Беседы с батюшкой. Традиции благотворительности в современной Православной Церкви. Священник Алексий Дудин

12 мая 2022 г.

На вопросы телезрителей отвечает священник Алексей Дудин, настоятель храма в честь святого равноапостольного князя Владимира в городе Коммунар.

– Вопрос о традициях милосердия и благотворительности – это вопрос, касающийся всех нас, особенно в сегодняшние дни, потому что очень многие реально стали задумываться о том, что их помощь во многом необходима и востребована. Люди сами чувствуют, что нужно помогать. Можно вспомнить то время, когда на Церковь были гонения и дела милосердия и благотворительности отсутствовали вообще, особенно в мелких городах, где церкви были уничтожены. Сейчас это вышло на совершенно новый этап развития и дела милосердия и благотворительности являются одним из главных служений Церкви.

– «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден» – это заповедь от Господа. И человек, который живет  на земле и чает общения с Богом, чает спасения своей души, конечно, должен во всем уподобляться Богу. Самый короткий и прямой путь – это путь творения милости. И, наоборот, как сказано еще в Ветхом Завете: «Суд без милости не сотворившему милости». А тех, кто милует других, Господь покрывает Своей милостью. И, конечно, нам, людям, ищущим в этом веке наиболее прямые и рациональные пути, следует обратить внимание на этот путь, – путь шествия к Господу через служение милосердия.

Наша Церковь всегда была богата традициями милосердия. Если мы посмотрим на дореволюционные монастыри, то увидим, что там были центры просвещения, центры гуманитарной помощи, потому что в голодные годы люди приходили из деревень, и монастырь всегда раскрывал свои житницы, поддерживал голодных. Монастырь – это и лечебница, и почтовая станция, и место просвещения, место милости и утешения, место богадельни, потому что в монастыри приходили и старые воины, отслужившие свой век, и те, кто терял свои силы. Монахи за многими ухаживали. Церковь дышала одним духом вместе со своим народом, и это было гармонично, полезно, естественно.

Дело спасения, дело Церкви было проповедано через дела милосердия. Милосердие – это такое служение, через которое Церковь вошла в этот мир. У апостолов были великие дары: дары исцеления и даже дары воскрешения мертвых. По отношению к ближним это тоже дела милосердия. Со временем Церковь стала открывать больницы, кормить голодных, принимать бездомных. И своей любовью, своим милосердием христиане вошли в этот мир, потому что этот мир может принять только то, что входит дорогой любви. Все остальное со временем отвергается и исчезает, а милосердие будет вечно. Это наша основная церковная сила.

Недаром Юлиан Отступник в свое время, когда пытался бороться с Церковью, на базе языческих капищ и храмов пытался открывать больницы, пытался повторить церковные дела милосердия и потерпел полное фиаско, потому что эти дела не были сродны этому религиозному учению. А дела милосердия всегда сродны нашему христианскому учению, потому что Господь наш по природе более милосерден, нежели справедлив. Именно благодаря этому мы с вами и живем, и движемся, и существуем, и надеемся на милость воскресшего Господа, Который в этой жизни всех милует, прощает и принимает в Царство Свое Небесное не по каким-то заслугам, а именно по делам милосердия, которые нас уподобляют Самому Христу.

– Идея милосердия больше всего раскрывается в христианстве. Но мы знаем, что есть много людей разного вероисповедания, неверующих, людей, которые никогда не задумывались о милосердии как о пути спасения. Тем не менее многие пытаются помочь нуждающимся. Эти люди, совершая дела милосердия, идут по пути к христианству? Или они считают, что не только христиане могут этим заниматься?

– Любая душа по природе своей христианка. Всех людей сотворил Господь. Поэтому эта сродность Господу, эта близость к Божественному началу, как раз в человеке являет себя прежде всего в делах милосердия. Поэтому дела милосердия любого человека – самое яркое доказательство того, что человек есть творение Божие. Это самая близкая, самая единящая нас с Господом добродетель. Добрые дела могут совершать различные люди. Это естественно, это свойственно природе человека, сотворенного по образу и подобию Божию. Замечательно, что люди творят добрые дела. Любое доброе дело, любую милость Господь принимает. Говорят, Господь и намерение целует, поэтому это драгоценно, и человек, который творит милостыню, становится ближе к Богу, и Господь может дать ему и истинную веру, и спасение за его дела милосердия. Слава Богу, что Господь нам оставил такой путь, который доступен для всех. Но при этом нам не следует забывать: когда мы творим дела милосердия, очень важно, чтобы это было дело христианское, потому что те же самые добрые дела Христос осуждал, если они были содеяны напоказ.

Истинно христианское милосердие в том, чтобы твоя левая рука не знала, что правая сотворила, как говорится по Евангелию. А современная концепция добрых дел на Западе – это чувство того, что ты делаешь что-то доброе и что при этом ты какой-то великий человек, – этого быть не должно, потому что гордость настолько ужасный порок, что может погубить даже добродетель милосердия.

– Вопрос телезрителя Евгения из Белгорода: «В чем разница между милосердием и социальной помощью? Не подменяем ли мы понятия, занимаясь социальной помощью, считая, что это милосердие? Социальная помощь – прямая обязанность нормального государства».

– Если человек занимается каким-то социальным служением и при этом сердце его остается безучастно, то о милосердии здесь речь не идет. Любое служение ближнему должно быть растворено любовью, потому что без любви ничто не имеет цену. Как говорил апостол Павел: «Если я тело свое отдам в мучение, не имея при этом никакой любви, то я – медь звенящая или кимвал звучащий». Пустой человек. Поэтому любое дело нужно творить с любовью, милостью. Если вы православный человек, то, делая что-то благое, сначала попросите Господа, чтобы Он через вас недостойного сделал доброе дело, а не дело, которое будет тешить гордыню, самолюбие. Попросите, чтобы через ваше доброе дело человеку стало лучше, легче.

Не всегда доброе дело является в материальном выражении. Оно может быть в сочувствии, иногда даже в том, что мы просто помолимся за этого человека. Вот этим милосердием должны быть приправлены все наши социальные дела. Все социальное служение Церковь воцерковляет и наполняет истинным смыслом благодаря тому, что мы всё понимаем через призму евангельского восприятия. И если вы хотите сделать дело милосердия, то примите пришедшего к вам человека с любовью, улыбкой, выслушайте, пропустите мимо ушей какую-то грубость и агрессию, дайте ему то, что он просит, не как должное, а именно с любовью. Представьте, что это ваш близкий, отец или мать. И как бы вы с ними себя вели, так же отнеситесь с теплом и любовью к другому. В этом случае даже формальное деяние может стать делом милосердия. А может и не стать. В зависимости от того, какой сердечный посыл мы в это дело вложили.

В нашем проекте «Святоград» участвуют десятки волонтеров. И я им прежде всего объясняю, что в храм приходят люди, которые ждут от нас любви, тепла, сочувствия и сострадания. Поэтому, даже если вы не можете помочь, скажите об этом с любовью,  лаской,  терпением. Тогда это действительно будет дело милосердия. А иначе просто будете тешить себя, что помогаете людям, что вы великий, значимый человек, сделавший столько добра... Это известная духовная проблема, с которой сталкиваются батюшки на исповеди. Я как пастырь, как духовник всегда слежу за тем, чтобы волонтеры были с духовной начинкой, с солью духовной.

Конечно, бывают ошибки, бывают сбои. Но мы молимся. Раз в месяц мы проводим литургию, когда просим, чтобы Господь помог нам в нашем служении. Только Господь может сделать истинное доброе дело через нас. А без Бога истинного доброго дела мы сотворить никак не можем. Сейчас у нас начинается новый этап: мы формируем Центр матери и ребенка. Тем людям, которые к нам приходят, зачастую не с кем оставить своих детей. Они бы рады потрудиться, но в этот момент нужно, чтобы и их детям кто-то помог.

– Вопрос телезрительницы Елизаветы из города Гомель: «Если человек живет всю жизнь по совести, проявляет ко всем милосердие, но в Бога не верит, полагается только на свою волю, может ли он спастись? Как его будет судить Господь?»

– Не дерзаю брать на себя суды Божии и их толкование. Я очень надеюсь, что Господь такого человека помилует. Здесь есть серьезная опасность, и я обычно людям, задающим мне такой вопрос, рассказываю простую историю. Представьте, что есть золотой, замечательный человек, который живет в мире со своими соседями, помогает им, никогда не грубит, поздравляет их с праздниками, но при этом никогда не вспоминает про своих родных отца и мать, которые живут в другом городе. Он не поздравляет их с праздниками, не справляется об их здоровье, никак с ними не общается. Как бы вы к такому человеку отнеслись? Те люди, которые рядом с ним, только радость черпают, а про родных отца и мать он забыл. Если человек забывает Бога Отца, забывает Мать Церковь, как к нему относиться? Тот грех, что он забыл своего Творца и не хочет Его принимать, не хочет с ним общаться, – это очень большой, тяжелый недостаток.

Я очень надеюсь, что Господь по милости Своей примет те дела милосердия, которые этот человек окажет другим людям. Но если человек забыл Бога, он не может быть образцом для других.

– Когда я вспоминаю ваш храм святого равноапостольного князя Владимира, то думаю о том, что сам князь Владимир был изначально язычник, многоженец. После того как он стал христианином, первым делом стал кормить нищих. Это первый и главный принцип его очевидного служения. И я вспоминаю людей, которые приходят в центр реабилитации при вашем храме. Эти люди очень разные. Некоторые из них очень требовательные, потому что считают, что Церковь должна заниматься помощью нуждающимся. Есть у вас такие люди?

– Я бы этот вопрос разделил на две составляющие. Одно дело – работа с просителями, когда люди приходят и что-то просят. Другое дело – работа волонтера. Для волонтера, для человека, который совершает церковное служение, категорически недопустимо, если он начинает совершать свое служение вне христианской парадигмы, вне парадигмы любви. Когда перед ним стоит ближний, он через этого ближнего, совершая доброе дело, служит Самому Христу. Поэтому с волонтерами всегда ведется работа. Если такой человек не исправляется, то приходится зачастую с ним прощаться. Что же касается просителей, то люди приходят разные. Мы стараемся людей по возможности не обижать, но если человек пытается «сесть сверху и поехать», приходится исключать такого из списка наших раздач, потому что все должно быть разумно.

У нас есть замечательный пример служения милосердия – святой праведный Иоанн Кронштадтский, который своим опытом, своей жизнью прошел через это великое служение милосердия людям. Он начинал с того, что раздавал сначала все и всем и возвращался домой без сапог. А потом эти же самые сапоги находил, заложенные в трактире, и понимал, что его жертва послужила явно не во благо. А закончил тем, что создал Дома трудолюбия, где люди получали помощь, но при этом эта помощь была взвешенная и разумная. Она доставалась людям определенным трудом, а то, что досталось трудом, потом и ценится. Такое служение должно быть разумным. И мы смотрим, кому наша помощь идет на пользу. Если люди начинают этим злоупотреблять и эта помощь идет им во вред, мы принимаем решение временно такому человеку не помогать. В большинстве случаев этого хватает, человек  понимает, что был не прав, и приходит уже без жестких требований, смиряется, – а это полезно.

– К вам в епархию приезжал епископ Пантелеимон, председатель Синодального отдела по социальному служению и благотворительности Русской Православной Церкви. Он меня поразил, когда в Доме трудолюбия в своей проповеди сказал, что просто освятить помещение бессмысленно, все это никому не нужно, если не будет молитвы. Люди, которые всю свою жизнь жили в страстях и не привыкли работать, вдруг понимают, что здесь нужно и молиться, и работать, а это тяжело. Приходилось ли вам сталкиваться с такой проблемой?

Огромное количество людей, которые тут же находятся, являются некой терапевтической группой. Они всегда могут сделать замечание такому человеку, почему он не ценит то, что есть, почему так относится к священнику, к Церкви. Помните, как разбойник на кресте увещевал другого: «Ты в том же самом осужден, как ты можешь такое говорить? Достойное по делам нашим приняли, что же ты поносишь святыню?» Бывает и такое. Но большинство людей понимают – подумают, начинают исправляться и что-то делать. Есть те, кто уходит, а кто-то остается. Это живой и постоянный процесс, который касается и реабилитации, и работы с бездомными, и работы Дома трудолюбия, и матерей с детьми. Некоторые из них принимают помощь с благодарностью, а некоторые не могут с этим смириться, пытаются наводить какие-то свои порядки. Это человеческая натура, гордыня.

Вообще гордость губит любое доброе начинание и не дает человеку принять плоды милосердия. А когда человек смиряется (только Господь в силе смирить человека, исправить самый страшный недуг), происходит чудо. Это главное чудо есть во всех делах милосердия, во всех реабилитационных центрах, во всех местах, где мы служим Господу через помощь людям.

Самое главное, когда человек меняется, когда его душа научается ценить и благодарить и Творца, Который подвиг этих людей сделать ему добро, и самих людей, через которых Господь сотворил это добро. Это основная миссия Церкви: через дела милосердия исправлять сердца людей; это самое ценное.

– Когда я был у вас в храме, подписывал свои репортажи: «поселок Коммунар». И думал, что это название никак не вяжется с храмом. Тогда я впервые увидел баннер со словом «Святоград». Расскажите, что это такое.

– Святоград – это мегапроект нашей Гатчинской епархии, который призван объединить в себе целое направление – служение милосердия. Кто-то кормит бездомных, кто-то помогает многодетным, кто-то занимается реабилитантами; и много других направлений благих дел. Мы стараемся людям помогать, объединять их, но ровно настолько, насколько они этого хотят.

Степень интеграции в наш проект определяют сами люди. У нас есть благотворительный фонд «Вера и надежда» в Тосно, который к нам попросился полностью. Таким образом, у нас удвоилось количество тех семей, которые получают помощь. Мы совместно с ними трудимся и помогаем друг другу. Если говорить научным термином – так достигается синергетический эффект.

Люди, объединяясь и помогая друг другу, становятся способны сделать то, что, не объединившись, они бы не смогли сделать. К этому призван наш «Святоград». Это такой бренд, если говорить современным языком, под которым мы стараемся творить наши добрые дела. Под свои знамена мы готовы призвать всех людей, которым что-то надо или кто-то хочет сам поучаствовать в наших добрых, благих делах и начинаниях. «Святоград» полностью открыт этому.  

У меня есть далекая мечта. Наш город Коммунар, который возник в результате комсомольской стройки, не имел дореволюционного названия. Некоторые говорят, что пытались когда-то переименовать город, но не смогли. Может быть, мы сможем когда-нибудь наш Коммунар переименовать в Святоград, если наш проект будет достаточно широко развиваться, тогда мы сможем это великое имя и эту святость транслировать на весь наш город, и не только.

К нам приезжал владыка Пантелеимон, он посмотрел на наше служение.  В Москве было принято решение, что «Святоград» станет ресурсным центром всего Северо-Запада. Поэтому, если возникает какая-то нужда у людей не только на территории нашей Гатчинской епархии, но и на территории всех девяти митрополий и двадцати трех епархий нашего Северо-Запада, мы тоже подключаемся.

Очень надеемся на сотрудничество людей на местах, которые также горят желанием помогать нуждающимся. Начинаем наше служение с того, что человек к нам приходит за помощью, мы изыскиваем возможность эту помощь оказать, потом потихоньку начинаем с человеком сотрудничать. Дело это благое: вместе «единой душой и единым сердцем» прославлять Бога и совершать великое служение.

В нашей Русской Православной Церкви есть замечательное начинание – общий телефон службы милосердия: 8-800-70-70-222. Бесплатный звонок со всех телефонов России, поэтому круглосуточно можете обращаться. Если вопрос будет с Северо-Запада, то он будет обработан центром «Святоград».

Наше служение хоть и большое, хлопотное, но оно приносит радость и свою пользу, потому что мы стараемся, чтобы все было сделано с любовью, в духе христианских традиций русского православного служения ближнему, русского милосердия.  

– Традиции русского милосердия… По-новому это стало звучать в наши сложные времена. Очень много беженцев сейчас обращается за помощью и материальной, и духовной; также многие граждане России сейчас нуждаются в помощи. Скажите, в последнее время стало больше нуждающихся?

– Лучшие качества русской души всегда проявлялись в трудные, сложные времена. То, что сейчас происходит, является серьезным испытанием для нас. Количество беженцев у нас на Северо-Западе увеличивается. Но, проходя это испытание, многие становятся лучше, чище, отзывчивее. То количество помощи, которое было оказано через Церковь простыми людьми, – поражает. Это великолепно. Слава Богу, что мы неравнодушны, мы помогаем.

В рамках горячей линии, которую я уже называл, наш ресурсный центр «Святоград» помогает всем, кто имеет острую нужду, кто вынужден сменить место жительства, кто остался без крова, без имущества, кому требуется еще пройти серьезную бюрократическую процедуру (хотя она сейчас, слава Богу, благодаря нашим властям упрощена). Но при этом  мы не забываем про  нуждающихся и в России, потому что богаче население у нас не стало, количество многодетных семей постоянно растет.

Те люди, которые приходят за помощью, сами становятся волонтерами, служителями милосердия. Это самое драгоценное, самое лучшее. Мы не только человеку оказываем какую-то материальную помощь, но открываем новый путь, новую жизнь, связанную со Христом, с Церковью.

– Я всегда был убежден, что больше всего пожертвований на телеканал «Союз» приходит от простых людей. Пусть пожертвования небольшие, но их больше всего. К вам тоже приходят и жертвуют люди небогатые. Есть ли у вас примеры, когда помогают состоятельные люди из властных структур?

– Такая помощь есть, но она реализовывается через грантовые пространства. У нас есть талантливые люди нашего «Святограда», которые пишут гранты, реализовывают их на наших площадках. Поэтому мы имеем финансирование из фонда президентских грантов, фонда культурных инициатив, начали осваивать и эту площадку. Выигрывали неоднократно в фонде «Православная инициатива», последние две субсидии мы получили от нашей Гатчинской администрации. Сейчас еще несколько грантов ждет своей оценки от нашего губернатора.

Мы постоянно ищем ресурсы; под лежачий камень вода не течет. Если мы не будем работать, если батюшка где-то не договорится, если сестры, которые в этом заинтересованы, не будут периодически кому-то надоедать телефонными звонками и изыскивать возможности, то само по себе это работать не будет.

Конечно, нам помогает Синодальный отдел, через него мы получаем целевые ресурсы на помощь многодетным семьям. Но мы сами не стоим на месте, везде стараемся поучаствовать. Это требует труда, сообразительности, какой-то выдумки, потому что это творческий процесс. Я часто сам участвую в написании грантов, придумываю основной сценарий, а потом их дописывают те люди, которые в этом очень хорошо разбираются. Мы на месте не стоим и очень благодарны любой жертве.

Помните книгу «Несвятые святые»? Там был казначей, который был самый вредный человек в монастыре. Но тем не менее для него главной ценностью было то, что лежало в его мешке, вне зависимости от того, лежал там миллион или бабушкины сухари. В любом случае это была жертва Христа ради. Помощь человеку сухарями бывает более ценной, чем миллион рублей. Потому что сухари, переданные с любовью, согреют человека больше.

Всё в сердце человека. Независимо от того, что происходит внешне, все преломляется через благодарное сердце того, кому мы смогли дать любовь и тепло. Дело милосердия пропадает (несмотря на материальные усилия), если мы не смогли донести душевное тепло, духовную составляющую этого великого служения.

 – Господь лодырям не потворствует, говорят в народе. Если бы вы обратились к тем людям, которые думают о том, что сделать и как помочь, что бы им сказали?

 – Спешите делать добро! Не откладывайте на завтра. Если есть желание что-то сделать – делайте сейчас; потом можно забыть, что-то утратить. Духовное истинное богатство человека измеряется добрыми делами милосердия. Дай Бог нам как можно больше добрых дел собрать и накопить, потому что они избавляют нас от многих грехов; многой милостью прикрываются наши прегрешения. Это важно. Спешите делать добро!

– У меня есть друг, который начал служение помощи ближним с того, что взял термос с кипятком, пакетики пюре и пошел кормить бездомных. Сейчас у него гораздо большее служение, большой проект, слава Богу! Но началось все с термоса.

– Это хорошо. Только еще лучше зайти к тем людям, которые этим делом уже занимаются, с ними посоветоваться, пообщаться, потому что любое доброе дело имеет свою специфику. Если вы обратитесь к нам, мы вам расскажем, что делать, а чего не стоит делать, с кем лучше проконсультироваться. Потому что везде есть свои особенности.

Особенно если мы хотим помочь нашим зависимым родным и близким, здесь важно, чтобы этим занимались профессионалы. У нас две реабилитационные площадки, два центра. Мудрость заключена в хорошем совете. Если есть доброе веление сердца, подойдите к тому, у кого это хорошо получается, научитесь у него, это будет гораздо эффективнее, чем самому набивать шишки. Если кто хочет посоветоваться, что-то узнать, можете позвонить на линию милосердия и сказать, что хотите послужить другим; спросите, куда в вашем регионе можно пойти. В общем, берите термос и набирайте телефон горячей линии. Божия милость да пребудет со всеми нами! Христос воскресе!

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Наталья Мухлынина и Ирина Обухова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик Крестовоздвиженского храма в Митине священник Константин Кокора.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать