти в храм… И мы знаем, что у Бога нет мертвых, у Него все живы. Тем более такой яркий светильник, маяк православия имеет возможность и желает, чтоб мы к нему обращались и меняли свою жизнь к лучшему, читали Евангелие. Он знал Евангелие наизусть, Ветхий Завет знал наизусть и легко проповедовал, опираясь на Евангелие, несмотря даже на то, что был косноязычен.
Его любовь распространялась, и люди, которые даже не были с ним лично знакомы, просто находились рядом, говорили: «От него исходит любовь». Мы так рассказываем, думаем: «Вот это да!» Но он читал такое же Евангелие, как и мы, жил в той же Православной Церкви, причащался тех же Тела и Крови Христа.
В субботу акафисты у нас не служатся – всенощное бдение. А в воскресенье акафист служится в 17 часов. 2 июля (это будет воскресенье, как раз день кончины святителя Иоанна) в нашем храме Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил возглавить богослужение владыке Алексию, епископу Солнечногорскому, наместнику Данилова монастыря. Божественная литургия начнется в 9 часов утра.
И после архиерейской литургии на заднем дворе храма пройдут торжества. Как мы знаем, трапеза – продолжение литургии. Но помимо каких-то яств будет представление – выступление музыкантов, живой звук. Можно будет приобрести что-то связанное с владыкой Иоанном и с нашим храмом.
Также (думаю, можно сказать) у нас есть лотерея, которую мы организовали в прошлом году: вы приходите, вносите пожертвование, вам дается бумажечка, на которой написаны ваше имя и телефон. 2 июля владыка Алексий, который в прошлом году тоже возглавлял богослужение, из чаши достает имя, и икона, которая находится слева от пояса, идет к человеку, который, можно сказать, выиграл ее, которому так улыбнулся владыка Иоанн.
Конечно, средства, которые будут собраны, пойдут на оплату этой иконы, потому что она написана вручную, то есть это не печать.
– Отец Павел, Вы с большим энтузиазмом рассказываете о святителе Иоанне. Чем лично Вас зацепил святитель Иоанн?
– Святитель Иоанн расположил меня к себе. В мае в моей семье родился второй сын, мы назвали его Иоанном. И после 20 минут радости супруга мне написала, что его забрали в реанимацию, в бокс, у него проблемы с кровью, ее откачивали из желудка через зонд. Страшно звучит, ведь это ребеночек.
Стали молиться владыке усиленно. И святитель Иоанн стал мне очень близок. Такое личное откровение – я своей супруге сказал в минуты растерянности и молитвы: «Наверное, владыка это сделал для того, чтобы я потом рассказывал об этом». Ведь я относительно много о нем рассказываю, когда кто-то спрашивает.
Некоторые ничего не знают о православии, я говорю о Евангелии и о том, что человек, наш современник, реально мог это воплотить в жизнь. Сам я не очень яркий пример. А тогда подумал: когда спросят, что у меня в жизни произошло, буду рассказывать о том случае, не стесняясь. Святителю отче Иоанне, моли Бога о нас!
Моя супруга оканчивала иконописное отделение. В нашем храме есть икона, которую она написала. Там слева икона преподобного Германа Аляскинского, а справа – большая икона святителя Иоанна, в рост.
– Что с ребенком в итоге?
– Слава Христу Богу, все хорошо. Растем, развиваемся молитвами владыки Иоанна.
– Спасибо, отец Павел, за этот разговор, за прекрасный интересный рассказ о святом подвижнике наших дней.
Ведущий Александр Черепенин
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
У книжной полки. Алексей Солоницын. Чудотворец наших времен
Всенощное бдение 6 декабря 2024 года
Региональный этап Рождественских образовательных чтений 6 декабря 2024 года
Божественная литургия 6 декабря 2024 года
Этот день в истории. 6 декабря
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!