Архипастырь. Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий

15 апреля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает постоянный член Синода, глава Среднеазиатского митрополичьего округа, митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий. 

– Владыка, идет вторая половина поста, скоро Страстная седмица и Пасха. На чем Вы делаете особый акцент в проповедях прихожанам в эти дни?  

– Каждая седмица Великого поста настраивает на особый путь в духовной жизни. Недавно мы вспоминали о подвигах и трудах святой преподобной Марии Египетской, ранее была седмица преподобного Иоанна Лествичника, еще раньше святителя Григория Паламы, архиепиского Фессалоникийского. Каждый из них имеет значение для нашего настроя в духовной жизни. Если обратиться к «Лествице» преподобного Иоанна Лествичника, то она нас побуждает к тому, чтобы мы духовно росли, развивались и совершенствовались. 

Яркий пример совершенствования мы видим в лице преподобной Марии Египетской, памяти которой посвящена вся эта седмица. Этот пример показывает, как человек, который никогда не думал о Боге, грешил и совершал греховные поступки, наслаждался страстями, – изменился. Ее посетил Господь, и Мария послушалась голоса Божьего, оставила все, ушла в пустыню и очистила свою душу до высокого совершенства; даже Зосима, который всю жизнь прожил в монастыре, был удивлен ее подвигом. Это показатель того, что и мы можем совершенствоваться в своей жизни; и должны к этому стремиться, потому что к этому призывает нас Господь: будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

Весь пост посвящен той всемирной Жертве, которую принес Христос Спаситель для искупления, спасения от греха всего человеческого рода. Мы должны поститься, молиться, трудиться и совершенствоваться ради высокого подвига, который совершил для нас Христос Спаситель. Он дал нам вечную блаженную жизнь дорогой ценой, ценой Своей Крови, страданий; ценой смирения и любви к нам, всем людям. 

Великое человеколюбие, милосердие Божье мы видим в Божественном деянии обо всем человечестве. Можно у Христа Спасителя многому научиться, видя живой пример Его подвига. И, конечно, мы должны проникнуться особым уважением ко Христу, особой любовью. Отвечать Ему взаимностью: как Он к нам, так и мы к Нему. Он Сам показал нам высокое совершенство и призывает нас к этому, показывая, что и мы можем этого достичь, через людей, которые уже послушались Его и достигли совершенства.

Скоро мы вступаем в Страстную седмицу, последнюю перед великим праздником Воскресения Христова. В эту седмицу нам надо настроиться на то, чтобы еще больше проникнуться тем подвигом, который принес Христос для нашего искупления и спасения, чтобы дать нам вечную блаженную жизнь.

Душа болит о том, что сегодняшнее общество мало думает о Христе, к сожалению. Богочеловек сошел с Небес, воплотился, совершил великий подвиг для нас, а мы этим пренебрегаем, не особо об этом радеем, чтобы как-то Его почтить и уважить. 

Мы будем праздновать Воскресение Христово, то есть Христос – это кульминация нашего спасения. Он воскрес для того, чтобы нас воскресить для Царствия Небесного, Он дает путь в Небесные обители для вечной жизни. Какое благо, какими мы должны быть благодарными за такую милость! Но мы как-то на этот подвиг не обращаем внимания. Поэтому Святая Церковь акцентирует наше внимание на Страстной седмице для того, чтобы мы больше прониклись любовью Божьей, взаимной любовью к Богу и последовали за Христом. Господь говорит очень просто: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Это единственное, что мы должны делать, чтобы усвоить подвиг Христа Спасителя, данный нам.

Нужно отрекаться от своей воли, потому что она ведет и привела к великой катастрофе: совершилось грехопадение, и мы находимся в изгнании. А Христос пришел для того, чтобы вывести нас из этого плена греха, дать нам свободу вечной жизни. Но, к сожалению, мы мало прислушиваемся к этому голосу. 

Если понаблюдать за нашей современной жизнью, мы увидим, что нам всегда некогда, мы очень заняты, чтобы почтить Христа Спасителя, помолиться Ему, попросить у Него прощения или благословения на наши труды, – на это нам не хватает времени. Мы обязаны прийти в церковь в каждый воскресный и праздничный день, чтобы почтить Христа, – оказывается, для нас это не совсем удобно. Люди обычно говорят: «В воскресенье надо отдыхать, а не в церковь ходить». Но если бы мы прониклись любовью ко Христу, то нашли бы время, чтобы прийти в церковь в воскресный день и почтить Его славное Воскресение.

Здесь надо задуматься: прошло уже более двух тысяч лет после совершения подвига Христа Спасителя – и воскресный день празднуется в течение всего этого периода, несмотря на трудности, которые преодолевала Церковь. Бывали разные ситуации в государственном управлении, разное отношение ко Христу, к Его вере, но Воскресение было и есть – оно незыблемо. Это надо понимать. Если Господь определил этот день для нас, чтобы мы Его почтили, то мы не должны этим пренебрегать.

Люди очень заняты. Коронавирус, эпидемия много показали нам: раз вы заняты, в воскресенье в церковь не ходите – вот и сидите дома, потому что карантин, на улице находиться нельзя, надо сохранять безопасность, чтобы не заразиться. Господь дает нам такие знаки. Мы должны ценить каждый воскресный день, потому что Господь в этот день совершил великий подвиг нашего искупления.

Люди других конфессий это понимают и чтят свои традиции, а для православных людей почему-то воскресный день стал днем развлечений, удовольствий и наслаждений, а не исполнением заповеди Божьей. А нужно посвятить этот день Богу, почтить Бога; получить благословение на предстоящую седмицу и попросить прощения за грехи, которых мы, к сожалению, совершаем много. Если бы мы были с Богом, то наша жизнь была бы намного успешнее и благополучнее, было бы меньше трудностей, которые мы сейчас испытываем, страхов (бывает страх не заболеть, чтобы не было войны); мы бы были мирные, дружелюбные и у нас было бы все хорошо. Когда мы без Бога, то получаем всякие неприятности, которые преодолеваем с большим трудом, тогда как это можно сделать легко и благополучно с помощью Божьей. 

Очень важно, чтобы мы обратились к своим ценностям и почитали Христа Спасителя, любили Его, уважали, следовали за Ним, исполняли Его святую волю. Это наш долг. И особенно этим мы должны проникнуться в дни Великого поста, когда будем вспоминать Страдания Христовы; помнить о том, что за нас (за меня) Он совершил такой подвиг, взял на Себя грехи всего человечества (и мои в том числе).

Такая задача должна быть в эти дни: приобретать любовь ко Христу, желание последовать за Ним, жить по Его Святой воле. Это и задача, и призвание каждого православного христианина. Мы почему-то только называемся христианами, а Христово учение не исполняем, Христа не почитаем своими действиями; хотя осознаем, что христиане, любим Христа, но только словами, а не делами. А нужно так, как сказано в Евангелии: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, – вот первая заповедь. Надо научиться такой любви – тогда жизнь пойдет совсем по-другому, нежели сейчас. 

– Вопрос телезрителя: «Я пенсионерка, хочу собороваться, переболела коронавирусом. Хочу сделать все правильно и прошу рассказать, как подготовиться к таинству. И сколько раз можно причаститься в Великий пост?»

– Великим постом многие из верующих православных христиан приступают к таинствам Причастия, Исповеди.

Таинство Елеосвящения, или Соборования, – великое, славное, сильное и благодатное, потому что читается по семь раз Евангелие, Апостол; специальные молитвы с просьбой к Богу о даровании прощения наших грехов, потому что причины наших болезней – это наши грехи; просьбы об исцелении недугов душевных и телесных. Это таинство имеет большое значение, и мы должны приступать к нему с особым благоговением, с подготовкой. 

Желательно перед таинством Соборования исповедаться в своих грехах, надеяться, что Господь какие-то забытые грехи по Своей милости простит и дарует нам исцеление наших недугов телесных и душевных. Особенно это важно, когда мы чувствуем и знаем, что есть какие-то последствия после коронавируса, поэтому нужно прибегать к этому таинству, чтобы Господь нас исцелил Своей всемогущей силой и даровал нам полное здравие. 

– Часто можно слышать, что после соборования отпускаются забытые грехи. Правильно ли это мнение?

– Мы знаем случаи, когда люди исцеляются от очень тяжелых болезней после таинства. Это говорит о том, что Господь прощает наши грехи, которые мы когда-то совершили и забыли про них. Когда мы видим такой результат, то понимаем, что наши болезни – это следствие наших грехов, что Господь прощает грехи, которые мы забыли, не брали во внимание и в которых не каялись. Господь все прощает, очищает, омывает и дает здравие и душевное, и телесное. 

– Вопрос телезрителя: «Исповедуюсь в одних и тех же грехах. Как увидеть свои грехи?»

– Чтобы увидеть свои грехи, нужно быть очень внимательным к себе: к своим мыслям, чувствам, желаниям, действиям, делам, поступкам; прислушиваться к голосу своей совести. И конечно, Господь откроет, что мы делаем не так и как нужно делать. 

В течение поста мы просим Бога о том, чтобы Он дал нам зрение своих грехов, и – Господь дает это зрение. Не случайно говорится: «…даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего». Когда мы видим грехи и недостатки своих ближних, то свои грехи не видим. Нам нужно научиться не осуждать брата своего (чтобы больше увидеть своих грехов), осуждать себя, тогда будет другая ситуация: в ближнем мы не увидим ничего плохого, а в том, что случается с нами в жизни, будем обвинять и осуждать себя. Это и есть путь к совершенству: чем больше осуждаем себя (и не осуждаем брата своего), тем лучше видим свои немощи, слабости; каемся в них и чувствуем милосердие Божье к нам, прощение наших грехов.

Нужно еще помнить, что Христос – наш один-единственный Спаситель, надо проникнуться этим словом «Спаситель», то есть Он спасает, имеет власть прощать грехи. Какая благодать, радость должна быть у нас, что есть такой Спаситель, Который прощает наши грехи! Стоит только сказать: «Господи, прости меня, грешного!» – и Господь по Своему милосердию прощает. Нужно проникнуться этим милосердием Божьим; Он не наказывает нас по нашим грехам, а милует по Своей милости. Во всем нужно видеть эту благость, милость, любовь Христа к нам, грешным, – и возлюбить Его всем сердцем и разумением своим.

– Вопрос телезрителя: «Есть притча, где сказано, что на поле пшеничное пришел враг и насеял плевелы. Но господин, то есть Бог, запретил выдергивать плевелы, а сказал оставить их до жатвы, потом отделить сорняки от пшеницы. Я, как человек, разбирающийся в сельском хозяйстве, понимаю, что если не бороться изначально с сорняками, бросить все на самотек, то к урожаю, то есть к жатве, не останется никакой пшеницы, а будет один бурьян. Вопрос такой: в Царствии Небесном другие сорняки растут?»  

– В притче Господь говорит о том, что Он оставляет не сорняки. Мы живем в современном мире и видим, что есть люди, которые идут по пути Царствия Божьего, по пути спасения; а другие люди, несмотря на примеры, жития святых людей и Самого Иисуса Христа, идут по пути своей воли. Но Господь, по Своему милосердию, дает им возможность, чтобы они исправились, поменялись, видя столько примеров для подражания во исправление своей жизни. И когда человек все-таки не исправится, то ему не нужно никого винить (сам виноват): видел, смотрел, знал, жил рядом с людьми, которые шли по пути Царствия Божьего. Когда будет жатва – Страшный Суд, тогда Господь будет судить по Своей правде. Люди, которые уподобляются сорнякам, будут сожжены вечным огнем. В притче мы видим милосердие Божье и Его желание помочь человеку исправиться и жить по заповедям Божьим.

– Интересно, что и ученики не сразу поняли эту притчу Христа, Он им ее потом еще растолковывал. Как в мире, который обуреваем плевелами, сохраниться и остаться пшеницей в евангельском значении?

– Для этого нам дано все: и благодать, и милость, и примеры жизни по заповедям. Посмотрите на наших новомучеников и исповедников Церкви Христовой. Какие показатели добродушия, веры, преданности Богу, крепости, силы Божественной! Потому что они жили с Богом. Рядом были те, кто их гнал, сажал, убивал, мучил, но они стояли твердо в вере Христовой. И это примеры для подражания – нашего, современного, времени, а не далекого времени первых христиан.

Святейший Патриарх Кирилл часто говорит о том, чтобы мы больше внимания обращали на наших новомучеников, потому что они очень близки к нам, почти наши современники. Это пример преданности Богу, твердости в вере; того, чтобы смотреть только на учение Христа; не давать поменяться нашему сознанию в сторону греха; воспитывать свое сознание и внутренний мир в соответствии с заповедями, по Евангелию.

Не случайно в Евангелии написано, что мы должны иметь разум Христов, евангельский; еще мы говорим: разум святоотеческий. Потому что святые отцы жили Евангелием, исполняли его и нам оставили свой опыт, который описали в книгах. О таком сокровище можно почитать, узнать, как они жили и как поступали, и, конечно, почитать самое ценное – духовные советы.

Сегодня мы не вправе оправдывать себя тем, что чего-то не можем, потому что святоотеческая литература стала доступной. Я помню время, когда у нас не было книг и такой возможности читать, какая есть сейчас: и книги, и Интернет. Только надо применить свою волю, иметь желание. 

Было время, когда запрещалось иметь, например, Евангелие в доме, но люди под страхом смерти держали его и читали. А сейчас есть все: любая Библия, Евангелие, с крупным, мелким шрифтом; маленького, большого формата – на любой вкус; только бери – и читай. Но читать не для того, чтобы читать, а делать то, чтобы быть христианином. То есть, чтобы быть христианином, нужно читать Евангелие, жить по тем заветам, которыедаровал Господь, – тогда будет духовный рост, изменение нашего менталитета, отношения друг к другу. К сожалению, мы в этом много потеряли.

– Что значит быть христианином? Воскресший Христос сказал мироносицам: радуйтесь; и апостол Павел сказал: всегда радуйтесь. Скажите о христианской радости.

– Мы должны научиться этой радости. Господь дал жизнь вечную – это же радость. Надо научиться радоваться о вечной жизни. Не случайно мы знаем одну из заповедей блаженств:  Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас. Почему радоваться и веселиться? Потому, что велика награда: вечная жизнь в Царстве Небесном. 

Мы должны проникнуться желанием – достичь вечной жизни. Это и есть самая большая радость. Поэтому и сказал Господь святой равноапостольной Марии Магдалине: радуйся! Нам дано все: победа свершилась над диаволом, адом; открыт рай, вечная жизнь. Надо только радоваться. Почему на Пасху мы всегда радуемся? Потому, что Господь дал нам такую благодать – радость о вечной жизни, о воскресшем Господе, о нашем воскресении со Христом. Путь в Царствие Божье открыт.

В Ветхом Завете все после смерти уходили в ад; и вот пришла радость: мы не в ад пойдем, а сразу в рай. Поэтому надо радоваться. Нам нужно научиться радоваться о вечной жизни. И даже тогда, когда бывают скорби, потому что они приносят вечную радость. Когда святых угодников Божиих гнали, били – они радовались, потому что знали, что приближается вечная жизнь. 

– Значит ли это, что радости неизменно сопутствует смирение? Господь говорит: будут вас гнать, неправедно злословить, – но это нужно принять. Смирение сопутствует радости?

– Конечно. Мы сейчас говорили о вершине нашего совершенства, а начинается лествица духовного совершенства с заповеди: Блаженны нищие духом. Нищие духом – это те, что осознают себя грешниками, недостойными перед Богом и желающие получить вечную радость в Царствии Небесном.

– Вопрос телезрителя: «Что имеется в виду, когда старец в письмах, например, советует смиряться? Какую постоянную работу я должен проводить, чтобы смиряться?»

– Конечно, смирение имеет большое значение для нашего спасения. Не случайно Господь сказал, что смиряющий себя возвысится, а возвышающий себя будет смирен. Нам нужно научиться все делать со смирением, не ждать награды, благодарности. Христос учит: сделал доброе дело – скажи: раб непотребный, сделал только то, что должен был сделать. И все. Это наше христианское отношение к делам.   Делать все со смирением, понимая, что все делаем с Божьей помощью, – Господь нам помогает; не надо присваивать добрые дела себе. Сколько раз мы видим: когда в чем-то хвалили апостолов, они говорили: «Это не я, а Христос делает через меня». Про себя они говорили, что они грешные, недостойные называться апостолами.    

– Что нужно говорить себе, когда ближний тебя смиряет во время какой-то стычки, как нужно смириться?

– В «Лествице» как раз есть такие уроки: когда тебя кто-то смиряет (может, даже специально), ты должен думать о том, что делается это по воле Божьей, что Господь попускает это за какие-то твои грехи; чтобы через унижение и терпение этих укоров очистилась душа. Может быть, Господь хочет очистить, освятить тебя как раз за какие-то забытые грехи. Зачем обижаться, роптать, если это Божье промышление о твоем душевном здравии? Когда человек себя так настраивает, он спокойно смиряется и его не берет гнев, раздражение, недовольство, ропот, так как он понимает, почему это случается. 

– В вечерней молитве мы просим: «…покрый мя от человек некоторых, и бесов, и страстей». Но в то же время Евангелие говорит: возлюби ближнего, как самого себя. Как понять эту противоположность: с одной стороны, мы просим от некоторых ближних нас избавить, чтобы мы не впадали в искушение, но, с другой стороны, должны каждого возлюбить?

– Так мы просим, зная свою немощь. Мы просим не о том, чтобы Господь избавил нас от злых людей, но при содействии злых людей или бесов помог правильно побеждать натиски врага; чтобы Господь дал силы правильно переносить эти трудности. Мы должны понимать, что не ближний наш виноват, а кипят у нас страсти, и Господь посылает возможность, чтобы мы упражнялись в очищении этих страстей. Мы просим в этой молитве силы от Бога, чтобы преодолеть эти трудности и вражеские нападения. Они все равно будут, но надо уметь их переносить, поэтому просим: «Дай нам силы противостоять козням вражьим, чтобы мы могли быть их победителями». Опять через смирение; надо иметь смиренные мысли, смиренное отношение к разным ситуациям, в которые мы попадаем.

Чем богаты христиане? Тем, что мы умеем преодолевать трудности в нашей жизни, когда правильно живем, по-христиански. Христос Спаситель сказал: иго Мое благо, и бремя Мое легко. Бремя – это трудности. Со Христом все легко. Когда мы со Христом, тогда легко перенести все трудности, потому что Господь научил нас, как это делать, при этом Он дает Свою силу: взял на Себя грехи всего человечества, все трудности. Когда мы со Христом, легче нести свой крест. 

– Как стяжать смирение? С чего начинать? Как бороться со страстью гордыни, с чего начать борьбу?

– Мы каждый день в утренних и вечерних молитвах просим смирения у Бога. Этого же просим в молитве Ефрема Сирина. И Господь дает смирение и возможность смиряться. Но мы, может быть, не понимаем или не осознаем, что надо смиряться. Например,  выходим на улицу и кто-нибудь говорит неприятное слово – вот пожалуйста: урок смирения, смиряйся, есть возможность укротить свою гордыню. В другом месте может возникнуть такая же ситуация, тоже приходится смиряться – за день у нас есть много возможностей укрощать свою гордыню, приобретать смирение и упражняться в смирении. Когда мы об этом просим и понимаем, что это очень важно, то получаем от Бога силы, чтобы смиряться. Своей головой немного надо поработать: когда человек что-то не так сказал, нужно, наоборот, ответить ему добром, проявив смирение. Когда мы поступаем таким образом, Господь дает душе особую благодать, радость, утешение, мир, воодушевление. Если отвечаем злом на зло, то становимся больше злыми, «заряжаемся» злом; если отвечаем на зло смирением и добром, то приобретаем добро, мир, радость, утешение, благодать, облегчение в душе, потому что Божья благодать нас осеняет, посещает. 

Мы должны быть носителями добра везде и всюду. Потому что таким был Христос Спаситель. Он был носителем добра, мы смотрим на Его жизнь. Он всегда со смирением, кротостью, добром, добродушием отвечал на все вопросы, самые каверзные и искушающие. Он терпеливо переносил все лукавства человеческие, отвечал на все вопросы со смирением. Поэтому мы должны учиться у Христа Спасителя, нашего Учителя, учиться, как надо быть настоящими православными христианами. 

Я рад, что имел возможность пообщаться. Выражаю радость от нашего общения, желаю помощи Божьей в оставшиеся дни Великого поста, тем более завтра особый день – Похвала Богородицы, читается Акафист Божией Матери; это как раз возможность получить от Пресвятой Богородицы силу, помощь, заступление для дальнейшего подвига, поста, молитвы и упражнения в христианской жизни. Помогай нам всем Господь!

Ведущий Сергей Черепенин

Записала Ирина Обухова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​