***
1. «Венец лета» - большой сборник русской классики, состоящий из произведений, посвященных годовому кругу церковных и народных праздников. Идея этой книги принадлежит известному писателю, священнику и литературоведу Сергею Дурылину. Цикл его стихов «Венец лета» лег в основу сборника, который после смерти автора дополнил новыми текстами исследователь его творчества Александр Галкин. Как он отмечает в предисловии книги, Дурылин соединил в себе талант писателя и литературоведа с глубокой религиозностью. Вместе с о. Алексеем Мечёвым он служил священником в московской церкви Николы в Кленниках на Маросейке, был духовным сыном одного из последних старцев Оптиной пустыни о. Анатолия (Потапова), в 1918-1919 гг. в Троице-Сергиевой лавре дружески общался с о. Павлом Флоренским и В.В. Розановым.
2. Вместе с тем Сергей Дурылин - ярчайший представитель искусства Серебряного века, со многими представителями которого он дружил. Поэтому неудивительно, по словам Александра Галкина, что именно такому человеку в труднейшие для страны годы, в 1918-м, могла прийти в голову несвоевременная и неуместная в тех обстоятельствах идея сборника, в котором круг православных праздников представлен глазами русских писателей и поэтов. В отделе рукописей Российской государственной библиотеки хранится ветхая записная книжка в коленкоровой обложке размером с ладонь, исписанная выцветшими чернилами и карандашом. В ней, помимо ежедневных записей о посещении Оптиной пустыни и общении со старцем Анатолием, Сергей Николаевич набросал план художественно-публицистического сборника, указав имена писателей и названия произведений, которые могли бы его наполнить.
3. В настоящий момент, спустя сто лет, издательство «Никея» воплотило в жизнь замысел Дурылина, выпустив в свет книгу «Венец лета». Конечно, как говорит Александр Галкин, - это не совсем тот сборник, каким его задумывал сто лет назад Сергей Николаевич. Не все краткие указания и намеки Дурылина на источники удалось расшифровать. Ряд из них ныне практически недоступен. Некоторые указанные им произведения, напротив, стали общеизвестными и вошли в современные школьные хрестоматии. Вот почему они тоже не включены в этот сборник. Замечательно, по словам составителя, что Дурылин прекрасно знал классическую русскую литературу (включая мало известных широкому читателю писателей второго и третьего ряда) и одновременно был начитан в религиозно-богословской литературе. Именно поэтому его план включал не только художественные произведения, но и множество религиозных и исторических сочинений.
4. Вдумываясь в записи Дурылина и подбирая указанные им в плане книги (в том числе и его собственные произведения), Александр Галкин, как составитель этого сборника, попытался по возможности проникнуть в сущность замысла, и в этом ему, как ни странно, помог сам автор идеи. Дело в том, - говорит составитель, - что, набрасывая план этой книги, Дурылин тогда еще не знал, что позднее в значительной степени он сам реализует свой замысел в собственных сочинениях. С 1913 по 1932 год он начал писать поэтический цикл Венец лета». Это дурылинское название и послужило заголовком данного сборника. В этом незаконченном стихотворном произведении, стилизованном под народную поэзию, Дурылин объединил две темы: одна - круг православных церковных праздников, другая - народные праздники, неотделимые от природного сезонного цикла труда и отдыха русского крестьянина.
5. Таким образом, для Дурылина в его замысле была необычайно значима идея русской народности. Больше того, он был глубоко убежден, вслед за Достоевским, что характеру русского народа внутренне присуща подлинная религиозность, и это отличает его от любого другого народа. И поэтому писатель включает в сборник, например, главы из «Сказаний русского народа» Ивана Сахарова, или лекцию историка Василия Ключевского, в которой проходит идея народной религиозности, или стихи Алексея Апухтина о Севастопольской обороне. Все эти исторические события - гордость и боль русского народа.
6. Важно также еще и то, что церковные и народные праздники в понимании Дурылина не суть только радость и веселье. Ведь в сезонно-церковный круг входят, в том числе поминовения усопших, горестные события народной и личной жизни. Рождеству Христову и Крещению предшествует Рождественский пост, а светлому и радостному празднику Пасхи - покаянный Великий пост и Страстная неделя. Русский народ в целом и каждый христианин в отдельности должны вслед за Христом пройти крестный путь, взойти на Голгофу и духовно воскреснуть вместе с ним, а также стяжать благодать Святого Духа в день Пятидесятницы (Троицы) (и не только в день праздника!).
7. Вместе с тем Дурылин глубоко чтит Богородичные праздники. Божия Матерь издревле является заступницей и молитвенницей русского народа, так же как и святые преподобные, великомученики, мученики и юродивые. Среди них особо выделяются двое великих русских святых: преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский. В память первого Дурылин был назван Сергием. Авторитет, пророческая миссия и величие второго не уступают народной славе первого. Летопись Дивеевской обители, повествующая об иноческом подвиге Серафима Саровского, и Житие Сергия Радонежского, написанное Епифанием, - важнейшие части задуманного Дурылиным сборника.
8. Наконец, по замыслу Дурылина, нельзя отнять у читателя возможность еще раз насладиться потрясающими пейзажными зарисовками русской природы в разные времена года. В сборнике части «Осень», «Зима», «Весна» и «Лето» открываются стихами признанных мастеров пейзажного жанра. В отдельную, заключительную, главу, под названием «О вере русского народа», вынесены художественные и публицистические тексты, выбранные Дурылиным по причине их исключительной значимости для его мировоззрения и творческого самосознания.
***
В этой книге вы найдете стихи, прозу, публицистику известных русских писателей, поэтов и мыслителей: Пушкина, Гоголя, Достоевского, Хомякова, Ахматовой, Блока, Пастернака, Гумилева, Анненского, Цветаевой и других. Четыре раздела книги соответствуют временам года, а каждая из глав раздела посвящена одному из православных праздников и начинается с краткого описания его смысла, истории и традиций. Отрывки из прозаических сочинений самого Сергея Дурылина рисуют двунадесятые и великие праздники - как к ним готовится и как их празднует русский народ. Словом, в этой книге - больше 1000 страниц с лучшими произведениями, рассказывающими о вере, традициях и жизни русского народа.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 28 апреля 2024 года
Божественная литургия 28 апреля 2024 года
Божественная литургия 28 апреля 2024 года
Наставление на Великий пост. Архимандрит Исидор (Минаев)
Слово пастыря. О руке Моисея. Священник Сергий Косых
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!