Владыка, мы с Вами встречаемся в начале 2024 года, вскоре после святок. Казалось бы, праздничное время уже завершилось, но в Полоцкой епархии в феврале празднуются торжества, посвященные весьма знаменательной дате – 185-летию Полоцкого Собора. Сегодня мы будем вспоминать событие, когда в 1839 году более полутора миллионов наших предков вернулись из унии в лоно Святой Православной Церкви. Расскажите, пожалуйста, что это за событие, чем оно ознаменовалось и почему наша Церковь в этом году так широко празднует Полоцкий Собор.
– Действительно, это знаковое событие для всех белорусов, потому что тогда произошло чудесное возвращение 1 700 000 человек, наших предков, из унии в веру православную благодаря трудам приснопамятного митрополита Иосифа (Семашко) и его сподвижников. Этот переход был настолько мирным и быстрым, что людям не нужно было ничего менять. Такое впечатление, что они все время сохраняли свою веру и ждали, когда же смогут воссоединиться с Матерью-Церковью.
В этом году знаменательная дата – 185 лет с момента проведения Полоцкого Собора, и Священный Синод Белорусской Православной Церкви принял решение широко отметить это событие – провести богослужения, конференции, лекции, чтобы еще и еще раз оценить, осмыслить этот исторический момент.
– Примечательно, что Полоцкий Собор состоялся в городе преподобной Евфросинии. Если говорить о святых земли Белорусской, пожалуй, в первую очередь вспоминается преподобная Евфросиния Полоцкая. С одной стороны, святая Евфросиния стала символом белорусского православия, с другой стороны, все-таки о преподобной матушке Евфросинии, как ее ласково называют, знают не очень много. В школьной программе ее называют просветительницей земли Русской, но насколько преподобная Евфросиния значима для всего русского монашества, насколько она значима даже в качестве дипломата, известно уже в меньшей степени. Ваше Преосвященство, что более всего привлекает Вас в личности святой преподобной Евфросинии?
– Конечно же, меня привлекает подвиг преподобной Евфросинии, то, что она от юности посвятила свою жизнь Богу. Все мы знаем, что она переписывала книги, строила храмы, основала монастырь, которому через год будет 900 лет. Память об этой святой сохраняется многими поколениями.
Наверное, в наше время, как Вы правильно заметили, очень важно обратить внимание на дипломатическую сторону ее деятельности, на ее способность примирять враждующих князей без каких-либо вооруженных конфликтов, без выяснения отношений между собой. Проецируя это на нашу сегодняшнюю ситуацию, можно сказать, что было бы замечательно, если бы нашелся человек такого же масштаба, обладающий такой же силой, который смог бы в одно мгновение примирить русский и украинский народы. Преподобная Евфросиния Полоцкая могла это делать, это очень важное монашеское качество. Совершать такие подвиги может только человек, опирающийся на молитву, глубоко верящий в то, что всем управляет Господь, принесший на землю мир. И, пожалуй, праздник Рождества Христова тому подтверждение. Наверное, именно это качество святой мне очень импонирует.
– Имя преподобной Евфросинии значимо не только для Белорусской Православной Церкви и Полоцкой епархии, но и для всей полноты Русской Церкви. Полоцкая земля в течение веков даровала Православной Церкви многих святых, и один из последних святых, пострадавших за Христа в начале XX века, – священномученик Константин Жданов. В последние годы почитание святого Константина на Полоцкой земле значительно возросло. Когда входишь в кафедральный Богоявленский собор Полоцка, взору сразу предстает рака со святыми мощами священномученика Константина, а раньше мощи пребывали в его родном городе. Скажите, почему произошли такие перемены?
– Для священномученика Константина родным стал город Шарковщина, где он служил в храме, в котором прежде служил его отец, переехавший сюда при графе Муравьеве из Тверской губернии. Храм со временем обветшал, и отец Константин взялся за строительство нового.
Канонизация отца Константина и его почитание не были какими-то масштабными, все это происходило в рамках Белорусского экзархата. Вообще у новомучеников, которых мы почитаем, не сохранилось ни мощей, ни их житий, ни так называемых расстрельных дел, а если эти дела в архивах и есть, доступ к ним будет закрыт еще многие годы.
В случае же со священномучеником Константином было принято решение начинать молитвенно его почитать. Мощи его находились в городе Дисна. С этим городом отца Константина ничего не связывало, кроме того, что последний месяц своей жизни он сидел там в тюрьме и там был расстрелян.
И тогда я понял, что нужно как можно чаще совершать ему богослужения. Решением Епархиального совета по благословению митрополита Минского и Заславского Павла было решено перенести мощи священномученика Константина из Дисны в Полоцк. Сразу скажу, что жителям Дисны было жаль, что от них увозят мощи святого, и жители Шарковщины хотели бы, чтобы мощи его находились у них в храме.
И тогда было принято решено оставить часть мощей святого в Дисне, правую нетленную руку, которой отец Константин строил храм, оставить в Шарковщине, основные же мощи перенести в Полоцкий кафедральный собор. Мне задавали вопрос: «Как же Вы будете разделять мощи?» Поскольку я с этим никогда не сталкивался, я отвечал: «То, что святой отдаст сам, то мы и оставим».
Я направил туда своих секретарей, они открыли мощи, позвонили мне и сказали: «Что нам делать?» Я спросил, что они видят, и они ответили, что видят руку. Тогда я им сказал: «Прикоснитесь к ней». И только они коснулись руки, святой выпрямил свой пальчик, как бы отдавая его. Этот нетленный пальчик мы и оставили в Дисне, заказав для него в Греции красивый ковчег. Часть мощей оставили в Шарковщине, и основные мощи прибыли в Полоцк.
Здесь встал еще один вопрос: во что же поместить мощи святого? Перевезли мы его в гробу, в котором привозили на канонизацию. Наш мастер из мастерской предложил: «Владыка, у меня как раз есть дуб, можно сделать из него хорошую раку». Я ответил: «Что ж, давайте сделаем».
И каково же было изумление мастера, когда этого дуба хватило для изготовления раки ровно сантиметр в сантиметр… Думаю, любой столяр это поймет. Но это было только одно из чудес, которыми сопровождалось перенесение мощей священномученика Константина.
Самым же главным чудом было то, что мы нашли его дело, которое открыло нам, как прожил свои последние дни отец Константин. Оказывается, люди, которые его предали, были людьми церковными. Когда отец Константин вернулся из Виленской митрополии в Шарковщину, чтобы служить престольный праздник, он не нашел в кассе более тысячи рублей, и тут же выяснилось, что эти деньги украл церковный староста Антон Багович.
Антон Багович тут же написал донос на отца Константина, что он якобы настраивал людей против советской власти и даже в проповеди своей сказал, что советская власть и Церковь являются врагами. И по одному доносу с одной подписью отца Константина арестовали и в одну ночь отвезли в Дисну.
Прихожане настолько любили своего пастыря, что в маленькой Шарковщине за ночь была собрана тысяча подписей на восьми с половиной листах за то, чтобы отец Константин был освобожден. Люди свидетельствовали, что он ничего не говорил против советской власти, а говорил он только одно – что в той ситуации многие неправильно понимали свободу и занимались разбоем и грабежами.
Я думаю, что эти слова отца Константина и сейчас актуальны, и сейчас многие совершенно неправильно понимают, что такое свобода. А под свободой нужно понимать свободу от греха, а не вседозволенность. Именно об этом и говорил отец Константин, и за эти слова он был отправлен в тюрьму в Дисне и 29 апреля расстрелян. 1 мая из газеты стало известно, что он и другие осужденные амнистированы, и те, кто его расстреливал, знали об этом.
Все эти материалы чудесным образом сохранились в Витебском областном архиве. Они были под грифом «секретно», и на толстой папке с материалами значилось: «О превышении полномочий дисненскими коммунистами». Мы нашли эту папку, это сокровище, и случилось это именно после перенесения мощей священномученика Константина из Дисны в Полоцк, когда мы начали ему молиться. Это стало для нас вторым очень сильным утешением.
Еще одним утешением стало то, что отец Константин вошел в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской без каких-либо дополнительных документов, свидетельств и так далее, так как он входил в Собор новомучеников Русской Зарубежной Церкви. То есть отец Константин все сделал за нас, а мы только наблюдали, как все это чудесным образом происходило.
Должен сказать, что когда я прочитал это дело, я не мог уснуть. Я понял, что нужно говорить об этом святом, чтобы о нем знали все. Мы написали книгу, названием которой стали последние слова отца Константина: «Что Бог пошлет, то и буду терпеть». Отец Константин сначала нес крест сироты, после того как умерла его мать, ухаживал за своими братьями и сестрами. После того как умерла его матушка, он остался с полуторагодовалым сыном на руках и воспитывал не только своего ребенка, но и других людей. Затем он стал строителем храма.
После того как Господь призвал его к мученическому венцу, он не отказался от него, хотя мог убежать вместе с другим священником. Именно тогда он и произнес слова: «Что Бог пошлет, то и буду терпеть». Они дали название книге, написанной на основании архивных материалов, полученных нами буквально три года назад.
Для меня, многих полочан и вообще для белорусов отец Константин – удивительнейший человек высочайшего подвига. Он и подобные ему люди жили здесь, на этой же земле, где живем мы, и когда Господь призвал их к подвигу, никто из них от него не отказался. Это для меня пример и утешение.
– Ваше Преосвященство, когда отец Константин совершал свое служение в церкви на Полоцкой земле, его правящим архиереем являлся святитель Тихон, будущий Патриарх Московский и всея Руси. Его почитают и здесь, и в Литве, и, можно сказать, во всей Западной Беларуси. Почему так значима эта фигура? Насколько известно, часть Полоцкой епархии входила в Литовскую митрополию. Наверное, это не единственная причина?
– Действительно, шесть из десяти районов Полоцкой епархии входили в Литовскую митрополию. Это была достаточно большая митрополия (если взять еще Молодечненскую епархию), и люди, которые жили в этой епархии под покровительством святителя Тихона, немножко другие. Они отличаются своей глубокой верой и набожностью. Я сам вырос на территории Литовской митрополии. Святитель Тихон очень много сделал для того, чтобы вера православная была открыта абсолютно для всех.
– Стоит отметить, что святитель Тихон занимал Литовскую и Виленскую кафедру практически перед избранием на патриарший престол.
– Именно так. И больше скажу: когда наши войска отступили и Вильна была оккупирована немцами, все управление Вильненской губернией переселилось в Дисну, куда патриарх Тихон и принес икону Божией Матери Остробрамскую и икону святых Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия. Дисна была местом, где почти два года (год и девять месяцев) жил святитель Тихон и оттуда управлял своей епархией. Мало того, по территории нынешней Полоцкой (тогда Литовской) епархии проходила линия фронта. Святитель Тихон совершал поездки вдоль линии фронта – освящал храмы, проводил молебны, посещал госпитали. Сейчас мы открыли эти источники и хотим к 2025 году еще одну книгу написать, но уже посвященную святителю Тихону. В 2024 году исполняется 35 лет со дня его прославления, а в 2025 году исполняется 100 лет со дня его блаженной кончины. И есть задумка проехать маршрутом святителя Тихона, послужить в тех храмах, где он служил, и везде сделать таблички, что такого-то числа здесь совершал богослужение митрополит Виленский и Литовский, будущий Патриарх Московский и вся Руси Тихон. Это наша дань памяти этому великому святому, великому человеку.
– Владыка, известно, что Вы пожили в разных регионах Беларуси. Родились Вы и выросли в Молодечно, монашеский свой путь начинали в Жировичской обители, 16 лет служите в Брестской епархии… Есть ли отличия в менталитете самого народа? Отличие менталитета полешуков, жителей Гродненской области, Центральной Беларуси, Поозерья. И если есть эти отличия, то как они сказываются на церковной жизни?
– Понимаете, мне так повезло, что я везде встречал очень хороших и верующих людей. И до сих пор поддерживаю связь и с полешуками, и с Минской областью, и с Гродненской областью, и сейчас в Полоцке. Я говорю, что верующим очень просто – они везде идут на контакт, везде одинаковые. И вначале мне даже из Минска картошку привозили, пока полоцкие не обиделись и не сказали: «Вы что, у нас уже картошки нет? Мы сами тут вам привезем картошку для всех сотрудников епархии». Но они все это делают с искренним и чистым сердцем. Есть люди разные – трудолюбивые, не очень трудолюбивые, предприимчивые, не очень предприимчивые...
– По уровню энергичности, инициативности все-таки разница есть?
– Южане чуть-чуть опережают. На юге Беларуси более энергичные по темпераменту. А люди в нашей епархии, которые на севере Беларуси живут, более помярковные (как наши белорусы говорят) – очень осторожные, но очень честные и послушные. Они не идут так массово в храм, но для тех, кто ходит, и соблюдение заповедей, и соблюдение церковного устава неподвижно – оно не оспаривается. Они очень строгие в своей духовной жизни и вызывают уважение, хотя их, к сожалению, не так много, как в южных или в западных районах нашей страны. Сказываются и время, и воспитание. Сейчас никто не может точно сказать, что делать дальше, чтобы нам дух народа сохранить и передать следующим поколениям.
– В течение веков Полоцкая земля известна как духовный центр Белой Руси, духовный центр Поозерья. Также известно, что Полоцк является географическим центром всей Европы. Можно сказать, что в последние годы благодаря уникальному православному социально-экономическому форуму «Покровские встречи в Полоцке» Полоцк стал центром православной инициативы. Что это за инициатива? Насколько известно, ее собираются даже включить в список проектов союзного государства Беларуси и России.
– Я рад, что эта инициатива получила такую поддержку со стороны союзного государства. И я рад тому, что люди, которые сейчас занимаются бизнесом и одновременно являются православными меценатами, являются «практикующими» христианами – они вызывают больше доверия и уважения. «Бизнес» – современное слово, раньше не знали, что за ним стоит. То есть это какое-то дело, какое-то настроение, предприятие (сложно определить каким-то одним переводом). Мне кажется, нам удалось таких людей собрать на одной площадке, и они увидели, что они не одиноки, потому что условия современного бизнеса страшные – рушатся семьи, рушатся предприятия. Если пользоваться капиталистическим возгласом «развивайся или умри», то они перешагивают через международные корпорации, перешагивают через все – устои государства, нравственность, религию… Мы можем видеть подтверждение тому: множество военных конфликтов по всему миру – это тоже часть этого оголтелого бизнеса. Но если есть люди, настроенные на честное ведение своего дела, что являют живой пример для других, то это хорошо.
Я не очень в этом разбираюсь, но со стороны вижу, что это общение полезно для тех, кто встречается. Тем более проводят различные мастер-классы, как вести переговоры, создавать предприятия. Всё это рассказывают нашим студентам Полоцкого университета. И это вызывает живой интерес у молодежи и бизнес-сообществ. Поэтому дай Бог, чтобы в дальнейшем это развивалось. Наше участие только чисто духовное, мы точно не переключаемся на бизнес. Для нас важно провести для них молебен, духовную встречу, духовную беседу, богослужение, чтобы они не только вместе занимались каким-то делом, а могли вместе и помолиться, и причаститься из одной Чаши. Вот в этом, мне кажется, возрождение нашего будущего народа, нашей промышленности, экономики. То есть на первом месте должен быть человек с его проблемами. Если мы проблемы человеческие будем решать, все остальное приложится.
– С чьей подачи вообще начался этот форум? Кто был инициатором?
– Все произошло чудесным образом. На первой неделе поста, когда мы совершаем богослужение по монастырскому уставу, я увидел в храме человека, который простоял всю службу и не присел (а там около пяти часов нужно было стоять). Я видел, что человек новый в нашем храме, подошел, предложил: «Может быть, Вы присядете?» На что был мне ответ: «Владыка, я помолюсь. Вы видите, что в Украине творится?!» Я увидел, с каким переживанием он молится о том, чтобы быстрее наступил мир между братскими народами. Это вызвало, конечно, уважение, и я в конце богослужения познакомился с ним. Это оказался хороший человек, Александр, который представляет клуб православных меценатов Беларуси. Мы познакомились, и с его подачи получилось у нас такое замечательное мероприятие, как Международный православный социально-экономический форум. Его очень хорошо поддержали меценаты Российской Федерации. И если сейчас спросить, какая духовная сторона, как это все получилось, то отвечу: очень просто. Книгу-то мы написали про отца Константина, а денег для издания этой книги у нас не было. Но провели форум, и православные меценаты помогли нам ее издать. Поэтому я вижу прямую помощь от священномученика Константина просто во всем, что происходит в нашей современной жизни Полоцкой епархии.
– Одним из мероприятий полоцких встреч явилась презентация проектов духовно-просветительского характера, в том числе и священнослужители вашей епархии представляли проекты. Была ли польза от этих мероприятий? Может, кто-то из меценатов заинтересовался тем, чтобы вложить средства в не совсем прибыльное дело, которое тем не менее спустя годы может показать свою эффективность не в экономическом плане, а в социальном, духовном, что скажется на общем климате, в том числе, наверное, и финансовом?
– Давайте рассуждать. Какие семьи сейчас многодетные?
– Верующие.
– Верующие в первую очередь. Дальше есть еще несколько неблагополучных, может, еще цыгане. То есть религиозная мотивация к рождению детей на сегодняшний день самая сильная. Что касается материальной составляющей, больше, чем делает наше государство сейчас для многодетных семей, не делает никто в мире, можно абсолютно уверенно об этом сказать. Жилье, льготы, питание – все делает, слава Богу. Честь и хвала тому человеку или группе людей, которые ведут такую политику.
Но если мы посмотрим на пример западный (когда-то христианской Европы), то увеличение материальных благ не привело к увеличению рождаемости. И не привело эти страны к какому-то счастью. Они пытаются искать выход в мигрантах, но мигранты никак не входят в их общество, не принимают его, и получаются конфликты. Это дело, конечно же, политологов, которые могут в этом разбираться, я сейчас хочу сказать о стране религиозного человека: мы должны эту религиозность в людях воспитывать и прививать с детства. Человек должен идти с Церковью в течение всей жизни: начиная с воскресной школы, затем молодежное братство, потом клуб молодых семей, потом братство или сестричество, а потом и социальная служба ухода за старичками, за людьми, нуждающимися в этом уходе, за инвалидами. Все это Церковь может сопровождать. Есть у нас силы это делать самостоятельно сейчас? Однозначно нет – мы не справимся. Верующих людей, прихожан, во-первых, не так уж и много, а во-вторых, должна быть очень серьезная материальная база для этого: должны быть помещения, духовные центры, за которыми я вижу будущее. Вот сейчас в Новополоцке и в Полоцке мы создаем именно такие духовные центры с православными храмами, чтобы служение Церкви не ограничилось только одним богослужением, чтобы люди могли остаться и получить какие-то знания, провести библейский час, узнать, что написано в Священном Писании, попить чай, пообщаться. Если какие-то молодые семьи познакомились, можно детской одеждой поменяться, помочь друг другу, еще что-то. То есть все это вызывает дружеские сообщества и создает благоприятную православную среду.
Когда мы создадим православную среду, тогда и пойдут ростки многодетных семей, подвижников, монахов, ученых. Но у них основа будет нравственная. И для меня создание этих духовных центров является очень важной и приоритетной задачей. Да, наши меценаты обратили на это внимание, но пока только обратили внимание. Мы не требуем сразу всего, ведь когда человек потрудится, когда это будет со слезами, потом и кровью, с молитвами, тогда это будет цениться. А если нам просто кто-то что-то подарит, то это может не оценить тот человек, который будет посещать этот храм, этот центр, водить туда своих детей, проводить совместный досуг и так далее. Мне бы хотелось, чтобы такие центры появились и в Полоцке, и в Новополоцке. И предпосылки к этому уже есть, слава Богу.
– Владыка, Вы уже частично ответили на финальный вопрос, который я хотел Вам задать. В нынешнем году исполняется пятилетие Вашего служения на Полоцкой кафедре. Я хотел спросить о том, какие цели Вы перед собой ставите, какие задачи для Вас приоритетны. Как я понимаю, духовно-просветительская работа Церкви вне богослужения, вне рамок один из приоритетов?
– Давайте так скажу: поскольку мы говорим о пятилетии моего служения на Полоцкой кафедре, нужно помнить, что я занял кафедру после очень сильного святителя. Владыка Феодосий очень духовный, сильный человек, прекрасный проповедник и мой преподаватель в Московской духовной академии по гомилетике. Поэтому мне здесь достаточно сложно, нужно этот уровень тоже выдерживать. Второй момент. Я хочу поблагодарить высокопреосвященнейшего митрополита Павла. Рядом с ним, находясь в Минске на должности викария Минской епархии, я посмотрел, как архиерей должен относиться к церковному имуществу, как это все должно быть грамотно оформлено, как должно быть разложено по полочкам.
Когда я пришел, у меня уже был опыт, мне было проще. Мы начали все оформлять, потому что много было не оформлено – из 111 участков и храмов были не оформлены 89. И мы взялись за эту работу. В течение нескольких лет мы приводили в порядок церковное имущество, закрывали какие-то пробелы.
Есть еще духовная составляющая – наш великий учитель, великий наставник. Мы сейчас находимся с Вами и записываем это интервью в комнате, где был первый кабинет владыки Филарета, когда он управлял Полоцкой кафедрой. На этом месте был его кабинет, и эти все фотографии, посвященные нашему любимому святителю, для меня тоже являются напоминанием, каким должен быть пастырь: добрым, терпеливым, снисходительным, дипломатичным. Мы все помним качества владыки Филарета. И, конечно же, я стараюсь брать у каждого из архиереев то лучшее, что возможно. На сегодняшний день самым ярчайшим примером для меня является пример Святейшего Патриарха, который ведет нашу Церковь в очень непростых условиях. Как он это совершает, сколько Господь дает ему мудрости, такта, выдержки, сил, что в это непростое время он может противостоять злу... Но благодаря его сильной вере, благодаря его примеру и мы все вдохновляемся. И вот эти примеры тоже помогают мне в управлении Полоцкой епархией.
Говоря о той работе, которую мы проводим, хочется отметить возрождение работы с молодежью. У нас в год проводится шесть молодежных слетов (в летнее время несколько раз в месяц). И это тоже вызывает надежду, что Церковь – это не собрание старушек, которых мы очень любим, но и молодежь. Где будет молодежь, там будет будущее. Хотелось бы, чтобы это будущее было светлым, благочестивым, чтобы пример многих молодых людей вдохновлял их друзей, товарищей на то, чтобы найти свое место в Церкви рядом с Богом, рядом с исполнением заповедей, которые для нас всех Христос оставил. Вот этого бы, конечно, хотелось пожелать себе и всем нам.
– Владыка, благодарю Вас за эту содержательную беседу. Я думаю, что нашим зрителям будет интересно знать, чем живет и дышит Полоцкая епархия. Полоцк, как мы говорили, это и географический центр Европы, и духовный центр всей Белой Руси. А Полоцкая епархия самая древняя, но в то же время, как мы видим, и одна из самых молодых.
– Благодарю Вас за то, что Вы прибыли в самую древнюю епархию на территории Беларуси. И хотелось бы пожелать, чтобы как можно больше людей познакомились с жизнью православия на Полоцкой земле. Мы всех ждем. Приезжайте в паломничество, на экскурсию, да и просто в гости.
Ведущий специальный корреспондент Артем Махакеев
Записали Людмила Белицкая и Елена Чурина
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
У книжной полки. Чудеса начинаются!
У книжной полки. Бабушка, а почему? или Разговоры с внуками
Этот день в истории. 4 декабря
День ангела. 4 декабря
Церковный календарь 4 декабря. Введение во храм Пресвятой Богородицы
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!