«Архипастырь» из Ейской епархии с епископом Ейским и Тимашевским Павлом

21 июня 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Смирение – основа и сущность христианства, говорит Макарий Египетский. То же самое говорят все святые. Отсутствие этой добродетели сводит на нет все другие. И хотя нам, православным, это все известно и об этом написаны сотни книг, возникает много вопросов, как поступить в той или иной ситуации, чтобы это самое смирение приобрести. Почему нам так трудно понять то, о чем уже так много сказано? Почему, как только доходит до практического делания, мы забываем все, о чем читали и слышали?

– Духовную жизнь святые отцы сравнивают с путешествием, когда надо добраться до пункта назначения. Если не иметь карты, можно много трудов положить, но пойти не тем путем, заблудиться и не дойти до цели. Если есть карта и путешественник все время на нее смотрит, но не начинает движения, то он тоже не достигнет цели. Теория духовной жизни, книги, Священное Писание, писания святых отцов – это карта. А жизнь христианина – это шествие к цели, то есть к спасению во Христе. Поэтому надо и духовные книги читать, и продвигаться. Более того, мы прочитали духовные книги, нам все интересно, нравится до первого случая. Когда возникает ситуация, в которой нужно проявить смирение, то, как правило, мы не исполняем то, что читали, поступаем зачастую неправильно, но затем, вспоминая, может быть, уже перед исповедью услышанное и прочитанное, мы делаем выводы, приносим правильно покаяние и таким образом приобретаем опыт. И эти книги, как говорят святые, читаются жизнью. Тогда будет успех.

– Как раз есть вопрос о цели. Если человек ставит себе мирскую цель (выучить язык или научиться какому-то ремеслу), то на определенных этапах он может отследить, получается у него это или нет. А как быть с духовным деланием, как понять, правильно ли идешь и достиг ли чего-нибудь на пути к своей цели?

– Ну, говорят, что смиренные люди не могут сказать о себе, что они смиренные.

Есть такая картиночка юмористическая, когда от лица Винни-Пуха говорится: «Смирение очень странный предмет: только подумаешь, что оно есть, – и его сразу нет».

И действительно, очень сложно определить, правильным ли путем мы идем. Потому что, ориентируясь на свое ощущение, можно заблудиться. Чтобы понять, где мы идем, нужно иметь духовника, который со стороны видит наши поступки, нас исповедует, которому мы каемся, в чем согрешили. Он видит, какие у нас есть страсти. И сверять свои действия с Евангелием и писаниями святых отцов. А задумываться, чего мы еще не достигли и какого святого уже обошли (или выше уровнем стали), наверное, не совсем правильно будет.

– Есть вопрос о духовных отцах.

«Я обратилась к батюшке с личным вопросом и чувствую, что он меня не понимает, отвечает общими фразами. И вроде бы правильно, можно согласиться, но сомнения не оставляют. Как быть? Несет ли ответственность священник за человека, который к нему обращается за советом?»

– Есть великий святой, преподобный Иоанн Лествичник. В своей книге «Лествица», в последней главе, он дает наставления самим наставникам, каким должен быть игумен. Говорится об ответственности за слова, за жизнь свою перед теми людьми, которых он наставляет, но сказано также, что он несет ответственность за свои советы в той мере, в какой их исполняет человек. То есть если наставник говорит, как нужно жить, а человек живет не так, то за его жизнь наставник уже ответственности не несет.

– А кого можно считать наставником?

– Действительно, вопрос нелегкий, но, как пишет тот же Лествичник, мы нуждаемся в некоем Моисее при выходе из Египта. Должен быть наставник. Важно не приобрести неумелого наставника. А то подумаешь, что он кормчий, а он всего лишь такой же, как и ты: только веслом умеет управлять, а не всем кораблем. Чтобы слепой не вел слепого, Лествичник говорит, некий искус должен быть со стороны даже ученика. Он должен как-то испытать наставника, то есть должен посмотреть на его советы с точки зрения Евангелия, аккуратно проверять, но, конечно, не гордыми мыслями, а очень кротко посмотреть, как тот советует. Если он советует в русле Евангелия и святоотеческого Предания, то это хороший наставник. Более того, важен такой критерий – у самого духовника должен быть тоже духовник. А если человек считает себя духовным человеком, не нуждается ни в чьей помощи, сам собою руководит и другими пытается, это неправильно. Пример для нас – Оптинские старцы. Старцы Лев и Макарий – родоначальники оптинского старчества. Они исповедовались друг у друга, давали друг другу советы очень кротко. Как говорят, в двух телах одна душа была. Очень хорошее взаимопонимание у них было. Но каждый из них себе не доверял, а больше – своему духовному другу. Поэтому наставник тоже должен иметь духовника.

И, как правило, наставник – человек более опытный, может быть, в возрасте, но в возрасте правильном, потому что есть старенькие вроде бы, но нет духовной мудрости. Об этом говорится в «Отечнике»: один молодой монах жил в монастыре, подвизался, но случилась сильная плотская брань, он не выдерживал, ну и пошел посоветоваться к одному старенькому монаху, как он считал, старцу. Тот стал его укорять всякими обидными словами, довел до отчаяния. «Не могу вынести монашеский подвиг, уйду. Женюсь». И навстречу ему по дороге попался уже богомудрый старец, один из великих отцов. Он, обладая даром прозорливости, по внешнему виду определил, что у монаха искушение, и спросил: «Брат, куда идешь?» Тот сначала ответил так, чтобы не сообщать ничего, но потихонечку старец все выведал у него и сказал: «Успокойся, брат, я вот старенький, а мне тоже эти помыслы докучают». Помолился за него, и у того утихла брань. И еще старец помолился: «Господи, пусть эта брань, которая была у молодого монаха перейдет на того, старого, чтобы он поучился смирению и тому, как нужно относиться к молодым людям». И пошел дальше уже к этому старенькому монаху и увидел, что тот уже тоже бежит в деревню, и спрашивает: «Куда идешь, старец?» – «Да вот тут по делам иду». – «Нет, что-то ты недоговариваешь». И тоже мудрыми вопросами выяснил, что им обладает плотская страсть, и стал его укорять: «Ты до старости дожил, но тебе еще не было попущено этой брани, поскольку ты очень слабенький, а враг, видя, что тот молодой монах будет успешным, стал на него ополчаться, а ты вместо того, чтобы утешить брата, довел его до отчаяния. Вот за это Господь и попустил тебе это искушение». Тот старец уже осознал свою ошибку, покаялся и тоже по молитве великого старца был избавлен от этого.

Бывают священники, которые в возрасте; может, поздно сан приняли, у них нет ни образования, ни преемственности, то есть их никто не воспитывал; таким сложнее давать правильные советы, так скажем. Поэтому при выборе духовника нужно Богу молиться, может, с кем-то советоваться. Можно несколько раз у разных священников исповедоваться и посмотреть, кто более внимателен к твоей душе. Духовник не должен быть слишком строгим, но и расслаблять не должен.

Значит, цель должна быть смиренная (не так, что к известному священнику прийти, чтобы потом кичиться: я у того-то исповедуюсь), и тогда Господь пошлет хорошего духовника. Это вопрос важный, ключевой.

– Вот такой еще вопрос. «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, сказал Господь. Но когда увидел менял в храме, взял кнут и прогнал их. Или, например, сказал: Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. Как понимать такие противоречия? И как обрести смирение в повседневной жизни, в чем оно должно проявляться?»

– Несколько вопросов в одном. Действительно, образцом всех добродетелей, в частности кротости и смирения, для нас является Бог. Он очень смиренный. И даже ангелы, которые ближе к Нему (есть ангельская иерархия), – наиболее смиренны. А самая смиренная из всех созданных существ – Божья Матерь, поэтому Она ближе к Богу.

В то же время мы видим, что Господь изгонял продающих. У нас есть такое качество души, как гнев. В падшем состоянии он перерастает в страсть. Но гнев на страсти и на дьявола должен быть. Это как бы иммунная система, чтобы защищаться от всякого зла.

Господь, когда продающих изгнал, применил силу, проявил заботу о храме, который превратили в базарную площадь. Самым ценным на тот момент на земле был храм, в то время – царя Соломона, который его построил. Это было святилище. Нужно было в таком великом благоговении предстоять пред Богом! Ну а люди пришли торговать и устроили даже пункт обмена. И Господь по любви к людям, к этим же торгующим – Он их вразумлял – так поступил, что буквально кнутом изгнал их. Для чего? Чтобы они вернулись в храм, но уже с другим намерением.

Вторая часть вопроса о том, что Господь принес меч на землю. Действительно, Господь принес на землю меч, чтобы отделить добро от зла. Разделить чад с родителями в том случае, если одни боголюбивые, а другие мир любят.

И, как говорится, нужно любить сначала Бога, потом уже – родителей и всех людей, не только ближних и дальних, но даже врагов. Как можно всех любить? Как говорит апостол, – так же, как Христос. У нас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе. Поэтому любить всех нужно во Христе; с точки зрения вечности: что для этой души я могу сделать в данный момент, чтобы она обрела Христа и потом наследовала вечное спасение?

Человек, пришедший к Богу или тем более желающий в монастырь поступить, сталкивается с враждой мира, которая проявляется иногда через действия даже близких. Тут нужно очень мудро поступать. Если кто-то будет враждовать с ближним, с мамой, с папой – это неправильно. Нужно отстаивать соблюдение заповедей, свою свободу. К маме и папе нужно относиться с почтением, вежливо, молиться за них, добрые дела по отношению к ним делать, но если они препятствуют богоугождению, то поступать все-таки по Евангелию, а с ними общаться очень мудро, опять же с любовью. Мы не можем их во всем слушаться, если они говорят не молиться или в храм не ходить. Надо аккуратно с ними, но заповеди соблюдать.

Разделение есть. В самом Евангелии мы видим, сначала было одно общество иудейское – да, были небольшие ответвления, расколы; но в государственном плане, можно сказать, оно было монолитное. А Христос – это как камень преткновения. Когда Он пришел, сразу люди разделились на боголюбивых и любящих мир. Вот это и есть духовная вещь, которую Господь принес.

– Всегда ли смирение выглядит так, как мы себе представляем?

– Святые говорят так: если  просишь у Бога смирения, то просишь, чтобы Господь послал тебе человека, который тебя оскорбит. В общем-то, это и есть тот момент, когда можно смиряться. Узнав об этом, еще в студенческие годы, когда только-только к вере приходил, я какое-то время с осторожностью просил себе смирения. Жили мы в 1990-е годы в городе Челябинске, в общежитии, обстановка была довольна непростая.

Мы просим смирения, примирения с Богом, и, бывает, Господь посылает такие случаи, таких людей, которые нам помогают обрести смирение.

– Святые говорят, что нужно исполнять заповеди Божьи – и стяжешь смирение. Но как же его стяжать, если только начинает получаться исполнять заповеди, сразу приходит полное удовлетворение собой – и до смирения далеко?

– Тут можно случай рассказать интересный. По-моему, написано в книге «Божьи люди» митрополита Вениамина. Сам митрополит в то время был студентом академии, окормлялся у великого старца, может быть, Алексия Зосимовского или одного из святых, которые около Троице-Сергиевой лавры жили. И как-то старец ему говорит: Заповедь Господня светла, просвещающая очи. Но он не придал этому значения. Да, он верующий, конечно, человек был: исповедовался, причащался, окормлялся у духовного человека, учился молитве.

Однажды старец дал ему послушание. Говорит: «У меня есть раб Божий, инвалид, у него что-то с рукой. У тебя есть какое-то состояние – помоги ему и его семье». Несколько раз они с этим инвалидом приезжали к старцу (приходилось ездить, по-моему, на поезде). И такой скверный характер был у этого человека! Студент академии (будущий митрополит) много терпел от него досаждений, неприятностей. И тогда он стал замечать в себе и раздражительность, и злость; и что у него нет терпения, нет любви к этому человеку. Он стал говорить старцу: «Зачем Вы мне дали такого человека? Он меня только раздражает». И старец напомнил ему ту фразу. Когда  пытаешься исполнять заповеди, тогда твои очи просвещаются, ты начинаешь в себе видеть много того, что потом помешает пройти мытарства и с чем невозможно жить с Богом в раю.

Поэтому хорошо, когда происходят такие случаи. Тогда мы можем в себе замечать что-то и исповедоваться, и исповедь получается более полной. А некоторые стараются игнорировать  такие случаи, поставить забор между собой и людьми и заповеди по отношению к ближним не исполнять. Такие люди себя не видят и, конечно, не могут смиряться.

Вы сказали: когда заповеди исполняешь, приходит удовлетворение от своих поступков, добродетелей. Если мы искренне будем стараться исполнять заповеди, то увидим только свою испорченность – и будем смиряться по необходимости.

– То есть человеку просто кажется, что у него получается исполнять заповеди?

– Совершенно верно. Это, скажем так, состояние прелести (может быть, не последняя стадия). Святые говорят: тот, кто несмиренный, в прелести. То есть мы все в какой-то мере находимся в прелести. Прелесть можно определить как неправильное мнение разумного существа (людей или бывших ангелов) о самом себе, то есть это заблуждение. От прелести избавляет как раз попытка исполнять заповеди – тогда человек о себе очень многое узнает и может поменяться.

– Вопрос: «Если мы, желая добра, пытаемся перевоспитать уже взрослого человека, не нарушаем ли мы тем самым его свободу? Как нам нужно относиться к недостаткам других людей? И чем являются наши попытки переделать друг друга?»

– В христианстве принято все показывать своим примером. Вот, к примеру, преподобный Сергий Радонежский много не поучал, но был живой делатель заповедей; на него люди смотрели и исправлялись. Про многих старцев говорят, что можно понаблюдать за их жестами, поступками, словами – и уже получаешь поучение.

Конечно, всем нам кажется, что мы чего-то достигли, и когда мы видим недостатки других людей, хочется их исправить. Казалось бы, хорошее побуждение – помочь человеку. Но зачастую глубинный мотив не очень хороший: подчинить человека себе, показать, проявить себя, удовлетворить свои страсти тщеславия, гордыни, превозношения, превосходства. Такое очень нередко встречается среди прихожанок, которые начинают исправлять своих невоцерковленных мужей.

Вспомню один такой случай. Одна наша прихожанка очень плохо отзывалась (на исповеди или в процессе общения) о своем муже, говорила, что он не пускает ее в храм, что он нехороший. И я ей однажды предложил: пусть он приедет, мы познакомимся, пообщаемся. Они приехали на машине (это был уазик). Я стал с ним общаться по поводу машины, потому что у меня тоже  такая была. А жена говорит: «Вот это наш драндулет». Я потом ей сделал замечание, потому что она и с мужем разговаривала командным голосом, и неприлично отозвалась о том, что ему дорого (ведь он ухаживает за машиной, часто ее ремонтирует). То есть сразу видно стало, что к чему.

Другая женщина однажды сказала о своем муже: «У меня муж – рупор сатаны». Я спрашиваю: «Это как?» Она объяснила, что он говорит: «В храм не ходи. Что толку в храм ходить, если ты не меняешься к лучшему? Ты стала еще хуже». Я ей говорю: «Получается, муж имеет в виду, что ты можешь в храм ходить, только меняйся. Должны же быть изменения в лучшую сторону». – «Так, выходит, он не рупор сатаны?» – «Нет, конечно. Это нормальные слова обычного, хорошего человека». Попытка исправлять других зачастую исходит от людей, которые сами недавно воцерковились. Особенно прихожанки любят исправлять своих мужей, но зачастую делают это неправильно.

Правильное исправление, как я думаю, – это изменение своей жизни, молитва, просьба духовника, чтобы он молился. Можно батюшку попросить особо, чтобы он позаботился о воцерковлении супруга. Я в основном делаю это посредством каких-то дел, говорю прихожанкам: соберите мужей, скажите, что нужна такая-то помощь. Мужчины приезжают, мы с ними трудимся. Мужчине важно почувствовать свободу, что он никому ничего не должен, и на священника посмотреть со стороны. Когда мы вместе работаем, например, таскаем носилки, что-то грузим и так далее, в процессе общаемся, знакомимся – и они потихонечку воцерковляются. И это очень радует.

То есть когда нам хочется кого-то исправить, нужно искренне помолиться, понять, что мы сами немощные, не можем никого исправить, и попросить молитв, совета духовника. И действовать так, как благословит духовник.

– И приготовиться, что исправление наступит далеко не сразу.

– Да. Приготовиться ко всяким искушениям, потому что не всем нравится, когда мы кого-то воцерковляем. Надо больше смиряться.

– Все равно все дороги ведут к смирению. Есть как раз вопрос о муже. «Каждое воскресенье хожу с ребенком в храм. Муж с нами не ходит. Знаю, что жена должна быть мужу послушной, и я стараюсь. Но когда муж обижает ребенка (а делает он это очень грубо), не могу оставаться в стороне: всегда защищаю, но каждый раз скандал только усугубляется. Как мне поступать, если я вижу, что муж не только не прав, но еще и наносит вред ребенку?»

– Не указано, сколько лет ребенку?

– К сожалению, нет.

– Мне кажется, даже с четырехлетнего возраста (раньше он не поймет) можно обратиться к самому ребенку. Всегда оправдывать действия отца и говорить: не обижайся, папа хочет принести тебе пользу, поэтому даже и наказывает (хотя наказание должно быть в рамках, конечно). И вместе с ребеночком молиться за супруга. Не должно, конечно, быть с его стороны гневных наказаний, этому нужно препятствовать. Но поговорить с мужем надо заранее, а не в тот момент, когда он в гневе пребывает. Вступать в спор, в конфликт с мужем при ребенке не следует. Нужно приготовить вкусный обед, хорошо мужа накормить, дать ему отдохнуть и потом поговорить с ним: мол, давай договоримся, как будем ребеночка воспитывать.

Муж не ходит в храм, но он может подвезти до храма. Потом как-нибудь можно будет попросить, чтобы он вошел в храм. Можно предложить вместе помолиться, например, если есть какая-то памятная дата усопших бабушек, дедушек или родителей. Вместе зайти в храм и помолиться об их упокоении. И, как я уже говорил, можно поговорить со священником, чтобы он придумал, как можно организовать какую-то совместную работу, чтобы воцерковить мужа, чтобы он увидел других христиан, познакомился со священником. Может быть, у мужа перед глазами только один плохой пример христианки (его жены) – и он думает, что все такие.

Защищать ребенка, конечно, нужно, но не во время гнева. Гнев заслоняет разум человека. Конечно, иногда приходится экстренно вмешиваться, если мы видим, что есть попытка ударить или еще что-то...

– Я так понимаю, речь идет именно о физическом наказании.

– Нужно помолиться и попросить молитв духовника. Если ребенок уже умеет читать, маме можно попросить его читать в это время молитву: «Ты читай молитву, а я пойду с папой разговаривать». И ребенок своей детской молитвой будет молиться об успехе этой беседы.

– Бывает, что женщины и дети становятся жертвами домашнего насилия. Если это воцерковленные люди, как им поступать? Иногда придерживаются того, чтобы в любом случае сохранить семью. Некоторые, наоборот, советуют: если только один вред, то зачем сохранять? У кого спрашивать совета?

– Заочно на такие вопросы не ответить, надо общаться с духовником. Такие деспотичные случаи очень редки. Когда все-таки имеет место избиение или явное насилие, нужно на семейном совете пытаться решить вопрос, можно к маме своей обратиться или к разумным подругам постарше. И с духовником тоже посоветоваться, как быть.

Мне известны такие случаи, и советовать нелегко. Как правило, супруга должна решать сама. Но что можно реально сделать – это исповедоваться в грехах забытых. Бывает так, что из-за забытых грехов прихожанка и страдает от домашнего насилия. Опять же надо особо помолиться за мужа. По благословению духовника взять правило и читать, допустим, несколько глав Евангелия за мужа. Мне кажется, надо обратиться к приходскому священнику, который знает ситуацию. Когда я был еще иеромонахом на подворье, у меня были такие случаи, и я старался познакомиться с этим человеком. Знакомства проходили по-разному, интересно. Но мы пытались помочь семье.

– Вопрос: «Недавно стал ходить в храм. Исповедовался – и стало очень легко. Но потом снова впал в тот же грех, в котором каялся. Снова исповедовал грех – и опять впал. И в душу стало закрадываться сомнение: потяну ли я такой образ жизни, который предлагает Церковь? Стыдно каяться каждый раз в одном и том же».

– Действительно, бывают такие грехи, от которых сразу тяжело избавиться. Я расскажу один случай из «Отечника». Один молодой монах пришел к старцу исповедоваться и попросить совета по поводу плотской брани. Старец говорит: «Хорошо, помолюсь за тебя». Через какое-то время монах снова приходит и говорит: «Отец, помолись, опять тяжело». Старец говорит: «Помолюсь». И так несколько раз. Тогда старец стал Богу молиться: «Господи, почему так? Я молюсь, а эта брань не отходит». И ему было сказано, что этот монах и питается слишком тучно, и не борется с помыслами, не отгоняет их от себя. И когда этот молодой монах в очередной раз пришел к старцу с просьбой помолиться, старец ему говорит: «Я-то помолюсь, но ты любишь те вещи, которые и провоцируют такую брань».

Так и здесь. Бывает, человек вроде кается в грехе, но любит причины, которые приводят к этому греху, всякие развлечения и другие мирские привычки не оставил. Люди пытаются лечить последствия, а причину не лечат. Надо на это обратить внимание. Нужно посоветоваться с духовником, почитать духовные книги, в которых говорится, с каким грехом как бороться.

– А сама мысль «потяну ли я такой образ жизни, который предлагает Церковь» – опасна?

– Мы должны понять, что духовную жизнь мы никак не потянем. Теоретически вроде легко. Мы понимаем, что есть дьявол, которому важна наша погибель, и есть Бог, Который сильнее дьявола. Казалось бы, мы у Бога должны просить помощи, Он побеждает дьявола и нас делает победителями в этой брани. Но в реальности у человека всегда очень сильная самонадеянность, надежда на свои труды, подвиги, старания, усилия, таланты. И самонадеянность нам только вредит. Потому что если человек своими силами и сделает что-то, у него появляется гордость, а это отрицательный результат.

А когда человек отчаивается в своих силах, он говорит: «Господи, только Ты мне можешь помочь». И нужно попросить молитв духовника. Самая смиренная молитва: «Господи, молитвами отца моего духовного помоги мне в этой брани, сам я ничего не могу». И тогда может быть успех. Но этот успех надо приписывать не своим усилиям, а Богу, Божией помощи. Периодически человек сваливается в один и тот же грех из-за того, что некую промежуточную победу приписывает своим силам. И Господь учит человека немощи, потому что как только возгордишься – совершается падение.

– Вопрос о мыслях. «Как понять, от лукавого пришла мысль или от Бога? И как научиться всегда исполнять волю Божию?»

– Мы начали с понятия смирения, теперь коснулись понятия воли Божией. В общем-то, это родственные понятия. Смирение – это мир с Богом, знание воли Божией и исполнение ее. Знать волю Божию и исполнять ее – к этому и стремились все святые.

Очень хорошо, когда у некоторых людей были прозорливые духовники. К ним приходили и спрашивали: «Батюшка, как поступить?» Об этом мы читаем в писаниях древних святых отцов. Старец непосредственно от Бога узнавал волю Божию и говорил, как ее исполнить. И Оптинские старцы тоже знали волю Божию и сообщали эту волю людям.

Обычные люди, как мы с вами, люди не святые, волю Божию узнаем преимущественно из трех источников: Священного Писания, Священного Предания и распоряжений священноначалия либо совета духовника.

Как поступать в разных случаях? Апостол Павел пишет: в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе. Допустим, случился какой-то жизненный момент, мы должны подумать: как бы в этой ситуации поступил Христос? Или как поступил бы в такой ситуации старец Паисий, например? Стал бы он ссориться или нет? Смирился бы или стал гордиться? Священное Писание – это Библия. Священное Предание – это постановления святых Соборов, догматические и канонические, а также жития святых и богослужения. Вот так и можно сличать.

Еще в нас есть голос Божий – совесть, она нам во многом подсказывает, как поступить. Но совесть, как часть падшего существа, может быть заглушена, если  человек часто переступает через нее. Очищать совесть нужно как раз чтением Священного Писания, знанием и освежением в памяти Священного Предания.

Итак, нужно посмотреть, что подсказывает совесть, дальше свериться со Священным Писанием и Священным Преданием; и еще можно посоветоваться с духовником. Бывает, что в какой-то момент мы находимся не в очень хорошем духовном состоянии и можем неправильно поступить. А духовник со стороны посмотрит, помолится и благословит, как поступить.

– Это что касается воли Божией. А еще был вопрос по поводу мысли: как узнать, от лукавого она или от Бога?

– Евангелие не сильно отличает мысль от действия. И мысль тоже надо проверить по лекалу Священного Писания и Священного Предания. Тут очень схожий ответ. То есть проверить, совпадает мысль с нашей совестью или нет. Дальше посмотреть, как она согласуется со Священным Преданием и Священным Писанием. Тогда можно понять, от лукавого она или нет.

Но в писаниях святых отцов говорится, что с виду хорошие мысли тоже бывают от лукавого. По-моему, у аввы Дорофея написано: «Дьявол не настолько глуп, чтобы предлагать явный грех». Он предлагает с виду доброе дело, но в итоге оно может обернуться плохим. Вот тут тоже нужно советоваться с духовником.

– Вопрос: «Сын хочет стать монахом, но я против этого, хотя я верующий человек. Я много раз бывала в монастырях и считаю, что таких монахов, какие были в древности, уже нет. Мне кажется, что сын просто может сломать себе жизнь. И в миру спасаются; для спасения необязательно становиться монахом. Разве я не права?»

– Бывает такой призыв в сердце человека – он чувствует, что нужно пойти в монашество. Но, конечно, тут нужно проверить себя. Духовники для этого советуют поехать в какой-нибудь благоустроенный монастырь (где хорошо налажена духовная жизнь, есть духовник, грамотный наместник) и там себя испытать.

Этот призыв может быть действительно от Бога. И Божия Матерь может позвать, и отказываться нельзя. А препятствовать такому желанию – совсем никуда не годится. На эту тему можно прочитать поучительное послание святого Иоанна Златоуста к верующему отцу, который препятствует сыну стать монахом.

– Да, здесь тоже верующий человек.

– Монашеская жизнь – это самая высокая жизнь, потому что она между небом и землей. Для монахов примером являются ангелы, а для мира примером должны быть монахи. Это действительно высокая жизнь, это идеал (или, скажем, исполнение евангельского идеала). Поэтому небезопасно препятствовать этому.

Хотя мама тоже может поучаствовать в выборе места подвига. Потом сын может ей объяснить, как он там себя чувствует, действительно проверить, не является ли его желание чем-то надуманным, необоснованным, неосознанным.

Я побывал в монастыре и потом сообщил своим родителям, что мне там очень понравилось. Мама была согласна, папа не очень понимал этого, но не был против. Я поехал, а потом пригласил родителей в монастырь. Они увидели, что братья очень дружные, что все трудятся, а наше начальство гораздо больше нас трудилось, и папа тогда тоже успокоился и понял, что я избрал правильный путь.

– Здесь у человека такой мотив, что монахов, как в древности, нет; значит, и смысла в этом уже нет.

– Сейчас мы с нашими батюшками читаем «Лествицу». И практически все, о чем мы читаем, я видел в нашей монашеской действительности, среди братьев монастыря –  преодоление искушений, соблазнов, братскую любовь, когда люди прощают друг другу, берут на себя нагрузку друг друга, претерпевают всякие искушения, стараются жить по Евангелию, в трудах, в молитве. Все это есть.

Как сказал один духовник, если нет профессоров, можно учиться у старших преподавателей, у простых преподавателей. Конечно, трудно найти такого человека, как Паисий Величковский, над которым все время видели сияние как над Моисеем. Такого человека легче слушаться. Но есть довольно опытные духовники, наместники, благоустроенные монастыри. Можно отыскать такой и подвизаться там.

– Вопрос: «Что такое страх Божий и почему говорят, что с него начинаются отношения с Богом? Бог есть любовь, зачем же Его бояться?»

– Страх Божий такая добродетель, которая является началом всех добродетелей. Это благоговейный трепет перед величием Божества, то есть это уже задатки смирения. Человек осознает, кто он и Кто есть Бог; что Господь дал заповеди, Он создал нас. Очень разумно почитать Бога из-за того, что Он нас создал, что Он – Творец, и Спаситель, и наш Судия. И заповеди – это законы жизни, их нужно исполнять.

Даже когда нет других добродетелей, страх Божий ставит человека на правильный путь. Начало спасения – страх Божий. Василий Великий, на которого ссылается авва Дорофей, говорит, что есть три рода спасающихся, три степени спасающегося человека.

Первая степень – это раб, вторая – наемник,  третья – сын. Говорят, что сразу стать сыном невозможно. У протестантов есть такие ложные учения, что вот ты уверовал и бросаешься в объятия Бога. Святые на это отвечают: «А ты не боишься быть попаленным, когда, будучи весь в грехах, бросаешься в объятия Бога?»

То есть тут надо пройти первую стадию, осознать свою греховность, увидеть величие Божие, приобрести страх Божий. Этот страх Божий теряется, скажем, от рассеянной жизни, от смехотворства. Так вот, нужно посмотреть, чем он приобретается, и стараться его приобретать.

Потом, когда человек даже из страха перед мучениями старается исполнять заповеди Божии, у него уже появляется надежда, что он может войти в рай, и он делает добрые дела, чтобы его унаследовать. А потом уже Господь дает человеку Свою благодать, и человек, как сын, осознает: «Господи, не страшусь я ада, лишь бы быть с Тобой. Не нужны мне какие-то награды, лишь бы быть с Тобой».

Взять бытовой пример: скажем, по каким мотивам девочка, дочка, может мыть посуду? Что ее накажут, если она не вымоет посуду; и ей что-то подарят, если вымоет. Вот состояние раба и наемника. Но она может и сказать: «Моя мама устала, она попросила меня, и я помою посуду. Ей будет легче, она отдохнет». Это уже состояние сына (или дочери).

– К вопросу о добрых делах. Владыка, кроме Ейской епархии, Вы еще управляете Душанбинской епархией и являетесь епископом Душанбинским и Таджикистанским. Хотелось бы заключительную часть нашей передачи посвятить тому, как живут православные в Таджикистане.

(Фрагмент видеозаписи.)

– Владыка, казалось бы, сейчас время, в общем-то, благополучное, и мы не задумываемся о том, что где-то люди могут голодать. Конечно, отдельные случаи можно встретить и в России, когда человек попадает в трудную жизненную ситуацию. Но здесь в трудной жизненной ситуации находится целое общество, причем очень продолжительное время, годами.

Люди забыли, что такое зимой тепло, что такое горячая вода, и даже продукты первой необходимости зачастую для многих роскошь. И, как мы уже видели, Православная Церковь оказывает очень серьезную помощь своим соотечественникам в Таджикистане. Благодаря чему эта помощь становится возможной?

– В Деяниях святых апостолов есть такие моменты, когда люди, христиане разных общин, узнав, что иерусалимская община испытывает большую нужду, пожелали оказать ей помощь, и через апостолов, часто через апостола Павла, они передавали эту помощь в Иерусалим.

Здесь нам тоже приходится искать средства, и мы обращаемся к людям. Когда мы делаем сюжеты и выпускаем их на телеканалах, бывает, поступают разные звонки. Вот звонит бабушка: «У меня пенсия небольшая, но 100 рублей я хочу вам перечислить». И она уточняет, каким образом это можно сделать.

У нас на сайте Ейской епархии есть реквизиты, ссылка, как мы можем собирать средства, потому что их нужно аккумулировать на особом счете и только потом переправлять в другую страну. Все, кто смотрит наши телепередачи, оказывают посильную помощь.

И, конечно, в очередной раз мы можем обратиться ко всем зрителям, желающим помочь нашим соотечественникам, тяжело живущим в Таджикистане: «Милости просим, можно оказывать эту милость».

Ведущая Ирина Данило

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать