Беседы с батюшкой. Чего мы ждем от Церкви. Протоиерей Алексий Скляров. 11 августа 2023

11 августа 2023 г.

В студии протоиерей Алексий Скляров, настоятель Николо-Богоявленского морского собора.

– Тема сегодняшней передачи: чего мы ждем от Церкви? На мой взгляд, это очень обширная тема. Здесь есть много о чем поговорить. Мне кажется, что наши сегодняшние ожидания от Церкви какие-то особые: кто-то воспринимает Церковь как дом Божий, кто-то – как комбинат религиозных услуг, для кого-то Церковь еще не открыта, кто-то, как мы говорим, уже вошел в церковную ограду. Но на самом деле, наверное, невозможно сказать обо всех людях, что они либо там, либо здесь. Кто-то еще находится на этом пути, и тут все сложно.

Вы уже опытный пастырь. Для Вас, наверное, существуют какие-то особые откровения, касающиеся жизни Церкви, той, которая была раньше. Вы до передачи рассказывали о светском монастыре, как там начиналась служба, как это было все сложно. Сейчас там все очень красиво, благолепно. Есть храмы, которые когда-то были разрушены, а сейчас выглядят ухоженными. Все было, все будет. Поэтому мой вопрос: каков Ваш взгляд на сегодняшнюю Церковь, на то, что нам делать, что мы ждем от Церкви, что мы ждем от того мироощущения, которое мы называем богомыслием или, наоборот, атеизмом?

– Я бы всех нас, наше общество, разделил на тех людей, которые все-таки находятся в Церкви и ожидают от нее прежде всего того, что Церковь предлагает, или того, что, как им кажется, Церковь предлагает, и на внешних людей. Внешние люди могут воспринимать Церковь просто как общественную организацию, как некий общественный институт, который что-то должен, а дальше идет некое перечисление. Это не плохо, это есть. Каждый из тех людей, которые находятся в Церкви, верующих людей, православных христиан, конечно, тоже со своими ожиданиями от Церкви. Каждый ждет своего. Для нас очень важно осознавать, что наше ощущение Церкви, ее восприятие далеко не всегда является истинным. Далеко не всегда мы можем сказать: «Я человек церковный».

Когда мы поступали в семинарию, ректором был владыка Константин. Я помню, что мне было как-то не очень по душе, когда было сказано, что здесь ребят нужно воцерковлять.  Уже же пришли верующие. Вот они! Они желают, стремятся к тому, чтобы быть людьми Церкви, служить Церкви. А на самом деле владыка был, конечно, прав! Потому что не всегда наши ожидания, наше восприятие Церкви адекватны тому, для чего Церковь создана. А Церковь создана Христом для того, чтобы мы могли спастись, чтобы мы могли к Нему прийти. Это самая главная функция Церкви!

Все остальное тоже важно. Для некоторых Церковь – это, например, и социальное служение. Но если мы сведем ее к этому, мы ее очень ограничим. Мы ее превратим, может, не в комбинат добрых услуг, не в кооператив по обслуживанию населения, а всего лишь в общественную организацию, может быть, наполненную добрыми, хорошими людьми. Мы частенько сегодня видим неправославные группы, называющие себя христианами. Они добрые, хорошие, занимаются социальной деятельностью, но это не Церковь. Потому что они подвержены влиянию каких-то внешних обстоятельств, готовы за ними идти, там человека ставят выше Христа. А ведь Глава Церкви – это Христос. Мы должны всегда взирать на Него, читать Священное Писание, просить в своих молитвах прежде всего о том, чтобы Господь указал нам наш путь. Хотя, конечно, лучше всего просто Бога благодарить за то, что есть, и стремиться к тому, чтобы проявить настоящее смирение, ту духовную нищету, которая позволит нам увидеть волю Божию в нашей жизни.

Разные люди ожидают от Церкви разного. Но это ведь еще и вопрос, связанный с разными уровнями нашей духовности, с нашим путем, которым каждый идет. У каждого из нас свой путь развития: кто-то стоит на одной ступеньке, кто-то стоит выше. Очень важно совершать это восхождение, этот путь вперед. Как Господь нас призовет и на какой ступени, мы не знаем, но мы должны быть готовы сказать: «Да, Господи, я мало что смог, но я к Тебе иду, я к Тебе поднимаюсь. Я хочу быть с Тобой!» Это постоянное движение вперед очень важно.

Может, человек не понимает, что нужно участвовать в таинствах, что есть посты, что эти посты – это не какая-то диета, которая может испортить наше здоровье или является каким-то тягостным, неприятным грузом, а то духовное упражнение, которое помогает нам восходить к Богу. Это осознание приходит после. Когда мы рождаемся, мы же тоже ничего не знаем. У нас есть учителя, которые нам помогают возрастать. Приходя во взрослое состояние, мы начинаем сами чему-то учиться. В Церкви то же самое. Мы точно так же рождаемся в Церкви в таинстве крещения и потом потихонечку идем к Богу. Я надеюсь, что идем.

Церковь проникает во все сферы общества. Можно сколько угодно говорить, что Церковь отделена от государства. Да! Но от людей-то Церковь не отделена. Поэтому одна из задач миссии Церкви – внутренняя миссия, когда Церковь напоминает своим чадам о том, что она есть, и о том, что это самый главный, самый правильный путь в жизни. Именно поэтому и строятся храмы, поэтому и ведется сегодня активная деятельность, поэтому так важно эту деятельность развивать сегодня. Пока у нас есть возможность, пока Господь проявил к нам такую милость, что мы находимся в нашем сегодняшнем состоянии свободы, можем строить храмы, исповедовать свою веру.

Мы должны обязательно этим пользоваться. Потому что Господь спросит: «Я тебе дал, Я тебе подарил такое хорошее, замечательное время, а воспользовался ли ты этим? А ты употребил свои таланты для того, чтобы что-то узнать, может, стать педагогом в воскресной школе, может, послужить ближнему, может, стать священнослужителем, может, храм построить?»

Конечно, у каждого есть свои потребности, есть какие-то нужды. Особенно когда на душе тяжело или какие-то обстоятельства, трудности, мы идем и молимся Господу, Божией Матери, святым подвижникам, которые по нашей вере предстательствуют перед Богом. Это нормально, это естественно! Но мы всегда должны стремиться к тому, чтобы получить нечто большее. Потому что Церковь нам это большее предлагает: ту благодать, которая изливается от Господа. Мы должны ее в себе стяжать. Мы должны взять как можно больше, и это замечательно! Это стяжание Святого Духа – цель христианской жизни. Может, эти высокие слова кому-то покажутся оторванными от жизни, но когда человек стремится так жить каждый день, то это и происходит.

Какая тут есть опасность? Ожидать от Церкви, находясь в таком состоянии всеведения, всезнания, которое в аскетике еще называется прелестью. Вот тогда ты уже не просто что-то ждешь от Церкви, а начинаешь ей диктовать, начинаешь учить людей, сам не имея на то никакого внутреннего основания, хотя тебе-то кажется, что ты великий, замечательный, очень умный и так далее. Но для того, чтобы в такое состояние не прийти, и существует наша Церковь, существуют духовники, священники, епископы. Они и существуют для того, чтобы наша Церковь шла и развивалась, а мы развивались вместе с Церковью и проповедовали слово Божие, рассказывали людям о Христе. Ведь любыми своими действиями, какие бы действия мы ни совершали, мы рассказываем людям о Христе. Даже тогда, когда нас просто приглашают куда-то просто прийти, мы своим внешним видом все равно уже проповедуем, и не только священнослужитель, но и православный христианин-мирянин. Он, может, и выглядит как все остальные люди, но когда он начнет говорить, ведь он может проявить любовь, он может что-то показать людям, он может дать пример. Вот это очень важно!

Церковь – это все мы вместе с вами, собранные для того, чтобы идти ко Христу. У нас разные желания, разные задачи. Мы очень по-разному пришли к Богу и разного от Бога ждем. Наши сиюминутные задачи и желания могут быть какими-то совершенно приземленными, простыми. Но самое главное – нам услышать призыв Христа и идти за Ним, а также чтобы общество начинало нас воспринимать правильно, чтобы видели именно Церковь Христову. Но это от нас с вами зависит. Для этого на сегодняшний день перед нами стоит столько задач! Нам нужно только идти и их выполнять, идти и делать, много-много трудиться, включая строительство храмов. Иногда говорят: «Зачем вам столько храмов?» Людям нужно, и в этом действительно есть потребность. Потому что будет община, а община – это те люди, которые начинают помогать хотя бы друг другу, а потом начинают помогать и другим тоже. Это естественное следствие христианской жизни: служение ближнему, когда на приходе есть община. Так происходит везде во всех приходах.

Мы можем даже себе не признаваться и иметь какие-то сиюминутные интересы. Но я верю, что человек, который хоть мало-мальски открывает Священное Писание и чувствует в себе любовь к Господу, понимает, что самая главная задача – идти к Богу. А у каждого может быть какой-то свой путь. Как-то мне пришлось разговаривать с одним очень умным человеком. Он уже в возрасте, Герой России, имеет высокую ученую степень. И он мне сказал: «Я в Бога не верю, я просто зашел в храм». И я подумал, что этот человек не хочет признаться себе в чем-то, но в храм он уже пришел, он захотел этого. Он подошел к священнику и, будучи человеком умным, авторитетным, повел разговор. Значит, его душа хочет, требует этого, у него уже есть свое представление о Церкви.

В этом смысле задача христиан, которые исповедуются, причащаются, то есть наша с вами задача – стремиться соответствовать евангельскому призыву и быть примером для других.

– Вопрос от Елизаветы: «Я редко хожу в церковь, потому что я уже в возрасте и постоянно болею. Но с Божией помощью каждое воскресенье я смотрю Божественную литургию и каждую субботу – всенощное бдение. Я все выполняю, как будто нахожусь в церкви. Знаю, что это не может заменить церковь, но мне это во многом помогает».

– Для этой телезрительницы Церковь на сегодняшний день именно такая. У нее нет возможности прийти в храм (наверное, храм находится где-то далеко), но она может включить телевизор и посмотреть богослужение. И это замечательно, это сегодня тоже жизнь Церкви.

Лет тридцать назад сложно было представить, что может быть православное телевидение, а сегодня оно есть, и то, что сейчас здесь происходит, тоже Церковь. Конечно, это не может заменить храм, потому что таким образом невозможно участвовать в таинствах, нельзя прикоснуться к святыням.

Мы – люди, состоящие из плоти, и для нас очень важно приложиться к иконе, поставить свечу, ощутить запах ладана, подойти и поговорить со священником. И если у человека есть вера, но он не имеет возможности прийти в храм, он может посмотреть в субботу вечером всенощное бдение, а в воскресенье утром – литургию. И это замечательно, это тоже Церковь, это тоже мы.

– Я знаю, что Вы были настоятелем храма в Рыбацком, и меня всегда поражала история этого места. Я помню, когда там жили рыбаки, по их территории прошла дорога, они потратили компенсацию, которую им выплатили за это, на строительство школы и дома для учителей, в котором даже был душ – невиданная по тем временам роскошь. Это сделали обычные, совсем не ученые люди.

– Они еще построили дом причта.

– Потрясающе. Церковь была для них делом привычным или это реально подвижничество? И можно ли сегодня представить себе ситуацию, как люди, получившие от государства какую-то невероятно большую сумму, потратили ее таким же образом?

– Знаете, я уверен, что эти люди не воспринимали это как какое-то подвижничество, просто Церковь была частью их жизни – тем, к чему мы сейчас стремимся, потому что в советский период Церковь была отстранена от общества. Сегодня нам очень важно ощутить это общество, понять, что мы вместе, что мы – одно целое.

Я не думаю, что для этих рыбаков это было чем-то невероятным. Есть фотографии Рыбацкого 1939 года. На них запечатлен огромный каменный храм, который вмещал три тысячи человек, на берегу приходской дом, выстроенный для священников вместо деревянного, воскресная школа, а вокруг деревянные домики. Крестьяне собрали деньги, выкупили землю и построили на ней дом причта, и это было их естественным желанием.

Вот как были выстроены приоритеты у людей, у общества. Для них было важно не просто положить кирпичи, а выстроить школу, чтобы люди могли получать в ней образование. Эта школа была потрясающе красивой, и она работала до последнего времени, а потом ее разобрали. Рассказывали, что ее фундамент оставался просто великолепным, даже когда у нее уже не было кровли и перекрытий и все было разрушено.

Понятно, что строили не только рыбаки, там еще были кирпичные заводы. Старостой там был народный поэт Слепушкин, который переписывался с Пушкиным. Вот что значит правильно выстроенные приоритеты.

Конечно, тогда было одно общество, а сегодня совсем другое. Но и сегодня такие люди есть, более того, я знаю таких людей. Некоторые из них приходят и говорят: «В силу определенных причин у меня появились деньги, Господь дал мне их, и я хочу сделать киот для иконы, хочу написать икону».

Эти люди не так заметны, и я думаю, что задача общества и прежде всего журналистов– найти их и показать, хотя, думаю, они будут против этого, потому что такие пожертвования люди стараются делать тайно.

– Вопрос от Антона из Нижнего Тагила: «Как относиться к образу Петра Великого? С одной стороны, это действительно великий человек, основатель Санкт-Петербурга, новой России, армии и флота, а с другой стороны, это человек, который притеснял Церковь и на первое место всегда ставил идеологию государства.

Я недавно был в вашем прекрасном городе, и меня очень впечатлила фигура Петра Великого. Мне кажется, этот человек заслоняет собой многое мелкое, меркантильное, сиюминутное, и ты уже воспринимаешь его, по сути, как ставленника Божия.

Скажите, не является ли это грехом? Иногда я даже ловлю себя на мысли, что для меня он заслоняет собой Бога, настолько он впечатляет своими делами, служением России и людям. Ведь Господь призывает нас прежде всего служить своим ближним и через это служить Ему».

– На недавних Рождественских чтениях мы как раз много говорили о Петре I. Однозначно Петр I был великим человеком и по названию, и по своим делам. А что касается его отношения к Церкви, здесь он ошибался, но, конечно же, верующим он был. Как государственный деятель он ставил интересы государства превыше всего, но сколько красивых храмов было построено его последователями – Елизаветой Петровной и другими!

В советское время часто говорилось о том, что этот великий человек, император, недолюбливал Церковь. А в честь кого он назвал наш город? В честь святого апостола Петра, и заложен город был 27 мая 1703 года, в праздник Святой Троицы. Можно ли было выбрать лучший день для того, чтобы основать город и вручить его Господу? И храмы тогда строились – Троицкий храм у Петропавловской крепости, Николо-Богоявленский морской собор для тех, кто жил в Морской слободе и строил российский флот, для кого духовные основы были необходимы.

Сегодня эти традиции возрождаются, сохраняются, поддерживаются. Петр I, несомненно, великий человек, но он мог совершать ошибки, будучи пассионарием. Я считаю, что к нему нужно относиться как к неоднозначной исторической личности.

В 1721 году в России появился Святейший Синод (сейчас это Священный Синод), как бы  подмена патриарха на протестантский манер, но Церковь не прекратила своего существования. Возможно, в этом был Промысл Божий, чтобы наше государство поднималось, становилось великим. Конечно, молиться за упокой души Петра I можно и нужно, и всегда можно прийти в Петропавловскую крепость.

В 1918 году патриаршество в России было восстановлено, и сегодня у нас есть и Святейший Патриарх, возглавляющий нашу земную Церковь, и Священный Синод, помогающий ему в управлении Церковью Христовой.

– Вопрос от Евгения из Белгорода: «Как Вы считаете, может быть, Церкви не нужно заниматься социальной политикой – обязанностями государства? Может быть, ей лучше заниматься своими непосредственными делами – миссионерством, проповедью? Ведь когда Христос уходил, Он сказал Своим ученикам: идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

– Не могу согласиться. Социальная деятельность – это, может, громко, но добрые дела – это естественное продолжение нашей любви к Богу и людям. Это естественное желание и естественное следствие. Вот если мы будем только заниматься социальной деятельностью, отбросим в сторону богослужения, отодвинем их на второй план, если не будем рассказывать о Христе, то станем, может быть, хорошей благотворительной организацией.  И это беда. Всему свое время, всему свое место, поэтому, несомненно, и миссионерское направление в Церкви важно, и образовательное, катехизическое, и молодежное направление крайне важно, и очень важно социальное служение. Это четыре направления, о которых мы не можем забывать никогда, потому что это – наша жизнь. Молодежь – наше будущее, социальное служение – естественное продолжение нашей веры, а без образования – никак. Идите и научите – эта фраза сегодня прозвучала.

Тут нельзя что-то выделять, и не нужно Церковь ограничивать. В Церкви очень много талантов, очень много людей, которые искренне хотят трудиться, что-то делать. Сегодня священноначалие поддерживает всех в их стремлениях. Поэтому мы и молимся, и строим храмы, развиваемся, печатаем большое количество литературы. Сегодня можно абсолютно любую книгу приобрести, но я помню время, когда мне мама принесла Библию, которую она купила. Она, видимо, была для бесплатной раздачи, но ее продавали. Не было раньше ничего, а сегодня есть все, и надо пользоваться этим моментом.

Есть возможность, пускают нас в социальные учреждения – нужно идти. Позволяют нам это делать – замечательно! Есть возможность давать образование и даже каким-то образом интегрироваться в государственную систему образования, когда наши духовные школы могут выдавать дипломы государственного образца, – и это замечательно, надо этим пользоваться, ни от чего не отказываться. Церковь призвана преображать этот мир.

Безусловно, мы говорим, что плохо и что хорошо, но мы не только говорим, мы стремимся преобразить этот мир. И в этом смысле любая деятельность для нас очень важна, и когда есть такие люди на приходах, то, несомненно, настоятели и священноначалие всячески этих людей поддерживают. И в нашей епархии тоже есть отделы, которые этим занимаются.

Может, это в ежедневных новостях не проскальзывает, светским СМИ это не очень интересно, но откройте и посмотрите отчеты. Да, они выглядят сухо, написаны канцелярским языком – но вы посмотрите на цифры, как много всего делается! А если считаете, что мало, то присоединяйтесь, придите и скажите, что хотите помочь. Телефоны отделов есть в открытом доступе, скажите: «Что-то не очень вы работаете, мало кормите людей, я готов поучаствовать, сам потрудиться, что-то сделать». Церковь – это мы, Глава у нас Христос, и имеется у нас земная церковная иерархия. Мы все идем к единой цели, и очень важно нам, христианам, правильно ставить свои приоритеты и идти по правильному пути, идти ко Христу. И на этом пути все те таланты, которые у нас есть, которые нам Бог дал, мы должны развивать и приумножать ради спасения своей собственной души и ради помощи ближнему. Чтобы потом, когда Господь нас призовет, сказать: «Вот я, Господи, я старался, может быть, мало получалось, но надеюсь на Твою милость и Твою любовь ко мне».

– Иногда складывается ощущение, что в храме мало детей; либо маленькие совсем, которые все время кричат, еще не понимают, что такое богослужение, либо уже какие-то дяди и тети, а вот в возрасте от 12 до 19 молодежи нет. На Ваш взгляд, почему такое происходит и можно ли эту ситуацию изменить? Ведь они тоже, наверное, чего-то ждут от Церкви.

– Изменить это можно, развивая наше образовательное служение, делая воскресные школы интереснее, привлекательнее, понятнее, а это очень и очень непросто на самом деле, это только кажется, что так легко это сделать. В этом возрасте происходит переоценка ценностей. Папа с мамой в храм приводили, где-то настаивали, где-то заставляли – и человек просто ходил потому, что так надо. И вдруг он в 13–16 лет начинает сам осознавать, переосмысливать то, о чем ему говорили: а нужно ли ему это? А зачем ему это надо? И в этот момент нам очень важно не потерять детей. А это период, когда дети оканчивают воскресные школы, и вот тут как раз молодежное служение должно подключаться, подростков нужно привлекать, давать им возможность идти дальше, развиваться. И сегодня есть такая возможность, и, думаю, с течением времени это направление будет расширяться, изменяться, улучшаться, будут различные молодежные движения. В нашей епархии это очень развито, много клубов есть хороших, при каждом приходе хоть маленькая, но своя община имеется.

С другой стороны, нам нужно помнить, что мы в наших детей сеем семена веры, и если они где-то отошли – мы должны крепко, со смирением, молиться, чтобы Господь эти семена взрастил и дети снова в Церковь вернулись. И я такие примеры знаю. И это радость и для всех окружающих, и для Господа, конечно.

– Сегодня у вас было шесть венчаний, люди приезжают в ваш храм не только из Петербурга, но и из Москвы, и меня это очень порадовало. Церковь ждет от нас и нашей помощи, и нашей любви, и заботы. Благословите наших телезрителей.

– Господь всех нас да благословит! 

Ведущий Глеб Ильинский

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать