Беседы с батюшкой. Введение во храм. Протоиерей Михаил Браверман

3 декабря 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма святых равноапостольных Константина и Елены протоиерей Михаил Браверман. 

– Все мы готовимся к великому празднику – Введению во храм Пресвятой Богородицы. Завтра все храмы будут заполнены прихожанами, мы на это уповаем и надеемся, будем ждать всех. Этот праздник – особый в богослужебном году. Удивительно, но введение во храм для каждого из нас – это тема, которой мы, наверное, посвящаем свою жизнь. Для кого-то это очень сложный и тяжелый процесс, для кого-то он бывает в какой-то степени облегченным тем, что Господь напрямую вмешивается в жизнь человека, помогает ему войти во храм и обрести свою жизнь в нем. Как Вы вошли во храм?

– Все мы призваны войти в храм Божий, дом Небесного Отца, когда  принимаем таинство Крещения (осознанно в зрелом возрасте или когда  крестим детей по вере своей, по вере крестных восприемников). Каждый человек призван жить с Богом, а где к нам является Господь Бог? Господь Бог невместим в целой Вселенной, но может жить в сердце человека. И даже человек должен быть храмом. Апостол Павел и говорит всем христианам: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? А мы должны стать храмом для обитающего в нас Христа Спасителя, Который Святым Духом может жить и среди людей, и даже в людях.

Мы проходим течение Рождественского поста, который должен нас привести к светлому празднику Христова Рождества. Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы говорит о том, что Дева Мария, Которая Сама станет храмом для Бога, отдаст Свою любовь, смирение для того, чтобы Бог, невместимый в целом мире, стал в рождении от Нее Человеком. Дева Мария Сама вводится в храм, посвящается Богу. Это очень важно, потому что, прославляя Деву Марию, мы прославляем Христа Спасителя. Когда мы говорим о празднике Введения во храм, то говорим и о Богородице, и о Храме, который был когда-то в Иерусалиме, и о тех наших храмах, в которых славится имя Божие и доныне.

– Мы все хорошо помним икону Введения во храм: маленькая Отроковица, Девочка среди больших людей поднимается по ступеням Храма. Когда мы сами входим в храм, всегда возникает ощущение какого-то страха и трепета, но когда видим детей, то еще есть ощущение чего-то сакрального. Но при этом мы не осознаем всего этого сакрального чувства, которое должно в нас быть. Как мы можем помочь себе и своим близким проникнуться этим чувством и осознать трепетность, глядя на эту икону?

– Каждый раз нужно себе напоминать, что когда мы идем в храм, мы входим в храм  Небесного Отца, а на Бога и ангел не смеет взирать: и в ангелах Своих Он усматривает недостатки. Мы помним, кто мы, а мы – люди немощные и грешные, помним, к Кому мы приходим. Каждый раз входим в храм с любовью к Богу, но и с благоговением перед святыней.

– …Но я вижу, что людей в храмах становится меньше… Если только мы получаем это введение во храм, разве мы можем из него выйти?

– Человек – существо непостоянное, человека преследуют искушения, испытания – и внешние, и внутренние. Другое дело, что Господь нам дал путь покаяния, то есть возвращения к Нему.

– Примеров тому масса – не только из Священного Писания, но из жизни; мы с этим сталкиваемся очень часто. Но есть человек-радость, есть человек-страдание, а есть человек-храм, в котором есть и радость, и страдание…

– В нас все: и свет, и тьма, и слезы, и радость. Это нормально.

– Вопрос телезрителя: «Храм строится в честь Порт-Артурской иконы, а ведь города Порт-Артур уже нет. Сейчас там находится военная китайская база, мы с трудом там пробирались, чтобы попасть на кладбище моряков русско-японской войны. Как же вам удается достроить храм и почему вы выбрали Порт-Артурскую икону, ведь города уже нет на карте?»

– Есть место, где сражались русские моряки. Есть место, где эти моряки похоронены. Соответственно, есть Порт-Артурская икона Божией Матери. Название предложил нынешний митрополит Тверской Амвросий, когда еще был ректором Санкт-Петербургской духовной академии. Наш город находится на Балтике, а Порт-Артур – это уже Тихий океан. Все пространство Русской земли от Атлантики до Тихого океана должно быть посвящено Божией Матери, должно находиться под Ее молитвенным покровом. Вот такая замечательная, прекрасная идея.

– При храме есть уже сложившийся приход. Прихожане делают очень много всего: строят храм, делают полы, мозаику. Знаю, что есть среди них люди, которых раньше я спокойно назвал бы неверующими или даже атеистами. Они сначала появлялись для того, чтобы просто поработать, не участвовали в литургии, но потом начинали молиться. Здесь и возникает вопрос о введении во храм. Труд по строительству храма каким-то образом помогает человеку войти во храм? Я бы даже расширил вопрос: какие дела в Церкви могут помочь человеку войти во храм?

– По моему глубокому убеждению, неверующих людей нет. Если бы человек не верил, что он вернется домой, он не вышел бы из дома. Что касается труда на благо храма, когда человек видит, что его труд, его руки, его любовь востребованы, то, конечно, он будет стремиться жить церковной жизнью, даже если сначала  пришел просто поработать, подмести пол или выкопать дренажную канаву. Мы всех приглашаем, всех зовем. Люди, видя, что храм красивый, даже если они пока не православные христиане, радуются, что в их микрорайоне, их городе есть такое красивое здание. Через красоту храма мы можем свидетельствовать о красоте Божьего мира.

– Вопрос телезрительницы из Санкт-Петербурга: «Как можно отделить грех от человека? Человек делает очень много плохих поступков, при этом его надо как-то прощать и отделять этот грех от него самого. Но ведь человек сам это делает, у него всегда есть выбор: обмануть, украсть или не делать этого. Я – мать, и у меня, к сожалению, такая проблема с сыном. Я не понимаю, как мне с этим справляться, как все-таки отделить грех от человека. Сыну тридцать один год».

– Взрослый человек… Грех – это болезнь. Греховной болезнью поражено все человечество в той или иной степени. Другое дело, что мы для себя должны отделять наши греховные поступки от нашей светлой души. Для того чтобы наша душа очищалась и жизнь стала  дорогой к Богу, мы отделяем от себя грехи покаянием в таинстве Покаяния на исповеди.

Что касается других людей, особенно близких, конечно, у человека есть выбор, но и воля человека тоже поражена грехом, потому что человек в той или иной степени болен греховно. Все согрешили и лишены славы Божией. Конечно, хорошо видеть в человеке светлое и доброе и именно на этом останавливать свой взгляд. Получается это? К сожалению, не всегда. Очень часто мы действительно отождествляем греховные дела другого человека с самим человеком. Правильно это? Конечно, нет.

– Когда мы молимся за человека, за образ Божий, вложенный в этого человека, и просим Господа помочь отделить человека от греха, то видим в нем этот образ Божий и любим его. Грех мы, конечно, не любим, часто ненавидим. И в этом случае любовь по отношению к человеку превалирует над грехом. Но мы не можем и не имеем права не видеть грех. Иначе получается, что мы любим человека таким, какой он есть, и никоим образом не можем ему помочь. Мы должны трезво видеть...

– Изменение нас самих и изменение других людей начинается тогда, когда мы правдиво смотрим на себя, свою жизнь и другого человека. Путь молитвы, о котором Вы сказали, – действительно правильный и единственно возможный путь. Но, как говорил преподобный Силуан Афонский, молиться за людей – проливать кровь; этот путь очень болезненный и тяжелый.

– И молитвенная помощь должна быть не только своя, потому что мы немощны, но и литургическая, это участие в литургии. Есть молитва по соглашению...

– Есть вещи, которые мы по своей немощи сделать не можем, но все возможно Богу. Чем чаще прибегать к Его помощи, уповать на Его благодатную милость, тем спасительнее для человека.

– В большинстве своем мы приходим в храм не от радости, а от горя.

– От скорби. Человек настолько несовершенное существо, что в радости забывает о самом главном. В радости человек думает, что он самодостаточный. И только когда беды и несчастья касаются человеческого сердца, человек вспоминает о самом главном.

– Вопрос телезрительницы из Сочи: «В седьмой песне Богородице Ее сравнивают с цевницей. Я нашла перевод, это слово означает «флейта». Сегодня на канале я слышала, как Богородицу сравнивают с горлицей. Что это значит? Почему Богородицу сравнивают с птицей, флейтой?»

– И в Священном Писании мы находим много прообразов, повествующих о Деве Марии Богородице, и в церковной поэзии очень много символов. Дева Мария – это и Ковчег спасения, и Лестница,  возводящая людей от земли на Небо и, наоборот, – с Неба сводящая Бога к людям. Всё это образы. Горлица обозначает чистоту. Дева Мария – чистая сердцем. Не знаю, были ли в библейские времена флейты, но флейта – это то, что звучит, что возносит песнь Богу.

– Еще одно значение этого слова – «голос». Голос высокий, возносящийся.

– Голос Марии: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему, обращенный к Архангелу Гавриилу, привел Бога в этот мир.

– Если такие вопросы волнуют наших телезрителей, то, Вы правы, нет тех людей, которые не способны услышать голос Божий... Вспомним время гонений на Церковь, когда огромное количество людей навсегда оторвались, отошли от Церкви. И потребовались десятки лет испытаний и скорбей, чтобы хотя бы часть людей вернулась в Церковь. Не говорю уже про ветхозаветные времена, когда людям пришлось семьдесят шесть лет скитаться по миру в разрушенном (в том числе духовно) состоянии, потому что даже и храма не было...

– Человек может быть слеп и глух к евангельской вести. Об этом говорил еще пророк Исаия, и эти слова повторял Сам Христос Спаситель, что люди закрыли уши и сомкнули веки. Вы вспомнили о временах гонений. Как замечательно, что сейчас мы можем не просто свободно посещать храм, но можем участвовать в строительстве Божьего храма, можем учиться вере, потому что есть Интернет, где есть все творения святых отцов, толкования Священного Писания. Если мы не используем технические возможности и благодатное время для того, чтобы прийти в Божий храм и научиться жить с Богом, то никто, кроме нас, в этом не виноват; это наш осознанный выбор, наша жизнь, за которую мы отвечаем и еще будем отвечать.

– Вопрос телезрительницы из Абхазии: «Сердечно поздравляю всех с праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы. Как частное – введение во храм и посвящение Богу трехлетней Девы – становится предметом всеобщего торжества Церкви?»

– Потому что этот трехлетний ребенок, который был введен во храм, потом станет Матерью воплощенного Бога. Поэтому вроде бы частное решение святых богоотец Иоакима и Анны посвятить свою дочь Богу стало торжеством для всего христианского мира. Как говорил митрополит Антоний Сурожский, дело не во внешней канве событий, а в том, что Дева Мария смогла Своей любовью и чистотой войти в полноту богообщения, то есть пребывать в Святая святых в общении с Богом. И то, что началось с Ее рождества, продолжилось Ее введением во храм, потом привело к празднику Благовещения, когда смирение, красота, чистота Девы Марии привели Бога в наш мир, что исполнится в Христовом Рождестве, к которому мы сейчас идем по дороге поста.

– Мы знаем о том, что не только Дева Мария была посвящена храму, Господу, но вообще первенцев посвящали Господу. Наверное, было очень много людей...

– Можно вспомнить пророка Самуила, который помажет впоследствии на царство царя Давида.

– Нам необходимо размышлять, думать об этом. Есть, наверное, какой-то ключ к познанию? Вот я открыл Священное Писание, могу читать, получать знания. Но для познания нужен какой-то ключ. Как получить этот ключ к пониманию Священного Писания? Только ли чтение отцов поможет в этом? Или есть еще какой-то путь?

– Знание само по себе надмевает. Знание без любви не приносит никакой духовной пользы. Я говорю о богословском знании. Можно выучить наизусть Символ веры, но быть от Бога далеко. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него. Поэтому нет другого ключа, другой кнопки и другого пути к Богу, кроме того, чтобы возлюбить Его всем сердцем, всем помышлением, всеми силами разума и души. Можем ли мы сказать, что любим? Нет. Но мы учимся любить, и вся наша жизнь – процесс научения молитве и любви.

– Наверное, кто-то нам может в этом помочь?

– В Церкви люди не одиноки: они друг с другом, они со Христом. Апостол Павел говорит, что в Церкви мы сограждане святым. Потому что Христос Бог объединяет в Себе всех: нас, немощных и грешных людей, и святых. А Вы говорите, что нет повода для оптимизма...

– Строительство храма – иногда просто спасительное служение, спасительное делание доброго дела. Мы очень требовательны: хотим, чтобы нам помогли любить, помогли быть добрыми, милосердными. Милосердие, любовь, забота – как все это приобретается? Например, я могу прочитать об этом – и начать делать. Или все-таки чтения недостаточно и нужно участие в каком-то благотворительном проекте, например?

Вера без дел мертва. Человек таков, каковы его поступки. Чем более мы взрослые, чем более ответственные, тем более хотим не брать, а давать, не получать любовь, а любить. Все это взаимные вещи. Чем больше мы даем, тем больше получаем. Чем больше любим, тем более сами обретаем любовь.

– Вы мне рассказывали, что в доме, в котором Вы живете, живут люди, вышедшие из интернатов, детских домов...

– Дом, где социальное жилье в том числе.

– У нас сейчас закрываются детские дома, потому что практически не осталось сирот...

– Наш храм опекал детский дом, теперь этого детского дома нет. И это замечательно. Те дети выросли, а новых детей-сирот нет.

– Люди, которые приютили, усыновили этих детей, часто ведь не верующие, не православные христиане, ходящие в храм. Это самые разные люди. Если вера без дел мертва, то может ли быть так, что эти поступки по усыновлению детей могут быть для таких людей спасительны?

– Любое доброе слово, любое доброе дело спасительно для человека. Но что означает термин спасения? От чего нас спасает Христос Бог? От вечной погибели и рабства греху. Поэтому никакие добрые дела сами по себе человека не спасают. Человека спасает лишь единение со Христом Богом, в Котором мы обретаем и жизнь вечную, и свободу; настолько, насколько пускаем Бога в свою жизнь.

– При каких условиях возможно введение в храм этих людей?

– Люди приходят в храм по самым разным причинам. Это тайна отношений каждого человека и Господа Бога. Здесь нет готовых шаблонов.

– В вашем храме проходят беседы, катехизация?

– Конечно. Вообще катехизация – научение, наставление в вере перед принятием таинства Крещения – обязательное требование нашего священноначалия. И это совершенно правильно, потому что человек должен знать, для чего он принимает таинство Крещения, что за этим должно последовать и как дальше стоит жить по-христиански.

– Это служение – помощь по введению во храм?

– Конечно. Но приходят в храм люди, которые уже приняли решение, что хотят стать христианами. Или они готовятся стать крестными родителями.

– В 90-е годы было огромное количество крещаемых людей, просто очереди стояли. Но прошло время – и храмы оказались пустыми.

– Я никогда не видел пустых храмов. Если зайти к нам в храм на службу – места нет.

– Меня волнует вопрос, почему люди, войдя во храм, могут навсегда уйти из него. И я сейчас не про то, что люди все разные. Меня интересует другое. Что происходит с человеком? Или с обществом? Что должно произойти такого, чтобы человек ушел из храма? Несостоявшееся общение с людьми? Или несостоявшееся общение со священником?..

– Мы приходим в храм не для того, чтобы общаться со священником (хотя хорошо, когда у нас есть взаимопонимание). Мы приходим в храм не для того, чтобы общаться с людьми. Мы приходим в храм для того, чтобы общаться с Богом. Если нет самого главного, если человек так и не нашел Бога, то у него нет и радости от духовной жизни; и молитва для него – лишь прочтение определенных слов. Мы должны искать Бога и находить Его. И этот поиск возобновляется каждый Божий день, потому что искомое больше того, что может обрести человек. Вся наша жизнь – это дорога к Богу. Человек должен чувствовать радость от духовной жизни, радость от молитвы, как бы тяжело она ему ни давалась, радость от участия в церковном богослужении.

– Вопрос телезрителя из Санкт-Петербурга: «Отец Михаил, в вашем новом храме уже служатся все службы?»

– Спасибо за прекрасный вопрос. Храм еще строится, идут внешние и внутренние отделочные работы, поэтому мы служим только по воскресным дням и в праздники, в том числе двунадесятые. В том числе и завтра будет Божественная литургия, начнется она в 10 часов утра. Приглашаю всех, кто имеет такую возможность, посетить новый храм в честь Порт-Артурской иконы Божией Матери. Храм находится на пересечении проспектов Героев и Маршала Казакова.

– Проспект Героев... Было время, когда нужно было быть героем, чтобы быть христианином, открыто приходить в храм, несмотря на гонения. В Александро-Невской лавре есть место, где был убит священник Петр: революционеры просто выстрелили ему в лицо...

Вы сказали о том, что в человеке должна быть радость. Но во время поста, например, все очень серьезные, в какой-то степени даже угрюмые, очень редко увидишь лицо, исполненное настоящей радости. Как заработать радость? Как ее получить?

– В христианской жизни мы должны надеяться не на заслуги, за которые мы что-то получим, а на Божию милость, Божию благодать. Благодать – благой дар Божией любви. За что? Ни за что, просто так. Этого уже достаточно для того, чтобы быть радостным. Почему человек угрюмый? Потому, что обременен своими грехами; грехи для человека бывают больше, чем Божия любовь и Божия милость. Человек замкнут сам на себе, а надо открыться Богу, открыться людям.

– Вопрос о храме, который есть в душе каждого человека. Иногда кажется, что мы собственный храм настолько основательно разрушили!.. Наверное, сложнее всего войти в храм, который находится в твоей душе. И сложнее всего восстановить его, если он разрушен. Как это сделать?

– Мы обретаем Бога, обретаем Божие Царство, обретаем молитву внутри себя потому, что, как Вы сказали, внутри нас есть храм. Войти в себя очень трудно, потому что человек гораздо легче слушает внешнее. Человеку гораздо легче посидеть шесть часов за компьютером, чем десять минут помолиться. Человеку тяжело бывает самому с собой. Человеку тяжело без внешнего шума. Это очень тяжело, и мы этому учимся всю жизнь – входить в себя, находить свое подлинное «я», свою глубину, на которой можно обращаться молитвенно к Богу. Человеку дискомфортно с собой. Если человек правдив по отношению к себе, то он видит и свою малость, и свою греховность, и то, что он весь заполнен мусором.

– Человек одинок, и в этом самая большая беда...

– Одиночество – насущная потребность человека. Вспомните Христа Спасителя, Который уединялся, чтобы молиться Богу Отцу. У человека есть потребность в общении и есть потребность в одиночестве, чтобы оставаться наедине с собой и приносить Богу молитвы.

– Когда мы не можем справиться со строительством своего собственного храма, какие силы должны нас сподвигнуть прийти в Божий храм? И что человек туда принесет? Свой мусор?

– Я думаю, что Господь так распределяет внешние силы, чтобы подвигнуть нас к тому, чтобы мы действительно приходили в Божий храм. Что касается мусора, такие мы грешные, убогие. Но таких убогих и грешных людей Господь призывает: придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Таких грешных и убогих Господь призывает участвовать в таинстве Причащения. Он Сам говорит: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его (а это слова именно о таинстве Причащения), то не будете иметь в себе жизни. Потому что жизнь вечная, жизнь подлинная – Сам Христос Спаситель. И Он больше, чем весь наш мусор, все наши грехи, неудачи, беды.

– Вспоминаю еще раз икону праздника: Девочка, чистая, непорочная, уже с нимбом, входит в храм. Я, конечно, скажу дерзко, но это пример для всех нас, что только в храме мы способны обрести ту полноту, благодаря которой многие наши святые стали святыми. Обыкновенные люди, прожив жизнь хорошо, обрели ту полноту, которая позволила им стать святыми. Мы можем стать святыми? Мы же призваны стать святыми.

– В маленькую-маленькую меру.

– Отец Михаил, прошу благословить наших телезрителей и поздравить их с праздником.

– Дорогие братья и сестры! Сердечно, молитвенно поздравляю с праздником Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Помолимся, чтобы Пресвятая Богородица покрывала нас Своим молитвенным покровом и чтобы наш жизненный путь был действительно дорогой к Христу Спасителю, дорогой в Божие Царство.

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Анна Топорова и Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​