Беседы с батюшкой. Протоиерей Александр Березовский

26 июня 2022 г.

Сегодня у нас в гостях протоиерей Александр Березовский, клирик храма во имя святителя Митрофана Воронежского на Хуторской и церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке города Москвы.

– Поздравляю всех с праздником всех святых, в земле Русской просиявших. А Вас также поздравляю с именинами в честь святого благоверного князя Александра Невского. Кто еще из русских святых вам близок?

– Многие. И преподобный Сергий Радонежский, к мощам которого я с начала моего воцерковления ездил в лавру; и преподобный Серафим Саровский, была незабываемая паломническая поездка в Дивеевский монастырь к его мощам; и, конечно, Митрофан Воронежский, небесный покровитель одного из храмов нашего прихода. Кого ни возьми из русских святых – это сияющий алмаз, звезда первой величины. Наша Церковь, как плод святости, родила этих людей, чтобы у нас был ориентир в жизни.

Человеку очень важно иметь того, на кого можно ориентироваться. Он пришел в церковь, куда его привела Божья благодать. И возникает много вопросов: как? что? куда идти? Святые дают нам руководство и направление. Их молитвы и жизнь становятся для нас ориентиром. Мы хорошо знаем многие жизнеописания, из которых узнаем, как непрост был путь этих людей к Богу. Это очень важно для нас, ведь иногда кажется, что мы не одолеем этого пути, слишком он труден и долог, со множеством препятствий. Но, глядя на святых, мы понимаем, что с Божьей помощью все преодолимо. Их молитвенная помощь и пример большое подспорье для нас. Кого-то отдельно не могу выделить. Каждый из этих удивительных людей принял участие в моей жизни. Я с большой благодарностью молюсь им и призываю их молитвенную помощь, потому что без нее нам не преодолеть жизненного пути к Богу.

– В сонм всех святых, в земле Русской просиявших, входят и новомученики, со страданий которых не прошло и ста лет. Какой пример они являют для нас сегодня?

– Пример следования за Христом до конца. Спаситель говорит: претерпевший же до конца спасется. Дьявол всеми силами пытался отвратить их от Бога. Были использованы все возможные пути: и уговоры, и обещания, и угрозы, и расправа. Но человек идет до конца, говорит: «Нет, Бог мне дороже».

Плодом такой решимости и твердости в вере является святость. Те люди, которых мы прославляем, своей жизнью показывают нам, как нужно идти по этому пути. В наше время полно всяких соблазнов, трудностей, неприятностей и желания каких-то подстраховок. Порой хочется спрятаться или найти путь получше, попроще, легче. Святые показывают нам, что на самом деле нам не надо искать путь ко спасению, а надо идти тем путем, которым ведет нас Господь, как Он вел и их. Они достойно прошли этот путь до конца, полностью претерпели его, многие до мученической смерти. И теперь помогают и нам присоединиться к этому сонму святых, следуя пути, который Господь определяет для каждого из нас. Возможно, кому-то из нас тоже придется пострадать за Христа и принять мученическую кончину, а кому-то сохранять верность, чистоту, преданность Господу в этом непростом мире, хотя и это тоже почти мученичество. Весь мир прогнил и пронизан всякими богохульными соблазнами, и сохранить в нем чистоту тоже подвиг.

– Вопрос телезрительницы Татьяны из Севастополя: «Если человек с Божьей помощью пришел к покаянию и кается в грехах, которые совершил за всю свою жизнь, то он все равно должен каким-то образом их искупить? Как это происходит? До покаяния или после?»

– Не до и не после, а во время покаяния. Покаяние – это не единоразовый акт, а усилия человека по изменению своей жизни в течение всего отведенного ему времени. Если человек приносит истинное покаяние, то он уже старается изо всех сил не делать того, в чем кается. А не делать трудно, потому что есть привычка к этому деланию, есть обстоятельства, которые понуждают к этому деланию. И человеку приходится преодолевать очень многие трудности. Но, преодолевая их, он и совершает это самое покаяние.

Искупление зависит от того, что Господь соблаговолит человеку дать. Бывает так, что человек преклоняет главу перед Ним со словами «Господи, прости», и Он отвечает: «Иди и впредь не греши». Так было с блудницей, взятой в прелюбодеянии. Она даже не просила прощения. Господь обращается к ней: «Где твои обличители?» Она отвечает: «Нет никого». Тогда Спаситель говорит: «И Я не осуждаю тебя, иди и впредь не греши». Вот прощение.

А бывает так, что человеку предстоит понести в жизни некий крест как следствие своих предыдущих грехов. Зачем? Чтобы человек укрепился в своем новом делании. Ведь ценно только то, что достигается трудом, потом и кровью, то, что человек выстрадал. А то, что легко дается, быстро теряется, не ценится.

Зачастую путь покаяния очень непростой, тернистый. Человек несет этот крест. Нужно нести этот крест добровольно, с терпением и благодарностью Богу за все, понимая, что так и должно быть. В мире нет ничего случайного, все в руках Божиих. Бог благ. Об этом мы знаем из Священного Писания. Все, что Господь делает, есть благо для человека. Когда Он возлагает некий крест на наши плечи, то это благо для нас идти под этим крестом. Он вразумителен. Он нас сдерживает и направляет. Замечательно, что он есть, потому что без него человека уносит не туда.

Мы видим, как это происходит с детьми. Они не несут собственного креста, за них его несут родители. Ребеночек набедокурил, а папа отвечает. Ребенок что-то сломал в школе, а папа платит. Ребенок попал в какую-то передрягу, папа его выручает. Но приходит время, когда человек начинает отвечать за все сам, и тогда Господь возлагает на его плечи тот крест, который должен стать спасительным. И он будет таковым только в том случае, если человек будет нести его с благодарностью. Зачастую мы ропщем и не хотим его нести. Но если мы смиримся, перестанем роптать и жаловаться, то почувствуем, что этот крест для нас полезен. В псалме сказано: благо мне, яко смирил мя еси. Когда мы почувствуем, что Бог смиряет нас всякими житейскими обстоятельствами и что это есть благо, то нам станет легко. Ибо Господь сказал: иго Мое благо, и бремя Мое легко. Почему нам порой бывает нелегко нести это бремя? Потому, что мы не смиряемся, а хотим своего. Но Господь долготерпелив и не отступает от нас, а продолжает смирять.

– Вопрос телезрителя Константина: «В Мамврийской дубраве Авраам видел Святую Троицу. Значит он видел Бога Отца? И как он видел Сына, если Сын еще не родился?»

– Пресвятая Троица явилась Аврааму в виде трех Ангелов. Он видел юношей вполне человеческого образа, но это были Ангелы. А Петр, Иаков и Иоанн на горе Фавор видели Бога Отца в виде облака, снизошедшего на них. Из облака был глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте. Господь сказал: Я и Отец – одно. Видевший Меня видел Отца.

Филипп как-то говорит Ему: Господи, покажи нам Отца. Он отвечает: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца. Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Он даже был удивлен, ведь уже столько раз это говорил и являл. Не только Авраам, но и апостолы были свидетелями такого чуда.

Сын как Ипостась Пресвятой Троицы рождается изначально. Как бы до времен. Это тайна Пресвятой Троицы. Он воплотился, то есть принял на Себя человеческую плоть, родившись от Пресвятой Богородицы. Рождение во плоти Сына Божия имеет дату. Наше летоисчисление начинается от Рождества Христова. Но как Ипостась Пресвятой Троицы Бог Сын Безначален, как и Отец, как и Святой Дух. Рождение Сына от Отца – непостижимая тайна; как это происходит и каким образом, мы постигнуть не можем, это Божие откровение, которое святые отцы донесли до нас, а мы восприняли это как догмат Церкви.

– В Книге Бытия Авраам увидел Святую Троицу в виде трех Ангелов, но потом двое из них уходят к Лоту в Содом. На основании этого толкователи считают, что это было явление Бога Сына и двух сопровождающих его ангелов. Бог Сын остался с Авраамом и разговаривал о погибели Содома, а ангелы ушли в Содом предупредить Лота о том, что нужно покинуть город. Но ведь Святая Троица не может разделиться…

Вопрос телезрительницы Светланы: «Как правильно просить Божьей помощи во всем?»

– «Господь, Ты знаешь все, сделай так, как мне полезно и нужно и как Тебе угодно». Один Бог ведает, что действительно для человека в данный момент хорошо. То, что мы просим, зачастую может не соответствовать либо времени, либо нашему устроению души, поэтому лучше, чтобы Господь нас направил, ведь Он знает нас лучше, чем мы сами себя. Вот есть некоторое желание: купить загородный дом. «Господь, а нужно ли мне это? Угодно ли это Тебе? Полезно ли это для моей души или будет во вред? Ты один ведаешь». Нужно принимать то, что Господь подаст. То, что Богу угодно, со временем приходит в нашу жизнь, а лишнее отсекается. И слава Богу.

Если человеку дать возможность получить все, что он просит и хочет, то мы просто сами себя изничтожим. Наше «хочу» далеко не всегда благо для нас. Зачастую наоборот. Ребенок постоянно что-нибудь хочет. Но родители ему отказывают, и не потому, что его не любят, а потому, что полезно не будет. Так и Бог смотрит на нас как на детей. То, что мы себя считаем разумными, очень относительная вещь. Иногда сморишь на поступки и желания человека и сомневаешься, повзрослел ли он. Бог любит нас и очень разумно все устраивает в нашей жизни. Хорошо просить именно так: «Господи, сделай так, как Тебе угодно, а мне полезно».

– Вопрос телезрителя: «Если Господь смиряет меня на жизненном пути, возлагает крест, а я снова и снова согрешаю теми же грехами, значит, когда я умру, буду мучиться вечно? Меня это так расстраивает».

– Если человек кается, то Бог слышит его покаяние и помогает ему в этом. Если же человек противится этому пути, возвращается своей волей к тому, что греховно, и опять погружает себя во грех, то он опять страдает. В конце концов его жизнь закончится. В каком состоянии? Неизвестно. Дай Бог, чтобы это было состояние раскаяния и твердого намерения изменить свою жизнь.

Почему человек возвращается к своему привычному греху? Потому, что нет твердого намерения изменить что-то в жизни. Это трудно и сопряжено со многими сложностями. Например, когда женщина выходит замуж, то обычно берет фамилию мужа. Если девушка молодая, это легко дается. А некоторые женщины, которые вышли замуж в возрасте, фамилию не меняют. Потому что придется переделывать слишком много документов, и это ее как-то напрягает, это сложно. Это не только паспорт, а водительские права, регистрация в налоговой инспекции, масса всяких бумаг. И человек решает ничего не менять, оставить как есть, и супруги живут под старыми фамилиями. В жизни часто так бывает.

Первый псалом начинается словами: Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых.  Если человек увидел, что вокруг очень много нечестия и людей, погрязших в нем, то хорошо бы перестать с ними встречаться. Но ведь тогда вся жизнь перевернется. До этого вся жизнь человека проходила в такой компании, и если прекратить с ними общение, то у него не будет друзей. От перемен возникает много сложностей в жизни. Где ему найти новых друзей? Кто теперь будет ему помогать? И часто человек приходит к тому, что решает ничего не менять. Они пьют, матерятся, всех ругают и осуждают, но он хочет постараться не быть таким. Но как? В Писании сказано: с развращенным развратишься. Если будешь с ними много общаться, то они обязательно тебя заразят. Может, не за один день, не за два, но в итоге ты начнешь разговаривать на их языке, точно так же надсмехаться и осуждать других. Никуда от этого не денешься. Среди таких людей невозможно стать чистым и честным.

Поэтому нужно выйти из их среды. Господь говорит: выйдите из среды их и отделитесь. Для человека это трудно. Он говорит: «Я не готов. Я не могу». Люди нередко приходят в храм и говорят: «Батюшка, я на работе обманываю людей. Но это один из принципов нашей компании. Если человека не обманешь, что и не продашь ничего. Мне очень совестно, но по-другому никак нельзя. Так выстроена наша корпоративная работа. Что мне делать?» А уйти он не может: или предпенсионный возраст и уже никуда не устроиться, или кредит, или дочка больная, или мама старенькая. И человек говорит: «Я каюсь в этом, но буду продолжать работать и ничего с этим поделать не смогу».

У людей много всяких оправданий, объяснений. Как будет судить их Бог, я не знаю. Господь строг, Он говорит: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; Кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня.

А если человек возлюбил грех, то какими будут его отношения с Богом? К счастью, Господь сокрыл от внешних людей эти отношения, чтобы мы не судили их и не строили прогнозы. Это дело Божие. Нам нужно за собой наблюдать. И если мы в своей жизни видим противоречия Священному Писанию, то надо ее исправлять, надо набираться мужества, терпимости, смелости и преодолевать в себе этот грех. Нам не заповедано преодолевать грех в другом человеке, но в себе. Я возвращаюсь к греху, каюсь в нем, но снова возвращаюсь. Что будет со мной, когда придет мой день? Никто из живущих на земле не знает ответа на этот вопрос. И ангелы не знают. Это знает только Господь Бог. И Он пытается помочь человеку, призвать его к той жизни, которая бы смогла продолжиться в вечности, и сделать человека счастливым. Сказано: блаженны вы. Это цель Бога. Если человек противится Божьему Промыслу, если он все время ищет какой-то компромисс с Богом, то что-то в его жизни будет, но не то, что он хочет. Тяжесть на душе свидетельствует о том, что душу не устраивает то, как мы живем. Значит, надо что-то менять в своей жизни.

– Если окружение не соответствует евангельскому образу жизни, то нужно его менять? На всех уровнях? Вы привели очень хороший пример с работой.

Я знаю ситуации, когда человек говорил: «Батюшка, помолитесь, чтобы мне найти работу, я уволился». Спрашиваю, в чем причина. «Невыносимо, я больше не могу. Та среда, в которой мне приходится проводить большую часть дня, меня просто тяготит». Я говорю: «А есть у тебя какие-то возможности?» Он отвечает, что пока нет. А через неделю приходит, говорит: «Батюшка, представляете, все нашлось, устроилось, меня пригласили на работу. И вообще я пришел благодарить Бога и Вас за молитвы».

Я знаю, что Бог устраивает все, но не знаю, как нам обойти слово Божие. Господь сказал, что ни одна черта, ни одна йота из закона не прейдет, пока все не исполнится. И если мы, думая о какой-то своей жизненной ситуации, читаем Священное Писание, то не надо считать: «У меня обстоятельства такие, что это не про меня». Да ничего подобного. Каждое слово в Евангелии про нас. И как решать человеку эту ситуацию – зависит только от него.

Я не могу сказать ему: «Бросай работу или уходи из семьи, уезжай из этого города или переезжай в другое место, если тебя соседи уже совсем достали». Я не могу решить за человека технические проблемы, которые возникнут вследствие моего совета. «Муж пьет, ругается, матерится, меня обижает. Что мне делать? Но дети его любят, он к ним добр, у них хорошие отношения. А у меня с ним отношения не складываются, он меня унижает». И что я ей скажу? Гони его вон? А кто будет воспитывать детей и содержать их? Я, что ли? А я не могу взять на себя эту ответственность. «Не можешь терпеть – решай этот вопрос». Это ее задача.

Я могу привести какие-то примеры из жизни, может быть, это ее немножко укрепит в принятии своего решения. Если она говорит, что решила как-то поступить, я могу первоначальную помощь оказать, но разово, а не по всей жизни. Тем более не могу взять на себя воспитание ее детей. Поэтому любой совет всегда должен быть с продолжением. Советчик всегда должен нести ответственность за результат того, что он говорит.

Люди очень часто влегкую советуют: «да ты бросай его»; «все будет нормально, выходи за него замуж». Слушайте, он два раза отсидел, пьет, курит, не работает. «Да ладно, ничего страшного. Что тебе – старой девой оставаться?» А проблемы, которые возникнут в семье, ты, советчик, на себе понесешь? Нет, конечно. Потом все говорят: «Ну, сама виновата, не надо было за него замуж выходить». – «Вы же сами советовали». – «Но надо было думать самой».

Поэтому давайте лучше будем принимать решения сами. Апостол Павел сказал: пусть каждый поступает по собственному рассуждению. Мы можем помочь человеку неким напоминанием: в Евангелии вот так написано, святые отцы так советуют, Господь так-то говорит, как бы вооружить человека, а уж принимать решения придется самому.

– А если, допустим, такая ситуация, в которой я не чувствую в себе сил принять решение, поэтому пойду к духовнику, чтобы он мне либо подсказал верное решение, либо прямо сказал, как мне поступить? Так можно сделать?

– Пойти-то можно, конечно. Но опять же если духовник сведущ в твоей жизни и в твоей ситуации, знает тебя давно, он может взять на себя смелость дать тебе конкретный совет. Допустим, я знаю человека уже двадцать лет, знаю его возможности и способности. И вот он замахнулся на что-нибудь, что, как я вижу, превышает его возможности. Я ему скажу: «Нет, дорогой, тебе не потянуть». Я могу конкретно его остановить и прямо сказать: «Нет, не благословляю, это для тебя непосильно». Потому что я знаю его много-много лет, и мой совет как бы взвешен. Так может быть.

Если человек настолько духовен, что ему Господь открывает Свой промысл о другом (это называется прозорливостью), он может дать и какой-то более конкретный совет. Любой совет – это величайшая ответственность, поэтому всегда его нужно и просить, и давать с осторожностью.

Вопрос телезрительницы: «Скажите, в чем заключается поддержка человека в трудную минуту? И чем поддержка отличается от советов?»

– Смотря в чем человек нуждается в трудную минуту. Человек говорит: «У меня кончились деньги, а до зарплаты еще неделя». Я говорю: «Вот, возьми». Я его поддержу, чтоб ему еще неделю прожить. Это поддержка.

Бывает так, что человек чем-то сильно огорчен. И, просто беседуя с ним, можно потихонечку помочь ему вернуть равновесие души. Можно какой-то случай из жизни рассказать, ничего не советуя, как бы дать человеку надежду. Очень часто люди из-за происходящего в ступор впадают от страха и пока еще не видят выхода из ситуации, хотя он есть. Можно потихонечку человека к этому подвести. Лучше всего, если он примет решение сам. Ему можно как-то помочь к этому решению прийти.

Талантливый педагог не тот, кто свое мнение навяжет ученикам, а тот, кто научит их взвешенно принимать решение. Во-первых, он их знаниями обогатит, опираясь на которые они смогут решение принять, и научит их не бояться принятия решений. Очень часто люди идут к своим духовникам, исповедникам, потому что они просто боятся принять самое простое решение. «Батюшка, еду в командировку, благословите». – «А если не благословлю, что – пойдешь билет сейчас сдавать?»

Приходит беременная женщина: «Батюшка, пришло время родить, благословите». Я говорю: «А если не благословлю, так и будешь его носить?» – «Нет, конечно, все равно рожу». – «Я тебя благословляю на благодарность Богу, на терпение, потому что роды – это болезненный, трудный процесс, на принятие всех обстоятельств, которые могут возникнуть в результате родов. Не ропщи, не жалуйся, не осуждай врачей или медсестер. Не все они бывают добрыми, отзывчивыми, внимательными – не осуждай никого. Вот на это благословляю. И Бог будет с тобой».

Если человек не ропщет и не осуждает в любой ситуации, то Бог с ним. А с Богом ничего не страшно. Потому что Господь в любую минуту подаст человеку то, в чем он будет нуждаться. Поэтому поддержать можно очень разными способами. Материально, когда просто берешь и даешь человеку столько средств, сколько ему понадобится в его деле. Или можно просто потратить на него целый день. Иногда человек впадает в глубокое уныние. Но если целый день с ним провести, потихонечку его немного утешая, к вечеру он уже из этого состояния выкарабкается. Но надо пожертвовать целый день, а не один-два часа. Это будет ваша великая жертва.

– Прошу у Вас краткого напутствия для телезрителей.

– Никогда не унывать, не поддаваться страху. Господь сказал: «Я с вами до скончания века». И даже если возникла некая жизненная ситуация, которая вам сейчас покажется неразрешимой, знайте, что с Богом она обязательно решится. Господь подаст вам и мудрость в принятии решения, и смелость, и все, в чем будете нуждаться. Потому что у Бога никакое слово не бывает незамеченным. Молитесь Богу, терпите и благодарите за все.

Ведущий Александр Черепенин

Записали Анна Вострокнутова и Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​