Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

21 сентября 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель подворья Новоспасского монастыря в селе Сумароково Московской области иеромонах Сергий (Филиппов).  

– Поздравляю с сегодняшним большим праздником.

– Взаимно поздравляю. Этот двунадесятый праздник открывает цикл церковных двунадесятых праздников и церковный год, потому что событие Рождества Пресвятой Богородицы – это дверь нашего спасения.

«Днесь спасения нашего главизна». Давайте подробнее расскажем о празднике, его значении и откуда мы знаем об этом событии. В Евангелии об этом важном эпизоде истории человечества не сказано.

– Действительно, в Священном Писании мы не находим свидетельств о рождении Пресвятой Богородицы, но церковное Предание сохраняло и передавало из уст в уста это свидетельство. Уже во II веке это было зафиксировано. В «Протоевангелии Иакова» мы находим рассказ о том, как происходили эти события, свидетельство о родителях Пресвятой Богородицы (их звали Иоаким и Анна). Есть две версии, где произошло рождество, где был дом, откуда они были родом (то, что происходили они из рода Давидова, известно нам из Священного Писания). Первая версия – что их дом располагался в Иерусалиме, недалеко от Овечьей купели (или Овечьих ворот), где-то посередине, вторая версия – в Назарете. Вторая версия принадлежит святителю Димитрию Ростовскому, и эта традиция закрепилась в Русской Церкви. А в общемировом масштабе считают, что рождество Пресвятой Богородицы произошло в Иерусалиме. Там даже показывают остатки этого дома и пещеры (дом строился над пещерами, а в пещерах что-то хранили, там мог располагаться скот). На этом месте теперь стоит православный храм. Вернее, православный монастырь – с одним жителем. Есть и католическая версия (и также стоит храм недалеко от Овечьей купели).

Событие рождества Пресвятой Богородицы удивительное. Родители Пресвятой Богородицы были людьми пожилыми, а бездетность в еврейском обществе считалась проклятием, наказанием Божьим за какие-то грехи. Конечно, они об этом скорбели, потому что их осуждали соседи. А так как они вели праведный образ жизни, их еще обвиняли в лицемерии, что они внешне благочестивые, а на самом деле у них есть тайные пороки. Конечно, они об этом скорбели.

Однажды, когда они пошли приносить жертву в Иерусалимский храм, Иоаким отправился с этой жертвой к священнику. Тот ее не принял и прогнал Иоакима, сказав ему: «Ты великий грешник, у вас нет детей, значит, вы чем-то заслужили это наказание!» Церковное Предание говорит, что праведный Иоаким начал горевать от этого еще больше, потому что ему наступили на больную мозоль. Он отправился в пустыню и там молился, даже не вернулся домой. Его супруга праведная Анна тоже начала скорбеть, потому что супруг ушел приносить жертву в Иерусалимский храм и не возвращался. Проходит день, два, неделя – его нет. Она уже начала себя считать вдовой и тоже стала молиться. В один из дней, когда она молилась, ей явился ангел Божий и произнес благословение, что у нее родится долгожданный ребенок, и не просто ребенок, а Та, Которая станет Матерью обещанного Мессии.

Праведному Иоакиму тоже было откровение, ему явился ангел Божий. Иоаким радостно возвращается домой. Есть икона встречи Иоакима и Анны, когда они обнимаются, делятся друг с другом этой радостной вестью. В положенный срок у них рождается долгожданное чадо. Та, Которая станет Матерью Спасителя.

Сегодня на проповеди в храме я говорил, что рождение любого ребенка для семьи – это счастье. Бывают, конечно, исключения… Этой радостью делятся с соседями, с родственниками, друг друга все поздравляют, празднуют, иногда даже несколько дней. А вот о рождении Пресвятой Богородицы радовалась и ликовала вся вселенная. С момента грехопадения прародителей – Адама и Евы – вселенная пошла не по тому пути развития, который задумал Господь. Мир извратился грехопадением Адама и Евы. Поэтому радость о том, что завет,  который Господь заключил с первыми людьми в раю, будет исполнен, наполнила и ангельский мир, и человеческий.

– Вопрос телезрителя: «Вопрос о Послании апостола Павла к Колоссянам, глава 2: “Христос истребил учением бывшее о нас рукописание, которое Он взял от среды и пригвоздил ко кресту”. О каком рукописании идет речь? Если о ветхозаветном, то Христос Сам говорил, что Он пришел не упразднить закон, а исполнить его. Что Он пригвоздил ко кресту?»

– Господь пригвоздил ко Кресту последствия нашего грехопадения, грехопадения Адама и Евы. Под тем образом, который употребляет апостол («рукописания пригвоздил»), имеется в виду, что мы находим свидетельства о жизни первых людей и об их грехопадении, совершенном в раю, в Ветхом Завете (в текстах, которые записаны пророком Моисеем и другими святыми пророками и писателями Ветхого Завета по научению Духа Святого). Поэтому апостол употребляет этот образ, говоря, что Христос пригвоздил последствия грехопадения, изложенные в Священном Писании. Мы ведь знаем об этом из Священного Писания.

– После того как совершилось рождение, родители Пресвятой Богородицы дают обет, что посвятят ребенка Богу. Как это было в то время, зачем вообще это нужно? Нужно ли в современном мире посвящать ребенка Богу?

– Да, традиция посвящать детей, особенно долгожданных чад, существовала и в ветхозаветные, и в новозаветные времена. Действительно, мы стараемся Богу посвятить лучшее. Не «на Тебе, Боже, что нам негоже», а то, что мы от себя можем оторвать, что для нас наиболее ценно. В Ветхом Завете есть свидетельства о том, что люди дают обещания Богу и что-то приносят – жертву (лучшего непорочного агнца), или часть имущества, или часть своего времени, или детей на служение Богу.

К тому же родители Пресвятой Богородицы были людьми пожилыми, и они прекрасно понимали, что им осталось немного лет земной жизни и они не смогут Ее воспитать до взрослого состояния. Поэтому они не отдают Ее родственникам или знакомым на воспитание, но приводят в храм Божий.

Священное Предание нам говорит, что праведный Иоаким и его супруга Анна получили через ангела откровение от Бога, что это чадо – не просто их долгожданный ребенок, а Та, Которая станет Матерью Спасителя. Где же Она могла получить воспитание? Только в доме Божьем, в ветхозаветном храме. А там была специальная школа. Ведь те храмы – это не как наши храмы сейчас: какое-то здание, рядом воскресная школа, социальный центр. Это был целый комплекс. Ветхозаветный храм – это несколько гектаров земли, где был жертвенник, была Святая святых, были отдельные помещения, где проходил процесс образования, воспитания. Были в том числе и общежития девочек, которые воспитывались в храме, занимались рукоделием, получали образование, изучали Священное Писание. Пресвятая Богородица получила очень хорошее образование по тем временам: Она могла читать, писать, могла понимать Священное Писание. Не как мы иногда читаем, но не понимаем, слушаем и не слышим. Она, всю Свою жизнь посвятив Богу, могла зреть в корень.

– То есть, когда Христос родился, родители Иоаким и Анна уже умерли, и Он не знал их как Своих дедушку и бабушку.

– Да. И после того как пришло время совершеннолетия (тогда оно начиналось рано, где-то в 13–14 лет девочки уже выходили замуж, начинали семейную жизнь). Пресвятая Богородица прожила в Иерусалимском храме где-то до 16 лет, и рождество Господа нашего Иисуса Христа произошло, когда Ей было около семнадцати. По современным временам очень юная. Да, Иоаким и Анна к тому времени уже умерли.

Когда пришло время выпустить Ее из школы Иерусалимского храма, Деву отдали родственнику, который принял Ее в свой дом. Это был уже пожилой человек – Иосиф Обручник. Он стал названым, нареченным мужем Пресвятой Богородицы.

– Дальше история всем известна. Мы уже к ней идем. Скоро Рождество.

– Рождество Христово мы отмечаем широко, это зимний праздник, кругом снег (иногда, правда, снега не бывает), украшения. А вот событие рождества Пресвятой Богородицы в меньшей степени важно (все-таки если бы рождества Христа не произошло, не было бы и пришествия в мир Спасителя). Но рождество Пресвятой Богородицы – это дверь нашего спасения. Оно открывает возможность для пришествия в мир Спасителя.

Поэтому сегодня очень радостный день. Мы радуемся и веселимся, хотя об этом событии очень мало людей знают. Я перед передачей заезжал в Новоспасский монастырь (я насельник монастыря, состою в братии). Пообщался с людьми, спросил, сколько людей было на празднике. Рабочий день, людей мало. В течение дня люди приходят к святыням монастыря (у нас есть чудотворный образ Всецарицы), мы поздравляем их с праздником, а они спрашивают: «А какой сегодня праздник?» Вроде пришли в монастырь – и даже не знают, что сегодня такое большое событие, двунадесятый праздник Рождества Пресвятой Богородицы.

– Действительно, это очень важный момент. Мы Богородицу восхваляем каждый день. Я даже слышал некое возмущение одного моего друга, не очень верующего, что он пришел к Богу, а слышит, как Богородицу восхваляют. Он вдумывается в службу, а там и богородичны, и «Честнейшую Херувим», и задостойник. Он певчий и все это пропускает через себя как музыкант, но какая-то мысль в него закрадывается. И вот он задает вопрос: почему такой матриархат в Церкви, почему мы так Богородицу хвалим? Что можно ответить на этот вопрос? Тем более Богородица у нас действительно везде.

– Действительно, в богослужении очень много песнопений, посвященных Пресвятой Богородице. Это не случайно, потому что традиция почитания Пресвятой Богородицы восходит уже к апостольским временам. Мы знаем о том почете, которым окружали Ее апостолы, особенно после Вознесения Господа нашего Иисуса Христа; о том, как о Ней заботился святой апостол Иоанн Богослов. Помните эпизод, когда Господь, Которого распинают, Который претерпел огромные страдания и через несколько мгновений предаст Свою душу в руки Бога Отца, усыновляет весь человеческий род в лице святого апостола Иоанна Богослова Пресвятой Богородице? Она становится Матерью всего человечества. Так что это почитание идет уже со времен апостолов. К событию Успения Пресвятой Богородицы Господь очень быстро собирает апостолов из тех стран, где они проповедовали. Как говорит Священное Предание, они были доставлены «как облако». Для Бога ничего невозможного нет. Для Бога нет времени, нет пространства, поэтому Он может совершить любое чудо, если это будет полезно для нас с вами. Апостолы собираются и провожают Пресвятую Богородицу в последний путь.

– Совсем недавно мы праздновали Успение Пресвятой Богородицы.

– Смотрите, как удивительно: мы начинаем церковный год с двунадесятого праздника Рождества Пресвятой Богородицы, а заканчиваем – Успением.

– Да, кто не знает, церковный год начался 14 сентября по новому стилю (по старому – 1 сентября).

Вопрос: «Что значит “Приснодева”?»

– Это означает, что Пресвятая Богородица и до рождения Своего единственного Сына, и после оставалась Девой. Зачатие произошло от Духа Святого, это мы исповедуем в Символе веры – основном тексте нашего вероучения.

В воскресной школе у меня был интересный эпизод со взрослыми. Одна наша постоянная прихожанка задала вопрос, какие еще дети были у Пресвятой Богородицы. Человек уже много лет ходит в храм, слышит песнопения, где мы прославляем Пресвятую Богородицу как Приснодеву, и задал такой наивный, даже глупый вопрос. С другой стороны, у протестантов догмат о приснодевстве Пресвятой Богородицы игнорируется, его нет. Они учат, что Пресвятая Богородица, будучи Девой, родила  Сына Иисуса, а потом у Нее еще были дети. Они пытаются ссылаться и на Священное Писание, и на другие свидетельства, но это чушь полная, потому что Пресвятая Богородица и до рождения Своего Сына, и после оставалась Девой. Таково учение Православной Церкви.

– Вы вспомнили протестантов. У наших братьев христиан-католиков есть другой догмат, который говорит о непорочном зачатии. Можете растолковать, в чем разница, почему так произошло?

– Догмат о непорочном зачатии Пресвятой Богородицы, который существует в Католической Церкви, был принят в XIX веке специальным указом Папы Пия IX. Он не просто был принят. Учение о непорочном зачатии Пресвятой Богородицы развивалось на протяжении многих веков в Католической Церкви. Суть этого догмата в том, что Пресвятая Богородица была в самый момент рождения изъята из естественного хода жизни и хода рождения. Зачатие Ее произошло непорочно, поэтому и такой почет Ей (и в Католической Церкви он тоже присутствует). 

Святые отцы спорили с этим, причем не только в XIX веке, не только святитель Игнатий (Брянчанинов), у которого есть целый трактат о Пресвятой Богородице, вступает в опровержение этого догмата Католической Церкви. Святые отцы первых веков говорят: что не воспринято, то не уврачевано. Если Пресвятая Богородица была изъята из естественного хода нашего бытия, если Она была особая, тогда как Господь мог принять человеческую природу без последствий этого греха? Господь был безгрешен, но естественные, безгрешные потребности в Нем были. Он хотел есть, хотел пить, нуждался в одежде, холод и жара изнуряли Его. Поэтому и страдания Его на кресте тоже были не кажущимися, как учили гностики первых веков, они были реальные, как у нас с вами. Он реально мучился. Поэтому Он обращается к Богу Отцу с молитвой о чаше: «Если возможно, да минует Меня чаша сия». Это реальные страдания, реальный страх того, как это можно вынести. Если мы отвергаем, что Пресвятая Богородица родилась естественным образом, тогда мы отвергаем и реальность принятия Богом Сыном, Вторым Лицом Святой Троицы, Господом нашим Иисусом Христом человеческой природы, тогда мы выходим в классические ереси.

– Всегда очень важно быть не только православным, но еще и думающим, интересующимся, читающим членом Церкви. Столько всего! Когда ты не знаешь чего-то, тебя могут смутить. Много разных протестантских течений завлекают, учат по-другому, а мы, оказывается, ничего не понимаем и не знаем. Поэтому смотрите телеканал «Союз», слушайте батюшек.

– Слушайте, задавайте вопросы и получайте ответы. Если мы, познавая Бога, не включаем разум, тогда мы не можем познать Его. Мы себя ущербными делаем. В познании Бога участвуют и душа, и тело, и разум, и сердце, то есть полностью человек. Если мы что-то исключаем, получается некая ущербность.

– Вот поэтому есть суеверия, предрассудки, непонятные традиции. Будем учиться, сколько мир стоит, сколько ему положено, будем двигаться вперед.

Вопрос телезрительницы: «Я вдова, мне 63 года. Двадцать лет жила одна, ходила в храм, причащалась. Наставником у меня был покойный батюшка Георгий. Ни одного воскресенья я не пропускала, всегда была в храме. Жизнь сложилась так, что я познакомилась с человеком и вышла за него замуж. Девятнадцатого сентября, на день памяти Архистратига Михаила и совершенного им чуда в Хонех, мы зарегистрировались. Он некрещеный. Бога не отвергает, мне ходить в храм не запрещает, я его очень люблю. По каноническим правилам допускается ли это? Как мне дальше жить?»

– Как говорит апостол, муж неверующий освящается женой верующей, и наоборот. Вы на себя взяли крест (и им Господь Вас благословил, потому что регистрация Церковью признается, вы уже законные муж и жена) – и помогай Господь Вам в несении этого креста. Вам остается являть пример добродетельной христианской жизни, чтобы, глядя на Вашу жизнь, на Ваше житие, Ваш муж освящался.

– А если он некрещеный, можно ли венчаться?

– Нет, в таинствах Церкви могут участвовать только верующие и крещеные люди. По большому счету, если человек крещеный, но неверующий, он тоже не может участвовать, потому что таинство совершается в Церкви как в Теле Христовом, в котором мы рождаемся крещением и в котором должны пребывать в течение своей жизни, а не как в организации, в здании, где вокруг красиво и хорошо поет хор.

– А как венчают иногда с инославными? Например, с теми же католиками. Получается, мы признаем крещение?

– С теми инославными, у кого мы признаем таинства (в первую очередь таинства Крещения и Священства), венчают. Но венчания с инославными – это особые случаи, они совершаются по благословению правящего архиерея. 

– Сейчас Вы ответили, наверное, на сотни вопросов, которые нам присылают. К сожалению, в нашей стране такая ситуация, когда такие вопросы актуальны: одни люди верующие, другие – нет, кто-то крещен, кто-то – нет...  Слава Богу, что в ситуации с этой женщиной муж не препятствует.

– Это очень важно. Если бы он изначально обозначил позицию, что будет запрещать ей ходить в храм, будет пренебрежительно относиться к вере, к тому, что она дома молится, постится, тогда надо было бы задуматься, стоит ли выходить за него замуж.

В это воскресенье читалось Евангелие о том, какая заповедь больше в Законе. Господь отвечает: Возлюби Господа Бога твоего. Это первая заповедь. А вторая: Возлюби ближнего своего, как самого себя. Любовь к Богу – на первом месте. А если мы проявим любовь к ближнему, то проявим ее к самому себе. Все взаимосвязано.

– Вопрос телезрителя: «Читаю Евангелие, утренние и вечерние молитвы, но из-за коронавируса давно не ходила в церковь. Душа разрывается просто до слез, но я боюсь. Дома стараюсь жить с вашим “Союзом”. Спасибо за то, что каждый день проходит трансляция богослужений. С удовольствием их слушаю, не пропускаю.

У меня два месяца назад умер близкий родственник, умер молодым, и я читаю Псалтирь. И вообще читаю Псалтирь без благословения уже несколько лет. Нужно ли брать благословение?»

– Я тоже хотел бы поблагодарить телеканал «Союз» за регулярные трансляции богослужений. Это очень важно для людей, особенно пожилых, которые, к сожалению, сейчас не совсем мобильны и очень мало выходят из дома. Они не имеют возможности посещать храмы, исполняя благословение Святейшего Патриарха, который рекомендовал прихожанам, особенно пожилого возраста, беречь свое здоровье и участвовать в жизни Церкви дистанционно. Есть возможность приглашать священника к себе домой. Никто Вам не откажет в исповеди и причащении на дому.

Относительно вопроса о чтении Псалтири: хорошо, что молитесь. Ведь кто о Вашем почившем родственнике будет молиться Богу лучше Вас? Молитва, когда человека знаешь, исходит от сердца. Если у Вас нет духовника, возможно, трудно согласовать правило с теми священниками, к кому приходите на исповедь. А благословение очень важно в любом деле, в том числе и в молитвенном. Можно взять на себя большой молитвенный подвиг и потом его не понести. Однако регулярность важна в любом деле, в том числе и в молитвенном правиле. Если Вам нужно благословение, давайте я благословлю в прямом эфире, дистанционно. Будьте спокойны. Молитесь о родственниках – живых и усопших. Другое дело – формальная молитва. Но Господь принимает и ее, потому что Вы просите других молиться – это опять же Ваша просьба, Ваша молитва.

– Вопрос телезрительницы: «Меня зовут Евдокия. Хотела бы поблагодарить Вас, отец Сергий, за вашу трансляцию богослужений и за “Кулинарное паломничество”. Давно за Вами слежу и хотела бы узнать: как добраться до вашего подворья?»

– Я являюсь настоятелем подворья Новоспасского монастыря, находится оно в Рузском районе, в деревне Сумароково, сейчас это городской округ. Это прекрасное место, его именуют подмосковной Швейцарией. У нас даже аисты гнездятся – редкая птица для наших мест. Обычно мы привыкли их наблюдать в Белоруссии и Прибалтике. А вот теперь они долетают до Подмосковья.

– Экология хорошая?

– Да, у нас рядом располагаются экологические хозяйства, которые поддерживают традиционные способы земледелия. Добраться можно на авто или общественным транспортом. С Белорусского вокзала ходит электричка до станции «Тучково». Оттуда автобус до Рузы, от Рузы – автобус до нас. Или от метро «Тушинская» автобус до Рузы, от Рузы – автобус до нас. Расписание движения автобусов очень редкое, особенно от Рузы до Сумароково: один автобус раз в полтора-два часа. Конечно, можно приехать, побыть два-три часа и вернуться в Москву. Но у нас есть на что посмотреть. Так, вы уже упомянули передачу «Кулинарное паломничество». И я думаю, телезрители знают о тех святынях, которые у нас есть. Для тех, кто меня видит впервые, напомню, что у нас два храма. Первый храм освящен в честь Иоанна Предтечи. В нем находится главная святыня подворья: ковчег с частицей мощей святого Иоанна Предтечи. Мощи были переданы из Греции. Ковчег передал на наше подворье наместник монастыря, тогда епископ Савва, а ныне митрополит Вологодский и Кирилловский.

Второй храм освящен в честь иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет». Храм удивительный – деревянный, шатровый, построен 10 лет назад в стиле XVII века и даже теми инструментами, которыми пользовались в то время. Их восстановили по чертежам и по сохранившимся музейным экспонатам, такова была задумка архитектора. Храм украшает резной иконостас ручной работы с образами Пресвятой Богородицы «Неувядаемый Цвет» и «Покров над землей Русской». Божья Матерь простирает Свой покров над разными городами, которые представлены обителями или храмами. В центре иконы находится наше Сумароково с деревянным храмом, с восстановленным каменным храмом и с двумя другими храмами, которые, возможно, будут на территории нашего подворья.

– Это был когда-то монастырь?

– Нет, монастыря не было, был приходской храм. Как я уже сказал, в иконе четыре храма: исторический каменный храм, деревянный храм, построенный 10 лет назад, и два храма, которые пока проектируются: храм преподобного Венедикта Нурсийского, проект которого уже благословлен Святейшим Патриархом, и надвратная церковь. Преподобный Венедикт Нурсийский – удивительный святой. В рамках просветительского проекта о нем мы издали книгу – житие, очень красивое, с иллюстрациями, объемное (обычно бывают краткие жития; например, святителя Димитрия Ростовского). Если потом пригласите, можно будет об этом поговорить.

Я думаю, ответил на вопрос о том, как можно добраться. Всех рады видеть. Всех ждем в гости.

– Вопрос телезрительницы: «Пресвятая Богородица на всех иконах представлена с покрытой головой. А я наблюдала в некоторых храмах, что даже певчие ходят с непокрытой головой. Я получила благословение от одного архимандрита ходить с покрытой головой. Добилась того, что даже на фото паспорта я с покрытой головой. Получаю насмешки от некоторых людей, но тем не менее считаю, что поступаю правильно. Развейте мои сомнения. Может быть, это неправильно?»

– Тема очень интересная. И традиции существуют разные. Пресвятая Богородица жила в еврейском обществе 2000 лет назад. Тогда существовала традиция находиться с покрытой головой в обществе, а не только во время посещения Иерусалимского храма или во время молитвы. Апостол Павел говорит о том, что женщина должна покрывать голову, когда молится. Он акцентирует внимание на моменте молитвы. Нет ничего плохого в том, что Вы носите платок или другой головной убор постоянно. Если Вам комфортно, пожалуйста, носите. Но осуждать других или принуждать женщин к тому, чтобы они ходили в головных уборах, я думаю, не стоит. У нас до событий начала ХХ века – революции – девушки, пока они не вышли замуж, в храмах могли находиться без головных уборов. Головной убор во время молитвы был необходим только замужним или овдовевшим женщинам. Сейчас у нас повязывают платки маленьким девочкам и считают это благочестивой традицией. Я думаю, что не стоит так строго подходить к этому вопросу.

Когда православные страны были завоеваны мусульманскими народами, то в противовес мусульманкам православные женщины стали ходить без головных уборов. С непокрытой головой молились и в храмах. Сейчас в тех странах, которые находились под османским игом, в Греции, Болгарии, Румынии, мы наблюдаем последствия той традиции. У нас существует традиция: женщинам нужно молиться с покрытой головой. Но если кто-то вошел в храм с непокрытой головой, я не вижу в этом проблемы. Выгонять людей в этом случае, конечно же, нельзя, как и делать замечания или давать рекомендации покрыть голову. Это дело каждого человека, как он будет предстоять перед Богом.

– А если он не знает об этом?

– Я думаю, это вопрос традиции. Апостол Павел тоже писал определенным людям, жившим в определенное время и в определенном обществе.

– Вопрос телезрителя: «Мы часто слышим, что человек создан по образу и подобию Божьему. Хотелось бы уточнить, батюшка, по каким чертам? И мы знаем, что любовь и творчество – черты, которые совпадают у Бога и человека. Без творчества человек – здание без крыши. Но творчество – после любви. Любовь – это основа, главный образ, главное сходство Бога и человека?»

– Вопрос библейский. Наверное, даже догматический. Действительно, человек создан по образу и подобию Божьему. Образ и подобие – категории не человеческие и материальные, которые мы с вами видим, а категории нематериальные. Вы назвали любовь и творчество. Это свобода. Все созданы свободными: и ангелы, и мы. Кто-то свою свободу употребил во благо, а кто-то – во зло. Мы тоже созданы по образу Божьему и должны уподобляться Богу в совершенствовании тех качеств, которые в нас заложены: в любви, свободе, творчестве…

– Вопрос телезрителя: «Читаю Священное Писание, но нет собранности. Все время получается сбивчиво, расплывчато. Что с этим делать? Как правильно читать Священное Писание

– К любому делу надо подходить основательно. Проблема нашего времени – сбивчивость. Мы имеем, как говорят, клиповое сознание. Сейчас развивается Instagram. Те, кто учит развивать его, говорят, что есть секунда или две, чтобы «зацепить» человека.

– Можно даже не писать текст...

– Картинки пролистывают, лайки ставят, а остальное неинтересно. Но Священное Писание требует основательности. Мы должны собраться, помолиться перед тем, как приступаем к чтению Библии и размышлению над прочитанным. Мы должны сконцентрироваться, уйти от суеты, проблем и полностью в это погрузиться, чтобы услышать Бога на страницах Священного Писания, услышать Его послание, адресованное нам. Также требуется концентрация всей жизни. Если мы ведем рассеянный и греховный образ жизни, то изучить Священное Писание и услышать Бога не сможем.

– Батюшка, спасибо за сегодняшнюю беседу. Я хотел бы попросить Вас обратиться к нашим телезрителям.

– Хочу всех поздравить с праздником – Рождеством Пресвятой Богородицы, вновь сказать, что это событие очень радостное, что оно открывает для нас возможность спасения. Его ожидало все человечество на протяжении многих тысячелетий. Одна из тем этого праздника – доверие Богу, святые праведные Иоаким и Анна не просто верили Богу и в Бога, они Ему доверяли, несмотря на насмешки, презрение и злобу окружающих. Люди считали, что они чем-то провинились перед Богом и прогневали Его, а сами Иоаким и Анна рассуждали так: если Господь не благословляет рождение чада, значит, так надо. Они ждали и надеялись, что если у них родится ребенок, они посвятят его Богу.

Это праздник тех людей, которые бесчадны. Может быть, они желают родить, но не могут. Опять же мы должны доверить Богу свою жизнь. Если Господь не благословляет вас рождением ребенка, может быть, для вас рождение ребенка будет неполезно. Может быть, сейчас вы не готовы. Мне, как священнику, известны случаи, когда люди приходят и каются, что дети их не понимают, презирают. Это тот случай, когда ребенок вымоленный, вытребованный у Бога. Господь не давал, а люди шли не тем путем. К сожалению, сейчас есть средства, которые позволяют путем греха приобретать детей. Тогда Господь не благословляет это рождение. То, что вытребовано, выпрошено, – это крест, который мы взяли на себя добровольно по своему неразумию. Он не пойдет нам на пользу.

Конечно, вы желаете лучшего: посвятить свою жизнь служению, в том числе воспитанию детей, но, может быть, есть другие способы встать на путь этого служения: например, взять ребенка из приюта. Есть дети, которые хотят быть в семьях, но не могут. Может быть, взять на попечение тех соседей, которые могут быть многодетными или немногодетными,  помочь тем родителям, у кого не хватает времени на воспитание детей. Наконец, вы можете быть крестными родителями. Есть много способов, чтобы служить Богу. Но самое главное, сегодняшний праздник – это праздник доверия Богу. Господь все дает вовремя и в той степени, в которой нам это будет полезно. Храни всех Господь!

Ведущий Сергей Платонов

Записали Маргарита Попова и Наталья Сорочайкина

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать