Преображение (Одесса). О Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне и явлении там Светописанного образа Божией Матери, о милостыне

2 сентября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Димитрием Предеиным.

– Какова история Пантелеимонова монастыря на рубеже XIX–XX веков?

– Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне – это славная и очень древняя обитель, в истории которой были разные периоды. Были времена подъема, расцвета – особенно в XIV веке, когда сербский господарь Стефан Душан подарил монастырю святые мощи целителя Пантелеимона, его всечестную главу. Но впоследствии, особенно в XVIII веке, монастырь переживал сильный упадок, настолько глубокий, что бывали времена, когда в нем жили всего четыре монаха – двое русских и двое болгар.

К началу XIX века ситуация ненамного улучшилась. Настоящее возрождение монастыря начинается уже во второй половине XIX столетия. Это было время, когда выдающиеся подвижники нашей Церкви по Промыслу Божьему оказались там. Это прежде всего старцы Иероним, Макарий, Андрей. С их помощью, их трудами, их талантами, в том числе административными, организаторскими, но в первую очередь, конечно, духовными, монастырь стал настолько активно возрождаться, что к концу XIX столетия это была самая большая обитель на Афоне, самая многочисленная. По разным оценкам, там было около 2000 братьев.

– Наверно, самая многочисленная за всю историю Афона…

– Да, думаю, за всю историю  Афона в конце XIX века это был самый большой, самый многочисленный монастырь. Разумеется, это было связано с тем, что в 30-е годы XIX века иеромонах Аникита (Ширинский-Шихматов), который был княжеского сословия, переселившись на Афон, свои личные сбережения стал вкладывать в возрождение монастыря и привлек к этому своих родственников.

Тогда уже стало доброй традицией, когда многие знатные люди – княжеских кровей и даже из императорского дома – были постоянными жертвователями монастыря. От них поступали очень крупные пожертвования, и, соответственно, монастырь стал благоустраиваться, разрастаться, возводились новые прекрасные постройки. И возросло желание людей подвизаться именно в нем. Все эти процессы шли параллельно.

– Явление образа Богородицы было при схиархимандрите Андрее (Веревкине). Расскажите, пожалуйста, детальнее о его игуменстве.

– Это был по-настоящему выдающийся человек, наш земляк, из Харьковской губернии. Его жизнь сложилась таким образом, что давнее желание будущего подвижника принять монашеский постриг осуществилось именно на Афоне. Он долго сомневался – в его жизнеописании откровенно говорится, что он не сразу принял решение, куда пойти монахом.

Он был в Киеве, там  старец Иона сказал ему, что не нужно ехать на Афон, а лучше пойти в Глинскую пустынь. И вот он колебался, сомневался. Но другой старец – Вассиан – сказал: «Езжай на Афон. Если у тебя есть такое желание, Матерь Божья управит». Таким образом, он оказался на Афоне и очень быстро пришелся там ко двору, потому что старец Вассиан своим прозорливым глазом сразу увидел в нем нечто особенное, то, что будет полезно для всей монастырской братии. И вся его дальнейшая жизнь была связана с этим монастырем.

Хотя по обычаю того времени он не все время проводил на Афоне. Был период  (шесть с половиной лет), когда он жил в Москве на подворье своего монастыря, собирая средства на благоустройство обители. В Москве он служил, постоянно исполнял послушания, но, конечно, сердце влекло его обратно на Святую Гору.

И когда он написал прошение, его вернули обратно. С того времени уже начинается его восхождение по ступеням духовного возрастания и вместе с тем административный рост. Вначале он стал духовником Пантелеимоновой обители, а затем и ее игуменом. На этой должности он провел свои последние 14 лет.

– Очень интересно, как он стал игуменом. Здесь сыграл свою роль старец Иероним. Расскажите детальнее об этом.

– Старец Иероним (Соломенцов) был по-настоящему прозорливым человеком. Его вклад в развитие монастыря состоял не только в том, что он лично очень много делал для обустройства обители, для того, чтобы привлекать жертвователей, но и в том, что он искал и даже в каком-то смысле взращивал сильных, духовно крепких игуменов. Первым из них был схиархимандрит Макарий, его непосредственный ученик и ставленник, а после – схиархимандрит Андрей.

Что любопытно, духовник обители иеросхимонах Иероним (Соломенцов) посоветовал схиархимандриту Макарию, чтобы тот поставил отца Андрея на его место духовника, еще при своей жизни. Он под предлогом своей телесной немощи попросил об этом, понимая, что после этого отец Андрей скорее всего станет и наместником.

Тем не менее, хотя духовный авторитет старца Иеронима был очень высок, выборы все равно происходили по жребию. Игумен Макарий написал несколько записок – всего было восемь имен, восемь человек претендовали на эту должность, но жребий пал именно на отца Андрея. Так он стал его преемником.

Думаю, не случайно, что именно в его управление монастырем произошло это чудо (явление образа Божией Матери), какого не было там ни до, ни после. Сколько уже паломников перебывало в монастыре за последние 100 лет, сколько было сделано снимков при разных обстоятельствах – больше никогда такого не было. И в других обителях такого тоже не было, это так и осталось исключительным событием.

Мне думается, что это чудо было в какой-то степени наградой отцу Андрею от Господа за его подвижническую жизнь. Не случайно оно произошло незадолго до его кончины.

– Господь дал обители изобилие в дни игуменства отца Андрея, и это не случайно, как Вы сказали. Ведь обитель в то время занималась колоссальными делами милосердия. Расскажите об этой особой странице в истории Пантелеимонова монастыря.

– Об этом сейчас мало вспоминают, но это страница, которая не должна быть забыта. Греки об этом мало вспоминают по понятным причинам – у них есть определенная ревность по отношению к русскому присутствию. Не только к русскому, а вообще, думаю, к славянскому, потому что это присутствие там периодами было настолько велико, что на Афоне было намного больше славян, чем греков, в том числе и в конце XIX века.

Но мы должны помнить, что Пантелеимонов монастырь в конце XIX столетия занимался настолько широкой благотворительностью, что сотни людей приходили туда каждую неделю для того, чтобы получить какую-то помощь, прежде всего продуктами. Откуда эти продукты брались? Именно из Российской империи. Еженедельно приходили пароходы из Одессы, Таганрога и привозили продукты – в первую очередь хлеб, муку. И все это хранилось в монастырских закромах.

Ясно, что этих продуктов было больше, чем требовалось для содержания братии, – все делалось с запасом. И в конце концов для того, чтобы продукты не портились, а также для того, чтобы исполнить заповедь о милосердии, было заведено уже при старце Иерониме, чтобы милостыня раздавалась всем приходящим в монастырь, независимо от того, какого они были звания. Это могли быть монахи, послушники, даже паломники, которые оказались там в это время.

Разные были у людей обстоятельства, из-за которых они приходили попросить какую-то пищу. И всем раздавалась эта помощь. Так что объемы этой благотворительности были очень велики, сейчас даже трудно посчитать, сколько именно людей за эти годы получили помощь от монастыря. Во всяком случае, это было социальным служением, заметным для всей Афонской Горы.

– И заметным даже для братии самого Пантелеимонова монастыря.

– Да, заметным настолько, что реакция была разная.

– Как раз предыстория явления образа Богородицы очень интересна.

– Конечно, когда раздаются такие колоссальные объемы продуктов, которые стоят немалых денег, это вызывает у людей разные эмоции. Кто-то радовался тому, что монастырь приобретает такое доброе имя среди разных народов, потому что паломники приходили из самых разных стран. А другие считали, что это неоправданная расточительность, что нужно было бы как-то иначе распорядиться этими продуктами, этими деньгами. И вот они роптали потихоньку. Так, чтобы явно не возражать против воли начальства, так как все делалось с благословения игумена.

Эти настроения были довольно сильны. Не все были согласны с тем, что это правильная практика; они считали, что такие большие средства нужно было бы как-то иначе использовать. Кроме того, греки из других монастырей тоже к этому относились неодобрительно. С одной стороны, тут была некоторая зависть. Потому что это слишком повышало популярность Пантелеимонова монастыря, и все больше паломников шло именно туда, а не в другие обители Афона; с другой стороны, был в этом недовольстве, наверное, и какой-то рациональный момент, потому что вокруг монастыря умножилось число людей, которых в простонародье называют тунеядцами.

То есть это были люди без постоянного места жительства, без определенного рода занятий, которые не то чтобы пришли молиться, а просто им нечем было заняться, почему они и жили на Афоне. Пользуясь тем, что их бесплатно кормили в этом монастыре, да еще и выдавали продукты с собой, они вели праздную жизнь. Очевидно, таких людей становилось уже немало, поэтому от Протата пришло письмо – официальный документ, обращенный к игумену Пантелеимонова монастыря, в котором было сказано, чтобы братия прекратила раздачу этой милостыни.

– Протат – это орган управления.

– Да, Протат – то же самое, что Священный Кинот, то есть высший орган управления всеми монастырями на Афоне. Там много монастырей, но только 20 из них имеют право голоса в Священном Киноте. В их число входит и Пантелеимонов монастырь.

– И вот как раз явление Богородицы было при раздаче милостыни. Расскажите об этом событии.

– Когда пришло это письмо, оно вызвало настоящую бурю в огромном монастыре. Образовались две партии, которые враждовали между собой. Одни очень возмутились по поводу этого послания и считали, что нельзя исполнять это предписание, потому что оно шло вразрез с традицией, которая происходила от таких уважаемых старцев, как Иероним и Макарий. А другие считали, что нельзя ослушаться, потому что это официальный документ от начальства Святой Горы. Вторая партия была очень рада, что наконец прекратится раздача милостыни.

Это брожение умов было прекращено решением игумена Андрея. Он сказал, что игуменьей на Афоне является Сама Пресвятая Богородица. Потому надо Ей помолиться – как Она управит, пусть так и будет. И в последний раз в ближайшее воскресенье милостыню было решено раздать, потому что люди все равно придут, так как не знают, что этот запрет уже вышел, а при раздаче объявить, что больше, к сожалению, монастырь этого делать не может, так как это запрещено священноначалием.

Это соломоново решение было всеми одобрено. Когда наступил воскресный день и обычная милостыня в виде хлеба раздавалась людям, которые приходили, один из монахов Пантелеимонова монастыря, схимонах Гавриил, решил запечатлеть это событие, которое, как он думал, уже уходило в историю навсегда, на фотопленку – уже появились в то время фотоаппараты. Он сделал снимок, а когда начал рассматривать то, что получилось, вдруг заметил женскую фигуру именно в том виде, как Божья Матерь изображается на иконах, особенно возле Распятия Спасителя, в длинной темной и скромной одежде.

Все сразу согласились, что это именно фигура Пресвятой Богородицы. Собственно, другой женской фигуры там быть в принципе не могло – доступ женщинам на Афон запрещен категорически, их там вообще не бывает. Поэтому женщину в тот день там никто не мог видеть. Правда, некоторые подвижники иногда говорили, что Деву Марию они видели и в этом монастыре, и в других местах на Афоне. Многие подвижники, которые всю жизнь прожили на Афоне, кто-то один раз в жизни, кто-то не один раз в жизни, кто-то во сне, кто-то наяву, видели Пресвятую Богородицу. Но в этот день Ее не видел никто, Ее запечатлел только объектив фотокамеры.

Так Она оказалась на снимке. Причем видно, что эта женская фигура как бы сияет снизу – лучи света исходят из земли; видно, что это нечто необыкновенное. Когда весть об этом облетела монастырь, стало ясно, что это не случайное совпадение, это волеизъявление Пресвятой Богородицы, направленное на то, чтобы милостыня продолжалась в этом монастыре, чтобы ее по-прежнему раздавали.

И как только этот снимок попал к игумену Андрею, он написал ответное письмо в Протат (с приложением копии этого снимка), в котором объяснил свою позицию: братия монастыря считает, что необходимо продолжить раздачу милостыни, так как это воля Самой Пресвятой Девы Марии. Протат сразу принял это во внимание и отменил предыдущее решение.

– Продолжалась ли раздача милостыни после такой помощи Пресвятой Богородицы в трудные времена? Ведь через несколько лет произошла революция, оторвала Афон от большой земли, и случилось много бедствий.

– Да, катастрофа, связанная с Первой мировой войной, больно отразилась на афонском монашеском движении. Были разорваны многие связи, снабжение стало крайне нерегулярным. И поскольку многие монастыри на Афоне уже привыкли к тому, что их постоянно поддерживают внешние благотворители, а собственные хозяйства были слабо развиты, недостаточны для содержания монастырей, то они оказались буквально в бедственном положении.

Это коснулось и Пантелеимонова монастыря. Тем не менее даже в этой скудости, несмотря на собственную недостаточность, монахи старались по мере сил раздавать милостыню, продолжать традицию, заложенную старцами. И за это Господь их вознаградил: уже после Первой мировой войны случилось еще одно чудо. Когда раздавали муку нуждающимся, то монах Сергий (Токарев), который в то время был заведующим, заметил, что уже заканчиваются запасы муки (тем более кто-то просил добавки, и раздавали буквально горстями, боясь, что кому-то может не хватить).

Но, слава Богу, всем хватило, и он решил посмотреть, сколько же осталось. Потому что, по его подсчетам, мука должна была уже закончиться. Но когда он заглянул в лари, то увидел, что они полны. Это было явное чудо милости Божьей, чем-то подобное тому, которое произошло на браке в Кане Галилейской. Только там речь была о вине, здесь же – о хлебе насущном. Все восприняли это как знак того, что они должны продолжать заниматься раздачей милостыни, что это угодно Господу.

– Такие чудеса – явления Богородицы, святых – свидетельствуют о том, что Господь не оставляет Своих людей в этой жизни. Какой дидактический смысл мы могли бы вынести для себя из таких чудесных явлений?

– Всякий раз, когда Господь или Матерь Божья являются Своим угодникам, Они это делают для того, чтобы укрепить их веру и сообщить им новое религиозное воодушевление. И этот результат всегда достигается. Но в данном случае мы имеем исключительный пример того, как явление образа Божией Матери произошло на фотографии.

Надо заметить, что последующая история нашего Отечества сложилась так, что многие люди в результате атеистической пропаганды начали терять веру в Бога – их уже воспитывали в безбожии, и в 30–50-е годы прошлого века многие люди стали о Боге забывать. Но когда они видели этот снимок, который в копиях достигал, например, тех, кто сам побывал в Греции, на Афоне, они эту веру обретали. Потому что видели знак из духовного мира, знак, который подтверждал реальность этого мира, реальность Пресвятой Девы Марии, тот факт, что Божия Матерь заботится о людях, которые служат Ей.

Поэтому здесь мы можем видеть элементы миссионерства и катехизации. Пантелеимонов монастырь эту страницу своей истории не случайно столь ярко выделяет – ведь это сыграло позитивную роль в спасении душ многих тысяч людей.

– История образа напрямую связана с делами милосердия. В связи с этим возникает вопрос: с какой установкой, каким образом следует раздавать милостыню?

– С одной стороны, это явление Матери Божьей говорит о том, что в целом милостыня угодна Богу; ее в принципе нужно раздавать.

– Даже таким как будто тунеядцам?

– С этим, в принципе, никто никогда не спорил. Но, с другой стороны, мы должны более глубоко задуматься о том, как нужно творить дела милосердия. Нужно вспомнить поучения святых отцов о том, что главная аскетическая добродетель в православии – это рассудительность. Нужно разумно совершать подвиги, делать добрые дела, в том числе и творить милостыню.

Об этом было написано и в послании Протата монастырю – о том, что нужно подавать милостыню разумно. Поэтому, думаю,  каждый из нас, когда подает милостыню человеку, который просит, должен сначала внимательно посмотреть на этого человека, потому что жизненный опыт свидетельствует, что не для всех людей то, что мы им даем, является жизненно необходимым. Бывает так, что человек эти деньги тратит на что-то непотребное; например, на алкоголь или на что-то подобное.

Поэтому, думаю, в этом отношении мы должны быть разборчивы. Бывает,  мы чувствуем, что нам самим нужна помощь Божия, и тогда мы готовы раздать милостыню кому угодно, невзирая на лица.

Но часто мы видим одних и тех же людей, стоящих в одних и тех же местах, которые буквально «работают» на этом месте нищими, зарабатывая порой больше, чем те, кто честно трудится где-нибудь у станка или в больнице… Надо, наверно, все-таки задуматься о том, что если у нас есть выбор, кому подать милостыню, лучше подать ее тому, кто в ней по-настоящему нуждается.

– Милостыня, по учению Священного Писания, спасает от смерти. Почему Господь усваивает ей такую силу?

– Когда человек подает милостыню, он совершает определенную жертву, он отдает добровольно часть своих средств, а значит, своих трудов и, стало быть, своей собственной жизни для того, чтобы поддержать другого. Именно поэтому так ценится милостыня – потому что мы проявляем милосердие, которое является, возможно, главным божественным свойством.

Господь воистину Милостив, Милосерд, Любовь – Его имя. И потому мы проявляем любовь к ближнему, любовь, подтверждаемую фактом, когда мы что-то этому человеку отдаем. Необязательно деньги – это могут быть продукты, одежда, что-то другое. Всякий раз, когда мы так поступаем, мы уподобляемся Самому Богу, Самому Христу. Так сказано в Писании, и так учат многие наши святые отцы: человек, который дает милостыню, дает взаймы Самому Богу. А Господь всегда возвращает с процентами.

– Упоминаемая сегодня  икона Божьей Матери чтится как Светописанный образ. Почему он так называется?

– «Фотография» – это греческое слово, которое буквально переводится как «светописание». Поэтому икона, известная именно благодаря фотографии, стала называться Светописанной, хотя называют ее также и Светоявленной. Нужно отметить, что сама по себе эта икона немного отличается от фотографии, потому что там образ Девы Марии находится в углу и малозаметен. А вот на иконе Она выделена по центру яркими красками, фигура намного крупнее.

То есть с использованием подлинной фотографии создан новый тип иконы. И по благословению недавно почившего наместника обители отца Иеремии, столетнего старца, эта икона была уже официально прославлена в Пантелеимоновом монастыре. В честь ее построена часовня и даже храм в самой обители. Так что все желающие почтить эту икону Божией Матери вполне могут это сделать, посетив монастырь.

– Сегодняшние компьютерные технологии, в частности Photoshop, до такой степени развиты, что существуют программы, позволяющие сделать любые кадры. Каким образом можно отличить оригинальный снимок, действительное чудо, от подделки?

– В Евангелии сказано: По плодам их узнаете их (Мф. 7, 16). Поэтому когда мы видим в газете или в Интернете какую-нибудь сенсационную новость – о том, что, дескать, камера засняла явление Господа, или Божьей Матери, или ангела, или какого-нибудь святого, нужно вникнуть в ситуацию, изучить историю этого фотоснимка, понять, какие люди за этим стоят, почему они это обнародовали, какие цели они преследуют и какие чувства это вызывает в сердцах людей.

Если мы видим, что Божественная благодать подается через вот этот конкретный снимок, что люди приходят через это к вере, что это вызывает какие-то добрые эмоции,  значит, на самом деле в этом есть веяние Божьей благодати. А если кто-то это делает с корыстными целями, потому что у него далеко идущие планы, связанные с этим снимком, то рано или поздно все так или иначе выходит наружу.

Поэтому надо проявлять определенную осмотрительность – не слишком доверять таким сенсациям. Но тем не менее понимать, что, в принципе, это возможно, и одним из примеров действительно чудесного явления Божьей Матери, запечатленного на фотографии, стала как раз Светоявленная икона.

– Спаси, Господи, отец Димитрий, за интересную и важную беседу. Мы прощаемся с вами, дорогие братья и сестры. Божьей вам помощи и покрова Пресвятой Богородицы!

Ведущий священник Андрей Гавриленко

Записал Игорь Лунёв

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать