– На телеканале сегодня праздник: свое 70-летие отмечает наш родной духовный отец – митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа, постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви. В бытность свою архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским владыка стал основателем православного телеканала «Союз» и не оставляет свое детище молитвами, любовью и заботой. И в этот день мы хотим рассказать о нем.
Когда-то в юношеские годы, совпавшие с периодом воинствующего атеизма, он мечтал стать врачом и лечить людей. Но этим мечтам не удалось осуществиться. Отец, человек глубоко верующий, сказал: «Ты поступишь в институт, где преподают атеизм, и забудешь Бога». И Виктор Морарь, любивший церковь, церковные службы, а также почитавший своих благочестивых родителей, стал все серьезнее задумываться о своей дальнейшей жизни. Вскоре пути небесные приводят юношу к послушанию иподиаконом у кишиневского владыки Варфоломея. И главным примером земного служения Богу для него была жизнь отца и мамы.
Владыка Викентий:
– Что касается архипастырского примера, то для меня это владыка Варфоломей (тогда он был правящим архиереем нашей епархии). От него во многом зависело мое дальнейшее развитие и избрание своего пути. Потому что из всех молодых верующих, которые приходили в церковь, он меня избрал себе в иподиаконы, в алтарь. И я видел его на богослужениях: как он молится, как служит, как относится к людям. Все это осталось в моей памяти до настоящего времени как пример архипастырского служения.
Светлана Ладина:
– Документальный фильм Валентины Федоровны Ефремовой, краткий фрагмент которого вы сейчас видели, снимался в 2010 году. Во время этого интервью никто еще не знал, что вскоре служение владыки Викентия продолжится в Средней Азии. Тем самым он повторит часть архиерейского пути своего духовного наставника. После трудов на земле Молдавии владыка Варфоломей (Гондаровский) с 1972 по 1987 год возглавлял Ташкентскую и Среднеазиатскую епархию и оставил о себе добрую память. Он был архипастырем-молитвенником, обладал особым даром молитвенного делания, дарованного ему благостью Божией. Именно молитвами владыки Варфоломея верующие люди в этот сложный временной период застоя не утратили веру, сохранили благочестие и христианскую любовь. Правящий архиерей молитвенными трудами сумел сохранить клир епархии, подавая священнослужителям пример истинного пастыря, возносящего молитву ко Господу в любых условиях бытия, сокрушающего этой молитвой любые бюрократические препоны. Говоря сегодня о владыке Варфоломее, мы ценим прежде всего его молитвенное делание, мужественное отношение ко всему происходящему и умение нацелить верующих людей на будущее, уповая на милость Божию.
Владыка Викентий:
– Я очень благодарен Святейшему патриарху Алексию (мы сейчас молимся о его упокоении). Для меня он имел очень большое значение, потому что он избрал меня на архиерейское служение. Первый урок, который он мне дал при вручении архиерейского жезла, – чтобы я был примерным архипастырем.
Хиротонии владыки Викентия во епископы предшествовал период учебы в семинарии и академии, путь послушания в Троице-Сергиевой лавре. Когда же возник непростой выбор: идти по стезе монашества или священнического служения, – юный послушник Виктор Морарь советовался со своим духовным отцом архимандритом Кириллом (Павловым).
Владыка Викентий:
– Тогда я думал, что он должен был мне сказать: или так, или так. Но он говорил: «Сам выбирай. Когда выберешь, придешь и скажешь, что выбрал, и я благословлю любой твой путь». Когда я уже оканчивал академию и нужно было сделать выбор, подумав, все взвесив, я пошел к нему и сказал, как я думаю. И он мне сказал: «Вот видишь, ты сам избрал путь». В конце он спросил меня: «А сколько тебе лет?» Я ответил, что 27 лет. Он сказал: «Ну, если ты до сих пор не женился, значит, нужно идти по этому пути».
Митрополит Константин, Петрозаводский и Карельский:
– Видя в нем хорошего монаха, посоветовавшись со многими, получив благословение митрополита Минского и всея Белоруссии Филарета, я тоже принял монашество в Троице-Сергиевой лавре. Одним из близких и наглядных примеров был мой друг, тогда еще совсем молодой монах Викентий. Он небольшого роста, нельзя сказать, что физически очень силен, но Бог давал ему силы переносить огромнейшие тюки с облачением – он был ризничим. К утреннему богослужению (в 5 утра начинался братский молебен, в 6 часов – ранняя литургия) все нужно было приготовить. Ложился он крайне поздно. Если говорить о труде (я не говорю сейчас о молитве), этот труд физически был необыкновенно тяжелым, но Бог даровал ему силы, и он справлялся со всем очень успешно.
Затем Господь нас сподобил встретиться, когда он был ректором семинарии в Молдавии в Кицканах, а я был ректором Минской духовной семинарии. Я был удивлен, как владыке Викентию за столь короткое время в условиях развалившегося Советского Союза, в условиях галопирующей гиперинфляции, военного конфликта в Приднестровье (перестрелки, бомбежки, артиллерийские обстрелы – все это было особо тягостно) удалось создать семинарию. В тех условиях это был колоссальнейший подвиг.
Подвигом можно назвать и то, что в условиях войны владыка Викентий освятил и открыл в Приднестровье не только множество храмов, но и Вознесенский монастырь. Хотя там не то что строить, а просто находиться в то время было страшно.
Владыка Викентий:
– Очень тяжело вспоминать время войны: идешь по городу Бендеры, лежат убитые, которых не всегда получалось собирать, потому что стреляли. И в меня стреляли неоднократно, и машину обстреливали, и собор обстреливали. Там было очень страшно. Над Ново-Нямецким (Кицканским) монастырем, где я жил, снаряды летели и с одной стороны, и с другой. К сожалению, один снаряд попал прямо в купол. Только был закончен ремонт этого купола, фасада, только сняли леса – и на следующий день снаряд лежал в соборе среди книг. Это было чудо Божие, что он не разорвался, не было взрыва...
И еще один факт. При перестрелке приднестровских и молдавских войск возникло подозрение, что якобы с монастырской колокольни кто-то стреляет, что монахи скрывают, прячут каких-то агентов. Много говорили по радио и телевидению, что, мол, владыка Викентий там стреляет. Неизвестно, чем бы это кончилось, если бы не генерал Лебедь.
Владыка Викентий:
– Генерал Лебедь был командующим 14-й армией, сам следил за ходом всех боевых действий, смотрел за колокольней. Колокольня была большая, высокая, предполагали, что именно оттуда боевики, снайперы стреляли. Хотя на колокольне никого не было, мы туда не поднимались, потому что боялись.
Я был епископом, можно сказать, трех республик: Гагаузской, Приднестровской и Молдавской. Каждая республика имеет своего президента и свою тенденцию к самостоятельности. Приходилось как-то мириться, встречаться. Абаканские власти просили у патриарха епископа, чтобы там тоже была кафедра, чтобы Республика Хакасия имела своего епископа. Они чувствовали важность и необходимость епархиального епископа, поэтому ко мне относились с пониманием, желанием помочь, посодействовать. Не всегда это удавалось, как хотелось бы, но все равно отношения были хорошие.
Прошли годы служения архиепископа Викентия в Бендерах и Молдавии, в Абакане и Кызыле. В первой епархии владыка выполнял миротворческую миссию, во второй – хлопотал о возрастании храмов. Здесь приходилось начинать с нуля, создавая приходы, организуя издательскую деятельность, открывая духовное училище и школу. Однажды вступив на путь послушания Матери-Церкви, он делает это достойно, с молитвой и любовью к ближним. Таким он запоминается людям: заботливым, доступным и простым.
Игумен Феодосий (Гажу), наместник монастыря Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной Яме; с 2014 года – епископ Исилькульский и Русско-Полянский:
– Приезжают люди, которые помнят владыку, когда он еще был епископом в Приднестровье, и говорят, что там буквально за несколько лет монашество, братство объединило больше ста человек. Представьте, чтобы в наше время монастырь за несколько лет так сильно возрос! Когда владыка был поставлен епископом, там был просто приходской храм. Тем более что в Приднестровье тогда были всякие политические моменты, разделения, три республики, каждый хотел, чтобы владыка был с ними. И надо было проявлять очень большую мудрость, терпение, выдержку, чтобы и никого не обидеть, и не влезть в политические моменты, то есть быть пастырем для всех.
«Во всяком деле нет предела совершенству». Эти слова, произнесенные владыкой в нашей беседе, являются его жизненным кредо.
Владыка Викентий:
– Прошло около 20 лет с того времени, когда Церковь стала более свободной и вообще общество стало другим. Люди в большем количестве идут в Церковь, принимают крещение, больше людей симпатизируют Церкви, христианской православной вере. Но очень важно, чтобы были не только внешние признаки, но и активная церковная жизнь, христианская жизнь, добродетельная жизнь православного христианина. Если нам удастся возвратить людей к Церкви, Богу, к вере Христовой, нашим истокам, корням, то, конечно, и само государство станет другим, мы избежим многих проблем.
Когда-то он мечтал стать врачом и лечить людей, а стал архиереем Русской Православной Церкви, лекарем духовным, чтобы помочь народу Божьему понять – жить нужно для вечности. Об этом его постоянные архипастырские молитвы, которые он совершает и во время служб в храмах, и в своей домовой церкви.
Епископ Исилькульский и Русско-Полянский Феодосий:
– Когда меня назначили наместником монастыря Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной Яме, я сразу приехал в Храм-на-Крови, владыка благословил служить с ним. И я увидел его рабочий день. Я считаю, что у меня энергии много, но тогда я подумал: «А смогу ли я так же, как владыка, трудиться, максимально отдавая себя?» Наверное, долго не смогу. В тот день, когда я приехал, у него были и служба, и интервью в городе на каком-то канале, потом встреча с генералами, потом школы, потом встреча с высокопоставленными людьми. Под вечер – опять служба. То есть отдыха вообще не было. Я приехал в Екатеринбург утром, а в монастырь вернулся только вечером, но это была приятная усталость. Явно чувствовалось, что Господь Своею благодатью восполняет силы, потому что есть самоотвержение. У владыки все всегда делается от всей души, и, насколько возможно, он максимально отдает себя служению Церкви и людям.
Светлана Ладина:
– Епископ Исилькульский и Русско-Полянский Феодосий (когда-то наместник монастыря Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной Яме) – один из духовных воспитанников владыки Викентия. Нынешние молодые архиереи тоже видят в нем пример архипастыря, как он когда-то – в епископе Варфоломее.
Митрополит Челябинский и Миасский Алексий:
– Я хочу сказать слова большой сыновней благодарности дорогому владыке Викентию, потому что он является примером пастырской, архипастырской, духовнической деятельности. Сам по себе он человек очень добрый, очень отзывчивый, с сердцем, которое неравнодушно к каждому человеку. Нам есть с чем сравнивать свое служение. Может быть, это неправильно и нельзя сравнивать – каждый идет своим путем, но что-то лучшее мы можем почерпнуть, глядя на пример служения владыки Викентия Церкви.
Мы очень благодарны, что владыка приезжает к нам на Южный Урал. Когда он приезжает, у нас начинается духовный подъем: мы служим вместе, молимся вместе, общаемся с людьми вместе и получаем духовный заряд. Потом пытаемся продолжать делать так же. Очень много духовных чад, священников, которых владыка знает с самого детства и которые, можно сказать, его воспитанники.
Хочу владыке пожелать еще многих лет, чтобы он радовал всех нас своим служением, молился за нас, вдохновлял нас. Мы благодарны за все, что он сделал в Екатеринбурге. Он же пришел в Екатеринбург в непростое время, но сумел всю ту непростую ситуацию, которая тогда возникла, правильно устроить, что все мы вновь стали дружными, единой Церковью, единой епархией и вместе идем к Богу. Плоды того, что мы вместе, видны. Сколько сделано в Екатеринбурге!
Светлана Ладина:
– Странице истории Екатеринбургской епархии, связанной с владыкой Викентием, посвящен наш следующий видеосюжет.
В 1998 году на Урал со Святой Земли доставили икону с частицей мощей великомученицы Екатерины. И еще один визит небесной покровительницы уральской столицы в ее город пришелся на декабрь 2010 года. Несколько десятков тысяч человек пришли тогда к ковчегу с мощами, принесенному из синайского монастыря Святой Екатерины по просьбе архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия.
Архимандрит Димитрий (Байбаков):
– Конечно, многие направления деятельности были заложены предшественниками владыки по кафедре, но то, что сделал архиепископ Викентий, в обычной человеческой голове даже не укладывается.
Владыка Викентий – это целая эпоха в жизни Екатеринбургской епархии; эпоха свершений, эпоха осуществления надежд, которые по здравому рассуждению казались несбыточными, но по вере воплощались в жизнь. Первый за всю историю епархии визит Предстоятеля Русской Православной Церкви Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и уникальный, еще до воссоединения Церквей, визит первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей митрополита Лавра; создание епархиальной типографии, радиостанции «Воскресение» и телеканала «Союз».
Архимандрит Димитрий (Байбаков):
– Что ни взять в направлениях издательской деятельности, все идет с приставкой «первое». В то же время, если взять другие епархиальные отделы, то по многим направлениям (это и военные, и церковноприходские школы, и другие) можно говорить практически то же самое.
Закладка, строительство и возрождение десятков храмов и монастырей; преобразование духовного училища в семинарию; масштабные образовательные и культурно-просветительские проекты, в том числе и посвященные небесным покровителям епархии – великомученице Екатерине, праведному Симеону Верхотурскому, святым Царственным страстотерпцам; строительство и освящение Храма-памятника на Крови и монастыря на Ганиной Яме.
Царский храм – точка притяжения для людей со всего мира, от глав государств до бездомных. Царский монастырь – место дивного сочетания христианской скорби и радости о Христе. Царские дни – объединение сил и талантов для утверждения правды Божией. Царский крестный ход – свидетельство Христовой победы, выражение любви и видимый знак покаяния.
И вот уже во главе многотысячного шествия идут рука об руку два архиерея: постоянный член Священного Синода, глава Среднеазиатского митрополичьего округа митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий и митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл.
Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл:
– Когда-то приезжая сюда в гости к владыке Викентию, радовался его радостям и понимал, что такой размах и такие сила и мощь вряд ли могут быть во многих других епархиях нашей Церкви. А сегодня получается таким образом, что сам, ступая на эту землю, пользуюсь трудами владыки Викентия и святителей, живших и трудившихся до него, и всех вас, братья и сестры. Один сеет в этой жизни, другой жнет. И опять начинается сеяние, и опять начинается жатва. Никто из нас не выбирает своей жизни, выбрав однажды служение Господу. Если священник, или монах, или епископ может служить в Москве, то он может служить и в Екатеринбурге, и в Чите, и на Камчатке, где угодно, потому что это служение – апостольское. Это призвание, которое Господь дает нам, и каждый из нас отвечает за свою присягу, которую давал Господу в том служении, в котором клялся служить Богу на тех путях, на которых поставит его священноначалие.
В конце 2020 года пути архиерейского служения в Православной Церкви привели на Екатеринбургскую кафедру митрополита Евгения.
Транслируется фрагмент службы из храма священномученика Иоанна Воина от 12 августа 2022 года (пос. Новоберезовский). Речь митрополита Ташкентского и Узбекистанского Викентия:
– Дорогой владыка, сердечно Вас благодарю за радость нашего молитвенного общения, которое мы с Вами сегодня совершили в этом храме святого мученика Иоанна Воина. Благодарю и всех тех людей, которые пришли сегодня вместе прославить этого великого мученика за Христа.
Как говорит Священное Писание и Сам Христос Спаситель, кто почитает пророка, тот получит награду пророка. Если мы почитаем мученика, то получим награду мученика. То есть, по слову Божию, мы входим в труд этих подвижников одним только нашим трудом, что мы приходим в церковь. Мы оставляем все свои попечения и приносим самого себя в жертву, придя прославить труды этого подвижника. И за это Господь награждает нас великой наградой благодати Божией, дарует нам радость нашего молитвенного общения и посещает нас Своей благодатью, которая нас укрепляет, очищает, исцеляет от многих душевных и телесных недугов.
Сколько пользы мы получаем от того, что приходим в церковь! Поэтому будем неустанно трудиться на этом поприще и не ослабевать ни перед какими трудностями, а твердо стоять на этом пути, потому что он правильный.
Митрополит Евгений, Екатеринбургский и Верхотурский:
– Благодарим, владыка, за поздравления и за дар, который Вы нам принесли своим посещением. Живя в Екатеринбурге, я знаю, как наступает весна: когда владыка Викентий вступает на Уральскую землю, просыпаются добрые воспоминания, благодатные сердца, которые помнят все те труды и подвиги, что Вы по послушанию Церкви несли здесь, на Уральской земле. И свидетельство тому этот храм, который Вы одиннадцать лет назад освятили. Вы вдохновили Ивана Денисовича на то, чтобы трудиться по строительству храма. Он вдохновился и построил его. Вы освятили храм. И сегодня этот храм как некое благословение. Мы теперь знаем: когда наступает день памяти святого мученика Иоанна Воина – 12 августа, для нас наступает весна, потому что владыка Викентий с нами вместе.
С 2011 года несет архипастырское служение на земле Средней Азии митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий. Но, бывая там в командировках, мы с коллегами продолжаем говорить: «Наш владыка». На что слышим от местных прихожан: «Наш владыка». Вместе смеемся и приходим к выводу, что просто мы все его любим, где бы он ни служил.
Андрис Марисович Лиепа, народный артист России, главный балетмейстер ГАБТ Узбекистана им. Алишера Навои:
– Здесь очень хороший пастырь – владыка Викентий. Когда я приехал, он уже руководил. Очень люблю его ночные службы. Удивительная история, что здесь есть ежедневные ночные службы в храме Царственных мучеников. Он очень их почитает.
– Это екатеринбургская традиция. Владыка же сюда приехал из Екатеринбурга.
– Да, я поэтому так и говорю. Даже все мои дивеевцы, которым я обычно пишу, когда прихожу с ночной литургии и всех поздравляю с праздником, говоря, что уже причастился, только готовятся в это время к причастию. Так получается, что с 23.30 до 1.30 идет служба в храме Царственных мучеников. И когда владыка служит большие праздники – это очень благодатно. Я был у него несколько раз на исповеди и на беседах. Мы здесь показывали даже несколько раз какие-то наши балетные вещи. Я показывал «Жар-птицу», владыка пришел и очень хорошие слова сказал после просмотра фильма.
Он благодатный пастырь. Сейчас у меня ушел мой духовник – отец Власий. И я понимаю, что теперь отец Власий предстоит перед Богом, молится и помогает нам оттуда. Но если мне нужно взять благословение на что-то (на вечер, который должен состояться, или на какую-то поездку), я иду к владыке и прошу благословения. Помимо того, что он дает благословение, он еще потом молится о благополучии поездки и о каком-то действии, которое намечается. Здесь, конечно, мне завидуют, особенно православные верующие. Говорят: как у вас там хорошо, и ночные службы есть, и какие-то праздники, встречи. И все, кто знает владыку Викентия, завидуют мне белой завистью.
Мы все живем как в большой деревне. Матушка Еротиида, настоятельница Николо-Сольбинского монастыря под Москвой, в Переславле, говорит: «А он меня рукополагал, и сестру мою, и мою матушку». Владыка был в миссионерской поездке по России и заехал в Николо-Сольбенский монастырь. Я подумал, как он так узнал и попал именно туда? А оказывается, что он и матушку-настоятельницу хорошо знает, постригал ее; и знает ее брата, владыку Феодосия.
– Я бы сказала, самое главное, что он приводит людей не к себе, а ко Христу. Мы сегодня вели прямую трансляцию в честь праздника святителя Николая Чудотворца и в честь 150-летия Ташкентской и Туркестанской епархии, 10-летия Среднеазиатского митрополичьего округа. Сюда приехали архиереи из Казахстана, целый сонм просто. Это была четвертая Божественная литургия. То есть была ранняя литургия в семинарском храме святителя Луки. Отец Михаил мне сказал, что человек семьдесят, наверное, там было. Была ранняя литургия в Успенском соборе. Я тоже видела, сколько народу выходило (мы как раз заходили). Была литургия в храме Святых Царственных Страстотерпцев. Я совершенно уверена, что и он не пустовал во время богослужения. И столько народу мы увидели на самой поздней Божественной литургии…
– Учтите, это еще пандемия. И народу действительно много.
Такая духовная жизнь активная. И эти связи, которые существуют (кто-то из Екатеринбурга, кто-то оттуда приезжает), и трансляции идут… Моя мама все время их смотрит и знает владыку Викентия так же, как я его знаю, потому что она смотрит его службы. Она его никогда не видела в реальности, но в итоге получается, что она с ним общается посредством трансляций, слушает и знает его проповеди.
Она говорит, что за нас переживает. Я говорю: «Мама, что ты за нас переживаешь? У тебя хорошие дети, мы не курим, не пьем, по ночным клубам не шастаем, целый день работаем, и ты знаешь, где мы. Если я не беру трубку, значит, я на работе или устал и уже сплю или, наоборот, на какой-то творческой встрече. Не переживай». При всем том, что мне уже шестьдесят, но пока родители живы, мы для них дети. Мама спокойна, потому что такой пастырь есть здесь, в Ташкенте, и я под духовным присмотром.
Когда в 1999 году в Екатеринбурге владыка Викентий давал свое первое интервью, он рассказал и о своих родителях, которые открыли для него жизнь по Евангелию. И к их примеру мы еще не раз обращались в беседах с архипастырем.
Владыка Викентий:
– Церковь тогда далеко от дома была. Приходилось 15 километров пешком ходить и на всенощные, и на литургии. Родители, слава Богу, были очень ревностными и не пропускали ни одной службы. Все праздники, все воскресные дни и вечером в субботу они ходили в церковь и молились. Это было в Молдавии, в селе. Потом переехали в город, и там было лучше, церковь была поближе.
Слава Богу, что Господь дал таких родителей, которые очень внимательно смотрели за всеми моими движениями и как-то очень деликатно направляли в сторону Бога, веры, благочестия. Я помню моего отца. Он говорил: «Я тебе ничего материального не могу дать: ни дом не смогу купить, ни машину, ни даже велосипед. А я тебе дам самое главное – веру в Бога. Живого Бога. Если ты встанешь на путь веры в Бога, ты будешь очень счастливым человеком на земле. Чтобы ты был честным, порядочным человеком, чтобы тебя уважали, любили – это будет для меня самая большая радость». Хотя у меня были большие трудности, которые уводили в сторону греха неверия или даже кощунственного отношения к вере.
– Владыка, а ведь Ваши папа, мама, наверное, тоже сталкивались с негативным к себе отношением. Потому что они и сами были верны Христу, еще и детей своих так воспитывали.
– Конечно, они испытывали большие трудности в жизни. Тогда, может, я еще и не понимал, какую они ведут борьбу, когда их в чем-то обвиняют. Я только замечал: когда что-то казалось для них очень трудным, они усугубляли молитву. Они вставали ночью, читали акафист, молились очень усердно, чтобы Господь их сохранял от тех трудностей, которые они испытывали. И мы, маленькие, видя, что они молятся, тоже вместе с ними что-то читали, поклоны клали и старались их как-то в этом поддержать. Чувствовали, что им плохо, но они, конечно, ничего не говорили.
– То есть они вам, детям, не жаловались?
– Нет, ни о чем не говорили. Мы просто видели, что им очень тревожно, сложно, неприятно. Они о чем-то между собой говорят. Только один Господь может все наладить. И поэтому они усугубляли молитву, и с Божией помощью совершалось чудо.
Этот живой, реальный личный опыт молитвы и помощи Божией очень пригодился владыке во время его учебы в духовных школах Троице-Сергиевой лавры. На территории преподобного Сергия все жили единым духом. Там можно было без опаски осенять себя крестным знамением и молиться, что для верующих юношей, гонимых в атеистическом обществе, было подлинным счастьем. Но усвоение богословских дисциплин требовало многих трудов и упорства. И молитв.
Владыка Викентий:
– Конечно, в учебе все не так легко дается. Потому что Господь говорит, что в злохудожну же душу не входит премудрость (Пс. 118, 100). Мы сознавали, что мы грешные, не совсем близки к Богу. Поэтому бывало, что учеба не давалась хорошо, что-то не понимали. Я о себе говорю: не все понимал, что говорили наши преподаватели. Было даже такое чудо: я читаю-читаю, зубрю прямо наизусть и знаю, что завтра меня обязательно будут спрашивать. Иду к преподобному Сергию и говорю: «Я ничего не понимаю, о чем там говорится». Потом меня действительно спрашивают, и я говорю хорошо и убедительно. Говорю и сам себя учу, как надо понимать то, что было задано на уроке. Видите, как преподобный меня вразумляет! Моими же устами учит меня, как надо понимать то, о чем говорилось на этом уроке. Вот такие чудеса совершает преподобный Сергий Радонежский, когда к нему обращаешься за помощью.
Я помню еще такой момент. Я учился в трех классах семинарии, одновременно учился еще в регентском классе. Нагрузка была очень большая. И там надо учить, и здесь. Я чувствовал, что очень сильно устал. Когда я на третьем курсе должен был сдавать экзамен, я думал, что не сдам. Как по воде проходит все, ничего не остается в голове. Решил – пойду к преподобному, может, он мне в чем-то поможет. Может быть, я сдам экзамен. Если нет, тогда придется уйти из семинарии.
Так получилось, что я помолился преподобному Сергию и сдал экзамены за третий курс прекрасно, почти что на «отлично». Это опять показатель того, что когда человек сознает свои немощи, то в этих немощах сила Божия и совершается. На моем примере было показано: ты немощен, слаб, устал, сознание уже не воспринимает огромный материал семинарского и регентского образования, это все очень трудно. Но Господь так устроил, что по молитвам преподобного я все сдал, все было нормально. Можно было дальше учиться. И академию окончил, слава Богу, неплохо.
В то же время после третьего класса семинарии у меня было такое послушание: меня взяли как иподьякона к патриарху Пимену. Опять нагрузка. Надо часто ездить в Москву, участвовать в богослужениях со Святейшим патриархом Пименом, там много мероприятий, встреч и так далее. Когда учиться? Но мы учились. Я в электричке читал, рефераты писал. Полтора часа до Сергиева Посада, в это время мы и читали, и писали, готовились. И никакой поблажки не было от преподавателей из-за того, что я иподьякон. Это было хорошо, потому что стимулировало не расслабляться. Если я рядом с патриархом нахожусь, это не значит, что мне должна быть скидка. И это хорошо, потому что я учил, а не просто проводил время, чтобы мне поставили оценки и переводили из класса в класс. Ситуация довольно непростая. Я слышал, что у владыки Климента родители были почти что как мои.
Владыка Климент:
– Все верующие тогда были одинаковые, заботились о своих детях, чтобы главным для них было не приобрести какую-то профессию, не устроиться где-то в жизни, а не отречься от Бога. И моя мама так говорила, и у владыки отец говорил: лучше с метлой пробыть всю жизнь, чем хоть раз сказать, что Бога нет. Просто сказать. То есть семьи верующих людей были примерно одинаковыми.
Еще и в том оказались похожи семьи митрополита Климента и митрополита Викентия, что, вырастив сыновей для Бога и Церкви, родители приняли монашеский постриг. Рано овдовевшая Мария Алексеевна Капалина стала схимонахиней Марией и отошла ко Господу в возрасте 102 лет. Домнику Ивановну Морарь в постриге нарекли Параскевой. Ее земной путь завершился вскоре.
А Александр Дмитриевич Морарь, также ныне покойный, принял монашеский постриг с именем Патрокл, а затем – священнический сан. Служил в храме Феодора Тирона в Кишиневе, а затем в Константино-Еленинском храме села Чемишены. В день, когда столько людей благодарят Бога за их сына и молятся о здравии митрополита Викентия, помянем молитвой и тех, кто наставил его на путь истинный и родил на свет Божий 70 лет назад.
Ведущая Светлана Ладина
Записали Нина Кирсанова и Елена Кузоро
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
У книжной полки. Святитель Макарий (Невский). Путь по Богу исправляя. Письма о духовной жизни
Этот день в истории. 14 октября
День ангела. 14 октября
Церковный календарь 14 октября. Покров Пресвятой Богородицы
Евангелие 14 октября. Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!