9 июля. Священномученик Георгий Степанюк

9 июля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

Церковный календарь. 9 июля 2015 года

Свои именины в этот день отмечают христиане, нареченные в честь святых: Георгия, Давида, Дионисия, Тихона, Иоанна

Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

 

Сегодня Святая Церковь совершает память новомученика, священномученика Георгия Степанюка.

Отец Георгий родился в 1880 году в селе Полична Брестского уезда Гродненской губернии. С 1900 года он был преподавателем в сельской школе. После окончания пастырских курсов в Москве Георгий был рукоположен во священника и в 1911 году направлен служить в Туркестанскую епархию в село Глиновка Лепсинского уезда Семиреченской области; в 1913 году он был переведен служить в храм в селе Андреевское того же уезда и назначен в церковно-приходскую школу законоучителем и преподавателем арифметики.

В 1918 году, когда началась гражданская война, супруга священника предложила ему скрыться и переждать смутное время. Но отец Георгий сказал: «Скоро праздник Святой Троицы. Что скажет народ?» И остался.

Вскоре пришедшим отрядом Красной гвардии в селе была установлена советская власть. Отец Георгий был арестован и две недели содержался под стражей; затем его вывели к народу, чтобы собрать против него свидетельства. Однако таковых не нашлось, и священник был освобожден.

9 июля 1918 года в село вошел другой отряд красногвардейцев, и несколько красногвардейцев сразу же направились к дому священника. Супруга священника, выйдя им навстречу, попыталась уверить их, что мужа ее дома нет, но отец Георгий, выйдя вслед за нею, сказал:

– Вот я. Что вам нужно?

– Вы арестованы! – ответили ему.

Находясь под стражей, отец Георгий, не желая оставлять церковных дел в беспорядке, попросил супругу принести из храма книги записей, привел их в порядок, а затем написал протоиерею Владимиру Цедринскому в Лепсинск письмо.

«Отец протоиерей! – писал он. – Только что приставили ко мне вооруженный караул из двух солдат. Сижу в комнате; тоскливо и скучно до боли. Мерещится смерть и приглядывается своими впалыми глазами. Жизнь прежняя проходит мысленно перед глазами. Больно сознавать, что за 18 лет служения народу получил в награду “почетный караул”. Чувствую, что страдаю за веру, правду и откровенность, а также за любовь к простому народу, который по своей темноте предает своих лучших друзей, своих печальников, своих пастырей.

Не оставляйте сиротами жену-вдову и детей-малюток. Очень жалею, что не сумел устроить ее жизнь счастливее.

Спасибо всем прихожанам, выразившим мне сочувствие в испытании... всем же остальным... да простит им Бог страшный грех предательства...

Уже сменили караул, а окончания дела не слышно...»

В тот же день после полудня в сопровождении конного конвоя священника повели на расстрел. Отец Георгий попрощался с супругой и детьми и пошел по центральной улице села. За страшной процессией шли женщины и подростки. У крутого берега реки, красногвардейцы спешились и вместе со священником стали спускаться к реке. Отец Георгий подошел к воде, опустился на колени и, воздев руки к небу, стал молиться. Затем он повернулся лицом к палачам, крестообразно сложил руки на груди и сказал: «Прими, Господи, мою грешную душу!»

Красногвардейцы выстрелили и убили священника. Погребение убитого пастыря совершили четыре священника из соседних сел. Священник Георгий Степанюк был погребен на сельском кладбище. Много лет затем верующие приходили тайком на его могилу помолиться и попросить его заступничества перед Богом.

 

Что же произошло с нашим несчастным русским народом, который в одночасье перевернулся с ног на голову?

В основной массе был он крещен, и в храм ходил, и Закон Божий изучал; все государственные праздники были связаны с верой и Церковью. Очень трудно понять, откуда в этих красноармейцах появилась такая жестокость. Это были молодые парни, которые надели галуны и получили винтовки, но вроде и горя особого они не знали, все они росли в крестьянских семьях в труде, наверное, в попытках воспитать их христианами. И вдруг такая сатанинская ненависть: издевались, пытали и мучили священников, зверски убивали. Трудно осмыслить, откуда все это, как вошло в жизнь русского народа, как юноши и девушки вдруг могли так осатанеть? Если бы только против людей, но ведь священник всегда являет собой образ Христа, и война против духовенства всегда была войной против Бога. Почему так произошло? Это очень сложный вопрос.

Конечно, на эту тему есть и размышления, и попытки проанализировать и найти ответ, что происходит с человеческой душой, почему она так быстро становится палачом с изощренными, жуткими формами издевательства над человеком. Что здесь за тайна?

Безусловно, многое произошло из-за потери веры, веры не как обрядовости, потому что большинство людей соблюдали обряд и делали все «правильно»: когда нужно кого-то отпевать или куличи освящать, приходили в храм. Но ушла вера как живое чувство Бога и живая жизнь с Богом, потому что человек, чувствующий Бога, не может ополчаться против Его Церкви. Человек, живущий с Богом, не может так быстро впустить в свое сердце ненависть. Значит, не было жизни духа, все было выхолощено, превратившись в сухие и безжизненные формы.

Если вернуться к нашему времени, то главная задача духовного воспитания - передать нашим детям живую веру, не свод каких-то законов и правил, а искреннее чувство присутствия в жизни живого Бога. Детям необходим опыт настоящей молитвы: не просто стояния в храме или чтения по книжке каких-то текстов, а молитвы, которая обращается к Богу и на которую Он откликается. Для этого сами родители должны верить.

На днях разговаривали с одной сестрой, которая сказала, что не может говорить людям о вере, потому что,  когда у человека горит душа, он верит в действенность покаяния, силу Причастия, близость Бога. Живя всем этим, ему не нужно ничего говорить: он своей жизнью свидетельствует о присутствии Бога в этом мире. Если же вера у человека безжизненная, одна мертвая форма, тогда очень сложно без огонька говорить правильные вещи о вере, передавать свечу, которая давно погасла. Так важно поддерживать в себе горение веры.

«Огнь пришел Я низвести на землю, - говорит Господь. - Как же Я хотел, чтобы он уже возгорелся». Этот огонь ревности по Боге, огонь исповедничества, бесстрашия быть христианином: жить по-христиански, креститься, проходя мимо храмов, молиться перед едой, не убегать от прямых  ответов на вопросы: «Ты что в храм ходишь?», «Ты что веришь?». Как говорит апостол Павел: «Ничем не хочу хвалиться, кроме Креста Господня». Не бояться хвалиться тем, что мы христиане и что крест ближе всего к нашему сердцу.

Конечно, это очень непросто, дорогие мои: в мире происходит много и страшного, и бесповоротного. Величайшая духовная опасность для современных детей даже не наркотики и алкоголь, а увлеченность виртуальной жизнью. Дети настолько безжизненны, настолько не стремятся к реальности, не хотят жить, а лишь находиться внутри соцсетей, образов потусторонней жизни, что это парализует волю и убивает веру. Невозможно совмещать чувство живого Бога и жизнь с Ним с жизнью в интернете. Интернет - это инструмент для работы, но там нельзя жить, потому что в нем нет Бога и жизни.

На детей это действует особенно сильно и извращенно: телефон с интернетом становится для них самым важным. Первое, что он берет в руки после сна, - это телефон. Телефон всегда находится рядом, и человек не представляет жизни без ВКонтакте.

Одна прихожанка поделилась: «Прихожу в храм, выполняю свое послушание и думаю, почему так тихо, никто меня не зовет, не спрашивает? Потянулась в сумку за телефоном, а он дома остался. Сначала испугалась: вдруг настоятель или бухгалтер вызовет? Потом расслабилась - будь что будет. Спокойно проработала весь день. Вечером прихожу домой, а в телефоне 43 пропущенных звонка, 47 сообщений. А ведь рабочий день не пострадал: все, кто хотели, нашли, и при этом день прошел спокойно, с доверием ко Господу.

Провела опрос среди знакомых - большинство не могут выходит без телефона из дома, отключать его даже глубоко вечером: а вдруг кто позвонит? Не могут отключать во время семейной прогулки, в выходной день. Кто-то даже в отпуске мучает ближних, которые не могут вырвать телефон из рук трудоголика. Страшное дело: телефон - помощник и инструмент - превращается в кандалы.

Видела, как дети реагируют на то, как папа и мама взяли телефоны в руки и уделяют внимание не детям, целый день ждавшим общения с любимыми родителями, а  каким-то чужим людям, которым вдруг захотелось вечером поговорить. Сколько нужно мудрости, воли и решимости, чтобы выправлять этот тяжелейший крен, потому что это не свобода, а зависимость. Зависимость, которая убивает живую веру, когда все время не до Бога, все время отвлечение и нет свободы.

Дай Бог нам всем мудрости. Дай Бог ревности о Боге, и чуткости, и ясности, и религиозной интуиции. Дай Бог жизни во Христе. Помогай нам всем Господь!

 

Священник Евгений Попиченко

Расшифровка: Юлия Подзолова

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать