Беседы с батюшкой. Духовное богатство и мир. Точки соприкосновения

18 июня 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик храма святой равноапостольной Нины (г. Санкт-Петербург) священник Михаил Проходцев.  

– Тема сегодняшней передачи сложная, но интересная: «Духовное богатство и мир. Точки соприкосновения». Конечно же, каждый из нас в своей молитвенной жизни или в жизни, которая пока еще вне церковной ограды, сталкивался с этими проблемами.

Отец Михаил, когда я готовился к передаче, увидел, что тема настолько глубокая… Я прочел в статье, которая написана не для верующих людей (это просто психологическое размышление), что духовное богатство – это чуткость, знание истории своей страны, его прошлого, сопереживание; и один из признаков духовного богатства – живой ум. В принципе, довольно понятные вещи, но все же у нас разные представления... Мы знаем духовное богатство святых отцов, к которым прибегаем, чтобы прояснить для себя какие-то важные вещи. Мы знаем и чтим духовное богатство Священного Писания, святых отцов, просто людей, которых ценим.

Но существуют такие примеры, как Арина Родионовна. Безграмотная, и я не уверен, что она прочла какие-то книги (и уж точно не книги по богословию), но мы можем сказать о ней, что она была духовно богатым человеком. Что же такое духовное богатство?

– Мы с вами православные христиане, и, как Вы абсолютно точно заметили, у нас есть щедрое богатство, к которому мы можем прибегать и черпать в нем для себя вдохновение, много мыслей, духовно обогащаться: Священное Писание и Священное Предание. Священное Писание – это книги, которые дают нам возможность открыть для себя Бога и познакомиться с Богом. В особенности открыть  Христа и понять, Кто для нас Христос: наш Господь, наш Добрый Пастырь и Друг.

Апостол Павел дает замечательное определение, на мой взгляд, духовного богатства в Послании к Галатам. Я бы хотел его озвучить. Духовное богатство – это жизнь в Святом Духе, то есть возможность стяжать духовное богатство – это возможность жить в Духе, возможность жить с Богом и в Боге. Не время от времени  вспоминая, что мы христиане, а постоянно стараясь пребывать в Духе и истине и знать путь, куда мы следуем: в Царствие Небесное, чтобы быть с нашим дорогим и любимым Господом. Вот что говорит апостол Павел. На мой взгляд, довольно емкое определение того, что есть духовное богатство: Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Апостол Павел открывает нам совершенно другое, но правильное измерение духовного богатства. Начинается оно с любви и радости. Любовь, радость, мир, долготерпение…  С одной стороны, эти слова постоянно звучат для нас в Церкви, священники говорят об этом с амвонов, мы имеем возможность прочесть об этом и у апостола Павла, в Евангелии и других книгах Священного Писания, у святых отцов и современных проповедников.

С одной стороны, вещи очевидные, а с другой – попробуй дотянись до этих плодов. Ведь чтобы стать духовно богатым, нужно пройти огромный путь.  И если этот путь пройден, то вряд ли человек, который обрел духовное богатство, сможет сказать в конце жизни: «Посмотрите на меня, какой я красавец: я духовно богат, стяжал все плоды Духа Святого, о которых говорит апостол Павел. Мне теперь не стыдно умирать. Приглашайте телевидение, снимайте меня, теперь я ухожу».

Это было бы странно. Мы с вами знаем примеры святых: никто из них никогда не утверждал о своем духовном богатстве, скорее все плакали о своих грехах и постоянно ощущали свою духовную нищету. Об этом идет речь у апостола Павла,  это то, чего нам постоянно не хватает, но что мы можем обрести благодаря Богу, стремлению к Нему, попытке осознать, о чем Он хочет нам сказать, попытке научиться с Ним разговаривать, Его слушать, идти с Ним туда, куда Он нас призывает. Вот это возможность стяжать то самое духовное богатство, которое всем нам так необходимо.

– Вопрос телезрительницы: «Зависит ли от человека приобретение духовного богатства? Ведь духовное богатство, по сути, дает Бог».

– Благодарим Надежду за вопрос. Слава Богу, что у всех нас одинаковые шансы. Всем нам Господь дает возможность обожиться. Все мы сотворены по образу Божьему. И конечно, у каждого уже есть свои таланты, дары, и человек может их в себе разглядеть и приумножить, обрадоваться этим дарам и использовать их во благо и себе, и ближним. Понять, что мне дано, а чего у меня нет. 

Каждому из нас жизненно необходимо ответить для себя на этот вопрос, если мы сознательно стараемся идти туда, где истина, путь и жизнь, где Христос. Потому что наше движение должно иметь цель, это логично. Движение без цели хаотично и приведет в никуда. Нам с вами дан путь. Господь называет Себя путем. Всем открыта истина: кто-то откликнулся на этот призыв и открыл для себя эту истину, кто-то еще нет, тем не менее каждому это открыто. И Господь говорит: «Я жизнь». То есть хочешь быть жив, будь с Богом. Этот призыв обращен к каждому из нас.

Люди спрашивают: «Как узнать волю Божию?» Открой Евангелие и начни читать. Удивительное дело: десять заповедей и блаженства уже дают нам возможность понять, какой у нас должен быть вектор движения. Не нужно искать духоносных наставников в укромных уголках страны и мира. Я не против этого (если у кого-то есть такое стремление – пожалуйста), но всё гораздо ближе. 

В конце концов, у нас есть возможность молиться, если нет под рукой Священного Писания, а молитва – это разговор с Богом. И в молитве мы можем честно признаться Богу: «Посмотри на меня, я просто пуст и гол. Я не нахожу в себе ничего, о чем говорит Священное Писание. Как я могу это обрести? Я не вижу в себе сил для этого. Сколько я ни пытался начать,  постоянно спотыкаюсь, и у меня пропадает желание это делать. Помоги мне понять, как мне обрести те дары, о которых говоришь Ты и Священное Писание».

– Первая молитва, с которой мы начинаем день: «Боже, милостив буди мне, грешному». Начиная с этого, мы начинаем этот самый путь. Если уж мы говорим о заповедях блаженств, как тут не вспомнить: блаженны нищие духом. Если говорим о духовном богатстве, то, может, это правильно, когда духовное богатство начинается с признания своей духовной нищеты?

– На самом деле это очень сложно. Если кто-нибудь и пытался, то наверняка, так скажем, получалось.  Наверняка человек может обратить внимание, как сложно избавиться от множества заблуждений о самих себе, которые у каждого из нас есть. Каждый из нас их имеет. Человек, которого могут считать высокодуховным, тоже может начать вдруг глубоко заблуждаться. Такие случаи бывают. И люди, которые годами, десятилетиями могут находиться в сане, молиться за людей, строить храмы, не застрахованы от того, чтобы не сбиться с пути. И тогда важно вернуться обратно на правильную дорогу – туда, куда нас приглашает Христос, и осознать себя нищим.

Кому захочется быть нищим? Все мы стараемся даже не думать, что с нами может произойти, что мы можем обнищать, то есть признать себя нищими, не имеющими ничего в плане даров, в данном случае: абсолютно пустыми и не имеющими ничего. Это очень сложно. Как человек может сказать себе: «Я банкрот, у меня нет вообще ничего и с этим надо что-то делать»? В этом очень сложно признаться. Кто-то предпочитает алкогольной завесой закрыть себя и пребывать в пьяном заблуждении. А кто-то может себе честно ответить: я дошел до ручки, надо с этим что-то делать, нужно начинать лечение.

– Я так жить не могу – наверно, с этого момента начинается изменение.

Вопрос телезрителя: «Духовное богатство человека нельзя посчитать, потрогать, пощупать, потискать. Оно есть, но его нет – такая вот замысловатая штука. Но в то же время есть люди, которые духовно богаты, а кто-то нет. Чем же они отличаются?»

– Спасибо, замечательный вопрос. Совершенно верно, мы не можем измерить, есть ли у нас  духовное богатство. Тем более мы не можем оценить каким-то устройством или тестом, насколько я духовный человек. Как же мы можем говорить, что можем знать о духовном богатстве другого человека?

Предположим, тот же самый апостол Павел. Можно позавидовать апостолу Павлу в какой-то степени? Он видел Христа, всю жизнь был Его апостолом. Он видел других апостолов, имел такие возможности, которых ни у кого из нас нет. Да, он бесстрашно проповедовал и сегодня прославлен в лике святых, мы обращаемся  к нему. Сейчас Апостольский пост; 12 июля мы будем встречать праздник святых первоверховных апостолов. То есть мы думаем: вот это точно духовно богатый человек. Но что сам о себе говорит апостол Павел?

Он постоянно стенает, мучается от какого-то жала в плоть, говорит, что доброго, чего хочет, не делает, а злое, чего не хочет, делает. Бедный я человек. Человек, который, с нашей точки зрения, является духовно богатым, считает себя бедным человеком. Он мучается, радуется тому, что ему открылся Христос. Каждый из нас может этому обрадоваться, осознать свою духовную нищету и осознать, что у нас есть Тот, Кто может нас, опустошенных, наполнить благодатью, духом. Это наш Господь. Вот со стороны кажется, что он духовен, а он так же, как и мы, переживает, мучается от чего-то, что-то его терзает, и он тоже может осознавать себя в какой-то степени пустым.

Поэтому оценивать кого-то со стороны я бы никому не рекомендовал. Этот сосед, например, богаче, чем я. Мы не знаем, какие могут быть трудности у этого человека. Если говорить просто про материальные вещи, то очень сложно сейчас состоятельным людям сохранять свои капиталы. В каком плане сложно? В том плане, что сейчас со всех сторон, в том числе правительство, озаботились: «Их деньги в нашем банке, а почему бы нам не наложить на них больший налог? Или вообще не арестовать их счета?» Как с этим со всем потом быть? Человек может зарабатывать абсолютно честно, но потом возникают совсем другие вопросы. Мы об этом не знаем…

То же самое: мы не можем говорить о духовном богатстве другого человека. Со стороны может казаться одно. Но откройте жития святых, посмотрите жития наших подвижников, пустынников, новомучеников и исповедников: люди духа, но лишенные абсолютно всего, оказавшиеся в застенках, расстрелянные, не имеющие возможности перед смертью покаяться как положено и причаститься Святых Христовых Таин, получившие пулю в голову или утопленные в озере… Это люди духа, но я не знаю, что они чувствовали в те моменты, когда с ними это происходило, и им не позавидуешь.  

– Зато у нас есть удивительная возможность, которой не было у первых христиан,  возможность узнавать о людях, которые столько сделали и претерпели для Господа. Мы можем сейчас об этом читать, узнавать это, видеть. Это формирование нашего духовного богатства.

– Предание.

– Нам легче, мы можем много об этом узнавать. Я понимаю, что мы никогда не сумеем сказать, что мы духовно богаты. У кого-то жизнь была от Савла до Павла, а у кого-то, может, и наоборот. Постепенно растрачивая свое духовное богатство, превращаясь в духовно бедного человека, человек из христианина может опять превратиться в гонителя христиан, в Савла.

Духовно богатый человек на протяжении всей истории – это всегда противостояние этому миру, и мир всегда противостоит человеку духа, потому что так, к сожалению, было. Особенно это было на нашей памяти: ХХ век. Мы помним это. Но неужели не получается таким образом, что люди духовно богатые могут менять этот мир? Мир все-таки меняется?  Могут его поменять люди, которые только начинают свой духовный путь? Этот мир меняется благодаря молитве, узнаванию этого духовного богатства? Или он всегда будет агрессивен? И чем больше ты становишься духовным человеком, тем более мир будет агрессивен?

– Мне очень сложно ответить на этот вопрос, потому что перемены, которые сегодня происходят в мире, я не могу связать с тем, насколько мы духовно богаты или духовно бедны. Мы с вами знаем, что когда оскудеет земля праведниками, тогда придет Господь во славе и будет судить. Если мы посмотрим историю, полистаем энциклопедию, то увидим, что во все времена, в каждом поколении были те, кто говорил: «Ну все, дальше уже край, дальше некуда. Оскудела земля преподобными. Сейчас прозвучит труба архангела, и в том состоянии жуткого и ужасного упадка, в каком мы сейчас находимся, Господь и будет нас судить, и спасутся единицы». Сейчас много об этом... Страшно читать! Такое ощущение, что произойдет что-то ужасное, когда смотришь новости, обзоры. Страх царит в мире – а он сегодня очень могуществен, он побеждает нас и может победить, если мы поддадимся ему, сдадимся, капитулируем перед ним. Это сомнения. Есть множество разных вещей, которые меняют нас, сеют в нас перемены, выскребают из наших истерзанных душ те дары, которые мы могли за свой путь во Христе стяжать.

Очень важно в эти дни менять в первую очередь самого себя. Призыв «давайте сделаем мир лучше» довольно популярен. Предположим, я куплю кроссовки известной фирмы. Я сделаю мир лучше, потому что они изготовлены из суперэкологичных материалов, дорожное покрытие будет меньше стираться, меньше будут асфальтировать дороги…  Если я куплю автомобиль на газу или электрический, я тоже сделаю мир лучше. То есть как бы получи наслаждение от вещи, потрать свои деньги…

– И еще духовным человеком будь.

– Да, занимайся медитацией в новых классных кроссовках на своем электромобиле. У каждого человека (и у верующего, и у неверующего) возникает вопрос: как произнесение каких-то слов может что-то изменить в твоей жизни, а потом и в мире? Верующий человек в моменты своего малодушия (к сожалению, мы в него часто впадаем) может усомниться: вот пошел бы я сейчас, сделал бы доброе дело, посадил дерево, а вместо этого здесь стою и молюсь, все равно ничего не происходит. Это не так. Мы недооцениваем силу молитвы; когда действует Господь, мы не можем измерить прибором, насколько молитва действенна. Нужно помнить одно, это очень важный момент: любая искренняя молитва человека, а порой даже и неискренняя. Порой даже если человек просто на автомате что-то произнес, это действенно. Господь услышал. А человек по своему нерадению и неразумию не может понять, что Господь его сейчас услышал; человек призвал Его, и Он действует в его жизни и в жизни другого человека, в жизни того, кто болен, кто находится на грани жизни и смерти, кто занимается важным делом. Господь действует. Вот когда мы, люди Христовы, ученики, пытаемся, стараемся, учимся обращаться к Богу, молиться за себя, меняться сами, молиться за других, Господь щедро откликается на нашу молитву и действует в мире. В этом агрессивном, странном мире, который, кажется, вот-вот упадет. Но Господь действует, и тайна сия велика есть, что мы еще один день можем прожить.

– Вопрос телезрителя: «В первые века на Церковь были страшные гонения. Христианами называться уже было смертельно опасно. Я понимаю тех людей духа, они рисковали жизнью. Как в современном мире определить людей духа? Понять, что любовь, благодать, долготерпение – это не благие намерения, которыми известно куда дорога выстлана. В современном мире никаких гонений нет. Как людей духа определить?»

– Мне кажется, на каждом приходе есть такой самый маленький человек, самый незаметный, который меньше всех говорит, но выполняет кучу поручений, мало спит, много трудится, молится.

– Настоятель.

– Хорошо, можно сказать и так. Или кто-нибудь из прихожан. Люди смотрят на него и думают: вот это человек духа. Можно так попытаться определить. Но угадаем ли мы? Будем ли мы правы? Я не знаю. Может быть, это и так, а может, совсем не так. Нужно понимать, что люди духа – это все те, кто старается услышать, что нам пытается донести Господь, и исполнить это хоть как-нибудь в своей жизни. Кто искренне просит об этом Бога и осознает, что он в этом искренне нуждается. Думаю, сказать о ком-то, что это человек духа, я не могу. Но я знаю, что возникают в жизни такие моменты, когда мы вдруг ощущаем переживание, что находимся рядом с человеком, который стяжал плоды Духа Святого так, как должно, о каких говорит апостол Павел. Истинная любовь во Христе, подлинная радость, душевный мир и возможность долготерпеть, благость, милосердие и вера – это не то, что может привести нас в ад.

Хотя мы как-то уже говорили, что вера есть у каждого человека. Можно верить во что угодно. Но нужно понять, в какого Бога веришь. Можно верить, например, в разрушение всего мира, искренне этого желать и стремиться к этому. Но это с любовью никак не созвучно, потому что Бог есть любовь; подлинная, настоящая любовь – там, где больше ты, чем я. Где больше другой, чем я, где больше желание быть для другого, переживать мир вместе с другим. Это очень важно. Очень важный показатель, чтобы понять, что рядом с тобой человек духа, тот, что человек умеет дружить по-настоящему. Мне кажется, так.

Все, о чем говорил апостол Павел, без умения дружить недостижимо, на мой взгляд. А человек, который говорит, что любит Христа, а к остальным относится как к людям второго сорта, делит мир на своих и чужих? Вот эти с нашего прихода, а эти не с нашего, эти вот панки, а эти металлисты… Тот,  кто умеет дружить, не делит людей на панков и металлистов, своих и чужих. Он способен разглядеть в человеке такое же творение Божие, такого же человека, потенциально имеющего возможность обожиться. Тогда он может и полюбить его, и радоваться с ним. Мне кажется, радость и сорадость – это подлинные плоды духа, потому что мы не умеем сорадоваться, это очень сложно. Наш ближний, например, купил себе что-то очень крутое. Я был свидетелем того, что люди даже переставали общаться друг с другом просто из-за того, что у одного улучшалось материальное положение, а другого начинала есть зависть. Он делал вид, что радуется за него, но на самом деле никакой радости не было. Сорадование и радость – это настоящие плоды духа, если мы способны обрадоваться успеху другого, способны обрадоваться тому, что другого человека Господь щедро одарил дарами и он научился ими пользоваться.

Есть такие точки, не совсем очевидные вещи, которые внезапно дают нам возможность понять, что перед нами человек, который пребывает в духе. Возможно, нам не раз удавалось увидеть людей, искренне радующихся после того, как они причастились Святых Христовых Таин. Это пребывание в Духе Святом, которое мы все желаем сохранить как можно дольше. Если вся община причастилась, все радуются тому, что они прямо сейчас сподобились встретиться со Христом, приобщиться Его царства, то это люди, пребывающие в Духе. Даже если человек так не считает. Только что вынырнувший из купели крещения пребывает в Духе (и младенец, и взрослый человек). Другое дело, как он будет жить потом, но в этот момент он точно в Духе. Можете прийти в храм, посмотреть на человека, только что родившегося для вечности.

– Во время богослужения есть еще один удивительный момент – Херувимская песнь. Мы часто не вслушиваемся в то, что происходит, что говорит священник, дьякон, что поет хор в этот момент... Мы поем совершенно удивительное песнопение. Я в этот момент думаю, что каждый из нас призван к этому духовному богатству, которое нам дается безвозмездно, даром, просто придите и возьмите.

Еще один момент мне напомнили Ваши слова. Перед разрушением Содома и Гоморры сколько праведников нужно было, чтобы спасти эти города? Я уверен, что до тех пор, пока у нас есть эти праведники, мир наш стоит и будет стоять, не будет никакого разрушения. Когда-то вера все-таки оскудеет.

Мы все понимаем в той или иной степени свою греховность. Мы исповедуемся, перечисляем свои грехи. Если мы в этот момент реально задумаемся о своем греховном состоянии, станет понятно, что мы «горее скота». Насколько в человеке совместимо полное, искреннее раскаяние (когда мы понимаем, что мы хуже скота) и оставление себе той человеческой части, которая достойна быть названной образом и подобием Божиим?

– Мне кажется, в момент искреннего покаяния. Вернусь немного назад и проброшу мостик сюда. Есть благодать, которую дает Господь. У каждого из нас, у каждого христианина, я уверен, был в жизни такой момент (может быть, один-единственный раз, одна вспышка), когда он пережил благодать. Я убежден, что если не произошло в нашей жизни такого момента, то лично я искренне не понимаю, как человек может оставаться в Церкви и вообще называть себя христианином. За что он тогда может держаться? В моменты самого глубокого и страшного отчаяния, которое мы можем переживать в своей жизни не единожды, как раз воспоминание об этой благодати, которой нас сподобил Господь (может быть, в момент обращения, может быть, внезапно мы ощутили красоту и радость, пережили единение с Творцом, обрадовались этому единению), дает нам возможность сказать: Господи, я помню тот день, когда Ты обрадовал меня так, как я никогда в жизни больше не обрадуюсь. Я не знаю, будет ли в моей жизни еще что-то подобное, но это момент подлинной встречи с Тобой. Выведи меня из моего отчаяния в жизнь. Я хочу быть живым, не хочу быть мертвым. И мы начинаем карабкаться снова.

Есть у человека такие моменты переживания благодати, а есть моменты переживания себя как последнего скота, грубо говоря. Удивительно то, что невозможно постоянно находиться в состоянии благодати и в состоянии переживания себя никчемным, последним скотом.

– «Како свиния в калу».

– Да. И слава Богу. Потому что ты образ Божий, апостол. Поднимись из грязи и иди дальше, будь светом миру и солью земли. Да, бывает в нашей жизни, что мы доходим до состояния хуже свиньи. Для свиньи это ее природа, а для нас это неестественно. Но Господь удивительным образом дает нам возможность, пока мы живы, обратиться к Нему и искренне сказать: «Господи, посмотри, что я с собой сделал. Прости меня, грешного, и дай мне возможность исправиться и постараться больше такого не совершать».

– Бывает так, что не испытал человек этой слепящей благодати, не обратился еще к Господу так, чтобы радоваться созерцанию этого мира. Может ли человек  жить надеждой на это?

– Безусловно. Просто у меня возникает вопрос, что послужило тому, что человек обратился... Не просто начал интересоваться.

– Надежда.

– Надежда – это замечательно. Если человек искренне надеется, то он будет обрадован, потому что Господь это обещал. Обратите внимание: Господь вообще ни одного слова на ветер не бросил. Все, что мы читаем в Евангелии, достижимо. Это все из великой любви Бога к нам, это величайший дар, которого мы ищем и можем сподобиться.

Как говорит апостол Павел – кто может сказать, что в нем все это есть? Я такого человека не знаю. Может быть, и есть те, кто спокойно об этом говорит. Христиане ли это? Вопрос. Но суть в том, что мы надеемся и верим, что Господь даст нам возможность эти дары обрести. Для этого сначала нужно открыть для себя Бога. Как? Это вопрос. Нет схемы. Господь каждому открывается по-разному. Можно надеяться и на благодать. Мы постоянно ее ищем. И самое главное, мы постоянно стараемся, как христиане, пребывать в благодати. В крещении сообщается благодать Святого Духа. Человек рождается для жизни вечной, а ведь она может оскудеть, это известно. Хотелось бы пожелать всем, чтобы благодать не оскудевала. А чтобы она не оскудевала, нужно общаться с Богом, приобщаться Богу. Общаться через молитву, через чтение Священного Писания, Священного Предания. Приобщаться – это в первую очередь причастие Святых Христовых Таин.

– Столько нового мы можем узнать благодаря тому, что у нас есть счастье познания и благодарение Духа Святого, чтобы Дух Божий пребывал в нас. Значит, и богатство духовное будет у нас.

Дорогие наши телезрители, мы очень благодарны вам за то, что вы постоянно пребываете в общении с нами, за ваше милосердие. 

Ведущий Глеб Ильинский

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель строящегося храма во имя святой блаженной Матроны Московской города Санкт-Петербурга священник Михаил Проходцев. Тема беседы: «Самомнение, своенравие, своеволие и смирение».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать