8 августа. Преподобный Моисей Угрин, Печерский

8 августа 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 8 августа 2015 года

Свои именины в этот день совершают христиане, нареченные в честь святых Моисея, Сергия, Параскевы.

Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

 

Сегодня Святая Церковь совершает память преподобного Моисея Угрина Печерского.

По происхождению венгр, он был братом преподобного Ефрема Новоторжского. Вместе с ним поступил на службу к святому благоверному князю Борису. После убийства в 1015 году на реке Альте святого Бориса, вместе с которым погиб и Георгий (тоже брат Моисея), Моисей бежал и скрывался в Киеве у Предславы, сестры князя Ярослава. В 1018 году, когда польский король Болеслав I Храбрый захватил Киев, святой Моисей вместе с другими попал в Польшу в качестве пленника.

Высокий и стройный красавец, Моисей обратил на себя внимание одной богатой польки-вдовы, которая загорелась к нему плотским похотением и захотела сделать своим мужем, выкупив из плена. Моисей решительно отказался менять плен на рабство у женщины. Его давнишней мечтой было принять ангельский образ. Однако, несмотря на отказ, полька купила пленника.

Она пыталась всячески совратить юношу, но он предпочитал голодные муки пышным пирам. Тогда полька стала возить святого Моисея по своим землям, думая, что он прельстится властью и богатством. Святой Моисей сказал ей, что не променяет духовные богатства на тленные вещи этого мира и станет иноком.

Проезжавший через те места афонский иеромонах постриг святого Моисея в иночество. Полька приказала растянуть святого Моисея на земле и бить его палками так, что земля напиталась кровью. Она добилась разрешения у Болеслава делать с пленником все, что угодно. Бесстыдная женщина однажды велела насильно положить святого Моисея с собой в кровать, целовала и обнимала его, но и этим ничего не добилась. Святой Моисей сказал: «Я из страха Божия гнушаюсь тобой как нечистой». Услышав это, полька велела давать святому каждый день по сто ударов, а потом оскопить его. Вскоре Болеслав воздвиг гонение на всех иноков в стране, но его постигла внезапная смерть. В Польше поднялся мятеж, во время которого была убита и вдова.

Оправившись от ран, преподобный Моисей пришел в Печерский монастырь, нося на себе мученические раны и венец исповедания как победитель и храбрый воин Христов. Господь дал ему силу против страстей. Один брат, одержимый нечистой страстью, пришел к преподобному Моисею и молил его помочь ему, говоря: «Даю обет сохранить до смерти все, что ты велишь мне». Преподобный Моисей сказал: «Никогда в жизни ни с одной женщиной слова не говори». Брат обещал исполнить совет преподобного. У Моисея была в руке палка, без которой он не мог ходить от полученных ран. Этой палкой он ударил в грудь пришедшего к нему брата и тотчас тот был избавлен от искушения.

Моисей подвизался в Печерском монастыре 10 лет, скончался около 1043 года и был погребен в Ближних пещерах. Прикосновением к святым мощам преподобного Моисея и усердной молитвой к нему печерские иноки исцелялись от плотских искушений.

В этот день хочется попросить ваших молитв, дорогие телезрители, за рабу Божию монахиню Питириму, которая именно в этот день некоторое время тому назад была призвана Богом в этот мир - сегодня день ее рождения. Непростое послушание дано Церковью матушке Питириме - быть настоятельницей восстанавливаемого Боголюбского монастыря в поселке Сарсы под г. Красноуфимском. До революционных изменений в этом месте был прекрасно отстроенный и многонаселенный инокинями Боголюбский женский монастырь. Сейчас фактически ничего не сохранилось: ни построек, ни храма, все приходится восстанавливать заново. Но самое сложное - строить не в бревнах, а в ребрах: устанавливать, созидать, выстраивать уклад монашеской жизни новообразуемой обители, поэтому так необходима молитвенная помощь. Но и не только молитвенная, монастырю необходима и финансовая поддержка, потому что задачи стоят серьезные, а село небольшое.

В связи с чем, дорогие телезрители, обращаюсь к вам с просьбой о молитвенной помощи и материальной поддержке этой обители. Да умудрит Господь матушку Питириму управлять сестрами: непростая задача - управлять женским коллективом. Как сказал один мудрый человек, тот, кто управляет женским коллективом, мытарства проходит без искушений.

Несколько слов хочется сказать о самой матушке Питириме. Ее путь к Богу, духовное пробуждение началось около 12-ти лет. Тогда еще раба Божия Наталья посмотрела какой-то советский фильм, и в ее светлой головушке ни с того, ни с сего возник вопрос «В чем смысл жизни?» Она произнесла этот вопрос вслух, а ее неверующий брат почему-то сказал: «В Боге». Это настолько запечатлелось в уме и сердце Натальи, что она пошла в воскресную школу, где была очень усердной ученицей. Например, батюшка давал совет, как вести себя перед экзаменами - горячо просить Бога о помощи в любых обстоятельствах. Наталья настолько усвоила это, что, заходя на экзамен, не стесняясь крестилась и молилась, за это в школе ее даже беззлобно дразнили «монашкой».

Когда она окончила школу, цель жизни и призвание были сформулированы очень четко - всецело и безраздельно посвятить себя служению Богу. Через некоторое средостение она оказалась в Толгском монастыре, где несколько лет проходила всевозможные послушания, набираясь опыта и практики монашеской жизни. Когда владыка Кирилл прибыл на Екатеринбургскую кафедру, то из монастыря для помощи была призвана монахиня Питирима, а через какое-то время ей было дано послушание организовывать восстанавливаемую Боголюбскую женскую обитель. Дай Бог крепкой Божией помощи, усердия, решимости, самоотверженности, послушных сестер и неотступной помощи Пресвятой Богородицы.

Бывает необходимость сделать замечание, потому что, с одной стороны, на это есть необходимое право и условия, с другой, замечание, выговор, наказание в идеале должны приводить человека к покаянию и исправлению. Но часто замечаю, что наша манера делать замечания как правило не приводит к доброму результату. Потому что когда говоришь с раздражением или издевкой, подковыркой, иронией, указывая человеку на его недостатки, то лишаешь его надежды и доброго выхода. Как правило, мы делаем замечания в оценочном тоне или формулировке: «Ну ты опять то-то и то-то сделал плохо!» «Не мог бы ты...» и дальше какая-то фраза. Наверное, каждый по себе знает, что когда на ошибки указывается таким образом, то исправлять их нет никакого желания.

 Дорофей говорил, что для того, чтобы помочь в исправлении, во-первых, необходим определенный тон, потому что, даже говоря правильные вещи правильными словами, мы можем задеть человека интонацией, в которой нет любви, заботы. Говорить надо доброжелательным тоном. Формулировки могут быть разными, а суть такова: «Брат мой, не согрешаем ли мы с тобой, делая то-то и то-то?» - то есть не разделяя «почему ты делаешь так», а объединяя «не согрешаем ли мы». Или: «Меня очень опечалило...», «я очень огорчился от того, что так произошло».

И, конечно, надо подсказать какой-то выход: «Хорошо бы, чтобы в следующий раз было так-то и так-то» или «надо бы делать то-то и то-то». Потому что очень важно выводить в положительный мотив. Не говорить, что всё плохо, ничего не получается, а ты такой-сякой, но всегда указать выход, как нужно делать. При таком доброжелательном подходе у человека появляется желание. Не всегда, конечно, но бывает, что в некоторых моментах он не уходит в глухую оборону, раздражение или нападение, а понимает. Ведь задача - достучаться до покаяния, помочь человеку понять свою вину, не просто сломать и наклонить, а помочь осознать, что это неправильно и грех. Величайшее искусство - делать замечания, нужно быть внимательными к этому. Помогай нам всем Господь!

 

Священник Евгений Попиченко

Расшифровка: Юлия Подзолова

 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать