Архипастырь. Крещение Руси. Епископ Луховицкий Евфимий

30 июля 2023 г.

Сегодня у нас в гостях председатель Синодального миссионерского отдела епископ Луховицкий Евфимий.

– Завершаются дни празднования Крещения Руси. Есть повод вспомнить об этом событии, которое произошло более тысячи лет назад, когда Русская земля просветилась светом Христовой истины. Князь Владимир и святители крестили Русь в водах Почайны и Днепра в Киеве, а далее и в других городах. Так православная вера стала проникать в языческий русский народ.

Православие пришло, чтобы искоренить язычество. Но последние несколько лет в СМИ и новостях мы часто слышим о возрождении неоязычества, возвращении к дохристианским корням и каким-то языческим традициям. Что представляет из себя язычество? Почему оно просуществовало до сих пор?

– В широком смысле слова язычество – это обожествление человеческих страстей. Оно может принимать разные формы, иметь разные направления, но в основе всегда находится культ силы, плоти, богатства. Это есть обожествление чисто земных вещей, которые у большинства людей ассоциируются с успехом и тому подобным, поэтому эти идеи очень живучие. В наше время они получили самое широкое распространение. В данном случае я имею в виду не столько возрождение древнерусских культов, празднование Ивана Купалы или камлания в священных рощах (это тоже наблюдается, но, к счастью, не повсеместно), а то, что связано с культом земных ценностей.

У этих культов есть свои храмы. Возьмите, например, современные торговые центры. Чем не храмы? Огромные красивые здания, где люди могут не только совершать покупки, но и проводить время, в том числе и с детьми. Там есть детские комнаты, кинотеатры, кафе, рестораны – все что угодно. Значительная часть людей (может быть, не всегда сознательно, но по факту) – адепты этих, по сути, языческих идей и взглядов. Если ставить вопрос в этой плоскости, то нам нужно еще очень много трудиться для того, чтобы мы могли сказать, что наша страна является наследницей Святой Руси. Пока в лучшем случае можно сказать, что мы находимся на пути к этому.

– Почему это становится таким притягательным для людей? Действительно, по воскресеньям в торговых центрах аншлаг. Причем именно по воскресеньям.

– Да. Сравните количество людей, посещающих церковные службы и торговые центры. Это несопоставимые величины. Эти идеи получили распространение, потому что все это льстит падшей человеческой природе. Христианство же говорит о том, что природа человека повреждена грехом, поэтому каждый должен бороться с ним в себе. По сути, борьба со страстями и грехами – основной предмет жизни христианина. Отсюда и все духовно-аскетические практики, принятые в Церкви: посты, молитвы, поклоны, всевозможные виды воздержания и так далее.

Языческое сознание все это не приемлет, объявляет чем-то ненужным, порой даже безумным, антинаучным и так далее. Так что в целом, если говорить без обиняков, называя вещи своими именами, мы живем в обществе расцвета неоязыческих (в широком смысле слова) взглядов. Конечно, это имеет и какие-то частные проявления: кто-то поклоняется каким-то богам, кто-то уже вполне открыто заявляет об этом, кто-то идет еще дальше и провозглашает себя адептом каких-то сатанинских учений. К сожалению, эти вещи очень тесно связаны друг с другом.

– В широком смысле мы говорим о замещении Бога чем-то другим.

– Это могут быть деньги, культ плоти в разных его проявлениях, культ власти, силы – чего угодно. Это может быть идея обожествления нации. Тоже сейчас очень актуально и популярно. Это могут быть, по сути, разные идолы, разные квазирелигиозные идеи. И они находят большой отклик у современных людей.

– Просто теперь они не имеют деревянных изваяний.

– Изваяние – это не самое главное в языческом культе. Главное – это те боги с маленькой буквы, которые противостоят единому истинному Богу. Главное – это раздел между авраамическими религиями, в основе которых лежит идея единобожия, и языческими культами. Это могут быть какие угодно идеи, возведенные в ранг божества. Можно обожествить что угодно. Любую идею. Мы сейчас это наблюдаем повсеместно.

– Но ведь Священное Писание и Господь не запрещают использовать деньги. По апостолу Павлу, всякая власть от Бога. В принципе, все эти вещи, которые становятся в том или ином виде идолами для общества, имеют и какое-то правильное христианское применение. Почему оно искажается? Всякая власть от Бога, но нет, мы делаем власть идолом.

– Такие вещи происходят, если нет цельного христианского мировоззрения, если у общества или человека нет правильной иерархии ценностей. Конечно, любой человек, вне зависимости от своего мировоззрения, живет в обществе, в котором есть определенные властные институты, обладает телом, о котором должен иметь заботу и попечение, является участником каких-то торгово-экономических отношений и так далее.

Христианство не отрицает земную сторону жизни человека, но говорит о необходимости ее преображения и о том, что эта жизнь – преддверие вечной. Вот в чем смысл. Но для этого нужна вера. А с этим у многих наших сограждан возникают сложности. Все-таки вера – это дар Божий, хотя очень часто он дается Богом в ответ на определенные усилия,  направленные на очищение души. Ведь из Священного Писания мы знаем, что блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. То есть Господь открывает Себя тем людям, которые очищают душу и сердце от грехов.

С точки зрения обывателя, христианство является неудобной религией, потому что оно постоянно требует каких-то внутренних усилий, напряженной работы над собой, самоограничений и аскезы – всего того, что современный неоязыческий мир отрицает, объявляет устаревшим, архаичным, ненужным, неактуальным и даже вредным. В этом и заключается конфликт между христианством и язычеством.

– Язычество – культ человеческих страстей – говорит, что христианские ценности не нужны. Они устарели и не имеют смысла. В ближайшей перспективе оно обещает, что если человек откажется от христианских ценностей, он получит какое-то удовольствие. Допустим, это будет действительно удовольствие, но что потом? Что будет с человеком, который меняет христианские ценности в угоду сиюминутным удовольствиям?

– Очевидно, его не ждет ничего хорошего. Еще апостол Павел писал об этом в своих Посланиях. Кратковременное земное удовольствие может стать причиной вечных мук. Христианство не то чтобы выступает против каких-то наслаждений, но свидетельствует о том, что жизнь человека создана не только для получения удовольствия. Как бы человек ни стремился оградить себя от страданий, этого еще никому не удалось. Каждый в каком-то плане обречен на страдания.

Другое дело, что в христианском понимании страдания имеют для человека очистительный, исцеляющий смысл. Через страдание человек очищает свою душу, задумывается о вечной жизни, о Боге. Венцом страданий является смерть. Все эти вещи тесно взаимосвязаны.

В современном общественном дискурсе не принято говорить о смерти, ее пытаются вынести за скобки, как будто ее нет, пытаются делать вид, что это ненужное явление. А в христианстве как раз наоборот: лучшее средство от греха – смертная память, размышления о том, что рано или поздно каждый из нас простится с этой жизнью и будет вынужден оставить свое земное тело.

Это очень глубокий конфликт, вокруг которого происходит развитие мировой цивилизации. Кто-то принимает сторону света и добра, сторону Церкви и Христа, а кто-то занимает противоположную позицию. И очевидно, мировая история будет продолжаться до тех пор, пока Господь будет иметь достаточное количество Своих сторонников на земле. Господь даст Своим верным силу отстоять те ценности и принципы, на которых созидается христианская жизнь.

– Современный мир предлагает сколько угодно возможностей, чтобы не страдать, сколько угодно механизмов, чтобы их избежать. Самый яркий пример, популярный в наше время, – эвтаназия. Если человек болеет, страдает физически, то его умерщвляют по собственной просьбе или по заказу родственников. Как правильно относиться к страданию? Как их правильно переживать? Ведь и торговые центры призваны к тому, чтобы человек мог уйти от страданий в какой-то иной мир. 

– Христианский подход к страданию очень прост: нужно молиться Богу, чтобы Он дал силы их перенести. Христианство ни в коем случае не умаляет значение смысла страданий. Мы прекрасно понимаем, что это серьезные и ужасные вещи: неизлечимые болезни, увечья на войне. Не нужно думать, что христианство смотрит на это как-то поверхностно. Но оно дает человеку духовные силы преодолевать страдания этой земной и все-таки временной жизни.

Мы исходим из того, что какие бы сильные ни были страдания на земле, они все-таки имеют временные ограничения. Они могут длиться долго, но рано или поздно закончатся. И самые сильные земные страдания не сопоставить со страданиями в вечности, с так называемыми вечными муками.

Но тут уж как кого вразумит Господь и кто сколько найдет в себе внутренних сил для борьбы с этим. Из опыта Церкви мы знаем, что Господь не дает страданий выше той меры, которую человек может понести. Если человек живет с этим убеждением, то с Божией помощью он обязательно найдет в себе силы преодолеть все невзгоды и испытания, которые Промыслом Божиим выпадут на его долю.

– К вопросу о временных и вечных страданиях очень яркий пример – аборты. Женщины идут на аборт, потому что либо сейчас страдают, либо думают, что будут страдать, когда родят ребенка. Не хватает денег, бросил муж – тяжелая жизнь, поэтому лучше сделать аборт. Но особенно духовенство знает столько примеров, когда после совершенного аборта женщина годами ходит и раскаивается в этом. И это страдание, которое практически невозможно преодолеть.

– Это очень тяжелое нравственное страдание. Вы затронули очень важную тему. Практика абортов, которая очень распространена в нашем обществе, является самой настоящей разновидностью квазиязыческих культов, которые сопровождаются жертвоприношениями.

С религиозной точки зрения аборт – это человеческое жертвоприношение, которое делается в угоду неким ложным богам, в угоду идее некоего благополучия, успешности или здоровья. Это очень страшная вещь. Об этом неоднократно говорили в своих выступлениях и Святейший Патриарх, и многие другие авторитетные священнослужители. Это то, что очень сильно тормозит развитие нашего общества и нашей страны. Очень хорошо, что принимаются разные программы поддержки семьи, материнства, детства и так далее, но пока эта пагубная практика не будет прекращена, немного шансов на кардинальное улучшение демографической ситуации. Эта проблема является одной из ключевых. Это и есть современное неоязычество.

А то, что кто-то прыгает через костер в праздник Ивана Купалы, можно списать на какие-то пережитки; в конце концов, люди просто отдыхают, и ничего страшного в этом нет. А аборты наносят огромный ущерб и нашему обществу, и в целом развитию России как страны. Это очень печально и напрямую связано с теми идеями, которые являются господствующими в обществе. На сегодняшний день мы вынуждены констатировать тот факт, что христианская идея пока что не овладела умами большинства наших современников. В этом смысле нам еще предстоит очень много работы.

– К сожалению, у нас был очень тяжелый период в истории, когда много из задуманного было подрезано на корню, уничтожено. Если не христианские, то чьи-то другие идеи преобладают в нашем мире. Почему? Ответ очевиден. Сейчас христианские нравственные ценности заволакиваются всякими идеями и культами. Помимо этого люди, вместо того чтобы обратиться к Богу, предпочитают увлекаться какой-то эзотерикой, оккультными вещами. То есть очевидно, что у многих людей есть запрос к сверхъестественному, мистическому.

– Есть запрос на духовность, потому что любой человек религиозен по своей сути. Человек создан для общения с Богом, Творцом. Другое дело, что эту потребность не все могут реализовать в нужном русле. В этом есть достаточно серьезная проблема. Многие открыто выступают против христианских принципов жизни, потому что они предполагают самоограничение, борьбу с собой, аскезу. Многим это не нравится. Они начинают возмущаться, говорить: «Как же так? Почему я должен в чем-либо себя ограничивать?»

К сожалению, и средства массовой информации в значительной своей части, по сути дела, способствуют распространению этих антихристианских идей, часто принимающих откровенно богоборческий характер. Приведу самый простой пример – распространение так называемой ЛГБТ-повестки, в основе которой лежит идея гендера как некоего социального пола, искусственно сконструированного. Это не просто антихристианская идея, она богоборческая по своей сути. Потому что пол человека является даром Божиим. Мы его себе не выбираем, это очевидно.

Сам факт рождения человека – это уже чудо Божие. Мы знаем множество случаев, когда здоровые молодые супруги живут вместе и не могут родить ребенка. Или, например, хотят мальчика, а ожидается девочка. То есть очевидно, что рождение человека в мир – это прямое действие Божественного Промысла. И в том числе – наделение человека полом, разными дарами и талантами.

Поэтому та идея, которая предполагает или хотя бы допускает некую ошибку Бога, является богоборческой. А эта идея уже принята на государственном уровне в большом количестве западных стран. Это беда, и это ужасно на самом деле. Мы могли бы занять позицию внешних наблюдателей, может быть, даже с сочувствием относиться к этим людям, если бы они не стремились эти идеи транслировать и в наше общество, что активно ими делается. И подобные идеи находят почву и у нас в России.

В этом смысле не нужно почивать на лаврах, как сейчас говорят, расслабляться. Вызовов очень много, но такова эпоха, в которой мы живем. Церковь Христова на протяжении своей истории, наверное, не знала времен такого полного спокойствия или благоденствия, всегда сталкиваясь с теми или иными вызовами. Просто в каждую эпоху они разные.

Если XX век был временем социальных революций, преобразований, экспериментов, то мы живем в эпоху гендерных революций, экспериментов и так далее. Так что в этом смысле всем нужно быть очень мобилизованными в духовном плане.

Когда в конце прошлого года была объявлена частичная мобилизация в связи со специальной военной операцией, нужно понимать, что это касалось не только той части мужского населения, которая может держать в руках оружие, защищать Отечество на передовой. Это всех касается, потому что идет борьба за те самые ценности. Просто на сегодняшний день она вылилась уже в горячий конфликт, в открытое военное, вооруженное противостояние. Что, в общем-то, и должно было произойти рано или поздно. Потому что противоречия уже стали настолько серьезными, что уже не получается просто договориться за столом переговоров. Возникли уже не просто мировоззренческие разногласия, а самая настоящая пропасть между христианской цивилизацией, наследницей которой все-таки остается Россия со всеми издержками и оговорками, и западной цивилизацией. Это совершенно очевидно.

– А как эту духовную пропасть преодолеть каждому человеку в самом себе? На что обратить внимание, чтобы эти нехристианские, нетрадиционные антидуховные культы, идеи ушли из нашей жизни?

– В первую очередь нужно укреплять в самом себе истинную веру. С этого надо начинать. В этой связи хочу привести пример из Древнего патерика. Некий монах, обличая другого монаха, своего собрата, говорил ему:

­– Ты, брат, властолюбец.

– Да, я властолюбец.

– Ты чревоугодник.

– Да, я имею этот грех.

– Ты блудник.

– Да, я побежден этой страстью.

– Ты еретик.

– Нет, я православный.

В основе всего должна лежать истинная православная вера. И человек должен очень серьезно относиться к этим вещам. В частности, он должен осознавать, что он находится в лоне истинной Церкви – единой, Святой Соборной и Апостольской, канонической. Это тоже очень важно. Это особенно актуально для наших собратьев, живущих на Украине, где сейчас наблюдаются очень серьезные нестроения в церковной жизни.

Конечно, для нас это принципиальный момент – принадлежность к канонической Церкви. Поскольку именно в лоне единой Святой Соборной и Апостольской Церкви возможно спасение человека, его духовное преображение. Находясь в лоне Церкви, человек имеет возможность, участвуя в церковных таинствах, бороться со своим грехом, духовно преображаться, получать благодать Божию для борьбы со страстями. И в конечном итоге он получит некий залог того, что в вечности Господь будет милостив к нему. Это очень важный и принципиальный момент. Так что всем нашим телезрителям советовал бы обратить на это самое серьезное внимание.

– А как можно помочь ближнему точно так же преодолеть в себе эту пропасть, если он даже не замечает, что увлечен нехристианскими идеями, что они ведут его к гибели?

– Путь христианства в этом смысле сформулирован преподобным Серафимом Саровским: спасайся сам – и вокруг тебя спасутся тысячи. Надо в первую очередь все равно бороться с грехом в себе. Дальше – по мере сил и возможностей. Если ближний попросит о помощи, задаст какие-то вопросы и так далее, конечно, нельзя проходить мимо. Но путь христианской миссии в этом плане ничего общего не имеет с каким-то навязыванием пусть даже самых правильных и точных взглядов.

Свободу человека никто не отменял. Другое дело, что свобода по-разному может быть реализована. Свобода, к сожалению, может быть использована и во зло. Но нам все-таки нужно сосредоточить усилия на своем духовном состоянии, быть внимательными к себе, к своим грехам, порокам и немощам. Тогда, по милости Божией, поскольку мы все в Церкви спасаемся, мы можем надеяться на то, что благодать Божия коснется сердца и нашего ближнего.

– В завершение нашего разговора прошу у Вас напутствия для телезрителей.

– На самом деле напутствие я уже сказал, повторю еще раз. Будьте очень внимательны к тому, что Вы находитесь в лоне Святой Соборной Апостольской Церкви. Каноничность Церкви – это не просто ее некая внешняя характеристика. Это то, что имеет непосредственное отношение к спасению души человека.

Сейчас, в эпоху нестроений, которые сотрясают православный мир, это особенно важно. Важно об этом помнить и держаться спасительной Церкви, в которой мы можем получить спасение в вечности, – Русской Православной Церкви.

– Аминь.

Ведущий Александр Черепенин

Записали Анна Вострокнутова и Елена Кузоро

Показать еще

Время эфира программы

  • Понедельник, 15 апреля: 01:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать