Беседы с батюшкой. Священник Алексий Артамонов. 3 декабря 2023

3 декабря 2023 г.

В гостях протоиерей Алексий Артамонов, клирик Богоявленского кафедрального собора в Елохове города Москвы.

– Начался Рождественский пост. Завтра праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Накануне в храмах уже звучит катавасия «Христос рождается, славите!» Совсем скоро Рождество, везде праздничная атмосфера. Но у православных идет пост. Как же правильно поститься?

– Поститься надо с умом. Понять, что основной пост – это содержание смирения и мирного состояния души, ума и тела, то есть всей полноты человеческой природы. А кулинарный пост – это уже пособие для того, чтобы сохранять спокойствие и смирение духа. Основная задача поста: соблюсти себя в спокойствии, смирении и подготовиться к встрече Рождества Христова.

– На исповеди, наверное, часто произносится один из грехов о том, что не соблюдал пост.

– К сожалению, да.

– Мы говорим о том, что это все-таки средство. И иногда слышим от священников, что это не очень обязательно и что надо брать пост по силам. Но люди порой воспринимают это так, что раз они находятся в мире со всеми, то зачем тогда каяться в том, что нарушил пост?

– Вопрос не в том, кто чего должен. Это вопрос понимания, как ты это видишь. Если для тебя это действительно является каким-то препятствием для того, чтобы быть ближе к Богу, то почему бы не раскаяться и не изменить свою жизнь? Главное, что это не должно превратиться в какое-то формальное исполнение обязанностей, мол, если съем яйцо или еще что-то скоромное, это отведет меня от Бога. Сам Христос сказал: Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст. Порой наши мысли и действия оскверняют нас намного больше, чем всякие другие вещи, которые происходят в нашей жизни.

– Это происходит в любое время, не только в пост.

– Конечно.

– У Вас много детей. Расскажите, как проходят эти дни в Вашей семье. Священники часто говорят нам, как правильно, и всегда интересно, как у них в семьях.  

– Этот период времени проходит в приготовлении подарков. У нас в семье сложилась такая традиция. Мы подключаем к этому и других, чтобы собрать как можно больше подарков. Печем печенье, делаем открытки и поделки, потом дарим на праздники Рождества и Пасхи. Это два таких праздника, к которым мы готовимся особенно. Длинные посты. И мы встречаем подарками Рождество, а потом и Воскресение Христово, чтобы поделиться этой радостью с другими, чтобы научиться именно отдавать, а не ждать подарков для себя. Мне кажется, это полезно для детей.

– Получается, весь период поста Вы живете этим?

– Да, приготовлением. Это большие объемы. В прошлый раз мы смогли сделать где-то 350 подарков.

– Ого! И все участвуют?

– Да.

– Очень хорошая традиция. Я знаю, что иногда детям дарят подарки на день святителя Николая. Кажется, эта традиция идет с Западной Украины.

– У нас было разделение, что какие-то подарки дарятся от родителей, а какие-то от святителя Николая. Естественно, это больше для маленьких детей. И дарим все-таки именно на Рождество Христово, а не на сам день святителя Николая. 

–  Я помню, что получал подарок на день святителя Николая, а потом на Рождество.

Вопрос от телезрителя: «Как исполнять заповедь о почитании родителей, а именно отца, если он с первого года жизни сына не принимал участия ни в воспитании, ни в образовании? Отец никогда не интересовался его жизнью. Сыну уже 22 года. Я никогда не препятствовала их общению».

– Христос и так все сказал. Надо ко всем относиться с любовью, по-другому никак нельзя. Особенно если чувствуешь неприязнь к какому-то человеку, тем более к родителю, то должен понять, что это духовное самоубийство. Ты этим чувством убиваешь самого себя. У нас есть призыв делать другим то, что хочешь, чтобы делали тебе. А все хотят любви и внимания. Кто из нас безгрешен?

– Еще прощения хотят.

– Конечно, все мы просим милости у Бога. Тогда как же мы сами не будем милостивыми?

– А если отец к 22 годам опомнился?

– Даже если и не опомнился. Он же находится в серьезном состоянии болезни. Если произошла такая трагедия, то это живет внутри его. Мы не можем заглянуть внутрь, но я уверен, что для большинства это трагедия. А если еще и сын отвернется, то этим отношением еще усугубит ситуацию.

– Получается, сыну нужно перебороть себя?

– Даже не перебороть. Начать больше молиться за отца, ведь если мы к кому-то испытываем большую неприязнь, то надо дать ему больше любви. Любовь будет рождаться в молитве, и уже через это молитвенное делание человек изменит к кому-то отношение.

– Это работает в том случае, когда есть хоть какая-то духовная жизнь. Обычно же люди очень жестокие, их сердце черствеет.

– Конечно.

– Вопрос задавала мама. Получается, молиться нужно ей?

– Конечно, маме молиться в первую очередь за сына, чтобы он справился с этой ситуацией.

– Вопрос от телезрителя: «Когда захожу в церковь и подхожу к иконам, у меня подступают слезы. Как можно это объяснить? Хорошо это или не очень?»

– Если человек будет пытаться всегда искать этих чувств, то это, конечно, может привести к плачевным последствиям.

– А почему так?

– Потому, что это проявление больше душевное, нежели духовное. И когда человек начинает искать каких-то душевных утех, то, к сожалению, его может увести совершенно в другую сторону.

– Я слышал, что некоторые святые отцы рекомендуют внимательнее отнестись к духовной жизни, если во время молитвы начинаешь плакать.

– Конечно.

– Это не очень хорошо.

– Такие душевные проявления могут негативно сказаться на духовной жизни. Конечно, у кого-то были дары слез. У святых. Но это несколько иные дары. А когда они такого душевного проявления, то, к сожалению, могут сказаться плачевно.

– А можно ли во время молитвы представлять святого или Бога?

– Нельзя. Потому что это опять-таки отсылка к душевному восприятию, и можно быть обманутым. Мы же знаем много ситуаций, когда в виде ангелов или Бога являлись духи злобы, которые уводили человека в сторону. Это одна из серьезных причин, почему святые отцы не то что не рекомендуют, а строго запрещают такие представления.

– Для этого есть икона.

– Конечно.

– Вопрос от телезрителя: «Дочь вышла замуж. Ее дочери 3 года. Муж неверующий и не разрешает крестить ребенка. Как быть в этой ситуации?»

– Самой участвовать в церковной жизни. А как иначе, если он запрещает?

– Нельзя ослушаться. Нехорошо идти против его воли.

– Конечно. Как нам известно: нечестивый муж может спастись благочестивой женой. Приближаясь сама к Богу, она приблизит к Нему и своего мужа, а потом уже и дочь.

– Еще задают много вопросов о том, когда ребенка крестили против воли родителей. Привезли ребенка бабушке, а она покрестила. Родители потом сказали: «Ну ничего». И как будто ничего не было. Как можно это расценивать? Таинство-то совершилось.

– Таинство совершилось, рождение произошло, а дальнейшей жизни не произошло. Ребенок как был вне церковной жизни, так и остался. Рождение подразумевает последующую жизнь, а родители пока не готовы дать эту жизнь. Хорошо, если бабушка взяла на себя такую ответственность и готова вводить человека в церковную жизнь, а не просто исполнить какие-то ритуальные действия.  

– Мы с этим сталкиваемся постоянно.

– Поэтому Святейший благословил проводить огласительные беседы перед крещением, чтобы все было осознанно, чтобы мы не создавали такие духовные «консервы», которые, может быть, вырастут и станут христианами. Жизнь христианина начинается с момента его духовного рождения в таинстве Крещения.

– Так у многих людей выражается некая безответственность к нашей Церкви.

– Да, многие просто не понимают смысла всего происходящего.

– А бывало такое, что Вы отказывали в крещении?

– Бывало.

– Говорили: «Вам не надо креститься»?

– Конечно.

– Это касалось маленьких детей или уже взрослых людей?

– И взрослых, и детей.

– А как, по Вашему мнению, можно преодолеть эту ситуацию? Что нужно сделать?

– Сначала надо человеку не просто сказать: «Нет, иди гуляй»; ему нужно обозначить это как болезнь. Если у человека есть болезнь, а врач ему ее не покажет, тот погибнет. Мы должны обозначить эту болезнь, показать ее и сказать, что надо ее изжить и тогда можно будет полноценно участвовать в жизни Церкви. А если человек не собирается отказываться от греховной жизни, то какой смысл входить в эту жизнь, которая должна проводиться в святости и без греха?

– Часто люди даже не понимают эту обычную церковную жизнь в рамках прихода. Просто ходят в храм. Еловский собор большой, там много «захожан». Это проходное людное место со своими традициями. Храм не закрывался. И часто люди не понимают эту церковную жизнь.

 Недавно я столкнулся с одной сектой, меня даже пытались вербовать. Они не знали, кто я такой: у меня было скрыто лицо в социальной сети. Это был очень интересный опыт. Я видел среди адептов этой секты очень много простых женщин среднего возраста, которых много в храмах. В основном они там и стоят. Они еще и детей подтягивают в эти секты. Ужасное чувство. Я пытался с ними общаться, мне было интересно, как они туда попали. Кого-то священник обидел, на кого-то бабушка накричала, еще что-то. Люди начинают обижаться, ищут какое-то утешение и так попадают к сектантам. Как Вы думаете, почему так происходит? Ведь к каждому человеку подход не найдешь, к каждому не подойдешь, не поговоришь. Это невозможно. Но в целом как можно было бы исправить эту ситуацию, по Вашему мнению?

– К сожалению, все происходит от скудости нашей любви, потому что мы все больше заняты вниманием к себе, чтобы нас любили. И не так важно, кто ты: священник или мирянин. Когда у нас какие-то сложности, нам проще отмахнуться от проблемы, нежели начать ее решать.

А если все-таки погрузиться в проблему человека, который к тебе пришел, и он почувствует твое искреннее отношение, даже если ты откажешь в чем-то, но объяснишь причину и покажешь пути, как разрешить этот вопрос, это будет восприниматься совершенно по-другому. Самое главное – научиться любить людей. Когда мы будем любить друг друга, то и отношения будут другие; и искать уже будут в том источнике, где будет много этой любви.

– Такое человеколюбие – это дар Божий или можно его приобрести?

– Мы все созданы как образ и подобие Бога и несем в себе частичку этой любви, отображение Бога. Поэтому нам надо только очистить себя от этой сажи греха, который на нас. Потому Церковь и дает всякие инструменты, чтобы нам почистить свою скляницу. И пост – один из них.

– Но при этом не голодать, а как-то разумно к этому подойти. Как говорил один известный батюшка, не есть других.

Вопрос от телезрителя: «В миру у меня одно имя, а в крещении другое. Как это влияет на мою судьбу?»

– Никак.

– Почему? Как так происходит вообще?

– Тут может быть много всяких ситуаций. Например, назвали так, а потом, когда пришли крестить, вспомнили, что дедушка был совершенно с другим именем, и чтобы сделать ему приятное, крестили с другим именем. Кто-то пытается скрыть имя в крещении, боясь каких-то, так сказать, волхований. Такие языческие пережитки. Много всяких причин.

– Вопрос от телезрительницы Людмилы: «Как обрести духовника? Наш батюшка не согласился им быть, я никому не нужна».

– Батюшка отказался не из-за того, что ему никто не нужен, просто, может быть, он не чувствует в себе сил для этого, не чувствует призвания духовника. Все-таки это особый путь. А про то, что никому не нужна… Надо найти, кто нужен тебе. Приложить себя к этому. Как искать духовника? Ну, как грибы: ходят, ищут без червяков, собирают.

– То есть можно священника, скажем так, подбирать под себя? Темперамент, чувство юмора.  

– Конечно.

– Это если есть из кого выбирать.

– Благо у нас сейчас много храмов, много священников: можно выбирать.

Ну, это в Москве.

Вопрос от телезрителя Руслана: «Как почувствовать Святого Духа?»

– Не знаю.

– А Вы чувствовали? Или это интимный вопрос?

– Не то чтобы интимный. Если вернуться к первым вопросам о том, можно ли представлять себе святого, хорошо ли плакать, это опять-таки душевное восприятие. Присутствие Святого Духа какое-то, наверное, таинственное действие. Сложно его квалифицировать.

– Может, какой-то момент счастья?

– Может быть, но я не знаю, что это так. Так или иначе я могу ошибиться.

– При рукоположении, когда возлагаются руки у престола, священниками переживаются какие-то эмоции. Можно ли сказать, что это что-то особое?

– Я переживал какой-то трепет, страх, потому что все-таки это серьезное таинство.

– Незабываемо, да?

– Конечно.

– А можно ли искать Святого Духа? Это реально или нет? Или же надо быть проще и просто причащаться почаще?

– Мне кажется, это опять искание чего-то душевного. «Стяжи дух мирен» – так призывают нас святые.

– Я у сектантов спрашиваю: «А как это можно доказать?» Они отвечают: «Мне это духом святым открылось». А как там, что… Ну, думаешь, ладно.

– К сожалению, духи бывают не только святыми.

– Да, тут уже разговор заканчивается. Доказательств никаких нет, истины нет. Они говорят: «В тебе нет духа, поэтому ты не веришь в это». Тяжелый разговор.

Вопрос от телезрительницы Елены: «Скажите, пожалуйста, какие критерии одежды существуют в Церкви? Как правильно одеваться в храм?»

– Скромно. Так, чтобы это не было смущением для других... Это не должно быть чем-то вопиющим.

– Опять же думать о других?

– Безусловно.

– Вопрос от телезрителя: «Можно ли читать молитвы шепотом?»

– Конечно.

– Вопрос от телезрителя: «Можно ли осенять крестным знамением некрещеную внучку?»

– Почему нет?

– И молиться за нее?

– Обязательно надо.

– Вопрос от телезрительницы Жанны: «Стоя в очереди для принятия Святого Причастия, я увидела, как батюшка вынул частицу из Чаши и начал подносить впереди стоящей женщине, но тут ложечка с частицей как бы разделилась, и ту, с сияющей белым светом живой частицей, кто-то невидимой рукой положил назад в Чашу. Было ли причастие для этой женщины? Я каждый раз при причащении боюсь, что не получу именно святыню».

– Христос говорит: не бойтесь, только веруйте.

– А то, что человеку было это открыто?

– Ну, значит, ей это надо было, чтобы понимать высоту этого таинства. Бояться не надо, в простоте принять, поблагодарить Бога и продолжать спокойную жизнь во Христе.

– То есть абсолютно успокоиться?

– Конечно.

– Нужно ли об этом рассказать священнику?

– Абсолютно необязательно. Ну, если ей легче станет… Я думаю, что она уже много раз рассказала.

– Со Святыми Дарами есть очень много разных правил. Например, если они по-настоящему превращаются в плоть и кровь, священник это покрывает платом и ждет запрета. Правильно? Получается, есть какие-то разные запрещения и так далее. А в этой ситуации можно ли как-то классифицировать такой момент? Или это просто частный случай?

– Я думаю, это частный случай для нее.

– Вопрос от телезрительницы: «Мы с мужем наркозависимые. Как нам молиться? Как очищаться, если мы пребываем в таком состоянии?»

– Это болезнь, и ее, конечно, надо врачевать. Самим не справиться. Очень хорошо прибегать к таинству, просить у Бога помощи избавиться от этого недуга. Любая зависимость – это не только недуг плоти, но и души. Поэтому призывать помощь надо со всех сторон.

Вопрос от телезрителя: «Нужно ли исповедовать в частной исповеди те грехи, которые были произнесены на общей исповеди?»

– Если это мучает человека.

– Я, кстати, никогда не был на общей исповеди. Но знаю, как это происходит. Я знаю, что такие исповеди практиковались во времена ковида.

– Да, как экстремальные…

– То есть когда нет нормальной возможности исповедовать людей?

– Конечно.

Вопрос от телезрительницы Анастасии: «Как решиться на исповедь?»

– Когда у тебя уже настолько воспалился аппендицит, что не можешь спокойно существовать, то без хирургического вмешательства никак не обойтись. Так и здесь: когда настолько ощутишь, что тебя убивает грех, то сломя голову побежишь к Врачу душ и телес.

Вопрос от телезрителя: «Что делать, если муж много времени проводит за компьютером и мало уделяет мне внимания? Меня это очень огорчает и обижает. Как быть?»

– Молиться за него, чтобы он избавился от этой страсти.

– Только молиться?

– А что мы еще можем сделать?

– Провода перерезать. Но будет конфликт.

– Во-первых, конфликт. Во-вторых, это очень легко поправимо. А молитва – это проявление любви. Жена своей любовью будет спасать его от этой зависимости.

Вопрос от телезрителя: «Как объяснить четырехлетнему малышу, Кто Такой Боженька?»

– Как объяснить? Бог – это Тот, Кто всех любит.

– Как Вы объясняете своим детям?

– Так и объясняю: Тот, Кто всех любит. Мне кажется, что у ребенка несколько иное восприятие, более тонкое, поэтому нет смысла приводить ему какие-то ассоциативные доводы. А что его кто-то любит – это более понятно. Скажешь ему, что это Дух, – он не поймет, надо будет объяснять, что такое Дух, что такое вечный. А так у него есть мама, папа, братья, которые его любят.  

– И Боженька любит.

Вопрос от телезрительницы Ольги: «Мне 65 лет, муж умер, 7 лет я вдова. Недавно встретила друга юности, он давно живет один. Предложил сойтись. С мужем мы не венчались».

– Вдова в любом случае имеет возможность заключения повторного брака.

– Для нее это будет первое венчание. Если оба не против, то надо идти венчаться?

– Конечно.

– Вопрос от телезрителя: «Мои дети остались с отцом (силой), и он перевел их в мусульманство. Причем дети были крещеные. Могу ли я молиться за них? И как это делать?»

– Конечно, можно. Как и в случае с бабушкой и некрещеной внучкой.  

– Страшная ситуация, трагедия для семьи… А если дети, принявшие мусульманство в таком достаточно юном возрасте, потом, в будущем, решат вернуться в православие?

– Крещение никуда не девается.

Крещение было. А как это происходит?

– Через покаяние. Если они будут практиковать мусульманскую жизнь.

– А если нет, то, по сути, это профанация. Были ли у Вас на практике такие случаи?

– Таких не было, но из мусульманства крестили.

Вопрос от телезрителя: «Можно ли брать в крестных католиков? Моего сына крестили, а крестный католик. Видимо, батюшка не совсем разобрался».

– Наверное. У нас нет евхаристического общения с Римско-Католической Церковью…

– Вопрос от телезрителя: «Переходит ли на жизнь новорожденного судьба того святого, именем которого его назвали?»

– Нет, конечно.

– Но мы же выбираем небесных покровителей.

– Да, но не по судьбе.  

– Да, верно, но накладывает ли это какой-то отпечаток на жизнь человека?

– Не знаю.

– Я помню, в семинарии спрашивали: «Как тебя зовут?» – «Сергей». – «О, преподобный». – «А тебя как зовут?» – «Илья». – «О, пророк».

– Если ты следуешь жизни своего святого, то, безусловно, это накладывает на тебя отпечаток. А если не следуешь его жизни, то нет.  

– Мы часто говорим об общении с Богом в молитве или даже об обращении к Нему в каких-то бытовых моментах: «Господи, помоги». Со святым тоже так можно?

– Конечно. А как еще?

– А Вы общаетесь?                          

– Конечно. Прошу, чтобы он за меня замолвил словечко перед Богом.

– Общаетесь как с живым?

– Конечно. А какой он? Все живы.

– А как понять волю Божию по определенной ситуации? Можно ли какую-то ситуацию, складывающуюся в жизни, как бы попытаться оценить, что это от Бога? Как это происходит? Есть ли какой-то способ это определить?

– Всё по любви. Если по любви, значит, от Бога.

– Бывает и не по любви.

– Конечно, если ты хочешь сделать что-то дурное, то это будет не воля Божья. Воля Божья в том, чтобы мы стали такими же, как Он: совершенными в любви и святости. И всё. А остальные компромиссы от лукавого.

Это легко понять людям, которые ведут какую-то духовную жизнь.

– Не надо искать другой воли Божьей. Потому что, к сожалению, в этих поисках человек теряет суть жизни. Начинается: надо ли мне выйти замуж? Ищет старца, потом старец не подошел – надо искать другого старца. В таких поисках проходит вся жизнь, а воля Божия так и не открыта. Но все уже давно открыто. Христос пришел и сказал: «Ищите прежде Царства Божия и правды его, все остальное будет к этому прикладываться». Вот и вся воля Божия – в поиске Царства Божьего, Царства любви.

– Предположим, что человек живет своей жизнью, у него есть жена и дети, и что бы в этой жизни ни происходило, все проецируется на то, как мы должны поступить, чтобы попасть в рай.

– Да, конечно. Все проще и ровнее. Все эти поиски всяких чудес и знамений не нужны; Христос сказал, кто их ищет.

– Есть много бытовых вопросов. Например, такой: «Подскажите, пожалуйста, как правильно сформулировать свою исповедь, если я часто исповедуюсь – и каждый раз одни и те же грехи?»

– Если человек так часто исповедуется, то он все прекрасно знает.

– Но он говорит: одни и те же грехи.

– Если он их совершает, пусть говорит.

– А если прийти на исповедь, зная, что ты совершал все те же грехи, но их не называть, потому что ты уже к ним привык?

– Если привык, это уже плачевно.

– Но ты, допустим, не говоришь эти грехи, а говоришь одну реальную проблему, которая тебя просто ровняет с землей. Достаточно ли такой исповеди или надо все-таки выговорить все, что натворил?

– Если человек часто ходит на исповедь, то я не думаю, что он что-то такое натворил в большом количестве. Только если запутается…

– Бывает такое.

– Хуже не будет, если все расскажет.

– Но это удлиняет процесс.

– К сожалению, да.

– А Вы как к этому относитесь?

– Все индивидуально. Бывают всякие случаи.

– Как исповедоваться человеку, больному психическим заболеванием? Как мы вообще к ним относимся? Разные же бывают заболевания… Как мы здесь исповедуем и причащаем?

– Абсолютно так же, как обычного человека, – с любовью.

– Когда они в спокойном состоянии?

– Конечно.

– Следующий вопрос: «После смерти родителей в доме осталось очень много икон в бумажном виде в самодельных окладах. Они не в хорошем состоянии. Естественно, их не выкинешь, как тогда быть?»

– Можно в храм принести, можно пожертвовать кому-то.

– А если они в очень плохом состоянии, можно ли их самостоятельно сжечь?

– Конечно. Есть специальные правила, как это сделать.

– Какие правила?

– Они сжигаются, а пепел потом в проточные воды опускается, либо в какие-то непопираемые места. При храмах есть еще сухие колодцы, туда можно тоже отнести.

– Телезрительница задает вопрос: «Иногда встречаются люди, которые отвергают православную веру и религию вообще. Как вести себя с такими людьми в беседе?»

– Как с обычными людьми.

– А если ими провоцируется разговор о религии?

– Мне кажется, что надо быть ровным со всеми.

– А если оскорбляется твоя вера, что делать?

– Надо просто сказать: давай не будем затрагивать эти темы, если ты так болезненно к ним относишься. И все. Надо как-то нивелировать это, но с любовью, а не брать вилы в руки и идти в бой.

– Многие говорят, что православие должно быть с кулаками. Как Вы к этому относитесь?

– Надо отстаивать веру, но не с кулаками в прямом смысле слова.

– Скажем так, уметь за себя постоять все равно нужно.

– Не толерантность должна быть, а смирение, то есть мирность духа, а не бурная ярость, которая изливается. Это, наоборот, противно Богу.

– А как ее найти, эту мирность духа?

– Через молитву.

– Я понимаю, что через молитву, тот же пост, еще что-то. Но не всегда же это так достигается. Как еще этого можно достичь?

– По-другому – никак.

– Но какая-то внутренняя работа тоже должна быть?

– Молитва и пост – это и есть внутренняя работа.

– Например, хочется нагрубить. Что делать?

– Молиться: «Боже, очисти мя, грешного».

– Да, а еще как можно сделать?

– Этого достаточно. Пригласить Бога в эту ситуацию.

– Но ведь бывают разные ситуации. Обижают человека, обижают твоего ребенка, маму. Иногда нужно реально по-человечески поступить, может, в морду дать.

– Тогда надо ограничить доступ такого человека к твоему близкому. Но это уже не оскорбление веры, а какие-то физические воздействия.

– В какой-то степени я понимаю Вас так: действительно, по-христиански нужно все покрыть сплошной любовью, любую ситуацию разрулить именно таким образом. Но есть горячее сердце, а есть холодное. Нет ли в этой любви некоего равнодушия ко всему происходящему?

– Наоборот.

– Как бы «я ушел от этих проблем – и все».

– Нет, ты не ушел от проблем, а, наоборот, принял их в сердце. Одно дело – отпихнул это и забыл. Это как раз проявление нелюбви. А когда ты принял все в сердце, соединил свою молитву об этом человеке с Богом, ты, наоборот, вовлек его в свою жизнь. Вопрос в том, как ты его вовлек: либо через позитив, либо через негатив.

– Как это?

– Когда ты нагрубил ему, хотя ты был прав. Христос тоже был прав, но пошел на Голгофу.

– У нас, православных, бывает просто: нагрубил – «брат, прости». И как-то ситуация выправляется.

– Так ведь «прости» – это главное. Если это не просто фраза, а действительно раскаяние в том, что ты не справился с собой и вспылил, нагрубил, обидел человека. Если будет акт раскаяния и человек простит – это и будет любовь, смирение.

– Вы говорите об этом очень просто, но мне кажется, это очень сложно.

– Все просто и сложно одновременно. Но если ничего не делать, то ничего и не получится.

– Спасибо Вам. Мне было достаточно интересно. Я много раз здесь слушал разных священников и каждый раз что-то для себя открывал. Подытожим нашу сегодняшнюю программу. Может, обратитесь к нашим телезрителям? Что самое главное?

– Самое главное – иметь мирный дух и любовь друг к другу. Сейчас время поста, когда мы готовим себя к Пришествию в этот мир Христа Спасителя, мы будем вспоминать эти события. Хотелось бы, чтобы это было действительно с чистой душой, с чистым сердцем. Потому что все эти праздники, которые грядут, не только церковные, но и светские, к сожалению, часто поглощают наше внимание и отвлекают нас от сути. Развлекают нас всевозможными увеселениями, пытаются увести от главного.

А главное, чтобы мы все были вместе, ощущали себя одной большой семьей. Чтобы этот мир и единодушие, которые будут хотя бы в нашей семье, могли бы распространяться уже и на других. А если в нашей семье нет единодушия, то как могут быть у нас в стране мир и единодушие, когда мы не можем собраться вместе, как раньше семьи собирались? Кто-то бежит в ресторан, кто-то – к друзьям, все разбегаются.

Хотелось бы, чтобы в такие тяжелые времена, которые сейчас постигли нашу страну, мы все-таки объединились именно вокруг семьи. Каждый – вокруг своей семьи. И чтобы эта теплота сердец согрела тех, кто рядом с нами. А это передастся и тем, которых рядом с нами нет; они где-то далеко, в окопах, и тоже нуждаются в теплоте и любви. Я думаю, что им было бы приятно, если бы мы вот так о них подумали, а не где-то с фейерверками, криками и пьянством проводили это время. Пускай даже это были бы светские люди, живущие вне Церкви. Все-таки главное, что должно быть в нас: внимание и любовь друг к другу.

– Закончим фразой преподобного Серафима Саровского: где просто – там ангелов со сто, а где мудрено – там ни одного.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Анна Вострокнутова и Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать