Беседы с батюшкой. Подготовительный период к Великому посту

3 марта 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает председатель Отдела по делам молодежи и миссии Екатеринбургской епархии, настоятель храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в Академическом районе Екатеринбурга священник Даниил Рябинин.

– Тема сегодняшней передачи – «Подготовительный период к Великому посту». Зачем вообще установлены посты?

– Действительно, мы уже вступили в подготовительный период к Великому посту. Это замечательное, прекрасное время с целым рядом определенных смысловых нагрузок. Постное время является для нас хорошим, радостным периодом, чтобы вновь почувствовать всю суть и соль нашей христианской духовной жизни.

Мы знаем, что многодневных постов в течение календарного года – четыре. Некоторые из них могут длиться даже чуть больше сорока дней (например, Петров пост в определенные периоды). Пост – такое время, которое нас в течение всего года немножко стимулирует и духовно ободряет. Святые отцы часто говорили о Великом посте как о десятине, которую человек отдает Богу. Если в году 365 дней, то 40 дней поста – примерно та десятина, которую человек отдает Богу. И мы рассматриваем не только какие-то гастрономические ограничения, которые, безусловно, являются одной из необходимых составляющих поста, но и на духовные моменты обращаем внимание. В календаре православного христианина постных дней чуть больше десятины, значит, есть возможность еще больше времени посвятить Господу.

Для тех, кто по-настоящему несет бремя молитвенных стояний, духовно совершенствуясь, это время, с одной стороны, достаточно привычное, но является очень важным. Я имею в виду служителей храмов и монастырей. Человек, который вовлечен в церковную жизнь, пришел к ней, тоже органично вписывает в свой быт постное время. Важно никогда не расслабляться. У нас самый большой период межговенья (мясоед) – между Успенским и Рождественским постами. Всякий раз замечаю и в общении с людьми, и по себе, что этот период затягивается; ждешь, когда же начнется Рождественский пост, чтобы вновь приобщаться к хорошему.

Хотел бы отметить важный момент, на который мы всегда обращаем внимание. Не надо разграничивать время постное и время вне поста. Мол, сейчас постом я хорошенечко помолюсь и приведу свою духовную жизнь в порядок (если получится), а все остальное время буду жить расслабленно. Не совсем верно так рассуждать. Жизнь движется импульсами: в какое-то время мы должны мобилизоваться и внимательнее относиться к духовным моментам, а в другое – входим в обычный, размеренный порядок жизни. И это хорошо, это прекрасно. Опыт и жизнь Церкви так сформировали наш церковный календарь, что он в основе своей, безусловно, приносит нам только пользу.

– Зачем нужен подготовительный период перед святой Четыредесятницей?

– Это тоже интересный момент. В отличие от прочих многодневных постов Великий пост имеет свои особенности и, что мне очень нравится, литургически выражен в глубоких смысловых темах.

Великому посту предшествует подготовительный период: четыре смысловые позиции, которые обозначены в евангельских чтениях. Начинается этот период с Недели о мытаре и фарисее, а лучше даже сказать – с Недели о Закхее. «Неделей» в церковнославянском языке называется воскресный день. То есть подготовительное время – это четыре воскресных дня и три седмицы, которые предшествуют Великому посту. Перед ними еще читается евангельский рассказ о Закхее. Все эти евангельские поучения (или события), о чем рассказывает Христос, направлены на то, на чем мы должны заострить свое внимание.

Что важно в пост? Три составляющие поста, по которым мы должны поработать, – покаяние (является сердцевиной поста), пост в гастрономическом и духовном смысле и молитва. И мы видим, как последовательно раскрываются в богослужениях эти темы.

Притча о мытаре и фарисее: в ней речь идет об искренней и сердечной молитве; открывается суть постного времени. Всегда напоминаем, что пост – время посмотреть внутрь себя. Мы живем в мире, в мегаполисах, смотрим друг на друга, и у нас возникают самые разные страстные вожделения, в том числе пресловутое осуждение, от которого мы никак не можем избавиться. К слову сказать, одним из маркеров поста является прекрасная молитва, которая читается и в храме за каждым богослужением, и дома, – молитва преподобного Ефрема Сирина, в которой есть такие замечательные слова: «Господи, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». Это напоминание о том, что нам следует обратить внимание на самого себя. Обычно же мы в других подмечаем какие-то недостатки и постоянно живем в определенной рассеянности...

– Сегодня с утра отвозил супругу до работы и заметил, что в трех-четырех ситуациях я подумал о людях в негативном ключе: мальчик собаку не здесь выгулял, водитель не пропустил на дороге, и у меня возникли отрицательные эмоции. И так далее.

– Да, это факт, и для каждого из нас это в каком-то смысле вошло в определенную норму. Но есть такие моменты, на которые мы реагируем в силу того, что не можем не реагировать. Если, например, я иду по дорожкам и вижу разбросанный мусор, естественно, я раздражен на того человека, который так сделал, и у меня возникают некие негативные эмоции. Может быть, это вполне естественное явление. Или возникает осуждение, когда мы видим недостатки другого и, может быть, превозносимся над этим человеком. Как раз эту тему, которая прослеживается через весь Великий пост, и открывает нам притча о мытаре и фарисее: брат, посмотри на самого себя; ты не самый лучший человек в этом мире. Потому что если бы ты был самым лучшим, для тебя все эти моменты были бы второстепенными.

– То есть мы не должны кивать на другого, а должны фокусироваться на себе.

– Да, посмотри на себя: какой ты, что из себя представляешь?

– Но просто так человек не будет на себя смотреть, поэтому Церковь и подталкивает к этому.

– На себя не очень приятно смотреть; мы привыкли свои недостатки скрывать (для самого себя в том числе), но чаще всего мы их даже и не замечаем. Как раз хорошо, когда появляются другие люди, которые нам на них могут указать. Но мы на таких людей раздражаемся.

Следующая тема подготовительного времени – Неделя о блудном сыне. Прекрасный рассказ. Если притча о мытаре и фарисее говорит нам о молитве и наших взаимоотношениях с Богом, то здесь открывается важнейшая тема Великого поста – тема покаяния и одновременно с этим тема любви Божией. Наверное, можно было бы назвать притчу о блудном сыне притчей о любящем отце, потому что центральное место занимает именно отец, который своей любовью покрывает все недостатки и младшего, и старшего сыновей. И на это мы должны ориентироваться.

Покаянное время – это не когда мы смотрим во мрак могилы, понимая, что скоро нас ждет сырая земля и смерть. Мы прекрасно осознаем, что у духовно здорового человека всегда есть свет в конце тоннеля. И постное время не просто обрывается; впереди нас ждет определенное торжество – праздник Светлой Пасхи, Воскресение Христово. И вот этот период нас вводит в совершенно потрясающее состояние внутреннего духовного подъема.

Насколько разнятся дни Страстной седмицы и дни Светлой седмицы, которая идет следом! Они разные по всем ощущениям, это нужно внутренне прочувствовать. И мы поймем это и прочувствуем, если постараемся пройти время поста по-хорошему для самого себя. Эти разные эмоциональные и духовные переживания держат нас в хорошем тонусе вплоть до отдания Пасхи и дня Святой Троицы.

Далее в подготовительном периоде идет тема Страшного Суда, воспоминание Адамова изгнания. На всенощном бдении в субботу вечером мы уже слышали песнопение «Покаяния отверзи ми двери...» Это важнейшее песнопение, которое уже маркирует начало подготовки к посту.

В эту субботу мы уже слышали 136-й псалом «На реках Вавилонских». Это тема изгнания: когда мы натворим дел, а потом сидим и плачем. Здесь и тема блудного сына (не случайно песнопение начинает звучать именно с этого периода). Если зрители это пропустили, надо обратить на это внимание. В больших соборах это песнопение всегда исполняется с особыми мотивами, настраивая нас на хорошее. Евреи потеряли свою родину, сидят в плену и плачут. В Неделю воспоминания Адамова изгнания поется песнопение о том, как Адам сидел напротив рая и плакал. Блудный сын, который ушел от отца, потерял все, понял, как ему плохо живется, и заплакал, вспомнив, чего он лишился. То есть тема о том, насколько мы перестаем ценить то, что имеем, и только потерявши это – плачем. Но мы понимаем, что все эти проблемы возникают исключительно из-за нас самих. Первый человек совершил грехопадение; еврейский народ без конца выпендривался; нерадивый блудный сын решил, что он всех умнее, хочет хорошо пожить, погулять...

– Он был в этом уверен...

– Мы все уверены и глубоко убеждены, что наше дело правое и мы знаем, что нам делать, а советы, наставления, поучения, вразумления наших отцов и  матерей – это прошлый век, не так актуально и неинтересно. Мол, буду жить так, как хочу. А потом, естественно, плачем, бежим под мамино (или папино) теплое крыло, возвращаемся к тому, что потеряли. Но если в притче о блудном сыне мы видим доброго и любящего отца, через которого нам в принципе открывается Божественное милосердие и любовь Божия, то в повседневной жизни может быть по-разному.

Вот какие прекрасные темы готовят нас к посту. Над этим можно порассуждать.

В гастрономическом плане тоже все очень легко запомнить. Неделя о мытаре и фарисее – сплошная седмица. Следующая седмица: среда, пятница – уже пост. А дальше мы ограничиваемся от вкушения мясной пищи, масленичная неделя продолжается. И все это завершается Прощеным воскресеньем, которое вводит нас непосредственно в Великий пост.

Когда мы начинаем важное духовное делание, мы должны оставить всякое попечение. Вспомним песнопение, которое звучит за каждой полной Божественной литургией: «Иже херувимы, тайно образующе… отложим попечение». То есть отложим все, что нас может связывать, отягощать наше сердце. В житии преподобной Марии Египетской, которое читается на Мариином стоянии, описана прекрасная традиция: в первую неделю Великого поста монахи, перед тем как уйти в пустыню, просили друг у друга прощения, а потом расходились, чтобы со свободным сердцем начать дело поста и молитвы. Из Священного Писания мы знаем: если ты с братом не примирился, то к какому-то духовному делу приступать не положено.

– У всех-всех просить прощения?

– У тех, кого, как Вам кажется, Вы обидели. Ясно, что в современном мире это бывает сложно сделать. Мы говорим про идеальный вариант. Когда начинающий воцерковляться человек сталкивается с этим, для него это становится сложным рубежом: если у тебя есть обидчик или ты кого-то обидел, попросить прощения бывает трудно.

По крайней мере, у нас есть наши родные: может быть, мы с ними крупно не ссорились, но, думаю, всегда найдется, за что попросить у них прощения. Попросить прощения у человека – это уже как второй уровень. Наша задача – оставить свои обиды и с этим вступать в дни Великого поста.

Чин прощения проходит в каждом храме, на каждом приходе, чтобы не было разобщенности в общине. К сожалению, наше общество не идеальное. И внутри общины, вступая в Великий пост, важно все это оставить позади, постараться снять с себя груз греховный и начать время молитвы.

– Одна из наших телезрительниц пишет: «Очень хочется внимать простым человеческим насущным словам, но так получается, что рядом на YouTube есть ролик со сногсшибательным пирожком с мясом. Посмотрела, сколько там отзывов: ни конца, ни края; и они очень сильно отличаются от тех комментариев, которые есть после программы ˮБеседы с батюшкойˮ. Это уже осуждение? И почему так происходит?»

– Внимать насущным словам – это смотреть телеканал «Союз», а не разные ролики про вкусные пироги. Второе: не читайте комментарии хейтеров, и все у вас будет прекрасно. Зачем это делать? Чтобы лишний раз раздражаться? Там люди специально для того и сидят, чтобы вас, меня и каждого раздражать. И под нашей беседой обязательно напишут о том, какой батюшка духовный или бездуховный...

– А ведущий грамотный или безграмотный...

– ...какие ужасные декорации и безграмотная, глупейшая речь. Зачем это читать? Чтобы заниматься каким-то мазохизмом и самобичеванием? Давайте воздерживаться от этого. Люди специально провоцируют каждого из нас на негативные эмоции и реакции.

Наша задача – делать что-то хорошее и доброе в тех условиях, которые имеются, исходя из своих интеллектуальных знаний. И если вдруг от нашего слова кому-то станет чуть легче в этом мире – думаю, это уже хорошо. Назидаясь добрыми словами, можно тоже сделать что-то доброе: порекомендовать кому-то наше видео, написать хороший комментарий, выложить его у себя на страничке. Ведь мы живем в информационном пространстве, которое нужно наполнять хорошим, положительным, качественным контентом. Как и свою жизнь наполнять постом и молитвой.

А хейтеры, которые оставляют только негатив, есть и в виртуальном мире, и в реальном мире. Озлобленному человеку всё не так: холодно, жарко, плохо, грязно, денег мало, нет работы и так далее. Не угодишь человеку. Поэтому давайте стремиться совершенствоваться и видеть хорошее, положительное, позитивное.

Пирог с мясом – это прекрасно; можно его приготовить, когда закончится пост, порадоваться и написать хороший отзыв.

– Бесстрастие и равнодушие – это одно и то же? Мы привыкли, что равнодушие – это плохо. Но само слово вроде хорошее: с равной душой ко всему и ко всем...

– На мой взгляд, эти два понятия – равнодушие и бесстрастие – несколько разнятся. Равнодушие больше с отрицательным знаком; человеку равнодушному все безразлично, он равнодушен к окружающему миру, к проблемам и бедам другого человека. Мол, живите как хотите, это ваши проблемы. Один известный футболист сказал: «Ваши ожидания – ваши проблемы». Это стало мемом. Равнодушно относиться к своей работе –это трудиться спустя рукава; то есть человеку без разницы, будет ли выполнен план, качественно ли будет сделана работа.

Бесстрастие в христианском плане связано с отношением к негативным, отрицательным страстям. Достигнуть бесстрастия – это когда мы не будем идти на поводу у своих страстей, которые нас сбивают с баланса. И бесстрастие здесь со знаком «плюс», это духовное совершенство. То есть человек бесстрастный руководствуется духовными законами, определениями, которые дают ему возможность воспринимать ситуацию, адекватно ее оценивать и принимать необходимые меры для ее преодоления.

В отношении скорбей, например, бесстрастие проявляется в том, что мы не будем реветь и стонать, что жизнь кончилась. Повторюсь, для здравомыслящего и духовно трезвого человека всегда есть свет в конце тоннеля, и этот тоннель мы проходим, пытаясь свои страсти как-то уравновесить, убрать на второй план. В конечном счете к достижению бесстрастия и призывает нас время Великого поста, чтобы мы несколько усмирили то буйство страстей, которое в нас имеется.

– Поститься вне Церкви возможно? Имею в виду в современной ситуации, когда человек живет в большом городе, мегаполисе...

– Вне Церкви это будет связано исключительно с гастрономическими моментами. Так «постятся» (в кавычках) веганы, вегетарианцы, праноеды и прочие. Но это не пост. Ограничение в пище – это важная составляющая поста, безусловно. Потому что человек – существо душевно-телесное, мы не можем рассуждать только о духовных материях.

Великий пост, в отличие от прочих многодневных постов, имеет свою литургическую, богослужебную особенность, и это потрясающе важная составляющая Великого поста. Если мы возьмем только гастрономические ограничения, исключив из рациона набор понятных продуктов (например, не будем есть мясо), то чего мы достигнем? Это какой-то великий подвиг? Ничего подобного.

В богослужебном плане мы уже сказали, сколько смыслов в подготовительных неделях к Великому посту. А сколько еще впереди! Например, Канон Андрея Критского. В этой студии мои коллеги будут еще много говорить об этом, этому будут посвящены целые программы. Если изъять из Великого поста богослужебную составляющую, это будет уже не пост.

Скажу по поводу посещения служб. Понятно, что каждый трудится, работает в определенном ритме. Кто-то трудится в светских организациях и не имеет возможности попасть на богослужение, но это надо делать. Не сделать, а делать. Если вы будете Великим постом посещать богослужение в каждый воскресный день, вы ничего не поймете: будет то же самое, что и три недели назад, в январе, в ноябре. Только батюшки будут ходить в фиолетовом облачении и будет немножко скорбная атмосфера. А напевы, мотивы с вечера пятницы переходят в обычный ритм. Немножечко удлинится богослужение, потому что совершается литургия Василия Великого в воскресенье, но человек этого не поймет, так как для него будут звучать те же самые песнопения.

Может быть, если вы молитесь в большом соборе, будут исполняться постовые песнопения: «На реках Вавилонских», «Покаяния отверзи ми двери», что будет вводить в тему поста. Когда затворяют царские врата и священники причащаются, вот это ожидание перед выносом Чаши заполняется либо чтением молитв перед Святым Причащением, либо проповедью, либо чтением поучений (есть синаксари, взятые из Постной триоди), либо хором исполняются соответствующие песнопения. Например, в рождественский период мы слышим колядки; в подготовительный к Великому посту – «Покаяния отверзи ми двери» либо «На реках Вавилонских».

То есть поститься вне Церкви будет колоссально сложно. Литургический пост заключается в том, что отменяется совершение полной Божественной литургии в течение всей седмицы, с понедельника по пятницу включительно. Совершается литургия Преждеосвященных Даров, но это несколько иная история; она необходима для того, чтобы верующие могли причаститься Святых Христовых Таин. И в этом есть момент перехода от совершенно постной седмицы (когда совершаются коленопреклонения, читается молитва Ефрема Сирина, читаются специальные молитвы) к торжеству Божественной литургии. Этот переход просто нужно почувствовать, он совершенно удивительный! Субботняя Божественная литургия, воскресная – и потом опять мы уходим в тональность светлой радости поста. Поэтому нужно постараться присутствовать на богослужениях.

Маркеры Великого поста: Канон Андрея Критского, Мариино стояние, праздник Благовещения вписан в этот чудный период, Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста), Крестопоклонная неделя. Все это, конечно, нельзя пропустить. Если есть трудности на работе, нужно выкроить время, заранее все спланировать. Откройте церковный календарь, посмотрите важные даты. Если даты отмечены красным, значит, в эти дни будет происходить что-то важное, что введет нас в тему поста и духовно, и интеллектуально, и эмоционально.

Страстная неделя. Даже если мы будет строго поститься, сидеть на сухарях, но не будем в храме в особые дни, мы всё пропустим. Страстная Пятница, страстные Евангелия. Или богослужение установления таинства Евхаристии. Или Великая Суббота. Все это – потрясающие дни, и мы живем в предвкушении этого.

В прошлом году для многих из нас постный и пасхальный периоды смазались. И сегодня есть вдохновение, что мы к этому можем вернуться. В прошлом году все мы суетились, не знали, куда деваться, как быть: закрыться дома или идти в храм. Прошел год. Господь дал нам время, возможности, и мы снова подошли к этому периоду. Конечно, мы сугубо будем молиться о тех, кто преставился, отошел ко Господу. В церковном календаре обозначена мясопустная родительская суббота – это время для того, чтобы вознести молитвы за усопших, ушедших в этот период, кто, к сожалению, не смог преодолеть это время. Но всё не без Промысла Божьего. В этот день мы молимся обо всех наших близких и родных, кто предстал перед лицом Божиим. Перед началом поста, перед масленичной седмицей это очень важно. Конечно, заупокойные поминовения будут совершаться и Великим постом, но родительская мясопустная суббота обозначена в церковном календаре особо.

Пост – это время покаяния. Но это тихая и светлая радость, которая в пасхальную ночь даст максимальный выход, и сердце наше наполнится тем, к чему мы устремляемся. А устремляемся мы к Спасителю, Христу воскресшему; Он победил смерть и является Источником жизни. Мы прибегаем, устремляемся к этому Источнику всем своим существом. Время поста для нас – безусловно, время пользы. Мы проведем это время с благодарностью Господу, извлечем из него самое полезное и будем радоваться тому, что  имеем.

Ведущий Тимофей Обухов

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель строящегося храма во имя святой блаженной Матроны Московской города Санкт-Петербурга священник Михаил Проходцев. Тема беседы: «Самомнение, своенравие, своеволие и смирение».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать