У книжной полки. "Для чего нужны монастыри? По письмам оптинских старцев". Прот. Сергий (Четвериков)

26 мая 2022 г.

В начале ХХ века автору книги, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию, нередко приходилось слышать в разговорах и читать в печати мнение, будто наши православные монастыри уже отжили свое время. Некогда, мол, они были полезны и даже необходимы как единственные центры просвещения, как распространители высшей культуры в народе, как укоренители русской народности на далеких и диких окраинах нашего обширного отечества, а теперь потеряли это значение. Просветительными центрами вместо них стали школы, утверждать русскую народность на окраинах нашего отечества призваны другие силы. Для чего же нужны монастыри? На этот вопрос отвечает автор этой книги - протоиерей Сергий Четвериков.

***

1. «Для чего нужны монастыри? По письмам оптинских старцев» - так называется книга, вышедшая в свет в издательстве Оптиной Пустыни. Имя протоиерея Сергия Четверикова знакомо, пожалуй, каждому почитателю Оптинских старцев. Родился духовный писатель, подвижник и пастырь 10 июня 1867 года в городе Бахмуте Екатеринославской губернии в купеческой семье. И уже в детские годы началось его становление как священника и духовного наставника многих и многих сотен людей. Вот как он сам об этом пишет: «Отец научил меня молиться, любить церковь и церковное пение. Благодаря отцу церковь и праздники, особенно Рождество и Пасха, занимали в нашей домашней жизни центральное место, являлись ее главным содержанием и воспитывающим элементом. Каждую субботу я ходил с отцом ко всенощной и полюбил церковное пение. Без наставлений и поучений церковь овладела моею душою».

2. В девять лет мальчика отдали в приготовительный класс духовного училища, а через три года перевели во 2-й класс Таганрогской прогимназии, потом в гимназию. Мальчик имел живой ум, любил учиться, много читал – гимназию он окончил первым учеником. Затем он переехал в Москву, учился на медицинском факультете Московского университета. В это время, как и многие молодые люди, Сергей пережил период сомнений и разочарования в том, что было дорого ему с детства, что наполняло жизнь смыслом. И лишь совершив летом 1891 года пешее путешествие из Москвы в Киев с целью поближе познакомиться с родиной, он как будто заново открыл для себя жизнь русского православного народа и Русской Церкви.

3. После этого путешествия Сергей поступил в Московскую духовную академию, которую окончил со степенью кандидата богословия в 1896 году. В этом же году был рукоположен во священный сан и выбран настоятелем храма при знаменитом Крестовоздвиженском трудовом братстве Николая Неплюева в Глуховском уезде Черниговской губернии. В первый же год 20 века отец Сергий по приглашению епископа Гермогена (Долганова) стал настоятелем храма при женском епархиальном училище в Саратове, трудился законоучителем, участвовал в миссионерской работе местного братства Святого Креста, был активным деятелем в сфере благотворительности. Батюшка возглавлял епархиальный комитет по оказанию помощи голодающим, организовывал «детские столовые и питательные пункты», был одним из авторов церковной газеты «Братский листок», которая выходила почти ежедневно.

4. В 1905 году, живя в Оптиной пустыни, он участвовал в подготовке собрания писем старцев Амвросия (Гренкова) и Анатолия (Зерцалова). Письма были изданы обителью в 1909 году. Он так говорил об этом: «Знакомство с письмами отца Амвросия возбудило во мне желание составить его полное жизнеописание, что и было мною сделано летом 1911 года в той же Оптиной пустыни. Следующее лето я провел в Шамордине, заканчивая там и подготовляя к печати свое жизнеописание старца о. Амвросия». В память об этой работе настоятель Оптиной архимандрит Ксенофонт (Клюкин) благословил отцу Сергию в подарок келейную исповедническую епитрахиль великого старца.

5. От работы над оптинским материалом отец Сергий перешел к работе над жизнеописанием старца Паисия Величковского, тем более что служить ему довелось в Полтаве, на родине Старца. С 1913 года по благословению церковных властей отец Сергий занялся изучением материала в архивах Санкт-Петербурга, Москвы, Орла, Оптиной Пустыни, Ново-Нямецкого монастыря в Бессарабии. Однако закончить работу удалось не скоро. В 1919-1920 годах он вместе с Полтавским кадетским корпусом эвакуировался за границу. Три года служил в небольшом сербском селе Лика, где-то между Боснией и Хорватией. В тишине сельского прихода он смог вновь обрести мир душевный, а затем привести в порядок и свои материалы по истории старчества.

6. В 1924 году глава русских православных приходов в Западной Европе митрополит Евлогий (Георгиевский) удовлетворил прошение о. Сергия о переводе в Братиславу, где жил его сын. Владыка знал, что «о. Сергий – священник выдающийся, высокого пастырского настроения, аскетического монашеского духа и знаток русского монашества и старчества», поэтому с радостью назначил его настоятелем основанного там русского Крестовоздвиженского прихода. По словам владыки Евлогия, «отец Четвериков поставил приход отлично и Братиславой не ограничился, а стал простираться и далеко за ее пределы. Он развил широкую миссионерскую деятельность по всей Словакии, окормлял до десяти таких гнезд» 

7. В 1928 году отец Сергий переехал в Париж, где на бульваре Монпарнас, была устроена церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. Церковь стала привлекать богомольцев со стороны и обросла приходом. По отзывам современников, отец Сергий был огромным авторитетом не только для мирян, но и для духовенства. Пастырство было его призванием. Помочь человеку вспомнить о Христе, войти в церковную ограду и тем самым упорядочить и освятить то, что кажется обычной житейской суетой – да и является таковою, если не освящается мыслью о Вечном... Людям, волею судеб оторванным от Родины, но не желавшим забывать, кто они и откуда, нужен был именно такой пастырь – с живым чувством традиции, истинно русский и истинно православный батюшка.

8. Отца Сергия называли «мучеником письменного стола», ведь кроме громадного количества писем, которые он считал себя обязанным писать всем, кому требовался его духовный опыт, он опубликовал несколько значительных книг и около пятидесяти статей. Основная тема его трудов – традиции русской духовной жизни: он писал о русском старчестве, о Паисии Величковском, об Амвросии Оптинском и Оптиной Пустыни; статьи о молитве Иисусовой и работы посвящены педагогическим проблемам. Некоторые из этих статей и составили эту книгу.

***

Протоиерей Сергий Четвериков закончил свои дни на чужбине 29 апреля 1947 года, на 80-м году жизни и 51-м году пастырской деятельности. За несколько лет до этого он принял схиму с сохранением прежнего имени. В этой небольшой книге он отвечает на вопросы: В чем смысл монашества? Какую роль играют монастыри в жизни современного общества? Какую пользу приносят монахи? Что такое старчество? Подобные вопросы, по словам издателей, волнуют сейчас многих так же, как они волновали и в начале 20 века, когда была написана эта брошюра. Ее особая ценность заключается в том, что при ее составлении отец Сергий Четвериков опирался на письма оптинских старцев.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать