Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

19 октября 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает председатель Всероссийского совета православных объединений в защиту жизни, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, клирик храма Всех Святых на Филевской Пойме (Москва) священник Феодор Лукьянов.  

– Вопрос: «Как не обижаться на Бога? Умер младенец, скорблю и плачу. Как опять стать счастливой?»

– Вопросы преждевременной смерти детей очень трудные. Но нам надо честно признаться себе в том, чей это ребенок. Мы часто воспринимаем ребенка как свою собственность. Но это не так. На самом деле каждый малыш – ребенок Божий. А из Священного Писания мы знаем, что у Бога нет мертвых. Бог имеет власть возвращать человека в жизнь, ибо Он есть Тот, Кто дает жизнь. У Бога никогда этот малыш не пропадет, он имеет у Него свою судьбу. Надо просто обратиться к его Отцу – к Богу. Мы, земные родители, рано или поздно все равно отпускаем своих детей во взрослую жизнь. Некоторые никак не могут этого сделать, из-за этого тоже очень много проблем. Но это все потому, что мы считаем их собственностью, а они Божьи дети, и пусть Всемилостивый Господь утешит человека, который потерял малыша. Пусть он не скорбит, потому что у Бога нет смерти, у Него вечная жизнь.

– Вопрос тяжелый, очень сложно на него отвечать… Люди хотят детей, отсюда и эта боль, когда ребенок умирает. Но в наше время часто сталкиваются с тем, что не получается зачать ребенка. Можно ли решить проблему бесплодия в христианском, православном ключе? Как реагировать, когда сталкиваешься с такой проблемой?

– Это действительно большая проблема. Мне хотелось бы пояснить нашим телезрителям, в чем она заключается. Во-первых, медицинские специалисты говорят, что врожденное бесплодие бывает очень редко. Так, чтобы оно было генетически обусловлено, бывает не более чем в 1% случаев. В остальных случаях бесплодие – приобретенное. Сразу возникает вопрос: почему сейчас пошла такая эпидемия бесплодия? Очень просто: главная причина современного бесплодия – беспорядочная жизнь до брака, когда девушка не ищет единственного супруга, а молодой человек не останавливает свой взор на единственной избраннице; и те, и другие пытаются перебирать друг друга как колоду карт. В результате получается, что человек приходит к браку с очень серьезными проблемами в этой сфере, которые потом выражаются в бесплодии. Это говорю не я, а медицинские специалисты.

Вторая причина бесплодия, которая сегодня тоже вызывает очень большие проблемы, – аборты и использование гормональной контрацепции. Не все это готовы озвучивать, в том числе медики, но мы такие вещи знаем. Это действительно так. Я бы хотел обратиться ко всем, кто хочет, чтобы у них были дети: будьте чистыми друг перед другом, будьте верными друг другу. Если вам поставят диагноз бесплодия, не отчаивайтесь. Это может быть так называемое первичное бесплодие. Сегодня часто ставят такой диагноз, и он не оправдывается. У многих людей через несколько лет рождаются здоровые, замечательные детки.

К сожалению, по официальным протоколам, у нас дается только шесть месяцев на лечение бесплодия. Это никуда не годится. Из-за этого коммерчески заинтересованные структуры часто посылают людей на совершенно безнравственную процедуру ЭКО, которая приводит к очень серьезным последствиям и для будущего ребенка, и для мамы. Всем православным хочу сказать, что Русская Православная Церковь отрицательно относится к экстракорпоральному оплодотворению. Ни в коем случае нельзя прибегать к этой практике.

– Сейчас идет очень оживленная дискуссия, почему Церковь относится к этому негативно. Ведь это тоже решение проблемы бесплодия.

– Я встречаю иногда и среди православных такое мнение, мол, надо же нам как-то спасать бесплодных. Дело в том, что спасать надо лечением. ЭКО – это не лечение бесплодия, а преодоление его с помощью определенной технологии. Эта технология не то что не безупречна – она предусматривает, как это сказано в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», гибель эмбрионов или повышенную вероятность их гибели. А это недопустимо, поскольку, думаю, никто из верующих людей не готов ради потенциально возможного рождения ребенка принести в жертву жизни нескольких детей. Каждая жизнь у Бога бесценна, мы не можем приносить такие жертвы. Если нет возможности зачать ребенка, есть возможность его усыновить. Поверьте, в глазах Божьих это будет именно ваш ребенок.

К сожалению, сегодня многим людям хочется любой ценой получить вожделенные роды, и они готовы идти на такие вещи. Для верующего человека, на мой взгляд, это недопустимо.

– Разве женщина не может выносить всех эмбрионов, которые у нее появляются в результате ЭКО?

– Давайте возьмем практическую историю. Мне позвонила женщина. Она услышала по телевизору, что можно, не жертвуя никем, так и сделать. В результате у нее получилось двенадцать мертвых детей. Попытки за попыткой. Приходишь в первый раз, тебе говорят: мы подсадим двух эмбрионов. Вероятность, что один эмбрион приживется в так называемом естественном цикле, составляет лишь 7%. Это совершенно не сравнить с естественным зачатием, это практически приговор искусственно зачатому ребенку. Действительно, первый цикл, как правило, неудачный. Давай второй… За все это списываются деньги из госбюджета. А вот третий цикл уже не компенсируют, человек платит сам. То есть это бизнес, который сегодня подается как панацея от бесплодия, а в результате один, два, три мертвых ребенка – и лишь потом успешное зачатие.

И не факт, что зачатый ребенок будет выношен, потому что эта технология вынесена за пределы женского тела. Это манипуляция. Берется специальная среда, туда погружаются мужская и женская клетки. Состав этой среды тоже под большим вопросом, сегодня он не сертифицируется в большинстве случаев. Мы не знаем, что там находится. В результате получаем очень серьезные проблемы. Часто ребенок может родиться инвалидом. Об этом говорит главный педиатр России, почетный председатель Союза педиатров России академик Александр Баранов. Он не раз взывал к правительству, чтобы убрать ЭКО из фонда ОМС, чтобы правительство не финансировало эту процедуру, наносящую ущерб здоровью и матери, и ребенка. К сожалению, педиатров у нас не послушали, и сегодня эта процедура финансируется государством.

– Эмбрионы, которые погибают в результате процедуры ЭКО, воспринимаются Церковью как дети, которые погибают от аборта?

– Конечно. Фактически это мини-аборт. Более того, в чашке Петри, в которой происходит зачатие малышей, уже идет первичная селекция, отбор более жизнеспособных эмбрионов. Это нам напоминает истории фашистской Германии, где люди сразу квалифицировались на жизнеспособных и нежизнеспособных. Одни будут полноценными членами общества, другие нет. Уже в этой чашке Петри так называемый специалист отбирает: этот ребенок будет жить, а этот не подойдет. С церковной точки зрения это никуда не годится. Эта диагностика перед имплантацией категорически не соответствует канонам Церкви и ее отношению к жизни зачатого ребенка. Жизнь свята с момента зачатия, и мы не можем за Бога решать, какому эмбриону жить, а какому нет.

– Вопрос телезрителя: «Что Церковь говорит о суррогатном материнстве?»

– Конечно, Церковь имеет четкую позицию в отношении суррогатного материнства. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» суррогатное материнство названо нравственно недопустимой практикой и категорически порицается. Почему? А вот конкретный пример. Сейчас в Петербурге в ожидании вывоза за границу находится больше ста детей, рожденных на заказ российскими суррогатными матерями для китайцев, филиппинцев и других иностранных граждан. По данным СМИ, многие из этих граждан представляют собой лиц нетрадиционной сексуальной ориентации. Судьбы большинства детей, которые перекочуют за границу, мы не можем отследить. Российское государство этим не занимается. Дети эти сейчас вообще лишены какого-либо статуса, потому что матери от них отказались, а иностранные родители их не усыновили. В результате уже многие месяцы эти малыши лежат в кроватках в Питере, без материнского молока, без ласки и ожидают фактической продажи за границу.

Эта практика, к сожалению, была у нас легализована, протащена лоббистами в свое время, потому что это коммерция, это большой бизнес. Индия запретила у себя коммерческое суррогатное материнство, Камбоджа запретила, Франция, другие страны мира, которые заботятся о здоровье своих матерей. Суррогатное материнство предполагает очень серьезные проблемы со здоровьем у будущей мамы, потому что оно тоже делается через технологию ЭКО.

Конечно, в нашей стране эта практика должна быть запрещена. Хотя бы иностранцам для начала нужно запретить усыновлять таким образом детей для неизвестных целей. Мы не знаем, куда потом эти дети будут отправлены. Может быть, они будут отправлены на пересадку органов. Такая практика тоже есть на тех же Филиппинах, мы это знаем. Почему этот вопрос сегодня не поднимается законодательно, я не могу сказать. Могу лишь сказать, что Русская Православная Церковь всегда взывает к тому, чтобы эта практика была запрещена в нашей стране.

– То есть суррогатное материнство – это некий человеческий рынок.

– Это рынок, перепродажа детей. И мы, православные люди, должны проявлять свое отношение к этому. Иначе такие вещи будут происходить. Видим объявление: молодым женщинам предлагается стать суррогатной матерью. Она не знает, что потеряет свое здоровье, свою фигуру. Многие суррогатные матери пострадали от гормональной терапии. Кто бы что ни говорил, проводится гормональная терапия, и женщина фактически уродуется. Но это не интересует заказчика. А если ребенок «бракованный», по контракту между фирмой и суррогатной мамой он может быть возвращен матери. То есть ребенок-инвалид будет оставаться с матерью как негодный товар.

– Очень страшная проблема получается.

– А мать? Подумайте, психолог специально работает с суррогатной матерью и учит ее не смотреть на своего рожденного ребенка, чтобы не образовалась психоэмоциональная связь. Это надругательство над человеческой природой. Горе-матери, которые этим занимаются. Можно сколько угодно говорить, что они делают добро для других людей, но такие дети получают огромную травму, когда разрываются их социальные и биологические связи, потому что рождены они одной женщиной, а уходят неизвестно куда.

– Приходится ли сейчас сталкиваться с детьми, которые были рождены таким путем и выросли? Есть ли проблема выросших детей?

– Первый суррогатный ребенок (первый ребенок по технологии ЭКО, которая использовалась в суррогатном материнстве) родился в 1978 году, а в Советском Союзе – в 1986 году. Но очень часто судьба этих детей неизвестна. Они в основном идут «на экспорт». В России тоже есть случаи, когда на добровольной основе одна женщина пыталась выносить ребенка для другой, это отдельный вопрос. Но подумайте: даже Индия – страна, которая никогда не забывает о своей безопасности, – отказалась от коммерческого суррогатного материнства. И весь поток желающих «клиентов» повернул на нашу страну. К сожалению, в нашей стране пока царит беззаконие. Мы не знаем, что сегодня с этими детьми. Это очень большая проблема. Мы знаем только, что в храмы в центре Москвы до недавнего времени приходили парочки, достаточно странные, которые предлагали даже массово крестить этих детей. Но сегодня практика такова: чтобы крестить ребенка, рожденного суррогатной матерью, нужно разрешение епархиального архиерея и покаяние родителей. Это указано в одном из церковных документов. То есть родители должны понимать, что эта практика безнравственна.

– Почему это касается ребенка? Он же вроде невиновен.

– Конечно, невиновен, он может быть крещен, но с условием: чтобы родители поняли, что та практика категорически недопустима, это греховная практика. По сути, это намеренная перепродажа ребенка.

– Мы говорили о глобальном явлении суррогатного материнства как о бизнесе. Бывают ли ситуации, когда так делают для своих, по дружбе, для бесплодных знакомых?

– Это другая сфера. Она не относится к бизнесу. Тем не менее нельзя исключать такой момент, как разрыв связи с родной матерью. Ребенок имеет право на родную мать? Имеет. А мы за Творца говорим: мы тебя от родной матери заберем. Одно дело, когда произошла смерть. Но та женщина жива, здорова. Более того, у нее, как правило, уже есть дети (в суррогатные матери приглашают женщин, уже имеющих детей). И она в микрофон рассказывает: так и так, я заработала себе на дом, на квартиру… Слушайте, может быть, другим способом каким-то государство поможет женщинам с детьми, чем толкать их на продажу собственного тела? Это, конечно, безнравственно. Ребенок не должен быть «на заказ», даже если за него не платят деньги. А в зарубежных странах это очень большие деньги. Купить ребенка в России – 75 тысяч долларов. На Украине дешевле, около 30 тысяч. А в Калифорнии – больше 200 тысяч долларов. Это рынок. Человек не должен быть объектом на этом рынке. Ребенок – это субъект, личность, он не может выступать как товар на этом рынке.

– Коробит фраза, что ребенок стоит столько-то…

– По факту это так. Это работорговля.

– Встречали ли Вы женщин, которые приходили к вам после этого?

– В Патриаршую комиссию поступают обращения. Мы призываем всех телезрителей, которые стали жертвами суррогатного материнства, экстракорпорального оплодотворения, жертвами последствий этих сомнительных методик, обращаться в нашу комиссию, на наш официальный сайт (там есть контактные данные), рассказывать свои истории, чтобы мы их суммировали и попытались на государственном уровне отрегулировать эти тяжелые этические, нравственные вопросы.

Мы знаем таких людей. Они не всегда хотят о себе рассказывать персонально, на публику. Но они часто страдают от того, что не были проинформированы, к чему приведут последствия этой истории. Например, родился ребенок, у которого отсутствует внутреннее ухо в результате ЭКО. Это было обусловлено как раз не генетически, а тем, что он был зачат противоестественным путем. Бывает атрезия кишечника, отсутствие некоторых внутренних органов, много дефектов зрения. Ни в коем случае никому не рекомендую прибегать к этой процедуре.

– Вопрос телезрителя: «Вы сказали, что между матерью и ребенком есть психоэмоциональная связь. Тогда скажите, если в роддоме женщинам поменяли детей, где же была эта связь, когда мать не поняла, что это не ее ребенок? Никакой связи нет, просто это болтовня».

– Дело в том, что связь формируется как раз во время того, когда ребенка приносят к матери. А в суррогатном материнстве ребенка, во-первых, не вскармливают молоком матери, а во-вторых, сразу разлучают с матерью. Потому такая связь и не формируется. Если же ребенок сразу был приложен к груди, если он сразу со своей матерью находился, такая связь, конечно, формируется. А в суррогатном материнстве не предусмотрены ни вскармливание, ни контакт со своей биологической матерью. Простите, но Ваш вопрос некорректный.

– Если ребенок в результате процедуры ЭКО рождается с дефектами, какова его судьба?

– Судьбой его уже занимаются не господа репродуктологи, а педиатры. Долгое время на базе Научного центра здоровья детей Минздрава России наши доблестные педиатры, замечательные врачи лечили (и лечат) этих детей. В этом году на III Гиппократовском форуме было сделано заявление Союза педиатров, и в нем сказано, что такие репродуктивные технологии, как ЭКО и суррогатное материнство, угрожают здоровью матери и ребенка. По этому поводу есть справка Союза педиатров, где указано, что более 70% детей, рожденных с помощью ЭКО, имеют серьезные дефекты, вплоть до тяжелой инвалидности. Психическое развитие у них другое. То есть последствия остаются…

Еще очень серьезный вопрос озвучивают наши генетики: будет ли передаваться вертикально бесплодие в процедуре ЭКО? Не будем ли мы создавать бесплодные поколения? Не создается ли база для последующего обращения к этой же процедуре? Получается,  клиники такого рода заинтересованы в том, чтобы последующие поколения также обращались к ним: не исключено, что они будут еще более бесплодными. В Медико-генетическом научном центре Российской академии наук учеными проводились опыты на животных. В частности, Любовь Федоровна Курило − известный генетик, доктор биологических наук − свидетельствует, что в случаях экстракорпорального оплодотворения у животных в пятом поколении наблюдалось появление бесплодия. Поэтому мы можем получить демографическую бомбу замедленного действия. Потом наши дети спросят: «Мама, папа, а почему вы не подумали, прежде чем идти на это? Почему не попытались дать мне жизнь естественным, заложенным Творцом путем?»

− Вопрос телезрительницы: «Один священник говорил о том, что мы не совсем достойны того, что имеем: все дается по милости Божьей. Скажите, пожалуйста, перед Богом я достойна того, чтобы меня не подвергали пыткам, ведь я никого не пытала, не убивала, не избивала? И почему было так много тяжелых мучений у первых христиан?»

− Бог ни для кого не хочет зла, страданий, Он не хочет, чтобы человека подвергали пыткам. Бог – Великий Художник и Творец – сотворил нас для блага и радости. И все, что происходит с нами, случается от того, что в нашу человеческую жизнь вошла смерть как следствие первородного греха.

Очень важно понимать, что мы страдаем за наших родителей. Но в наших силах изменить  тяжелое наследие: через Святое Крещение мы принимаем Спасителя всем сердцем и обретаем совершенно иную жизнь. В ней страдания уже обретают смысл, потому что и Сам Господь прошел через все это. Ведь Христос мог родиться в царских палатах, прожить безбедную жизнь, но Он выбрал страдание за нас и смерть на Кресте. Поэтому каждый христианин должен пройти через свою голгофу, испытания, чтобы быть со Христом. Это мистика, тайна нашего спасения.

Действительно, если ты дитя Божье, принадлежишь Ему, то, конечно, будешь испытывать скорби в этом мире. Это не потому, что Бог их посылает, а потому, что в мире действует зло; оно не приемлет, когда человек стремится идти по пути воли Божьей. Но Господь никогда не позволит дьяволу искушать нас сверх меры, если только мы сами не нарушим Его волю. Господь каждому дает этот безопасный «коридор», за пределы которого люди часто вылезают сами. Например, говорят: «Бог сейчас не дает детей, тогда сделаем три-четыре  ЭКО».  И получают большую духовную и нравственную проблему.

В вопросе телезрительницы мысль кажется интересной: заслуживаю ли я того, чтобы страдать?

− Лишь Бог может нам это сказать. Он покажет нам всю нашу жизнь: как мы жили, мыслили, что мы сделали из того, что должны были сделать. Можем ли мы сказать, что знаем, чего достойны, а чего нет? Я побоялся бы так утверждать. Мы даже себя до конца не знаем и не можем оценить так, как это может сделать только Отец Небесный.

Некоторые вещи, которые происходят в нашей жизни, мы устраиваем себе сами. Господь, может, и не хотел бы каких-то испытаний. Например, молодому человеку встретилась прекрасная девушка, он хочет вступить с ней в брак, но по каким-то причинам  это откладывает. Год проходит, второй, пять, десять лет. Она уже выходит замуж за другого. А в жизни молодого человека больше уже не встретится та самая любовь, которую посылал ему Господь. То есть человек  проявляет свою волю, и Бог не отнимает у нас свободы творить ее.

Очень важно вовремя почувствовать, что наш путь от Господа. Чтобы это произошло, нужно иметь смиренное сердце, каяться в грехах и никогда не считать себя вообще чего-то достойным. Мы настолько часто грешим в своем сознании и отходим от заповедей Божьих, что действительно милостью оказывается то, что мы живем, дышим, что держится наше государство, сохраняются семьи.

Надо, конечно, Бога уметь благодарить и просить, чтобы Его святая воля, благая и совершенная, совершалась в нашей жизни. А как ее почувствовать? Через исповедь, Причастие, через то, чтобы не давать душе засохнуть, чтобы она питалась от Самого Отца. Тогда появляется некая духовная «навигация» и можно направить свою жизнь по менее опасному пути. Бог не хочет для нас этих тяжелых испытаний.

− Еще у телезрительницы в конце был вопрос: «Почему страдали первые христиане?»

− Первые христиане − это люди, которые сознательно выбрали служение Христу. Были, правда, и те, кто страдал от гонений. Но если мы говорим именно о святых мучениках, то они делали добровольный шаг, посланный им свыше, это был их выбор.

Гонений было очень много. Мы знаем, что и в начале XX века были страшные гонения. Были свои мученики, исповедники, свои чудеса. Но очень важно, чтобы христианин был готов именно к тому, что ему уготовано: не брал бы на себя то, что не может понести, а просил у Бога именно исполнения Его благой воли относительно себя. Это очень важно.

− Вопрос: «У моих соседей сверху есть ребенок, который то плачет часами, то создает очень сильный шум. Дело доходило до того, что я вызывала полицию. Родители объяснили мне, что их ребенок гиперактивный. Существует ли такая проблема, как гиперактивные дети?»

− Есть разные причины гиперактивности. Например, биологическая: у детей, рожденных путем кесарева сечения, часто бывает такая проблема. Но все же стоит не полицию вызывать, а попытаться мирно договориться. Я думаю, что с возрастом все пройдет: ребенок созреет как человек, у него сформируется воля, и через какое-то время проблемы не будет.

Но дело в том, что гиперактивность имеет еще одну причину: погруженность ребенка во внешние носители информации (гаджеты, телефоны, мультфильмы). Многие родители говорят: «Ребенок хоть какое-то время может находиться на месте только тогда, когда я включаю мультфильм». Но это ненормально. Это то же самое, что сводить психику ребенка к условным рефлексам. Конечно, с таким  ребенком более трудно налаживать диалог, это требует внутреннего труда. Надо сделать так, чтобы ребенок стал вашим союзником в контроле над самим собой, − на то мы и родители. Если мы этого не сделаем к пяти годам, например, то могут возникнуть такого рода проблемы. Не стоит заменять общение мультфильмами, клипами (особенно современными западными, которые калечат психику). Они подсаживают ребенка на некий информационный продукт, и он становится важнее послушания, важнее всего. Мультфильм не должен стать валютой в торговле с ребенком.

Надо стараться, чтобы ребенок чаще видел глаза родителей: когда смотришь ребенку в глаза, поверьте, для него это гораздо важнее, чем гаджеты. Но здесь требуется труд: когда смотришь в глаза, то отдаешь себя, свое сердце, свою любовь − дети это очень сильно забирают, как отмечают многие. Да, забирают, но если ты с Богом, то Он это все восполнит. А если человек живет без Бога, то он действительно очень часто использует заменители общения, но это ни к чему хорошему не приведет. Потом ребенок скажет: «Папа, мама, Интернет – мой учитель, родитель, кумир». И окажется чужим в своей семье, отомстит родителям.

Нужно обязательно проводить время  со своими детьми, общаться с ними, особенно говорить о духовной, нравственной жизни. Тогда ребенок никогда вас не променяет на гаджеты и не будет страдать гиперактивностью. Если есть контакт с родителями, ребенок обычно совсем другой.

− То есть проблема в том, что воспитывает ребенка?

− Да, это вторая причина гиперактивности – постоянный просмотр мультфильмов. Лучше всего как можно раньше научить ребенка читать, тогда у него будет хотя бы альтернатива гаджетам. Из эффективных методов борьбы с такой зависимостью как у маленьких детей, так и у взрослых я знаю только один – чтение. Если ребенку открыть книгу как удивительную дверь в мир познания и красоты Божьей, он ее  не променяет на гаджеты и мультфильмы. И интеллект у него будет совсем другим.

− Книги – это также часть воспитания ребенка. Чем же они отличаются, скажем, от хороших мультфильмов?

− Очень просто: чтобы представить себе какой-то образ, требуется обработать текст. Это своего рода труд: ребеночек работает над текстом, он представляет себе, например, страну Нарнию или каких-либо героев. Таким образом он начинает уже внутреннюю духовную работу. Когда же дается готовая картинка, этап этой обработки аннулируется.

На заметку нашим зрителям: компьютеры по типу планшета, прежде чем появились на общественном рынке, использовались в США для реабилитации людей с психическими нарушениями. Когда человек с серьезным психическим нарушением может листать картинки, он легче реабилитируется. Но когда это дается здоровому ребенку, он лишается очень серьезного этапа обработки, анализа текста. Ему сразу предоставляется готовая картинка − сознание примитивизируется.

− Но ребенок может анализировать и работать над обработкой поступающей информации, разве нет?

− Визуальная информация уже готова. Одно дело, когда вы создаете визуальный образ, работаете над ним. И совсем другое, когда кто-то уже нарисовал его для вас. Через изображение необходимого образа можно воздействовать на ваше сознание. И мы часто видим такие истории с детишками − это очень страшно. Ребенок фактически становится сам не свой, если не посмотрит мультфильм. Это имеет наркотический эффект.

− Я тоже нередко наблюдал такую зависимость. Если не дали ребенку посмотреть мультфильм или поиграть в какую-либо игру, что тогда происходит у него внутри?

− Иногда ребенок готов прибить тех, кто у него это забирает. Он, как и наркозависимый человек, не всегда распоряжается собой и не может себя контролировать. Степень вовлеченности становится такой, что происходит инвалидизация психики ребенка: он начинает воспринимать гаджет или телевизионный экран как часть себя. Фактически мы калечим своего ребенка, это очень опасно. И лучший способ помочь – дать книгу, она спасает. Это потом, когда психика уже будет сформирована, он научится владеть компьютером, гаджетами. Но пока он маленький, ни в коем случае не надо его к этому приучать. Нужна книга, и только книга. Ничего страшного, если ребенок будет пользоваться кнопочным телефоном до 14−15 лет. По крайней мере, у него точно не будет никаких психических проблем.

− А как же проблема социальной адаптации, если вокруг тебя подростки с крутыми айфонами, телефонами, а у тебя кнопочный до 15 лет?

−  Важно то, в каком кругу подростков он окажется. Если окажется в кругу таких же, как он, с кнопочными телефонами, читающих книги, то  будет тянуться к ним: детям, которые интеллектуально развиты, готовы вместе фантазировать, читать, говорить о героях, писать (такие дети часто начинают писать). Они лучше развиваются, чем те, которые пользуются гаджетами. То есть у ребенка будет другая среда общения, и с точки зрения воспитания родителям она понравится гораздо больше.

− Вопрос от телезрителя: «Стоит ли работать в том месте, где постоянно слышен мат?»

− Не стоит, потому что матерный язык – инфернальный, адский. Он оскверняет душу человека, низводит его до животного состояния и даже ниже. Сколько раз приходилось наблюдать людей, одержимых нечистыми духами, и они говорят на отборном матерном языке. Поэтому если мы не хотим, чтобы подобная атмосфера, скверна входила в нас, надо удаляться от людей, которые этим страдают. Они же тоже мучаются от этого: человек, когда матерится, наносит себе увечья, раны. Он оскорбляет свою душу и очень часто пытается осквернить и тех, кто рядом. Конечно, нужно удаляться от такой компании.

− Вопрос: «В нашей Православной Церкви столько святых и праведников, а мы читаем ветхозаветную Псалтирь. Неужели они не могли составить нашу собственную Псалтирь?»

− Понятие святости не имеет ни национальной, ни временной, ни географической принадлежности. Евангелие же тоже создано свидетелями евангельских событий – учениками Христа. Псалтирь написана великим царем Давидом  (возлюбленный Господом, как говорит о нем Священное Писание), он в роду земных предков Спасителя. Бог дал ему пророческий дар, поэтому мы, взывая к молитвам святых как к камертону нашей духовной жизни, обращаемся к Псалтири.

На основании Псалтири построено богослужение, молитвенное правило. Посмотрите, какие плоды приносит ее чтение нашей душе: она утишает страсти, помогает вознестись падшей душой ввысь, к Богу. По плодам этой книги мы и действуем. Церковь как духовная лечебница избирает те лекарства, которые действуют лучше всего. И Псалтирь в данном случае неподражаема. Труды святых отцов и замечательных русских подвижников, их жития и молитвенные произведения читать нужно, но великая Псалтирь всегда будет стоять особняком.

− Еще вопрос: «Подскажите, как бросить курить, если куришь очень долго и много?»

− Надо обязательно отречься от этого греха: осознать, что курение – страсть. Человек именно болеет страстями. И это может быть не только курение, но, например, собирание монет или игромания − механизм одинаковый. Но в случае курения зависимость формируется еще и на биологическом уровне: когда человек имеет гормональную предрасположенность, происходит химическая зависимость от курения.

Нужно внутренне, духовно отречься от этого греха. Следует сначала установить определенный период воздержания, можно связать его с православными праздниками. Цель изначально должна быть временной − так будет легче справиться и понять, что эта страсть должна уйти из жизни. Человек есть дух, который владеет телом, а не наоборот: не тело должно командовать духу, а дух телу. Лошадь не может ездить на наезднике. Так и наше любимое тело должно быть подконтрольно и на своем месте. Поэтому очень важна духовная внутренняя борьба и, конечно же, молитва, чтобы Господь избавил от этой страсти.

− Последний вопрос от телезрителя: «Как правильно благодарить Бога?»

− Бога надо благодарить всегда: утром, вечером, в течение дня. И не только за радости, которые приходят в нашу жизнь, но и за саму жизнь, за испытания. Бог есть Отец наш, Податель жизни, всяческого блага для человека. Испытания в нашей жизни, происходящие по воле Божьей, а не по нашей собственной, как правило, служат к нашему спасению. Поэтому правильно благодарить Бога – это говорить: «Слава Богу за все!»

− Спасибо, отец Федор. По традиции нашей программы прошу Вас кратко подвести итог нашему обсуждению и что-нибудь пожелать нашим телезрителям.

− Я очень рад быть вместе с вами. Все наши сегодняшние вопросы касались темы семьи. Она неисчерпаема, потому что семья тоже есть прикровенно изображенный, отпечатанный в человеке образ Божий, образ Троицы, как нам говорит святой Григорий Нисский. Поэтому, даст Господь, будем еще встречаться, говорить о таинстве семьи, о том, почему семья − это Богом установленный союз и почему сегодня так важно ее сохранить. Семейный вопрос − самый критический в современной жизни, поэтому будем встречаться, говорить об этом и отвечать на вопросы.

Ведущий Александр Черепенин

Записали Маргарита Попова и Наталья Богданова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​