Беседы с батюшкой. Осмысление веры. Игумен Филарет (Пряшников)

28 января 2022 г.

Аудио
Скачать .mp3
− Сегодня у нас в гостях игумен Филарет (Пряшников), настоятель Староладожского Никольского мужского монастыря. Тема нашей сегодняшней передачи – «Осмысление веры».

Тема сложная, но говорить о ней можно не только в контексте осмысления веры, но в контексте разума и доверия. Мы должны понимать, в Кого мы верим. Но бывает, что мы, по словам апостола Павла, уверены в невидимом. И что же тогда происходит? Если мы просто верим, не понимая, во что верим, тогда кажется, что наша вера бессмысленна. Но, с другой стороны, как только мы подключаем разум, чтобы узнать и понять, во что мы верим, сразу сталкиваемся с подводными камнями, которые вообще не видны над поверхностью нашего понимания. Это сложный вопрос, но для Вас, как человека, который столько лет молится и говорит с людьми о вере, наверное, он легок?

− Нет неверующих людей. Вопрос другой – во что или в кого люди верят? Есть вера совершенно нерелигиозная: люди верят в счастливые числа, свои силы, боятся черных кошек и пустых ведер. Но, конечно, мы сегодня говорим об осмыслении веры. Правильно Вы сказали о том, как апостол Павел очень четко, кратко и емко говорит, что такое вера: осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. На этом построено вообще все религиозное восприятие окружающей действительности.

Вера − это действительно нечто слепое, потому что прежде, чем прийти к Богу, мы проделываем определенный путь. Давайте возьмем пример из нашей церковной практики. Человек захотел покреститься. Но ведь люди, подходя к краю купели, должны осознавать, в какого Бога они верят, в Кого они крестятся, что для них поменяется после того, как они наденут крест и назовут себя христианами. Поэтому, подходя к этой черте, человек проходит определенный путь, задает сам себе вопросы. Вопросы, которые приводят к сомнению, − это хорошо. Задавая себе какой-то сложный вопрос (почему так происходит в жизни? почему все так сложно?), ты должен сам ответить на него.

Конечно же, осмысление веры и сама вера в Бога всегда связаны с разумом. Кто-то из древних святых западного христианства говорил так: «Верю потому, что абсурдно». Я, читая различные труды, изучая жизненные пути прихода к Богу тех же ученых как Западной Церкви, так и Восточной, убедился, что люди приходят к Богу, уже ответив на те недоумения, вопросы, которые могут возникать у совершенно неверующего человека. Это очень важно понимать.

Вера − это не нечто безрассудное. Она всегда связана с рассудком, опытом. Мы приходим к Богу опытным путем: когда я молюсь, Господь мне отвечает; когда я обращаюсь к Нему, Он мне дает то, чего я жду. Это первое − осуществление ожидаемого. Возьмите ветхозаветное время: люди чаяли, ждали пришествия в мир Христа, они жили этой верой и надеялись на то, что Господь родится в этом или следующем роде. И в новозаветное время также мы живем верой и надеждой. Верой в то, что когда-то осуществится наша личная встреча с Богом, когда-то исполнятся пророчества Христа.

На самом деле осмысление веры − это очень сложный процесс, который происходит постоянно. Вообще мы можем много рассуждать о вере, вспомнить слова Господа Иисуса Христа о том, что если будешь иметь веру с горчичное зерно и скажешь горе перейти, она перейдет. Но она же не перейдет. Бог не говорил, что нужно двигать горы. Он говорил о том, что если твоя вера будет крепкой, ты действительно многие вещи будешь осознавать и не бояться их.

Часто у нас с вами и у людей, которые сталкиваются с испытаниями, лишениями, жизненными трудностями, вера может поколебаться. Здесь, конечно, нужно просить, чтобы Господь дал осознание: не «почему?», а «для чего?». Это важный вопрос.

− На эту тему мы тоже обязательно поговорим. Я сейчас вспомнил, пока Вы говорили о разуме, нашего деятеля Михаила Ломоносова. Он говорил, что неразумен тот математик, который пытается с помощью циркуля измерить Бога, и неразумен тот священник, который с помощью Псалтири считает, что можно изучать астрономию и химию. Мы в своей повседневной жизни постоянно сталкиваемся с какими-то бытовыми вопросами, связанными с совершенно утилитарным знанием. Но при этом как только мы пытаемся решить вопрос по поводу религии в своей жизни, мы вступаем в диссонанс, у нас возникает ступор: мы не успеваем переключить свой разум с одного  на другое. Мы говорим о христианской вере, и это не перекликается ли с тем «циркулем» Михаила Ломоносова?

− Люди всегда ищут соотношение науки и религии. Но некоторым научным постулатам мы же верим на слово. Мы верим, что если подняться на высокое здание и прыгнуть с него, ты не полетишь как птица. Но ты не будешь это проверять, потому что  знаешь, что есть закон всемирного тяготения. Многое в научном сознании принимается на веру. Например, мама дает ребенку таблетку и говорит: «Выпей, тебе станет легче». Но она не объясняет ребенку, какие там вещества, куда они пойдут и прочее. То же самое и вера: она всегда зиждется на доверии.

Конечно же, в научном мире есть эмпирический опыт, когда мы можем что-то пощупать, потрогать. Но есть научное направление, когда пощупать что-то мы не можем (гуманитарные науки и прочее). Вера в Бога всегда равна доверию. То есть я  верю в Бога не потому, что ищу какие-то дивиденды: покрещусь − мне станет легче, повезет в жизни, покрестим маленького сына или дочку – он болеть не будет, его не сглазят. Такое бытовое отношение к вере, к Богу не приносит никакой пользы. Покрестившись (или покрестив своего ребенка) и встретив болезнь, человек отвернется от Бога: «Зачем мне это крещение и этот Бог, Который мне не помогает?» Вот почему мы говорим об осмыслении веры.

Вера – это не просто то, что дает тебе различные блага. Мы, люди, так устроены, что хотим хорошо жить и боимся болезней, боли. Человеческая природа много о чем говорит. Но вера − это прежде всего доверие. Я всегда привожу пример из семейной жизни, когда отец играет с сыном и подбрасывает его к небу. Сын не задумывается, поймает ли его отец. Он доверяет рукам своего отца.

Осмысление нашей христианской веры − это всегда доверие Господу Богу. Какие бы испытания я ни переживал, что бы я ни встречал на своем пути, это всегда для меня будет неким уроком. Я бы так, наверное, ответил на то, о чем Вы меня сейчас спросили.

− Вопрос от телезрительницы Клавдии из Ростовской области: «Я промываю нос физраствором и добавляю в него святую воду. Это грех или нет?»

− Кто-то из святых, по-моему, святитель Лука (Войно-Ясенецкий) говорил, что лекарства можно и нужно запивать святой водой. Что касается физраствора, то если это инъекция, то, наверное, от этого лучше воздержаться. Но если Вы добавляете святую воду в свои лекарства или запиваете их освященной водой, то это можно (даже если вы поели).

− Только отдавать себе отчет в этом.

− Вы понимаете, святая вода − это тоже некий символ действия Божьей благодати в нашей жизни. Мы недавно праздновали Крещение Господне и освящали Великую агиасму, богоявленскую воду. Люди прямо канистрами, бидонами увозили домой святую воду. Кто-то даже купается в ней, омывается ею. В молитве на освящение воды ясно написано, что можно делать с этой водой как с символом праздника, который христианский мир отмечает 19 января (причащаться ею, то есть вкушать, кропить свой дом), а что нельзя. Поэтому, конечно же, во всем должен быть разум. Святую воду все-таки надо использовать по определенному назначению.

– По поводу осмысления веры, когда нам очень хочется каких-то конкретных проявлений от Господа, один момент мне вспомнился. В Вербное воскресенье Христос въехал в Иерусалим на осляти, и Ему под ноги бросали одежду и пальмовые ветви, а потом эти же люди кричали: распни, распни Его!

В общем, эта история понятна, но здесь тоже было интересное осмысление веры, потому что люди верили в Него как в царя. Они видели, как Он воскрешал мертвых, как накормил пятью рыбами пять тысяч человек, они видели воскрешение Лазаря за день до въезда Господа в Иерусалим. Все это они видели, и они понимали, что вот она – жизнь, прекрасная жизнь. Но когда они вдруг увидели, что это не так, кричали: распни, распни Его!

Не получается ли и у нас такой же истории, когда мы ожидаем от Спасителя конкретного вмешательства в нашу собственную жизнь, чтобы Он все исправил, чтобы Он нас вылечил, накормил? Мы же просим в молитве «Отче наш»: хлеб наш насущный даждь нам днесь. Но когда этого не происходит, получается, что мы как бы по-своему осмысляем веру.

– Наверное, нужно начать отвечать на этот вопрос с одной, на мой взгляд, очень важной вещи – с осмысления того, что Бог никогда тебе не сделает плохо. Сегодня я где-то прочел один вопрос о зависти как о проявлении человеческого характера, почему Бог наказывает человека завистливого. Но мы должны понимать: Бог никогда никого не наказывает. Святой апостол Иоанн Богослов ясно говорит: Бог есть любовь. Правильная, праведная любовь. Но иногда родители из любви, для вразумления могут наказать своего ребенка, чтобы наставить его на путь истинный.

Господь все сделал разумно, просто. Он установил законы природы, которые открывают ученые. Ведь ученые ничего не выдумывают. Помните, я приводил пример, что ученые могут взять и химическим способом сделать семя любого растения, даже спрессовать его, но жизни в этом семени не будет, потому что жизнь дает Господь. То есть вера – это все-таки не то, что вот я захотел верить, а потом отвернулся, надул губы и сказал: «Ну, если Ты такой Бог, то пеняй Сам на Себя». Во-первых, Господь никогда ничего не даст не по силам. Во-вторых, наши просьбы иногда переплетаются с интересами других людей, особенно в нынешнее время, когда многие болеют, а некоторые теряют своих близких.

Я очень благодарен прихожанам нашего Староладожского Никольского монастыря, людям верующим, которые присылают поминовения о здравии своих близких. Что интересно, сегодня записок о здравии близких в разы больше, чем записок об упокоении. Конечно, человек с надеждой подает записку об исцелении своего близкого человека. И нужно понять, что Господь принял его молитву, но, наверное, у Него есть Свой план относительно этого человека.

А если человек, о продлении земной жизни которого мы молимся, уже готов туда? Ведь Господь не заберет в тот мир человека неготового, если, конечно, это не отъявленный грешник, смерть которого – как избавление от зла, которое он несет в этот мир. А если человек живет по заповедям, исполняет все, о чем Господь его просит, то это уже период, когда и вера сильна, и дела готовы, и наступает жатва, как собирают пшеницу. Поэтому, когда мы молимся, о чем-то просим, мы всегда должны произносить слова: «Да будет воля Твоя, Господи. Не как я хочу, не как я требую».

Конечно, сердце иногда болит: «Ну почему так происходит, Господи? Вроде бы мы и молимся, и в храм Божий ходим, а зла меньше не становится и неповинные люди страдают». Да потому, что, к сожалению, люди сами становятся причиной всех испытаний. Апостол Павел говорит: вера без дел мертва. Верить можно во что угодно. Но покажи мне свои дела, и я скажу, какая у тебя вера, какой уровень твоего доверия к Богу.

Вот такие мысли приходят, когда рассуждаешь о современной жизни и о каждом из нас. Вроде бы человек ходит в храм Божий, исполняет все предписанное, знает наизусть молитвы, а сам не меняется, не хочет быть другим. По-моему, в прошлое воскресенье читались слова Господа Иисуса Христа, обращенные к людям: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

– Когда Господь вышел на проповедь.

– Да, на общественное служение. То есть покаяние – это изменение сознания. Батюшки, которые приходят в нашу студию, да и в других программах всегда говорят, что покаяние – это изменение себя. Понемногу, но нужно начинать постепенно меняться, отходить от греховного человека, от Адама, которого зачастую носишь в себе.

– Вопрос телезрительницы: «Мы с сестрой пожилые. У нас нет родственников. Наши племянники неверующие, им ничего не надо. Мы умрем, и о нас некому будет молиться. Как нам поступить? Можно ли что-то заказать заранее?»

– Конечно, я желаю Вам и Вашей сестре долгих лет жизни. Живите долго, радуйте своих близких и спасайте их, неверующих, своей молитвой. Верующий человек своей молитвой может достучаться до неба. И в моей священнической практике сколько было таких случаев... Одна бабушка, проработавшая всю жизнь, ходила в церковь, а ее дети, внуки и правнуки были на работе, им всегда было некогда. Они ей говорили: «Мама, ты за нас там помолись, поставь свечи». Слава Богу, хоть не запрещали ей ходить. И вот эта бабушка, молитвенница, вымаливала весь род.

Когда она ушла в тот мир, ее дети начали ходить в церковь. Мы же говорим – осмысление веры. Бывают чудеса, которые даются по вере человека. Эта бабулечка, которая молилась за свой род, тоже так же переживала: «Господи, я уйду, а кто за них, непутевых, помолится? Кто их поддержит?» Когда вы будете так молиться за своих близких, поверьте… Я, конечно, не могу пророчествовать, но я могу предположить, что Господь все-таки коснется сердца Ваших близких, и найдется из них тот, кто, может быть, еще при Вашей жизни придет к Богу и сделает все как положено. Другой вопрос – как приготовиться?

Я вспоминаю свою благочестивую бабушку. Она прожила долгую жизнь, и у нее лежал узелок, в котором было все, что нужно, на случай ее кончины – необходимая одежда, покрывало, чтобы ее накрыть, крестик с разрешительной молитвой, и были записочки, что и как нужно сделать и что куда подать. Поэтому нужно немножко позаботиться о себе, приготовиться.

И вообще пожилые люди того времени, наши предки, это понимали. У них все было готово – все собрано, лежало в шкафу; и было написано, что и как нужно делать. Можно заказать поминовение на несколько лет, в монастырях есть и вечное поминовение. Думать об этом надо; хорошо, что Вы думаете об этом, но дай Вам Бог долгих лет жизни. Живите, радуйтесь и делайте добро.

– Телезрительница напомнила мне историю, когда мы ездили на подворье Александро-Невской лавры. Там проходили бои, и очень много людей похоронено там. Известно, что во время войны погибло много людей в возрасте 18, 19, 20 лет. Они не успели жениться и, конечно, не имели детей. И вот вроде бы кто будет о них молиться? Мы даже не знаем имен этих людей. Известна история о том, как человек молился за таких людей: «Господи, помяни тех, кого помянуть некому». Этот человек молился так в течение всей своей жизни.

– Церковь всегда молится за своих. Если наша телезрительница и ее сестра верующие, если они являются членами Церкви, то в родительские субботы всегда будут молиться обо всех верных христианах, всегда будут поминать всех от века почивших православных христиан, даже не произнося их имен. Может быть, это кого-то утешит.

– Я помню, как владыка Варсонофий в родительскую субботу во время проповеди говорил на кладбище: «Мы молимся на кладбище, но мы не знаем, сколько здесь умерших людей. Мы не знаем, сколько из них святых. А они есть, и они лежат здесь, в этой земле. И мы всех их поминаем. Родительская суббота не только в воспоминание о самых близких людях, но и обо всех, от века почивших».

– Я где-то прочитал такую мудрость: «Никто не знает, проснемся ли мы завтра. И никто не знает, наступит ли завтрашнее утро для каждого из нас. Может быть, Господь кого-то заберет». Совершая вечерние молитвы и ложась в постель, мы верим, что завтра мы все-таки проснемся и Господь даст нам шанс продлить эту жизнь, продлить наше пребывание в этом мире. Поэтому, конечно, все молитвы пронизаны осмыслением своей веры, своего места в этом мире. А что будет потом? Конечно, надо стараться жить по заповедям Божиим и понимать, что ничто нечистое в тот мир не войдет.

– В вечерних молитвах меня всегда поражает, что, когда мы отходим ко сну, мы говорим: «В руце Твои, Господи Иисусе Христе, Боже мой, предаю дух мой; Ты же мя благослови, Ты мя помилуй и живот вечный даруй ми. Аминь». То есть мы отдаем себя в руки Божии, но просим у Него вечной жизни. Это потрясающе.

– Вы знаете, я тоже к этому пришел. В нашем Староладожском Никольском мужском монастыре после ужина мы собираемся все вместе в нашей трапезной и читаем вечерние молитвы. И вот я как игумен переживаю за своих людей и думаю: «Господи, дай мне завтра снова всех их увидеть». Так вот, осмысление – это очень важно.

– Вопрос телезрительницы: «Сегодня Вы говорили про именины. А я случайно узнала из календаря, что, оказывается, у Елен сегодня тоже именины. Но это ведь не равноапостольная, не сербская Елена. Хотелось бы узнать именно про эту Елену. И второй вопрос: после прочтения вечернего правила моя душа очень жаждет читать «Слава Богу за все». Раньше я читала «Господи помилуй», но сейчас почему-то это у меня как бы уходит на второй план. Правильно ли это?»

– Я церковный календарь на сегодня не смотрел и не знаю, какая Елена празднуется. В церковном календаре есть святые люди, которые носили имена и прославились в лике святых. Они прославили не только свою жизнь, но и прославили имя святое. Поэтому в календаре есть несколько Иоаннов, Филаретов, Глебов… В начале ХХ века наша Русская Церковь пережила страшное потрясение. В это время убивали тысячи верующих христиан, и на небосклоне христианском появилось огромное количество имен новомучеников и исповедников Российских, которые молятся Господу Богу.

Важно понимать, чье имя носишь. При крещении определяешься, какой у тебя будет святой и кого ты будешь почитать всю свою жизнь. Помолитесь святой Елене, память которой сегодня совершается. Пусть и она тоже Вам помогает и покровительствует.

Второй вопрос. Мы должны чаще благодарить Бога. Нашему настроению всегда соответствует какая-то молитва. «Господи, помоги» – когда мы что-то делаем. «Господи, помилуй» – когда мы вспоминаем о своей греховной жизни, поступках. Благодарим Господа: «Слава Богу за все», особенно вечером: «Спасибо Тебе, Господи». Чистая детская молитва в конце дня: «Спасибо Тебе, Господи, за этот день. Спасибо Тебе, Господи, что помог моим детям. Спасибо Тебе, Господи, что послал мне сегодня хорошего человека». Если на сердце больше ложатся эти слова, то и слава Богу. Здорово, когда мы не только просим, а еще и благодарим. Богу очень приятна благодарственная молитва, как и каждому из нас, когда нам говорят спасибо за какое-то оказанное дело.

– На могиле Иоана Златоуста начертано: «Слава Богу за все». Большая радость, что мы можем славословить Господа, и нет того времени, когда только за «Господи, помилуй» можно было загреметь в лагеря.

Елена повернула нас в такой вот аспект осмысления нашей веры. Известно, что знания умножают скорбь. Но и без понимания и осмысления себя самого в этом мире тоже невозможно. Трезвое отношение к жизни очень важно. Но при всем при этом очень хочется узнать о Господе такую простую истину, которая навсегда примирит моего плотского человека и того хорошего человека, которым я хочу стать.

– Ответ здесь очень простой. Все, что нам надо знать о Боге, заключается в очень простом размышлении. Бог меня любит. Вот и все. Это счастье, когда тебя кто-то любит. Особенно если это Тот, Кто является Промыслителем твоей жизни. «Если отец и мать забудут тебя, Я никогда не забуду тебя», говорит Господь.  Бог всегда со мной, и Он всегда будет мне помогать. Даже если в моей жизни наступят не очень прямые пути, я знаю, что вернусь к Нему. Вспомним притчу о блудном сыне. Скоро начнется подготовка к Великому посту, и мы опять задумаемся, далеко ли мы ушли от него? Насколько крепка и тверда наша вера?

С одной стороны, это очень индивидуально, а с другой стороны – огромная сила. Давайте вспомним новомучеников и исповедников Российских и вообще мучеников всех времен. Российских в первую очередь, потому что они ближе к нам. «Мученик» переводится как «свидетель». Это не от слова «мучиться». Каким именем хотите назвать ребенка? Вот, например, мученица Татьяна. Нет-нет, только не мученица, а то будет всю жизнь мучиться. Вот к чему приводит незнание человеческое. Околоцерковный фольклор дает повод улыбнуться грамотному человеку. Надо понимать, что мучение за Христа – тоже свидетельство твоей веры. Ты не пойдешь умирать за несуществующую идею.

Апостолы, ученики Христа, рассказывали потенциальным христианам о том, чему были сами свидетелями. То, что видели своими глазами. Они сами стали мучениками, потому что практически все апостолы были уничтожены. Мощь Римской империи обрушилась на этих простых рыбаков. Но в них была крепкая вера. И даже их вера могла пошатнуться. Вспомните Голгофу. «Вы все Меня оставите одного». Пронзительные слова Господа. Он Господь. И сколько нужно было иметь Божественной силы, чтобы, пережив это, сказать: «Я воскрес. Я ваш». Это удивительно. Эти евангельские события мы принимаем на веру. Мы же не были в Гефсиманском саду и не видели, как Господь молился до кровавого пота. Мы не были на Голгофе и не видели страданий Сына Божьего. Мы не были возле темной и холодной пещеры, в которой лежало драгоценное тело Христа. Задаешься вопросом: что это такое?

– На днях я читал одну очень интересную статью об Эйнштейне и о теории времени. И в ней, среди прочего, говорилось о том, что самый правильный календарь – церковный, потому что в нем все события (распятие Христа, смерть, Воскресение и так далее) распределены по годовому кругу: воспоминания о них цикличны, время не течет лентой из одной точки в другую. В таком случае, осознав свою веру, в день Пасхи мы воскрешаем ее вместе со Христом.

– Вот видите, я тоже говорил, что вера в Господа, вера в Бога – это уникальное явление в жизни человечества. Вернемся к началу нашей беседы: можно верить во многое, но вера в Бога – это то, что никогда тебе не изменит.

Можно верить в своих детей. Но придет время, и дети могут тебя предать, сдать, как вещь, в дом престарелых и даже не приезжать. А ты в них верил, столько вкладывал...

Программа, к сожалению, проходит быстро, и я бы хотел вспомнить слова: «Если Бога нет, но я в Него верю – я ничего не теряю. А если Бог есть и я в Него не верю – я теряю все». А телезрители пускай решают сами.

– Хотели поговорить о том, как осмыслить веру, а в результате говорим: разбирайтесь сами... Как я понимаю, осмысление своей веры – это процесс всей жизни, а не одномоментная вещь. Как и покаяние и смирение. Любовь, которой наделил нас Господь по отношению друг к другу, и любовь к Господу – это тоже процесс всей жизни, это наша кровь, плоть и дух, это всё в нашей жизни. Если эти процессы не прекращаются, мы понимаем, как осознание собственной веры важно.

– На самом деле есть огромное количество тем, на которые можно рассуждать бесконечно. Потому что они касаются личной жизни, жизни духовной. Кто-то из святых говорил, что духовная жизнь – это наука из наук. Познать ее до конца невозможно. Все, что писали и оставляли угодники Божии, – это всего лишь частичка их опыта. Мы никогда не узнаем борения преподобного монаха в темной келье. Мы никогда не узнаем счастье вдохновения человека, который шел на расстрел ради Христа и стоял на краю могилы, думая: «Сейчас, Господи, Великий Свет, я увижу Тебя, я всю жизнь к Тебе шел и стремился». Вера в Бога не посрамит человека. Мы должны всегда оставаться благодарными за то, что Господь когда-то зародил это зернышко в нас. Ведь мы были неверующими, а Он что-то такое сделал, и все поменялось.

Хочется поблагодарить за молитвы, потому что мы друг за друга молимся. Хочу поблагодарить, конечно, телеканал, который мы очень любим и с которым всегда ждем встречи, и наших телезрителей за то, что помогают нам, не бросают.

– Нам 17 лет исполнилось...

– Вы знаете, 17 лет – это такой путь! На самом деле это так много. Процветания нашему телеканалу «Союз»!

– Спасибо Вам большое, отец Филарет! Еще, знаете, я бы пригласил всех в ваш монастырь. Там как раз можно осмыслить свою веру. Сейчас, я знаю, у вас в монастыре происходит много нового. И я так понимаю, у вас еще и новые насельники появляются, новые послушники.

– Потихоньку прибавляются.

– Сколько монастырю лет уже?

– В этом году Староладожский Никольский мужской монастырь отметит 20-летие возрождения обители. Наш монастырь – жемчужина Ленинградской области, без сомнения. Поэтому всех приглашаю.

– Да, обязательно приедем и расскажем нашим телезрителям об обители, потому что она действительно удивительная. Спасибо, благословите наших телезрителей.

– Дорогие братья и сестры, любимые наши! Желаем вам в эти непростые времена милости Божией. Самое главное, не отчаивайтесь. Как бы нас ни страшили, как бы нас ниразделяли, будьте возле Господа, возле Святой Церкви Христовой, доверяйте своим пастырям, священникам. Поколебать веру очень легко, но те люди, из-за которых ваша вера может измениться, не будут отвечать за вашу жизнь, за ваш выбор. Поэтому берегите себя, и пускай Господь хранит всегда нас – многие годы на всех путях в нашей жизни.

Ведущий Глеб Ильинский

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать