Архипастырь. Общероссийский крестный ход в честь 600-летия явления Годеновского Креста. Епископ Луховицкий Евфимий

12 декабря 2023 г.

У нас в гостях председатель Синодального миссионерского отдела Русской Православной Церкви епископ Луховицкий Евфимий.

– Сегодня хотелось бы поговорить об одном крупном проекте, который как раз недавно провел Синодальный миссионерский отдел: Общероссийский крестный ход с освященной копией Годеновского Креста. Проект завершился в ноябре. Это уникальный крестный ход по территориям, которые принято называть русским миром. Вся Россия была перекрещена Животворящим Крестом. Хотелось бы обсудить итоги этого события: что получилось, а что нет.

– Этот крестный ход стал не только церковным мероприятием, это было церковно-общественное событие, в организации которого принимали участие: Православное миссионерское общество, общероссийские общественные движения – «Россия православная» и «Культурный фронт России», Ваши коллеги с телеканала «Спас».

Именно благодаря объединению усилий разных церковных и общественных организаций стало возможным проведение столь масштабного мероприятия, в рамках которого мы посетили 27 городов: 25 городов России и два города Беларуси. И действительно, мы символически осенили наше Отечество крестным знамением с севера на юг и с запада на восток.

Особенно приятно отметить, что этот крестный ход завершился в Храме Христа Спасителя, был отмечен торжественным богослужением, которое возглавил Святейший Патриарх Кирилл. И даже после окончания основной программы к нам стали поступать заявки из разных епархий, и уже в ноябре и декабре Крест Господень посетил Марийскую митрополию. Сейчас он находится в Подольской епархии Московской митрополии. Поступают заявки и из других мест. Так что действительно это стало общецерковным и общенародным торжеством, которым мы достойно отметили замечательную дату: 600-летие явления Креста Господня близ села Годеново.

– Какова будет судьба этой святыни? Где смогут прикоснуться к ней те люди, которые не смогли сделать это во время крестного хода? Может быть, из тех городов, где маршрут не проходил?

– Освященная копия Годеновского Креста будет находиться в храме Синодального миссионерского отдела. Это храм святителя Николая Мирликийского в Новой Слободе в Москве, недалеко от метро «Новослободская».

Храм у нас восстанавливающийся, в этом году был освящен Никольский придел. А один из приделов еще только предстоит восстановить. И у нас появилась идея освятить его в честь Креста Господня. Обычно приделы освящаются в честь праздника Крестовоздвижения. Будем обсуждать эту мысль с нашими миссионерами и коллегами.

Собственно говоря, мы исходили из того, что эта копия Креста Господня, явленного в Годенове, должна стать главной святыней Православного миссионерского общества, вокруг которого будут объединяться наши православные миссионеры. Поскольку крест – это не только символ нашей веры, не только символ православной миссии, но и оружие в той духовной брани, которую должен вести каждый православный христианин. Существуют такие планы.

Для тех, кто не успел приложиться по каким-либо причинам к Кресту и не может доехать до Годеново, есть такая возможность в Москве. Наш Крест тоже намоленный: перед ним молились сотни тысяч людей в разных уголках России и Беларуси. Мы верим, что эта духовная сила будет сопутствовать этой святыне.

– Можно сказать, что вся страна молилась перед этим Крестом.

– Конечно.

– Вы сопровождали Крест в большинстве городов России и Беларуси. Какие Ваши впечатления от того, как люди принимали святыню? Что запомнилось больше всего?

– На меня произвело большое впечатление то, с какой радостью люди встречали Крест Господень, насколько глубоко и искренне молились перед ним: и коленопреклоненно, и со слезами, и с умилением встречали и провожали. Это были и архиереи, и духовенство, и простые верующие. Я почувствовал, может быть, даже впервые в жизни, насколько святыня способна вдохновлять, воодушевлять и объединять людей. Особенно наш русский народ. Он действительно объединяется вокруг подобных святынь. Это показал наш крестный ход.

И когда меня спрашивают, каковы главные итоги и результаты, я всегда отвечаю, что мы стремились к тому, чтобы нашим крестным ходом содействовать духовному единству нашего народа. Мы не случайно приурочили окончание этой миссионерской акции ко Дню народного единства, дню празднования Казанской иконы Божией Матери во Владивостоке. Действительно, это были очень большие торжества на восточных рубежах нашего Отечества в новопостроенном соборе града Владивостока.

Конечно, это все очень памятно и запомнится на всю жизнь. И надеюсь, что действительно этот крестный ход принес определенную пользу всем нашим соотечественникам. В том числе и людям, которые не могли лично приложиться ко Кресту, но могли наблюдать за крестным ходом благодаря телевидению, благодаря телеканалу «Спас», в том числе телеканалу «Союз», который по мере сил также участвовал в освещении этого события. Также и благодаря светским телеканалам. Пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить телеканал «Россия», который практически во всех регионах, через которые мы проходили, обеспечил соответствующую информационную поддержку и сопровождение. Практически везде на региональном уровне в региональных отделениях ВГТРК выходили сюжеты, посвященные крестному ходу. «Общественное телевидение России» тоже активно освещало это событие, как и многие радиостанции. То есть на этом проекте мы опробовали новый формат миссионерского служения, который предполагает очень широкое информационное оповещение. Потому что без информационной поддержки, без активного и регулярного освещения того, что происходит, крестный ход фактически остался бы просто каким-то локальным событием, которое имело бы значение только для той епархии и того города, где конкретно находился Крест. А благодаря такому широкому информационному сопровождению очень многие люди смотрели за продвижением крестного хода, за тем, какие события его сопровождают, за лицами крестного хода и тем самым чувствовали свою сопричастность к этому событию. Так что, надеюсь, этот формат оказался очень удачным и продуктивным. Планируем и в дальнейшем его использовать.

– Интересно, что крестный ход сам по себе в его исконном значении – это тоже определенная миссия. Просто она небольшая; например, обойти вокруг храма с хоругвями. Но все равно кто-то обратит внимание и, может быть, подойдет. А здесь масштабная кампания: крестный ход уже в новом осмыслении.

– Да, в масштабах всей страны. В общей сложности было пройдено 32 тысячи километров, это все-таки серьезно. Как некое чудо милости Божией мы отметили, что ни разу не случилось никакой критической поломки. Конечно, поломки были, но всякий раз своевременно устранялись. Ни разу не был нарушен график посещения городов. Он был объявлен заранее, люди ждали, готовились, мы не имели права обмануть их ожидания. Ни разу не произошло никакой накладки вплоть до того, что где-то за 30 км до Владивостока в автобусе полетел ремень генератора, но тем не менее мы доехали, просто доползли на аккумуляторе до собора, выгрузили Крест и отправились на ремонт. Вплоть до таких чудес.

Конечно, мы очень рады, что не обманули ничьих ожиданий, никого не подвели. Еще, пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить абсолютно все епархии: и преосвященных владык, и священнослужителей, которые нас принимали и обеспечивали пребывание группы сопровождения крестного хода на местах, за любовь, радушие и гостеприимство, с которыми нас встречали.

Не хотел бы выделять какой-то отдельный город, везде принимали по-своему тепло, радушно. Как минимум мы ни в чем не испытывали нужды. Где-то, может быть, было больше народу, но в силу объективных причин. Например, в Санкт-Петербурге принесение Креста Господня было совмещено с общегородским крестным ходом с мощами святого благоверного князя Александра Невского. Там было море людей: более 50 тысяч человек. В Белгороде принесение Креста было совмещено с крестным ходом с мощами святителя Иоасафа Белгородского. Более 30 тысяч белгородцев и гостей города приняли участие в этом молитвенном шествии.

Но отдельно хотел бы сказать о епархиях ДНР и ЛНР, где люди действительно ждали эту святыню в надежде на то, что Господь силою Честного Животворящего Креста поможет им преодолеть ужасы войны, в которых они живут уже почти 10 лет. Конечно, это была очень горячая и глубокая, искренняя молитва. Мы были ее свидетелями.  

В каждом регионе были свои интересные особенности. Я не хотел бы выделять какой-то город или епархию. Абсолютно все регионы, которые мы посетили, встречали этот крестный ход на самом высоком уровне. Хотел бы еще раз поблагодарить всех причастных к этим событиям.

– Вы отметили объединяющее значение этого крестного хода. И когда Крест был в Храме Христа Спасителя, Святейший Патриарх тоже сказал о том, что в трудные времена молитва перед святынями объединяла людей. Люди в трудные времена действительно шли к святыням в Успенский собор Кремля, в Архангельский собор, в другие места. Это их укрепляло. Сейчас это значение крестного хода тоже очень важно. Время непростое. И один из смыслов – как-то укрепить нас всех.  

– Укрепить нас, напомнить о духовном предназначении нашего Отечества. Я бы отметил как очень важный, если угодно, историософский смысл явления Креста Господня, потому что, как известно, эта святыня была явлена за 30 лет до падения Константинополя. И, конечно, священнослужители, монахи, философы той эпохи не могли не усмотреть в этом особого действия Промысла Божия, которое заключалось именно в том, что этим символическим явлением Господь как бы возлагает крест ответственности за судьбы православия во всем мире на нашу страну, наше Отечество, наш народ. Это главный духовный смысл явления этой святыни. Может быть, на каких-то этапах нашего исторического пути этот смысл куда-то уходил, немножко замыливался.

Но сейчас эта круглая дата помогла нам снова вернуться к осмыслению этого события, снова вглядеться своим духовным взором в те события, которые происходили 600 лет назад. И в свете уже этих событий посмотреть на то, что совершается сейчас, на те события, участниками которых мы теперь являемся. Изменились обстоятельства нашей жизни, но духовный смысл событий остался неизменным. Это показывает и специальная военная операция, которая сейчас проводится. Об этом уже много сказано. Святейший Патриарх неоднократно говорил о том, что это война не просто за территории и какие-то материальные богатства, это именно духовная брань, в первую очередь за право и возможность оставаться теми людьми, теми православными христианами, какими нас благословил быть Господь, с той самой системой ценностей, которая присуща православию и носителем которой всегда выступала Православная Церковь. Вот в чем смысл, вот в чем значение. Об этом мы тоже рассказывали в ходе встреч и бесед с духовенством, с прихожанами. Об этом очень интересно рассказывали священники Переславской епархии, которые тоже участвовали в крестном ходе и служат неподалеку от того места, где находится Крест Господень.

Об этом рассказывала и матушка игуменья Евстолия. Она тоже принимала участие в крестном ходе, посетив несколько городов. Были раскрыты и затронуты очень многие смыслы. В частности, во время крестного хода мы показывали художественный фильм «Русский крест», который вышел не так давно. Духовный смысл этого произведения, самой поэмы и снятого по ней фильма, конечно, можно сказать, напрямую соотносится с духовным смыслом нашего крестного хода. Это та же самая идея несения креста и, скажем так, той победы, которая достигается благодаря кресту, благодаря тому, что крест как святыня становится основой духовной жизни человека.

– Какие еще мероприятия проходили в рамках крестного хода в городах?

– Мы с каждой епархией взаимодействовали, стараясь реагировать на пожелания и запросы. Это были разные мероприятия: и лекции, и беседы. Мы привлекали к участию наших известных столичных миссионеров, священников. Это и отец Олег Стеняев, и отец Георгий Максимов, и Роман Анатольевич Силантьев, и Солодков. То есть те люди, которые сейчас осуществляют миссионерское служение на достаточно высоком уровне. Они практически все участвовали в мероприятиях крестного хода. В Хабаровск к нам приехал протоиерей Игорь Фомин, тоже нас поддержал как член команды телеканала «Спас» – замечательный пастырь и священнослужитель. Отдельно хотел бы поблагодарить Николая Петровича Бурляева, известного кинорежиссера и ныне депутата, председателя общественного движения «Культурный фронт России», который тоже по мере сил участвовал, провел ряд замечательных мероприятий в Бресте, Минске. Так что действительно, благодаря участию и поддержке самых разных общественных движений, общественных сил и церковных организаций состоялся этот крестный ход.

– Мероприятия перекликались с повесткой Синодального миссионерского отдела? На них отражались ваши основные направления деятельности?

– Безусловно. Синодальный миссионерский отдел участвовал самым непосредственным образом и в организации этого крестного хода, и в сопровождении этой святыни. Это были и наши сотрудники, и наши священники. Я хотел бы отметить, что помимо сотрудников Миссионерского отдела в крестном ходе принимало участие большое количество мирян и священнослужителей, которые формально не имеют отношения к отделу, но так или иначе поддерживали нас. Это были в том числе и представители государственной власти, и какие-то бизнесмены. То есть помогали все и содействовали достижению того результата, который был бы невозможен без объединения всех сил.

– Какие теперь у вас направления деятельности в приоритете? Чем отдел занимается после завершения такого масштабного проекта?

– Отдел – это церковно-административная структура. И он, выражаясь бюрократическим языком, функционирует в штатном режиме, вне зависимости от того, какие проекты совершаются или не совершаются. Отдел ведет свою работу по тем направлениям деятельности, которые благословлены священноначалием. Три наших основных направления – это внутренняя миссия, внешняя миссия и миссия апологетическая. По каждому из этих направлений мы проводим соответствующую работу, взаимодействуя и с коллегами из иных синодальных учреждений, и с представителями общественных организаций, государственных структур. Все зависит от тех вопросов, которые мы решаем в рамках деятельности того или иного направления секретариата.

– Можно сказать, что о внутренней мы частично поговорили…

– Собственно говоря, Общероссийский миссионерский крестный ход – это очень важный проект в сфере именно внутренней миссии, поскольку он был направлен (в первую очередь) на жителей России, Беларуси. Через телеканал «Спас» и другие телеканалы за событиями крестного хода могли наблюдать люди по всему миру, но, повторюсь, целевая аудитория – это в первую очередь жители России и Беларуси. То есть это проект из области внутренней миссии. Но мы по мере сил занимаемся и внешней миссией, и апологетической.

– Расскажите еще о каком-нибудь ярком направлении деятельности.

– Что касается внешней миссии, у нас активно развивалось взаимодействие с Патриаршим Экзархатом Африки. В частности, при нашем отделе были организованы курсы для ставленников этого Экзархата. Их отличие от наших традиционных духовных учебных заведений заключалось в том, что преподавание проходило на английском и французском языках. Это был уникальный опыт, потому что в основном все иностранные студенты, которые приезжают на учебу в Россию, в первую очередь изучают русский язык. Но поскольку наши курсы были краткосрочные (были рассчитаны на два месяца), мы не могли рассчитывать на то, что ребята из Африки так быстро освоят русский язык. Давались начальные знания русского языка, но главным образом это были практические занятия по литургике – банально учили их, как правильно совершать богослужение, как пользоваться богослужебной литературой. Читались лекции и по библеистике, и по богословию, и по церковной истории – по всем традиционным семинарским дисциплинам.

Хотелось бы надеяться, что эта инициатива будет развиваться. Если мы хотим, чтобы развивались наши зарубежные структуры, то нам нужно думать о решении кадрового вопроса. Тут не нужно питать иллюзий относительно того, что очень много выпускников наших духовных школ пожелают ехать в Африку или Юго-Восточную Азию, – по понятным причинам это удел, наверное, очень немногих людей. Хотя есть и наши священнослужители, которые совершают свое миссионерское служение вдали от Родины, но все-таки очевидно, что основной упор надо делать на представителей тех стран и тех народов, среди которых эта миссия проводится. То есть надо устанавливать с ними контакт, надо их обучать на том языке, который им понятен и доступен. Так что это очень перспективное направление и в образовательной сфере, и в миссионерской сфере, оно должно быть продолжено.

– Ведь в храме Синодального отдела служится богослужение на иностранных языках?

– Да, у нас уже больше года регулярно совершаются по субботам богослужения на английском и французском языках. Наш сотрудник иерей Дионисий Гришков – энтузиаст миссии среди мигрантов. Он в своем храме в Отрадном в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» совершает еще богослужения на языках народов Средней Азии (узбекском, киргизском, таджикском) и таким образом ведет миссию среди мигрантов. В общем, насколько я могу судить, достаточно успешно. Полагаю, что этот опыт также может быть востребован и в других епархиях, масштабирован и в пределах всей нашей Церкви, потому что выходцы из этих регионов сейчас практически везде есть, с ними надо тоже очень активно работать. Так что определенный опыт у нас есть и в этой сфере.

Ведется у нас еще работа с кубинской диаспорой. Ведется работа с кряшенской общиной. Если кто не знает, кряшены – это народность. Их еще называют крещеными татарами, правда, они сами не очень согласны с таким определением. Как бы то ни было, это православный тюркоязычный народ, который отстаивает свою идентичность, свое право на существование. И вот кряшенская община тоже с недавних пор стала собираться для молитвы в нашем храме. Мы совершаем богослужения на церковно-кряшенском языке (такой даже есть), который был создан трудами известного профессора Казанской духовной академии Николая Ивановича Ильминского. Так что какие-то результаты уходящего года есть и в области внешней миссии тоже.

– Очень интересно. Вы сказали про мигрантов… Святейший Патриарх неоднократно в этом году обращал внимание на проблемы мигрантов. Получается, что у Церкви есть что предложить в ответ на эту проблему?

– Конечно, мы еще находимся в самом начале пути, но многие отмечают, что самый эффективный путь адаптации мигрантов в жизнь нашего общества – это проповедь для них православной веры. Понятно, что далеко не все мигранты откликаются на эту проповедь. Многие держатся за свои религиозные убеждения, это нормально, но есть и те, которые откликаются, которые, как выясняется, не являются убежденными мусульманами или носителями иных религиозных убеждений. Они очень охотно идут на контакт, вступают в диалог. Тут, конечно, есть еще дискуссионные вопросы, в частности вопрос языка миссии среди мигрантов.

Отец Дионисий считает, что нужно эту миссию делать максимально удобной для мигрантов и вести ее на их родном языке. Может быть, есть доля правды в этих рассуждениях, но где нам взять такое количество священников, которые бы вели миссионерскую работу и с таджиками, и с киргизами, и с узбеками на их языках? Я думаю, что здесь нужен какой-то компромисс, потому что очевидно, что языком диалога и общения в любом случае будет оставаться русский язык. А что касается богослужения, возможно, какие-то элементы (например, чтение Апостола и Евангелия) могут быть или на двух языках, или на языке той общины, для которой конкретное богослужение совершается. Тут еще есть о чем подумать и подискутировать. Но то, что эта работа началась и уже приносит определенные плоды, –факт.

– Вы упомянули третье направление деятельности отдела – апологетическую миссию. В рамках этой миссии что интересного было в прошедшем году?

– Было немало интересного. Другое дело, что не всегда легко говорить о какой-то деятельности в апологетической сфере, потому что эта миссия бывает часто связана с разными негативными проявлениями в общественной жизни. Поясню, о чем идет речь. В частности, в сфере апологетической миссии есть действия не просто с деструктивным культом, но и с сатанинским культом, в результате которых многие люди погибают, лишаются жизни.

Не нужно далеко ходить за примерами. Совсем недавний случай в брянской школе, где некая девочка-подросток расстреляла своих одноклассников, потом совершила самоубийство. Не просто недосмотрели, а допустили ту ситуацию, когда в сознание этого подростка проникли деструктивные, разрушительные, человеконенавистнические, сатанинские идеи. Поэтому здесь нам необходимо работать вместе, в том числе с правоохранительными органами, потому что это общая проблема. И здесь уже речь не идет просто о свободе выбора, о свободе совести, как говорят, или каких-то религиозных убеждениях, а речь идет в первую очередь об обеспечении безопасности граждан и вообще членов нашего общества. Это просто один из примеров, а есть и другие. Сейчас очень распространенной угрозой является деятельность (скажу мягко) псевдофинансовых организаций. То есть это деятельность по созданию разного рода финансовых пирамид, каких-то схем, куда людей заманивают обещаниями легкого заработка, красивой жизни и так далее. К сожалению, очень многие люди (опять же мягко скажу), не совсем укорененные в духовной традиции Церкви, поддаются на эти соблазны, увлекаются этими идеями, этими взглядами. Ну и, как правило, ничем хорошим это не заканчивается. В лучшем случае это заканчивается потерей определенной суммы денег. В худшем – уже какими-то уголовными делами, сроками и так далее. И, к сожалению, на этом поле действует и ряд аферистов, которые выступают под эгидой псевдорелигиозных организаций – выдают свою деятельность за религиозную…

Поэтому здесь тоже необходимо людям разъяснять и помогать отделять пшеницу от плевел. С одной стороны, любая религиозная организация живет на пожертвования. С другой стороны, не каждая сумма денег, что передается в ту или иную организацию, которая именует себя религиозной, по сути является пожертвованием. Очень часто это узаконенное хищение, присвоение средств. И сейчас количество таких псевдорелигиозных организаций тоже резко увеличилось. Как известно, спрос рождает предложение. И на эту удочку попадаются, к сожалению, многие легковерные сограждане и потом об этом горько сожалеют. Приходится и в этом направлении работать тоже.

– Владыка, ведь все, о чем мы сегодня говорим, так или иначе связано с областью своеобразной духовной безопасности каждого человека? И как нам эту духовную безопасность для себя обрести?

– Нужно стремиться к тому, чтобы укореняться в традиции Православной Церкви. Если мы посмотрим на церковные учения, предания, мы увидим, что Церковь призывает нас к воздержанию, самоограничению, аскезе, особенно в период постов. И человек, который идет по пути разумного и сознательного самоограничения, уже в гораздо большей степени защищен от тех соблазнов, что сейчас весьма широко распространены, чем тот человек, который стремится к легкой, красивой, беззаботной жизни. Такой человек, как правило, и становится жертвой разного рода мошенников и проходимцев. Поэтому держитесь православного учения, Православной Церкви, почаще ходите в храм, исповедуйтесь, советуйтесь с духовником, прежде чем принимать те или иные решения, особенно относительно того, куда отнести сбережения, кому их передать. Думаю, это поможет во многом уберечься от тех соблазнов, которым сейчас очень многие, к сожалению, подвержены.

Ведущий Александр Черепенин

Записали Анна Вострокнутова и Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Понедельник, 15 апреля: 01:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать