У книжной полки. Протоиерей Владислав Свешников. Молитвенные зовы утра и вечера

23 марта 2022 г.

Вопросы молитвы и ежедневного молитвенного правила важны и актуальны для каждого христианина. Но зачастую в молитвенной жизни большого числа верующих людей – присутствует многолетнее невнимательное «вычитывание» утренних и вечерних молитв. Правило совершается без участия ума и сердца, из-за чего развивается неумение внимать и церковной молитве, а в конечном итоге любое духовное делание остается бесплодным. На этот серьезный недостаток обращает внимание читателей доктор богословия протоиерей Владислав Свешников в своей новой книге - «Молитвенные зовы утра и вечера», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

***

1. Автор книги «Молитвенные зовы утра и вечера» протоиерей Владислав Свешников — доктор богословия, долгие годы бывший профессором нравственного богословия в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, — хорошо известен читателям. О молитве он говорит, что она «считается наиболее универсальным духовным деланием всякого верующего в Бога человека, тем более – верующего во Христа, тем более – православного; молитва всякая, как личная, келейная, так и общественная, церковная». Но на страницах этой книги священник раскрывает причины псевдомолитвы, а также предлагает читателю произвести «ценностную переустановку», понять глубокий смысл молитвенных текстов во всем их объеме, чтобы научиться истинной молитве – личному обращению к Живому Богу.

2. В предисловии автор отмечает, что предложенное в книге знание об объекте, содержании и акте молитвенного делания, в его идеале и в конкретной осуществляемости, открывает возможность простого и осязаемого понимания того, что реальность далеко отстоит от идеала. Большей частью вопрос заключается не в том, что при чтении «молитвенного правила» не хватает простой собранности и внимания. Главная причина несовпадения направленности традиционных молитв, принятых в православных текстах, с ценностными этико-психологическими установками современного человека состоит в земных склонностях века сего, определяющих современные личностные жизненные смыслы.

3. Требуется глубокая внутренняя ценностная переустановка представлений человека, живущего вполне земными ценностями и соответствующими личными склонностями, обусловленными, как правило, исключительно психологическими факторами, чтобы прийти в конечном итоге к обновленному, подлинно христианскому сознанию и жизненному устройству, включающему и молитвенный опыт жизни. Не сообразуйтесь с веком сим, - говорит апостол Павел, - но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная (Рим. 12:2).

4. Автор отмечает, что едва ли было бы целесообразным богословски скрупулезно рассматривать в этой книге все подробности текстов утреннего и вечернего молитвенных правил. За небольшими исключениями, в них почти всё и почти всем понятно; но увы, многим это «почти всё» представляется довольно устаревшим и несколько скучноватым. «Это всё не мои слова», - скажет (или лениво подумает) об этих молитвах иной читатель. Ведь он помнит их почти наизусть, но вот, правда, толку от этого никакого - остается в сердце пустая и бесплодная мертвечина. Наверное, правильным был бы такой подход, при котором среди множества слов, произнесенных языком, хотя бы некоторое их количество (на пример, поначалу всего пять) остро входили в живую ткань сердечного ума (или умственного сердца).

5. Для того, «чтобы прийти к обновленному, подлинно христианскому сознанию и жизненному устройству, включающему и молитвенный опыт жизни, - по словам автора, - требуется и специальное внимание к общепринятым молитвословным текстам, чтобы органично усвоить их содержание и смыслы. Не все в них просто и очевидно. И, кажется, - говорит отец Владислав, - нет нужды специально заострять внимание (например) на тех молитвах, которые всегда и дома и в церкви предшествуют всякому молитвенному правилу. Необходимость сердечно всматриваться почти в каждое слово каждой молитвы вполне очевидна. И утром, и вечером, и в любое время дня, когда совершается, во всей своей полноте, какое-либо молитвенное правило в Духе Божественном, оно должно начинаться с прославления Бога: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе!»

6. Ведь если творению предстоит Творец и переживание Творца для него, в его сердце, мертво с самого начала, то едва ли эта мертвенность сумеет ожить в дальнейшем сердечно-умственном переживании славы Божества. Если общепринятое прославление не переживается молящимися личностно в напряженном осознании величия Божия и радостном поклонении Ему, то, скорее всего, и дальнейшее воспроизведение молитвословий будет осуществляться без должного внимания ко всему, что произносится. Таким образом, прежде всего необходимо настроить себя в духе прославления Божества. Иначе беда. И только через покаяние можно будет возвратить себя в верное переживание прославления в обычном духовном строе жизни, только в таком случае и может совершаться молитва Духу Святому Царю».

7. А вот последняя молитва вечернего правила, по словам автора, не требует комментария. Потому что «в качестве завершения молитвенного правила, предлагаемого Православной Церковью своим верным чадам, следует то, что по существу не является молитвой и называется «исповеданием», то есть кратким рассказом, имеющим характер простого, неупорядоченного перечисления грехов. Их систематизация, собственно, и не предполагалась как задача, список грехов должен лишь помочь грядущему ко сну человеку, чтобы он припомнил этот негативный материал, который может привидеться и во сне, и дал ему своевременную и верную покаянную оценку».

8. Но обращаясь к другим молитвословиям, нам по словам автора, - «нужно приложить труд для личного усвоения каждого слова как переданного святыми отцами наследия и одновременно – как своего собственного. А для этого необходимо медленно и вдумчиво прочитать тексты молитв, внимательно и сердечно всматриваясь в каждое слово. Тогда, может быть, все утренние молитвы будут открывать для нас начало новой жизни. А вечерние – оказываться последним вечером земного бытия и итогом всех духовных предначертаний перед началом иного бытия; сим и завершается покаянная подготовка к вечности. И тогда, может быть, каждое утро и каждый вечер при чтении правил будут сказаны хотя бы пять слов умом, что, в соответствии с рассуждением святого Павла, лучше, чем тьма слов языком», – заключает протоиерей Владислав Свешников. 

***

Книга «Молитвенные зовы утра и вечера» призывает нас внимательнее вглядеться в каждое слово привычных молитв, неспешно вдуматься в их смысл, чтобы при последующем чтении молитвенного правила мы в полной мере понимали слова, обращаемые к Богу, и ощущали истинную радость от молитвенного общения с Господом. Книга протоиерея Владислава Свешникова будет интересна тем, кто хочет переосмыслить и исправить свою молитвенную практику, и тем, кто только начинает свое молитвенное делание, чтобы с самого начала усвоить буквальный и богословский смысл молитвенных текстов.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать