Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

14 февраля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает архимандрит Александр (Глоба), доктор богословия, врач-специалист в области организации здравоохранения, клирик Городницкого Свято-Георгиевского мужского монастыря. 

(В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи)

– Поздравляю Вас с наступающим праздником Сретения Господня. Уже прошло вечернее богослужение; можно сказать, что праздник наступил. Скажите нам, пожалуйста, в чем сущность праздника Сретения?

– Основной богослужебный вопрос, который отражается в песнопениях храма, в литургическом смысле богослужения этого праздника, заключается в том, что Ветхозаветная Церковь встречается со Спасителем, с Новым Заветом. И здесь проходит некий духовный рубеж, когда начинается новая эра, – эра спасения. Потому что люди, которые жили в ожидании пришествия в мир Спасителя, встречают в лице Симеона Богоприимца эту эру.

Симеон Богоприимец был одним из семидесяти двух толковников, которые в III веке до Рождества Христова были призваны к тому, чтобы перевести с древнееврейского языка на древнегреческий Священное Писание при Птолемее Филадельфе. И когда он переводил один из стихов Священного Писания, где сказано, что Дева во чреве примет и родит Сына, то подумал, что это будет скорее не дева в прямом смысле этого слова, а именно молодая женщина. Потому что как девственница может принять в себя то, что написано? Как может произойти это великое спасительное чудо? И духом Божиим ему было открыто, что он не умрет до тех пор, пока не сбудутся слова Священного Писания.

И вот проходит определенное время, он живет более чем триста лет и подвизается возле Храма Господня. Он был приведен Духом Святым в храм, когда Божия Матерь на сороковой день приносит в храм Богомладенца – Господа нашего Иисуса Христа. Симеон принимает на руки Спасителя и возносит благодарственную молитву, в которой благодарит Бога за то, что Он позволил его глазам увидеть Спасителя мира, что он исполнил то, что было ему предсказано Духом Святым. Господь удовлетворяет его благое желание узнать правду о Священном Писании. И в наши дни, и в те времена люди, не желавшие мириться с пришествием Господа Иисуса Христа, хотели каким-то образом изменить смысл Священного Писания, чтобы чудо, которое должно было произойти по обетованию Божию, прошло мимо людей, ожидавших пришествия в мир Спасителя. 

– Вопрос телезрительницы из Вологодской области: «Что такое искушение и что такое зло? И почему оно в человеке бывает? При постриге в монахи будущий монах сам выбирает себе имя или по-другому это происходит?»

– Есть несколько практик выбора имени в монашестве. Это происходит с благословения епископа города или епархии, которой принадлежит монастырь, где хочет принять постриг иночествующий. Есть традиция, когда пишется несколько записок (в основном это имена святых, которые существуют в календаре на этот день). Или же в исключительных случаях учитывается просьба человека, когда он хотел бы носить имя конкретного святого. Но обычно имя, которое получает человек при постриге, до последнего момента остается неизвестным.

Что такое зло? Это отсутствие добра, когда человек не имеет добрых, благих помыслов, когда не хочет двигаться в сторону Бога, правды, уклоняется от добра и творит злое. Но зло как таковое не существует, зло – то состояние, то духовное естество, в котором нет добра. Поэтому человек должен стремиться к добру, к молитве, чтобы избежать зла.

И еще был вопрос про искушения. Искушения – это особое духовное делание, которое каждый человек должен пройти на своем жизненном пути. Почему человек искушается? Потому, что жизнь – это определенный путь, он бывает легким, бывает трудным. И когда человек делает определенные шаги на этом пути, они бывают трудными, и человек их принимает за искушения, которые помогают открыть его внутреннюю сущность: его сердце склоняется к добру или он отдаляется от добра. И таким образом это дает возможность человеку поработать над собой, узнать себя лучше. Искушения часто носят характер духовной инспекции внутреннего состояния человека.

– У нас есть такой вопрос: «Племяннице тридцать три года, она в отчаянии, так как не может выйти замуж. Молимся, просим Господа за нее. Как быть?»

– Молиться, просить Господа, но не забывать, что каждый человек должен пройти свой жизненный путь сам. Конечно, если есть воля Божия, то человек найдет свою вторую половинку. Но здесь надо помнить, что без особой подготовки, особой работы над собой часто бывает, что не происходит того, что человек хочет.

А потом надо все-таки сообразовывать свою жизнь с волей Божией, посоветоваться с духовником, как быть в этой ситуации. А может, у человека вообще другой путь, может, монашеский путь служения Богу, Церкви. А может, это будет путь, на котором она посвятит себя своему любимому мужу, детям и этим самым будет благодарить и славить Господа.

– Есть еще один вопрос: «Батюшка, мне восемнадцать лет, я решил идти в семинарию, хочу служить Господу, помогать людям. Иду через пять лет, после получения светского образования. С чего мне нужно начать подготовку к семинарии?»

– Прежде всего нужно начать с внутренней работы над собой, понять, что хочешь от семинарии. Человек уже определился, что он хочет получить образование в миру. Кем он хочет стать, как свой выбранный путь он может применить в дальнейшем? Если говорить о себе, то я думал, что получу медицинское образование для того, чтобы помогать другим людям. Я всегда знал, что буду в Церкви, просил об этом Бога, знал, что когда буду священником, буду иметь возможность дать людям какой-то совет, подсказку, какие-то ориентиры, имея более глубокие познания в строении человеческого тела, в физиологии человека. Поэтому для меня было понятно, для чего мне нужно это образование.

Если человек, допустим, идет учиться на архитектора, инженера, то в Церкви эти профессии тоже могут пригодиться для того, чтобы устроить церковную жизнь, построить храм Божий, чтобы быть полезным, помогать людям, которые приходят в храм, делиться с ними опытом, советами. Поэтому здесь надо ответить в первую очередь на то, какую пользу ты будешь приносить Церкви. Если человек изучает языки, то в Церкви ему это тоже пригодится, он может работать в Отделе внешних церковных связей, выстраивать отношения с иностранцами. Это тоже польза для Церкви. Когда человек имеет возможность принести Церкви пользу, это большое благое дело.

– Юноша, которому восемнадцать лет, получит светское образование, потом получит духовное образование, станет священником, и это будет относительно молодой священник.

– Восемнадцать плюс пять – это уже двадцать три года; плюс семинария (там пять лет учиться) – уже двадцать восемь лет, если магистратура – еще плюс три года, и это уже тридцать один год. Как раз тот возраст, в котором в Священном Писании и предполагается получать человеку священный сан. Поэтому не очень-то он и молодой будет. Он будет уже зрелый для того, чтобы принять священный сан.

– А его духовные чада будут, допустим, от сорока и старше.

– Здесь мы встречаемся с текстом Священного Писания, когда книжники и фарисеи приходили к Господу Иисусу Христу и говорили: «А сколько Тебе лет, если ты Отца видел? Тебе нет и пятидесяти, а Ты говоришь, что видел Отца Небесного». Борода не делает из человека профессора. Апостол и пророк Иоанн Богослов был самым молодым из учеников, однако его святость считается для нас, христиан, идеальной. И мы молимся и просим Господа, чтобы Он дал нам хотя бы некоторые таланты этого святого угодника.

И когда священник получает священный сан, мы не должны забывать, что получает он это не от руки человека, а посредством Божественной благодати. Сам Дух Святой сходит на этого человека по молитвам Церкви, преображает его, изменяет и делает полезным для Церкви.

– Вопрос телезрительницы из Воронежской области: «Что означает это высказывание в Евангелии: "Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее, а кто погубит ее, тот оживит ее"?»

– Дело в том, что в душе выделяют как бы животное состояние, низшее. Если анатомировать душу, то есть молитвенное начало, а есть животное, оживотворяющее начало души. Здесь идет отсылка к тому, что если человек бежит за временным, пытается сохранить временное, но забывает о вечном, он теряет надежду на вечное, оставаясь при этом с временным – с тем, что тлеет, уничтожается, становится неполезным человеку для вечного существования с Богом.

Поэтому мы должны помнить, что для того, чтобы достигнуть высот рая, где можно встретиться с Богом, мы не должны жалеть своих сил, чтобы совершенствоваться в Боге, в Духе Святом, стремиться к тому, чтобы быть полезным для Царствия Небесного. А если мы будем думать только о том, как набить свое чрево, как угодить своим страстям, как следовать тому, что в нас имеет животное, скотское, приземленное, инстинктивное, то мы скорее всего до Царствия Небесного не дотянем и не будем иметь надежды на встречу с Богом. Поэтому Господь и дает нам возможность подумать через слова Священного Писания о том, чтобы каждый человек уделял время своей душе, ее высшей, духовной части, возможности общаться с Богом посредством молитвы, посещения церкви Божией, посредством приобщения Святых Таин, чтобы исцелять свою душу, преобразовывать себя, быть достойным Царствия Небесного.

– Как Вы думаете, заложена ли мысль о необходимости посещения храма и участия в таинствах в сегодняшнем празднике Сретения Господня?

– Конечно, заложена. Потому что, во-первых, храм Божий всегда ассоциировался с особым пребыванием Божиим. Бог везде, Он может быть во всем, находиться в таком месте, в котором ты и не ожидаешь, но вместе с тем может произойти встреча человека с Богом. А здесь мы видим через Священное Писание, через священные тексты, почему Христос был принесен в храм Божий. Этого требовал закон, который также выражался на страницах Священного Писания. То есть Христос говорил, что пришел не нарушить закон, но исполнить его, сделать более полным.

Заметьте, что Христос в Своем служении (начиная от Своего рождения и принесения в храм Божий) ни в чем не согрешил. И даже принесенная жертва  уже была не нужна, но требовался этот законный обряд, чтобы выполнить все то, что было предсказано пророками, сказано в священных текстах, чтобы показать людям, что Господь не делает ни для кого исключения, но чтобы каждый прошел определенный путь, который предназначен каждому для спасения. У Бога здесь такой путь, который был предсказан еще в раю при грехопадении людей. Господь задумал такой план, чтобы согрешившие люди были удалены из рая, но вместе с тем Он уже Своим Промыслом Божиим предрек и план спасения человека.

Приходит время, и все то, что Господь сказал, исполняется и излечивает эту рану, которая была нанесена первыми людьми в раю всему человечеству. Поэтому процесс обетования Бога – эпифания (от Рождества до принесения в храм Богомладенца) – описывается в литургическом календаре, облеченный в литургические песнопения, тексты для того, чтобы человек, знакомясь с этими текстами, сообразовывал свои мысли, получал знания о том, что произошло, одновременно хвалил, благодарил Бога за его щедроты, милости и старался измениться, чтобы наследовать Царствие Небесное.

– Вопрос телезрителя: «Богословы иногда считают, что духовное и физическое здоровье ребенка зависит от духовного и физического состояния родителей. А каково участие в этом Бога, когда ребенок рождается больным? Говорят, что это учит родителей, но получается наказание за чужую вину. Родителей это, может, и учит, но жизнь искалечена навсегда у ребенка. Как с этим быть?»

– Дело в том, что нам надо научиться не быть судьями. Потому что очень часто мы рассуждаем именно с высоты своей колокольни. Какая она у нас? Высокая, низкая, есть ли она вообще? Мы как бы не задаемся этим вопросом, но вместе с тем кидаемся рассуждать о людях, которые живут с некоторыми ограничениями, с уродствами, как они мучаются. Кто мы такие, чтобы рассуждать, мучается этот человек или нет, больно ему или нет?

Мы должны радоваться наличию такого человека, если он пришел в мир, родился, мы должны помочь ему, должны проявить свое человеческое чувство, показать ему свою любовь и вместе с тем попытаться сделать его жизнь лучше. Но ни в коем случае не судить так: как этот человек мучается, да лучше б ему вообще не жить, чем так мучиться. Этот человек хочет жить, он прославляет жизнь, он своей жизнью, своим жизненным опытом прославляет Бога и показывает очень часто нам (людям, которые имеют руки, ноги, нормальную голову, нормальные мысли) наше духовное несовершенство. Такие люди показывают нам наше состояние, являемся мы настоящими христианами или нет.

Когда мы находимся рядом с такими людьми, когда можем проявить к ним свою любовь, заботу, свое попечение, молитву, тогда мы как бы проверяем себя изнутри, как бы говорим: «Да, Боже, мы хотим быть такими, какими Ты хочешь нас видеть. И если мы имеем недостатки, Ты нас прости; если имеем в чем-то духовную нужду, чтобы быть пригодными для Царства Небесного, Ты нам помоги».

Эти люди, которые существуют вместе с нами, дают нам надежду на то, чтобы исправиться, быть лучше, добрее. Чтобы другие люди, которые видят инвалидов, несовершенных с точки зрения анатомо-физиологических особенностей, тоже исправлялись и делались лучше. Каким является Божий замысел для них, мы не можем сказать, но мы знаем точно, что Господь все делает, чтобы человек имел возможность спастись.

– Хотел бы тогда спросить: как обусловливается духовное состояние детей, связанное с духовным состоянием родителей, в случае суррогатного материнства?

– Этот вопрос очень сложный. Но с богословской точки зрения мы можем сказать, что суррогатное материнство греховно по своей сути. Если что-то технически возможно сделать – это не значит, что это угодно Богу. Потому что когда мы читаем Священное Писание, особенно Ветхий Завет, историю про двух братьев, когда один убивает другого, то мы спрашиваем, как это могло произойти? Технически это могло произойти, но было ли это угодно Богу?

Я уверен, что многие люди, которые прибегают к этой методике, ходят в храм, ставят свечки Николаю Чудотворцу, Божией Матери. Подбор мужчины (если женщина не замужем) для экстракорпорального оплодотворения – по сути, блуд. Человек подобными действиями убивает свою душу.

Как относиться к детям, рожденным в результате применения такой технологии? Ребенок не виноват в том, что является продуктом желания человека. Мы относимся к таким детям как к полноценным членам общества. Их можно покрестить. Церковь от них не отказывается. По благословению священноначалия сначала должна быть проведена беседа с родителями, чтобы они признали свою ошибку. Суррогатное материнство – греховное явление.

Работая над этой темой, я нахожу много примеров из Священного Писания, церковных канонов, в которых говорится, что это грех. Данная проблема обжигает сердце пастыря, занимающегося этим вопросом. Почему люди не интересуются, что произойдет с их душами? Неужели не понимают, что если они не покаются, не начнут жить со Христом, во Христе и в Церкви Христовой, то случится что-то очень печальное?

Что происходит с генетическим материалом? Какие болезни могут быть у поколения, зачатого таким способом? Существует много вопросов, на которые нет ответа. Скорее всего будут какие-то болезни. Кто будет в этом виноват? За несовершенство человеческой души, личности, желаний мы будем винить Того, Кто мог бы вмешаться. Если бы Бог не допустил рождения ребенка, зачатого путем экстракорпорального оплодотворения, Он опять бы был виноват.

Человек – непонятное эгоистичное существо, которое любит жить по законам сказки, где Сам Господь Бог должен быть, как Золотая Рыбка, на посылках. Христиане не должны мириться с тем, что в их государстве прибегают к методикам, которые калечат человеческую душу.

– Заражен ли ребенок, зачатый путем экстракорпорального оплодотворения, грехом блуда?

– Грехом заразиться нельзя, потому что грех –ἁμαρτία – «промах». Это невозможно заложить в человеке: каждый промах он делает сам. После того как Господь искупил Адамов грех преслушания, мы судимся Богом на частном суде по личным грехам, а не по грехам родителей.

Родители, желая удовлетворить свою потребность иметь дитя, прибегают к определенным технологиям, которые могут привести к поломке в генетическом наборе ребенка. Химические препараты, применяющиеся для замораживания яйцеклетки, могут в дальнейшем неблагоприятно повлиять на развитие человека. Это не только духовная, но и медицинская, научная ошибка, за которую придется расплачиваться. Большой процент вероятности, что так и будет.

– Сегодня День святого Валентина, 14 февраля. Скажите, что это за праздник? Как к нему относиться православному человеку?

– Православному человеку к этому «празднику» относиться никак не стоит. Четырнадцатого февраля ни по православному, ни по католическому календарю не празднуется память этого святого. В Русской Православной Церкви, по-моему, 30 июля отмечается день святого Валентина Римского, пресвитера. Он пострадал за исповедание веры.

В Римской империи (в языческом обществе) были луперкалии – задабривание божеств посредством определенных действий. В справочной исторической литературе говорится, что в XIII–XIV веках Католическая Церковь вернула празднование Дня святого Валентина для того, чтобы изжить эти праздники в Италии. Из-за хорошего климата, питания плоть буйствовала. Люди пытались заменить луперкалии церковными праздниками.

В советское время о Дне святого Валентина никто не знал. В России этот праздник стали отмечать с 90-х годов.«Валентинки» в виде сердечек можно увидеть в римских музеях: в Италии была распространена традиция их дарения. Она потихонечку перекочевала из Европы в Россию. Люди, далекие от Церкви, живущие сиюминутными радостями по законам рынка, придумывают для себя маленькие праздники, которые заканчиваются беззаконием.

В дореволюционной России были салоны, клубы, в которых организовывали балы в честь Дня святого Валентина. Люди объяснялись друг другу в чувствах, возлагали надежды на дальнейшие отношения. Но все это далеко от Церкви. Она призывает нас к духовно-трезвенническому образу жизни.

Сегодня мы должны были бы пойти в храм на вечернее богослужение, восславить Господа нашего Иисуса Христа, поблагодарить Божию Матерь, Бога за то, что Он приходит в мир и помогает нам обрести Царствие Небесное.

Мы, православные христиане, этот гражданский праздник не отмечаем, стараемся жить церковной жизнью.

– Вопрос телезрительницы: «Господь говорит: продай имение твое и раздай нищим; отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Я читаю замечательные наставления моих любимых Игнатия (Брянчанинова), Иоанна Кронштадтского. Они пишут: “Делай вот так”. А начинаешь делать – ничего не получается, всё кувырком. Господь говорит ученикам: человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу. Что же, совсем ничего не делать? Ведь хочется что-то делать, чтобы спастись. Как понять: все возможно только Богу? Все мои старания тщетны?»

– Благодарю Вас за интересный вопрос, но Вы сами ответили на него своим первым благовещением: возьми крест свой, и следуй за Мною.

Сложно сделать что-то доброе, поработать над своей душой, своим эго. С точки зрения физиологии это очень затратный процесс. У нас ленивый мозг: любит идти по пути наименьшего сопротивления. Господь говорит, что Царствие Небесное нудится. То есть нужно прикладывать определенные усилия для того, чтобы достигнуть Царствия Божия.

Многие святые призывают работать над собой, понуждать себя. Человеку приходится сталкиваться с естественными трудностями. Чтобы он не унывал, не бросал дела спасения, Господь успокаивает: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. «Бремя, которое на вас, принесите Мне. Я помогу вам нести его».

Спаситель – Пастырь добрый, Который заботится о Своих пасомых. Он их не оставит. Если человек будет совершенствоваться в желании приобрести Царствие Небесное, то при помощи Божией, поддержке Пресвятой Богородицы и святых достигнет того, чего хочет.

– Уточняющий вопрос по поводу Дня святого Валентина. Вы сказали, что этот праздник был придуман для того, чтобы заменить языческие праздники. То же самое происходило в раннем христианстве. Сейчас в православии празднуются, например, Масленица (Сырная седмица перед Великим постом), Радоница (в язычестве – день, когда мертвые вставали из гробниц и все шли с ними общаться), Рождество, которое совпадает с днем Непобедимого Солнца 25 декабря. Тогда почему мы негативно воспринимаем День святого Валентина?

– Мы не воспринимаем его негативно. По церковному календарю он празднуется 30 июля. Святой Валентин у нас поминается, но не 14 февраля. По церковной традиции каждый двунадесятый праздник – день Господень. Например, на Сретение мы прославляем Господа и Божию Матерь (всех остальных святых не поминаем).

С христианской точки зрения День влюбленных отмечается, когда мы чтим память Петра и Февронии. Они являются образчиками настоящих человеческих душевных христианских отношений. Почему Церковь, которая имеет 2000-летнюю историю, должна спотыкаться об эти новоизобретенные праздники?

– Я хотел бы спросить Вас про Сретение Господне. Господа Иисуса Христа принесли в Иерусалимский храм, как было положено по закону Моисея. Почему Спаситель подчиняется закону? Ветхий Завет – история чудес: Бог показывает Себя как Чудотворец.

– Что чудесного произошло бы, если бы Бог спустился и сделал Божественную работу? Как бы это отразилось на нас? Мы знаем, что Бог все может. Но Господь «нашего ради спасения» принимает обличье грешного человека: показывается нам как настоящий Бог и настоящий Человек. В Нем все было человеческим, кроме греха. У Него не было ни потребности, ни возможности согрешить. Он исполнял волю Божию и волю человеческую. Человеческая воля была подчинена воле Божией. Это наша догматика, исповедание веры.

Как человек может приобрести надежду на воскресение, изменение, примирение с Богом, если он не является Богом? А Христос – и Бог, и Человек. Он показывает нам, что может претерпеть человеческое тело для того, чтобы войти в Царствие Небесное: умереть и воскреснуть. Этот путь может пройти каждый человек, если будет прилагать физические, духовные, душевные усилия, стараться бегать греха, как учат святые отцы.

– Отец Александр, хотел бы попросить Вас подвести итог программы и что-то пожелать нашим телезрителям в преддверии праздника.

– Праздник Сретения Господня – возможность встретиться с Богом и принести Ему все свои печали, радости. Имея веру, мы можем получить все, что просим.

Хотелось бы пожелать каждому телезрителю крепчайшего здоровья. Пусть Покров Царицы Небесной, молитвенное предстательство святителя Николая Чудотворца пребывают со всеми вами.

Ведущий Александр Черепенин

Записали Елена Кузоро и Светлана Волкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать