8 марта. Сщмч. Поликарп, еп. Смирнский

8 марта 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь 8 марта 2015 года

Свои именины в этот день совершают христиане, нареченные в честь святых Алексия, Николая, Михаила, Сергия, Иоанна, Моисея, Александра.

Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники. Радости и мира о Духе Святом.

Сегодня Святая Церковь совершает память святителя Поликарпа, епископа Смирнского.

Родился около 80-го года, жил в Малой Азии, в городе Смирне. Рано оставшись сиротой, был воспитан по указанию Ангела благочестивой вдовой Каллистой. После смерти нареченной матери Поликарп раздал свое имение и стал вести целомудренную жизнь, служа больным и немощным. Его очень полюбил и приблизил к себе святой епископ Смирнский Вукол. Он посвятил Поликарпа в дьякона, поручив ему проповедовать в храме Слово Божие.

В то время был жив святой апостол Иоанн Богослов. Святой Поликарп был особенно близок к апостолу Иоанну, которого сопровождал в его апостольских путешествиях. Святитель Вукол рукоположил Поликарпа во пресвитера, а незадолго до кончины завещал поставить его епископом на Смирнскую кафедру. Когда совершалось посвящение святого Поликарпа во епископы, ему явился Господь Иисус Христос. Святитель Поликарп с апостольской ревностью руководил своей паствой. Пользовался большой любовью  среди священства. С большой теплотой относился к нему святой Игнатий Богоносец. Отправляясь в Рим, где его ожидала казнь (он был растерзан дикими зверями), он писал святому Поликарпу: «Как кормчим нужны ветры и обуреваемому - пристань, так настоящему времени нужен ты для того, чтобы достигнуть Бога».

На Римский престол вступил император Марк Аврелий, на было воздвигнуто одно из жесточайших гонений. Язычники требовали, чтобы судья искал святого Поликарпа - «отца всех христиан» и «совратителя всей Азии». В это время святитель Поликарп по настоятельной просьбе своей паствы пребывал в небольшом селении недалеко от Смирны. Когда воины пришли за ним, святой Поликарп вышел навстречу и велел их накормить, а сам в это время стал молиться, готовясь к мученическому подвигу. Его страдания и смерть описаны в «Послании христиан Смирнской Церкви к другим Церквям» - одном из самых древних памятников христианской письменности. Будучи приведен на суд, святитель Поликарп твердо исповедал свою веру во Христа и был приговорен к сожжению. Палачи хотели прибить его к столбу, но он спокойно им сказал, что не сойдет с костра - и его только связали веревкой. Пламя окружило святого, но не коснулось его, сомкнувшись в воздухе над его головой. Видя, что огонь не вредит ему, толпа язычников и иудеев стала требовать, чтоб он был убит мечом. Когда святому Поликарпу нанесли рану, из нее вытекло так много крови, что она погасила пламя. Тело священномученика Поликарпа сожгли. Смирнские христиане с благоговением собрали его честные останки, свято чтя его память.

Сохранился рассказ о святом Поликарпе его ученика, святого Иринея Лионского, который приводит Евсевий в «Церковной Истории»: «Я был еще очень молод, когда видел тебя в Малой Азии у Поликарпа, - обращается святой Ириней к своему другу Флорину, - и мог бы теперь указать место, где сидел блаженный Поликарп и беседовал, мог бы изобразить его походку, образ его жизни, внешний вид, его беседы к народу, его дружеское обращение с Иоанном, как он сам рассказывал, и с прочими самовидцами Господа, то, как он припоминал слово их и пересказывал, что слышал от них о Господе, Его учении и чудесах. По милости Божией ко мне, я и тогда еще внимательно слушал Поликарпа и записывал слова его не на доске, но в глубине моего сердца. Итак, могу засвидетельствовать перед Богом, что если бы этот блаженный и апостольский старец услышал что-нибудь подобное твоему заблуждению, то он тотчас заградил бы слух свой и изъявил бы негодование свое обычной поговоркой: «Боже Благий! До какого времени Ты допустил меня дожить».

При жизни святитель написал несколько Посланий к пастве и писем к разным лицам. До нашего времени дошло его послание к филиппийцам, которое, по сообщению Блаженного Иеронима,  читалось в Малоазийских церквах за богослужением. Оно было написано святителем в ответ на просьбу филиппийцев, прислать им сохранившиеся у святителя Поликарпа письма священномученика Игнатия Богоносца.

Сегодняшний день отмечен в светском календаре, как Международный женский день, это праздник, который уходит своими корнями в далекое советское прошлое, к двум женщинам-революционеркам: Кларе Цеткин и Розе Люксембург, которые тем самым решили увековечить память о борьбе за права женщин. Милостью Божией советское пленение в прошлом, истоки, повод этого дня большинством забыты, но сам праздник прижился. Получается, что только в этот день большинство мужчин вспоминают, что есть замечательное дело любви - дарить цветы. Конечно, это важный знак внимания, женщины любят получать в подарок цветы, но также любят получать внимание, и не один раз в году. Внимание выражается не только в подарках, но и в добрых словах, добром взгляде. Когда разговариваешь даже с православными мужьями, оказывается, что за годы жизни быт начинает «заедать»: вечером за ужином поговорили - и все. Однако любовь требует постоянного внимания и заботы, ее нужно все время питать. Для этого не надо совершать особых подвигов, а надо лишь быть внимательным, говорить добрые слова, порой делать какие-то сюрпризы. Не забывайте, пожалуйста, об этом.

В этот день есть о чем сказать нашим дорогим женам: и девочкам, и девушкам, и женщинам, и бабушкам. Как-то на улице обратил внимание на такую картину: взявшись за руки, по улице идут два мужика - все же такое откровенное поведение непривычно для города Екатеринбурга. Когда присмотрелся, понял, что все же это парень и девушка, но одеты и ведут себя они одинаково, так что с первого взгляда и не определишь.

Это движение, некогда заданное в революции, набрало силу, дало корни и принесло свои ядовитые плоды: женщины стали мужественными, а мужчины «обабились» и потеряли то, что заложено Богом в мужскую природу - быть главой, хозяином, воином, защитником. Женская энергия где-то их задавила: женщины и гвозди заколачивают, и пожары тушат, и «коней останавливают», а потом разводят руками и спрашивают: «Где же они, настоящие мужчины?»  Мужское поведение - как и обычное человеческое - идти путем наименьшего сопротивления, не делать лишних движений. Если женщине хочется быть выше, сильнее, быстрее, умнее, богаче – то «давай, делай». Нарушается очень важный баланс отношений: главой в семье становится женщина,  а мужчина остается где-то на подхвате.

Закон Божий непреложен, любые выходы из-под него приводят к катастрофе, смерти, разрушению. Мужчина должен быть главой, и помочь ему в этом может только женщина - своей кротостью, мудростью, деликатностью, умением вовремя прикусить язык и незаметно организовать так, чтобы окончательное решение всегда было за мужем. Для этого надо иметь терпение, смирение и кротость.  Даже в тридцатилетнем возрасте юноши остаются инфантильными, хотят, чтобы их, как детей,  кормили с ложечки, принимали за них решения. Но ведь это уже взрослый человек - надо помочь ему доразвиться, однако не делая все за него, но отдавая ему ответственность за решения: за рождение и воспитание детей, обеспечение семьи, принятие решений, за мужество и защиту. Этот терпеливый, самоотверженный труд женщины - главный женский труд: научиться быть немножко слабее мужчины и дать ему ощутить, что именно он отвечает за жизнь, за Родину, жену и детей, именно ему дана эта сила и власть. Если муж осознает себя мужчиной, то вы будете за ним как за каменной стеной: в сохранении, любви, заботе и внимании. Чуть-чуть потерпите - и помогай нам всем Господь!
 


Расшифровка: Юлия Подзолова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать