Архипастырь. Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий. Часть 1

18 октября 2023 г.

– Сегодня на ваши вопросы, а также вопросы читателей «Православной газеты» и наших социальных сетей ответит постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий.

Первый вопрос от нашего канала на YouTube: «Почему православные называют себя рабами Божиими? Что значит "раб Божий"? Что это за вера такая, которая из человека делает раба? Разве человеку хорошо называться рабом? Мой Бог рабом меня не называет».

– Называть себя рабом Божиим – это большая честь. Хуже быть рабом дьявола. Есть такое понимание, что люди, которые совершают те или иные грехи, являются рабами греха, а значит – рабами дьявола. Потому что дьявол заставляет человека делать грехи, которые тот, может быть, даже и не хочет совершать, но делает их, так как стал уже рабом греха. Страсти человеческие так сильно в нем укоренились, что человек сам и не хочет совершать эти грехи, но он уже стал их рабом, и его воля не в состоянии противиться этим страстям. В таком случае он называется рабом дьявола, рабом своих грехов.

Конечно, человек должен стараться в своей жизни уйти от рабства греху. Лучше быть рабом Божиим. В каком смысле? Раб Божий – это тот человек, который трудится ради Христа, Царства Христова, своей вечной жизни, чтобы через труд на этой земле сподобиться блаженных обителей в Царстве Небесном. Этого труженика на ниве Христовой мы и называем рабом Божиим. Он служит Христу, Богу. И, служа Богу, он становится свободным от греха.

Господь говорит: познаете истину, и истина сделает вас свободными (Ин. 8, 32). Что есть истина? Христос и является истиной. Когда мы трудимся ради Христа, то Господь освобождает нас от рабства греху и делает нас рабами Божиими. Это не значит, что мы становимся униженными и оскорбленными, наоборот, чем ближе мы ко Христу, тем больше у нас радости, свободы, Божественной любви. Хотя ради Христа мы терпим много унижений и оскорблений, но этим самым мы исполняем волю Божию. То есть мы уподобляемся Христу, Который в свое время тоже терпел и унижения, и оскорбления, и заушения, и оплевания, и даже крестную смерть. Но это принесло спасение, радость и избавление всему человечеству.

Так же и здесь. Человек, который совершает свой труд ради Христа, конечно, в своей жизни терпит многое. Но это терпение ради Христа приносит ему очень большую радость, утешение, благодать Божию. Он впитывает в себя эту благодать, и она делает его свободным. Даже когда его кто-то унижает и оскорбляет, он этого не чувствует, а, наоборот, радуется.

Есть такие слова в Священном Писании: Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на Небесех (Мф. 5, 11–12). То есть через эти скорби Господь дает нам награду. Потому человек и радуется, что знает: он получит за это большую награду в вечности, а не в жизни временной.

Работа ради Христа – это не социальное рабство, как многие думают, это радость и утешение, благость, мир, благополучие и блаженная нескончаемая вечность. Поэтому не нужно соблазняться выражением «раб Божий». С точки зрения церковного человека это большое благо – быть рабом Божиим. Когда мы смотрим на человека добродушного, любвеобильного, кроткого, добродетельного, милосердного, мы говорим о нем: это настоящий раб Божий. И это не унижение, а, наоборот, – для нас это великий человек. Он делает очень много доброго, что присуще Богу. То есть Господь его наделяет многими добродетелями за то, что он служит Ему.

Этот человек полюбил Христа, Его страдания. И Господь за это дает ему такие блага, что он может и больных исцелять, и чудеса совершать, и что-то благое предсказывать человеку или предотвращать его от какого-то зла. То есть Господь ему дает особые дарования, потому что он раб Божий, служит Богу всем своим существом, полностью Ему предан. И такая полная преданность Богу есть большое благо для человека.

Хуже быть рабом дьявола, когда ты уже порабощен по-настоящему, ты уже невольник, ничего не можешь сделать сам. Что тебе внушает враг-дьявол, а также твои страсти, то ты и делаешь. Ты не можешь иначе. Посмотрите на курящего человека. Он не хочет курить, а его заставляет страсть. Пьющего человека, даже если он и не хочет пить, все равно тянет хоть чуть-чуть пригубить вина. То же самое, когда человек зависим от страсти блуда. Он раб греха, это страшное рабство.

А раб Божий – это свободный человек. Он радуется и ликует душой в этой жизни, а в будущей – еще больше будет. Поэтому надо правильно понимать, что такое рабство. Это не то рабство, которое было раньше в жизни человечества. Раб Божий – это особый человек.

– То есть подлинный раб Божий – это самый свободный человек на свете.

– Да, самый свободный и счастливый человек.

– Следующий вопрос: «Православные все время что-нибудь празднуют, каждый день у них какой-то праздник. Может быть, уже вместо празднований начать работать? Особенно священникам. Отправить их всех в Амурскую область – и пусть осваивают и развивают Дальний Восток».

– В свое время мы как раз Дальний Восток и осваивали своим празднованием. Надо опять правильно понимать, что такое праздновать. Мы прославляем труды и подвиги того или иного труженика на земле, раба Божьего. У нас каждый день есть праздник, то есть память того или иного святого. Если почитать житие святого, то мы удивляемся его жизни, которую он провел на этой земле, как он себя проявлял, как служил Богу, как был предан Ему. Это такой труд, что не каждый выдержит.

Когда я был в Троице-Сергиевой лавре, я был помощником ризничего. Праздник преподобного Сергия Радонежского там особый, туда приезжали тысячи мирян, сотни священнослужителей, архиереев. И всех надо обслужить, каждому помочь. Там было пять-шесть литургий. Это труд. После такого праздника надо отходить несколько недель, потому что полностью отдаешь себя подготовке и проведению праздника. И после праздника надо все собрать и привести в порядок.

Праздновать – это войти в труд того подвижника, который подвизался когда-то на земле, совершил величайший труд. И мы, почитая его, входим в его труд на ниве Христовой, но наш труд, конечно, не сравнить с его трудами. Мы идем на службу, стоим пять часов за богослужением. Это тоже непросто. Всенощное бдение по четыре-пять часов совершается. А потом еще литургия на следующий день – это три часа или даже больше, когда большой праздник.

Так что празднование церковных праздников – это определенный труд, а не праздность. То или иное событие из жизни нашей Церкви, Спасителя, Божий Матери, святых угодников Божиих – это особое торжество, ликование души. Когда мы почитаем какого-либо святого или событие, мы соприкасаемся с той великой благодатью Божией, которой они сподобились ради больших трудов, совершенных на этой земле. И мы входим в этот труд в какой-то степени. Для того чтобы что-то получить от этого праздника, нужно потрудиться: отстоять вечернюю и утреннюю службу. И этот труд вознаграждается великой радостью и благодатью от этого праздника.

Еще надо понимать, что наша Церковь – земная, она называется воинствующей. А на небе Господь и все Силы Небесные торжествуют и ликуют, празднуют и прославляют этого святого за то, что он совершил тот или иной подвиг на этой земле. Мы соединяемся с Небесной Церковью, и благодать, ликование и радость, которые там есть, даются и нам. Мы это чувствуем, радуемся. И поэтому готовы праздновать, то есть идти на службу и почтить память того или иного святого, который очень много потрудился.

В нашей русской традиции всегда было такое: в семье каждый день читалось житие святого, память которого совершалась в этот день. Потому что святой этого дня может дать нам хорошие уроки не для праздности, а для труда: как он трудился, молился, совершал свой подвиг. И этим воодушевлять человека на добрые дела, а не на праздное сидение или пьянство.

А что касается Амурской области, я бы сказал так. Как раз на Дальнем Востоке наши миссионеры, память которых мы празднуем, отмечая церковные праздники и там, научили людей трудиться и жить по-христиански. Вот этот труд и есть празднование. Так мы и празднуем.

Ведущий Димитрий (Байбаков), архимандрит

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Время эфира программы

  • Вторник, 27 февраля: 01:00
  • Среда, 28 февраля: 01:00
  • Среда, 28 февраля: 08:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать