Беседы с батюшкой. Бог и скорбь

15 октября 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове протоиерей Вадим Буренин.  

– Тема сегодняшней передачи: «Бог и скорбь». Когда мы говорим о скорби в нашей обыденной жизни, то зачастую обвиняем Бога в том, что Он несправедлив. Мы спрашиваем: почему Он так к нам относится, за что нам эти скорби? Это с одной стороны. С другой стороны, верующие люди понимают, что скорбь посылается нам не за что-то, а для чего-то. Может быть, для того, чтобы мы могли обратиться к Господу. Обращаясь к Богу в нашей скорби, мы вдруг начинаем понимать, что живем так тяжело и так сложно, что само понятие «скорбь» для всех нас во многом разнится. Хочется спросить Вас: что означает скорбь в нашей жизни, во взаимоотношениях с Господом?

– Мы в своей жизни должны руководствоваться Священным Писанием. Поэтому этот разговор, думаю, будет правильно начать с того, чтобы вспомнить, что нам говорит Господь. В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь, Я победил мир. Такие удивительные слова мы читаем у евангелиста Иоанна. Они нам говорят, что в этом мире мы пройдем через определенные испытания, если пойдем за Господом Его путем. Господь прошел скорбным путем, как мы знаем, и если мы при этом не потеряем надежды на Божию помощь, то пройдем этот путь так, что станем наследниками Царства Небесного.

Напомню, что в Своей земной жизни Господь претерпевал  оскорбления, и в темницу Его посадили, и распяли Его с разбойниками. Мы в своей жизни тоже должны пройти определенным скорбным путем. Скорби нам посылаются для того, чтобы мы смогли духовно преобразиться, уврачевать те или иные грехи, которые у нас есть. Скорби посылаются праведникам для того, чтобы эти люди стали еще более духовными и смогли на земле, пройдя те или иные испытания, стать важным и необходимым ориентиром для всех людей. Пример этих святых помогает понять слова Священного Писания. Каждый день мы испытываем те или иные скорби. Не было такого дня у человека, чтобы не было скорбей, все равно скорби присутствуют. В каждом поколении бывают общенациональные скорби, трагические события. Вся нация может переживать скорбные события.  

Бывают семейные скорби, но бывают еще достаточно глубокие личные переживания. Мы помним, что Сама Богородица тоже прошла путем скорбей. Мы помним слова Симеона Богоприимца (мы их читаем в Священном Писании у евангелиста Луки): Тебе Самой оружие пройдет душу. Пришла молодая Мама с Младенцем в храм, и вдруг Она слышит такие слова. Как нам повествует Священное Писание, Она эти слова сложила в сердце Своем и пронесла в течение всей Своей жизни. И дальше мы знаем, что апостолы тоже прошли скорбным путем и претерпели очень многие скорби в своей жизни. И мужи апостольские, и все святые, мученики Божии. Так и до сего дня.

Сегодня мы тоже испытываем немало различных скорей, но при этом не должны терять надежды на помощь Божию. Если мы будем претерпевать скорби Христа ради, то будем от Господа получать Его благодатную помощь. Вот эта благодать Божия даст нам истинную, подлинную силу, которая нас духовно преобразит. Это является действительно важным для нашей жизни. А все эти различные мелкие, мирские переживания, которые человек испытывает чаще по состоянию гордыни, – ничто по сравнению с вечностью.

Время, которое Господь отпустил человеку, – это подготовка к жизни вечной. Если человек разумный и живет с Богом, то все, что происходит с ним, он пытается обратить себе на пользу. И напротив, если человек не живет с Богом, он не имеет духовного ориентира, не получает никакой Божественной помощи. При отсутствии этой помощи многие живут так, что заканчивают свою жизнь трагически.

Это становится дополнительной скорбью для родных и близких человека, который ушел в мир иной. Поэтому мы молимся о непостыдной мирной кончине. Это очень важно, когда человек уходит в мир иной со славословием Бога. Те люди, которые окружают такого человека, тоже славословят Бога. Да, они переживают, что этого человека видимым образом с ними не будет, что они не смогут с ним поговорить и побеседовать. Но они точно знают, что им предстоит встреча навечно.

Общаясь с каждым человеком, который выбрал жизнь с Богом, мы должны понимать, что здесь, на земле, готовясь к вечной жизни, мы должны достойным образом претерпевать все те скорби, которые выпадают на нашу долю. И имея такой правильный образ мыслей, с Божией помощью достойно пройдем этот жизненный путь. Так, как прошли его на земле Господь, Божия Матерь, апостолы, мужи апостольские, святые угодники и все остальные люди, верующие в жизнь вечную.

Если нет веры в вечную жизнь, а есть только вера в то, что здесь мы должны быть в гедонистическом состоянии (это наслаждения, удовольствия, некое земное счастье, которое заставляет человека делать все для того, чтобы получить как можно больше временных земных благ), то мы скорбим, когда чего-то лишаемся. Мы пытаемся на земле как можно больше себе приобрести из видимого, материального, совершенно не заботясь о духовном. Те переживания, скорби, с которыми многие люди приходят в храм Божий, не стоят выеденного яйца. Когда начинаешь человеку объяснять элементарные наши евангельские истины, у кого-то открываются глаза, а кто-то, впадая в еще большую скорбь, отходит в сторону, потому что не за тем он пришел в церковь.

Такие люди  сами в себе решили, что они хотят получить. И когда, настроившись на определенные внутренние ожидания, они не получают их в церкви, то это становится для них дополнительной скорбью. И страшно то, что человек не хочет над собой работать, не хочет терпеть никаких лишений.

Получается так, что в жизни тому или иному поколению выпадают на долю какие-то ограничения. Мы вспоминаем наш город во время блокады. Это было естественное ограничение для очень многих людей. И вообще Великая Отечественная война была серьезным ограничением для всех. Она ставила людей  в определенные жизненные условия.

– Вопрос телезрителя: «Такой пример: родители потеряли ребенка. Они испытывают скорбь. Для них это научение? Но ведь ребенок не виноват. Получается, для того чтобы научить чему-то родителей, за чужие грехи ребенок платит своей жизнью? Приведет ли это к духовному возрастанию? Не получится ли вообще обратный результат, еще хуже?»

– Как мы знаем из Священного Писания, грехи сохраняются до третьего-четвертого поколения. Поэтому как будут развиваться события в жизни, во многом зависит от того, как жили предки. Мы знаем, что по молитвам предков Господь давал и дает многим возможность прожить жизнь на земле праведно, в любви к Богу и своим ближним. Но мы при этом помним, что каждый человек должен трудиться, прикладывать определенные усилия для того, чтобы его жизнь была праведной.

Я вспомнил сейчас Наталью Петровну Бехтереву, которая выросла в детском доме. В ее семье произошли трагические события, и она выросла в детском доме, оставшись при этом Божиим человеком. И эту искру Божию она пронесла до конца своих дней. Человек жил с верой в Бога, творил правду Божию на земле.

– Вы с ней общались?

– Да, я с ней общался и могу судить, что человек на протяжении многих десятилетий сохранял подлинную духовную жизнь, всегда к этой жизни стремился, имел надежду, в себе возгревал любовь к Богу, творил добро, дела Божии Христа ради. Будучи выдающимся ученым, она говорила, что есть некоторые вопросы, которые мы не должны затрагивать, потому что мы влезаем уже в то, что принадлежит Богу. Есть определенные тайны, в которые люди не должны вмешиваться.

Вы сейчас задели очень глубокий пласт скорбей нашего народа, когда говорили о блокаде. До блокады было время, которое миллионы людей привело к вопросам о жизни и вечности. Мы не знаем, сколько было людей, которые верили. Быть может, многие люди оказались перед Господом в состоянии Его отрицания. Скажите, пожалуйста, может ли скорбь, если человек еще не пришел к Господу или отрицал Его всей своей жизнью, каким-то образом искупить его богоборчество?

– Давайте вспомним произведение «Как закалялась сталь». Какой финал был у главного героя? Многие люди, которые пытались построить свою жизнь без Бога, испытали в своей жизни фиаско. И для них это стало самой настоящей трагедией. Но трагедия может быть и для того человека, который думал, что живет с Богом, а на самом деле его жизнь была совершенно далека от любви к Богу и  ближнему. То есть человек формально выполнял какие-то действия и считал, что этого достаточно. И такое обрядоверие человек считал самой настоящей нормой духовной жизни.

Вместе с тем мы знаем, что в советский период было немало людей, которые жили на территории, где не было ни одного православного храма. У нас и сейчас много территорий, где нет ни одного православного храма. Это тоже большая скорбь. Но люди жили и живут с настоящим чувством любви к своим ближним и пытаются сделать все так, чтобы никому не навредить, не совершить никакого зла.

Мы понимаем, что это было связано с христианским укладом семьи. Это все сохранилось потому, что это им передали родители, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. Это способствовало тому, что люди, даже живя без храмов, сохранили те законы нравственности, которые были и остаются совершенно незыблемыми. И такой человек продолжает жить перед лицом Божиим, совершая добро. Но здесь мы говорим о том, что, как правило, эти люди не совершают добро Христа ради. Если наступает какое-то испытание, то оно является лакмусовой бумажкой: как человек себя проявит, как он поступит. И поскольку Господь – Сердцеведец каждого человека, то Он будет решать, что и как будет с человеком, чего человек достоин.

Мы не знаем, какова будет в дальнейшем наша участь. Мы, конечно, надеемся, что Господь не лишит нас  блаженной Своей вечности, но мы же осознаем, что мы грешные люди. Мы надеемся на то, что Господь Благ и Человеколюбец, Он нас не оставит. Но многие люди, которые живут без Бога, к сожалению, этой надежды не имеют.

Мы стремимся к тому, чтобы каждый человек услышал благую весть. Телевидение тоже направлено на то, чтобы слово Божие дошло в каждый уголок не только нашей страны. И я с радостью могу сказать, что, паломничая по нашим городам и весям, святым местам, я слышу благодарные отзывы людей. Для меня это становится особой радостью, потому что есть подтверждение, что эти передачи действительно нужны. Дай Бог, чтобы и дальше мы стремились, насколько это возможно, сообщать благую весть каждому человеку, живущему в нашей стране и за ее пределами.

– Вопрос телезрительницы: «Вы только что сказали, что человек должен трудиться над собой. Скорбь дается по заслугам, я с этим согласна. Я говорю про себя: я заслужила скорби. Знаю, что Господь дает крест по силам. Но у меня не хватает сил нести свой крест. Своих сил, которые дал Господь, мне не хватает, поэтому я прихожу в уныние, у меня не получается трудиться. Как жить? Как перекати-поле? Как быть, если даже по своим силам, которые Господь дал, ничего не получается?»

– Каждому Господь дает крестоношение, но крест дается исключительно по силам. То, что Вам дано, тоже дано по силам. Вы должны просить Господа, чтобы Он помог Вам преодолеть те испытания, которые выпали на Вашу долю. Живя каждый день во славу Божию, Вы будете ощущать присутствие Божие, помощь Божию. Не гасите в себе настоящую, подлинную надежду на то, что Господь с Вами, Господь Вас любит и Вам поможет. Кроме всего прочего, мы ведь просим о помощи и Божию Матерь. Царица Небесная всегда помогала и помогает – и нашим предкам, и нам. Мы молимся и святым угодникам Божиим, у которых просим помощи, и они нам тоже помогают. Молимся мы и ангелу-хранителю и всем Небесным силам о помощи и получаем эту помощь.

Когда мы читаем утренние молитвы, тем самым просим Господа, Божью Матерь, святых, Небесные силы о том, чтобы они нам помогали. Если мы помолились утром не просто формально, а осознавая, чего мы хотим. Ведь мы, обращаясь друг к другу с просьбой, понимаем, чего хотим, какой результат хотим получить. Так мы должны молиться и Богу, и Божией Матери, и святым. Тогда, конечно, получим просимое, если просим во славу Божию. Читая утренние молитвы, конечно, мы молимся так, чтобы получить просимое во славу Божию, потому что молитвы составлены святыми угодниками Божьими – преподобным Макарием Великим, Иоанном Златоустом, Василием Великим и многими другими праведниками. О скорбях говорили и Макарий Великий, и Ефрем Сирин, и Иоанн Златоуст. Подавляющее большинство угодников Божьих уделяли внимание этой теме, потому что не уделить ей внимание невозможно. Священное Писание говорит нам именно об этом.

Мы должны помнить и о том, что Священное Писание предупреждает: когда-то будут и дни великой скорби. Это уже совершенно определенный, особенный период, когда восстанет народ на народ, царство на царство, будут землетрясения. Если сейчас произойдет какое-нибудь землетрясение где-то – все испугаются, страшно будет. Многие обратятся к Богу и будут просить у Господа помощи. Когда земля у тебя под ногами разверзается, ты чувствуешь, кто ты в этом мире, что представляешь собой на самом деле. Какие бы богатства у тебя ни были, когда земля под ногами разверзается, ты стоишь пред лицом вечности. Богатый ты или бедный (материально), ты не знаешь, что с тобой будет дальше. Останешься еще на земле пожить или не останешься.

Пред лицом вечности мы осознаем, что на земле мы временные гости, мы здесь для того, чтобы подготовить себя к вечности, к жизни с Богом. Мы должны себя готовить таким образом, чтобы наша жизнь была по Евангелию, по благой вести, которая нам возвещена Богом.

Сейчас многие в гаджетах, читают, играют, непонятно как проводят свое время, вместо того чтобы познакомиться с тем, что поможет в загробной участи. Об этом мы тоже можем скорбеть. Если мы хотим, чтобы наше общество преображалось, а жизнь улучшалась, мы должны жить по заповедям Божиим.

– Их ведь тоже надо узнать. Вспомним историю наших отцов, дедов, прадедов. Мы можем ее сейчас осмыслить. На основе документов, писем, завещаний мы можем узнать, как жили наши прадеды. Дальше-то мы не заглядываем и часто не знаем своих корней. Мы можем поразмыслить над тридцатыми годами. Можем вспомнить людей, которые защищали нашу Родину во время Великой Отечественной войны; тяжелейшее время после войны. Иногда кажется, то количество скорбей, которое восприняла наша Родина (а вместе с ней и мы), достаточно успокоительно говорит нам: после стольких скорбей вы теперь-то готовы жить хорошей, благодатной жизнью. Но почему-то этого не происходит. Почему?

– Прежде всего надо сказать, что в советский период у нас было не так уж много храмов. Значительная часть жила, не имея никакого представления о духовной жизни. Строили некое светлое будущее, хотели в будущем провозгласить коммунизм, хотели последнего священнослужителя показать по телевизору. Но это не состоялось. Когда разрушился Советский Союз, у многих людей произошел коренной перелом в их сознании.

– Это тоже скорбь?

– Это тоже большая скорбь. За этой скорбью появилась греховная составляющая: осуждение, раздражительность, гнев, уныние, печаль, отчаяние.

– Ропот.

– Немало было и суицидов, потому что для людей закончился тот мир, к которому они привыкли. Они думали, что этот мир дальше будет именно таким, никаким другим. И вот этот мир разрушился. Иллюзия устойчивости рассыпалась на глазах, это оказался колосс на глиняных ногах. Кто-то пришел к Богу, а кто-то так и остался в озлоблении, так и ушел в мир иной в этом тяжелейшем состоянии. А те, что пришли с Богом, живут; кто-то уже ушел в мир иной с Богом.

Жизнь настолько многогранна, что для верующего человека многие вопросы могут быть разрешены именно в Церкви. Когда человек приходит в Церковь, беседует со священнослужителем, посещает воскресную школу, катехизаторские курсы, общается с другими людьми, он духовно возрастает. Наоборот, когда человек лишает себя возможности духовного роста, идет серьезный регресс. Это доводит многих людей до трагических последствий.

– Вопрос телезрителя: «Можно ли считать, что Бог дает нам скорбь для укрепления нашей веры и для наказания за грехи?»

– Да, безусловно. У каждого человека в жизни случаются ситуации, когда Господь помогает человеку избавиться от какого-либо греха. Скорбь помогает человеку (если человек надеется на помощь Божию) преодолеть грех. Бывает так, что человек в течение всей своей жизни пытается справиться с грехом и надеется до последнего вздоха, что Господь его не оставит. Ситуации в жизни бывают разные. Очень важной остается вера в то, что Господь – любвеобильный Отец, Он ни в какой ситуации не оставит и поможет, если только человек стремится к тому, чтобы его жизнь была жизнью по заповедям Божьим. Это самое важное, главное, определяющее. Если человек относится к этому формально, тогда никакой надежды нет. Дальше только уныние, печаль и другие грехи по цепочке.

– Если бы мы прислушивались к слову Божьему (и думали над скорбями, которые посылаются нам для исправления), мы бы исправлялись. А ведь бывает такое: человек получает скорбь для исправления своей жизни, но он это либо не понимает, либо находится в своих отношениях с Господом и думает, что эти скорби – случайность. До какой степени могут дойти посылаемые скорби, чтобы человек понял, что пора исправить свою жизнь?

– Каждому дается нести крест по его силам и возможностям.

– А может человек не понять этого?

– Конечно, человек может быть твердолобым. Тогда он придет к трагическим последствиям. Если он не будет дальше внимательно относиться к своей духовной жизни, если у него будут одни мирские переживания. Кстати, Ефрем Сирин разделяет скорби, он говорит, что есть мирские скорби. Если человек будет поглощен только мирскими скорбями, тогда он будет все дальше отходить от Бога. Его жизнь будет адом на земле. Сам человек становится…

– …воплощением своих собственных скорбей.

– Да, сам человек проявляет себя таким образом, что мучения здесь, на земле, становятся для него совершенно невыносимыми. Эта скорбь перерастает в очень тяжелое состояние, в большое душевное расстройство, а оно ведет к тому, что расстраивается и физическое тело человека. Человек разрушается и физически, и духовно. Финал бывает весьма печален. Но Господь говорит: «Я при двери, стучу; кто Мне отворяет, к тому Я вхожу». Если человек обращается к Богу и просит помощи, конечно, Господь такую помощь даст.

Но если человек просит чисто формально, при этом продолжая коснеть в грехе, он скорбит. Например, грех сребролюбия. Человек скорбит: у меня мало денег, помоги, Господи, я хочу еще больше денег (ребенку дворец построить, яхту купить, самолетик, драгоценности…) То есть человек может скорбеть о мирских вещах, тем самым полностью себя разрушая. Более того, человек делает это все совершенно сознательно. Он сознательно просит: «Господи, помоги мне, я хочу, чтобы было так, как я хочу». Он настроился на это, пребывает в этом. Для него это вполне естественная жизнь.

– «Хлеб наш насущный» у каждого может быть свой?

– Бывает, что человек не имеет большого материального достатка, но пытается что-то стяжать. И стяжать не благодать Святого Духа, он не пытается показать свои добродетели, а стяжает что-то совершенно иное, материальное. Не достигая этого, он впадает в тяжелейшее греховное состояние, выйти из которого очень сложно. Человек думает, что живет правильно. Он естественным образом скорбит и переживает, что не может достичь того, чего хочет.  И вот он просит Господа, чтобы Он в этом помог. Неоднократно были такие случаи, когда в храм приходили подобного рода люди. Они хотели, чтобы у них все было благополучно в мирском плане, что они сами себе настроили. А потом они совершенно искренне возмущались, почему у них ничего в жизни не получается.

– «Я же праведный человек…»

– «Я же пришел в храм, поставил свечу, подал записку, помолился Господу, чтобы Он мне помог. И помощи не получаю». Человек совершенно искренне скорбит и не хочет слышать ничего о Евангелии, о благой вести. Он живет в мире собственных иллюзий. На что может рассчитывать такой человек? На одно: что Господь проявит Свое милосердие и сострадание и в какой-то момент скорбью поможет человеку осознать свою жизнь и постараться ее преобразить.

Мы, верующие православные христиане, каждый раз надеемся и просим Бога, чтобы Он таким людям помог. Видеть человека, пребывающего в таком состоянии, тягостно и скорбно. Молясь за таких людей, чтобы Господь их просветил и вразумил, мы стремимся к тому, чтобы наша любовь была деятельная. Пытаясь рассказывать человеку о духовной жизни и о том, как на нее настроиться, мы надеемся, что человек от своих переживаний и скорбей перейдет к скорби о своих собственных грехах, чтобы духовно преобразиться.

– Я знаю, что Вы посещаете людей, находящихся в таких скорбях, по сравнению с которыми наши скорби кажутся детским лепетом. Это дети в психоневрологическом диспансере. Для чего посылаются эти скорби?

– Мы помним, что грехи сохраняются до третьего-четвертого поколения. Здесь ситуация такая, что кто-то из детей вынужден нести крест, потому что за свой род тоже нужно отвечать. Мне приходится разговаривать с родителями этих детей, мы разбираем их жизненные ситуации, беседуем об их предках. Оказывается, есть то, в чем необходимо покаяться. Если люди в этом каются, их жизнь (и жизнь ребенка) преображается. Это не происходит в одночасье, потому что нужно приложить немало усилий, чтобы преобразились сначала родители, а потом уже в семье преображался и ребенок. Для ребенка поведение мамы и папы (если он есть) является очень важным. А у нас сейчас многие семьи неполные. Как правило, есть мама (хорошо, если бабушка). Многие мамы, которые воспитывают сейчас своих детей, даже не представляют, что такое полноценная семья, потому что у них не было полноценной семьи.

Многие скорбят о том, что у них не было полноценной семьи. Они не имели положительного примера в своей жизни. Они не могут помочь и своему ребенку, потому что не знают, как это сделать. Многие из них и порога церкви никогда не переступали. Подобного рода скорбь заставляет их прийти в том числе в церковь.

Переживают за это и медработники. Немало случаев, когда медработники приходят, молятся и просят, чтобы Господь помог ребенку, потому что они искренне скорбят и искренне хотят помочь. Иногда бывают серьезные патологии, физиологические изменения, когда вмешательство медицины необходимо. Такие сложные ситуации мне тоже неоднократно приходилось наблюдать. Постоянно, из года в год. Это большая скорбь для всех. Хотелось бы помочь этим детям, чтобы они были полноценными членами нашего общества, но это тяжелый труд, причем он должен быть именно коллективным. Если все наше общество будет стремиться к тому, чтобы наша жизнь преображалась, то в определенной степени мы сможем решить те или иные вопросы. Подобного рода скорбей будет меньше. Но поскольку общество несовершенно, но такие скорби будут и дальше.

Сегодня мы наблюдаем, как многие скорбят о сложных ситуациях в нашем обществе, но при этом не обращаются к Богу. Не имеют никакой надежды на будущее. В этом состоянии осуждения, уныния, печали, отчаяния они сами себя разрушают. На сегодняшний день таких людей немало, они находятся в очень тяжелом положении.

Церковь молилась и молится обо всех в нашей стране. Мы надеемся, что Господь не оставит нас, нашу многострадальную страну и поможет нам с теми скорбями, которые уже есть, дальше жить, чтобы наша жизнь была достойным несением креста, который дан каждому из нас.

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Наталья Культяева и Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать